Jump to content

Парфянское искусство

Парфянские произведения искусства, найденные в Дура-Европосе . Согласно принципу «парфянской фронтальности», все фигуры, человеческие или божественные, обращены прямо вперед, устремив взгляд на зрителя. [1]
Бронзовая статуя парфянского дворянина из святилища Шами в Елимаиде.

Парфянское искусство иранское искусство, созданное во времена Парфянской империи с 247 г. до н. э. по 224 г. н. э., базирующееся на Ближнем Востоке . Он имеет смесь персидского и эллинистического влияния. В течение некоторого времени после периода Парфянской империи искусство в своих стилях еще некоторое время сохранялось. Характерной чертой парфянского искусства является фронтальность изображенных людей. Даже в повествовательных представлениях актеры смотрят не на объект своего действия, а на зрителя. Это черты, предвосхищающие искусство средневековой Европы и Византии .

Парфянские памятники часто упускаются из виду при раскопках, поэтому уровень исследовательских знаний о парфянском искусстве не является полным. Раскопки Дура-Европоса в ХХ веке принесли много новых открытий. Классический археолог и руководитель раскопок Михаил Ростовцев понял, что искусство первых веков нашей эры из Пальмиры , Дура-Европос, а также в Иране, вплоть до греко-буддийского искусства северной Индии, следовало тем же принципам. Он назвал этот художественный стиль парфянским искусством . [2]

Сомнительно, что характеристики «парфянского искусства» имеют какое-либо отношение к самой Парфии; [3] Наиболее характерной чертой «парфянского» искусства является фронтальность, которая не является особенностью иранского или парфянского искусства и впервые появилась в искусстве Пальмиры. [4] Есть сомнения, можно ли назвать это искусство «парфянским» или его следует ассоциировать с какой-либо конкретной региональной областью; нет никаких свидетельств того, что это искусство было создано за пределами региона Среднего Евфрата, а затем привезено, например, в Пальмиру. [5] Это искусство лучше рассматривать как местное развитие, характерное для региона среднего Евфрата. [5]

Сосуд для питья из ритона с деталями животных; такие сосуды широко производились в Персии во времена Империи Ахеменидов (550–330 до н.э.), хотя реалистичные детали животных, как видно на этом единственном экземпляре, датируются более поздней Парфянской империей (247 г. до н.э. – 224 г. н.э.).
Ритоновый рог для вина с протомом льва, Иран, парфянский период, I век до н.э. – I век нашей эры, серебро и позолота, хранится в галерее Артура М. Саклера.

То, что сейчас называют парфянским искусством конца XIX века, столетие назад таковым не было. С тех пор из Пальмиры в Европу было отправлено множество скульптур. Они изображают мужчин и женщин в одеждах, богато украшенных многочисленными драгоценностями, и часто представляют собой руины города, часто связанные с романтическими литературными источниками в связи с царицей Зенобией . Однако отдельного термина для созданных искусств здесь не нашлось, а они считались местным вариантом римского искусства . [6] Раскопки в Дура-Европос с момента их создания и особенно с первых десятилетий 20-го века принесли много новых открытий. Классический археолог и руководитель раскопок Михаил Ростовцев понял, что искусство первых веков нашей эры в Пальмире, Дура-Европос, а также в Иране и на других его территориях следовало тем же принципам. Он назвал это произведение искусства парфянским искусством. [2] Однако широкое распространение этого искусства, даже за пределами Парфянской империи, поставило вопрос о том, действительно ли это искусство можно назвать парфянским, что, по мнению Шлюмберже, обычно подтверждается в исследованиях, поскольку оно, вероятно, находилось под влиянием искусства парфянская столица Ктесифон . [7] Тем не менее, обозначение художественного творчества Парфянской империи и затронутых ею территорий противоречиво и тщательно изучается. Авторы часто избегают термина «парфянское искусство», предпочитая вместо этого называть произведение искусства в культурном и политическом пространстве. Даниэль Шлюмберже подтвердил понятие парфянского искусства в одной из важнейших своих работ о эллинизированном Востоке (в оригинале: L'Orient Hellénisé , вышедшая в Германии в серии «Мир искусства»). Однако в книге рассматривается не только парфянское искусство, но и греческое искусство Востока в целом. Ханс Эрик Матисен назвал свою работу «Парфянская скульптура: Скульптура в Парфянской империи» , в которой он изучает искусство таких городов, как Пальмира. Точно так же Труди С. Кавами назвала свою работу « Статуи в Иране: монументальное искусство парфянского периода Ирана» , а Малкольм Колледж написал свою книгу «Парфянское искусство» четко как «парфянское искусство», чтобы строго определить обозначение парфянского искусства.

Парфянская империя простиралась на обширной территории, которая в основном совпадала с территорией современных Ирана и Ирака , и охватывала множество различных племен. Оно продолжалось более 400 лет. Из этих условий становится ясно, что ожидаются сильные региональные различия в искусстве и что на протяжении веков произошло значительное развитие. Хотя существует множество хорошо сохранившихся образцов парфянского искусства, в том числе царского двора, на протяжении веков в образцах были пробелы. Большая часть свидетельств происходит за пределами Парфии, например, монеты Гондофара примерно 50 г. н. э., найденные в Индии в парфянском стиле.

Монета Гондофара , найденная в Индии, выполнена в ясном парфянском стиле.

