Jump to content

Крутая Фара

Координаты : 31 ° 52'19 "N 49 ° 55'42" E  /  31,87194 ° N 49,92833 ° E  / 31,87194; 49,92833
Крутая Фара
Персидский : Петроглиф Кульфара.
Валун Кул-э Фарах III, южная и восточная стороны (Х. Альварес-Мон)
Кул-э Фарах находится в Иране.
Крутая Фара
Показано в Иране
Расположение Кахбад-э До , провинция Хузестан , Иран.
Координаты 31 ° 52'19 "N 49 ° 55'42" E  /  31,87194 ° N 49,92833 ° E  / 31,87194; 49,92833

Кул-э Фарах ( персидский : سنگ‌نگاره کول‌فرح ) (далее KF) — археологический памятник и святилище под открытым небом, расположенный в горной долине Загрос в Изе/Маламире, на юго-западе Ирана, на высоте около 800 метров над уровнем моря. Шесть эламских скальных рельефов расположены в небольшом ущелье, отмеченном сезонным руслом ручья на равнинной восточной стороне долины, недалеко от города Изе в Хузестане .

История стипендии

[ редактировать ]

Самое раннее упоминание о существовании рельефов   было сделано в 1836 году Х.К. Роулинсоном (1839), а затем А.Х. Лейардом (1846), чья работа включала предварительный отчет о клинописных надписях . Полную библиографию написал Эрик Де Ваэле. [1] (1976а: 5-8).

Изучение избранных рельефов предприняли члены французской археологической миссии в Персии. В частности, работы Гюстава Жекье (1901), с последовавшими за ними эпиграфическими работами отца Жана-Венсана Шейля , и зарисовки, сделанные Ж. де Морганом . Более полувека спустя бельгийская археологическая миссия под руководством Л. Вандена Берге (1963) начала проект более систематической документации, результатом которого стало углубленное исследование, предпринятое Эриком Де Ваэлем в качестве основного направления его докторской диссертации ( об интерлюдии 1901–1963 гг. см. историографию Vanden Berghe 1963). Работа Э. Де Ваэле продолжалась с 1970 по 1975 год (в общей сложности около двух месяцев полевых работ).

Конечным результатом стала неопубликованная докторская диссертация и серия из семи статей, включая иллюстрации и чертежи (De Waele 1972a, 1972b, 1973, 1976a, 1976b, 1979, 1981 и 1989). Возобновление интереса к рельефам привело к недавним работам В. Хенкельмана (2008; особенно 2011: 128-33) и Х. Альвареса-Мона (2010a, 2010b, 2011, 2013, 2017, 2019 и 2020).

Хронология

[ редактировать ]

KF I был датирован VIII-первой половиной VI в. до н. э. в соответствии с содержанием большой эламской клинописной надписи, выгравированной на его поверхности, и с художественным анализом (Weissbach 1894; Scheil 1901: 102–113; Hinz 1962). ; Кёниг 1965, надпись ЭКИ 75 и подписи ЭКИ 75А-К 1988).

Более точную дату последней части неоэламского периода (после ассирийских кампаний) теперь рекомендует Валлат (между 585 и ок. 539 г. до н.э., 1996: 387–9, 2006); Тавернье (последняя четверть VII в. до н. э., 2004: 19, 21; ок. 630–610 до н. э., 2006); Хенкельман («до самой последней части неоэламского периода»; 2008: 329); и Альварес-Мон (650 – ок. 550 до н.э.; 2010: 50, 201, 266).

Остальные рельефы раньше рассматривались вместе как единая группа, изготовленная где-то в неоэламский период или, точнее: «epoque Elamite recente» (G. Jéquier 1901: 142; L. Vanden Berghe 1963: 39); период эламито-персидского сосуществования (Калмейер 1973: 15); более широкая неоэламская последовательность, охватывающая период с 9 по 6 века до нашей эры (De Waele 1976a: 337; 1981: 52); и период, охватывающий VIII–VII века до нашей эры (Vanden Berghe 1984: 102–3; о KF III и VI см. Alvarez-Mon 2010: 39).

