Ибрагим Шинаси
Ибрагим Шинаси | |
---|---|
![]() Ибрагима Шинаси Эфенди, возможно, сфотографировали во время ссылки. | |
Рожденный | Стамбул , Османская империя | 5 августа 1826 г.
Умер | 13 сентября 1871 г. Стамбул, Османская империя | (45 лет)
Занятие | Журналист , поэт , драматург , редактор газеты |
Язык | Османский турецкий , турецкий |
Национальность | Османская |
Известные работы | Свадьба поэта (турецкий: Şair Evliği ) |
Ибрагим Шинаси Эфенди ( османский турецкий язык : Ибрагим Шинаси Эфенди , латинизированный : ʾİbrahîm Şinâsî ʾEfendî ; 5 августа 1826 – 13 сентября 1871) был новаторским османским интеллектуалом , основателем турецкой драматургии, [ 1 ] [ 2 ] писатель, журналист, переводчик, драматург, лингвист и редактор газеты . Он был новатором в нескольких областях: он написал один из самых ранних образцов османской пьесы, он поощрял тенденцию перевода поэзии с французского на турецкий, он упростил сценарий, используемый для написания османско-турецкого языка , и он был одним из первый из османских писателей, писавший специально для широкой публики. Шинаси использовал свои газеты Tercüman-ı Ahvâl и Tasvîr-i Efkâr , чтобы способствовать распространению европейских идеалов Просвещения в период Танзимата , и он сделал образование грамотной османской общественности своим личным призванием. Хотя многие проекты Шинаси на момент его смерти были незавершенными, «он был в авангарде ряда областей и вносил свой вклад в развитие каждой области, пока она содержала нерешенные проблемы». [ нужна ссылка ]
Шинаси был одним из первых сторонников конституции Империи. [ 3 ] Вместе со своим коллегой и другом Намиком Кемалем , Шинаси был одним из ведущих лидеров « Молодых Османов» , тайного общества османских турецких интеллектуалов, продвигающих дальнейшие реформы в Османской империи после Танзимата, чтобы модернизировать и оживить ее, приведя ее в соответствие. с остальной Европой. Хотя Шинаси умер до того, как их цели реформ были реализованы, усилия молодых османов непосредственно привели к первой попытке конституционной монархии в Империи в 1876 году, когда недолговечная Первая конституционная эра положила начало написанию османской конституции и создание двухпалатного парламента . Своей работой политического активиста и одного из выдающихся литературных деятелей своего времени Шинаси заложил в сознании общественности основу для современных и последующих реформ в Османской империи, а затем и в современной Турецкой Республике .
Его жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]
Ибрагим Шинаси родился в Константинополе (современный Стамбул ) в 1826 году в период нестабильности в Османской империи. [ 4 ] Отец Шинаси служил капитаном артиллерии в османской армии и погиб во время одной из русско-турецких войн . Его воспитывали мать и родственники, и он начал свое образование в местной школе. [ 5 ] Шинаси посещал начальную школу с намерением стать военным клерком. [ 6 ] Он устроился на работу в Оружейную палату Мюшириет, одновременно беря уроки арабского, персидского и французского языков. [ 5 ] В молодом возрасте он установил близкие отношения со знаменитым реформатором Мустафой Решидом-пашой , который помог ему заработать правительственный грант на изучение финансов в Париже. [ 4 ]
Находясь в Париже, Шинаси также изучал математику, естественные науки и историю, но у него начала развиваться любовь к литературе, которая стала его любовью на всю жизнь. Там Шинаси познакомился с французской литературой и интеллектуалами; он был впечатлен идеями Просвещения и наладил отношения с Ламартином , Эрнестом Ренаном и другими французскими интеллектуалами. [ 5 ] Помимо прочего, он был членом Société Asiatique . Во время своего пребывания в Париже он перевел несколько произведений с французского на османский турецкий язык .
