Галатский мост
Галатский мост Галатский мост | |
---|---|
Галатский мост на Золотом Роге , на заднем плане - Эминоню , вид с Галатской башни . мечеть Йени . За мостом, на заднем плане, видна | |
Координаты | 41 ° 01'12 "N 28 ° 58'23" E / 41,02000 ° N 28,97306 ° E |
несет | 2 полосы для транспорта, ![]() |
Кресты | Золотой Рог |
Местный | Каракёй – Эминёню , Стамбул , Турция |
Владелец | Столичный муниципалитет Стамбула |
Характеристики | |
Дизайн | Мостовые качели |
Материал | Конкретный |
Общая длина | 490 м (1610 футов) |
Ширина | 42 м (138 футов) |
Самый длинный пролет | 80 м (260 футов) |
История | |
Дизайнер | ГАМБ (Göncer Ayalp Engineering Co.) |
Инженерный дизайн | Строительная компания СТФА. |
Окончание строительства | декабрь 1994 г. |
Заменяет | Четвертый мост (1912–1992) Третий мост (1875–1912) Второй мост (1863–1875 гг.) Сиср-и Джедид (1845–1863) |
Расположение | |
![]() |
Галатский мост ( турецкий : Галатский мост , Турецкое произношение: [ˈɡaɫata cœpɾyˈsy] ) — мост, пересекающий бухту Золотой Рог в Стамбуле , Турция . В частности, с конца 19 века мост фигурирует в турецкой литературе , театре, поэзии и романах. Нынешний Галатский мост является лишь последним из серии мостов, соединяющих Эминёню в районе Фатих и Каракёй в Бейоглу с начала 19 века. Нынешний мост, пятый на этом месте, был построен в 1994 году.
Мост был назван в честь Галаты (прежнее название Каракёй ) на северном берегу Золотого Рога.
История
[ редактировать ]
Первый зарегистрированный мост через Золотой Рог был построен во время правления Юстиниана Великого в VI веке, недалеко от земельных стен Феодосия в западной части города.
В 1453 году, перед падением Константинополя , турки построили передвижной мост, поставив свои корабли бок о бок по воде, чтобы их войска могли перемещаться с одного берега Золотого Рога на другой.

В 1502–1503 годах султан Баязид II запросил проект строительства моста на нынешнем месте. Используя три хорошо известных геометрических принципа: прижатый лук, параболическую кривую и краеугольную арку, художник Леонардо да Винчи спроектировал беспрецедентный однопролетный мост длиной 280 м (920 футов) через Золотой Рог, который, если бы он был построен, стать самым длинным пролетом моста в мире. [1] Однако амбициозный замысел не был одобрен султаном.
Другой итальянский художник, Микеланджело , также был приглашен внести свой вклад в проект, но отклонил это предложение, и идея строительства моста через Золотой Рог была отложена до 19 века.
была построена уменьшенная версия проекта моста Леонардо недалеко от Осло , Норвегия, В 2001 году современным художником Вебьерном Сандом . Это был первый проект гражданского строительства , основанный на эскизе Леонардо, когда-либо построенный.
Удивительный мост
[ редактировать ]В начале 19 века Махмуд II (1808–1839) приказал построить мост дальше по Золотому Рогу, между Азапкапы и Ункапани . Этот мост, известный как Хайратие (Благотворение на английском языке), был открыт 3 сентября 1836 года. Проект был реализован заместителем лорда-верховного адмирала Февзи Ахмет- пашой с использованием рабочих и объектов военно-морского арсенала в соседней Касымпаше . Согласно «Истории Лютфи», этот мост был построен на связанных понтонах и имел длину около 500–540 м (1640–1770 футов).
Сиср-и-Джедид Мост
[ редактировать ]В 1845 году первый Галатский мост в устье водного пути (т.е. на нынешнем месте) был построен из дерева по просьбе Валиде Султан , матери Абд-уль-Меджида I (1839–1861). Он был известен как Cisr-i Cedid (Новый мост), чтобы отличить его от более раннего моста, расположенного вверх по Золотому Рогу, который стал известен как Cisr-i Atik (Старый мост). [ нужна ссылка ] он В путеводителе Бедекера также упоминается как Мост Султана Валиде. [2] Он продолжал использоваться в течение 18 лет.