Парфянское искусство также присутствует в Сирии, во многих городах, таких как Пальмира, [8] Эдесса и Дура-Европос. Не все экземпляры принадлежали именно парфянам. На севере это искусство, похоже, процветало в Армении , хотя мало что осталось. На юге Бахрейн явно следовал парфянскому искусству, тогда как на востоке переход к искусству Гандхары происходит постепенно, и поэтому трудно провести четкую линию. В более ранних исследованиях, в которых греческое искусство Классической Греции рассматривалось как идеал, парфянское искусство часто рассматривалось как декадентское и варварское искусство. Однако недавние исследования показывают, что это дифференцировано. Парфянское искусство имело множество творческих и оригинальных методов и произведений и было влиятельной формой, особенно для византийского и средневекового искусства .

Сильная фронтальная ориентация парфянского искусства необычна для Ближнего Востока и, по-видимому, находится под влиянием присутствия греческого искусства, которое прошло через Восток с III века до нашей эры. Таким образом, парфянское искусство можно охарактеризовать как восточное творение опыта эллинистического искусства.

Скульптурная голова (отломанная от более крупной статуи) парфянского солдата в шлеме эллинистического стиля , из парфянской царской резиденции и некрополя Ниса, Туркменистан , II век до нашей эры.

Искусство Парфии можно условно разделить на две стилистические эпохи: фазу греческого стиля и истинно парфянскую фазу. Эти стили не обязательно представляют собой хронологические фазы, следующие друг за другом, но их можно рассматривать с сильным хронологическим совпадением. Город под влиянием Греции Селевкия на Тигре создавал искусство в греческом стиле гораздо дольше, чем восточные города, такие как Экбатана . Примером могут служить монеты Вонона I (6-12 гг. н.э.), экземпляры, отчеканенные в Селевкии, демонстрируют чисто греческий стиль. Монеты того же правителя из Экбатаны демонстрируют стиль, сильно отличающийся от греческих моделей.

Эллинистический этап

[ редактировать ]

В начале своей истории парфянское искусство все еще находилось под сильным влиянием и сравнивалось с греческим искусством . В частности, в самой ранней парфянской столице Нисе можно было обнаружить свидетельства раннего парфянского периода, указывающие на сходство с греческой культурой. Большинство находок там датируются первыми тремя веками до нашей эры. Здесь были чисто греческие мраморные скульптуры и серия ритонов из слоновой кости в эллинистическом стиле с фигуративным орнаментом.

Мраморные статуи в среднем имеют высоту от 50 до 60 см. Одним из которых является аналогичное изображение крылатой Афродиты . Нижняя часть фигуры выполнена из темного камня, чтобы мраморное тело лучше выделялось. Еще одна женская фигура в хитоне и накрывающем его пеплосе, правое плечо - шаль. [9] Обе статуи, вероятно, были импортированы либо в результате эллинских завоеваний и колонизации, либо в результате торговли. Они окрашены в любимые эллинистические цвета правивших там тогда царей.

Орнаментальные полосы ритонов изображают сцены из греческой мифологии. Стиль фигур чисто эллинистический , хотя персонажи немного грубоваты и некоторые темы из показанных греческих рассказов, по-видимому, не всегда были понятны. Ниса и провинция Парфия, где зародилась Парфянская империя, соседствуют с греческой Бактрией и поэтому предположительно оказали влияние на раннее парфянское художественное искусство. [10] или что Риты были созданы в Бактрии и пришли в Нису в качестве добычи. [11]

В архитектуре присутствует сильное греческое влияние, хотя с самого начала заметны некоторые иранские элементы. Архитектурные украшения Нисы обычно чисто греческие. Были ионические и коринфские капители с листьями аканта. Однако зубцы и укрепления Нисы имеют более иранское происхождение. Квадратный дом в Нисе имеет размеры 38х38 метров и состоит из большого двора, украшенного со всех четырех сторон колоннами. За ним со всех четырех сторон расположены вытянутые комнаты, на стенах которых расположены скамейки. Здание, возможно, служило королевской сокровищницей и было построено из необожженного кирпича. Строители, вероятно, следовали современной моде, напоминая строительство греческих палестр. [12] В целом Ниса выглядит как колониальный эллинистический королевский двор, который почти не отличается от других современных эллинистических резиденций. Это также очевидно наблюдать в Ай-Хануме , где была раскопана царская резиденция Греко-Бактрийского царства. Поэтому Шлюмберже желает, чтобы эти примеры не классифицировались как парфянские. [13]

Монета Митридата I

Без надписей и точных раскопок ранних находок Селевкидов парфянские постройки зачастую трудно отличить. В Хурабе в Иране сегодня находится большой особняк с ионическими и дорическими колоннами. Пропорции отдельных компонентов (колонны кажутся длинными и тонкими) позволяют предположить, что у этого дома не было чисто греческого архитектора. Поэтому точная дата является спорной.

Этот эллинистический стиль раннего парфянского периода использовался и на монетах парфянских правителей. Самые ранние экземпляры трудно определить, но они определенно выполнены в греческом стиле, даже если парфянские правители имеют атрибуты, которые придают монете объединенный вид. При Митридате I , который завоевал большую часть эллинистической империи Селевкидов , монеты едва отличимы от монет, изготовленных в стиле эллинистических королевских дворов. Также важно отметить, что парфяне могли чеканить только серебряные и медные монеты, но не золотые. Немногие известные золотые монеты, по-видимому, были изготовлены под влиянием местных князей и престижных владений в парфянской сфере влияния. [14]

Парфянская фаза

[ редактировать ]