В 1984 году Э. Картер (1984: 172) предложил до 1-го тысячелетия до нашей эры датировать KF IV . За этим последовал П. Амиет (1992: 86-7), который, сделав исключение для KF I и V, предположил, что рельефы отражают выражение местной монархии, которая сложилась в восточном Эламе после вторжения вавилонского царя Навуходоносора I (ок. 1104 г. до н.э.), а может быть, и несколько позже, в начале X века до н.э. Х. Альварес-Мон предложил датировать платформоносцев, представленных на КФ III и VI, второй половиной VII – VI веков до н. 2019).

Производство

[ редактировать ]
Вид на Кул-э Фарах

Л. Ванден Берге (1986: 161-2) был первым, кто заметил исключительные технические характеристики, используемые при изготовлении эламских горных рельефов из Изе/Маламира и Курангуна. Развивая эту работу, Х. Альварес-Мон (2019) предварительно предполагает, что изготовление этого и связанных с ним рельефов могло включать следующие общие этапы: (1) над скалой вырезалась плоская панель; (2) изображения были вырезаны в виде барельефа; (3) поверхность была оштукатурена и смоделирована битумоподобным твердым материалом; (4) деталь добавлена ​​путем надреза острым предметом; (5) рельефы были расписаны

Описания

[ редактировать ]

На рельефах изображены шествия, жертвоприношения животных, музыкальные представления и банкеты. Для них характерно наличие крупной линейки (КФИ, II, III, V); крупномасштабного правителя или божества, несущего на платформе (KF III, VI); сидящий правитель, председательствующий на банкете (КФ IV) и жертвоприношении животных (КФИ, КФII, КФ V), а также наличие небольших оркестров (КФ I, III, IV).

Значение

[ редактировать ]

Коллективная выставка участников KFIII (200 человек), KFIV (около 140 человек) и Курангуна II и III (около 43 человек) знаменует собой новую главу в истории эламского скульптурного искусства, предлагая зрелище социальной иерархии, определяемой масштабом. размещение внутри регистров, физическое отношение к линейкам, одежда, жесты и действия.

Это идеализированный взгляд на сообщество, скрепленное социальными связями, тесно связанными с идеей священного пространства (Куль-э Фарах и Курангун), самоопределяющейся этнической идентичностью (отмеченной отличительными физическими особенностями, особенно длинными заплетенными волосами), постановлением специфических ритуалов (шествия, жертвоприношения животных, общий пир) и укрепления обычаев (поклонение древним эламским божествам). Все вместе: место, саморепрезентация и ритуал обеспечивают связь маркеров идентичности, определяющих население, характеризующееся конкретной культурой и социально-политической идеологией.

Конкретное расположение рельефов позволяет предположить, что Кул-э Фарах, должно быть, имел особое религиозное значение; возможно, трансцендентной природы. Действительно, эти доказательства могут служить защитой системы убеждений, в которой представление и опыт сверхъестественного развились из тесной связи с ландшафтами с необычайными эстетическими природными свойствами. Рельефы из Кул-э Фараха служат еще одним свидетельством наследия Эламского нагорья как культурного и социально-политического связующего звена идеологии, возвещающей идеологию Ахеменидов.

По словам В. Хенкельмана: «Святилище Кул-э Фарах представляет собой «великолепный комплекс иконографических тем, религиозных концепций, социальной стратиграфии и идеологических стратегий…». Именно здесь, в Айапире, мы максимально приближаемся к эламской религии, и именно здесь мы находим наиболее красноречивое выражение праздника, который всего через несколько поколений после Ханни отмечался в аналогичной форме в Парсе». (Хенкельман 2011: 131 и 133).

