Будда в манихействе
Сиддартха Гаутама ( Будда Шакьямуни ) | |
---|---|
Предшественник | Заратустра |
Преемник | Jesus (夷數Иисус |
Этническая группа | Магадхи Пракрит |
В манихействе Сиддартха Гаутама считается одним из четырёх пророков веры, наряду с Зороастром , Иисусом и Мани . [1] Мани считал, что учения Гаутамы Будды , Зороастра и Иисуса были неполными, и что его откровения предназначены для всего мира, называя свое учение «Религией Света». [2]
Манихейство также часто называет Иисуса Буддой. [3] Это связано с тем, что термин «пророк» был незнаком китайской аудитории, поэтому вместо него использовался Будда. Это не подразумевает веру в просветление. [3]
Манихейство было завезено в Китай во времена династии Тан через Центральной Азии. общины [4] и власти Тан считали его неправильной формой буддизма.
Влияния буддизма
[ редактировать ]Манихейство находилось под непосредственным влиянием буддизма . Подобно Будде, Мани стремился к нирване и использовал это слово, показывая значимость буддийского влияния. Кроме того, он верил в переселение душ , сангху, и использовал в своих учениях различные буддийские термины. [5] Мирча Элиаде отметил сходство в символике света и мистического знания, существовавшее до манихейства и, возможно, восходящее к раннему общему индоиранскому источнику . Мани считал себя реинкарнацией Будды. Он также утверждал, что проповедовал то же самое послание Будды. [6] Джованни Верарди отмечает, что манихейство является основным источником сравнений между буддизмом и гностицизмом , манихейство представляет собой «ту же городскую и торговую атмосферу, выражением которой был буддизм в Индии». [7] Когда торговая экономика пришла в упадок из-за упадка Римской империи , манихейство потеряло свою поддержку. [8] Манихеи были враждебны закрытому обществу земледелия и землевладения, точно так же, как буддизм конфликтовал с «негородским миром, контролируемым брахманами- мирянами». [9] [а]
Мани, аршакидский перс по происхождению, [11] [12] [13] родился в 216 году нашей эры в Месопотамии (современный Ирак ), тогда в составе Персидской империи Сасанидов . [14] Согласно Кёльнскому мани-кодексу , родители Мани были членами еврейско-христианской гностической секты, известной как Элькесаиты . [15]
Мани считал, что учения Будды , Зороастра и Иисуса были неполными, и что его откровения предназначены для всего мира, называя свое учение «Религией Света». [16] После путешествия Мани в Кушанскую империю [д] В начале его прозелитской карьеры буддийское манихейство, по-видимому, проникло в влияние:
Буддийское влияние сыграло значительную роль в формировании религиозной мысли Мани. Переселение душ стало манихейской верой, и четырехсторонняя структура манихейской общины, разделенная на мужчин и женщин-монахов («избранные») и мирян («слушателей»), которые их поддерживали, по-видимому, основана на структуре буддийская сангха . [17]
По мнению Уиллиса Барнстона и Марвина Мейера, свидетельства влияния буддийской мысли на учение Мани можно найти во всех текстах, связанных с Мани. [18] В истории смерти Мани используется буддийский термин нирвана:
Это был день боли
и время печали
когда посланник света
вошел в смерть
когда он вошел в полную Нирвану
Манихейство могло также перенять буддийскую медитацию . [19]
Чистый благочестивый должен сесть в благочестивой медитации, отвернуться от греха и приумножить благочестивое.
Использование термина для обозначения других людей
[ редактировать ]После того как в Китай проникло манихейство, поскольку образ Иисуса был совершенно незнаком китайской культуре, миссионеры объединили его с буддийской культурой, назвав Иисуса Буддой, и дали ему образец великого милосердия и облегчения. Буддийский образ. [3] Поэтому верующие написали следующий отрывок из гимна «Слава Иисусу, текст», который подобен буддийскому писанию в китайском манихейском свитке гимна :
Будда-Иисус, самый могущественный и сострадательный человек в мире, прощает мои грехи.
Услышь мои болезненные слова и выведи меня из моря ядовитого огня. Я хочу подарить ароматную воду освобождения, двенадцать украшенных драгоценными камнями корон и портьеры. Чтобы очистить меня от праха моей чудесной природы и украсить мое чистое тело, чтобы сделать его прямым. Да избавлюсь я от трёх зим и трёх ядовитых узлов, и шести воров, и шести ядовитых ветров. Пусть великая весна Дхармы прославит мою природу, и пусть деревья природы и цветы процветают. Да угаснут великие волны огня, темные тучи и туманы. Пусть великий день Дхармы сияет ярко, чтобы мой ум всегда был чист. Да избавлюсь я от болезни немоты и слепоты, а также от чудовищ и бесов. Ниспошли великое лекарство Дхармы для быстрого исцеления и заставь замолчать божественное заклинание, чтобы прогнать духов. Я столкнулся со многими препятствиями и бесчисленным множеством других трудностей. Ввиду этого великий мудрец должен простить меня и уберечь от всех бедствий.