На Каракёй стороне моста в написанном куплете поэта Ибрагима Шинаси записано, что Новый мост был построен султаном Абдулмеджидом I, который первым прошел по нему. Первым под ним прошел французский капитан Маньян на своем корабле « Лебедь» .
Первые три дня переход по мосту был бесплатным. пошлина ( мурюрийе После этого военно-морскому министерству была уплачена ). Сбор пошлин начался 25 ноября 1845 года, и были собраны следующие пошлины:
- Бесплатно: военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов, дежурные пожарные, священнослужители,
- 5 для : пешеходов,
- 10 пункт: люди с рюкзаками,
- 20 пункт: животные, несущие нагрузку,
- 100 за: конные экипажи,
- 3 пункт: овцы, козы или другие животные.
До 31 мая 1930 года пошлину собирали чиновники в белой форме, стоявшие на обоих концах моста.
Второй мост
[ редактировать ]В 1863 году этот мост был заменен вторым деревянным мостом, построенным Этемом Пертев -пашой по приказу султана Абдулазиза (1861–1876) во время модернизации инфраструктуры, предшествовавшей Наполеона III визиту в Стамбул.
Третий мост
[ редактировать ]


В 1870 году был подписан контракт с французской компанией Forges et Chantiers de la Mediteranée на строительство третьего моста, но начало войны между Францией и Германией задержало реализацию проекта, который вместо этого был передан британской фирме Г. Уэллс в 1870 году. 1872 г. Этот мост, построенный в 1875 году, имел длину 480 м (1570 футов) и ширину 14 м (46 футов) и опирался на 24 понтона. Он был построен за 105 000 золотых лир и использовался до 1912 года, когда его отбуксировали вверх по течению, чтобы заменить старый мост Сиср-и Атик.
Четвертый мост
[ редактировать ]Четвертый Галатский мост (по-турецки обычно известный как Эски Кёпрю ; букв. «Старый мост») был построен в 1912 году немецкой фирмой Hüttenwerk Oberhausen AG за 350 000 золотых лир. Этот плавучий мост имел длину 466 м (1529 футов) и ширину 25 м (82 фута). Мост состоял из 12 отдельных частей; 2 наземных куска длиной по 17 метров, 9 кусков длиной около 40 метров и центральный кусок длиной 66,7 метра, что делало мост подвижным . До 1930 года это был платный мост. [3]
На нижней стороне четвертого моста располагались бары и рестораны. Его обычно называют важным местом для развития современной турецкой рок-музыки, поскольку здесь находится влиятельный бар Kemancı . Современные турецкие рок-группы и певцы, такие как Думан , MFÖ , Шебнем Ферах и Теоман, провели годы своего становления в Кеманджи.
В 1992 году он сильно пострадал во время пожара и через неделю его отбуксировали с прежнего места. На момент пожара рядом с четвертым уже строился пятый и нынешний мост, а четвертый мост планировалось вывести из эксплуатации в ближайшее время. Во время буксировки одна из поврежденных секций моста обрушилась. Турецкие власти отнесли мост к культурному наследию второй степени. [4]
После буксировки пропали 3 части моста. После ремонта оставшиеся части старого моста были перепрофилированы между Айвансарай - Хаскёй в 2002 году. С июля по октябрь 2012 года мост был открыт для автотранспорта, чтобы облегчить движение транспорта по мосту Халич , который находился на реконструкции. [5] Из-за того, что мост не пропускал паромы, нарушая циркуляцию воды и мешая продолжающимся работам по очистке бухты Золотой Рог, в 2012 году среднюю часть моста отбуксировали недалеко от береговой линии. После второй буксировки бывшие магазины и рестораны были отбуксированы. заселен бездомными, а мост остался в аварийном состоянии. В 2016 году большая часть моста была перевезена на верфи Халич и Тузла . [6] Оставшийся 50-метровый участок побережья Хаскёй/ Балат остался в аварийном состоянии. [7]
Пятый (нынешний) мост
[ редактировать ]
Пятый Галатский мост был построен турецкой строительной компанией STFA всего в нескольких метрах от предыдущего моста, между Каракёй и Эминёню , и завершен в декабре 1994 года. Он был спроектирован и контролировался GAMB (Göncer Ayalp Engineering Company). Это разводной мост длиной 490 м (1610 футов) с основным пролетом 80 м (260 футов). Пролет моста имеет ширину 42 м (138 футов) и имеет две полосы для движения транспорта и по одному пешеходному переходу в каждом направлении. Трамвайные пути, проходящие посередине, позволяют трамваю Т1 курсировать от Багджылара , в западном пригороде, до Кабаташа , в нескольких кварталах от дворца Долмабахче .
