Jump to content

Церковь Св. Пятница и Станиченье

Координаты : 43 ° 12'25,45 "с.ш. 22 ° 30'51,02" в.д.  /  43,2070694 ° с.ш. 22,5141722 ° в.д.  / 43,2070694; 22.5141722
Св. Церковь Петка и Станиченье
Церковь Св. Петки в Станиченье
Карта
43 ° 12'25,45 "с.ш. 22 ° 30'51,02" в.д.  /  43,2070694 ° с.ш. 22,5141722 ° в.д.  / 43,2070694; 22.5141722
Расположение Станиченье, 18300 Пирот, Сербия
Страна Сербия
Номинал православный
Архитектура
Обозначение наследия Памятник культуры большого значения
Назначен 9 мая 1967 г.
Годы постройки 1331-32
Самая популярная фреска в церкви Св. Церковь Петка и Станиченье

Церковь Св. Петка в Станиченье ( сербская кириллица : Crkva Svete Petke , болгарский : Cъrkva «Sveta Petka» ) — старейшая церковь в Станиченье , Сербия . В средние века она была известна как церковь Св. Николая , болгарский памятник [ 1 ] [ 2 ] датируемый началом правления царя Ивана Александра в 1330-х годах.

Церковь расположена недалеко от Пирота , примерно в 10 км к западу, у подножия горы Белава . Он был построен на возвышенном плато над берегом реки Нишава , недалеко от деревни Станиченье и впадения в нее Темштицы , недалеко от главной дороги из Софии в Ниш . Фреска отмечает, что церковь была построена в 1331-1332 годах. [ 3 ]

В 1967 году церковь была объявлена ​​памятником культуры исключительного значения в Сербии. [ 4 ] Радивое Любинкович (1910–1979), консультант Археологического института в Белграде , посетил здание в 1972 году и снова между 1974 и 1977 годами. Окончательная консервация и реставрация расписных стен (фресок) была произведена в период с 1975 по 1978 год Зденкой Живкович , картина реставратор из Белграда.

Период строительства

[ редактировать ]

Церковь Св. Петки , бывшая церковь Св. Николы, является старейшей церковью в Станиченье. Фресковая эпитафия, написанная на западной стене над входом, отмечает, что Арсений, Ефимия, Константин и некоторые другие члены церкви нарисовали и построили церковь между 1331 и 1332 годами во времена болгарского императора Ивана Александра ( болг . Иван Асен ). Некоторые из людей, упомянутых на на фреске эпитафии , к моменту завершения строительства церкви уже были мертвы, поэтому строительство завершили их потомки. Позднее были построены, но не сохранились, притвор и паперть с южной стороны церкви. Вестибюль с открытой деревянной верандой построен в XIX веке. [ 5 ]

Неспокойные времена

[ редактировать ]

Никаких письменных сведений о церкви, относящейся к средневековью под ее прежним посвящением Святому Николе , не сохранилось . В более поздние века в нескольких исторических источниках данных содержатся утверждения о церкви конца 18 - начала 19 веков. В воспоминаниях протоиерея Алексы Минчича отмечается следующее:

«Давным-давно, это, должно быть, в конце 18 века, погибли священники и все люди, оказавшиеся [в церкви], поэтому после этого церковь закрыли на следующие 30 лет. И это Было так: однажды, как раз на Благовещение , в то время, когда священники устраивали Божественную литургию , в церкви и на погосте было много людей. Внезапно [бандиты из] Кырджали ударили и напали на людей . в церкви и погосте, и начались самые ужасные убийства и резня людей и священников в тот день были убиты все было разграблено и церковь почти разрушена в той Кырджалинской акции. И сегодня, когда кто-то копает. на погосте найдены человеческие кости. Это кости Благовещения. С тех пор церковь в Станиченье уже не могла служить своему назначению до 1829 года. В то время [ее] не было. священник, потому что их часто убивали. Помещик размещает их с тем условием, что они должны ежегодно во имя церковного праздника 26 июля дарить ему бесплодную овцу. Жители Станиченья вернули церковь, и она снова начала служить своему назначению, а помещик с того года каждый год получал из деревни стерильных овец».