Пусть Иисус помилует меня и освободит меня от всех демонических уз.
Манихейская картина «Будда Иисус» названа так, что Иисус упоминается как Будда. [и] [20]
В уйгурском исповедании четыре молитвы обращены к верховному Богу ( Азруа ), Богу Солнца и Луны, а также пятеричному Богу и буддам . [21]
Поздний синкретизм и упадок
[ редактировать ]После появления манихейства в Китае манихеи в Китае переняли синкретическую, китаизированную лексику, заимствованную в основном из китайского буддизма. Между 9-м и 14-м веками, после столетий давления с целью ассимиляции и преследований со стороны сменяющих друг друга китайских династий, китайские манихеи все чаще увлекались школой Чистой Земли махаянского буддизма на юге Китая , практикуя так тесно вместе с буддистами Махаяны, что с годами манихейство был поглощен школой Чистой Земли, что сделало эти две традиции неразличимыми. [22] Благодаря этому тесному взаимодействию манихейство оказало глубокое влияние на китайские буддийские секты Майтрея, такие как секта Белого Лотоса . [23]
Манихейство выжило среди населения и оказало глубокое влияние на традиции китайских народных религиозных сект, интегрирующихся с верованиями Майтреи, такими как секта Белого Лотоса . [24]
Из-за возвышения династии Мин название манихейства Минцзяо считалось оскорбительным для императора, поэтому оно подвергалось особым преследованиям. [25]
В отчете «Фозу Тунцзи» , важной историографии буддизма в Китае, составленной буддийскими учеными в 1258–1269 годах, говорится, что манихеи поклонялись «белому Будде», а их лидер носил фиолетовый головной убор, в то время как последователи носили белые костюмы. Многие манихеи приняли участие в восстаниях против правительства Сун и в конечном итоге были подавлены. После этого все правительства начали подавлять манихейство и его последователей, и эта религия была запрещена династией Мин в 1370 году. [26] [27]
В течение и после 14 века некоторые китайские манихеи присоединились к Чистой Земли школе буддизма Махаяны на юге Китая . Эти манихейцы настолько тесно практиковали свои ритуалы вместе с буддистами Махаяны, что с годами эти две секты стали неразличимы. [28]
Манихейство в Китае принимает определенные китайские черты, уподобляясь как буддизму, так и даосизму . [29] Китайские переводы манихейских трактатов основаны на буддийской фразеологии. [30] а основатель религии ( Мар ) Мани (известный в Китае как ( 末 )摩尼, (Мо)-Мани ) получил титул «Будды Света» ( китайский : 光明佛 или 光佛 ), и историю жизни, напоминающую что Гаутама Будда . [31] В то же время популярный среди китайских манихеев якобы даосский трактат Хуахуцзин «Писание об обращении варваров» объявлял Мани реинкарнацией Лао-цзы . [32] Что касается конфуцианских гражданских властей государства Сун, то, когда тайные ячейки последователей Мани попадали в их поле зрения, их обычно смешивали с различными другими подозрительными и потенциально неприятными сектами как «вегетарианских демонопоклонников» ( китайский : 吃菜事魔 ). . [33]
Неудивительно, что такие манихейские храмы, возведенные в Китае Сун, обычно имели официальную буддийскую или даосскую принадлежность. [34] Есть записи, например, о манихейском храме в даосском облике в Сымине . Этот храм - один из самых северных известных манихейских памятников эпохи Сун - был основан в 960-х годах и все еще действовал - в более стандартном даосском стиле, но с сохраненной памятью о манихействе - в 1260-х годах. [35]
В Цяньку также сильно почитают Солнце и Луну, которых местные жители часто называют Буддой солнечного света и Буддой лунного света. [36]
Храм Каоань
[ редактировать ]Храм Цаоань в провинции Фуцзянь является ярким примером подчинения манихейства буддизму, поскольку статуя «Будды Света» считается изображением пророка Мани . [37]
Самая замечательная манихейская реликвия в храме — статуя основателя манихейства Мани , которого в китайской манихейской традиции обычно называют «Буддой Света». Согласно надписи , статуя была подарена храму местным приверженцем в 1339 году.