Государственная карьера
[ редактировать ]Кратковременное пребывание Шинаси на посту государственного чиновника включало должность в Комитете по образованию. Эта группа отвечала за оценку и реструктуризацию османских школ. Он был членом этой организации по возвращении из Парижа в 1853 году, пока не был уволен. Его восстановят в должности только для того, чтобы снова отстранить от должности в 1863 году. Вполне вероятно, что его увольнение было результатом его растущей журналистской деятельности, критикующей правительство и пропагандирующей «европейские» идеи. За день до второго увольнения Шинаси из комитета по образованию он написал статью, в которой отстаивал принцип « нет налогообложения без представительства ». После отстранения от правительственного поста Шинаси вернулся в Париж, чтобы сосредоточиться на писательстве и лингвистическом изучении. [ 7 ] Предполагается, что конфликты с некоторыми реформаторами Танзимата , такими как Мехмед Эмин Али-паша и Мехмед Фуад-паша , побудили Шинаси покинуть страну. [ 6 ]
Период журналистики
[ редактировать ]Самым заметным предприятием Шинаси в журналистике было основание издания «Тасвир-и Эфкар» , или «Толкователь идей», в 1862 году. Это была первая по-настоящему влиятельная газета в Османской империи. [ 8 ] Это издание стало преемником другой газеты под названием Tercüman-ı Ahvâl , которую Шинаси ранее основал и редактировал вместе со своим соратником Ага Эфенди . [ 9 ] В этих газетах он использовал «журналистский турецкий язык», на который сильно повлиял более грубый язык средних турок-османов ( каба Тюркче ). Он решительно выступал за растущую вестернизацию Османской империи, а также за «энциклопедизм»; он считал, что общественность должна быть образована в самых разных предметных областях, поэтому его статьи часто включали ссылки на таких фигур, как Платон или Ньютон , и возвышенные концепции, такие как естественное право. [ 7 ]
Участие в деятельности младоосманов и изгнание
[ редактировать ]Присоединившись к реформистскому тайному обществу « Молодые османы» в 1865 году и отправившись в изгнание в Париж, Шинаси передал управление Тасвир -и Эфкар своему сотруднику и коллеге Намику Кемалю . [ 10 ]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]Шинаси вернулся в Стамбул в 1869 году, где «жил отшельником из-за финансовых нужд». [ 7 ] Он открыл типографию и начал печатать и издавать свои произведения. Вскоре после этого, 13 сентября 1871 года, он умер от опухоли головного мозга в возрасте 45 лет.
Его взгляды
[ редактировать ]Политика
[ редактировать ]Шинаси, находившийся под влиянием мысли Просвещения, рассматривал свободу выражения мнений как фундаментальное право и использовал журналистику для привлечения, общения и просвещения общественности. Говоря напрямую с общественностью о делах правительства, Шинаси заявил, что действия государства не являются исключительно интересами правительства. [ 11 ] В первом номере своей первой газеты Шинаси писал: «Поскольку люди, живущие в обществе, обязаны соблюдать различные официальные обязательства, из этого с необходимостью следует, что часть их прав состоит из распространения устных и письменных идей, направленных на продвижение интересы Родины». [ 12 ]
Будучи патриотом и популистом из-за своей склонности к обычному народному языку, Шинаси также был романтиком и интернационалистом . что «моя нация — человечество, а моя родина — земля» (османский турецкий язык: Milletim nevʿ-i beşerdir, vaṭanım - zemin ruy письме он заявил , i В своем ) . [ 13 ] Как отметил Ахмет Хамди Танпинар , эта строка была вдохновлена заключительными словами Виктора Гюго « Бургравы »: «… чтобы мир был его родиной, а человечество — его нацией» ( фр .: ... avoir pour patrie) . «мир и человеческая нация» ). [ 14 ] [ 15 ]
Язык
