Парфянское искусство


Парфянское искусство — иранское искусство, созданное во времена Парфянской империи с 247 г. до н. э. по 224 г. н. э., базирующееся на Ближнем Востоке . Он имеет смесь персидского и эллинистического влияния. В течение некоторого времени после периода Парфянской империи искусство в своих стилях еще некоторое время сохранялось. Характерной чертой парфянского искусства является фронтальность изображенных людей. Даже в повествовательных представлениях актеры смотрят не на объект своего действия, а на зрителя. Это черты, предвосхищающие искусство средневековой Европы и Византии .
Парфянские памятники часто упускаются из виду при раскопках, поэтому уровень исследовательских знаний о парфянском искусстве не является полным. Раскопки Дура-Европоса в ХХ веке принесли много новых открытий. Классический археолог и руководитель раскопок Михаил Ростовцев понял, что искусство первых веков нашей эры из Пальмиры , Дура-Европос, а также в Иране, вплоть до греко-буддийского искусства северной Индии, следовало тем же принципам. Он назвал этот художественный стиль парфянским искусством . [2]
Сомнительно, что характеристики «парфянского искусства» имеют какое-либо отношение к самой Парфии; [3] Наиболее характерной чертой «парфянского» искусства является фронтальность, которая не является особенностью иранского или парфянского искусства и впервые появилась в искусстве Пальмиры. [4] Есть сомнения, можно ли назвать это искусство «парфянским» или его следует ассоциировать с какой-либо конкретной региональной областью; нет никаких свидетельств того, что это искусство было создано за пределами региона Среднего Евфрата, а затем привезено, например, в Пальмиру. [5] Это искусство лучше рассматривать как местное развитие, характерное для региона среднего Евфрата. [5]
Общий
[ редактировать ]То, что сейчас называют парфянским искусством конца XIX века, столетие назад таковым не было. С тех пор из Пальмиры в Европу было отправлено множество скульптур. Они изображают мужчин и женщин в одеждах, богато украшенных многочисленными драгоценностями, и часто представляют собой руины города, часто связанные с романтическими литературными источниками в связи с царицей Зенобией . Однако отдельного термина для созданных искусств здесь не нашлось, а они считались местным вариантом римского искусства . [6] Раскопки в Дура-Европос с момента их создания и особенно с первых десятилетий 20-го века принесли много новых открытий. Классический археолог и руководитель раскопок Михаил Ростовцев понял, что искусство первых веков нашей эры в Пальмире, Дура-Европос, а также в Иране и на других его территориях следовало тем же принципам. Он назвал это произведение искусства парфянским искусством. [2] Однако широкое распространение этого искусства, даже за пределами Парфянской империи, поставило вопрос о том, действительно ли это искусство можно назвать парфянским, что, по мнению Шлюмберже, обычно подтверждается в исследованиях, поскольку оно, вероятно, находилось под влиянием искусства парфянская столица Ктесифон . [7] Тем не менее, обозначение художественного творчества Парфянской империи и затронутых ею территорий противоречиво и тщательно изучается. Авторы часто избегают термина «парфянское искусство», предпочитая вместо этого называть произведение искусства в культурном и политическом пространстве. Даниэль Шлюмберже подтвердил понятие парфянского искусства в одной из важнейших своих работ о эллинизированном Востоке (в оригинале: L'Orient Hellénisé , вышедшая в Германии в серии «Мир искусства»). Однако в книге рассматривается не только парфянское искусство, но и греческое искусство Востока в целом. Ханс Эрик Матисен назвал свою работу «Парфянская скульптура: Скульптура в Парфянской империи» , в которой он изучает искусство таких городов, как Пальмира. Точно так же Труди С. Кавами назвала свою работу « Статуи в Иране: монументальное искусство парфянского периода Ирана» , а Малкольм Колледж написал свою книгу «Парфянское искусство» четко как «парфянское искусство», чтобы строго определить обозначение парфянского искусства.
Парфянская империя простиралась на обширной территории, которая в основном совпадала с территорией современных Ирана и Ирака , и охватывала множество различных племен. Оно продолжалось более 400 лет. Из этих условий становится ясно, что ожидаются сильные региональные различия в искусстве и что на протяжении веков произошло значительное развитие. Хотя существует множество хорошо сохранившихся образцов парфянского искусства, в том числе царского двора, на протяжении веков в образцах были пробелы. Большая часть свидетельств происходит за пределами Парфии, например, монеты Гондофара примерно 50 г. н. э., найденные в Индии в парфянском стиле.

Парфянское искусство также присутствует в Сирии, во многих городах, таких как Пальмира, [8] Эдесса и Дура-Европос. Не все экземпляры принадлежали именно парфянам. На севере это искусство, похоже, процветало в Армении , хотя мало что осталось. На юге Бахрейн явно следовал парфянскому искусству, тогда как на востоке переход к искусству Гандхары происходит постепенно, и поэтому трудно провести четкую линию. В более ранних исследованиях, в которых греческое искусство Классической Греции рассматривалось как идеал, парфянское искусство часто рассматривалось как декадентское и варварское искусство. Однако недавние исследования показывают, что это дифференцировано. Парфянское искусство имело множество творческих и оригинальных методов и произведений и было влиятельной формой, особенно для византийского и средневекового искусства .
Сильная фронтальная ориентация парфянского искусства необычна для Ближнего Востока и, по-видимому, находится под влиянием присутствия греческого искусства, которое прошло через Восток с III века до нашей эры. Таким образом, парфянское искусство можно охарактеризовать как восточное творение опыта эллинистического искусства.
