Богоматерь Левишская
Богоматерь Левишская | |
---|---|
![]() Обзор церкви, 1980 г. | |
![]() | |
42 ° 12'41 ″ с.ш. 20 ° 44'09 ″ в.д. / 42,21139 ° с.ш. 20,73583 ° в.д. | |
Расположение | Призрен |
Страна | Косово |
Номинал | сербский православный |
История | |
Статус | Церковь [ 2 ] [ 3 ] |
Основан | 1306–1307 |
Основатель(и) | Стивен Милютин |
Преданность | Успение Божией Матери [ 1 ] |
Архитектура | |
Функциональное состояние | Полуактивный [ 2 ] |
Стиль | Сербско-византийский стиль [ 4 ] |
Администрация | |
епархия | Епархия Рашки и Призрена [ 3 ] |
Часть | Средневековые памятники в Косово |
Критерии | Культурный: ii, iii, iv |
Ссылка | 724-003бис |
Надпись | 2006 г. (30-я сессия ) |
Находящийся под угрозой исчезновения | 2006– |
Официальное название | Церковь Богородицы Левишки |
Тип | Памятник культуры исключительного значения |
Назначен | 11 марта 1948 г. |
Справочный номер. | СК 1369 |
Богоматерь Левишская ( сербский : Bogorodica Ljeviška , Bogorodica Ljeviška ; албанский : Kisha e Shën Premtës церковь XIV века ) — сербская православная в городе Призрен , на юге Косово . С 2006 года церковь является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО « Памятники средневековья в Косово» .
В начале 14 века он был построен во времена правления Стефана Милютина , короля Сербии , на месте бывшей византийской церкви. Восстановленная церковь украшена фресками византийских греческих художников Михаила и Евтихия Астрапаса . После того, как османы завершили аннексию региона в 15 веке, был возведен минарет , и комплекс был преобразован в мечеть. В 1912 году, когда сербская армия аннексировала Косово, статус церкви был восстановлен. После Второй мировой войны , в составе СФР Югославии, он подвергся обширной реставрации и реконструкции и функционировал как музей. Это место сильно пострадало во время волнений 2004 года в Косово и с тех пор проходит несколько этапов восстановления.
Имя
[ редактировать ]Богородица Левишка было официальным названием в эпоху Милютина, хотя в народе церковь была известна как церковь Святой Параскевы . [ 5 ] Это имя, под которым он известен как албанцам как Шен Премте , так и сербам как Света Петка . Следовательно, когда она стала мечетью, она была известна как Ками ( албанский : Жума Джами , сербский : Джума дзамия) . Джума- [ 2 ] ), Пятничная мечеть , хотя официально она была известна как Фатих Джами , Мехмеда Фатиха мечеть .
«Левишка» (от Левиша) — это сербизированная версия греческого слова « Элеуса » (Ελεούσα), что означает «милосердный», тип изображения Девы Марии на иконах, на которых младенец Иисус Христос прижимается к ее щеке. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Это место использовалось как религиозное и захоронение с древних времен. Во внешних стенах более поздней церкви были найдены остатки алтаря римской эпохи. В стенах церкви также найдена каменная плита с изображением лаврового венка. Возможно, это была часть общественного здания той же эпохи в районе Призрена. Эти находки обычны для средневековья, поскольку части старых зданий часто использовались в качестве строительных материалов ( сполия ). Они освещают ценную информацию о городе Призрен в римский период и указывают на то, что в то время это могло быть поселение, большее, чем деревня. [ 7 ]
Стефан Милютин , король Сербии, заказал его перестройку и расширение в 1306/7 году на месте византийской базилики 11 века. [ 8 ] [ 9 ] Церковь построил Витус Которский . [ 10 ] [ нужна проверка ] Византийская церковь имела три нефа , к которым Милютин пристроил еще два. В архитектуре перестроенной церкви использована поздневизантийская архитектура за счет использования пяти куполов, монументальных надписей на экстерьере и византийской колокольни . Милютин решил использовать эти элементы в качестве символа, чтобы подчеркнуть свое частично византийское происхождение и отношение к императорской семье . [ 9 ] Еще одним аспектом фресок Богородицы является изображение православных соборов как символа, обозначающего вызовы, с которыми Православная церковь столкнулась против Католической церкви, - ситуация, распространенная на пограничных территориях между католицизмом и православием на Балканах. [ 11 ]
