Опленац
Опленац | |
---|---|
Церковь Святого Георгия в Опленаце | |
Опленац | |
Церковь Святого Георгия в Опленаце Церковь Святого Георгия в Опленаце | |
![]() Церковь Святого Георгия | |
![]() | |
44 ° 15' с.ш. 20 ° 40' в.д. / 44,250 ° с.ш. 20,667 ° в.д. | |
Расположение | Топола |
Страна | ![]() |
Номинал | Восточное православие |
Веб-сайт | www |
История | |
Статус | Церковь |
Основан | 1910 |
Основатель(и) | Петр I Сербский |
Преданность | Святой Георгий |
Архитектура | |
Функциональное состояние | Активный |
Обозначение наследия | Памятник культуры исключительного значения |
Назначен | 1979 |
Стиль | Моравская школа |
Технические характеристики | |
Количество куполов | 5 |
Материалы | Камень |
Церковь Св. Церковь Святого Георгия в Опленаце ( сербская кириллица : Crkva Svetog Đorđa na Oplenac , латинизированная : Crkva Svetog Đorđa na Oplenac ), также известная как Опленац (Опленац), является мавзолеем сербского расположенным и югославского королевского дома Караджорджевичей, на вершине холма Опленац. в городе Топола , Сербия. Церковь Опленаца была основана королем Югославии Петром I. Многие члены королевского дома похоронены в церкви, в склепе под церковью или во дворе церкви.
Мавзолей
[ редактировать ]Помимо двух гробниц внутри церкви ( Караджордже в южной апсиде и Петра I в северной), есть еще 26 членов династии, чье вечное пристанище находится в этом мавзолее. В этой церкви похоронены шесть поколений семьи Караджорджевичей:
- Первое поколение: Марика Живкович, мать Караджордже.
- Второе поколение: Караджордже (в церкви) и его жена Елена Йованович (1764–1842).
- Третье поколение: сын Караджордже Александр и его жена Персида Ненадович (1813–1873).
- Четвертое поколение: девять детей Александра и Персиды. А именно: Клеопатра (1835–1855), Алексий (1836–1840), Светозар (1841–1847), Елена (1846–1867), Андрея (1848–1864), Елисавета (1851–1852), Джордже (1856–1888). ), Арсения и Петра I (в церкви) и его жены Любицы, также известной как Зорка (она похоронена в склепе). Из десяти детей князя Александра и принцессы Персиды здесь не была похоронена только их старшая дочь Полексия (1833–1914), хотя здесь похоронена дочь Полексии Персида Ида Николаевич (1860–1945).
- Пятое поколение, дети Петра I и Зорки: Милена (1886–1887), Георгий и его жена Радмила Радонич (1907–1993), Александр I с женой Марией и Андрия (1890–1890, прожили всего 23 дня). Также сын князя Арсена Павел и его жена Ольга .
- Шестое поколение: дети короля Александра I и королевы Марии: Петр II с женой Александрой , Томислав и Андрей . Также князя Павла сыновья Никола и Александр .
Из 28 гробниц династии Караджорджевичей шесть принадлежат правителям: Верховному лидеру Караджордже , князю Александру , королю Петру I , королю Александру I , князю Павлу и королю Петру II . Это важное место сербской истории. 6 октября 2012 года здесь были похоронены князь Павел, его жена Ольга и сын Никола после того, как их останки были эксгумированы на кладбище Буа-де-Во в Лозанне и вернулись в Сербию. [ 1 ]
26 мая 2013 года здесь были похоронены королева Мария , ее сыновья король Петр II и принц Андрей , а также жена Петра II Александра после того, как их останки были эксгумированы во Фрогморе в Великобритании, монастыре Святого Саввы в Либертивилле, штат Иллинойс , на кладбище Нью -Йорка. Грачаница , также в Иллинойсе, и Татой Палас в Греции соответственно, и вернулись в Сербию. [ 2 ]
История
[ редактировать ]В 19 веке эта территория была покрыта лесом. Термин «Опленац», скорее всего, происходит от слова «оплен», что означает деревянные детали на бычьих повозках. Караджордже поселился здесь, построил виноградники и фруктовые сады и организовал защиту близлежащей Тополы. Его сын Александр построил новые здания и обновил отцовские виноградники и сады. Только с приходом короля Петра I это место приобрело свое истинное значение.
Петр I, восшедший на престол в 1903 году, выбрал для расположения своей церкви Св. Георгия место высотой 337 метров (1106 футов) на вершине холма Мали-Опленац. Местоположение было измерено экспертами-геодезией; поэтому алтарь должен был смотреть на восток согласно православной традиции. В 1907 году был заложен краеугольный камень и в фундамент положена Жертва, посвященная святому Георгию. Победителем тендера стал архитектор Никола Несторович. После долгой и оживленной экспертной дискуссии, прежде всего относительно требования монументальности сербско-византийского стиля, а также из-за собственного недовольства предложенным решением, в 1909 году был объявлен еще один тендер. В состав комитета входили практически те же предыдущие члены (Михайло Вальтрович, Андра Стеванович и архитектор Константин Йованович , который заменил Драгутина Джорджевича из предыдущего комитета).
Комитет присудил первую премию молодому архитектору Косте Йовановичу. 1 мая 1910 года началось строительство по плану Йовановича. Разбивка камня для склепа и фундамента церкви длилась четыре месяца. К 1 сентября 1910 года фундамент был в основном завершен. В 1911 году строительство продолжалось быстрыми темпами, и церковь уже стояла под куполом. В том же году было решено, что фасад церкви будет выполнен из белого мрамора, доставленного с близлежащей горы Венчац , которая и сегодня известна своим исключительно белым мрамором. Осенью 1912 года церковь была в целом завершена и готова к освящению. Сербский Патриарх Димитрий освятил церковь 23 сентября 1912 года. Во время пауз Балканских войн 1912-1913 годов и Первой мировой войны также была пауза в строительстве церкви. Когда Австро-Венгрия зимой 1915 года оккупировала Сербию, церковь разграбили – с купола, крыши и порталов сняли медное покрытие. Молниеотвод также был удален, как и колокола. Многие окна были разбиты, включая маленькие мраморные колонны и украшения. Под предлогом того, что важные записи могут быть сокрыты, оккупанты осквернили могилы в склепе.
Вернувшись на освобожденную родину и к историческому созданию Королевства сербов, хорватов и словенцев , Петр I не смог увидеть завершения его основания. Король умер 16 августа 1921 года, и его преемник Александр I взял на себя его завершение. Он изменил первоначальный план.
После реконструкции склепа Йовановичем последовали иконостас , громоотвод, а затем новая медная крыша с золотыми краями на куполе. Колокола были изготовлены братьями Пикарами из Анси-ле-Вьё , Франция, а мозаики были изготовлены компанией Puhl & Wagner из Берлина , Германия. Бронзовая люстра изготовлена на заводе Лукс, Загреб , Хорватия. Церковь была вновь освящена в сентябре 1930 года. Службы в ней проводились до 1947 года. После этого она была объявлена памятником культуры и открыта для посетителей. Опленац был внесен в список памятников культуры исключительного значения в 1979 году и находится под охраной государства. [ 3 ]
Архитектура и дизайн
[ редактировать ]Церковь представляет собой пятикупольное сооружение. Внутренняя длина храма составляет 30 метров (98 футов), а высота арки — 27 метров (89 футов). Ширина каждого притвора составляет 9 метров (30 футов), как и пролет центрального купола. Все четыре фасада выполнены из белого мрамора, добываемого с горы Венчац. Главный фасад, самый декоративный, — западный. В полукруге портала находится мозаичная икона святого Георгия Победоносца, которому посвящен храм. Выполненная в Венеции по проекту известного сербского художника Паи Йовановича на основе золотой мозаики, эта икона символизирует победу сербов над врагами. Над порталом по кругу вылеплен старый герб рода Караджорджевичей, по бокам которого два типичных мужчины из Шумадийского изображены региона с флагами в руках. В остальном он во многом идентичен гербу Сербии . Пол церкви был сделан в Мюнхене из полированного мрамора различных цветов. Поднятый на небольшой подиум трон для короля и королевы изготовлен из полированного зеленого мрамора, его спинка украшена золотой мозаикой и перламутр , посередине — двуглавый орел . Подлокотник выполнен из того же мрамора, что и монастырь Високи Дечани , а все сиденье опирается на скульптурных львов. Огромная люстра диаметром 9 метров находится под главным куполом и висит в 8 местах над подвеской. Он вылит из массивной бронзы и весит 1500 кг (3300 фунтов). В люстре находится перевернутая Корона (символ погибшей Сербской империи в битве на Косово в 1389 году).