Греческий стиль, который, возможно, продолжал жить в произведениях искусства во многих местах парфянских доэллинистических традиций. В Ассирии было два столба, которые держались в таком эллинском стиле. Однако на каждом из них изображен мужчина, стоящий в парфянском костюме. Фигура и голова показаны в профиль и, таким образом, соответствуют месопотамской традиции. [15] На третьей стеле изображена похожая фигура, но теперь лицом вперед. [16] В Парфянской империи одновременно использовались различные системы датировки, и неизвестно, какая из этих стел датирована правильной эпохой. [17]

Рельеф на храме Ваала в Пальмире

стела, датируемая Дура-Европосом , на которой изображен бог Зевс Кириос, посвящающий Селевка I Никатора В 31 году нашей эры была возведена . Голова и грудь Зевса Кириоса показаны фронтально, а вот ноги заходят сбоку. [18] Храм барельефов Бель Пальмиры, который можно смело датировать I веком нашей эры, был основан 6 апреля 32 года нашей эры в новом стиле. [19] На рельефах, вероятно, изображены мифы, но их содержание неизвестно из письменных источников, так что изображения можно интерпретировать только визуально и, таким образом, остаются непонятными. Фигуры показаны фронтально, даже в повествовательных изображениях персонажей, когда они поворачиваются к зрителю рельефов, а не к другим персонажам и фигурам сцен. [17] Происхождение фронтальности, характерной для искусства Пальмирены и Парфии, является спорным вопросом; хотя парфянское происхождение было предложено ( Даниэлем Шлюмберже ), [20] Майкл Ави-Йона утверждает, что на парфянское искусство повлияла местная сирийская традиция. [21]

Монета Вологасов I

Таким образом, можно определить примерно с I века в Парфянской империи наблюдается новый стиль, для которого характерны преимущественно строгие фронтальные виды фигур, линеаризм и иератическое изображение. [22] Этот стиль отклоняется от более ранних греческих моделей и включает, но не напрямую, в доэллинистическое искусство, хотя иератику и линеаризм можно также найти в искусстве древнего Ближнего Востока . [23] Этот стиль, судя по всему, зародился в Месопотамии, в частности в Вавилоне . [20]

Лучшим примером возникновения нового стиля является современная чеканка монет. Изображения парфянских царей часто сильно стилизованы под I век. Угловые формы заменили круглые, плавные формы греческого стиля, по крайней мере, в более распространенном виде в профиле монет. Примерно с 50 г. до н. э. Парфия стала свидетелем частых столкновений с греко-ориентированным Римом. Таким образом, новый стиль, возможно, представляет собой преднамеренный отход от эллинистических традиций и возврат к их собственным традициям и ценностям. [24]

Настенные росписи от Dura-Europos

Особенно выражена в деталях в парфянском искусстве роспись. Многочисленные примеры доступны в Dura Europos. Некоторые примеры взяты из Пальмиры и Хатры , а фрагменты настенных росписей были найдены в Ашуре и Вавилоне . Многие фрески происходят из храмов и молитвенных домов. В синагоге и церкви Дура-Европос представлены преимущественно сцены из Библии . В Митреуме есть сцены с изображением божества Митры . В некоторых храмах города на видном месте изображены фигуры дарителей и членов их семей. [25] Жилые постройки в парфянском мире рисовались гораздо реже, чем в греко-римском мире. Здесь сцены банкета и охоты иллюстрируют жизнь дворянства и правящего класса.

Все фигуры показаны лицом вперед. Хотя фронтальный вид в эллинистической живописи был одной из многих возможностей, теперь это было общей модой в парфянском искусстве. Фигуры обращены к зрителю, и даже в повествовательных изображениях создается ощущение, что отдельные персонажи уже не взаимодействуют друг с другом, а лишь направлены на зрителя. Мнение о том, что это было в греческом стиле, в значительной степени опровергнуто. Определенное пространство фигур обозначено лишь штриховкой на отдельных частях тела. Базовая линия, сыгравшая значительную роль в ближневосточном искусстве, стала терять значение. Теперь кажется, что фигуры часто свободно плавают в пространстве. По крайней мере, большинство картин в Dura Europos были заказаны частными жертвователями. Они должны были быть изображены на стенах храма вместе со своей семьей, а их имена были написаны рядом с иероглифами.

Однако примеров фигуративной настенной росписи ранних этапов парфянского искусства практически нет, поскольку оно все еще находилось под греческим влиянием. Начало живописи в парфянском стиле до сих пор остается неизвестным. В Дура-Европосе лучшие чисто парфянские образцы были датированы I веком нашей эры на стенах храма. Одна сцена показывает подношения Конона. Это одна из самых ранних известных парфянских картин и один из самых качественных образцов парфянского искусства. В этом уже проявляются все их стилистические особенности. Хотя отдельные фигуры расположены в ракурсе, некоторые из них находятся на земле, но большинство из них кажется парящими в пространстве. Все фигуры показаны фронтально.

Пальмиренский отец римского культа Митры в Дура-Европосе (Сирия), III век до н.э.

Около 244 года нашей эры было завершено строительство синагоги Дура Европос, которая была в основном расписана сценами из Ветхого Завета . Отдельные сцены можно найти на небольших панно, воспроизведенных, в свою очередь, занимающих всю стену. [26] Фигуры немного более коренастые, чем в других храмах парфянских богов, но демонстрируют, по сути, те же стилистические характеристики. Они представлены обычно фронтально и часто кажутся парящими в пространстве.