Амиет (1992b: 89, nt. 37) предположил, что это проявление общинных событий и сложных ритуалов выражает «новое сознание», возникшее в результате расселения и смешения ираноязычного кочевого населения с местными эламитами. Однако, за единственным исключением — рельефом Кул-э Фарах I, заказанным Ханни из Айапира, — у нас нет информации о том, кем были большие группы людей, изображенных на рельефах, или где они жили. Более того, некогда излюбленное представление, которое Амьет считал само собой разумеющимся, о том, что они были кочевым скотоводами, больше не принимается большинством специалистов. Вместо этого вполне вероятно, что их социально-экономическая и политическая структура опиралась на агро-скотоводческую деятельность, а также на динамичные структуры власти и региональные альянсы, интегрированные в Эламское королевство.

Независимо от языкового, социально-экономического и культурного происхождения участников, горные рельефы способствуют преемственности эламских религиозных верований и практик. Их размещение в Кул-э Фарах и соответствующие рельефы под открытым небом в святилищах Шекафт-э Салман, Курангун и Накш-э Рустам позволяют предположить, что природный ландшафт был важным компонентом традиционной эламской культовой идеологии и практики.

Если расположение святилищ и их обитающих божеств было жизненно важным компонентом эламской религии, то посещение и общение с ними также были важными элементами того, что значило быть членом эламского общества. Более того, прецеденты, которые эти рельефы создали для персидской скульптурной и религиозной традиции, ощутимы.

Штриховой рисунок Кул-э Фараха I (Х. Альварес-Мон)
Кул-э Фарах I и г-н. Асади (Х. Альварес-Мон)

Кул-э Фарах I (ок. 650–575 до н. э.)

[ редактировать ]

КФИ (высота 1,35 м, ширина 1,68 м) был последним из эламских горных рельефов и вобрал в себя многие аспекты более ранней резьбы. Длинная эламская надпись на верхней половине рельефа идентифицирует большую центральную фигуру как Ханни, сына Таххи, «принца» или «вождя» ( кутура ) Айапира и вассала эламского царя Шутур-Наххунте, сына Индады. Этот трудный для чтения текст посвящает комплекс Кул-э Фарах Тирутиру, божеству, не встречающемуся нигде в эламских источниках, и призывает несколько эламских божеств.

Далее говорится о различных благочестивых поступках Ханни, его преданности королю, его военной деятельности и создании собственного изображения с надписью. Он проклинает любого, кто осмелится повредить рельеф. Ханни стоит, сложив руки, в выпуклой кепке, косе до талии и в одежде с густой бахромой, украшенной розетками. Позади него стоят два придворных чиновника меньшего размера, носитель оружия с надписью «Шутруру, Хозяин дворца» с луком, колчаном и мечом, а также носитель одежды со скрещенными руками.

Перед Ханни стоят: трио музыкантов, играющих на горизонтальной арфе, вертикальной арфе и квадратном барабане; погонщик коз рядом с тушами трех баранов; два человека собираются зарезать зебу; и священник, председательствующий над огненным жертвенником. Серия эпиграфов, в основном добавленных на юбки одежды, называет имена этих разных людей. https://artsandcultural.google.com/story/aQVRgujFxo1rWQ

Пещеры Фарах II (7–6 века до н.э.)

[ редактировать ]

Кул-э Фарах II (высота 2,40 м, ширина 3,55 м). KFII высечен на юго-западной стороне валуна, расположенного вблизи рельефов KFIII и KFIV. Слева направо на нем изображены: четыре человека со сложенными руками на небольшом, четко очерченном прямоугольном панно; крупный мужчина мужского пола, делающий жест, указывающий указательным пальцем; и сцена жертвоприношения животных, состоящая из стоящего обнаженного человека, обнаженного человека, склонившегося над зебу, и шести овец с круглыми рогами меньшего размера.

Рисунок Кул-э Фараха III (Х. Альварес-Мон)

Кул-э Фарах III (8–7 вв. до н.э.)

[ редактировать ]

Кул-э Фарах III (ок. высота 1,9-4 м, ширина 16 м; ). Обходя весь 16-метровый валун по периметру, KFIII изображает процессию, в которой участвуют не менее 200 участников и несколько домашних животных. Во главе процессии преклоняют колени четыре элитных человека мужского пола, одетые в кепки и длинные одежды с бахромой, поддерживающие крупную мужскую фигуру [нет. 1] на платформе. Эта фигура ориентирована на самую узкую грань рельефа, на которой изображено стадо из восемнадцати баранов и трех зебу. Он складывает руки перед талией.