Эпохи
[ редактировать ]
Искусство Парфии можно условно разделить на две стилистические эпохи: фазу греческого стиля и истинно парфянскую фазу. Эти стили не обязательно представляют собой хронологические фазы, следующие друг за другом, но их можно рассматривать с сильным хронологическим совпадением. Город под влиянием Греции Селевкия на Тигре создавал искусство в греческом стиле гораздо дольше, чем восточные города, такие как Экбатана . Примером могут служить монеты Вонона I (6-12 гг. н.э.), экземпляры, отчеканенные в Селевкии, демонстрируют чисто греческий стиль. Монеты того же правителя из Экбатаны демонстрируют стиль, сильно отличающийся от греческих моделей.
Эллинистический этап
[ редактировать ]В начале своей истории парфянское искусство все еще находилось под сильным влиянием и сравнивалось с греческим искусством . В частности, в самой ранней парфянской столице Нисе можно было обнаружить свидетельства раннего парфянского периода, указывающие на сходство с греческой культурой. Большинство находок там датируются первыми тремя веками до нашей эры. Здесь были чисто греческие мраморные скульптуры и серия ритонов из слоновой кости в эллинистическом стиле с фигуративным орнаментом.
Мраморные статуи в среднем имеют высоту от 50 до 60 см. Одним из которых является аналогичное изображение крылатой Афродиты . Нижняя часть фигуры выполнена из темного камня, чтобы мраморное тело лучше выделялось. Еще одна женская фигура в хитоне и накрывающем его пеплосе, правое плечо - шаль. [9] Обе статуи, вероятно, были импортированы либо в результате эллинских завоеваний и колонизации, либо в результате торговли. Они окрашены в любимые эллинистические цвета правивших там тогда царей.
Орнаментальные полосы ритонов изображают сцены из греческой мифологии. Стиль фигур чисто эллинистический , хотя персонажи немного грубоваты и некоторые темы из показанных греческих рассказов, по-видимому, не всегда были понятны. Ниса и провинция Парфия, где зародилась Парфянская империя, соседствуют с греческой Бактрией и поэтому предположительно оказали влияние на раннее парфянское художественное искусство. [10] или что Риты были созданы в Бактрии и пришли в Нису в качестве добычи. [11]
В архитектуре присутствует сильное греческое влияние, хотя с самого начала заметны некоторые иранские элементы. Архитектурные украшения Нисы обычно чисто греческие. Были ионические и коринфские капители с листьями аканта. Однако зубцы и укрепления Нисы имеют более иранское происхождение. Квадратный дом в Нисе имеет размеры 38х38 метров и состоит из большого двора, украшенного со всех четырех сторон колоннами. За ним со всех четырех сторон расположены вытянутые комнаты, на стенах которых расположены скамейки. Здание, возможно, служило королевской сокровищницей и было построено из необожженного кирпича. Строители, вероятно, следовали современной моде, напоминая строительство греческих палестр. [12] В целом Ниса выглядит как колониальный эллинистический королевский двор, который почти не отличается от других современных эллинистических резиденций. Это также очевидно наблюдать в Ай-Хануме , где была раскопана царская резиденция Греко-Бактрийского царства. Поэтому Шлюмберже желает, чтобы эти примеры не классифицировались как парфянские. [13]

Без надписей и точных раскопок ранних находок Селевкидов парфянские постройки зачастую трудно отличить. В Хурабе в Иране сегодня находится большой особняк с ионическими и дорическими колоннами. Пропорции отдельных компонентов (колонны кажутся длинными и тонкими) позволяют предположить, что у этого дома не было чисто греческого архитектора. Поэтому точная дата является спорной.
Этот эллинистический стиль раннего парфянского периода использовался и на монетах парфянских правителей. Самые ранние экземпляры трудно определить, но они определенно выполнены в греческом стиле, даже если парфянские правители имеют атрибуты, которые придают монете объединенный вид. При Митридате I , который завоевал большую часть эллинистической империи Селевкидов , монеты едва отличимы от монет, изготовленных в стиле эллинистических королевских дворов. Также важно отметить, что парфяне могли чеканить только серебряные и медные монеты, но не золотые. Немногие известные золотые монеты, по-видимому, были изготовлены под влиянием местных князей и престижных владений в парфянской сфере влияния. [14]
Парфянская фаза
[ редактировать ]Греческий стиль, который, возможно, продолжал жить в произведениях искусства во многих местах парфянских доэллинистических традиций. В Ассирии было два столба, которые держались в таком эллинском стиле. Однако на каждом из них изображен мужчина, стоящий в парфянском костюме. Фигура и голова показаны в профиль и, таким образом, соответствуют месопотамской традиции. [15] На третьей стеле изображена похожая фигура, но теперь лицом вперед. [16] В Парфянской империи одновременно использовались различные системы датировки, и неизвестно, какая из этих стел датирована правильной эпохой. [17]
стела, датируемая Дура-Европосом , на которой изображен бог Зевс Кириос, посвящающий Селевка I Никатора В 31 году нашей эры была возведена . Голова и грудь Зевса Кириоса показаны фронтально, а вот ноги заходят сбоку. [18] Храм барельефов Бель Пальмиры, который можно смело датировать I веком нашей эры, был основан 6 апреля 32 года нашей эры в новом стиле. [19] На рельефах, вероятно, изображены мифы, но их содержание неизвестно из письменных источников, так что изображения можно интерпретировать только визуально и, таким образом, остаются непонятными. Фигуры показаны фронтально, даже в повествовательных изображениях персонажей, когда они поворачиваются к зрителю рельефов, а не к другим персонажам и фигурам сцен. [17] Происхождение фронтальности, характерной для искусства Пальмирены и Парфии, является спорным вопросом; хотя парфянское происхождение было предложено ( Даниэлем Шлюмберже ), [20] Майкл Ави-Йона утверждает, что на парфянское искусство повлияла местная сирийская традиция. [21]