Хорошо сохранившиеся образцы парфянской живописи в основном принадлежат храмам и молитвенным домам. Светские картины сохранились не так хорошо и поэтому менее известны и документированы. Особенностью среди них, по-видимому, были сцены битв и охоты, прославлявшие образ жизни правящего класса. Особенно преобладал мотив всадника. Лошади здесь воспроизведены на полном скаку. Сами всадники изображены сидящими на них лицом к зрителю. В батальных сценах обычно присутствуют тяжеловооруженные катафракты ; в сценах охоты встречаются более просто экипированные лучники. Остатки такой сцены верховой езды были найдены во дворце Ассура и, судя по всему, украшали главные помещения здания. Другие примеры были найдены в Митреуме Дура Европос. [27] Подобные сцены верховой езды в несколько измененном виде стали бы особенно популярны у сасанидов .

Примеры настенных росписей от Dura-Europos

[ редактировать ]

Скульптуры

[ редактировать ]
Могила женщины в Пальмире.
Скульптура царицы или богини, найденная в Сузах.

Эти элементы стиля присутствуют и в скульптурах парфянской культуры. Скульптуры из известняка, мрамора и бронзы обычно создаются в лоб. [28] Даже внутри группового взаимодействия между сценками фигуранты не наблюдают участия, а полностью ориентированы на зрителя.

Многие образцы скульптуры парфянского периода, найденные в Пальмире , где гробницы местного высшего сословия были богато украшены, изображают жизнь умерших. Существовало где-то три типа памятников. Запирающие пластины, блокирующие вход в могильные сооружения;. Саркофаги украшают сам ящик гроба и лежат на крышке умершего, обычно на той стороне, которая показана на банкете. [29] Лишь немногие из этих изображений производят впечатление настоящих портретов. Лица усопших кажутся стилизованными и прославленными. Мужчины и женщины обычно изображаются с верхней частью тела и богато увешаны драгоценностями. Женщины обычно носят эллинистическую одежду, а мужчины изображены в традиционной иранской одежде (особенно в брюках). [30] В Пальмире есть каменные скульптуры, но, вероятно, они были отлиты из бронзы. Они украшали улицы города, однако позже были переплавлены. Они были воздвигнуты в честь знатных и богатых горожан. Многие из базовых надписей этих статуй сохранились. [31] Статуи в честь достойных граждан также засвидетельствованы в надписях парфянских городов, но не все учтены:

...народ (честь) Соаду, сына Боляды... и он был удостоен постановлений и неподвижных изображений буле и народа, и был в то время... почитаем караванами и отдельными гражданами из-за его неоднократное благословение с четырьмя статуями на колоннах в Тертрадеоне за государственный счет и с тремя другими статуями в Спасину Харакс и Вологесиас

В Хатре, напротив, было множество каменных статуй, изображающих божеств или местных правителей и членов их семей. Местный высший класс подарил статуи храмов городу, где они были найдены при раскопках. Многие из этих работ точно датированы по надписям дарителя и обеспечивают хорошую хронологическую основу. [32] Иногда даже упоминается имя скульптора, например Аба или Шабаз . [33] Помимо произведений классической греко-эллинистической традиции (особенно классических божеств), они изображают людей, сидящих или стоящих, лицом вперед и одетых по парфянски, с богатыми регалиями. Мужчины носят поверх него туфли, брюки и тунику. Поверх туники некоторые мужчины носят своеобразную куртку. Часто можно увидеть на левом боку кинжал, на правом бедре меч. Короли носят тиару с диадемой или тиару с изображением орла. Правая рука обычно поднята в жесте обожания вверх, левая держит меч или пальмовую ветвь. Другие статуи несут в обеих руках статую Бога. [34] Поразительно внимание к деталям. Образцы веществ, оружия и украшений воспроизведены в точности.

В Сузах найдена мраморная женская голова ( Тегеран , Иранский национальный музей, инв. № 2452), представляющая собой одно из самых известных произведений искусства парфянской эпохи. Голова пропорционально немного больше, чем в реальной жизни. Лицо широкое, с длинным тонким носом. Глазные яблоки не моделируются, но зрачок обозначен точкой. Рот мягко моделирован с довольно тонкими губами. Женщина носит тяжелую корону, на которой надпись: сделана Антиохом, сыном Дриаса . На спине видна вуаль. Задняя часть статуи в целом выполнена суммарно, что указывает на то, что голова рассчитана на вид спереди. Она наверняка когда-то была заключена в отдельно созданное тело. [35] Высокое качество работы вызвало широкую дискуссию в исследованиях парфянского искусства. Моделирование лица напоминает эллинистическое искусство. Также головные уборы схожи с эллинистическими стилями, однако остальные детали явно иранские. [36] Соответственно, было высказано предположение, что это произведение греко-римского мира, переработанное на местном уровне. [37]

Самым известным произведением парфянского искусства является бронзовая статуя местного князя, найденная в иранской провинции Бахтияри в Шами. Его нашли фермеры в остатках небольшого святилища греческих богов и царей Селевкидов, которое со временем стало культом богов, а также правителей прошлого. Статуя сохранилась почти идеально, отсутствуют только руки. Он изготовлен из двух частей и состоит из туловища и головы, которые изготавливались отдельно и подгонялись позже. Князь стоит в парфянской одежде с кинжалом на боку. Он носит волосы средней длины и усы. Он носит длинные брюки и тунику, из-за которой его грудь частично обнажается. Фигура выровнена спереди, излучая мощь и авторитет, даже если голова кажется непропорционально маленькой. [38] Дэниел Шлюмберже отмечает, что определенно существует определенный тип людей, который одевался бы подобным образом. Вот типичный парфянский дворянин, что видно по деталям костюма. [39] Надпись в основании присваивает его конкретному человеку. Датировка неясна: где-то от 2 века до нашей эры до 2 века нашей эры. [40] Принц еще не идентифицирован, однако часто предполагается, что это Суренас . Высокое качество работы вызвало оживленные споры о месте изготовления. Теории варьируются от Суз до художника из Пальмиры, который создал произведение на месте. [41]

Помимо этих скульптур в более восточном/парфянском стиле, существовали останки в более эллинистическом стиле. Многие из этих работ, вероятно, были импортированы из Римской империи. Большинство произведений искусства в Хатре, вероятно, были импортированы. Другие скульптуры в более эллинистическом стиле датируются временем, когда искусство Парфии было сильно ориентировано на эллинистическое искусство, или даже могут возникнуть со времен империи Селевкидов.

