Jump to content

Ибрагим Шинаси

Ибрагим Шинаси
Ибрагима Шинаси Эфенди, возможно, сфотографировали во время ссылки.
Ибрагима Шинаси Эфенди, возможно, сфотографировали во время ссылки.
Рожденный ( 1826-08-05 ) 5 августа 1826 г.
Стамбул , Османская империя
Умер 13 сентября 1871 г. (1871-09-13) (45 лет)
Стамбул, Османская империя
Занятие Журналист , поэт , драматург , редактор газеты
Язык Османский турецкий , турецкий
Национальность Османская
Известные работы Свадьба поэта (турецкий: Şair Evliği )

Ибрагим Шинаси Эфенди ( османский турецкий язык : Ибрагим Шинаси Эфенди , латинизированный : ʾİbrahîm Şinâsî ʾEfendî ; 5 августа 1826 – 13 сентября 1871) был новаторским османским интеллектуалом , основателем турецкой драматургии, [ 1 ] [ 2 ] писатель, журналист, переводчик, драматург, лингвист и редактор газеты . Он был новатором в нескольких областях: он написал один из самых ранних образцов османской пьесы, он поощрял тенденцию перевода поэзии с французского на турецкий, он упростил сценарий, используемый для написания османско-турецкого языка , и он был одним из первый из османских писателей, писавший специально для широкой публики. Шинаси использовал свои газеты Tercüman-ı Ahvâl и Tasvîr-i Efkâr , чтобы способствовать распространению европейских идеалов Просвещения в период Танзимата , и он сделал образование грамотной османской общественности своим личным призванием. Хотя многие проекты Шинаси на момент его смерти были незавершенными, «он был в авангарде ряда областей и вносил свой вклад в развитие каждой области, пока она содержала нерешенные проблемы». [ нужна ссылка ]

Шинаси был одним из первых сторонников конституции Империи. [ 3 ] Вместе со своим коллегой и другом Намиком Кемалем , Шинаси был одним из ведущих лидеров « Молодых Османов» , тайного общества османских турецких интеллектуалов, продвигающих дальнейшие реформы в Османской империи после Танзимата, чтобы модернизировать и оживить ее, приведя ее в соответствие. с остальной Европой. Хотя Шинаси умер до того, как их цели реформ были реализованы, усилия молодых османов непосредственно привели к первой попытке конституционной монархии в Империи в 1876 году, когда недолговечная Первая конституционная эра положила начало написанию османской конституции и создание двухпалатного парламента . Своей работой политического активиста и одного из выдающихся литературных деятелей своего времени Шинаси заложил в сознании общественности основу для современных и последующих реформ в Османской империи, а затем и в современной Турецкой Республике .

Его жизнь

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Изображение Ибрагима Шинаси.

Ибрагим Шинаси родился в Константинополе (современный Стамбул ) в 1826 году в период нестабильности в Османской империи. [ 4 ] Отец Шинаси служил капитаном артиллерии в османской армии и погиб во время одной из русско-турецких войн . Его воспитывали мать и родственники, и он начал свое образование в местной школе. [ 5 ] Шинаси посещал начальную школу с намерением стать военным клерком. [ 6 ] Он устроился на работу в Оружейную палату Мюшириет, одновременно беря уроки арабского, персидского и французского языков. [ 5 ] В молодом возрасте он установил близкие отношения со знаменитым реформатором Мустафой Решидом-пашой , который помог ему заработать правительственный грант на изучение финансов в Париже. [ 4 ]

Находясь в Париже, Шинаси также изучал математику, естественные науки и историю, но у него начала развиваться любовь к литературе, которая стала его любовью на всю жизнь. Там Шинаси познакомился с французской литературой и интеллектуалами; он был впечатлен идеями Просвещения и наладил отношения с Ламартином , Эрнестом Ренаном и другими французскими интеллектуалами. [ 5 ] Помимо прочего, он был членом Société Asiatique . Во время своего пребывания в Париже он перевел несколько произведений с французского на османский турецкий язык .

