Сасанидское искусство
Сасанидское искусство , или искусство Сасанидов, создавалось во времена Сасанидской империи , которая правила с 3-го по 7-й века нашей эры, до того, как мусульманское завоевание Персии В 224 году нашей эры последний парфянский царь был побежден Ардаширом I. было завершено около 651 года . Образовавшаяся Сасанидская династия просуществовала четыреста лет, управляя современным Ираном, Ираком и большей частью территорий к востоку и северу от современного Ирана. Временами под его контролем находились Левант, большая часть Анатолии и части Египта и Аравии. Началась новая эра в Иране и Месопотамии , которая во многом была построена на традициях Ахеменидов , включая искусство того периода. Тем не менее, были и другие влияния на искусство того периода, пришедшие из Китая и Средиземноморья. [1]
Сохранившееся искусство Сасанидов лучше всего видно в его архитектуре, рельефах и изделиях из металла, а также сохранилось несколько картин, очевидно, широко распространенного производства. Каменные рельефы, вероятно, значительно превосходили внутренние гипсовые, от которых сохранились лишь фрагменты. Отдельно стоящих скульптур меньше, чем в парфянском искусстве , но колоссальная статуя Шапура I (годы правления 240–272 гг. н. э.) является главным исключением, вырезанная из сталагмита, выращенного в пещере; [2] имеются литературные упоминания и о других колоссальных статуях королей, ныне утерянных. [3] Здесь сохранились важные сасанидские наскальные рельефы, и продолжалась парфянская традиция лепного украшения зданий, включая большие фигуративные сцены. [2]
Сохранившееся искусство Сасанидов изображает придворные и рыцарские сцены значительного величия стиля, отражающие роскошную жизнь и образ двора Сасанидов, записанные византийскими послами. Изображения правителей доминируют во многих сохранившихся произведениях, хотя ни одно из них не является таким большим, как Колоссальная статуя Шапура I. Особой популярностью пользовались охотничьи и батальные сцены, легко одетые танцовщицы и конферансье. Хотя парфянское искусство предпочитало вид спереди, в повествовательных изображениях сасанидского искусства часто фигурируют в профиль или в три четверти. Фронтальные виды встречаются реже. [2]
Скульптуры и наскальные рельефы
[ редактировать ]Отдельно стоящие скульптуры в этот период редки по сравнению с парфянами. Колоссальная статуя Шапура I (годы правления 240–272 гг. н. э.) — единственное выдающееся уцелевшее исключение.
Большой резной наскальный рельеф , обычно расположенный высоко у дороги и рядом с источником воды, является обычным материалом в персидском искусстве и в основном используется для прославления царя и провозглашения персидского контроля над территорией. [4] Он начинается со скальных рельефов Луллуби и Эламитов , например, в Кул-э-Фарах и Эшкафт-э-Салман на юго-западе Ирана, и продолжается под властью ассирийцев. Бехистунский рельеф и надпись , сделанные около 500 г. до н. э. для Дария Великого , имеют гораздо больший масштаб, отражая и провозглашая мощь империи Ахеменидов . [5] Персидские правители обычно хвастались своей властью и достижениями, пока мусульманское завоевание не удалило изображения с таких памятников; гораздо позже произошло небольшое возрождение при династии Каджаров . [6]
Бехистун необычен тем, что имеет большую и важную надпись, которая, как и египетский Розеттский камень, повторяет свой текст на трех разных языках и играет важную роль в современном понимании этих языков. На других персидских рельефах надписи обычно отсутствуют, а имена царей часто можно идентифицировать лишь предварительно. В случае Сасанидов проблему решает их обычай показывать каждому царю корону разного типа, которую можно идентифицировать по их монетам. [6]
Накш-э-Рустам — некрополь династии Ахеменидов (500–330 гг. до н. э.) с четырьмя большими гробницами, высеченными высоко в скале. Они имеют в основном архитектурный декор, но фасады включают большие панели над дверными проемами, каждая из которых очень похожа по содержанию, с фигурами короля, облеченного богом, над зоной с рядами меньших фигур, несущих дань, с солдатами и чиновниками. Три класса фигур резко различаются по размерам. Вход в каждую гробницу находится в центре каждого креста, который ведет в небольшую камеру, где в саркофаге лежал царь . [7] Считается, что горизонтальная балка каждого фасада гробницы является точной копией входа во дворец в Персеполе .