В Селевкии на Тигре есть статуя богини, [42] которое явно берет свое начало в эллинистической традиции. Это композитфигура от Marnor высотой 56 см, выполненная из алебастра, гипса и битума. [43] На женщине хитон и поверх него плащ. На голове у нее тиара. Точная датировка произведения практически невозможна, но оно было найдено на отдельных участках города археологами и связано с завоеванием города римским императором Траяном (116 г. н.э.). Из того же города происходит бронзовая фигура Геркулеса . Согласно надписи, он прибыл из Чаракены (часть Парфянской империи) около 150 г. н.э. в качестве добычи в городе и украшал там храм Аполлона. Работа явно эллинистическая, но она находилась в Харакене почти 300 лет, прежде чем попала в Селевкию. [44] Очевидно, существовали требования парфян продолжать произведения искусства в эллинистическом стиле.

Примеры парфянской скульптуры

[ редактировать ]
Рельеф с изображением Митридата I. победы

По сути, существует два типа облегчения. Существуют резные изображения руки с задней пластиной, которые технически и формально очень тесно связаны с законченными скульптурами. Кроме того, встречаются и плоские рельефы, на которых фигуры высечены в камне всего на несколько сантиметров. Эти рельефы продолжают ассирийские и персидские, или доэллинистические, традиции и визуально похожи на картины. Здесь, как и в живописи, присутствуют сюжетные изображения. Фигуры в основном обращены к зрителю фронтально. Особенно на юго-западе современного Ирана, в древней Елимаиде, множество наскальных рельефов в этом стиле на открытых площадках было вырезано . Их исполнение в большинстве случаев довольно грубое. [45]

Один из самых известных рельефов – сцена с шестью мужчинами в Хунг-и-Наурузи. [46] В середине фигуры анфас изображен главный герой в парфянском костюме. Справа — трое других мужчин, высеченных в камне чуть меньшего размера. Слева – всадник на коне. Фигура показана в профиль. За всадником следует еще один мужчина, снова в профиль. Стилистическая разница между эллинистическим стилем, изображенным у большего количества всадников, и воспроизведенным в парфянском стиле у других персонажей, привела к предположению, что четверо мужчин были позже высечены в скале с правой стороны. Всадник, вероятно, представляет собой царя и был идентифицирован как Митридат I, который завоевал Элимаиду в 140/139 г. до н. э., когда парфянское искусство было еще в основном эллинистическим. Соответственно, рельеф празднует свою победу. Однако эта интерпретация была отвергнута, и согласно теории всадник является местным правителем Елимаида. [47] На других рельефах часто изображены группы мужчин, одинокие мужчины, а также фигура Геракла . [48] Как правило, старые рельефы носят эллинистический характер, а новые по моде более иранско-парфянские. [49]

Архитектура

[ редактировать ]
Парфянский храм в Ассирии
Храм в Хатре
Парфянский храм Хариоса в Уруке

В архитектуре присутствует смесь греческих и восточных элементов с новыми формами, особенно в виде замечательного нового дизайна с большим открытым залом во двор. Обычно это было арочным. Есть структурная единица, которая фактически не закрыта, но и не полностью открыта. Другая особенность парфянской архитектуры — отчуждение классических строительных конструкций.

В Ассирии существует парфянский дворец, построенный по образцу греческого стиля, с входом во двор. [50] хотя и с некоторыми отличиями. В центре дворца находился большой двор, с каждой из четырех сторон которого располагались арки. Фасады двора были богато украшены лепниной. [51]

Храм Солнца Митры в Хатре на первый взгляд напоминает смесь месопотамского и греко-римского храма. Однако тип сопоставления некоторых классических структур является парфянским. Стоящая на подиуме Целла окружена с трех сторон двумя рядами колонн. Фасад украшает лестница, обрамленная по бокам внешнего ряда колонн. Внешний ряд столбов стоит на цоколе и украшен композиционными главами. Внутренний ряд колонн стоит на подиуме и имеет ионические капители. На фронтоне фасада храма изображен лук. Наличники и фронтоны богато украшены архитектурным декором. [52]

Похожий храм был найден в Ассирии, состоявший из трех последовательных комнат, последней комнатой которых было Святых Даров. Вокруг храма присутствуют колонны, напоминающие греческий храм. Тот факт, что колонны имеются только с трех сторон и что передняя часть не была украшена колоннами, указывает на сугубо парфянскую моду. Во многих греческих храмах колонны отсутствовали с одной стороны, но они редко были входом или передней частью храма. [53]

Другие храмы, похоже, построены больше по древним восточным традициям. В центре храмового комплекса Хатра находится ряд расположенных рядом арок с двумя главными арками, окруженными несколькими небольшими комнатами. В окружающем пространстве также есть шесть арок меньшего размера. Комплекс также находится на возвышении. Фасад разделен пилястрами. Он снова встречается с богатым архитектурным декором, особенно скульптурами людей, а также животных. [54]