[ редактировать ]Главный вклад Шинаси в реформы, а также в османскую и турецкую культуру был результатом использования им языка. До Шинаси, Намика Кемаля и Зия-паши османская письменность была в значительной степени разделена на элитную литературу и народную литературу. Письменность элиты представляла собой почти исключительно поэзию ( диван сиири ) строгой формы, размера и рифмы. Оно было написано строго на османско-турецком языке , включившем в себя словарные слова арабского и персидского языков, находившиеся за пределами понимания простого народа (говорившего на «вульгарном турецком языке» ( kaba Türkçe ), который больше напоминал современный турецкий язык ); он делал упор на художественное мастерство, а не на общение. Элиты писали друг для друга, а не для широкой публики. И элитарная, и народная литература включала элементы исламской традиции, но популярная письменность в значительной степени опиралась на центральноазиатские корни османов. В нем использовались как стихи, так и проза, но представители элиты не воспринимали это всерьез. [ 16 ]
Шинаси изменил парадигму письма в Османской империи, упростив язык, намеренно взаимодействуя напрямую со все более грамотной публикой и представляя массам новые, более европейские жанры. [ 3 ] Он попытался создать чистый турецкий язык ( öz Türkçe ), исключив слова, заимствованные из других языков, чтобы сделать содержание и стиль своей работы более привлекательными и легкими для понимания. [ 3 ] На момент своей смерти Шинаси работал над крупномасштабным турецким словарем, чтобы формализовать язык. [ 17 ] Он также упростил основанное на арабском языке османско-турецкое письмо , объединив каллиграфию нашк и куфи , но ему «удалось лишь сократить более пятисот знаков, используемых с тех пор, как Мутеферрика впервые сократил свой шрифт до 112». [ 3 ]
Литература
[ редактировать ]Помимо журналистской деятельности, Шинаси был поэтом, переводчиком и драматургом. В 1853 году он опубликовал сборник стихов под названием «Диван-и Шинаси» . Его часто называют «основателем современной школы османской литературы». [ 17 ] Он заслужил этот титул за изменение турецкого стиха, чтобы он больше соответствовал французской модели, и за перевод многих французских стихов на турецкий язык. «Он обратил внимание на европейскую литературу, выразил необходимость сделать из нее переводы и распространил свою веру — которая стала верным пророчеством — что современная турецкая литература родится по моделям западной литературы». [ 17 ] Его переводы стихов, в дополнение к его переводам мыслителей эпохи Просвещения с французского на турецкий, побудили других переводить важные произведения европейских мыслителей и способствовали вестернизации Османской империи. [ 18 ]
Свадьба поэта
[ редактировать ]Пожалуй, самым известным произведением Шинаси была пьеса «Свадьба поэта» ( турецкий : Şair Evlenmesi ). [ 19 ] Это было не первое театральное произведение, написанное на тюркском языке азербайджанского драматурга Мирзы Фатали Ахундова . , первым появилось произведение [ 20 ] но это была первая широко признанная пьеса, написанная османом в стиле современных европейских театральных постановок, и она оказала сильное влияние на канон последующих пьес. [ 21 ] Одноактная комедия была написана в 1859 году, но не публиковалась до 1860 года. Она была напечатана в виде сериала под названием «Тефрика» в его газете «Терджуман-и Ахвал» в ответ на растущую популярность театра в Османской империи. Европейские актерские труппы из Лондона, Парижа, Санкт-Петербурга и других крупных городов увеличили спрос на пьесы среди жителей Ближнего Востока, особенно в таких городских центрах, как Тбилиси, Стамбул и Каир. При написании этой пьесы, что было типично для его художественного стиля, Шинаси использовал турецкий язык, который был ближе к народному, а не к лексике и структурам, ранее использовавшимся культурной элитой. [ 20 ] Он намеренно исказил способ написания слов, чтобы сделать язык более фонетическим и облегчить постановку пьесы. Он включил в свои сочинения арабские буквы, способствуя «анархии, которая в конечном итоге закончилась падением арабской письменности ». [ 3 ]