Хотя для случайного наблюдателя статуя может выглядеть как любой другой Будда, эксперты отмечают ряд особенностей, которые отличают ее от типичного изображения Будды. Вместо того, чтобы быть кудрявым и чисто выбритым, как большинство других статуй Будды, этот Будда Света изображен с прямыми волосами, ниспадающими на плечи, и с бородой. Черты лица пророка (выгнутые брови, мясистые щеки) также несколько отличаются от традиционного китайского каменного Будды. [38] Говорят даже, что у каменного Мани Будды Света раньше были усы или бакенбарды, но их удалил буддийский монах XX века, пытаясь сделать статую более похожей на традиционного Будду. [39]
Вместо того, чтобы смотреть вниз, как это обычно делают статуи Будды, статуя Мани смотрит прямо на верующих. Вместо типичной буддийской мудры руки Мани лежат на животе обеими ладонями вверх. [38]
Чтобы придать статуе общее светящееся впечатление, скульптор вырезал ее голову, тело и руки из камней разных оттенков. [38]
Вместо фразы няньфо , повсеместно встречающейся в буддийских храмах Китая, [40] надпись на камне во дворе, датированная 1445 годом, призывает верующих помнить «Чистоту (清净), Свет (光明), Силу (大力) и Мудрость (智慧)», которые являются четырьмя атрибутами Отца Света, [38] одна из главных фигур манихейского пантеона. [41] Эти четыре слова (восемь китайских иероглифов), очевидно, были важным девизом китайского манихейства; оно описано как таковое в антиманихейском труде фуцзяньского даоса Бо Юйчана (настоящее имя Гэ Чангэн; фл . 1215). [42] Оригинальная надпись была уничтожена во время Культурной революции , но позже «восстановлена» (видимо, на другом камне). [39]
См. также
[ редактировать ]Аннотации
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Обратите внимание, что буддизм в Индии пришел в упадок после распада Империи Гуптов (ок. 320–650 гг. Н. Э.), что было связано с упадком Римской империи и упадком морской торговли с римлянами . Власть в Индии была децентрализована, а буддизм потерял поддержку королевских дворов, уступив место брахманическому индуизму . [10]
- ^ "Он был иранцем, благородной парфянской крови..."
- ^ «Манихейство было синкретической религией, провозглашенной иранским пророком Мани».
- ↑ несколько религиозных картин в Бамиане . Ему приписывают [ нужна ссылка ]
- ^ « 夷數 » ( пиньинь : Ишу ; Уэйд-Джайлс : И-шу ) — это китайский перевод имени Иисус , сделанный манихеями.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гулачи, Жужанна (2015). Картины Мани: дидактические изображения манихеев от Сасанидской Месопотамии до уйгурской Центральной Азии и Тан-Минского Китая (PDF) . Наг-Хаммади и манихейские исследования. Том. 90. Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-30894-7 .
- ^ Джон Кевин Койл (15 сентября 2009 г.). Манихейство и его наследие . БРИЛЛ. стр. 13–. ISBN 978-90-04-17574-7 . Проверено 27 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Гун, Фанчжэнь (01 августа 2012 г.). Интеграция мудрости четырех культур Xinchaoshe Culture Publishing). (на китайском языке, ISBN 978-986-316-114-1 .
- ^ Ма и Мэн (2011) , с. 55–56.
- ^ Verardi 1997 , p. 323.
- ^ Verardi 1997 , pp. 323–324.
- ^ Verardi 1997 , p. 332.
- ^ Verardi 1997 , pp. 332–333.
- ^ Verardi 1997 , p. 333.
- ^ Майклс 2004 , с. 42.
- ^ Бойс 2001 , с. 111 [б]
- ^ Болл 2001 , с. 437 [с]
- ^ Вернер 2009 .
- ^ Койл 2009 .
- ^ Коенен и Рёмер 1988 .
- ^ Койл 2009 , с. 13.
- ^ Фольц 2010 .
- ^ Барнстон и Мейер 2005 .
- ^ Скотт 1985 .
- ^ Гулачи, Жужанна (2009). «Манихейский портрет Будды Иисуса» . academia.edu . Проверено 28 ноября 2018 г.
- ^ Йоханнес ван Оорт Августин и манихейское христианство: Избранные статьи с Первой южноафриканской конференции по Августину Гиппопотам, Университет Претории, 24–26 апреля 2012 г. BRILL, 01.08.2013 ISBN 9789004255067 с. 75
- ^ Мало 2012 .
- ^ Ма и Мэн 2011 .
- ^ Ма и Мэн (2011) , с. 19-56.
- ^ Сэмюэл Н.К. Лью (1985). Манихейство в Поздней Римской империи и средневековом Китае: исторический обзор . Издательство Манчестерского университета . п. 261. ИСБН 9780719010880 .