В 15 веке Призрен стал частью расширяющейся Османской империи. В 1455 году султан Мехмед Завоеватель ( Фатих Мехмет ) посетил Призрен, в котором в то время было восемь православных и две католические церкви. Султан Мехмед выбрал Богородицу в качестве мечети. Надпись в церкви описывает событие обращения. [ 12 ] Преобразование в мечеть привело к возведению минарета, который был снесен в 1923 году после того, как Сербия аннексировала Косово. В этот период он формально назывался Фатих Камиси , а в народе он был известен как Джума Ками , именно так это место было известно местным жителям. [ 13 ] Архивные записи мечети являются ценным источником по истории Османского Призрена. Во время Великой турецкой войны австрийская армия ненадолго удерживала Призрен. Когда разразилась чума, имперский генерал Сильвио Пикколомини посетил Призрен, чтобы встретиться с католическим архиепископом Петером Богдани . Там через несколько дней он умер, заразившись чумой, и был похоронен на кладбище церкви. [ 5 ]
В 1948 году он был признан правительством Югославии охраняемым культурным объектом, а в 1950–52 годах начался масштабный проект реконструкции и реставрации. Когда строительство было завершено, это место превратили в музей. Дальнейшие реставрационные работы проводились в 1970-х и 1980-х годах. [ 14 ] В 1990 году Сербия присвоила ему статус Памятника культуры исключительного значения . После войны в Косово комплекс охранялся КФОР . Он сильно пострадал во время беспорядков в Косово в 2004 году , когда был сожжен вместе с другими сербскими православными объектами. [ 15 ] [ 16 ] 13 июля 2006 года он был внесен в ЮНЕСКО Список всемирного наследия как продолжение объекта Високи Дечани (названного средневековыми памятниками в Косово ), который в целом был внесен в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой . В 2005–2008 годах он был восстановлен Комиссией по осуществлению реконструкции памятников Сербской Православной Церкви в Косово Европейского Союза . Это место является частью охраняемого культурного наследия Косово, находящегося в ведении Министерства культуры. [ 14 ] В 2020 году консервация и реставрация внешнего вида и погоста была проведена при финансовой поддержке Министерства культуры и информации Сербии после получения разрешения от местных учреждений. [ 17 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Колокольня.
-
Святая Варвара
-
Фреска короля Милютина перед реставрацией в церкви Богоматери Левиша в Призрене.
-
Купание Христа , разрушенное во время волнений 2004 года в Косово .
-
Фреска короля Милютина «Богоматерь Левишка».
-
Святой Симеон ( Стефан Неманья ), фреска с Богоматери Левишки.
-
Фреска «Причастие апостолов», Богоматерь Левишка.
-
Стефан Првовенчани , начало XIV века (1307–1309), фреска из церкви Богородицы Левишки в Призрене.
-
Святой Савва , начало XIV века (1307–1309), фреска из церкви Богородицы Левишки в Призрене.
-
Вид церкви в 2010 году после реставрации.
Источники
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «МАТЕРЬ НАША ЛЕВИШКА МОЛИ БОГА О НАС Прославленная храмовая слава Призренской святыни» . Србин.инфо. 30 августа 2017 года . Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Богородица Левишка не была восстановлена даже после 15 лет погрома» . Политика. 27 апреля 2019 года . Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Зечевич, Д. (17 декабря 2018 г.). «1000 ЛЕТ РАШКО-ПРИЗРЕНСКОЙ ЕПАРХИИ: Духовный оплот сербского народа» . Вечерние новости . Проверено 25 июня 2020 г.