Эта пьеса также была новинкой в османских кругах, поскольку она прямо и сатирически затрагивала проблемы, представляющие интерес современности. Шинаси использовал пьесу для критики как традиционалистов, так и недавно сформировавшегося класса либеральной элиты . Он нацелился на традиционалистов за то, что они продолжают заключать браки по расчету через посредников. [ 20 ] В пьесе бедный молодой человек влюбился в красивую женщину, но, согласно мусульманской традиции, женихи не могли видеть лица своих невест до тех пор, пока не был заключен брачный контракт. Семья красавицы воспользовалась этим условием в свою пользу, когда тайно заменила возлюбленную юного поэта на ее крайне непривлекательную старшую сестру. Молодой человек в конце концов воссоединился со своей избранницей благодаря собственным проступкам. [ 19 ] На протяжении всей пьесы Шинаси также использовал юмор, чтобы осудить частое высокомерие и претенциозность «самозванных интеллектуалов». [ 20 ]
Предполагается, что спектакль был заказан для исполнения в придворном театре дворца Долмабахче , но спектакль мог состояться, а мог и не состояться в этом месте. [ 19 ] Считается, что первый английский перевод пьесы был опубликован в 1981 году. [ 20 ]
Театр Шинаси Сахнеси в Анкаре , Турция, был назван в честь Шинаси.
Работает
[ редактировать ]- Tercüme-i Manzume (1859, перевод стихов с французского Ла Фонтена, Ламартина, Жильбера и Расина)
- Шаир Эвленмеси (1859, первая османская пьеса «Свадьба поэта») [ 22 ]
- Дуруб-и Эмсал-и Османие (1863 г., первая книга турецких пословиц)
- Мюнтахабат-и Эшар (1863, сборник стихов)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "турецкий поэт Шинаси" . Archived from the original on 19 June 2020 . Retrieved 7 March 2011 .
- ^ "Культура Турции" . Archived from the original on 16 April 2011 . Retrieved 7 March 2011 .
- ^ Jump up to: а б с д и Беркес, Ниязи. Развитие секуляризма в Турции . Монреаль: МакГилл УП [ нужна страница ] [ ISBN отсутствует ]
- ^ Jump up to: а б Сомель, Сельчук Акшин и др. Османская империя от А до Я. Лэнхэм, Мэриленд: Пугало, 2010. Печать.
- ^ Jump up to: а б с «Ибрагим Шинаси». Биография. н.п., 2011. Интернет. 15 декабря 2013 г. < http://www.biografi.info/kisi/ibrahim-sinasi >.
- ^ Jump up to: а б Карабелл, Закари. «Шинаси, Ибрагим [1826–1871]». В Энциклопедии современного Ближнего Востока и Северной Африки. Эд. Филип Маттар. 2-е изд. Том. 4. Нью-Йорк: Справочник Macmillan, 2004. 2068–2069. Виртуальная справочная библиотека Гейла. Веб. 16 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Синаси, Ибрагим». В Оксфордской энциклопедии исламского мира . Под редакцией Джона Л. Эспозито. Том 5. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2009. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Между политикой и литературой: журналы в Александрии и Стамбуле в конце девятнадцатого века , Элизабет Кендалл, Современность и культура: от Средиземного моря до Индийского океана , 333.
- ^ Между политикой и литературой: Журналы в Александрии и Стамбуле в конце девятнадцатого века , Элизабет Кендалл, Современность и культура: от Средиземного моря до Индийского океана , изд. Лейла Тарази Фаваз, Калифорния Бэйли , (Издательство Колумбийского университета, 2002), 333.
- ^ Между политикой и литературой: журналы в Александрии и Стамбуле в конце девятнадцатого века , Элизабет Кендалл, Современность и культура: от Средиземного моря до Индийского океана , 334.
