Мост Траяна
Мост Траяна | |
---|---|
![]() Художественная реконструкция (1907 г.) | |
Координаты | 44 ° 37'26 "N 22 ° 40'01" E / 44,623769 ° N 22,66705 ° E |
Перекрещенный | Дунай |
Местный | Дробета-Турну Северин ( Румыния ), Кладово ( Сербия ) |
Статус наследия | Памятники культуры исключительного значения и археологические памятники исключительного значения (Сербия) |
Характеристики | |
Материал | Дерево, камень |
Общая длина | 1135 м (3724 фута) |
Ширина | 15 м (49 футов) |
Высота | 19 м (62 фута) |
Количество пролетов | 20 каменных столбов |
История | |
Архитектор | Аполлодор Дамаскин |
Начало строительства | 103 год нашей эры |
Окончание строительства | 105 г. н. э. |
Свернутый | Надстройка разрушена Аврелианом около 270 г. н. э. |
Статистика | |
Официальное название | Понт с мостом Траяна |
Тип | Археологический памятник исключительного значения |
Назначен | 28 марта 1981 г. |
Справочный номер. | АН 44 [ 1 ] |
Расположение | |
![]() |
Мост Траяна ( румынский : Podul lui Traian ; сербский : Трајанов мост , латинизированный : Траянов мост ), также называемый Мостом Аполлодора через Дунай , был римским сегментным арочным мостом , первым мостом, построенным через нижний Дунай и считавшимся одним из величайшие достижения римской архитектуры . Хотя он функционировал всего 165 лет, его часто считают самым длинным арочным мостом как по общему пролету, так и по длине за более чем 1000 лет. [ 2 ]
Мост был построен в 105 году нашей эры и спроектирован императора Траяна архитектором Аполлодором Дамасским перед Второй дакийской войной, чтобы позволить римским войскам пересечь реку. [ 3 ] моста Фрагментарные руины опор можно увидеть и сегодня.
Сайт
[ редактировать ]


Мост располагался к востоку от Железных ворот , недалеко от современных городов Дробета-Турну-Северин в Румынии и Кладово в Сербии . Его строительство было заказано императором Траяном как маршрут снабжения римских легионов, сражавшихся в Дакии .
Строительство моста было частью более широкого проекта, который включал рытье боковых каналов, чтобы можно было избежать порогов с бурной водой , чтобы сделать Дунай более безопасным для судоходства, что позволило создать эффективный речной флот, ряд оборонительных постов и развитие разведывательной службы на Дунае. граница. [ 4 ]
Остатки насыпи, защищавшей территорию во время строительства канала (кольцево к югу от Дуная) [ 5 ] показать масштаб работ. Канал длиной 3,2 км (2,0 мили) обходил проблемный участок реки в виде арки. [ 6 ] Бывшие каналы со временем заполнились песком, а пустые ракушки . в земле регулярно находят [ 7 ]
Все эти работы, особенно мост, служили цели подготовки к римскому вторжению в Дакию , завершившемуся победой римлян в 106 году нашей эры. Эффект от окончательной победы над даками и приобретения их золотых приисков был настолько велик, что римские игры, посвященные завоеванию, длились 123 дня, в которых за этот период участвовали в боях 10 000 гладиаторов и было убито 11 000 диких животных. [ 6 ]
Мост имел длину 1135 м (3724 фута) (сейчас ширина Дуная в этом районе составляет 800 м (2600 футов), ширину 15 м (49 футов) и высоту 19 м (62 фута), если измерять от поверхности реки. река. На каждом конце стояли римские форты, так что перейти мост можно было только через лагеря.
На южном берегу, у современного села Костол близ Кладово, форт Понт одновременно с мостом в 103 году был построен , занимавший несколько гектаров. Остатки замка длиной 40 м (130 футов) с толстыми валами все еще видны сегодня. ) . Позже вокруг него вырос викус (гражданское поселение В Понте была обнаружена бронзовая голова императора Траяна, часть статуи, воздвигнутой у входа на мост и сегодня хранящейся в Национальном музее в Белграде .