- ↑ Сербско-византийский стиль, встречающийся в основном на территориях, отвоеванных у Византии, получил более широкое распространение во время правления короля Милютина. [...] Прекрасные церкви Богородицы Левишки и Грачаницы в Косово были построены в этом стиле. Бобот, Райко (1985). Социалистическая Республика Сербия . Югославское обозрение. п. 39.
- ^ Jump up to: а б Ненадович 1963 , с. 268
- ^ Оташевич, Душан (2017). Сербское художественное наследие в Косово и Метохии: идентичность, значение, уязвимость . Белград: Сербская академия наук и искусств. п. 184. ИСБН 978-86-7025-753-5 .
- ^ Бругманн 2006 , с. 15.
- ^ Чурчич 2005 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Чурчич 2004 , с. 70
- ^ Чурчич 2004 , с. 73.
- ^ Бёк 2015 , с. 140.
- ^ Игджилер 2004 , с. 23-24.
- ^ Калеси 1987 , с. 231.
- ^ Jump up to: а б «База данных культурного наследия Косово» . Министерство культуры Республики Косово.
- ^ «Призрен, ЛЬЕВИССКАЯ БОГОРОДИЦА (XIV век) - сожженная внутри (ФОТО: 22.3.2004) - Сербская Православная Церковь [Официальный сайт]» .
- ^ «Восьмая годовщина насилия над сербами КИМ/Православие.Ком» . Православие.ру . Проверено 29 июля 2018 г.
- ^ «Завершена реконструкция и консервация колокольни церкви Богородицы Левишки в Призрене» . Политика онлайн . Проверено 18 июня 2020 г.
В конце 2019 – начале 2020 года были проведены подготовительные работы, а поскольку в середине января 2020 года местные власти дали согласие на работы над храмом, их реализацию перенесли на весну текущего года.
Библиография
[ редактировать ]- Бек, Елена (2015). Воображая византийское прошлое: восприятие истории в иллюстрированных рукописях Скилицев и Манассии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107085817 .
- Феррари, Сильвио; Бензо, Андреа (2014). Между культурным разнообразием и общим наследием: правовые и религиозные взгляды на священные места Средиземноморья . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781317175032 .
- Тодич, Бранислав (1999). Сербская средневековая живопись: эпоха короля Милютина . Белград: Драганич. ISBN 9788644102717 .
- Бругманн, Бирте (2006). «Археологическая карта исторической зоны Призрена» (PDF) . ЧВБ.
- Калеши, Хасан (1987). «Старейшая Вакуфская грамота в Югославии» . Ревю восточной философии . 36 .
- Чурчич, Слободан (2004). Византия: Вера и сила (1261-1557) . Метрополитен-музей Нью-Йорка. ISBN 1588391132 .
- Чурчич, Слободан (2005). Джадсон Дж. Эмерик (ред.). «Обновление от самых оснований»: К вопросу о генезисе Богородицы Левишки в Призрене . Археология в архитектуре: исследования в честь Сесила Л. Страйкера. фон Заберн. ISBN 9783805334921 . Проверено 26 ноября 2012 г.
- Ненадович, Слободан (1963). Богородица Левишка: ее происхождение и место в архитектуре милютинского времени . Народная книга.
- Игджилер, Ахмет (2004). Исчезновение османских следов в Призрене . Ассоциация косовских турецких исследователей.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Здания сербской православной церкви XIV века
- Церкви построены в 1307 году.
- Культурное наследие Косово
- Разрушенные церкви в Косово
- Средневековые сербские памятники в Косово
- Памятники культуры исключительного значения (Сербия)
- Памятники и мемориалы в Косово
- Церкви разрушены поджогами
- Религиозные здания и сооружения в Призрене
- Сербские православные соборы в Косово
- Архиепископство Охрида