Примерно в той же позиции на противоположной стороне находится еще один крупный самец [нет. 177], который также смотрит на животных и складывает руки вместе. Помимо животных, в фокальном пространстве между двумя высокостатусными особами располагаются обнаженные фигуры, фигуры в длинных и коротких одеждах, три игрока на арфах и носитель сосуда [табл. 152]. За ними стоит большое количество верующих, выстроившихся в ряды и делающих жесты, сложив руки.

Одна из наиболее хорошо сохранившихся фигур на рельефе [нет. 180] сохраняет очертания жеста сложенных рук и прически, сочетающей короткую заднюю косу и лобный «козырек» [табл. 151]. 

Актерский состав лучника из Ку-э Фарах IV (Альварес-Мон)

Кул-э Фарах IV (9–8 века до н.э.)

[ редактировать ]

Кул-э Фарах IV (ок. высота 6 м, ширина 17,70 м). KFIV, простирающийся на большую вертикальную поверхность скалы, изображает общий банкет, на котором присутствует не менее 141 участника. Церемонию возглавляет правитель, восседающий на троне с высокой спинкой, обрамленном двумя столами: один позади вспомогательных сосудов, а другой впереди, возможно, нагруженный едой.

Следующие сосуды, пара характерных высоких и узких стаканов, стоят двумя регистрами ниже. Правителя сопровождают слуги, вооруженный носитель, лучники, шесть арфистов и более ста человек, изображенных одинаково с длинными заплетенными волосами, короткой одеждой и правой рукой, подносящей ко рту кусок еды (мяса?). Большинство участников находятся внутри регистров, воинственно выстроенных в ряды по обе стороны от воображаемой фокальной осевой точки примерно в центре и ориентированы на нее.

Одна особенно хорошо сохранившаяся фигура дает ценную информацию о скульптурном искусстве того времени. Он изображен в профиль с выступающим вперед левым плечом и рукой, держащей короткий составной лук. У него широкие плечи, узкая талия и одежда с короткими рукавами и коротким килтом. На участках его волос, шеи, спины и правого плеча сохранились следы гипса, гравюры и, возможно, пигментации, которые, возможно, когда-то покрывали весь рельеф. Большая часть первоначального объема была потеряна из-за эрозии поверхности, но «естественная» пластическая обработка частей тела за счет переменной глубины резьбы все еще очевидна.

Kul-e Farah V (7th–6th century BC)

[ редактировать ]

Кул-е Фарах V (высота 2,40 м, ширина 1,85 м). KFV был высечен недалеко от KFIV на вертикальной поверхности скалы на левом берегу сезонного ручья. Иконография и структура композиции аналогичны КФИИ: крупный мужчина мужского пола стоит лицом к жертвоприношению животного и делает указательный жест; за ним стоят четверо молящихся со сложенными руками. Однако на этот раз четыре фигуры расположены вертикально. Еще одним новым элементом является включение огненного алтаря под сценой жертвоприношения.

Рисунок линии Кул-э Фарах VI Дж. Альвареса-Мона.

Пещеры Фарах VI (7–6 века до н.э.)

[ редактировать ]

Кул-э Фарах VI (высота 3,7 м, ширина 2,8 м).KFVI высечен на северо-западной стороне валуна, расположенного примерно в 300 метрах за пределами ущелья, где расположены другие рельефы. На нем изображен крупный человек в длинной одежде с бахромой, показывающий обеими руками указательный палец. Он стоит на пьедестале на платформе, которую несут четыре носильщика, стоящих на одном колене. Все носители платформы одинаково представлены в длинной одежде с бахромой, в тесной круглой шапке, с аккуратным пучком волос сзади и с короткой бородой.