В 2003 году к нижней части моста была пристроена цепочка ресторанов, имитирующая более ветхие рестораны, прилепившиеся к нижней части четвертого моста.
Культура
[ редактировать ]Галатский мост долгое время служил символическим связующим звеном между старым городом Стамбула, местом расположения императорского дворца и основных религиозных и светских учреждений Османской империи, и современными районами Бейоглу , где раньше проживала большая часть жителей. немусульмане . и где жили и работали иностранные купцы и дипломаты Как писал Пейами Сафа в своем романе «Фатих-Харбие» , человек, прошедший из Фатиха в Харбие по мосту, перешел в другую цивилизацию и культуру.
Мост появляется в большинстве рассказов о Константинополе конца XIX века, возможно, наиболее ярко в Эдмондо Де Амициса , «Константинополе» в котором он описывает красочное множество персонажей многих рас, которых можно увидеть на нем. [8] Мост также появляется в Вирджинии Вульф романе «Орландо», хотя, как следует из книги, в 16 веке его не существовало. [9]
Иногда предполагают, что мост для карточных игр получил свое название потому, что изобретшие его британские солдаты пересекали Галатский мост по пути в любимые кофейни.
В популярной культуре
[ редактировать ]Герта Мака Краткая книга «Мост» , опубликованная в 2008 году, полностью посвящена мосту и множеству людей, которые зарабатывают на жизнь внутри и вокруг него. [10] Помимо своего места в художественной литературе, романтический вид Галатского моста сделал его предметом множества картин и гравюр.
Действие первой главы романа британского писателя Бена Элтона о путешествиях во времени « Время и время снова» происходит на Галатском мосту. [11]
Eski В первом альбоме Думана Köprünün Altında ( букв. « Под старым мостом » ) и в первой песне альбома Köprüaltı ( букв. « Нижняя сторона моста » ) упоминается четвертый мост.
В фильме «Стамбульские истории» 2005 года мост показан в последние 10 минут. Также показаны разделы.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвид Л. Чендлер (9 октября 2019 г.). «Инженеры проверили конструкцию моста Леонардо да Винчи» . Пресс-служба Массачусетского технологического института .
- ^ «Мост Кара-Кеуи (Галата), Константинополь, Турция» . Всемирная цифровая библиотека . 1890–1900 . Проверено 18 октября 2013 г.
- ^ «Давным-давно символ Стамбула: Исторический Галатский мост» . www.trthaber.com (на турецком языке) . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ Йылмаз, Элиф Тугба Гюркан (23 октября 2014 г.). «Галатский мост исчез!» . Аркитера (на английском языке) . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ Чобан, Чигдем (9 октября 2012 г.). «Работа городских линий Эйюп – Ускюдар возобновилась» . Аркитера (на английском языке) . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ ДХА, Али АКСОЙЕР / Стамбул. «Исторический Галатский мост попрощался со Стамбулом» . www.hurriyet.com.tr (на турецком языке) . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ «Сегодняшнее состояние душераздирающее! Печальный конец исторического моста» . Миллиет (на турецком языке) . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ Де Амицис, Эдмонд (2013). Константинополь . Великобритания: Alma Classics. стр. 100-1 17–23. ISBN 9781847492661 .
- ^ Вульф, Вирджиния (2014). Орландо . Лондон: Коллинз Классикс. стр. 75–77. ISBN 9780007558087 .
- ^ Мак, Герт (2008). Мост . Нидерланды: Харвилл Секер. стр. Вся книга. ISBN 9781846551383 .
- ^ Элтон, Бен (2014). Время и время снова (1-е изд.). Пингвин. стр. 11–16. ISBN 9780552770910 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]