Таким образом, можно определить примерно с I века в Парфянской империи наблюдается новый стиль, для которого характерны преимущественно строгие фронтальные виды фигур, линеаризм и иератическое изображение. [22] Этот стиль отклоняется от более ранних греческих моделей и включает, но не напрямую, в доэллинистическое искусство, хотя иератику и линеаризм можно также найти в искусстве древнего Ближнего Востока . [23] Этот стиль, судя по всему, зародился в Месопотамии, в частности в Вавилоне . [20]
Лучшим примером возникновения нового стиля является современная чеканка монет. Изображения парфянских царей часто сильно стилизованы под I век. Угловые формы заменили круглые, плавные формы греческого стиля, по крайней мере, в более распространенном виде в профиле монет. Примерно с 50 г. до н. э. Парфия стала свидетелем частых столкновений с греко-ориентированным Римом. Таким образом, новый стиль, возможно, представляет собой преднамеренный отход от эллинистических традиций и возврат к их собственным традициям и ценностям. [24]
Картины
[ редактировать ]
Особенно выражена в деталях в парфянском искусстве роспись. Многочисленные примеры доступны в Dura Europos. Некоторые примеры взяты из Пальмиры и Хатры , а фрагменты настенных росписей были найдены в Ашуре и Вавилоне . Многие фрески происходят из храмов и молитвенных домов. В синагоге и церкви Дура-Европос представлены преимущественно сцены из Библии . В Митреуме есть сцены с изображением божества Митры . В некоторых храмах города на видном месте изображены фигуры дарителей и членов их семей. [25] Жилые постройки в парфянском мире рисовались гораздо реже, чем в греко-римском мире. Здесь сцены банкета и охоты иллюстрируют жизнь дворянства и правящего класса.
Все фигуры показаны лицом вперед. Хотя фронтальный вид в эллинистической живописи был одной из многих возможностей, теперь это было общей модой в парфянском искусстве. Фигуры обращены к зрителю, и даже в повествовательных изображениях создается ощущение, что отдельные персонажи уже не взаимодействуют друг с другом, а лишь направлены на зрителя. Мнение о том, что это было в греческом стиле, в значительной степени опровергнуто. Определенное пространство фигур обозначено лишь штриховкой на отдельных частях тела. Базовая линия, сыгравшая значительную роль в ближневосточном искусстве, стала терять значение. Теперь кажется, что фигуры часто свободно плавают в пространстве. По крайней мере, большинство картин в Dura Europos были заказаны частными жертвователями. Они должны были быть изображены на стенах храма вместе со своей семьей, а их имена были написаны рядом с иероглифами.
Однако примеров фигуративной настенной росписи ранних этапов парфянского искусства практически нет, поскольку оно все еще находилось под греческим влиянием. Начало живописи в парфянском стиле до сих пор остается неизвестным. В Дура-Европосе лучшие чисто парфянские образцы были датированы I веком нашей эры на стенах храма. Одна сцена показывает подношения Конона. Это одна из самых ранних известных парфянских картин и один из самых качественных образцов парфянского искусства. В этом уже проявляются все их стилистические особенности. Хотя отдельные фигуры расположены в ракурсе, некоторые из них находятся на земле, но большинство из них кажется парящими в пространстве. Все фигуры показаны фронтально.

Около 244 года нашей эры было завершено строительство синагоги Дура Европос, которая была в основном расписана сценами из Ветхого Завета . Отдельные сцены можно найти на небольших панно, воспроизведенных, в свою очередь, занимающих всю стену. [26] Фигуры немного более коренастые, чем в других храмах парфянских богов, но демонстрируют, по сути, те же стилистические характеристики. Они представлены обычно фронтально и часто кажутся парящими в пространстве.
Хорошо сохранившиеся образцы парфянской живописи в основном принадлежат храмам и молитвенным домам. Светские картины сохранились не так хорошо и поэтому менее известны и документированы. Особенностью среди них, по-видимому, были сцены битв и охоты, прославлявшие образ жизни правящего класса. Особенно преобладал мотив всадника. Лошади здесь воспроизведены на полном скаку. Сами всадники изображены сидящими на них лицом к зрителю. В батальных сценах обычно присутствуют тяжеловооруженные катафракты ; в сценах охоты встречаются более просто экипированные лучники. Остатки такой сцены верховой езды были найдены во дворце Ассура и, судя по всему, украшали главные помещения здания. Другие примеры были найдены в Митреуме Дура Европос. [27] Подобные сцены верховой езды в несколько измененном виде стали бы особенно популярны у сасанидов .
Примеры настенных росписей от Dura-Europos
[ редактировать ]- Синагога Дура-Европос: Самуил помазывает царя Давида
- Синагога Дура-Европос: Моисей спасен из Нила
Скульптуры
[ редактировать ]

Эти элементы стиля присутствуют и в скульптурах парфянской культуры. Скульптуры из известняка, мрамора и бронзы обычно создаются в лоб. [28] Даже внутри группового взаимодействия между сценками фигуранты не наблюдают участия, а полностью ориентированы на зрителя.
