Сасанидская экономика
Иранское общество в сасанидскую эпоху было аграрным обществом , и поэтому сасанидская экономика опиралась на земледелие и сельское хозяйство. [1] [2]
Основным экспортным товаром сасанидов был шелк; шерстяной и золотистый текстиль; ковры и коврики; прячется; кожа и жемчуг из Персидского залива . Были также транзитные товары из Китая (бумага, шелк) и Индии (специи), которые Сасанидская таможня облагала налогами и которые реэкспортировались из Империи в Европу. [3]
Благодаря особому географическому положению иранского мира сасаниды могли контролировать морские пути и благодаря этому были, возможно, самым важным игроком в международной торговле в поздней античности.
Местная торговля
[ редактировать ]Мы знаем, что в раннесасанидский период империя проявляла большой интерес к созданию портов на побережье Персидского залива. В Карнамаге Ардашира Папагана (Книге деяний Ардашира, сына Папака ) упоминается один из этих портов, и он называется «Бокст-Артакшир», что является современным Бушером . Этот порт был важен для сасанидов, поскольку он связывал Казерун с центром Персиды , современным Ширазом . В период Сасанидов на иранской стороне Персидского залива были и другие порты, такие как Сираф, Ормуз, Куджаран, Артахшир и т. д. Согласно Аммиану Марцеллину, «вдоль побережья [Персидского залива] расположено множество городов и деревень, и много кораблей плывут туда и обратно». [2]
Международная торговля
[ редактировать ]Соперничество с Римской империей
[ редактировать ]Мы знаем, что в шестом веке сасаниды не только стремились контролировать Аравийское море и, конечно же, свои собственные воды — Персидский залив, но также смотрели дальше на восток. Это привело персов к конфликту с Римом. Шелк имел важное значение в древнем мире и был тем, чего хотели римляне. Поскольку моря находились под контролем Ирана, римлянам пришлось обратиться за помощью к эфиопам. Однако этот план провалился и, вероятно, стал причиной аксумско-персидских войн , в результате которых Йемен в конце войн стал вассалом Ирана. [4]
Прокопий утверждает, что Юстиниан отправил посольство в Аксум и попросил эфиопов «купить шелк у индийцев и продать его римлянам. Таким образом, они заработают много денег, в то время как они принесут эту прибыль только римлянам, что они [римляне] больше не будут вынуждены посылать свои деньги своим врагам [персам]». Однако план не увенчался успехом, «ибо эфиопам было невозможно покупать шелк у индийцев. , потому что персидские купцы, присутствовавшие в тех самых портах [Цейлона в Шри-Ланке], куда заходили первые корабли индейцев, поскольку они населяют соседнюю страну, всегда имели обыкновение скупать весь груз». Однако не считается, что соседство было причиной сотрудничества иранских и сингальских купцов, и более веская причина заключается в том, что иранцы были давними клиентами и не хотели обидеть сасанидов, ведя дела с конкурентами. Персидской империи. [5] Однако шелковая проблема римлян была решена за счет завоза тутового шелкопряда в Римскую империю .
Торговля с Китаем
[ редактировать ]У нас также есть информация о сасанидской торговле с Китаем. Ирано-китайская торговля велась двумя путями: через Шелковый путь и морские пути. Многие сасанидские монеты были найдены на побережьях Китая. [4]
Базары
[ редактировать ]Основная экономическая деятельность в городах осуществлялась купцами (среднеперсидский: wāzarganan ) и проходила на базарах. На базарах сасанидской эпохи каждая группа ремесленников имела свой собственный отдел, который по-персидски назывался расте . Мы знаем эти сведения из Денкарда , где говорится о правилах, существовавших «о ряде лавок на базаре, принадлежащих различным ремесленникам». (VIII, глава 38) Денкард также упоминает список профессий, которые занимали часть базара, например, кузнецы (среднеперсидский: ahengar ) и парикмахеры (среднеперсидский: wars-wiray ).
В каждой гильдии ремесленников ( киррог ) был глава гильдии ( кирогбед ), а за деятельностью и ценами на базаре следил глава базара, известный как вазарбед на среднеперсидском языке . Эта должность ( вазарбед ) также упоминается в Res Gestae Divi Saporis . [6]
Торговцы
[ редактировать ]Хотя сасанидские купцы и были до Китая, зороастрийское мнение о них не очень хорошее. «Меног Храда» ( «Дух мудрости» ), одна из важнейших зороастрийских книг, говорит о торговцах весьма негативно. [7]
Функция рабочих такова: они не будут заниматься работой, с которой они не знакомы, и делать хорошо и точно то, что знают, и получать справедливую заработную плату.
- Меног из Храда, вопрос 32
Иранские колонии в Южной и Восточной Азии
[ редактировать ]Мы также знаем о основаниях сасанидских колоний и портов вплоть до Восточной Азии. В Малайзии существовала сасанидская колония, состоявшая из торговцев. Поскольку на Цейлон отправляли персидских лошадей, на этом острове была основана сасанидская колония, куда в его порт приходили корабли из Ирана. Чтобы расширить свою торговлю, сасаниды построили больше портов в таких местах, как Маскат и Сохар. Мы даже знаем о сасанидских колониях в Килве на восточном побережье Африки. [8]
Основание иранских колоний в Китае также подтверждается существованием зороастрийских храмов огня, найденных в районе Чанъань на юге Китая. [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ЭКОНОМИКА IV. В САСАНСКИЙ ПЕРИОД - Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Проверено 23 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Дарьяи, Турадж. Сасанидская Персия . п. 136.
- ^ Сарфараз, с. 353
- ^ Jump up to: а б Дарьяи, Турадж. Сасанидская Персия . п. 138.
- ^ Хурани, Джордж Ф.; Карсуэлл, Джон (23 июля 1995 г.). Арабское мореплавание в Индийском океане в древности и раннем средневековье . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691000329 .
- ^ Дарьяи, Турадж. Сасанидская Персия . п. 142.
- ^ Дарьяи, Турадж. Сасанидская Персия . п. 143.
- ^ Дарьяи, Турадж. Сасанидская Персия . п. 137.
- ^ Дарьяи, Турадж. Сасанидская Персия . п. 139.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Канепа, Мэтью; Дарьяи, Турадж (2018). «Персия, экономическая история России» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .