Йосиф Маринкович
Йосиф Маринкович | |
---|---|
![]() Иосиф Маринкович на сербской марке 2009 года | |
Рожденный | |
Умер | 13 мая 1931 г. | (79 лет)
Занятие | Композитор |
Йосиф Маринкович ( сербская кириллица : Јосиф Маринковић; Враньево, недалеко от Нови-Бечей, 15 сентября 1851 г. - Белград, 13 мая 1931 г.) был сербским композитором и хоровым руководителем. Как и его младший современник Стеван Ст. Мокраняк , он был посвящен в основном вокальным жанрам - лживому и хоровому. Маринкович был романтиком с ярко выраженной склонностью к мелодическому выражению. Он уделял исключительное внимание текстовой декламации, которая представляла собой довольно новое качество в сербской музыке того времени.
Биография
[ редактировать ]Маринкович окончил Пражскую органную школу (1873–81) и посещал специализированное обучение в Вене (1886–87). Он выступал в качестве хорового руководителя Белградского певческого общества (1881–87), Академического певческого общества Обилича (1889–1900), а также других хоровых ансамблей (Рабочего певческого общества и Сербско-еврейского певческого общества и других). Он также преподавал музыку в Сербской православной семинарии, Педагогической подготовительной школе и Второй мужской гимназии. Маринкович был принят в Сербскую королевскую академию (сегодня Сербская академия наук и искусств ) в 1907 году.
Как композитор ярко выраженного романтического выражения, Маринкович часто использовал народные мелодии. Он сочинял патриотические песни для мужского хора, наиболее популярными среди которых были «Народный збор» (( Народный збор ) 1876, по тексту С. Качанского) оптимистичного, маршевого характера, считавшиеся, таким образом, символом дерзкого духа Сербский народ, С песней в сердце , и Славия ( Славия ); лирические пьесы для смешанного хора , сочинения для детского хора и др. Маринкович сочинил одиннадцать колосов , основанных на мозаичной сборке народных мелодий ( колосы Бранко - третье, пятое и девятое коло на «Школьные друзья на прощание » ( Đački rastanak слова Бранко Радичевича ) , содержащие стилизованные мелодии из Воеводины ). Среди хоровых произведений, подобных кантатам, под аккомпанемент фортепиано значимы «Содержанная река» ( Zadovoljna reka ) и «Водяная мельница» (( Potochara ) с текстописью), лирического характера, написанные по тексту Йована Миленко Грчича , а также патриотическое хоровое произведение В Страстную пятницу ( На Велики петак ). В своей песне Маринкович уделил пристальное внимание правильной дикции, ритмичной мелодии и выразительному фортепианному сопровождению, с помощью которых он изобразил определенную желаемую атмосферу. Сочинил песни на стихи сербских поэтов Йована Йовановича Змая , Й. Грчича Миленко и Воислава Илича ( «Скажи мне, пожалуйста, скажи мне» ( Кажи ми, кажи ), «Разлука» ( Растанак ), «Ручей журчит» ( Поток жубори ), О, Как светит солнце ( О, како сунце сия ), Молитва ( Молитва ), Кустарник ( Грм ) и т. д.). В своих церковных произведениях Маринкович вдохновлялся сербским церковным песнопением ( Литургия , для смешанного хора) и влияниями русской церковной музыки ( «Опело » ( «Православный реквием» ), «О, Царь Небесный» ( «Карью небесни» ), Ангел вопияше и др.). Маринкович часто переделывал свои произведения, поэтому они существуют в нескольких версиях.