Многие образцы скульптуры парфянского периода, найденные в Пальмире , где гробницы местного высшего сословия были богато украшены, изображают жизнь умерших. Существовало где-то три типа памятников. Запирающие пластины, блокирующие вход в могильные сооружения;. Саркофаги украшают сам ящик гроба и лежат на крышке умершего, обычно на той стороне, которая показана на банкете. [29] Лишь немногие из этих изображений производят впечатление настоящих портретов. Лица усопших кажутся стилизованными и прославленными. Мужчины и женщины обычно изображаются с верхней частью тела и богато увешаны драгоценностями. Женщины обычно носят эллинистическую одежду, а мужчины изображены в традиционной иранской одежде (особенно в брюках). [30] В Пальмире есть каменные скульптуры, но, вероятно, они были отлиты из бронзы. Они украшали улицы города, однако позже были переплавлены. Они были воздвигнуты в честь знатных и богатых горожан. Многие из базовых надписей этих статуй сохранились. [31] Статуи в честь достойных граждан также засвидетельствованы в надписях парфянских городов, но не все учтены:
- ...народ (честь) Соаду, сына Боляды... и он был удостоен постановлений и неподвижных изображений буле и народа, и был в то время... почитаем караванами и отдельными гражданами из-за его неоднократное благословение с четырьмя статуями на колоннах в Тертрадеоне за государственный счет и с тремя другими статуями в Спасину Харакс и Вологесиас
В Хатре, напротив, было множество каменных статуй, изображающих божеств или местных правителей и членов их семей. Местный высший класс подарил статуи храмов городу, где они были найдены при раскопках. Многие из этих работ точно датированы по надписям дарителя и обеспечивают хорошую хронологическую основу. [32] Иногда даже упоминается имя скульптора, например Аба или Шабаз . [33] Помимо произведений классической греко-эллинистической традиции (особенно классических божеств), они изображают людей, сидящих или стоящих, лицом вперед и одетых по парфянски, с богатыми регалиями. Мужчины носят поверх него туфли, брюки и тунику. Поверх туники некоторые мужчины носят своеобразную куртку. Часто можно увидеть на левом боку кинжал, на правом бедре меч. Короли носят тиару с диадемой или тиару с изображением орла. Правая рука обычно поднята в жесте обожания вверх, левая держит меч или пальмовую ветвь. Другие статуи несут в обеих руках статую Бога. [34] Поразительно внимание к деталям. Образцы веществ, оружия и украшений воспроизведены в точности.
В Сузах найдена мраморная женская голова ( Тегеран , Иранский национальный музей, инв. № 2452), представляющая собой одно из самых известных произведений искусства парфянской эпохи. Голова пропорционально немного больше, чем в реальной жизни. Лицо широкое, с длинным тонким носом. Глазные яблоки не моделируются, но зрачок обозначен точкой. Рот мягко моделирован с довольно тонкими губами. Женщина носит тяжелую корону, на которой надпись: сделана Антиохом, сыном Дриаса . На спине видна вуаль. Задняя часть статуи в целом выполнена суммарно, что указывает на то, что голова рассчитана на вид спереди. Она наверняка когда-то была заключена в отдельно созданное тело. [35] Высокое качество работы вызвало широкую дискуссию в исследованиях парфянского искусства. Моделирование лица напоминает эллинистическое искусство. Также головные уборы схожи с эллинистическими стилями, однако остальные детали явно иранские. [36] Соответственно, было высказано предположение, что это произведение греко-римского мира, переработанное на местном уровне. [37]
Самым известным произведением парфянского искусства является бронзовая статуя местного князя, найденная в иранской провинции Бахтияри в Шами. Его нашли фермеры в остатках небольшого святилища греческих богов и царей Селевкидов, которое со временем стало культом богов, а также правителей прошлого. Статуя сохранилась почти идеально, отсутствуют только руки. Он изготовлен из двух частей и состоит из туловища и головы, которые изготавливались отдельно и подгонялись позже. Князь стоит в парфянской одежде с кинжалом на боку. Он носит волосы средней длины и усы. Он носит длинные брюки и тунику, из-за которой его грудь частично обнажается. Фигура выровнена спереди, излучая мощь и авторитет, даже если голова кажется непропорционально маленькой. [38] Дэниел Шлюмберже отмечает, что определенно существует определенный тип людей, который одевался бы подобным образом. Вот типичный парфянский дворянин, что видно по деталям костюма. [39] Надпись в основании присваивает его конкретному человеку. Датировка неясна: где-то от 2 века до нашей эры до 2 века нашей эры. [40] Принц еще не идентифицирован, однако часто предполагается, что это Суренас . Высокое качество работы вызвало оживленные споры о месте изготовления. Теории варьируются от Суз до художника из Пальмиры, который создал произведение на месте. [41]
Помимо этих скульптур в более восточном/парфянском стиле, существовали останки в более эллинистическом стиле. Многие из этих работ, вероятно, были импортированы из Римской империи. Большинство произведений искусства в Хатре, вероятно, были импортированы. Другие скульптуры в более эллинистическом стиле датируются временем, когда искусство Парфии было сильно ориентировано на эллинистическое искусство, или даже могут возникнуть со времен империи Селевкидов.
