Заратустра в манихействе
Заратустра | |
---|---|
![]() Заратустра в манихейской схеме Вселенной . | |
Преемник | Будда ( Будда Шакьямуни ) |
Этническая группа | Авестийский |
В манихействе , Заратустра четырёх пророков веры, наряду с Буддой считается одним из Иисусом и Мани . [1] Мани считал, что учения Гаутамы Будды , Заратустры и Иисуса были неполными, и что его откровения предназначены для всего мира, называя свое учение «Религией Света». [2]
Манихейство считает Заратустру фигурой в линии пророков, Мани (216–276). кульминацией которой был [3] Этический дуализм Заратустры — в некоторой степени — включен в доктрину Мани, которая рассматривает мир как вовлеченный в эпическую битву между противоборствующими силами добра и зла. [4] Манихейство также включает в себя другие элементы зороастрийской традиции, особенно имена сверхъестественных существ; однако многие из этих других зороастрийских элементов либо не являются частью собственного учения Заратустры, либо используются совершенно иначе, чем в зороастризме. [5] [6]
Манихейство претендует на то, чтобы представить полную версию учений, которые были искажены и неверно истолкованы последователями его предшественников Адама, Заратустры, Будды и Иисуса. Соответственно, по мере своего распространения она адаптировала новых божеств из других религий в формы, которые можно было использовать в своих писаниях. Его оригинальные арамейские тексты уже содержат истории об Иисусе.
Использование зороастрийских теонимов
[ редактировать ]Когда они двинулись на восток и были переведены на иранские языки, имена манихейских божеств (или ангелов) часто трансформировались в имена зороастрийских язатов . Таким образом, Абба дəРаббута («Отец величия», высшее манихейское божество Света) в среднеперсидских текстах может быть либо переведено буквально как pīdī wuzurgīh , либо заменено именем божества Зурван .
Точно так же манихейская первобытная фигура Наша Каммайя «Первоначальный человек» была переведена в залив Ормазд в честь зороастрийского бога Ормазда . Этот процесс продолжился при встрече манихейства с китайским буддизмом , где, например, оригинальное арамейское קריא qaryā («призыв» из Мира Света к ищущим спасения из Мира Тьмы) отождествляется в китайских писаниях с Гуаньинь ( 觀音 или Авалокитешвара на санскрите, буквально «наблюдающий/воспринимающий звуки [мира]», бодхисаттва Сострадания). [ нужна ссылка ]
Оригинальные шесть сирийских письмен не сохранились, хотя сохранились их сирийские названия. Из них также есть фрагменты и цитаты. несторианцем VIII века Длинная цитата, сохраненная христианским писателем- Теодором Бар Конаи : [7] показывает, что в оригинальных сирийско-арамейских сочинениях Мани не было влияния иранских или зороастрийских терминов. Термины, обозначающие манихейских божеств в оригинальных сирийских писаниях, написаны на арамейском языке. по-видимому, началась еще при жизни Мани, с написания им среднеперсидского Шабухрагана , книги, посвященной сасанидскому императору Однако адаптация манихейства к зороастрийской религии , Шапуру I. [8]
В нем есть упоминания о зороастрийских божествах, таких как Ахура Мазда , Ангра-Майнью и Аз. Манихейство часто представляют как персидскую религию, в основном из-за огромного количества среднеперсидских, парфянских и согдийских (а также турецких) текстов, обнаруженных немецкими исследователями недалеко от Турфана на территории нынешнего Синьцзяна , Китай, в начале 1900-х годов. Однако с точки зрения первоначальных сирийских описаний (цитируемых Теодором Бар Хонаи и изложенных выше), манихейство можно лучше описать как уникальное явление арамейской Вавилонии, возникающее рядом с двумя другими новыми арамейскими религиозными явлениями: талмудическим иудаизмом и Мандеизм , который также появился в Вавилонии примерно в третьем веке. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гулачи, Жужанна (2015). Картины Мани: дидактические изображения манихеев от Сасанидской Месопотамии до уйгурской Центральной Азии и Тан-Минского Китая (PDF) . Наг-Хаммади и манихейские исследования. Том. 90. Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-30894-7 .
- ^ Джон Кевин Койл (15 сентября 2009 г.). Манихейство и его наследие . БРИЛЛ. стр. 13–. ISBN 978-90-04-17574-7 . Проверено 27 августа 2012 г.
- ^ Виденгрен, Гео (1961). Мани и манихейство . Лондон: Вайденфельд и Николсон. п. 76. ОСЛК 640889566 .
- ^ Виденгрен 1961 , стр. 43–45.
- ^ Виденгрен 1961 , стр. 44–45.
- ^ Зенер, Роберт Чарльз (1972). Зурван: зороастрийская дилемма . Нью-Йорк: Библо и Таннен. п. 21. ISBN 978-0-8196-0280-0 .
- ^ Оригинальный сирийский язык: Теодор бар Конай, Liber Scholiorum, II , изд. А. Шер, Corpus Scriptorum Christianorum Orientali scrip. Сирия , 1912, с. 311–8 ISBN 978-90-429-0104-9 ; Английский перевод: AVW Jackson, Исследования манихейства , Нью-Йорк, 1932, стр. 222–54.
- ^ Среднеперсидские источники: Д. Н. Маккензи, Шабухраган Мани , pt. 1 (текст и перевод), BSOAS 42/3, 1979, стр. 500–34, пт. 2 (глоссарий и таблички), BSOAS 43/2, 1980, стр. 288–310.