Значительно ниже гробниц Ахеменидов, почти на уровне земли, находятся наскальные рельефы с большими фигурами сасанидских царей, некоторые из которых встречаются с богами, другие — в бою. Самая известная из них изображает Шапура I верхом на коне, римский император Валериан кланяется ему в покорности, а Филипп Араб (более ранний император, плативший Шапуру дань) держит лошадь Шапура, а под ним лежит мертвый император Гордиан III , убитый в бою. это (были предложены другие идентификации). Это память о битве при Эдессе в 260 году нашей эры, когда Валериан стал единственным римским императором, попавшим в плен в качестве военнопленного, что стало длительным унижением для римлян. Размещение этих рельефов ясно указывает на намерение Сасанидов связать себя со славой ранней империи Ахеменидов . [8] есть еще три царские гробницы Ахеменидов с подобными рельефами В Персеполе , одна из которых незакончена. [9]
На семи сасанидских рельефах, примерная дата которых варьируется от 225 до 310 г. н. э., изображены сюжеты, включая сцены вступления в должность и сражения. Самый ранний рельеф на этом месте — эламитский , примерно 1000 г. до н.э. Примерно в километре отсюда находится Накш-э Раджаб с еще четырьмя сасанидскими наскальными рельефами, тремя прославляющими царями и одним первосвященником. Еще одним важным памятником Сасанидов является Так Бостан с несколькими барельефами, в том числе двумя царскими инвеститурами и знаменитой фигурой катафракта или персидского тяжелого кавалериста, примерно в два раза больше человеческого роста, вероятно, изображающего царя Хосрова Парвиза верхом на его любимом коне Шабдизе ; эта пара продолжала прославляться в более поздней персидской литературе. [10] В Фирузабаде, Фарсе и Бишапуре есть группы сасанидских рельефов, в первый из которых входит самый старый, большая батальная сцена, ныне сильно изношенная. [11] В Барм-э-Делаке король предлагает своей королеве цветок.
Сасанидские рельефы сосредоточены в первые 80 лет правления династии, хотя один важный набор относится к VI веку и находится в относительно небольшом количестве мест, в основном в центре Сасанидов. Более поздние, в частности, предполагают, что они опираются на ныне утерянную традицию подобных рельефов во дворцах из лепнины . Скальные рельефы, вероятно, были покрыты штукатуркой и раскрашены. [6]
В стандартном каталоге доисламских персидских рельефов известные примеры (по состоянию на 1984 г.) перечислены следующим образом: Луллуби № 1–4; Элам № 5–19; Ассирийский № 20–21; Ахемениды № 22–30; Поздние/постахеменидские и селевкидские № 31–35; Парфянский № 36–49; Сасанид № 50–84; другие № 85–88. [12]
Многие символические значки встречаются в виде различных фигурок растений и животных в рельефах и лепнине. Они представляют зороастрийских божеств. [13]
Фигура | Изображение | Символ |
---|---|---|
Лотос | Фарр , Анахид [14] | |
Дерево жизни | Изобилие, бессмертие [14] | |
Виноград | Благословение и плодородие [14] | |
Финиковая пальма | Благословение и плодородие [14] | |
Гранат | Благословение, Анахид [14] |
Рельефы
[ редактировать ]Некоторые из величайших достижений – это, главным образом, серия из более чем тридцати наскальных рельефных памятников. В основном они встречаются в провинции Фарс , которая была первоначальной провинцией правящего дома Сасанидов. Рельефы в основном датируются III - началом IV веков. Рельефы изображают какое-то значимое событие и обычно приписываются конкретным правителям.