В Селевкии на Тигре есть статуя богини, [42] которое явно берет свое начало в эллинистической традиции. Это композитфигура от Marnor высотой 56 см, выполненная из алебастра, гипса и битума. [43] На женщине хитон и поверх него плащ. На голове у нее тиара. Точная датировка произведения практически невозможна, но оно было найдено на отдельных участках города археологами и связано с завоеванием города римским императором Траяном (116 г. н.э.). Из того же города происходит бронзовая фигура Геркулеса . Согласно надписи, он прибыл из Чаракены (часть Парфянской империи) около 150 г. н.э. в качестве добычи в городе и украшал там храм Аполлона. Работа явно эллинистическая, но она находилась в Харакене почти 300 лет, прежде чем попала в Селевкию. [44] Очевидно, существовали требования парфян продолжать произведения искусства в эллинистическом стиле.
Примеры парфянской скульптуры
[ редактировать ]- Парфянский правитель
- Возможно, парфянский правитель
- Статуя Геркулеса
- Могильный рельеф из Пальмиры
- Рельеф из Пальмиры
- Таблетка Ниргуль от Хатры
- Сари Поле Захаб, рельеф, Иран
Рельефы
[ редактировать ]
По сути, существует два типа облегчения. Существуют резные изображения руки с задней пластиной, которые технически и формально очень тесно связаны с законченными скульптурами. Кроме того, встречаются и плоские рельефы, на которых фигуры высечены в камне всего на несколько сантиметров. Эти рельефы продолжают ассирийские и персидские, или доэллинистические, традиции и визуально похожи на картины. Здесь, как и в живописи, присутствуют сюжетные изображения. Фигуры в основном обращены к зрителю фронтально. Особенно на юго-западе современного Ирана, в древней Елимаиде, множество наскальных рельефов в этом стиле на открытых площадках было вырезано . Их исполнение в большинстве случаев довольно грубое. [45]
Один из самых известных рельефов – сцена с шестью мужчинами в Хунг-и-Наурузи. [46] В середине фигуры анфас изображен главный герой в парфянском костюме. Справа — трое других мужчин, высеченных в камне чуть меньшего размера. Слева – всадник на коне. Фигура показана в профиль. За всадником следует еще один мужчина, снова в профиль. Стилистическая разница между эллинистическим стилем, изображенным у большего количества всадников, и воспроизведенным в парфянском стиле у других персонажей, привела к предположению, что четверо мужчин были позже высечены в скале с правой стороны. Всадник, вероятно, представляет собой царя и был идентифицирован как Митридат I, который завоевал Элимаиду в 140/139 г. до н. э., когда парфянское искусство было еще в основном эллинистическим. Соответственно, рельеф празднует свою победу. Однако эта интерпретация была отвергнута, и согласно теории всадник является местным правителем Елимаида. [47] На других рельефах часто изображены группы мужчин, одинокие мужчины, а также фигура Геракла . [48] Как правило, старые рельефы носят эллинистический характер, а новые по моде более иранско-парфянские. [49]
Архитектура
[ редактировать ]


В архитектуре присутствует смесь греческих и восточных элементов с новыми формами, особенно в виде замечательного нового дизайна с большим открытым залом во двор. Обычно это было арочным. Есть структурная единица, которая фактически не закрыта, но и не полностью открыта. Другая особенность парфянской архитектуры — отчуждение классических строительных конструкций.
В Ассирии существует парфянский дворец, построенный по образцу греческого стиля, с входом во двор. [50] хотя и с некоторыми отличиями. В центре дворца находился большой двор, с каждой из четырех сторон которого располагались арки. Фасады двора были богато украшены лепниной. [51]
Храм Солнца Митры в Хатре на первый взгляд напоминает смесь месопотамского и греко-римского храма. Однако тип сопоставления некоторых классических структур является парфянским. Стоящая на подиуме Целла окружена с трех сторон двумя рядами колонн. Фасад украшает лестница, обрамленная по бокам внешнего ряда колонн. Внешний ряд столбов стоит на цоколе и украшен композиционными главами. Внутренний ряд колонн стоит на подиуме и имеет ионические капители. На фронтоне фасада храма изображен лук. Наличники и фронтоны богато украшены архитектурным декором. [52]
Похожий храм был найден в Ассирии, состоявший из трех последовательных комнат, последней комнатой которых было Святых Даров. Вокруг храма присутствуют колонны, напоминающие греческий храм. Тот факт, что колонны имеются только с трех сторон и что передняя часть не была украшена колоннами, указывает на сугубо парфянскую моду. Во многих греческих храмах колонны отсутствовали с одной стороны, но они редко были входом или передней частью храма. [53]
Другие храмы, похоже, построены больше по древним восточным традициям. В центре храмового комплекса Хатра находится ряд расположенных рядом арок с двумя главными арками, окруженными несколькими небольшими комнатами. В окружающем пространстве также есть шесть арок меньшего размера. Комплекс также находится на возвышении. Фасад разделен пилястрами. Он снова встречается с богатым архитектурным декором, особенно скульптурами людей, а также животных. [54]
В Уруке до сих пор стоит храм Гареуса , полностью построенный из жженого кирпича, размером около 10 метров в длину и 8 метров в ширину. Интерьер напоминает вавилонские храмы с притвором и целлой. Даже культовая ниша с верхним панно – вавилонская. Фасад здания украшен глухими аркадами. Перед зданием стояло шесть колонн с ионическими капителями. Еще одним архитектурным украшением стали яйца и лесбийские батончики Киматиен. Фриз изображает драконов и выглядит более восточно. В целом мы снова обнаруживаем здесь смесь эллинистических и восточных влияний. [55]