В Уруке до сих пор стоит храм Гареуса , полностью построенный из жженого кирпича, размером около 10 метров в длину и 8 метров в ширину. Интерьер напоминает вавилонские храмы с притвором и целлой. Даже культовая ниша с верхним панно – вавилонская. Фасад здания украшен глухими аркадами. Перед зданием стояло шесть колонн с ионическими капителями. Еще одним архитектурным украшением стали яйца и лесбийские батончики Киматиен. Фриз изображает драконов и выглядит более восточно. В целом мы снова обнаруживаем здесь смесь эллинистических и восточных влияний. [55]

Храмы в Дура-Европос архитектурно довольно просты. Вокруг центрального двора располагалось несколько комнат. «Святая святых» располагалась большей частью в задней части корпуса и ее можно было заметить по колоннам у входа. Остальные помещения вокруг двора использовались для банкетов, в качестве покоев священников или мест богослужений. Святые Дары часто изображались великолепно. [56]

Храм в Пальмире на первый взгляд кажется эллинистически-римским, и зачастую лишь очень мелкие детали отличают его от храмов средиземноморского мира. В целом архитектура города более римско-сирийская с некоторыми особенностями, типичными для Парфии. Храм Ваала стоит внутри обнесенного стеной внутреннего двора, украшенного колоннами и образующего родосский перистиль. Настоящий храм в центре комплекса представляет собой храм-периптерос. Необычным, однако, является то, что у главного входа есть лестница, расположенная на длинной стороне храма, а не на короткой. Крыша храма украшена ступенчатыми зубцами. [57]

Могильные башни в Пальмире

В некрополе Пальмиры было несколько типов могил. Есть архитектурно сложные могильные башни, которые также присутствуют в Дура-Европос на Евфрате , а также в других местах, но не в других частях Сирии. Это квадратные здания высотой до пяти этажей. Внутри могли разместиться несколько сотен мертвецов, и они часто были богато украшены скульптурами. [58] Эти гробницы являются развитием семитских традиций и не имеют никакого отношения к иранской архитектуре. [59]

Пример лепного декора

В парфянских постройках использовался обильный орнаментальный лепной архитектурный декор, с одной стороны продолжающий греческий образец, но имеющий и свой новый парфянский узор. Сама штукатурка была привезена греками и вскоре обрела популярность в регионе под властью парфян. Лепные настенные узоры можно встретить на накладных колоннах и орнаментальных полосах. Лепные столбы обычно размещаются только на стене и являются чисто декоративными элементами. Они не имеют опорной функции и не придают стене глубину, как это было принято в греко-римской архитектуре. Столбы обычно изготавливались из материалов, которые были доступны на месте. Поэтому в Месопотамии многие здания построены из кирпича, а также из лепнины. Напротив, преобладающим материалом является известняк Хатры и Пальмиры. Однако лепнина здесь встречается редко. Арки широко использовались в парфянской архитектуре, особенно над залами.

Терракота

[ редактировать ]

На многих парфянских стоянках имелось значительное количество терракотовых фигурок и статуэток из этого материала. Их также можно стилистически разделить на две группы. С одной стороны, есть фигуры чисто греческого или греческого влияния, а с другой стороны, фигуры Ближнего Востока, а затем и парфянского стиля. Фигура Геракла в греческом стиле пользовалась огромной популярностью, поскольку ее приравнивали к парфянскому богу Веретрагне. [60] В греческой моде также присутствовали изображения обнаженных женщин, что было в основном греческим обычаем. Парфянские типы представляют собой преимущественно одетые мужские фигуры. [61] [62]

Одна из самых крупных находок парфянской терракоты была сделана в Селевкии на Тигре, где было найдено множество чрезвычайно детализированных фигурок. Удивительно, но на этом месте присутствуют как греческие, так и восточные типы, сопоставляющие историю Парфии почти всех эпох в одном месте. Есть только еще одна подобная находка в Сузах, где были сделаны подобные открытия. [63] [64]

Примеры парфянской терракоты

[ редактировать ]

Интерпретация фронтального вида

[ редактировать ]
Моисей и Неопалимая Купина, найденные в синагоге Дура-Европос.

Фронтальный вид фигур на картинах, скульптурах и рельефах не является изобретением парфян. На древнем Ближнем Востоке было принято изображать фигуры в профиль, хотя фронтальный вид в той или иной степени всегда присутствовал, особенно в скульптуре. Фронтальный вид квартиры использовался на древнем Ближнем Востоке для выделения определенных фигур. Дэниел Шлюмберже утверждает, что это всегда особые фигуры, которым уделяется особое внимание, чтобы они воспринимались как более крупные и важные, чем другие фигуры в изображении. Фигуры богов и героев, изображенные фронтально, не были простыми копиями жизни в другом материале, они предназначались для того, чтобы наблюдатель рассматривал их как живых. Они практически присутствовали. [65]

В искусстве древнего Ближнего Востока, а также в архаической Греции использовался только фронтальный и профильный вид. Только классический греческий стиль ввел промежуточный шаг, особенно вид в три четверти. В представлениях античных греков пробовалась иллюзия жизни во всех ее формах. Герои полностью заняты собой и игнорируют зрителя. Здесь также встречается вид спереди, но это лишь одна из многих возможностей. Парфянское искусство, безусловно, заняло фронтальную позицию эллинистического искусства, но, похоже, парфяне в своем искусстве снова прибегли к присутствию Древнего Востока. Парфянское искусство не является иллюзией и пыталось уловить мимолетность жизни. Скорее, фигуркам пытались придать долговечность. Они пытались уловить истинное содержание жизни, а не только внешнюю оболочку. Эффект таких методов часто заключается в том, что зритель чувствует себя вышедшим за пределы. [66]

