Jump to content

Собор Святого Михаила, Белград

Координаты : 44 ° 49'05 "N 20 ° 27'08" E  /  44,81806 ° N 20,45216 ° E  / 44,81806; 20.45216
Соборная церковь Святого Михаила Архангела
Соборная церковь Св. Архангел Михаил
Соборная церковь
Карта
44 ° 49'05 "N 20 ° 27'08" E  /  44,81806 ° N 20,45216 ° E  / 44,81806; 20.45216
Расположение Белград
Страна Сербия
Номинал Восточное православие
Веб-сайт Саборна Црква Официальный сайт
История
Статус Церковь
Основан 1837  ( 1837 )
Основатель(и) Дом Обреновичей
Преданность Святой Михаил Архангел
Реликвии хранятся Король Урош III
Деспот Стефан Штильянович
Князь Милош I
Князь Михайло
Принц Милан
Архитектура
Функциональное состояние Активный
Обозначение наследия Памятник культуры исключительного значения
Назначен 1979
Архитектор(ы) Адам Фридрих Кверфельд
Стиль Неоклассицизм позднего барокко. с элементами
Завершенный 1840
Технические характеристики
Количество куполов 1

Соборная церковь Святого Михаила Архангела ( сербская кириллица : Саборна Црква Св. Архангела Михаила , латинизированная : Saborna Crkva Sv. Arhangela Mihaila ) — сербская православная соборная церковь в центре Белграда , Сербия , расположенная в старой части городе, на пересечении улиц Краля Петра и Кнеза Симе Марковича. Он был построен между 1837 и 1840 годами на месте более старой церкви, также посвященной Архангелу Михаилу . Это одно из важнейших культовых сооружений страны. он широко известен как просто Соборна Црква Среди горожан (Собор). В 1979 году он был объявлен памятником культуры исключительного значения .

Кафедральный собор – один из немногих сохранившихся памятников Белграда первой половины XIX века. В то время, когда медленно формировались новые социальные и политические структуры, соборная церковь стала центральной опорой в борьбе за независимость от турецкого централизма к окончательной свободе от османского владычества.

Старая церковь

[ редактировать ]

стояла более древняя церковь, посвященная святому Архангелу Михаилу На месте нынешней церкви . Протестантский священник и путешествовавший писатель Степан Герлах предоставил ценные записи о его облике в своих описаниях путешествий императорских делегатов в Стамбул в 1573–1578 годах. Хотя он был просторным, со всеми необходимыми богослужебными принадлежностями и мебелью, он был недостаточно велик, чтобы принять всех христианских граждан Белграда.

Коронация короля Петра I 21 сентября 1904 г.

Более поздние записи о существовании этой церкви [ 1 ] были сохранены в основном писателями-путешественниками 17-18 веков. Во время австро-турецких конфликтов в начале 18 века он был разрушен, и австрийские власти четко дали указание не восстанавливать поврежденные сербские храмы. Бывший митрополит Мойсий Петрович , ожидавший поддержки скончавшегося к тому времени русского царя Петра Великого , начал обновление церкви с ее фундамента, украсив ее новым иконостасом.

После Белградского договора, заключенного в 1739 году, турки-османы снова вошли в Белград и «как только они вошли в город, они в этом случае проявили свой гнев по отношению к сербам и сербским реликвиям». [ 2 ] Впечатляющая резиденция сербского митрополита была снесена, а церковь «ограблена и снесена крыша». [ 2 ] Спустя несколько десятилетий, в начале 1798 года, церковь вновь пострадала, на этот раз от пожара. Отремонтированный для службы, он прослужил до начала 1813 года, когда после подавления Первого сербского восстания турки его осквернили и ограбили. Необходимые реставрационные работы были проведены после Второго сербского восстания .

После султанского хатишерифа в день Святого Андрея в 1830 году, который предоставил сербам свободу совершать религиозную службу, по приказу князя Милоша Обреновича рядом со старой церковью была построена деревянная колокольня. [ 3 ]

Для отливки колокола был зажжен большой костер, который горел три дня. Люди проходили мимо и бросали различные серебряные предметы, чтобы отлить их из плавящейся бронзы, чтобы колокола звучали «более серебристо». Бывшие белградцы ждали этого события «как чего-то великого и недостижимого. Для них звон колоколов не был обычным религиозным обычаем. Колокола представляли собой символ ожидаемой веками победы». [ 4 ] Решение князя Милоша было принято турками с сомнением и угрозой. До наших дней сохранился анекдот об угрозе визиря Белграда Хусейна-паши Гаванозоглу (1827–1833), ссылаясь на князя Петра Чукича , руководившего строительством колоколов, понести за это наказание. Герцог ответил: «Я знаю, я знаю эфенди -пашу, если я подниму их, я умру от турецкой руки, а если нет, я умру от руки моего господина князя Милоша. Я предпочитаю умереть от турецкой руки, чем из руки господина моего, как его непослушного слугу». [ 5 ]