Храмы в Дура-Европос архитектурно довольно просты. Вокруг центрального двора располагалось несколько комнат. «Святая святых» располагалась большей частью в задней части корпуса и ее можно было заметить по колоннам у входа. Остальные помещения вокруг двора использовались для банкетов, в качестве покоев священников или мест богослужений. Святые Дары часто изображались великолепно. [56]
Храм в Пальмире на первый взгляд кажется эллинистически-римским, и зачастую лишь очень мелкие детали отличают его от храмов средиземноморского мира. В целом архитектура города более римско-сирийская с некоторыми особенностями, типичными для Парфии. Храм Ваала стоит внутри обнесенного стеной внутреннего двора, украшенного колоннами и образующего родосский перистиль. Настоящий храм в центре комплекса представляет собой храм-периптерос. Необычным, однако, является то, что у главного входа есть лестница, расположенная на длинной стороне храма, а не на короткой. Крыша храма украшена ступенчатыми зубцами. [57]

В некрополе Пальмиры было несколько типов могил. Есть архитектурно сложные могильные башни, которые также присутствуют в Дура-Европос на Евфрате , а также в других местах, но не в других частях Сирии. Это квадратные здания высотой до пяти этажей. Внутри могли разместиться несколько сотен мертвецов, и они часто были богато украшены скульптурами. [58] Эти гробницы являются развитием семитских традиций и не имеют никакого отношения к иранской архитектуре. [59]

В парфянских постройках использовался обильный орнаментальный лепной архитектурный декор, с одной стороны продолжающий греческий образец, но имеющий и свой новый парфянский узор. Сама штукатурка была привезена греками и вскоре обрела популярность в регионе под властью парфян. Лепные настенные узоры можно встретить на накладных колоннах и орнаментальных полосах. Лепные столбы обычно размещаются только на стене и являются чисто декоративными элементами. Они не имеют опорной функции и не придают стене глубину, как это было принято в греко-римской архитектуре. Столбы обычно изготавливались из материалов, которые были доступны на месте. Поэтому в Месопотамии многие здания построены из кирпича, а также из лепнины. Напротив, преобладающим материалом является известняк Хатры и Пальмиры. Однако лепнина здесь встречается редко. Арки широко использовались в парфянской архитектуре, особенно над залами.
Терракота
[ редактировать ]На многих парфянских стоянках имелось значительное количество терракотовых фигурок и статуэток из этого материала. Их также можно стилистически разделить на две группы. С одной стороны, есть фигуры чисто греческого или греческого влияния, а с другой стороны, фигуры Ближнего Востока, а затем и парфянского стиля. Фигура Геракла в греческом стиле пользовалась огромной популярностью, поскольку ее приравнивали к парфянскому богу Веретрагне. [60] В греческой моде также присутствовали изображения обнаженных женщин, что было в основном греческим обычаем. Парфянские типы представляют собой преимущественно одетые мужские фигуры. [61] [62]
Одна из самых крупных находок парфянской терракоты была сделана в Селевкии на Тигре, где было найдено множество чрезвычайно детализированных фигурок. Удивительно, но на этом месте присутствуют как греческие, так и восточные типы, сопоставляющие историю Парфии почти всех эпох в одном месте. Есть только еще одна подобная находка в Сузах, где были сделаны подобные открытия. [63] [64]
Примеры парфянской терракоты
[ редактировать ]- Терракотовая фигура в парфянском стиле.
- Парфянский царь Ашур
- Фигура богини
- Фигура богини
Интерпретация фронтального вида
[ редактировать ]
Фронтальный вид фигур на картинах, скульптурах и рельефах не является изобретением парфян. На древнем Ближнем Востоке было принято изображать фигуры в профиль, хотя фронтальный вид в той или иной степени всегда присутствовал, особенно в скульптуре. Фронтальный вид квартиры использовался на древнем Ближнем Востоке для выделения определенных фигур. Дэниел Шлюмберже утверждает, что это всегда особые фигуры, которым уделяется особое внимание, чтобы они воспринимались как более крупные и важные, чем другие фигуры в изображении. Фигуры богов и героев, изображенные фронтально, не были простыми копиями жизни в другом материале, они предназначались для того, чтобы наблюдатель рассматривал их как живых. Они практически присутствовали. [65]
В искусстве древнего Ближнего Востока, а также в архаической Греции использовался только фронтальный и профильный вид. Только классический греческий стиль ввел промежуточный шаг, особенно вид в три четверти. В представлениях античных греков пробовалась иллюзия жизни во всех ее формах. Герои полностью заняты собой и игнорируют зрителя. Здесь также встречается вид спереди, но это лишь одна из многих возможностей. Парфянское искусство, безусловно, заняло фронтальную позицию эллинистического искусства, но, похоже, парфяне в своем искусстве снова прибегли к присутствию Древнего Востока. Парфянское искусство не является иллюзией и пыталось уловить мимолетность жизни. Скорее, фигуркам пытались придать долговечность. Они пытались уловить истинное содержание жизни, а не только внешнюю оболочку. Эффект таких методов часто заключается в том, что зритель чувствует себя вышедшим за пределы. [66]