На северном берегу находится форт Дробета . Там также была бронзовая статуя Траяна. [ 7 ]
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Аполлодор использовал деревянные арки, каждая длиной 38 м (125 футов), установленные на двадцати каменных столбах из кирпича, раствора и пуццоланового цемента. [ 8 ] [ 9 ] Он был построен необычайно быстро (между 103 и 105 годами), с использованием деревянного кессона для каждого пирса. [ 10 ]
Аполлодор применил технику перемещения речного стока, используя принципы, установленные Фалесом Милетским примерно за шесть веков до этого. Инженеры дождались низкого уровня воды, чтобы прорыть канал к западу от современного центра города Кладово. Вода была перенаправлена на 2 км (1,2 мили) ниже по течению от строительной площадки, через низину Ключского района , к месту современной деревни Мала Врбица . В русло реки были вбиты деревянные столбы прямоугольной формы, которые служили фундаментом для опорных опор , обмазанных глиной. Полые опоры были заполнены камнями, скрепленными раствором , а снаружи они были обложены римским кирпичом . Кирпичи до сих пор можно найти в районе села Костол, сохранив те же физические свойства, которые они имели 2 тысячелетия назад. Опоры имели высоту 44,46 м (145,9 фута), ширину 17,78 м (58,3 фута) и расстояние между ними 50,38 м (165,3 фута). [ 6 ] Сегодня считается, что конструкция моста была собрана на земле, а затем установлена на опорах. Смягчающим обстоятельством было то, что год рытья каналов для перемещения был очень засушливым и уровень воды был достаточно низким. Русло реки было почти полностью осушено, когда началась закладка столбов. Всего на расстоянии 50 м (160 футов) было 20 столбов. дубовая древесина, а мост был достаточно высоким, чтобы можно было передвигаться на кораблях по Дунаю. Использовалась [ 7 ]
Кирпичи имеют и историческую ценность: члены римских легионов и когорт , участвовавших в строительстве моста, вырезали на кирпичах названия своих подразделений. Так, известно, что работу вели легионы IV Флавии Феликса , VII Клавдии , V Македоники и XIII Гемины и когорты I Крета, II Испанора, III Бриттона и I Антиохенсия. [ 6 ]
Стол Траяна
[ редактировать ]
Римская мемориальная доска (« Табула Траяна ») шириной 4 метра и высотой 1,75 метра, посвященная завершению строительства военной дороги Траяна , расположена на сербской стороне, обращенной к Румынии, недалеко от Оградины, в 29 км к западу от моста. В 1972 году, когда была построена гидроэлектростанция «Железные ворота I» (в результате чего уровень воды поднялся примерно на 35 м), мемориальную доску перенесли с прежнего места и подняли на нынешнее место. Там написано:
- ИМП. ЦЕЗАРЬ ДИВИ НЕРВЫ Ф
НЕРВА ТРАИАНВС. СРЕДНЕЕ. ЗАродыш
ПОНТИФ ВЕЛИЧАЙШИЙ ТРИБ-ПОТ III
ОТЕЦ ПАТРИОТА COS III
MONTIBVS ЭКЦИЗИ(и) ANCO(ni)BVS
SVBLAT(i)S VIA(m) F(ecit)
Текст был интерпретирован Отто Бенндорфом как означающий:
- Император Цезарь, сын божественной Нервы , Нерва Траян, Август , Германик , Великий Понтифик , в четвертый раз инвестировавший в качестве Трибуна , Отца Отечества , Консула в третий раз, раскопав горные скалы и используя деревянные балки , проложил эту дорогу.
Табула Траяна была объявлена памятником культуры исключительного значения в 1979 году и находится под охраной Республики Сербия .