За крупномасштабной фигурой стоят девять верующих группами по три человека вдоль трех горизонтальных рядов. Внизу еще один прихожанин стоит одиноко рядом с носителями платформы. Все ориентированы налево, за исключением двух носителей платформы. Особое значение придается носителю оружия [нет. 11] в середине третьего регистра. Он изображен фронтально, демонстрируя широкие плечи и грудь, а также бахрому на верхней части одежды. Правая рука вытянута вниз, и создается впечатление, что она держит интригующий предмет U-образной формы (возможно, «кольцо» с открытым концом того типа, который обсуждается позже в этой главе; левая рука поднята к груди и, кажется, держит лук). ; под поясом на правой стороне туловища заткнут кинжал; через правое плечо переносится штрихованный колчан, а сзади на поясе свисает длинный меч (предположительно в ножнах); почти касаясь земли.

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  1. ^ «Де Ваэле, Эрик - Персе» . www.persee.fr . Проверено 17 июня 2024 г.
  • Альварес-Мон. Дж., 2010а. Гробница Арьяна: на перекрестке между Эламитской и Персидской империями. Acta Ираника Серия 49, Левен. 2010.
  • То же, 2010б. «Носители платформы из Кул-э Фарах III и VI», Иран, Журнал Британского института персидских исследований 48, 2010 г., стр. 27–41.
  • Idem, 2011. «Эламитская одежда и головные уборы позднего неоэламитского периода (7–6 века до н.э.)», Archaeologischen Mitteilungen aus Iran 42, 2010, стр. 1–29.
  • Там же, 2013. «Косы славы, эламские скульптурные рельефы с высокогорья: Кул-э Фарах IV», в К. де Граефе и Ж. Тавернье (ред.), Сузы и Элам. 2009 Международный Конгресс. Гент. Ираника Антиква.
  • То же, 2017. Эламские скальные рельефы. В: Художественно-выставочный зал Федеративной Республики Германия GmbH . Международная музейная выставка 2017–8, Бонн, Германия.
  • То же самое. 2019. Монументальные высокогорные рельефы Элама: полная инвентаризация и анализ (с 17 по 6 век до нашей эры). Издательство Эйзенбраунс и Пенсильванского государственного университета. Юниверсити-Парк, Пенсильвания.
  • То же самое. 2020. Искусство Элама (ок. 4200-525 гг. до н.э.) . Рутледж: Лондон и Нью-Йорк.
  • Амиет, П., 1992. «Бронзы эламитов из коллекции Джорджа Ортиса», Археологические сообщения из Ирана, 25, 1992, стр. 81–9.
  • Картер, Э., 1984. «Археология», в книге Э. Картера и М.В. Столпера, Элам, Обзоры политической истории и археологии , Калифорния, стр. 103–230.
  • Де Ваэле, Э., 1972а. «Шутрук-Нахунте II и так называемые неоэламитские наскальные рельефы Исеха / Маламира», Обзор археологов и искусствоведов Лувена 5: 17–32.
  • То же, 1972б. «Некоторые аспекты религии Элама через неоэламские наскальные рисунки периода Изе / Маламира», Издание Иранского музея Бастана, Тегеран.
  • То же, 1973. «Страница иранского искусства: наскальные рельефы Изе Маламира», Archeologia 60: 31–46.
  • То же, 1976а. Эламские скальные рельефы Шекаф-э-Салмана и Кул-э-Фара возле Изе (Маламира). Докторская диссертация, Католический университет Лувена, Бельгия.
  • То же, 1976б. «Заметки об эламских надписях Шекакт-э Салмана и Кул-э Фараха возле Изеха, I. Их корреляция с барельефами», Le Muséon 89, fasc. 3–4: 441–50.
  • Там же, 1979. «Les Processions avec Statues Divines sur les Reliefs Ruprestres Elamites, Kul-e Farah III и Kul-e Farah VI (Īzeh)», Файлы VII Международного конгресса иранского искусства и археологии , Берлин, стр. 93– 101.