В последний раз церковь была осквернена осенью 1877 года, после освобождения от Османской империи . Черкесы . разграбили, разграбили и осквернили все Станиченье, а также сожгли все богослужебные книги в церкви Св. Петки

Во время реставрации, последовавшей вскоре после освобождения, в церкви появились первые церковные колокола. На одном из них находится рельеф Святого Саввы и надпись, которая гласит:

  • «После 500 лет рабства под властью турок мы впервые звоним в колокол в память о наших потомках и во славу церкви Св. Петки - муниципалитета Станиченье».

Внизу колокола выгравирован год 1882.

На втором колоколе надпись гласит:

  • «В ознаменование нашего освобождения от турок и во славу нашего короля Милана М. Обреновича мы изливаем этот колокол. - От жителей деревни Станиченье в нашу церковь Св. Петки».

По периметру нижней части колокола написано «Джорде Бота и сыновья», а также год 1882. [ нужна ссылка ]

Эпоха после освобождения от турок

[ редактировать ]

В 1970-х годах Радивое Любинкович провел археологические исследования, в том числе опросил старейших жителей деревни. Из этого он узнал, что в предыдущем столетии (имеется в виду после освобождения в 1877 году) церковь существенно не перестраивалась и не расширялась, а окончательный вид приобрела во время турецкого владычества. Он записал легенду, что главной церковью в деревне была церковь Св. Иоанна Крестителя , когда-то находившаяся недалеко от нынешнего кладбища; после сноса церковь Св. Петки стала деревенской церковью. [ 6 ]

Архитектура

[ редактировать ]

Расположение

[ редактировать ]
Карта Св. Церковь Петка и Станиченье

Возвышенное плато над берегом реки Нишава и его местной микросредой , где расположена церковь, представляет собой доминирующее стратегическое положение. Почвенный состав, на котором построена церковь, состоит из речных отложений: земля с песком, мелким гравием и множеством гальки разного размера.

В результате археологических исследований было установлено, что древнейший культурный слой, образовавшийся на этом месте, относится ко времени постройки церкви. Обнаружение ранней византийской фибулы , за которым последовало более позднее обнаружение кирпичей и фрагментов кирпича, замурованных в почве, а также резного алтаря, выполняющего функцию колонны, не указывает на существование древнего слоя.

Этапы строительства

[ редактировать ]

Самым старым этапом было первичное строительство и роспись феодальной церкви Св. Николы в 1331–1332 годах. В последующие годы был пристроен притвор.

На втором этапе, через некоторое время после разрушения притвора, на его месте было построено обычное крыльцо. Это дополнение точно не датировано, но можно предположить, что это было где-то до конца XVI века. Следующие два этапа расширения и модернизации можно достоверно датировать 18 веком, но до 1796 года, когда старая церковь в Станиченье была серьезно повреждена.

На третьем этапе просторный фахверковый на месте бывшего крыльца был построен притвор. Спустя некоторое время к южной стороне церкви была пристроена пристройка с продольным прямоугольным основанием.

Последним этапом строительства церкви были консервационные и реставрационные работы, проводившиеся с 1973 по 1976 год, в ходе которых церковь Св. Петки была перестроена и восстановлен ее открытый притвор, что придало церкви окончательный вид. [ 7 ]

Оригинальная конструкция

[ редактировать ]

Основа и композиция стены храма

[ редактировать ]
Церковь Св. Петки до реконструкции

В своем первоначальном виде 1332 года церковь Св. Николы была построена как прямоугольная церковь с полукруглой алтарной апсидой на востоке общей длиной 8,9 метра и шириной 5,1 метра. Церковь имела цилиндрический свод , построенный из тесаного известняка , вершина которого находилась на высоте около 5,6 метра над уровнем пола.