Выводы и перспективы

[ редактировать ]

Во II веке нашей эры Парфянской империи пришлось бороться с многочисленными внутренними и внешними врагами. Римляне несколько раз проходили маршем через Месопотамию, а Антонинова чума в Парфии, похоже, бушевала . Этот кризис оказал очевидное негативное влияние на производство искусства. Хотя большая часть наиболее известного парфянского искусства осталась прежней из-за своего природного величия и трансцендентности, некоторые из них являются очевидными симптомами упадка в конце II века нашей эры. Надписи на монетах едва читаются. Из Суз происходит рельеф с плохой скульптурой и непропорциональными фигурами. [67]

Монета Вологаза VI

К 226 году нашей эры парфянская династия была ликвидирована и заменена сасанидами . На большей части Месопотамии и Персии парфянское искусство просто исчезло, хотя некоторые художественные традиции, такие как лепные рельефы и сцены верховой езды, продолжались и при Сасанидах. Однако в Сирии некоторое время сохранялся парфянский художественный стиль, поскольку он не находился под сасанидским влиянием. Лишь с падением этих городов (Хатра вскоре после 240 г., Дура Европа в 256 г., Пальмира в 272 г.) парфянское искусство исчезло из поля зрения. Однако в сирийских и армянских иллюминациях VI-X веков возродились многие парфянские элементы, что свидетельствует о продолжающейся жизни этого стиля. [68]

В частности, строгий фронтальный взгляд на парфянское искусство можно найти в искусстве Византии и европейского средневековья , поэтому можно справедливо утверждать, что парфянское искусство влияло на христианское искусство в течение следующих 1000 лет. Архитектура во многом напоминала архитектуру позднего исламского мира, с множеством арок и куполов. Кроме того, парфянское искусство также сильно распространялось на восток и, вероятно, оказало значительное влияние на буддийское искусство и косвенно достигло даже Китая.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ electricpulp.com. «DURA EUROPOS - Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Проверено 9 мая 2017 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Ростовцев: Дура и проблема парфянского искусства
  3. ^ Жак Дюшен-Гиймен (1977). Акта Ираника . п. 186. ИСБН  9004039023 .
  4. ^ Х. Т. Баккер (1987). Иконография религий . п. 7. ISBN  9789004047983 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Фергус Миллар (1993). Римский Ближний Восток, 31 г. до н. э. — 337 г. н. э . п. 329. ИСБН  9780674778863 .
  6. ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 72.
  7. ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 73–75 (однако произведения Парфянской империи в эллинистической традиции он относит к греческому искусству)
  8. ^ Колледж МАР: Искусство Пальмиры. Лондон 1975.
  9. ^ Ставиский: Народы Средней Азии с. 58, рис.
  10. ^ Колледж: Парфяне С. 148.
  11. ^ Ставиский: Народы Центральной Азии, стр. 59–60; Бордман: Распространение классического искусства , стр. 90.
  12. ^ Ставиский: Народы Средней Азии. стр. 52–55; Шлюмберже: Эллинизированный Восток стр. 38.
  13. ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 38–39
  14. ^ Вероника Шильц: Тилля Тепе, Могила I. В: Фридрик Хиберт, Пьер Камбон (ред.). Афганистан: скрытые сокровища из Национального музея, Кабул . National Geographic, Вашингтон, округ Колумбия, 2008 г., стр. 292–293, № 146, ISBN   978-1-4262-0295-7 (Имитация в золоте монеты Готарза I )
  15. ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи 190–191, Каталог Nr. 158, 159
  16. ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи 191–92, Каталог Nr. 160
  17. ^ Перейти обратно: а б Шлюмберже: Эллинизированный Восток, стр. 89–90, 200–201.
  18. ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи 27, 197
  19. ^ Колледж: Парфяне С. 150.
  20. ^ Перейти обратно: а б LP Ван Ден Бош (1990). Жанры в визуальных представлениях: материалы конференции, состоявшейся в 1986 году по приглашению Фонда Вернера-Реймерса в Бад-Хомбурге (Федеративная Республика Германия) . п. 69. ИСБН  9004090940 .
  21. ^ Хачлили, Рэйчел (1998). Древнее еврейское искусство и археология в диаспоре . п. 177. ИСБН  9004108785 .
  22. ^ Колледж: Парфяне С. 148; Матисен: Скульптура в Парфянской империи , С. 27.
  23. ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 203.
  24. ^ Schlumberger: Der hellenisierte Orient S. 10–11; Бордман: Распространение классического искусства в древности , С. 86.
  25. ^ Маура К. Хейн: Фриз Теренция в контексте. В: Лиза Р. Броуди, Гейл Л. Хофман (HRSG): Dura Europos , Бостон, 2011 г., ISBN   978-1-892850-16-4 , стр. 223.
  26. ^ «Жезл в синагоге» . Проверено 9 мая 2017 г.
  27. ^ Колледж: Парфяне Тафель. 69
  28. ^ см . пример
  29. ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 86–87.
  30. ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 98–99.
  31. ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 90.
  32. ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи. стр. 71 (список датированных скульптур)
  33. ^ «Проект Меламму» . www.aakkl.helsinki.fi . Архивировано из оригинала 17 июня 2017 года . Проверено 9 мая 2017 г.
  34. ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи С. 74–75.
  35. ^ Кавами: Монументальное искусство парфянского периода в Иране С. 168–169.
  36. ^ Кавами: Монументальное искусство парфянского периода в Иране С. 53–54.
  37. ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи С. 89, н. 11
  38. ^ «Изображение головы» . Проверено 9 мая 2017 г.
  39. ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток стр. 164.
  40. ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи. стр. 167 п. 11 (список различных дат)
  41. ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи С. 166.
  42. ^ «Месопотамия, парфянское иранское искусство, женская фигура I-II веков н. э. в известняке» . возрастной фотосток . Проверено 9 мая 2017 г.
  43. ^ Вильгельмина Ван Инген : Статуэтки из Селевкии на Тигре: обнаружены экспедициями, проведенными Мичиганским университетом в сотрудничестве с Художественным музеем Толедо и Художественным музеем Кливленда, 1927–1932, Анн-Арбор, Мичиган: Университет Мичиган Пресс, 1939, С. 354, Бр. 1652, Таф. 88, 644; А. Эггебрехт, В. Конрад, Э.Б. Пуш: Шумер, Ассур, Вавилон , Майнц-на-Рейне, 1978 г., ISBN   3-8053-0350-5 , № 163.
  44. ^ Статуя изображена в: Йозеф Визехёфер: Древняя Персия , Цюрих, 1998 г., ISBN   3-491-96151-3 , Таф. XVIб, в
  45. ^ «Бехистун, другие памятники — Ливий» . www.livius.org . Проверено 9 мая 2017 г.
  46. ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи. С. 119–121.
  47. ^ Колледж: Парфянское искусство. С. 92.
  48. ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи. С. 125–130.
  49. ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи. С. 130–146.
  50. ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. Рис. 39 на стр. 121.
  51. ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. Рис. 40 на стр. 122.
  52. ^ Лето: Хатра. стр. 51–57.
  53. ^ Колледж: Парфяне. С. 126, рис. 32
  54. ^ Лето: Хатра. стр. 63–73.
  55. ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. с. 151–153, рис. 51-52
  56. ^ МК Хейн: Фриз Теренция в контексте. В: Лиза Р. Броуди, Гейл Л. Хоффман (Hrsg.): Dura Europpos , Boston 2011, S. 221–222.
  57. ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 80–84.
  58. ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 85–86.
  59. ^ Жак Дюшен-Гиймен (1977). Акта Ираника . п. 185. ИСБН  9004039023 .
  60. ^ Колледж: Парфяне. С. 107–108.
  61. ^ «различные терракотовые фигурки в разных стилях (внизу)» . Проверено 9 мая 2017 г.
  62. ^ Эйланд, Мюррей (1998). «Парфяне и римляне в Ниневии». Древний Иран и Средиземноморский мир: материалы международной конференции в честь профессора Юзефа Вольского, состоявшейся в Ягеллонском университете в Кракове в сентябре 1996 года . Юзеф Вольский, Эдвард Домброва. Краков: Издательство Ягеллонского университета. стр. 55–68. ISBN  83-233-1140-4 . OCLC   40551814 . {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  63. ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 156; рисунки полностью опубликованы в: Вильгельмина Ван Инген: Статуэтки из Селевкии на Тигре: обнаружены экспедициями, проведенными Мичиганским университетом при сотрудничестве Художественного музея Толедо и Художественного музея Кливленда, 1927-1932 , Энн. Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета, 1939.
  64. ^ Л. Мартинес-Сев: Фигурки Суз. Встреча национальных музеев. Париж 2002, ISBN   2-7118-4324-6 .
  65. ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 204.
  66. ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 206–207.
  67. ^ «Семь тысяч лет персидского искусства» . www.almendron.com . Проверено 9 мая 2017 г.
  68. ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 215.