Рельеф в Накше-Рустаме установлен под царскими гробницами Ахеменидов и, следовательно, вероятно, имеет отношение к этому, как к способу для монарха уподобиться старой династии и присоединиться к ней и отдать дань уважения. Ардашир I изображен с богом Ахура Маздой , каждый в строгий профиль и одного размера. Это изображает равенство монарха и бога, что указывает на его величие. Рельеф смоделирован очень сильно, но достаточно осторожен в подаче деталей. есть свидетельства эллинистического В рельефе влияния.
Другие рельефы, например, в Так-э-Бостане, установлены в высеченной в скале арке. На задней стенке находятся почти полностью вылепленные фигуры. Хосров II изображен на коне в тяжелых доспехах. Сцены по бокам этой картины показывают царскую охоту. Фигура правителя показана анфас, его лицо контрастно в три четверти. Его фигура высока и доминирует над всей сценой, однако остальные фигуры показаны сравнительно небольшими. Композиция дает представление пейзажа и многих деталей, таких как двор короля, довольно живописное впечатление и, безусловно, когда-то была написана.
Штукатурка
[ редактировать ]Помимо наскальных рельефов, важную роль в искусстве Сасанидов играли лепные рельефы. Поскольку каменно-кирпичные постройки задумывались некрасивыми, их покрывали штукатуркой. Внутри этих лепных стен часто вырезались рельефы, состоящие в основном из цветочных узоров, а также фигуративных изображений и особенно животных. Часто важные государственные здания, такие как дворцы и административные здания, были украшены соответствующим образом, часто окрашены в белый цвет.
Картины
[ редактировать ]Картины играли существенную роль в искусстве Сасанидов, хотя в настоящее время они плохо документированы. Известно, что Мани был известным художником, по-видимому, благодаря панно или миниатюрам в книгах. Ничего подобного не осталось от того периода, хотя традиция персидской миниатюры, возникшая несколько столетий спустя, по-видимому, была самой ранней в исламском мире.
Одними из немногих мест, где настенные росписи сохранились в большом количестве, являются Пенджикент в современном Таджикистане и древняя Согдия , которая практически не находилась под контролем центральной власти Сасанидов. Старый город был заброшен спустя десятилетия после того, как мусульмане в конце концов захватили город в 722 году, и в наше время там проводились обширные раскопки. Большие участки настенных росписей сохранились из дворца и частных домов, большая часть которых сейчас находится в Эрмитаже или Ташкенте . Они покрывали целые комнаты и сопровождались большим количеством деревянных рельефов. Сюжеты аналогичны другому сасанидскому искусству: с царями на тронах, пирами, битвами и красивыми женщинами, есть иллюстрации как персидского, так и индийского эпоса, а также сложная смесь божеств. В основном они датируются VII и VIII веками. [15]
В Хаджиабаде был раскопан особняк в Иране, в котором до сих пор сохранились хорошо сохранившиеся картины. Стены украшали бюсты фронтального вида. [16] Также актуальны фрески в Дура-Европос , на границе Римской империи и Сасанидской Персии, со многими фигурами в персидской одежде. Самые известные происходят из синагоги Дура-Европос и датируются примерно 244-256 годами; члены церкви Дура-Европос могут быть на несколько лет старше.
В Бишапуре сохранилась напольная мозаика в широком греко-римском стиле, и она, вероятно, была широко распространена в других элитных помещениях, возможно, сделанная мастерами из греческого мира. [17]
- Фрагменты настенной живописи из Пенджикента , гр. 740
- Лепной рельеф с противостоящими козерогами , V или VI век, однажды с полихромной росписью.
- Так называемое Coupe de Chosroès, металл и резной полудрагоценный камень.
- Мозаика в Бишапуре, изображающая музыканта, играющего на угловатой арфе.
Архитектура
[ редактировать ]Величайшими зданиями сасанидской архитектуры были очень большие кирпичные дворцы с высокими сводчатыми залами, которые сыграли важную роль в развитии айвана в исламской архитектуре . Сасаниды продолжили развитие сводов и арок, используемых парфянами, обычно с большим проемом на одной стороне зала в стиле айван.
