Эшкафт-э Салман
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2023 г. ) |
![]() Вид на Шекафт-э-Салман с расположением четырех эламитских рельефов (Х. Альварес-Мон) | |
Расположение | Изе , провинция Хузестан , Иран. |
---|---|
Координаты | 31 ° 49'07 "N 49 ° 50'59" E / 31,81861 ° N 49,84972 ° E |
Эшкафт-э Салман (также пишется Шекафт-э Салман Эшкофте Салман ) — археологический памятник в провинции Хузестан иранской или .
Расположение
[ редактировать ]На юго-западной стороне долины, в 2,5 км от центра города Изе, на юго-западе Ирана, находится величественный « романтический грот » Шекафт-э Салман («Пещера Саломона»), где водопад сезонно ниспадает каскадом с высокой скалы. проходя через вход в естественную пещеру внизу. Его воды сливаются с родниковой водой, вытекающей из пещеры. Четыре рельефа Шекафт-э Салман (SSI-IV) были вырезаны внутри и справа от входа в пещеру. Сходство с кирпичными панелями с надписями в Сузах свидетельствует о том, что первые два рельефа (SSI и SS II) датируются XII веком до нашей эры, изображающими королевские семьи и, вероятно, вырезанные в связи с культовой деятельностью, проводимой Домом Шутрукидов в горных святилищах под открытым небом.
Описание
[ редактировать ]Шекафт-э Салман I (12 век и 11-7 века до нашей эры)
[ редактировать ](Высота ок. 1,9 м, ширина 3,30 м/2,60 м; 12 и 11-7 вв. до н. э.). Вырезанная внутри прямоугольной панели на высоте около 8,5 м над уровнем земли, SSI изображает двух мужчин, мальчика и женщину, стоящих в профиль, ориентированных на пещеру, и совершающих поклоняющиеся жесты перед огнем. Похоже, что на оригинальной панели, датируемой примерно 12 веком, была изображена только королевская семья (Мужчина Б, Мальчик и Женщина), а камин и ближайший к нему мужчина (Мужчина А) были датированы 11-7 веками. дополнения. К рельефу VII в. добавлена плохо сохранившаяся эламская надпись. эт- VI век до н. э. Ханни, кутур (смотритель, защитник, правитель) Аяпира простирается над нижней частью рельефа. Первый мужчина в группе (Мужчина А) поднимает руки вперед, согнутые в локтях. Руки сжаты в кулак, указательные пальцы вытянуты. У него длинная борода, пара длинных боковых прядей, заканчивающихся завитком, прическа «козырек» и длинная коса, которая спускается по спине и заканчивается завитком на уровне талии. Его одежда имеет короткие рукава, пояс на талии и юбку длиной до колен в форме колокола. Его ноги босы. Второй мужчина (Мужчина Б) складывает руки на талии. У него такая же одежда, лицо, прическа и телосложение, как и у предыдущего. Мальчик позади него одет в похожую одежду и использует такой же жест скрещенных рук. Последней в очереди стоит женщина, которая держит правую руку, согнутую в локте, с поднятой рукой и вытянутым указательным пальцем в жесте вверх. Левая рука держится перед талией и может сжимать сложенную ткань. Рубашка с короткими рукавами облегает маленькую грудь, а длинная юбка в пол в форме колокола закрывает ступни и расширяется к низу двумя треугольными кончиками. Небольшая полоса на лбу повторяет линию волос, которые поднимаются вверх большой массой и выпирают сзади. Лицо довольно круглое, с выраженными щеками, маленьким ртом и двойным подбородком. Шею украшает ожерелье с удлинением (или косой?) по линии руки (как у женщины в УСИИ ниже).

Шекафт-э Салман II (12 век до н.э.)
[ редактировать ]
(В. 1,92 м, ширина 2,23 м; 12 век до н.э.). Вырезан на прямоугольной панели примерно на той же высоте (не менее 8 м), что и SSI, но ближе к пещере. На нем изображены мужчина, мальчик и женщина, стоящие лицом к пещере. Мужчина стоит на низком постаменте впереди, сцепив руки на талии. Повязка над левым запястьем проходит по длине предплечья до локтя (возможно, лямки, относящиеся к принадлежностям для стрельбы из лука). Платье имеет короткие рукава и длинную бахрому, пересекающую грудь в форме буквы V. Изогнутая линия на шее может указывать на нижнее белье или ожерелье. Узкая талия опоясана широкой лентой, а юбка в форме колокола расширяется выше колена, образуя подол с бахромой. Прическа «козырек» закрывает верхнюю часть уха, а вдоль лба проходит узкая полоса. Пара заплетенных боковых прядей до груди сужается к концу, где они закручиваются вверх в противоположных направлениях, а еще одна длинная коса проходит вдоль левого плеча и заканчивается завитком над локтем. Мальчик носит тот же стиль одежды, головной убор и косу на спине и выполняет тот же жест. Позади него женщина сжимает левое запястье правой рукой. Левая рука может держать сложенную ткань. Определение маленькой груди с сосками предполагает одежду-рубашку из тонкой ткани. Юбка в форме колокола ниспадает от узкой талии до земли, прикрывая ступни. Он разделен на последовательность из трех бахромы: верхний ряд длинной бахромы, средний ряд волнистой бахромы, длина которой уменьшается к центру, образуя треугольное пространство, и нижний ряд бахромы, состоящий из пятнадцати длинных кистей. Хорошо сохранившееся лицо круглое, с двойным подбородком, маленьким, слегка улыбающимся ртом, густой монобровью и большим глазом. Волосы поднимаются вверх спереди, закрывают ухо, а сзади собираются в пучок. Шею окружает колье, которое может фиксироваться застежкой с длинным удлинением (косой?), заканчивающимся завитком. Узкая полоса проходит вдоль лба у линии роста волос и вниз к серьге в форме восьмерки.