Переезд
[ редактировать ]
Когда в 1965 году был составлен план будущей гидроэлектростанции и ее водохранилища, было ясно, что многочисленные поселения вдоль берегов будут затоплены как в Югославии, так и в Румынии, и что исторические памятники, включая мемориальную доску, также будут затронуты. Сербская академия наук и искусств призвала сохранить мемориальную доску, и правительство удовлетворило это предложение. Предприятием, которому поручен переезд, стала горнодобывающая компания " Венчак ", специалисты которой ранее участвовали в переезде храма Абу-Симбел в Египте . [ 11 ]
Первой идеей было оставить мемориальную доску на прежнем месте и построить вокруг нее кессон , но расчеты показали, что это не сработает. От идеи разрезать мемориальную доску на несколько более мелких частей, чтобы ее можно было переместить, отказались из-за качества породы, из которой она была сделана. От предложения поднять его на плавучем лифте « Вели Йоже » тоже отказались. Предложение разрезать стол на одну часть и переместить его в другое место было отклонено, поскольку мемориальная доска утратила бы свою подлинность. [ 11 ]
В конце концов было решено выкопать новую грядку в скале на высоте 22 м (72 фута) над первоначальным местом расположения мемориальной доски. Затем мемориальную доску разрезали на одно целое с частями окружающей скалы и дороги. После разрезания канатными пилами тяжелый кусок весом 350 тонн был поднят на новую станину. Работы начались в сентябре 1967 года и завершились в 1969 году. [ 11 ]
Разрушение и останки
[ редактировать ]
Деревянная надстройка моста была разобрана преемником Траяна Адрианом , предположительно, для защиты империи от варварских вторжений с севера. [ 12 ] Надстройка сгорела. [ 7 ]
Остатки моста вновь появились в 1858 году, когда уровень Дуная упал до рекордно низкого уровня из-за сильной засухи. [ 7 ] Двадцать столбов все еще были видны.
В 1906 году Дунайская комиссия решила разрушить два столба, препятствовавших судоходству.
В 1932 году под водой оставалось 16 столбов, но в 1982 году археологи нанесли на карту только 12; остальные четверо, вероятно, были унесены водой. Сейчас на обоих берегах Дуная видны только входные столбы. [ 13 ] один в Румынии и один в Сербии. [ 7 ]
В 1979 году Мост Траяна был внесен в список Памятников культуры исключительной важности , а в 1983 году — в список археологических памятников исключительной важности , и тем самым он находится под охраной Республики Сербия.
См. также
[ редактировать ]- Список надписей в Сербии
- Список римских мостов
- Дакийские войны Траяна
- Мост Константина (Дунай)
- Луиджи Фердинандо Марсильи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Информационная система недвижимых культурных ценностей» .
- ^ По длине мост, похоже, превосходил по длине другой римский мост через Дунай, мост Константина , малоизвестное сооружение, длина которого составляет 2437 м ( Тюдор 1974b , стр. 139; Гальяццо 1994 , стр. 319). В Китае однопролетный мост Анжи VI века имел сопоставимый пролет — 123 фута или 37 метров.
- ^ Григгс-младший, Фрэнсис Э. «Мост Траяна: первый в мире деревянный мост с длинными пролетами» (PDF) . Практика гражданского строительства .
- ^ Шашель Дж. Канал Траяна у Железных ворот. Журнал римских исследований. 1973;63:80-85. дои: 10.2307/299167
- ^ Римский канал https://vici.org/vici/60617/
- ^ Jump up to: а б с д Ранко Яковлевич (9 сентября 2017 г.), «Счастливее августа, лучше Траяна», Политика - Культурное приложение (на сербском языке), с. 05
- ^ Jump up to: а б с д и ж Слободан Т. Петрович (18 марта 2018 г.). «Столпы моста Траяна» [Столпы моста Траяна]. Политика-Магазин, №1. 1068 (на сербском языке). стр. 22–23.
- ^ Самая ранняя обнаруженная конструкция римского кессона была в Косе, небольшой римской колонии к северу от Рима, где подобные кессоны образовывали волнолом еще во 2 веке до нашей эры: Международный справочник по подводной археологии , 2002.
