Священный лотос в религиозном искусстве
Лотос Nelumbo nucifera — водное растение , которое играет центральную роль в искусстве индийских религий, таких как индуизм , буддизм , джайнизм и сикхизм .
В азиатском искусстве лотосовый трон — это стилизованный цветок лотоса, используемый в качестве сиденья или основы для фигуры. Это обычный пьедестал для божественных фигур в буддийском и индуистском искусстве , его часто можно увидеть в джайнском искусстве . Зародившись в индийском искусстве , он последовал за индийскими религиями, в Восточную Азию в частности, .
индуизм
[ редактировать ]Примеры индуистских божеств (сверху): Вишну , Ганеша , Шива , Дурга , Кали и Сарасвати . Индусы почитают его вместе с божествами Вишну и Лакшми , которые в иконографии часто изображаются на розовом лотосе; исторически многие божества, а именно Брахма, Сарасвати, Лакшми, Кубера, обычно восседают на стилизованном лотосовом троне . В изображении Вишну как Падманабхи (пупка лотоса) из его пупка выходит лотос с Брахмой на нем. Богиня Сарасвати изображается на белом лотосе. Лотос является символом божественного и бессмертного в человечестве, а также символизирует божественное совершенство. Лотос – атрибут богов солнца и огня. Он символизирует реализацию внутреннего потенциала, а в тантрических и йогических традициях он символизирует потенциал человека использовать потоки энергии, движущиеся через чакры (часто изображаемые в виде колесных лотосов), цветущие как тысячелепестковый лотос просветления. в верхней части черепа. [1]
Вишну часто называют «Лотосоким» ( Пундарикакша ). [2] Раскрывающиеся лепестки лотоса указывают на расширение души. Рост его чистой красоты из грязи, из которой он произошел, несет в себе благодатное духовное обещание. В индуистской иконографии другие божества, такие как Ганга и Ганеша , часто изображаются с цветами лотоса в качестве своих сидений.
Растение лотос широко цитируется в пуранической и ведической литературе, например:
Тот, кто выполняет свой долг без привязанностей, отдавая результаты Верховному Господу, не подвержен влиянию греховных действий, как лотос не затронут водой.
— Бхагавад Гита 5.10:
буддизм
[ редактировать ]В Никае Будда Ангуттара сравнивает себя с лотосом ( падма на санскрите , на пали падума ) , [3] говоря, что цветок лотоса поднимается из мутной воды незапятнанным, как он поднимается из этого мира, свободным от омрачений, о которых говорится в конкретной сутте. [4] [5]
В буддийской символике лотос олицетворяет чистоту тела , речи и ума , словно плывя над мутными водами материальных привязанностей и физических желаний. Согласно традиционным биографиям, Гаутамы Будды привели к появлению цветов лотоса. первые семь шагов [6] Лотосовые троны являются обычным постаментом для наиболее важных фигур буддийского искусства , а зачастую и других индийских религий.
В Тибете Падмасамбхава , Лотосорожденный, считается Вторым Буддой, принесшим буддизм в эту страну путем завоевания или обращения местных божеств; обычно его изображают держащим цветок. [7] Согласно одной из версий его рождения, он появился внутри цветка лотоса.
Конфуцианство
[ редактировать ]О китайской культуре конфуцианский ученый Чжоу Дуньи (1017–1073) писал (заимствовав знаменитую метафору Гаутамы Будды ):
Я люблю лотос, потому что, хотя он и растет из грязи, он не запятнан.
Русский : Я люблю лотос, который появляется из грязи и остается незапятнанным. [8]
Лотос является эмблемой Макао и изображен на его флаге . [9]
Джайнизм
[ редактировать ]Основатели ( тиртханкары ) джайнизма изображаются сидящими или стоящими на лотосовых тронах . [10] Как следует из его имени, джайнский тиртханкара Падмапрабха также представлен символом лотоса. Падмапрабха на санскрите означает «яркий, как красный лотос». В источниках Шветамбары говорится, что его мать, когда он был в ее утробе, пристрастилась к ложу из красных лотосов (падма). [11]
манихейство
[ редактировать ]Китайское манихейство заимствовало иконографию китайского буддизма религиозных деятелей , часто изображая в своем религиозном искусстве почитаемых в манихействе сидящими на лотосовых тронах .
христианство
[ редактировать ]С момента появления христианства в Индии иконография христиан святого Фомы изображала христианский крест святого Фомы , также называемый персидским крестом, покоящийся на лотосовом троне, стилизованном цветке лотоса. распространила христианство в Китае Аналогичным образом, после того, как Церковь Востока , несторианский крест часто изображался на цветке лотоса в китайской христианской иконографии.
- Персидский крест на цветке лотоса с горы Святого Фомы, Ченнаи, Тамил Наду , Индия
- Натирание несторианского креста в Храме Креста в районе Фан-шань, примерно в 30 милях к юго-западу от Пекина , Китай.