Работает
[ редактировать ]песни
[ редактировать ]Лидеры, написанные на стихи поэтов-романтиков и народные мотивы, занимают в творчестве Маринковича важнейшее место. Его считают основоположником этого жанра в сербской музыке . Наиболее убедительными являются песни, написанные на художественную поэтическую лирику (Я. Я. Змай, Я. Г. Миленко, Д. Якшич, В. Илич). В своей песне Маринкович достиг широкого спектра настроений — сердечного лиризма ( «Какое зрелище, этот мир так ярок » ( «Ала йе леп овай свет» ), «О, как светит солнце» , «Ручей журчит »), романтической теплоты, мелодической широты (« Тоска» ( «Чежня »), и драматургии ( «Расставание» , «Куст» ). Он аранжировал многие из своих песен в нескольких версиях и дал представление о своей творческой эволюции и развитии к опытному композиционному и техническому мастерству. Маринкович демонстрирует способность глубоко вникать в смысл и настроение избранных текстов, следуя правильной дикции, изобретательным, широким мелодиям и общей прямой экспрессии. Мелодия представляет собой его основной инструмент; хотя в его поздних произведениях заметны довольно развитая фортепианная партия и несколько свободный гармонический язык, в пределах позднеромантических выразительных средств.
Маринкович также нашел свое вдохновение в текстах, близких к народным песням и сочиненных в манере, близкой к народной, основав в сербской художественной музыке популярный севдалинки жанр ( «Шана, дорогая» , «Стоянка » и «Из города в город» ). Он также продолжил и сохранил традицию обработки народных напевов.
Хоровая музыка: светские произведения
[ редактировать ]Маринкович сочинял пьесы для мужского, смешанного, женского и детского хоров, но особенно развивал жанр хоровых произведений в сопровождении фортепиано . Его одиннадцать колосов (1881–97) — венков из адаптированных народных мелодий для мужских и смешанных хоров — считаются предшественниками « Песенных венков» С. Св. Мокраньяца . Используя большое количество песен, не имеющих более сложной адаптации, Маринкович не смог достичь хорошо продуманной и сложной формы, позже проявившейся в произведениях Мокраняца, но, тем не менее, предвосхитил некоторые процедуры Мокраняца (связывание и повторение отрывков песен, песен и т.п.). Реальный подбор коло песен- не демонстрирует уровня скрупулёзности и обдуманности в столь представительном для Мокраняца объёме всего произведения, а развивающие приёмы в основном сдержанные, но всё же освежающие и воодушевляющие. В более поздних колосах (Одиннадцатом и Двенадцатом) Маринкович добился большей формальной лаконичности, лучшей хоровой фактуры, контрастов солирующих и тутти-партий, более смелых гармонических решений. Трое Колос (Третий, Пятый и Девятый) названы в честь Бранко Радичевича ( Колос Бранко (поет., Бранково коло )) поскольку они написаны по мотивам стихов этого поэта под названием «Прощание школьных друзей» и лишь косвенно вдохновлены народом.
Как и его современники, Маринкович сочинял произведения на стихи патриотической поэзии ( «Народное собрание» , «Героический боевой клич » , « Гимн Балкан » , «Гимн Косово» , «С песней в сердце» , «Гимн сербских мусульман» ), некоторые из которые стали довольно популярными, такие как «Народное собрание» (1876 г.), известное своим вступительным куплетом, а также песня «Эй, Трубач . Как одна из самых популярных песен Маринковича, она Обилича долгие годы была гимном .
Маринкович основал хоровой жанр в сопровождении фортепиано в сербской музыке ( «Содержанная река» , «В Страстную пятницу» , «Страдающая мать» ( Jadna majka ), «Молитва» , «Водяная мельница » и «Кантата Доситею Обрадовичу» ). Некоторые из этих произведений по широте и сложности фортепианного сопровождения подтверждают, что фортепиано фактически использовалось в качестве замены оркестра .
Хоровая музыка: священные произведения
[ редактировать ]В 1935 году Коста Манойлович реконструировал некоторые части, которые он нашел в коллекции наследия Маринковича, в Божественную литургию святого Иоанна Златоуста ( Liturgija Svetog Jovana Zlatoustog ). Среди литургических движений особенно выразительной и вдохновляющей является «Отче наш » ( Otce nas ), считающаяся одним из шедевров хоровой литературы.
Инструментальная и сценическая музыка
[ редактировать ]Среди инструментальных произведений Маринкович сочинил «Сонатину» для фортепиано в четыре руки, « Два сербских танца» , «Фантазию » и «Ноктюрн» для скрипки . Его сценическая музыка включает пьесы «Суджае» Л.Дж. Петрович (с очень удачными номерами «Колыбельная» и хором «Монах» ).