Стены были грубо построены и имели неравномерную толщину, уменьшающуюся на возвышенностях. Северная и южная стены имели толщину в основании около 0,9 метра, а некоторые стены ближе к своду не превышали 0,7–0,8 метра. Аналогичное явление можно увидеть и в стене алтарной апсиды на уровне земли, где толщина стены превышала один метр. Стены фундамента были очень неглубокими (0,3–0,4 метра) и возводились грубо путем заливки стеновой массы в неправильно вырытую траншею.

Материал стен почти полностью состоит из речной гальки, скрепленной растворным связующим. Они были усилены деревянными ригелями (балками квадратного сечения размером от 15×15 см до 18×18 см), располагавшимися внутри конструкции стенового массива. Две параллельные балки располагались горизонтальными рядами с расстоянием между ними от 0,7 до 0,8 метра по вертикали. На внешней стороне стены ригели появляются только под карнизом крыши и образуют основание обоих фронтонов. С внутренней части стены внешние балки покрыты лишь слоем фресковой штукатурки. В западной стене имеется вход с каменным порогом и неглубокими косяками. архитрава Перемычка состоит из ряда балок квадратного сечения, и в этом каркасе когда-то находилась деревянная конструкция с двустворчатыми дверями. [ 7 ]

Интерьер церкви

[ редактировать ]

Интерьер церкви освещен двумя небольшими окнами. Одно окно, возвышающееся над уровнем пола примерно на три метра, располагалось чуть ниже арки в центральной части южной стены. Она была смоделирована в виде круглой арочной ниши с относительно узким проемом на внешнюю часть стены. Позднее это окно было заложено кирпичом, но его первоначальный вид с фресковым декором сохранился. Над алтарем, в стене алтарной апсиды, было такое же окно. Позже во время реконструкции XIX века его заменили окном большего размера, но в ходе консервационных работ оно было восстановлено.

Интерьер украшен фресками, написанными на стенах, разделенных на два отсека; они были удалены на более позднем этапе строительства. Неф размером 4,2 х 3,35 м был отделен от большого алтарного пространства стеной алтарной перегородки. Из-за ограниченной площади алтаря у стены апсиды был установлен оригинальный алтарный престол из кирпича. Все, что от него осталось, — это отпечаток на окружающей росписи, окруженный красной рамкой, и подстройка, обнаруженная во время археологических раскопок. Отпечаток находится примерно в метре от пола, покрыт черепицей шириной примерно 0,7 метра, стоящей на каменной колонне. [ 7 ]

Крыша церкви

[ редактировать ]

Церковь Св. Петки была покрыта черепицей, о чем свидетельствует отсутствие остатков кирпича крыши и никаких признаков существования свинцового покрытия над сводом. Карниз, не сохранившийся в первоначальном виде, вероятно, был составлен из ряда грубо отесанных каменных плит. [ 7 ]

Притвор церкви

[ редактировать ]

Вскоре после постройки церкви был пристроен притвор, имевший длину внутреннего пространства 4 метра, но из-за отклонения северной стены его ширина неравномерна. Фасад притвора имеет длину 4,6 метра и около 4 метров с западной стороны. Стены первоначального нартекса имели толщину от 0,8 до 0,85 метра и были неглубокими (около 0,3 метра в глубину). В ходе реконструкции была снята значительная часть южной стены, а также разрушена центральная часть западной стены вместе с последними остатками входа.

Картины в храме

[ редактировать ]

Надпись учредителя и дарителя

[ редактировать ]
Дарительская надпись в церкви Св. Петки

Группа художников выполнила целую галерею портретов западной части нефа, состоящую из десяти фигур. В притворе было написано несколько портретов, но сегодня от них остались лишь фрагменты фресок, которые хранятся в Галерее фресок в Белграде. На картинах изображены дворяне, дворянки, аристократы, монахи и монахини разных возрастов. Эти фрески являются важным источником материала для понимания аристократических и королевских костюмов того периода.