Так Касра , дворец в Ктесифоне , представляет собой арочный зал, большая часть огромного свода которого все еще стоит. Фасад искусно украшен колоннами и нишами, на которых когда-то были картины и рельефы.
Дворец Фирузабад (Иран) был построен I. Ардаширом Он расположен на берегу небольшого озера, к которому открывается главная арка сооружения. От этого отверстия с обеих сторон также изогнуты присутствующие залы немного меньшего размера. За главной аркой также находится зал с куполом высотой 22 метра, с двумя купольными помещениями по обе стороны. За этими комнатами находится внутренний двор, соединяющий все вокруг. Стены комнат разделены нишами и когда-то имели богатый лепной декор. Территория вокруг дворца когда-то была садом. Сад, дворец и озеро были построены вместе и одновременно были связаны между собой. [18]
Городское планирование
[ редактировать ]Сасаниды за время своей династии построили множество новых городов с тщательно продуманной планировкой. Многие из них имеют круглую форму, главным образом как защитное тактическое преимущество, которое они имели во время осады. Стены круглого города могли охватить при той же длине большую территорию. Но существовали и городские системы прямоугольного масштаба. Обычно их связывают с римскими архитекторами, похищенными Сасанидами. Хотя, вероятно, это было необходимо для планировки этих городов в сасанидском стиле. Таким образом, прямоугольные городские объекты рассматриваются как альтернативная сасанидская система городского планирования.
Фирузабад — поселение, построенное при Ардашире I, и хорошо задокументированный пример сасанидского городского планирования. Город имел диаметр 2 км и имел круглую форму. Две дороги разделили их на четыре района, которые, в свою очередь, были разделены на 5 более мелких секторов и, таким образом, разделили весь город на 20 секторов. Детальное планирование, кажется, продолжилось и в окружающем ландшафте. Бишапур и Гундешапур , однако, являются городами, наоборот, перпендикулярными. Бишапур, судя по всему, был разработан римскими мастерами, поскольку местный дворец украшен мозаикой в эллинистическом стиле.
Чеканка монет
[ редактировать ]Сасанидские монеты являются особенно важным источником по одной важной причине; их легко датировать по всем периодам сасанидской истории. Используя имя правителя, изображение на монете в Пехлеви можно использовать и для датировки других произведений искусства. На лицевой стороне обычно изображено изображение правителя, иногда вместе с сыном или женой, редко с обоими. На оборотной стороне изображено несколько сцен, в том числе инвеститура или жертвенник, на котором горит вечный огонь. Традиция этих рисунков начинается с довольно жесткого изображения Ардашира I (224–242 гг.) и Шапура I (240–270 гг.). При Шапуре II (310–379) он снова изготавливается из того же материала, при этом детализация моделирования несколько снижается. Однако позже это снова станет важным. В последующий период рисунки часто были сильно стилизованы и частично записывались.
Искусство и ремесла
[ редактировать ]Металлообработка
[ редактировать ]Сохранилось некоторое количество сасанидских серебряных сосудов, особенно довольно крупные тарелки или чаши, используемые для подачи еды. Они имеют высококачественную гравировку или тиснение из придворного репертуара конных королей или героев, а также сцены охоты, боя и пиршества, часто частично позолоченные . На кувшинах, предположительно для вина, могут быть изображены рельефные изображения танцующих девушек. Они были экспортированы в Китай, а также на запад. [19]
Особую особенность сасанидского искусства представляют раковины из серебра и золота, на внутренней поверхности которых рельефно выгравирована сцена. Известно около сотни экземпляров, демонстрирующих литературное великолепие двора. Многие из них происходят из раскопок, но в основном это случайные находки. Многие из них были найдены недалеко от Уральских гор в России и, вероятно, продавались в этом районе. Таким образом, первоначальная цель, функция и полномочия этих оболочек остаются в неведении. Часто правителя показывают на охоте. Обычно он сидит на лошади, которая движется галопом. Он стоит, направляя свой меч на опасное животное, такое как кабан или лев , или стреляет из лука и стрел. Лицо часто появляется в трехчетвертном ракурсе. [20]
Встречаются также мирные изображения, например, изображения животных и легендарных существ . Более ранние версии серебряных чаш-ракушек обычно изображают монарха в полный рельеф, доминирующего над всей раковиной. Однако позже, в IV и V веках, центральный персонаж раковины делит пространство с меньшим второстепенным персонажем или элементом.