Сегодня колокол старой соборной церкви находится в колокольне Вознесенской церкви (1863 г.) вместе с еще четырьмя историческими колоколами, разными по размеру и происхождению. Впервые этот колокол прозвучал 15 февраля 1830 года, когда Сербское княжество получило автономию. Разрушенная и отремонтированная старая церковь боролась до 22 июня 1836 года, когда после многочисленных обсуждений князь Милош приказал снести церковь и построить новую. Строительство нового соборного храма началось 28 апреля 1837 г. Его фундамент был освящен 15 июля 1837 г. [ 6 ] современник, описанный как исключительное событие, свидетелями которого стали митрополит Петр Йованович , высокопоставленные церковные сановники, принцесса Любица и преемники Милан и Михайло, крепостные, дети и «люди обоих полов». [ 6 ] Ревели пушки, и люди говорили: «Церковь благословляет это счастливое и счастливое время». [ 6 ] В день покровителя храма св. Архангела Михаила 8 ноября 1845 года митрополит Петр Йованович освятил построенный храм и отслужил в нем первую литургию.

Вид на Старый Град

Хотя автор проекта долгое время оставался спорным, несомненно, что церковь была построена строителями из Панчево по проекту Франца Янке Фридриха Адама Кверфельда . [ 7 ]

Существующая церковь

[ редактировать ]

Собор был построен между 1837 и 1840 годами. [ 8 ] Позолоченный резной иконостас был выполнен скульптором Димитрием Петровичем, а иконы на иконостасе, престолах, хорах и кафедрах, а также на стенах и арках были написаны Димитрием Аврамовичем , одним из самых выдающихся сербских художников 19 век.

Кафедральный собор был одним из крупнейших религиозных сооружений в Сербии и, после церкви Петра и Павла в Топчидере (1832–1834 гг.), старейшим в Белграде.

Церковь имеет однонефную конструкцию с полукруглой апсидой с восточной стороны и притвором с западной стороны, над которой возвышается высокая колокольня. Внутреннее пространство разделено на алтарное пространство, неф и притвор, в котором расположены баптистерий и лестница, ведущая на колокольню. В отличие от северного и южного фасадов, имеющих простую и единую форму, западный фасад подчеркнут отчетливым порталом и широкой входной лестницей. Архитектура соборной церкви своей сборкой и прекрасными пропорциями напрямую переняла стандарты неоклассических церквей с узнаваемой башней в стиле барокко, построенных в то же время в Австрии. Возможной моделью могла быть несколько более старая соборная церковь в Сремских Карловцах (1758 г.), которая также принадлежит к этой группе. Архитектура этой церкви использовалась как образец сакральной архитектуры во времена правления Милоша Обреновича.

Интерьер церкви

Роспись соборной церкви была поручена одному из самых известных сербских художников XIX века Димитрию Аврамовичу (1815–1855), написавшему в период с 1841 по 1845 год восемнадцать больших настенных композиций и почти пятьдесят икон для иконостаса. влияние исторической школы Вены и немецких назарейцев, но отчетливое чувство драматического колорита и пластически-драматического ритма создали узнаваемый Сербский манер. Он создал на стенах кафедрального собора уникальные монументальные композиции религиозного содержания, получившие высокую оценку в новейшей сербской живописи.

Помимо живописи, гравюры на иконостасе, хорах и кафедре, настенной росписи, особую ценность представляет сокровищница, где хранятся предметы прикладного искусства – золотые изделия XVIII и XIX веков, одежды священников, кресты, отдельные иконы второй половины XIX века и другие объекты культурно-исторического значения.

Рядом с церковью, на сегодняшней улице Задарской, а также на части улиц Краля Петра и Косанчичев Венац , находилось старое сербское кладбище. Постепенное его расширение охватило церковный двор собора, который в первые десятилетия XIX века не был огорожен и служил кладбищем, где хоронили выдающихся сербских деятелей того времени.