- ^ Нергис Эртюрк, Грамматология и литературная современность в Турции . Оксфорд: Oxford UP, 2011. [ нужна страница ] [ ISBN отсутствует ]
- ^ Бехлюл Озкан. От обители ислама к турецкому Ватану: создание национальной родины в Турции . Нью-Хейвен: Йельский университет, 2012. [ ISBN отсутствует ] [ нужна страница ]
- ^ Ибрахим Шинаси (1885 г.). Диван-и Шинаси . Ḳusṭanṭîniyye : Maṭba'a-i 'Abû'ż-Żiyya. п. 54 . Проверено 27 июля 2024 г.
- ^ Танпынар, Ахмет Хамди (2007). Учман, Абдулла (ред.). XIX. Век истории турецкой литературы . Стамбул : Публикации Yapı Kredi. п. 177. ИСБН 978-975-08-1159-3 .
- ^ Хьюго, Виктор. «ЛЕ БЮРГРАВ» . Классический театр . Проверено 27 июля 2024 г.
- ^ Беррилл, Кэтлин РФ «Литература: турецкая». Энциклопедия современного Ближнего Востока и Северной Африки . Эд. Филип Маттар. 2-е изд. Том. 3. Нью-Йорк: Справочник Макмиллана, 2004. 1437–1440. Виртуальная справочная библиотека Гейла. 16 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Синаси, Ибрагим». Литературная энциклопедия Мерриама Вебстера. Спрингфилд, Массачусетс: Мерриам-Вебстер, 1995. Шекспировская критика в Интернете. Веб. 16 декабря 2013 г.
- ^ Каяли, Хасан. «Молодые османы». В Энциклопедии современного Ближнего Востока и Северной Африки . Эд. Филип Маттар. 2-е изд. Том. 4. Нью-Йорк: Справочник Macmillan, 2004. 2405–2407. Виртуальная справочная библиотека Гейла.
- ^ Jump up to: а б с Метин И. «Ибрагим Синаси». Энциклопедия мировой драмы МакГроу-Хилла. Нью-Йорк: МакГроу-Хилл, 1984 г. [ ISBN отсутствует ] [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д и Ибрагим Синаси. Свадьба поэта: одноактная комедия (1859). Пер. Эдвард Олворт. Уайтстоун, Нью-Йорк: Публикации Griffon House, 1981.
- ^ Обзор турецкой драмы (до 1970 г.) , Талат С. Халман, Ибрагим Безумный и другие пьесы: Антология турецких пьес , Vol. Я, изд. Талат Саит Халман, Джейн Л. Уорнер, (издательство Сиракузского университета, 2008), xviii.
- ^ М. Сюкрю Ханиоглу, Краткая история поздней Османской империи , (Princeton University Press, 2008), 100.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джейлан, Эбубекир (2011). Османское происхождение современного Ирака: политическая реформа, модернизация и развитие на Ближнем Востоке девятнадцатого века . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1848854253 .
- Эргиши, Айшегюль (осень 2012 г.). «Шинаси, пионер новой турецкой литературы: бурдьезианское чтение» (PDF) . Журнал международных социальных исследований (на турецком языке). 5 (23): 207–214. ISSN 1307-9581 . Проверено 16 декабря 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Ибрагим Шинаси: Информация от» . Ответы.com . Проверено 18 июня 2010 г.
- Запись в Британской энциклопедии
- Биография Литературка Издательство
- Биография Министерство культуры и туризма Турции
- 1826 рождений
- 1871 смертей
- Писатели из Стамбула
- Члены Азиатского общества
- Поэты XIX века из Османской империи
- Драматурги и драматурги Османской империи
- Журналисты XIX века из Османской империи
- Турецкие демократические активисты
- Редакторы турецких газет
- Турецкие журналисты-мужчины
- Драматурги и драматурги-мужчины
- Писатели-мужчины XIX века
- Драматурги и драматурги XIX века