Государственная карьера

[ редактировать ]

Кратковременное пребывание Шинаси на посту государственного чиновника включало должность в Комитете по образованию. Эта группа отвечала за оценку и реструктуризацию османских школ. Он был членом этой организации по возвращении из Парижа в 1853 году, пока не был уволен. Его восстановят в должности только для того, чтобы снова отстранить от должности в 1863 году. Вполне вероятно, что его увольнение было результатом его растущей журналистской деятельности, критикующей правительство и пропагандирующей «европейские» идеи. За день до второго увольнения Шинаси из комитета по образованию он написал статью, в которой отстаивал принцип « нет налогообложения без представительства ». После отстранения от правительственного поста Шинаси вернулся в Париж, чтобы сосредоточиться на писательстве и лингвистическом изучении. [ 7 ] Предполагается, что конфликты с некоторыми реформаторами Танзимата , такими как Мехмед Эмин Али-паша и Мехмед Фуад-паша , побудили Шинаси покинуть страну. [ 6 ]

Период журналистики

[ редактировать ]

Самым заметным предприятием Шинаси в журналистике было основание издания «Тасвир-и Эфкар» , или «Толкователь идей», в 1862 году. Это была первая по-настоящему влиятельная газета в Османской империи. [ 8 ] Это издание стало преемником другой газеты под названием Tercüman-ı Ahvâl , которую Шинаси ранее основал и редактировал вместе со своим соратником Ага Эфенди . [ 9 ] В этих газетах он использовал «журналистский турецкий язык», на который сильно повлиял более грубый язык средних турок-османов ( каба Тюркче ). Он решительно выступал за растущую вестернизацию Османской империи, а также за «энциклопедизм»; он считал, что общественность должна быть образована в самых разных предметных областях, поэтому его статьи часто включали ссылки на таких фигур, как Платон или Ньютон , и возвышенные концепции, такие как естественное право. [ 7 ]

Участие в деятельности младоосманов и изгнание

[ редактировать ]

Присоединившись к реформистскому тайному обществу « Молодые османы» в 1865 году и отправившись в изгнание в Париж, Шинаси передал управление Тасвир -и Эфкар своему сотруднику и коллеге Намику Кемалю . [ 10 ]

Дальнейшая жизнь и смерть

[ редактировать ]

Шинаси вернулся в Стамбул в 1869 году, где «жил отшельником из-за финансовых нужд». [ 7 ] Он открыл типографию и начал печатать и издавать свои произведения. Вскоре после этого, 13 сентября 1871 года, он умер от опухоли головного мозга в возрасте 45 лет.

Его взгляды

[ редактировать ]

Политика

[ редактировать ]

Шинаси, находившийся под влиянием мысли Просвещения, рассматривал свободу выражения мнений как фундаментальное право и использовал журналистику для привлечения, общения и просвещения общественности. Говоря напрямую с общественностью о делах правительства, Шинаси заявил, что действия государства не являются исключительно интересами правительства. [ 11 ] В первом номере своей первой газеты Шинаси писал: «Поскольку люди, живущие в обществе, обязаны соблюдать различные официальные обязательства, из этого с необходимостью следует, что часть их прав состоит из распространения устных и письменных идей, направленных на продвижение интересы Родины». [ 12 ]

Будучи патриотом и популистом из-за своей склонности к обычному народному языку, Шинаси также был романтиком и интернационалистом . что «моя нация — человечество, а моя родина — земля» (османский турецкий язык: Milletim nevʿ-i beşerdir, vaṭanım - zemin ruy письме он заявил , i В своем ) . [ 13 ] Как отметил Ахмет Хамди Танпинар , эта строка была вдохновлена ​​заключительными словами Виктора Гюго « Бургравы »: «… чтобы мир был его родиной, а человечество — его нацией» ( фр .: ... avoir pour patrie) . «мир и человеческая нация» ). [ 14 ] [ 15 ]

Главный вклад Шинаси в реформы, а также в османскую и турецкую культуру был результатом использования им языка. До Шинаси, Намика Кемаля и Зия-паши османская письменность была в значительной степени разделена на элитную литературу и народную литературу. Письменность элиты представляла собой почти исключительно поэзию ( диван сиири ) строгой формы, размера и рифмы. Оно было написано строго на османско-турецком языке , включившем в себя словарные слова арабского и персидского языков, находившиеся за пределами понимания простого народа (говорившего на «вульгарном турецком языке» ( kaba Türkçe ), который больше напоминал современный турецкий язык ); он делал упор на художественное мастерство, а не на общение. Элиты писали друг для друга, а не для широкой публики. И элитарная, и народная литература включала элементы исламской традиции, но популярная письменность в значительной степени опиралась на центральноазиатские корни османов. В нем использовались как стихи, так и проза, но представители элиты не воспринимали это всерьез. [ 16 ]

Шинаси изменил парадигму письма в Османской империи, упростив язык, намеренно взаимодействуя напрямую со все более грамотной публикой и представляя массам новые, более европейские жанры. [ 3 ] Он попытался создать чистый турецкий язык ( öz Türkçe ), исключив слова, заимствованные из других языков, чтобы сделать содержание и стиль своей работы более привлекательными и легкими для понимания. [ 3 ] На момент своей смерти Шинаси работал над крупномасштабным турецким словарем, чтобы формализовать язык. [ 17 ] Он также упростил основанное на арабском языке османско-турецкое письмо , объединив каллиграфию нашк и куфи , но ему «удалось лишь сократить более пятисот знаков, используемых с тех пор, как Мутеферрика впервые сократил свой шрифт до 112». [ 3 ]