Надпись основателя была написана на внутренней западной стене нефа, над входом в церковь, занимая всю ширину перемычки. Текст надписи написан в четыре строки на белом фоне черными буквами разного размера. Текст начинается с обращения к Троице на церковнославянском языке : «Изволением Отца I савршением Сина I сапоспешением» , общим для основополагающих надписей сербов и болгар в средние века. В самом начале первому слову предшествовал небольшой нарисованный крест, частично сохранившийся (лат. invocatiosymbolica ), которым обычно начинались и заканчивались надписи этого типа в Средние века. Необычно то, что при упоминании болгарского императора упоминается также имя видинского мастера Балаура. На этикетке указано, что Балаур был соправителем, что является важным доказательством его реальной власти в болгарской элите. [ 8 ]

Рождение Христа в церкви Св. Пятница и Станиченье
Фрески и св. Церковь Петка и Станиченье

Роспись в церкви в основном сохранилась. Внутри церкви фрески на цилиндрическом своде были уничтожены, но остальные фрески остались. Однако качество фресок со временем ухудшилось. Значительное количество деталей, особенно на воплощенных фигурах, утеряно.

О фресках Станиченье написано относительно мало. В первом отчете, который Радивое и Мирьяна Любинкович опубликовали после археологических и консервационных работ в церкви, церковь наконец стала известна науке. К сожалению, фрески в Станиченье остаются в значительной степени незавершенными. [ 9 ]

  • Фрески на полукруглом своде наоса , сегодня почти разрушенном, содержали стоящие изображения ветхозаветных пророков, о чем свидетельствуют небольшие остатки картины. В южной половине и восточной части сохранились останки трех стоящих фигур. Сравнивая размеры пространства пристройки, можно предположить, что на этой стороне было десять фигур, что позволяет предположить, что в общей сложности двадцать фигур охватывают обе стороны свода. [ 10 ]
  • Меньшие размеры здания привели к уменьшению количества фресок в алтаре. В нем нет сцены Причастия апостолов. Фрески свода и триумфальной арки – « Вознесение Христа» и «Благовещение Божией Матери » – относятся к комплексу Великих праздников. В раковине апсиды расположены необычные изображения Богородицы с Христом, восседающими на престоле, со святителями Николаем и Кириллом Философом. На площади ниже изображено Поклонение Христу. В нише лежит полуобнаженный, мёртвый Христос, а на стенах — три стоящие фигуры Дьяконов . На восточной и южной стенах расположены фронтальные бюсты двух епископов. [ 11 ]
  • Содержание фресок восточной стены притвора состоит из:
  1. цикл покровитель церкви,
  2. фриз бюстов святых,
  3. стоящие фигуры в первой зоне
  4. высоко расположенный декоративный пояс

В отличие от фресок нефа, оставшиеся фрески притвора не были защищены со временем и поэтому потускнели. Таким образом, интерпретация этих фресок затруднена, а стилистические особенности выявить нелегко.

Три верхних зоны фресок посвящены циклу Святого Николы, покровителя Станиченья. В нижней части, начиная с севера, расположены композиции трёх герцогов в темнице . Эти иллюстрации являются одними из наиболее известных чудес Святого Николы, но их фресковые изображения сохранились не полностью. В фигуре императора Константина узнаваема личность, запирающая в темнице несправедливо обвиненных князей, как отмечается в письменных источниках св. Николы. [ 12 ]

Изменения в названии церкви

[ редактировать ]

О том, как церковь Св. Николы стала церковью Св. Петки, существуют две легенды.

Первая легенда датируется 1398 годом и повествует о том, что принцесса Милица , занимаясь дипломатической деятельностью, отправилась с Ефимией к султану Баязиду, чтобы в том же году представлять интересы Стефана Уроша IV Душана из Сербии . Во время этой поездки она добилась перенесения мощей святой Петки из Видина в Белград. Легенда гласит, что мощи ночевали в Станиченье, в церкви Св. Николы. После этого мощи были помещены в часовню Св. Петки в Калемегдане , и сегодня эти мощи находятся в румынском городе Яссы .