Литература

[ редактировать ]
  • Майкл Ростовцев : Дура и проблема парфянского искусства Йельские классические исследования V, Нью-Хейвен, 1935.
  • Харальд Ингхольт : Парфянские скульптуры из Хатры: Восток и Эллада в искусстве и религии . Академия, Нью-Хейвен, 1954 год.
  • Роман Гиршман : Иран. Парфяне и Сасаниды . CH Beck, Мюнхен, 1962. ( Вселенная искусства 3)
  • Даниэль Шлюмберже : Эллинизированный Восток: греческое искусство и после него за пределами Средиземноморья . Холле Верлаг, Баден-Баден, 1969 г. (1980 г., ISBN   3-87355-202-7 )
  • Даниэль Шлюмберже: Потомки греческого искусства за пределами Средиземноморья. В: Франц Альтгейм , Иоахим Рехорк (ред.): Эллинизм в Центральной Азии . Дармштадт, 1969, стр. 281–405. ( Пути исследования , т. 91)
  • Колледж Малкольма А.Р.: Парфянская Темза и Гудзон, Лондон, 1967.
  • Колледж Малкольма А.Р.: парфянское искусство , Лондон, 1977.
  • Борис Дж. Ставиский: Народы Центральной Азии в свете их памятников Кейл Верлаг, Бонн, 1982, ISBN   3-921591-23-6 .
  • Труди С. Кавами: Монументальное искусство парфянского периода в Иране. Брилл, Лейден, 1987 г., ISBN   90-6831-069-0 .
  • Ханс Эрик Матисен: Скульптура в Парфянской империи. Орхус 1992 г., ISBN   87-7288-311-1 .
  • Джон Бордман : Распространение классического искусства в древности. Темза и Гудзон, Лондон, 1994 г.
  • Майкл Соммер : Хатра. История и культура караванного города в Римско-Парфянской Месопотамии . Майнц 2003, ISBN   3-8053-3252-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 693df936d44941d26a0318ccb22deead__1714809300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/ad/693df936d44941d26a0318ccb22deead.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Parthian art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)