Литература

[ редактировать ]

Помимо журналистской деятельности, Шинаси был поэтом, переводчиком и драматургом. В 1853 году он опубликовал сборник стихов под названием «Диван-и Шинаси» . Его часто называют «основателем современной школы османской литературы». [ 17 ] Он заслужил этот титул за изменение турецкого стиха, чтобы он больше соответствовал французской модели, и за перевод многих французских стихов на турецкий язык. «Он обратил внимание на европейскую литературу, выразил необходимость сделать из нее переводы и распространил свою веру — которая стала верным пророчеством — что современная турецкая литература родится по моделям западной литературы». [ 17 ] Его переводы стихов, в дополнение к его переводам мыслителей эпохи Просвещения с французского на турецкий, побудили других переводить важные произведения европейских мыслителей и способствовали вестернизации Османской империи. [ 18 ]

Свадьба поэта

[ редактировать ]

Пожалуй, самым известным произведением Шинаси была пьеса «Свадьба поэта» ( турецкий : Şair Evlenmesi ). [ 19 ] Это было не первое театральное произведение, написанное на тюркском языке азербайджанского драматурга Мирзы Фатали Ахундова . , первым появилось произведение [ 20 ] но это была первая широко признанная пьеса, написанная османом в стиле современных европейских театральных постановок, и она оказала сильное влияние на канон последующих пьес. [ 21 ] Одноактная комедия была написана в 1859 году, но не публиковалась до 1860 года. Она была напечатана в виде сериала под названием «Тефрика» в его газете «Терджуман-и Ахвал» в ответ на растущую популярность театра в Османской империи. Европейские актерские труппы из Лондона, Парижа, Санкт-Петербурга и других крупных городов увеличили спрос на пьесы среди жителей Ближнего Востока, особенно в таких городских центрах, как Тбилиси, Стамбул и Каир. При написании этой пьесы, что было типично для его художественного стиля, Шинаси использовал турецкий язык, который был ближе к народному, а не к лексике и структурам, ранее использовавшимся культурной элитой. [ 20 ] Он намеренно исказил способ написания слов, чтобы сделать язык более фонетическим и облегчить постановку пьесы. Он включил в свои сочинения арабские буквы, способствуя «анархии, которая в конечном итоге закончилась падением арабской письменности ». [ 3 ]

Эта пьеса также была новинкой в ​​османских кругах, поскольку она прямо и сатирически затрагивала проблемы, представляющие интерес современности. Шинаси использовал пьесу для критики как традиционалистов, так и недавно сформировавшегося класса либеральной элиты . Он нацелился на традиционалистов за то, что они продолжают заключать браки по расчету через посредников. [ 20 ] В пьесе бедный молодой человек влюбился в красивую женщину, но, согласно мусульманской традиции, женихи не могли видеть лица своих невест до тех пор, пока не был заключен брачный контракт. Семья красавицы воспользовалась этим условием в свою пользу, когда тайно заменила возлюбленную юного поэта на ее крайне непривлекательную старшую сестру. Молодой человек в конце концов воссоединился со своей избранницей благодаря собственным проступкам. [ 19 ] На протяжении всей пьесы Шинаси также использовал юмор, чтобы осудить частое высокомерие и претенциозность «самозванных интеллектуалов». [ 20 ]

Предполагается, что спектакль был заказан для исполнения в придворном театре дворца Долмабахче , но спектакль мог состояться, а мог и не состояться в этом месте. [ 19 ] Считается, что первый английский перевод пьесы был опубликован в 1981 году. [ 20 ]

Театр Шинаси Сахнеси в Анкаре , Турция, был назван в честь Шинаси.