Мозаика
[ редактировать ]
солдат и офицеров, погибших в Балканских войнах 1912 и 1913 годов . Первоначальной идеей короля Петра I было высечь на стенах имена всех -1918 г.), от этой идеи пришлось отказаться. Решением было украсить интерьер храма мозаикой, которая стала бы своеобразным музеем репродукций красивейших фресок средневекового сербского искусства. В церковь Святого Георгия в Опленаце были привезены копии из 60 сербских средневековых церквей и монастырей. Вся мозаика насчитывает 725 живописных композиций (513 в храме и 212 в крипте), на которых 1500 фигур. Вся площадь мозаики составляет 3500 квадратных метров (38 000 квадратных футов); с 40 миллионами разноцветных кусочков стекла, имеющих 15 тысяч различных оттенков цвета, производящих яркое художественное впечатление.
Справа от входа, на всей южной стене притвора, находится картина попечителя короля Петра I, держащего на ладони левой руки модель своей церкви, в короне и коронационных украшениях. Правой рукой его ведет святой Георгий, которому посвящен храм, и показано приближающимся к Богородице , приветствующим его с Христом сидящим на престоле .
В южной апсиде находится галерея сербских средневековых правителей, впечатляющая композиция, каждый из которых представлен своей церковью. Первый слева — Стефан Неманья (правил с 1168 по 1196 год) в облачении священника монастыря Хиландар , владеющего монастырем Студеница . Далее следует король Стефан Первый Коронованный (1196–1227) с моделью монастыря Жича , затем король Стефан Радослав (1227–1234) с притвором монастыря Студеница , а затем король Стефан Владислав (1234–1243) с монастырь Милешева , тогдашний король Стефан Урош I (1243–1276) с монастырем Сопочани ; Король Стефан Драгутин с церковью Св. Ахиллия (1276–1282), король Стефан Милютин (1282–1322) с монастырем Грачаница , король Стефан Дечанский (1322–1331) с монастырем Високи Дечани и два императора – Стефан Душан ( 1331-1355) с монастырем Святых Архангелов ; и Стефан Урош V (1355–1371) с монастырем Матеич . Следующий изображенный правитель - Лазарь Сербский. (1371–1389) с монастырем Раваница , его сын, деспот Стефан Лазаревич (1389–1427) с монастырем Манасия , затем Журадж Бранкович с церковью Смедерево .
В самой чалоте главного купола находится Пантократор , копия грудной клетки, найденной в монастыре Грачаница . Лик Христа на высоте 27 метров от пола храма выглядит впечатляюще и имеет пропорциональные размеры. Хотя диаметр этой картины 9 метров (30 футов), и хотя только палец Христа имеет длину 1,5 метра (4,9 фута), а нос 1,2 метра (3,9 фута), все гармонично. В алтаре находятся фрески Вечери Господней и пути на Голгофу . В алтарной нише находится 5-метровая фигура Божией Матери в молящейся позе (копия фрески из Патриаршего монастыря Печ ). Также есть Тайна Святого Причастия и Причащения Апостолов Хлебом и Вином. Это лишь некоторые композиции, составляющие богатый интерьер церкви.
Помимо Мавзолея (церковь Св. Георгия), есть и другие объекты, охватывающие фундамент короля Петра I – Дом короля Петра, Королевская вилла, Вилла королевы, Виноградники, Дом хранителя виноградников и т. д. Посетители также могут посетить исторический город Топола . расположенный неподалеку, традиционный оплот семьи Караджорджевичей, существовавший еще со времен Караджордже.