Выводы и перспективы
[ редактировать ]Во II веке нашей эры Парфянской империи пришлось бороться с многочисленными внутренними и внешними врагами. Римляне несколько раз проходили маршем через Месопотамию, а Антонинова чума в Парфии, похоже, бушевала . Этот кризис оказал очевидное негативное влияние на производство искусства. Хотя большая часть наиболее известного парфянского искусства осталась прежней из-за своего природного величия и трансцендентности, некоторые из них являются очевидными симптомами упадка в конце II века нашей эры. Надписи на монетах едва читаются. Из Суз происходит рельеф с плохой скульптурой и непропорциональными фигурами. [67]

К 226 году нашей эры парфянская династия была ликвидирована и заменена сасанидами . На большей части Месопотамии и Персии парфянское искусство просто исчезло, хотя некоторые художественные традиции, такие как лепные рельефы и сцены верховой езды, продолжались и при Сасанидах. Однако в Сирии некоторое время сохранялся парфянский художественный стиль, поскольку он не находился под сасанидским влиянием. Лишь с падением этих городов (Хатра вскоре после 240 г., Дура Европа в 256 г., Пальмира в 272 г.) парфянское искусство исчезло из поля зрения. Однако в сирийских и армянских иллюминациях VI-X веков возродились многие парфянские элементы, что свидетельствует о продолжающейся жизни этого стиля. [68]
В частности, строгий фронтальный взгляд на парфянское искусство можно найти в искусстве Византии и европейского средневековья , поэтому можно справедливо утверждать, что парфянское искусство влияло на христианское искусство в течение следующих 1000 лет. Архитектура во многом напоминала архитектуру позднего исламского мира, с множеством арок и куполов. Кроме того, парфянское искусство также сильно распространялось на восток и, вероятно, оказало значительное влияние на буддийское искусство и косвенно достигло даже Китая.
См. также
[ редактировать ]
- Древнегреческое искусство
- Древнегреческая архитектура
- Этрусское искусство
- Эллинистическое искусство
- Римское искусство
- Древнеримская архитектура
- Сасанидское искусство
Ссылки
[ редактировать ]- ^ electricpulp.com. «DURA EUROPOS - Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Проверено 9 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ростовцев: Дура и проблема парфянского искусства
- ^ Жак Дюшен-Гиймен (1977). Акта Ираника . п. 186. ИСБН 9004039023 .
- ^ Х. Т. Баккер (1987). Иконография религий . п. 7. ISBN 9789004047983 .
- ^ Перейти обратно: а б Фергус Миллар (1993). Римский Ближний Восток, 31 г. до н. э. — 337 г. н. э . п. 329. ИСБН 9780674778863 .
- ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 72.
- ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 73–75 (однако произведения Парфянской империи в эллинистической традиции он относит к греческому искусству)
- ^ Колледж МАР: Искусство Пальмиры. Лондон 1975.
- ^ Ставиский: Народы Средней Азии с. 58, рис.
- ^ Колледж: Парфяне С. 148.
- ^ Ставиский: Народы Центральной Азии, стр. 59–60; Бордман: Распространение классического искусства , стр. 90.
- ^ Ставиский: Народы Средней Азии. стр. 52–55; Шлюмберже: Эллинизированный Восток стр. 38.
- ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 38–39
- ^ Вероника Шильц: Тилля Тепе, Могила I. В: Фридрик Хиберт, Пьер Камбон (ред.). Афганистан: скрытые сокровища из Национального музея, Кабул . National Geographic, Вашингтон, округ Колумбия, 2008 г., стр. 292–293, № 146, ISBN 978-1-4262-0295-7 (Имитация в золоте монеты Готарза I )
- ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи 190–191, Каталог Nr. 158, 159
- ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи 191–92, Каталог Nr. 160
- ^ Перейти обратно: а б Шлюмберже: Эллинизированный Восток, стр. 89–90, 200–201.
- ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи 27, 197
- ^ Колледж: Парфяне С. 150.
- ^ Перейти обратно: а б LP Ван Ден Бош (1990). Жанры в визуальных представлениях: материалы конференции, состоявшейся в 1986 году по приглашению Фонда Вернера-Реймерса в Бад-Хомбурге (Федеративная Республика Германия) . п. 69. ИСБН 9004090940 .
- ^ Хачлили, Рэйчел (1998). Древнее еврейское искусство и археология в диаспоре . п. 177. ИСБН 9004108785 .
- ^ Колледж: Парфяне С. 148; Матисен: Скульптура в Парфянской империи , С. 27.
- ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 203.
- ^ Schlumberger: Der hellenisierte Orient S. 10–11; Бордман: Распространение классического искусства в древности , С. 86.
- ^ Маура К. Хейн: Фриз Теренция в контексте. В: Лиза Р. Броуди, Гейл Л. Хофман (HRSG): Dura Europos , Бостон, 2011 г., ISBN 978-1-892850-16-4 , стр. 223.
- ^ «Жезл в синагоге» . Проверено 9 мая 2017 г.
- ^ Колледж: Парфяне Тафель. 69
- ^ см . пример
- ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 86–87.
- ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 98–99.
- ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 90.
- ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи. стр. 71 (список датированных скульптур)
- ^ «Проект Меламму» . www.aakkl.helsinki.fi . Архивировано из оригинала 17 июня 2017 года . Проверено 9 мая 2017 г.
- ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи С. 74–75.
- ^ Кавами: Монументальное искусство парфянского периода в Иране С. 168–169.