Работает

[ редактировать ]
  1. ^ "турецкий поэт Шинаси" . Archived from the original on 19 June 2020 . Retrieved 7 March 2011 .
  2. ^ "Культура Турции" . Archived from the original on 16 April 2011 . Retrieved 7 March 2011 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и Беркес, Ниязи. Развитие секуляризма в Турции . Монреаль: МакГилл УП [ нужна страница ] [ ISBN отсутствует ]
  4. ^ Jump up to: а б Сомель, Сельчук Акшин и др. Османская империя от А до Я. Лэнхэм, Мэриленд: Пугало, 2010. Печать.
  5. ^ Jump up to: а б с «Ибрагим Шинаси». Биография. н.п., 2011. Интернет. 15 декабря 2013 г. < http://www.biografi.info/kisi/ibrahim-sinasi >.
  6. ^ Jump up to: а б Карабелл, Закари. «Шинаси, Ибрагим [1826–1871]». В Энциклопедии современного Ближнего Востока и Северной Африки. Эд. Филип Маттар. 2-е изд. Том. 4. Нью-Йорк: Справочник Macmillan, 2004. 2068–2069. Виртуальная справочная библиотека Гейла. Веб. 16 декабря 2013 г.
  7. ^ Jump up to: а б с «Синаси, Ибрагим». В Оксфордской энциклопедии исламского мира . Под редакцией Джона Л. Эспозито. Том 5. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2009. [ ISBN отсутствует ]
  8. ^ Между политикой и литературой: журналы в Александрии и Стамбуле в конце девятнадцатого века , Элизабет Кендалл, Современность и культура: от Средиземного моря до Индийского океана , 333.
  9. ^ Между политикой и литературой: Журналы в Александрии и Стамбуле в конце девятнадцатого века , Элизабет Кендалл, Современность и культура: от Средиземного моря до Индийского океана , изд. Лейла Тарази Фаваз, Калифорния Бэйли , (Издательство Колумбийского университета, 2002), 333.
  10. ^ Между политикой и литературой: журналы в Александрии и Стамбуле в конце девятнадцатого века , Элизабет Кендалл, Современность и культура: от Средиземного моря до Индийского океана , 334.
  11. ^ Нергис Эртюрк, Грамматология и литературная современность в Турции . Оксфорд: Oxford UP, 2011. [ нужна страница ] [ ISBN отсутствует ]
  12. ^ Бехлюл Озкан. От обители ислама к турецкому Ватану: создание национальной родины в Турции . Нью-Хейвен: Йельский университет, 2012. [ ISBN отсутствует ] [ нужна страница ]
  13. ^ Ибрахим Шинаси (1885 г.). Диван-и Шинаси . Ḳusṭanṭîniyye : Maṭba'a-i 'Abû'ż-Żiyya. п. 54 . Проверено 27 июля 2024 г.
  14. ^ Танпынар, Ахмет Хамди (2007). Учман, Абдулла (ред.). XIX. Век истории турецкой литературы . Стамбул : Публикации Yapı Kredi. п. 177. ИСБН  978-975-08-1159-3 .
  15. ^ Хьюго, Виктор. «ЛЕ БЮРГРАВ» . Классический театр . Проверено 27 июля 2024 г.
  16. ^ Беррилл, Кэтлин РФ «Литература: турецкая». Энциклопедия современного Ближнего Востока и Северной Африки . Эд. Филип Маттар. 2-е изд. Том. 3. Нью-Йорк: Справочник Макмиллана, 2004. 1437–1440. Виртуальная справочная библиотека Гейла. 16 декабря 2013 г.
  17. ^ Jump up to: а б с «Синаси, Ибрагим». Литературная энциклопедия Мерриама Вебстера. Спрингфилд, Массачусетс: Мерриам-Вебстер, 1995. Шекспировская критика в Интернете. Веб. 16 декабря 2013 г.
  18. ^ Каяли, Хасан. «Молодые османы». В Энциклопедии современного Ближнего Востока и Северной Африки . Эд. Филип Маттар. 2-е изд. Том. 4. Нью-Йорк: Справочник Macmillan, 2004. 2405–2407. Виртуальная справочная библиотека Гейла.
  19. ^ Jump up to: а б с Метин И. «Ибрагим Синаси». Энциклопедия мировой драмы МакГроу-Хилла. Нью-Йорк: МакГроу-Хилл, 1984 г. [ ISBN отсутствует ] [ нужна страница ]
  20. ^ Jump up to: а б с д и Ибрагим Синаси. Свадьба поэта: одноактная комедия (1859). Пер. Эдвард Олворт. Уайтстоун, Нью-Йорк: Публикации Griffon House, 1981.
  21. ^ Обзор турецкой драмы (до 1970 г.) , Талат С. Халман, Ибрагим Безумный и другие пьесы: Антология турецких пьес , Vol. Я, изд. Талат Саит Халман, Джейн Л. Уорнер, (издательство Сиракузского университета, 2008), xviii.
  22. ^ М. Сюкрю Ханиоглу, Краткая история поздней Османской империи , (Princeton University Press, 2008), 100.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9c4db38abf36d98203c5cedb84a7e4c8__1722035460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/c8/9c4db38abf36d98203c5cedb84a7e4c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
İbrahim Şinasi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)