Вера Бахаи
[ редактировать ]Международное сообщество Веры Бахаи приняло символику лотоса в дизайне Храма Лотоса в Нью-Дели , Индия. [12]
Культурный
[ редактировать ]В классической письменной и устной литературе многих азиатских культур лотос присутствует в образной форме, олицетворяя элегантность, красоту, совершенство, чистоту и грацию, часто используется в стихах и песнях как аллегория идеальных женских качеств. На санскрите слово лотос (पद्म падма ) имеет множество синонимов : поскольку лотос процветает на воде, к словам, обозначающим воду, добавляется джа (обозначающий рождение), чтобы получить синонимы лотоса, такие как раджив , амбуджа ( амбу (вода) + джа (рожденный ) из)), нирджа ( нира (вода) + джа (рождённый из)), панкадж , панкаджа ( панка (грязь) + джа (рождённый из)), камаль , камала , кунала , аравинд , арвинд , налин , налини и сароджа и имена, происходящие от лотоса, например, падмавати (обладающий лотосами) или падмини (полный лотосов). Эти имена и производные версии часто используются для обозначения девочек и, в меньшей степени, мальчиков в Южной и Юго-Восточной Азии. [13] [14]
Цветок лотоса является государственным цветком нескольких штатов Индии, включая Карнатаку , Харьяну и Андхра-Прадеш . [15] Цветок лотоса является предвыборным символом партии Бхаратия Джаната , одной из крупнейших политических партий Индии. [16]
- Вишну покоится на змее Ананте, а Брахма восседает на лотосовом троне , растение которого исходит из пупка Вишну.
- Сэйкей Дзусэцу Иллюстрация из библиотеки Лейденского университета , сер. 1042
Символизм
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2023 г. ) |
Его считали символом красоты, абсолютной чистоты, честности, возрождения, самовосстановления, просветления. Египтяне считали его высшим растением из-за его ароматного преобразующего запаха, в то время как оно жило попеременно под и над поверхностью воды. Египтяне также использовали его как средство вызова измененных состояний сознания и установления контакта с другими сферами существования. Голубой лотос считался символом солнца, восходящего из ночи.
В индуистской философии лотос считается первенцем творения и волшебным лоном вселенной и богов. Его также связывали с долголетием, плодородием, богатством и знаниями.
В буддийской традиции он считается символом свободы от желаний, материальных привязанностей, призывая к чистоте на уровне ума, речи и действий. Также подключено: •Символика победы духа над разумом, знанием и мудростью с Голубым лотосом .• «Белый лотос» — символизм пробуждения Бодхи, восхождения к душевной чистоте и духовному совершенству. Это также подразумевает состояние духовной зрелости, связанное с умиротворением своей природы.• «Розовый лотос» считается истинным лотосом Будды и высшим из всех. [17]
См. также
[ редактировать ]- Поза лотоса
- Аштамангала (восемь благоприятных символов)
- Ом мани падме хум – «драгоценность в лотосе».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тресиддер, Джек (1997). Словарь символов Хатчинсона . Лондон: Издательство Дункана Бэрда. п. 126. ИСБН 978-1-85986-059-5 .
- ^ «Лотосоокий» . Индус . 12 июля 2013 г.
- ^ Библиотека мудрости - Падума
- ^ AN 10.81, «Бахуна суттам».
- ^ AN 4.36, «Дона суттам».
- ^ Гетти, 15 лет.
- ^ «Второй Будда: Повелитель Времени» . Учебный музей и художественная галерея Фрэнсис Янг Тан . 2019.
- ^ «Чжоу Дуньи: «О любви к лотосу»» Book.qq.com Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 г. Проверено 14 ноября 2012 г.
- ^ Лао-Филлипс, Дженни (8 июня 2017 г.). «Цветок лотоса: удача, чистота или вспышка на сковороде» . Макао Дейли Таймс.
- ^ «Символ Священного Лотоса | Махавидья» . 22 апреля 2016 г.
- ^ Бальбир, Налини. «Падмапрабха» . ДжейнПедия . Проверено 29 ноября 2019 г.
- ^ «Архитектура Дома Поклонения Бахаи» . Национальное Духовное Собрание бахаи Индии. 2012. Архивировано из оригинала 18 января 2016 года . Проверено 29 ноября 2019 г.
- ^ «Индийские детские имена» . Питарау. Архивировано из оригинала 2 декабря 2010 года.
- ^ «Имена на основе санскрита» . За именем .
- ^ Государственный цветок Харьяны, Карнатака. Архивировано 10 апреля 2017 года в Wayback Machine.
- ^ «Партия Бхаратия Джаната (БДП)» . Выборы.в . Проверено 16 сентября 2019 г.
- ^ «Розовый лотос» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Даллапиккола, Анна Л. (2002). Словарь индуистских преданий и легенд . Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-51088-1 .
- Лоулор, Роберт (1991). Голоса первого дня: Пробуждение во времена снов аборигенов . Рочестер, Вермонт: Внутренние традиции . ISBN 0-89281-355-5 .
- Шакти, М. Гупта (1971). Мифы и традиции растений в Индии . Нидерланды : Издательство Brill . стр. 65–67.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Падмой (атрибут) на Викискладе?