  • Там же, 1981. «Археологические работы в Шекафт-э Салмане и Кул-е Фарахе возле Изе (Маламира)», IrAnt 16: 45–61.
  • Idem, 1989. «Музыканты и музыкальные инструменты на наскальных рельефах в эламском святилище Кул-э Фарах (Изех)», Иран 27: 29–38.
  • Хенкельман, WFM 2008. Другие боги, которые есть, Исследования эламской иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя , История Ахеменидов XIV, Нидерландский институт Ближнего Востока, Лейден.
  • Там же, 2011. «Пир Парнакки: корабль в Парсе и Эламе», в книге Дж. Альвареса-Мон и МБ Гарнизона (ред.), Элам и Персия , озеро Вайнона: 89–166.
  • Хинц, В., 1962. «Эламитские надписи Ханне», в: В. Б. Хенниг и Э. Яршатер, ред., «Нога саранчи». Исследования в честь С.Х. Такизаде , Лондон: 105–16.
  • То же, 1966. «Остатки эламских памятников», Ираника Антиква 6: 43–7.
  • Жкьер, Г., 1901. «Описание городища Маламира (Приложение)». Воспоминания делегации в Персии 3, стр. 133–44.
  • Кениг, Ф.В., 1965. Эламские королевские надписи, Архив восточных исследований, Приложение 16, Берлин/Грац.
  • Лейард, AH, 1846. «Описание провинции Хузистан», Журнал Королевского географического общества XVI: 75–80.
  • Поттс, Д.Т., 2004. «Нуминозное и имманентное. Некоторые мысли о Курангунре и Рудхане-э Фахлияне», в: К. фон Фолсач, Х. Трайн и И. Туесен (ред.), От Хандакса до Хана. Очерки, подаренные Педеру Мортенсену по случаю его 70-летия , Орхус, 2004 г., стр. 143–56.
  • Роулинсон, ХК, 1839. Заметки о марше из Зохаба, у подножия Загроса, вдоль гор в Хузистан (Сусиана), а оттуда через провинцию Лорестан в Кирманшах в 1836 году, JRGS IX.
  • Шейль В., 1901. Эламито-анзанитовые тексты, первая серия. Мемуары делегации в Персии 3, Париж.
  • Штейн, Массачусетс, 1940. Старые маршруты Западного Ирана , Лондон.
  • Столпер М., 1988. «Маламир. Б. Филологический». Настоящий лексикон ассириологии и ближневосточной археологии VII, стр. 271–81.
  • Тавернье, Дж., 2004. «Некоторые мысли о неоэламской хронологии», Ахеменидские исследования текстов и археологии 2004.003: 1–44.
  • Idem, 2006. «Элам: неоэламский период (ок. 1000–530 до н.э.), в: В. Эдер и Дж. Ренгер (ред.), Хронологии древнего мира. Имена, даты и династии , Лейден / Бостон: 22–4.
  • Валлат Ф., 1996. «Новый анализ неоэламских надписей», в: Гаше Х. и Хруда Б. (ред.), Collectanea Orientalia. История, космическое искусство и земная индустрия. Исследования, посвященные Аньес Спайкет, Цивилизации Ближнего Востока 1 'Археология и окружающая среда 3, Невшатель / Париж: 385–96.
  • Idem, 2006. «Атта-хамити-Инсусинак, Шутур-Наххунте и хронология неоэламитов», Akadica 127: 59–62.
  • Ванден Берге, Л., 1963. «Les рельефы эламитов Маламира», Ираника Антиква 3: 22–39.
  • То же, 1984. Наскальные рельефы Древнего Ирана, Королевские музеи искусства и истории, Брюссель.
  • Там же, 1986. «Новые данные относительно эламитского скального рельефа Курангунра», в: Л. де Мейер, Х. Гаше и Ф. Валлат (ред.), Fragmenta Historiae Elamicae , Париж, стр. 157–67.
  • Вайсбах, Ф.Х., 1894. Новый вклад в знание сузианских надписей. Королевские трактаты. Саксонское общество наук XXIV/Фил.-истор. Класс XIV/7, Лейпциг

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 01299f111aed12779efc761362946aae__1718759280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/ae/01299f111aed12779efc761362946aae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kul-e Farah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)