Избранные произведения
[ редактировать ]- Братья восстайте ( Ustajte braćo ) (1872), для смешанного хора
- Народное собрание ( Народни збор ) (1876 г., вторая версия 1902 г.)
- Какое зрелище, этот мир такой яркий ( Ala je lep ovaj svet ), враньё, первая версия около 1880 года.
- Под окном ( Под прозором ) (ок. 1880) лежал
- Река Содержания ( Задовольная река ) (1881), для смешанного хора и фортепиано.
- Первое коло (1881), для мужского хора.
- Второе коло (1882), для мужского хора.
- Первый Опело ( Реквием ) (до 1882 г.), для мужского хора.
- Третье коло (1882 г., версия для смешанного хора 1896 г.), для мужского хора, по Бранко Радичевичу.
- Четвертое коло (1882), для мужского хора.
- С песней сердцу (1882), для мужского хора
- В Страстную пятницу ( На Велики петак ) (1883), для смешанного хора и фортепиано
- Стоянка ( Под пенджерите ) (1883), солгала
- Пятый тур (1883 г., версия 1889 г.), для мужского хора по имени Бранко Радичевича.
- Страдающая мать ( Jadna majka ) (1884), для смешанного хора и фортепиано
- Шестое коло (1884), для смешанного хора.
- Траурная песня ( Посмртна песма ) (1884), для мужского хора.
- Шана, дорогая ( Šano duso ) (до 1886 г.), вела
- Гимн Косово (1889 г.) для мужского хора.
- Молитва ( Молитва ) (1889, версии 1889 и 1931), для смешанного хора и фортепиано.
- Седьмое коло (1889), для мужского хора.
- Литургия (около 1889 г.) для смешанного хора.
- Песня чернорабочих ( Radnička pesma ) (1890), для смешанного хора.
- Восьмое коло (1890), для мужского хора.
- Девятый тур (1892 г.), для мужского хора по имени Бранко Радичевича.
- Кустарник ( Грм ) (1893), солгал
- Судьи (1894), сценическая музыка по мотивам Ж. Петрович
- Десятое коло (1896), для смешанного хора.
- Болгарские народные песни (1896), для мужского хора.
- Апофеоз Вуку (1897), для смешанного хора.
- Одиннадцатое коло (1897), для смешанного хора.
- Ой, как солнце светит ( Oh, kako sunce sija ) (1899), соврала (версии для смешанного и детского хора, а также дуэта)
- Весенняя заря ( Пролетня зора ) (1899), для смешанного хора
- О, Луна ( Oj, meseče ) (до 1907 г.), солгала
- Славия (ок. 1907), для мужского хора
- Гимн Балкан (около 1908 г.) для мужского хора.
- Героический боевой клич ( Junčaki poklič ) (около 1910 г.), для мужского хора.
- Водяная мельница ( Поточара ) (1910), для смешанного хора и фортепиано.
- Женам мироносикам (1911), песня и версия для женского хора
- Кантата Доситею Обрадовичу (1911), для смешанного хора и фортепиано.
- Мемориал ( Помен ) (ок. 1929), для смешанного хора
- Скажи мне, пожалуйста, скажи мне ( Кажи ми, кажи ) (1931), соврал
- Расставание ( Растанак ) (1931), солгал
Записи
[ редактировать ]- Иосиф Маринкович. « Отче наш» , хор «Йосиф Маринкович», дирижер Андрей Бурсач. Культурный центр Зренянин. CD004, запись 1997 года, год публикации не указан.
- Иосиф Маринкович. Вечера - твоя тайна , Белград нонет. ПГП РТС, CD 430480, 1998 г.
- Иосиф Маринкович. Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста . Хор RTB, дирижер Боян Судич. ПГП РТС, CD 430824, 1999 г.
- Иосиф Маринкович. Песня Херувимов . Белградский камерный хор. ПГП РТС CD 431142, 2000 г.
- Иосиф Маринкович. Ручей журчит (Поток жубор), Тоска (Чежня), для голоса и оркестра. София Янкович, сопрано, Симфонический оркестр Радио и телевидения Сербии , дирижер Даворин Жупанич. Компакт-диск Новый Звук 118/2001.