Три подписи к этому рельефу были добавлены Ханни Аяпирским в VII-VI веках до нашей эры. Один из них (IIA), ныне нечитаемый, был написан над бахромой юбки взрослого мужчины. Два других, один на юбке мальчика (IIB), а другой над подолом женского длинного платья с бахромой (IIC), были прочитаны Хинцем соответственно как Зашехши (?), дочь (?) Ханни и Аматемы, жена или дочь (?) Ханни .
В некоторых деталях эти изображения царских пар в Шекафт-э Салмане поразительно похожи на фрагментарную пару из царской скинии в Сузах. Ближайшие параллели заключаются в характерной для правителя паре длинных заплетенных боковых прядей, завивающихся на концах, одежде с короткими рукавами и бахромой, пересекающей грудь V-образной формой, широких плечах и жесте сложенных рук. Параллелями в королевах являются маленькая грудь и рубашка с короткими рукавами. В то же время имеются заметные расхождения. На кирпичных панелях в Сузах никаких следов детей особо не отмечалось (имея в виду, однако, что кирпичи были весьма фрагментарны); король носит скорее длинную, чем короткую одежду, обувь и не имеет никаких признаков повязок на рукавах; у королевы застежка-пальметта на рукаве, отсутствие тесьмы (?) вдоль руки, открытая правая рука (вместо того, чтобы сжимать левое запястье или указывать указательным пальцем) и немного более короткая одежда с видимыми внизу ступнями. Хотя они и не идентичны, сходство с кирпичными панелями с надписями в Сузах свидетельствует о том, что SSI и II относятся к XII веку до нашей эры. Шилхак-Иншушинак, видимо, увлекался портретами царской семьи и прямо сказал нам, что заказал стелу в камне, изображающую себя с Наххунте-Уту и «нашу семью».

Шекафт-э Салман III (11-7 века до н.э.)
[ редактировать ](В. 2,35 м х 4,45 м). Рельеф, вырезанный внутри входа в пещеру, изображающий человека, стоящего в профиль, ориентированного внутрь пещеры. Он носит одежду с короткими рукавами и короткую юбку в форме колокола и поднимает руки перед лицом с вытянутыми указательными пальцами в указательном жесте. Справа от него была добавлена длинная надпись Ханни, а слева — большая пустая панель. Датировка этого рельефа могла относиться как к XI, так и к VII веку.
Шекафт-э Салман IV (12-11 века до н.э.)
[ редактировать ](В. 2,30 м х 1,25 м). Рельеф, вырезанный внутри входа в пещеру, изображающий человека, стоящего на небольшом постаменте, ориентированном внутрь пещеры. Он носит одежду с короткими рукавами и длинную юбку и складывает руки на талии. Наиболее подходящей для этого рельефа кажется дата XII–XI веков до н.э.
Комментарий
[ редактировать ]
Художественные инициативы Шутрукидов оставили особый отпечаток на последующих художественных проявлениях как в Сузах, так и в высокогорных районах Элама, особенно в отношении изображения королевской власти. Как и королевские надписи, официальное искусство элиты было по своей природе архаичным, и, следовательно, помимо уважения традиций и сохранения памяти о предках, способность воспроизводить шедевры прошлого должна была быть признаком художественного совершенства. Примером, который может продемонстрировать этот принцип, является более позднее добавление правителя в SSI (Мужчина А), который имеет много общего как со старомодным религиозным искусством периода суккалмах , так и с образами элиты Шутрукидов, и все же некоторые детали предполагают возможную версию этого принципа. более позднее производство (возможно, в неоэламский период).
Галерея
[ редактировать ]
См. также
[ редактировать ]- Сарпол-э Захаб
- Кул-э Фарах (эламские рельефы)
- Бавахун (эламские рельефы)
- Накш-э Рустам (эламские рельефы)
Ссылки
[ редактировать ]См. список литературы в Кул-э Фарах.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Поттс, Д.Т. (1999). Археология Элама . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-56358-5 .
- Альварес-Мон, Дж. (2019). Монументальные горные рельефы Элама: полный перечень и анализ (с 17 по 6 века до н.э.). Издательство Эйзенбраунс и Пенсильванского государственного университета. Юниверсити-Парк, Пенсильвания.
- Альварес-Мон, Дж. (2020). Искусство Элама (ок. 4200-525 гг. до н.э.) . Рутледж: Лондон и Нью-Йорк.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Атлас Эшкафт-э Салмана. Архивировано 1 апреля 2022 г. в Wayback Machine (на персидском языке).
- Список эламских каменных рельефов, заархивированный 3 марта 2016 г. в Wayback Machine (Livius.Org)