Вторая легенда гласит, что 25 марта 1796 года, по старому стилю Благовещения Пресвятой Богородицы , у церкви Св. Петки и окружавшего ее погоста собралась толпа народа. В этот момент жители села Кырджали напали и убили всех присутствующих, включая священника. Следовательно, церковь не открывала своих дверей в течение следующих 30 лет. Эта легенда гласит, что после открытия церковь сменила название на церковь Св. Петки. В последнее время основным праздником церкви является Великая Терновая пятница , 8 августа. [ 5 ]

Известные могилы

[ редактировать ]
Двуглавый орел, вышитый золотом.
[ улучшить подпись ]
Золотое шитье с царского одеяния, найденного в могиле 15.

В нефе церкви находятся четыре могилы, сильно поврежденные при раскопках.

Одна могила, которая хорошо сохранилась, — это могила № 23, погребенная вдоль южной стены. В дубовом сундуке, из которого видны лишь части, похоронена молодая дворянка. Судя по сохранившимся частям, она носила позолоченное одеяние, украшенное орнаментом в виде двуглавых орлов. В ее могиле нашли кусок, или треть тонкой серебряной копейки.

Рядом с этой могилой в могиле № 22 стоял аналогичный деревянный гроб, от которого сохранились лишь небольшие части. Там, где раньше находилась голова покойного, на каменной плите была положена треть тонкой серебряной копейки, такая же, как и в могиле молодой дворянки. Оба гроба одновременно были заполнены раствором с очень небольшим количеством камня.

Местом могилы основателя была определена могила № 15, погребенная с внешней стороны южной стены притвора. На останках умершего молодого мужчины были найдены части халата с 27 серебряными пуговицами с золотым шитьем. Помимо орнаментированных деталей сохранились и метопы с именем царя Ивана Александра. [ 13 ] Вышивка золотом, судя по всему, была выполнена в ателье болгарского королевского двора. [ 14 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Бакалова, Елка. Сербские ученые о монументальной церковной живописи XV века в Болгарии, Труды Византологического института XLIV, 2007, с. 500. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.

    Една от последните си статии той посвещава на специфичната иконография на ктиторските портрети в българската църква "Свети Никола" в Станичене от XIV век... Oni imaju na isti način ukrštene ruke na grudima kao što ih drže umrla lica sa sto šezdeset godina starijeg živopisa u bugarskom Staničenju (the second sentence is a quote by Serbian scientist V. Djurić)

  2. ^ Церковь Святого Николы в Станиченье Роспись церкви (Смилька Гебелич), стр. 147

    Иконографические также основывались на духовных идентификациях, которые наиболее ярко проявились в болгарских памятниках Беренде и Станиченье.

  3. ^ Церковь Святого Николы в Станиченье Портреты Ктетора (Бранислав Цветкович), стр. 81

    ва дня благовернаго императора. Иоана. Асена: и с мистером Бе(лаурой)..

  4. ^ Памятники культуры Сербии: «Церковь Св. Петки в Станиченье» ( SANU ) (на сербском и английском языках)
  5. ^ Перейти обратно: а б «Станиченье - Место, откуда можно увидеть звезды» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2013 года . Проверено 30 октября 2013 г.
  6. ^ Церковь Святого Николы в Станиченье Следы в исторических источниках, стр. 9-12.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Церковь Св. Николы в Станиченье Архитектура и этапы строительства церкви, стр. 21-31
  8. ^ Црква Церковь Святого Николы в Станиченье Картины основателей: Надпись основателей и дарителей, стр. 79-83
  9. ^ Церковь Святого Николы в Станиченье Росписи в церкви, стр. 113-116
  10. ^ Церковь Святого Николы в Станиченье Росписи в церкви: Неф, стр. 117-145
  11. ^ Церковь Святого Николы в Станиченье Росписи в церкви: Алтарь, стр. 146-172
  12. ^ Церковь Святого Николы в Станиченье Росписи в церкви: Нартекс, стр. 146-172.
  13. ^ Церковь Святого Николы в Станиченье Могилы в церкви и некрополе: Могилы аристократических семей основателей, стр. 35-37
  14. ^ Церковь Святого Николы в Станиченье. Краткое содержание, стр. 211.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d7f63af90a1b375c52db635847b4f02__1723024140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/02/5d7f63af90a1b375c52db635847b4f02.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Church of St. Petka in Staničenje - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)