- ^ Кавами: Монументальное искусство парфянского периода в Иране С. 53–54.
- ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи С. 89, н. 11
- ^ «Изображение головы» . Проверено 9 мая 2017 г.
- ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток стр. 164.
- ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи. стр. 167 п. 11 (список различных дат)
- ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи С. 166.
- ^ «Месопотамия, парфянское иранское искусство, женская фигура I-II веков н. э. в известняке» . возрастной фотосток . Проверено 9 мая 2017 г.
- ^ Вильгельмина Ван Инген : Статуэтки из Селевкии на Тигре: обнаружены экспедициями, проведенными Мичиганским университетом в сотрудничестве с Художественным музеем Толедо и Художественным музеем Кливленда, 1927–1932, Анн-Арбор, Мичиган: Университет Мичиган Пресс, 1939, С. 354, Бр. 1652, Таф. 88, 644; А. Эггебрехт, В. Конрад, Э.Б. Пуш: Шумер, Ассур, Вавилон , Майнц-на-Рейне, 1978 г., ISBN 3-8053-0350-5 , № 163.
- ^ Статуя изображена в: Йозеф Визехёфер: Древняя Персия , Цюрих, 1998 г., ISBN 3-491-96151-3 , Таф. XVIб, в
- ^ «Бехистун, другие памятники — Ливий» . www.livius.org . Проверено 9 мая 2017 г.
- ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи. С. 119–121.
- ^ Колледж: Парфянское искусство. С. 92.
- ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи. С. 125–130.
- ^ Матисен: Скульптура в Парфянской империи. С. 130–146.
- ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. Рис. 39 на стр. 121.
- ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. Рис. 40 на стр. 122.
- ^ Лето: Хатра. стр. 51–57.
- ^ Колледж: Парфяне. С. 126, рис. 32
- ^ Лето: Хатра. стр. 63–73.
- ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. с. 151–153, рис. 51-52
- ^ МК Хейн: Фриз Теренция в контексте. В: Лиза Р. Броуди, Гейл Л. Хоффман (Hrsg.): Dura Europpos , Boston 2011, S. 221–222.
- ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 80–84.
- ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 85–86.
- ^ Жак Дюшен-Гиймен (1977). Акта Ираника . п. 185. ИСБН 9004039023 .
- ^ Колледж: Парфяне. С. 107–108.
- ^ «различные терракотовые фигурки в разных стилях (внизу)» . Проверено 9 мая 2017 г.
- ^ Эйланд, Мюррей (1998). «Парфяне и римляне в Ниневии». Древний Иран и Средиземноморский мир: материалы международной конференции в честь профессора Юзефа Вольского, состоявшейся в Ягеллонском университете в Кракове в сентябре 1996 года . Юзеф Вольский, Эдвард Домброва. Краков: Издательство Ягеллонского университета. стр. 55–68. ISBN 83-233-1140-4 . OCLC 40551814 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 156; рисунки полностью опубликованы в: Вильгельмина Ван Инген: Статуэтки из Селевкии на Тигре: обнаружены экспедициями, проведенными Мичиганским университетом при сотрудничестве Художественного музея Толедо и Художественного музея Кливленда, 1927-1932 , Энн. Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета, 1939.
- ^ Л. Мартинес-Сев: Фигурки Суз. Встреча национальных музеев. Париж 2002, ISBN 2-7118-4324-6 .
- ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 204.
- ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 206–207.
- ^ «Семь тысяч лет персидского искусства» . www.almendron.com . Проверено 9 мая 2017 г.
- ^ Шлюмберже: Эллинизированный Восток. стр. 215.
Литература
[ редактировать ]- Майкл Ростовцев : Дура и проблема парфянского искусства Йельские классические исследования V, Нью-Хейвен, 1935.
- Харальд Ингхольт : Парфянские скульптуры из Хатры: Восток и Эллада в искусстве и религии . Академия, Нью-Хейвен, 1954 год.
- Роман Гиршман : Иран. Парфяне и Сасаниды . CH Beck, Мюнхен, 1962. ( Вселенная искусства 3)
- Даниэль Шлюмберже : Эллинизированный Восток: греческое искусство и после него за пределами Средиземноморья . Холле Верлаг, Баден-Баден, 1969 г. (1980 г., ISBN 3-87355-202-7 )
- Даниэль Шлюмберже: Потомки греческого искусства за пределами Средиземноморья. В: Франц Альтгейм , Иоахим Рехорк (ред.): Эллинизм в Центральной Азии . Дармштадт, 1969, стр. 281–405. ( Пути исследования , т. 91)
- Колледж Малкольма А.Р.: Парфянская Темза и Гудзон, Лондон, 1967.
- Колледж Малкольма А.Р.: парфянское искусство , Лондон, 1977.
- Борис Дж. Ставиский: Народы Центральной Азии в свете их памятников Кейл Верлаг, Бонн, 1982, ISBN 3-921591-23-6 .
- Труди С. Кавами: Монументальное искусство парфянского периода в Иране. Брилл, Лейден, 1987 г., ISBN 90-6831-069-0 .
- Ханс Эрик Матисен: Скульптура в Парфянской империи. Орхус 1992 г., ISBN 87-7288-311-1 .
- Джон Бордман : Распространение классического искусства в древности. Темза и Гудзон, Лондон, 1994 г.
- Майкл Соммер : Хатра. История и культура караванного города в Римско-Парфянской Месопотамии . Майнц 2003, ISBN 3-8053-3252-1 .