- Иосиф Маринкович. На протяжении многих лет . Диск Сербского певческого общества "Единство", Котор. в 2004 году
- Иосиф Маринкович. Небесный Царь . Белградское певческое общество: 153 года . CD 01/2, Саборна Црква, Белград, 2005 г.
См. также
[ редактировать ]- Коста Манойлович
- Петар Крстич
- Милое Милоевич
- Стеван Христич
- Стеван Мокраньяк
- Исидор Баич
- Станислав Бинички
- Даворин Йенко
- Йован Джорджевич
Библиография
[ редактировать ]- Бингюлак, Петар. Об Йосифе Маринковиче . Ежегодник Музея города Белграда . 1954, 255–278.
- Веселинович Хоффман, Мирьяна (ред.). История сербской музыки: сербская музыка и европейское музыкальное наследие . Белград: Институт учебников, 2007.
- Ежегодник Сербской королевской академии за 1906 год . Автобиография и опись произведений Я. Маринковича. Белград, 1907 год.
- Джорджевич, Владимир. «Библиография произведений Иосифа Маринковича» (Библиография произведений Иосифа Маринковича). Сербская литературная газета XXXIII, 3. 1931, 238–240.
- Крстич, Петар . «Йосиф Маринкович». Сербская литературная газета IV, 1931, 5/6.
- Манойлович, Коста . «Йосиф Маринкович» Звук , III . , 7, 1935
- Маринкович, Илья. «Опись сочинений Иосифа Маринковича» (Список сочинений Иосифа Маринковича). Ежегодник Музея города Белграда , 1954, 284–287.
- Маринкович, Илья. «Новые материалы к биографии Иосифа Маринковича» (Новые материалы к биографии Иосифа Маринковича). Ежегодник Музея города Белграда , 1955, 431–442.
- Маринкович, Соня. «Сравнение Мокраняца и Маринковича сегодня» Мокраняц , 2002, 4, 42–45.
- Маркович, Татьяна (ред.). Иосиф Маринкович (1861–1931). Музыка на перекрестке двух столетий (Иосиф Маринкович (1861–1931). Музыка на перекрестке двух столетий). Нови Бечей: Раднички дома Йована Веселинова Жарко , 2002.
- Маркович, Татьяна. Преображения сербского романтизма – Музыка в контексте культурологии. Белград: Университет искусств, 2005.
- Миложевич, Милое. «Йосиф Маринкович». Сербская литературная газета XXXIII, 3, 1931, 206–211.
- Миложевич, Милое. «Йосиф Маринкович». Музыкальные исследования и статьи, 2, Белград, 1933, 39–47.
- Миложевич, Милое. «Йосиф Маринкович как композитор-песня» (Йосиф Маринкович как автор сольной песни). Сербская литературная газета XLVIII, 8, 1936, 630–634.
- Миложевич, Милое. Интимный художественный портрет Иосифа Маринковича. Сербская литературная газета LVIII, 3, 1939, 158–165.
- Пейович, Роксанда. . Сербская музыка в XIX веке (Исполнение. Статьи и критика. Музыкальная педагогика) Белград, ФМУ, 2001.
- Пейович, Роксанда. «Оценка достижений Йосифа Маринковича и Стевана Мокраняца в истории сербской музыки» Мокраняц , 2001, 3, 21–25.
- Пейович, Роксанда. Иосиф Маринкович . Нови Бечей: Обзор на Тису, 2002.
- Перичич, Властимир . Йосиф Маринкович - жизнь и творчество Белград, САНУ, 1967.
- Перкович Радак, Ивана. Иосиф Маринкович: Блаженный Иосиф и жены-мироносицы. Мокраняц, 2004, 14–19.
- Колики, Драгутин. «Литургия Иосифа Маринковича, изданная Государственной типографией» Правда, 29 мая 1935 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Биография. Архивировано 28 июня 2020 года в Wayback Machine (на английском языке).
- Список сербских хоровых песнопений и праздничных песен, написанных Маринковичем. Архивировано 10 апреля 2021 года в Wayback Machine.