Присутствует еще одна группа металлических изделий; богато украшенные сосуды, форма которых, возможно, была заимствована из обычаев Средиземноморья.
- Позолоченная серебряная голова короля, IV век.
- «Сосуд Анахиты», ок. 300-500, позолоченное серебро: танцовщицы могут быть зороастрийскими религиозными изображениями или вакханками, последователями культа бога вина Вакха. [21]
- Ритон с женской головой и водяным буйволом , ок. 600-700, серебро
- Серебряное частично позолоченное блюдо с любимым предметом царской охоты, VII век.
Текстиль
[ редактировать ]Ковры, очевидно, могли достигать высокого уровня сложности, о чем свидетельствуют похвалы, расточали утраченный королевский ковер Бахарестана которыми мусульманские завоеватели . Но единственные сохранившиеся фрагменты, которые могли происходить из Сасанидской Персии, — это более скромные изделия, вероятно, изготовленные кочевыми племенами. Сасанидский текстиль был известен, и сохранились его фрагменты, в основном с рисунками животных в отсеках, выполненных в долговечном стиле. [2]
Есть указания на то, что при Сасанидах особое значение имели особенно красочно украшенные ткани. Однако оценка этого вида искусства представляет много трудностей для исследования, поскольку существует мало тканей, относящихся к самой империи Сасанидов, а находки за пределами империи (например, в Египте ) не всегда имеют четкое происхождение, если они были импортированы. от Сасанидов или их собственных имитаций или творений. Особенно когда ткани украшены геральдическими рисунками животных, обычно предполагается сасанидское происхождение. Типичными являются павлины , бараны и другие животные, располагающиеся поодиночке или парами внутри розетки. Баран был богом войны в связи с Веретрагной и поэтому пользовался особой популярностью в сасанидском искусстве как мотив для текстиля.
Стекло
[ редактировать ]Сасанидское стекло продолжило и развило римскую технологию изготовления стекла. В более простых формах он, по-видимому, был доступен широкому кругу населения и был популярным предметом роскоши, экспортируемым в Византию и Китай, и даже появлялся в элитных захоронениях того периода в Японии. Технически это производство силикатно-натриево-известкового стекла, характеризующееся толстыми выдувными сосудами, относительно сдержанными в декоре, избегающими однотонных цветов в пользу прозрачности, и сосудами, выполненными цельными без чрезмерно сложных изменений. Таким образом, декор обычно состоит из цельных и визуальных мотивов формы (рельефов) с ребристыми и глубоко прорезанными гранями, хотя практиковались и другие приемы, такие как висячие и накладные мотивы. [2] Сасанидская керамика, похоже, не использовалась элитой и носила в основном утилитарный характер.
Влияние
[ редактировать ]Искусство Сасанидов оказало сильное влияние на исламское искусство Персии и всего исламского мира. Арки — один из наиболее характерных элементов персидской архитектуры. Особенно в Центральной Азии, такой как Согдиана, методы и обычаи искусства напрямую связаны с Сасанидами. [22]
Сасанидское влияние обнаруживается в средневековом византийском текстиле, ювелирных изделиях и архитектурной скульптуре. Яркий пример декоративных мотивов под влиянием Сасанидов можно найти в напольных мозаиках Антиохии пятого и шестого веков . Сасанидские мотивы не появлялись в римско-византийском искусстве ранее пятого века, но их влияние было продолжительным. [23]
уже VI века Распространялись геральдические мотивы главным образом через текстиль, хотя некоторые мозаики из Антиохии изображали те же мотивы. [24]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харпер; Коттерелл, 177–178;
- ^ Jump up to: а б с д и Харпер
- ^ Килл
- ^ Канепа, 53 года и далее. Канепа, 63–64, 76–78 на месте.