- ^ Патрисия Эбри, Энн Уолтхолл (2013). Досовременная Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история, том I: до 1800 года . Сенгаге . п. 228. ИСБН 978-1-285-54623-0 .
- ^ Сиша Ма, Хуэйин Мэн (2011). Народная религия и шаманизм . Издательство «Брилл» . стр. 56, 57, 99. ISBN. 9789004174559 .
- ^ Доктор Чар Яр. « Монцзяо (манихейство) в Китае ». academia.edu. Лекция, представленная на Всемирной конференции исторических исследований , 2012 г.
- ^ Майр 1987 , с. 316
- ^ Майр 1987 , стр. 317–318.
- ^ Местоположение 1992 , стр. 243, 255–257
- ^ Местоположение 1992 , стр. 258–259.
- ^ Местоположение 1992 , стр. 280–283, 298
- ^ Местоположение 1992 , стр. 268
- ^ Местоположение 1992 , стр. 268, 292–294
- ^ Линь Шундао; Цай Тин Тао (18 августа 2017 г.). 杨道敏 (ред.). «В храме-сокровищнице Сюаньчжэнь, прямо здесь, находятся руины Минцзяо…» sohu.com . Проверено 28 декабря 2018 г.
- ^ Сэмюэл Н.К. Лью и Кен Парри, манихейские и (несторианские) христианские останки в Зайтоне (Цюаньчжоу, Южный Китай). ARC DP0557098. Архивировано 8 августа 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и Местонахождение 1992 , с. 256–257
- ^ Jump up to: а б с Сэмюэл Н.К. Лью и Кен Парри, останки манихеев и (несторианцев) христиан в Зайтоне (Цюаньчжоу, Южный Китай). ARC DP0557098. Архивировано 8 августа 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Местоположение 1980 , стр. 80–82
- ↑ Местоположение 1998 г. , с. 136
- ^ Местоположение 1992 , стр. 291–292
Библиография
[ редактировать ]- Болл, Уорик (2001). Рим на Востоке: трансформация империи . Рутледж. п. 437.
- Барнстон, Уиллис ; Мейер, Марвин В. (2005). Гностическая Библия .
- Бойс, Мэри (2001). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Рутледж. п. 111.
- Койл, Джон Кевин (2009). Манихейство и его наследие . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-17574-7 .
- Фольц, Ричард (2010). Религии Шелкового пути (2-е изд.). Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-62125-1 .
- Коэнен, Л.; Ремер, К., ред. (1988). «Кельнский кодекс Мани: о становлении его тела». Papyrologica Coloniensia (на немецком языке). 14 (Критическая ред.). Трактат Рейниш-Вестфальской академии наук.
- Лью, Сэмюэл Северная Каролина (март 1980 г.), «Несториане и манихеи на побережье Южного Китая», Christian Watch , vol. 34, нет. 1, стр. 71–88, номер документа : 10.2307/1582860 , JSTOR 1582860.
- Лью, Сэмюэл Н.К. (1992), Манихейство в Поздней Римской империи и средневековом Китае , Том 63 научных исследований Нового Завета (2-е изд.), Мор Зибек, ISBN 3161458206
- Лью, Сэмюэл Н.К. (1998), Манихейство в Центральной Азии и Китае , Том 45 Наг-Хаммади и манихейских исследований, Брилл , ISBN 9004104054
- Ма, Сиша; Мэн, Хуэйин (2011). Народная религия и шаманизм . Брилл. ISBN 978-9004174559 .
- Майр, Виктор Х. (1987), «(Обзор) манихейства в Поздней Римской империи и средневековом Китае: исторический обзор Сэмюэля Н.К. Лью; Китайская трансформация манихейства: исследование китайской манихейской терминологии Питера Брайдера», T Юн Пао , 73 (4/5): 313–324, JSTOR 4528393
- Майклс, Аксель (2004), Индуизм. Прошлое и настоящее , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Скотт, Дэвид А. (1985), «Манихейские взгляды на буддизм», History of Religions , 25 , University of Chicago Press: 99–115, JSTOR 1062608.
- Верарди, Джованни (1997), «Буддисты, гностики и антиномистическое общество, или Аравийское море в первом веке нашей эры» (PDF) , AION , 57 (3/4): 324–346
- Вернер, Сундерманн (20 июля 2009 г.). «Мани» . Энциклопедия Ираника.
- Яр, Чар (2012). Моницзяо (манихейство) в Китае (Речь). Лекция, представленная на Всемирной конференции исторических исследований. academia.edu . Пекин.