Тайный ужин
[ редактировать ]В церкви находится икона Тайной вечери, созданная по образцу знаменитой картины Ultima cena да Винчи . Икона выполнена из перламутра , каждая фигурка и предмет изготавливаются индивидуально. Он был изготовлен в мастерской семьи Сальса в Бейт-Сахуре , в 1,5 км (0,93 мили) к востоку от Вифлеема . Размер значка — 73,5 на 67,5 см (28,9 на 26,6 дюйма). Он был вручен королю Александру I 16 октября 1924 года, когда Иерусалимский православный патриарх Дамиан I посетил Белград. Хотя пресса того времени подробно сообщала об этом событии, икона не упоминалась. Это был подарок короля на свадьбу, которая состоялась 8 июня 1922 года. Король приказал перенести икону в костёл в Опленаце. [ 4 ]
18 октября 1934 года немецкий нацистский чиновник Герман Геринг посетил Опленац в рамках участия в похоронах короля Александра I. Он провел много времени перед иконой. Поскольку мифы об апостоле Иоанне на Ultima cena, на самом деле являющемся Марией Магдалиной , уже существовали, а Иоанн на иконе действительно выглядит как женщина, Генриха Гиммлера квазинаучная организация «Аненербе» также выразила интерес к иконе в рамках своих поисков Святой Грааль . Германии После вторжения в Югославию во время Второй мировой войны Югославия была оккупирована в апреле 1941 года, Геринг решил первым получить икону. Чтобы предотвратить ограбление Аненербе и Альфреда Розенберга , которые также основали организацию по краже произведений искусства в оккупированных странах, Геринг отправил Франца Нойхаузена в Сербию. Чтобы замаскировать грабежи и придать им некоторую юридическую достоверность, Геринг назначил Нойхаузена специальным уполномоченным по экономическим вопросам на территории военного командующего в Сербии после раздела Югославии. Первой вещью, забранной из Оплянаца, была икона, отправленная сразу же Герингу, который выставил ее в своем Каринхолл . В 1943 году Геринг перенес часть разграбленной коллекции, включая икону, в соляные копи Альтаусзее в Штирии , Австрия . [ 4 ]
Союзники нашли сокровища после освобождения, и все они хранились в Фюрербау , бывшем представительном здании, построенном для Гитлера , которое затем было превращено союзниками в центральное место сбора произведений искусства, разграбленных нацистами. Там же хранилась икона. Существует две версии того, как икона была возвращена Опленацу. По первой версии, за это заплатил сотрудник охранного агентства ОЗНА Слободан Костич Уча «1200 динаров, 350 долларов и еще несколько мелких услуг». Другой, более общепризнанный вариант заключается в том, что скандальный коллекционер произведений искусства Анте Топич Мимара вернул икону, поскольку его жена Вильтруда Мерсман Топич была младшим куратором в Центральном коллекционном центре. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Останки Караджорджевича на Опленаце» . Танджуг . 5 октября 2012 года . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ «Сербия устраивает государственные похороны бывшему королю и его семье» . Новости Эн-Би-Си . 26 мая 2013 года. Архивировано из оригинала 30 мая 2013 года . Проверено 28 мая 2013 г.
- ^ Памятники культуры Сербии: «КАРАДЖОРДЖЕВА ТОПОЛА С ОПЛЕНКОМ» ( SANU ) (на сербском и английском языках)
- ^ Jump up to: а б с Бранко Богданович (4 ноября 2018 г.). Из старинных сокровищ - Гость Белграда и похититель культурных ценностей [Гость в Белграде и грабитель культурных ценностей]. Политика -Магазин, № 1101 (на сербском языке). стр. 27–29.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Династия Караджорджевичей
- Памятники культуры исключительного значения (Сербия)
- Здания сербской православной церкви в Сербии
- Церковные здания с куполами
- Здания и сооружения, построенные в 1930-е годы.
- Шумадийский район
- Архитектура византийского возрождения в Сербии
- Мавзолеи в Сербии
- Захоронения династии Караджорджевичей