- ^ Лущей; Канепа, 55–57 лет.
- ^ Jump up to: а б с Херрманн и Кертис
- ^ Коттерелл, 162; Канепа, 57–59, 65–68.
- ^ Херрманн и Кертис; Канепа, 62, 65–68
- ^ Ванден Берге № 27–29.
- ^ Херрманн и Кертис; Канепа, 74–76.
- ^ Херрманн и Кертис; Килл для шестерых в Бишапуре
- ^ Ванден Берге, Луи, Reliefs rupestres de l'Iran ancien , 1983, Брюссель, онлайн-резюме его списка здесь.
- ^ Ростами, Хоушанг; Арьяманеш, Шахин (2020). «Исследование символических знаков на сасанидских наскальных рельефах и лепнине» . Археология Ирана в исторический период . Серия научных и гуманитарных наук Тегеранского университета. Springer International Publishing: 319–328. дои : 10.1007/978-3-030-41776-5_25 . ISBN 978-3-030-41775-8 . S2CID 219510557 .
- ^ Jump up to: а б с д и Мусави, Расул; Мехрафарин, Реза. «Исследование наиболее известных символических фигур растений в сасанидской штукатурке (на персидском языке)» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Маршак, Борис I, «Панджикант» , 2002, Энциклопедия Ираника ; Кэнби (1993), 9; Харпер; много фотографий на warfare.ml
- ^ Масуд Азарнуш: Сасанидская усадьба в Хаджиабаде, Иран , Флоренция, 1994 г.
- ^ Кил для Бишапура; см. Харпер для других сайтов
- ^ «Фирузабад - Сасанидский дворец или храм огня?» . Vohuman.org .
- ^ Харпер; Коттерелл, 189–190.
- ^ «Шапур II» . Государственный Эрмитаж . Архивировано из оригинала 23 августа 2013 г.
- ^ «Сосуд Анахиты» . 31 октября 2018 г.
- ^ «Солдат на настенной росписи из Пендишкета в сильном стиле Сасанидов» . Крорайна .
- ^ Хоффман, Ева Р. (9 февраля 2009 г.). Позднеантичное и средневековое искусство Средиземноморья . Джон Уайли и сыновья. п. 45. ИСБН 978-1-4051-8207-2 .
- ^ «Священные места» . Фотографии Антиохийской мозаики . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г.
Литература
[ редактировать ]- Канепа, Мэтью П., «Топографии власти, теоретизация визуальных, пространственных и ритуальных контекстов наскальных рельефов в Древнем Иране», в Харманшах (2014), книги Google.
- Коттерелл, Артур (редактор), Энциклопедия классических цивилизаций Penguin , 1993, Penguin, ISBN 0670826995
- Курт Эрдманн : Искусство Ирана во времена Сасанидов . Берлин 1943, 1969 гг.
- Г. Реза Гароси: Колоссальная статуя Шапура I в стиле сасанидской скульптуры . Верлаг Филипп фон Заберн, Майнц, 2009 г., ISBN 978-3-8053-4112-7
- Роман Гиршман : Иран. Парфянский и Сасанидский . Мюнхен, 1962 г. (ориг. Лондон, 1962 г.)
- Харпер, П.О., «История искусства в Иране, против Сасанидов» , 1986–2011, Encyclepedia Iranica.
- Пруденс Оливер Харпер: В поисках культурной самобытности: памятники и артефакты Сасанидского Ближнего Востока, 3-7 века нашей эры, Нью-Йорк, 2006 г.
- Херрманн, Г., и Кертис, В.С., «Сасанидские наскальные рельефы», Энциклопедия Ираника , 2002, онлайн-текст.
- Килл, Эдвард Дж., «Бишапур» , 1989, Энциклопедия Ираника.
- Лущей, Хайнц, «Бизотун II. Археология», Энциклопедия Ираника , 2013, Интернет-текст