Череп герцога Караджордже был похоронен в южной части церковного двора до 1837 года, когда его, по желанию и приказу княгини Любицы, вывезли и перенесли в Тополу. Мощи Стефана святого царя Уроса и святого деспота Штильяновича (†1540), могилы сербских правителей князя Милоша (1780–1860) и Михаила Обреновича (1823–1868), а также могилы некоторых церковных сановников находятся в Церковь. сербский писатель и просветитель Доситей Обрадович (1742–1811) и реформатор сербского языка Вук Караджич Перед главным входом в церковь похоронены (1787–1864).

Первое Белградское общество певцов , исполняющее сербскую духовную музыку, действующее и сегодня, было основано в 1853 году при кафедральном соборе. Этим хором руководили все выдающиеся композиторы сербской музыки, такие как Йосиф Маринкович , Стеван Мокраняц , Корнелие Станкович и другие.

Во время 1-го саммита Движения неприсоединения в Белграде в 1961 году президент Кипра и архиепископ Макариос Кипрской Церкви III возглавил литургическое богослужение в церкви наряду со своим официальным присутствием на конференции. [ 9 ]

Реликвии и могилы

[ редактировать ]

Особой ценностью церкви является ее сокровищница, в которой хранятся мощи сербских святых императора Стефана Уроша V , части мощей Лазаря Сербского , деспота Стефана Штильяновича , а также могилы Милоша Обреновича , Михаила Обреновича , митрополита Михаила , митрополита Инокентия. , Патриарх Гаврило V , Патриарх Викентий II , Вук Караджич , Доситей Обрадович .

Патриархат Сербской Православной Церкви

[ редактировать ]
Кафедральный собор

Здание Патриархии было построено в 1935 году по проекту архитектора Виктора Лукомского. [ 10 ] Он расположен напротив собора Црквы. Здание имеет квадратный массивный фундамент и содержит монументальные формы. На главном фасаде выделяется портик с невысокими колоннами и арочным порталом, над которым расположен скульптурный герб Сербской Православной Церкви . На вершине фасада расположена мозаичная композиция с изображением Святого Иоанна Крестителя. В восточной части здания находится часовня, посвященная святому Симеону. В нем находится резной иконостас работы охридских мастеров с иконами, написанными в 1935 году Владимиром Предоевичем. Соборная церковь Святого Архангела Михаила была объявлена ​​памятником культуры исключительного значения в 1979 году и находится под охраной Республики Сербия . В этом здании также находятся Библиотека и Музей Сербской Православной Церкви.

Привлечение

[ редактировать ]

Собор является популярной туристической достопримечательностью Белграда; однако туристам лучше всего посещать церковь в будние дни, поскольку в выходные дни в церкви обычно проводятся свадьбы, крещения и т. д.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Помимо соборной церкви, посвященной Святому Архангелу Михаилу, в некоторых источниках (например, Spomenica Saborne crkve u Beogradu) говорится о существовании еще одной церкви в бывшем Белграде, посвященной Святому Иоанну Крестителю, но без каких-либо более точных записей.
  2. ^ Jump up to: а б Иоаким Вуйич, «Путешествие по Сербии», книга I, 1828 г., Белград, 1901 г., 23.
  3. ^ Никола Несторович, Здания и архитекторы Белграда прошлого века, Белград, 1937, 22.
  4. Мемориал собора в Белграде, 41.
  5. ^ Dragan J. Rankovic, Iz Beogradske proslosti, BON, 1938. br. 3, 210
  6. ^ Jump up to: а б с Милан Дж. Миличевич, Воспоминания, 1831-1855. Белград, 1952, 61.
  7. ^ «Церковь Саборна Белград» .
  8. ^ Пантелич, Братислав (1 марта 1997 г.). «Национализм и архитектура: создание национального стиля в сербской архитектуре и его политические последствия» . Журнал Общества историков архитектуры . 56:20 . дои : 10.2307/991214 .
  9. ^ Мила Турайлич (2023). «Фильм как место памяти Белградской конференции неприсоединившихся государств 1961 года». В Поле Стаббсе (ред.). Социалистическая Югославия и Движение неприсоединения: социальные, культурные, политические и экономические фантазии . Издательство Университета Макгилла-Куина . стр. 203–231. ISBN  9780228014652 .
  10. ^ Аранделович, Биляна; Вукмирович, Милена (2020). Белград: мегаполис Юго-Восточной Европы XXI века . Спрингер Природа. п. 40. ISBN  9783030350703 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 164a1a0568d7f14e4b9572b2e7558f2d__1702594320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/2d/164a1a0568d7f14e4b9572b2e7558f2d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
St. Michael's Cathedral, Belgrade - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)