- ^ Фернандес Трояно, Леонардо, «Проектирование мостов - глобальная перспектива», Thomas Telford Publishing, 2003 г.
- ^ В первом веке до нашей эры римские инженеры использовали деревянные кессоны при строительстве гавани Ирода в Кесарии Приморской: Кэрол В. Руппе, Джейн Ф. Барстад, ред. Международный справочник по подводной археологии , 2002, «Кесария», стр. 505f.
- ^ Jump up to: а б с Микиса Михайлович (26 мая 2019 г.). «Сохранение Tabula Traiana» [Сохранение Tabula Traiana]. Политика-Магазин, №1. 1130 (на сербском языке). стр. 22–23.
- ^ Оппер, Торстен (2008), Адриан: Империя и конфликт , издательство Гарвардского университета , стр. 67 , ISBN 9780674030954
- ↑ Римляне поднимаются из вод. Архивировано 5 декабря 2006 г. в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Банкила, Раду; Теодореску, Драгош (1998), «Римские мосты на Нижнем Дунае», в Зильхе, К.; Альбрехт, Г.; Свачина, А.; и др. (ред.), Проектирование, строительство и обслуживание мостов в Дунайском регионе , 3-я Международная конференция по Дунайским мостам, 29–30 октября, Регенсбург, стр. 401–409.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Гальяццо, Витторио (1994), Римские мосты. Общий каталог , том. 2, Тревизо: Edizioni Canova, стр. 320–324 (№ 646), ISBN. 88-85066-66-6
- Григгс, Фрэнсис Э. (2007), «Мост Траяна: первый в мире деревянный мост с длинными пролетами», Практика гражданского строительства , 22 (1): 19–50, ISSN 0886-9685
- Гушич, Сима (1996), «Мост Траяна. Вклад в его реконструкцию», в Петрович, Петар (ред.), Римские липы на Среднем и Нижнем Дунае , Cahiers des Portes de Fer, vol. 2, Белград, стр. 259–261.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - О'Коннор, Колин (1993), Роман Бриджес , издательство Кембриджского университета, стр. 142–145 (№ T13), 171, ISBN 0-521-39326-4
- Сербан, Марко (2009), «Мост Траяна через Дунай», Международный журнал морской археологии , 38 (2): 331–342, Бибкод : 2009IJNAr..38..331S , doi : 10.1111/j.1095-9270.2008 .00216.x , S2CID 110708933
- Тюдор, Д. (1974a), «Мост Траяна в Дробета-Турну-Северин», Les ponts romains du Bas-Danube , Bibliotheca Historica Romane Études, vol. 51, Бухарест: Editura Academiei Republicii Socialiste, Румыния, стр. 47–134
- Тюдор, Д. (1974b), «Мост Константина Великого в Целей», Римские мосты Нижнего Дуная , Bibliotheca Historica Romane Studies, vol. 51, Бухарест: Editura Academiei Republicii Socialiste, Румыния, стр. 135–166.
- Ульрих, Роджер Б. (2007), Роман Деревообработка , Издательство Йельского университета, стр. 104–107, ISBN 978-0-300-10341-0
- Вучкович, Деян; Михайлович, Драган; Карович, Гордана (2007), «Мост Траяна на Дунае. Текущие результаты подводных археологических исследований», Истрос (14): 119–130.
- Ранко Яковлевич (2009). «Мост Траяна близ Кладово» . Растко.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Мосты построены во 2 веке.
- Мосты через Дунай
- Мосты в Румынии
- Мосты в Сербии
- Римские сегментные арочные мосты
- Палубные арочные мосты
- Снесенные мосты
- Дробета-Турну Северин
- Древнеримские здания и сооружения в Сербии
- Археологические памятники исключительного значения
- Исторические памятники в уезде Мехединцы
- Timok Valley
- Римская Дакия
- 103
- 105
- Траян
- Здания и сооружения в уезде Мехединцы
- Снесенные здания и сооружения в Сербии
- Здания и сооружения, снесенные в III веке.
- Снесенные здания и сооружения в Румынии