Печатный камень Мани
Хрустальная печать Мани | |
---|---|
![]() Кристаллическое уплотнение, вид с точки зрения круглой выпуклой поверхности. | |
Материал | кварц |
Размер | диаметр 2,9 см, толщина 0,9 см |
Созданный | 3 век нашей эры |
Текущее местоположение | Национальная библиотека Франции |
Идентификация | инв.58.1384бис |
Язык | сирийский |
Хрустальная печать Мани ( по-французски : Sceau de Mani ), также известная как хрустальный камень-печать Мани или манихейская печать из горного хрусталя , представляет собой печать из хрустального камня с глубокими бюстами трех избранных манихеев. Вокруг глубокой печати расположен круг сирийской письменности, который мог быть личной печатью Мани , основателя манихейства . [1] Это старейшее сохранившееся произведение манихейского искусства и единственное произведение из Сасанидской Месопотамии . [2] Сейчас он находится в коллекции Национальной библиотеки Франции в Париже.
Описание
[ редактировать ]Согласно исследованию венгерского историка азиатского религиозного искусства Гу Лечи , печать использовалась между 240 и 274 или 277 годами нашей эры. Она считает, что этот хрустальный камень – уникальное произведение искусства. Ее уникальность заключается не только в ее исторической ценности, но и в ее художественных характеристиках, которые полностью отличаются от других древних иранских печатей с драгоценными камнями. Первоначально этот кристалл был инкрустирован в металлический ободок и выполнял две функции: во-первых, его вогнутая поверхность использовалась в качестве уплотнения; во-вторых, глубокие изображения и надписи, просматривающиеся сквозь его круглую выпуклую поверхность, будут выглядеть рельефными. Его можно носить как украшение ожерелья с гравировкой из драгоценных камней.
Сквозь выпуклую поверхность также должна быть видна сирийская надпись, выгравированная вокруг: «М'ны шлых' д-йышв' мших'», что буквально означает «Мани, посланник мессии » . [3] [4] Текст можно интерпретировать как «Мани, апостол Иисуса Христа». [3] Изготовление этой печати — первое манихейское произведение искусства, в котором упоминается Иисус . В ранней манихейской литературе это предложение часто используется как начало религиозных писем, написанных Мани. [5] [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Печать Мани (инв.58.1384бис)» . medaillesetantiques.bnf.fr (на французском языке) . Проверено 19 декабря 2018 г.
По словам Жужанны Гулачи, печать датируется временем Мани и может быть его частной печатью.
- ^ Гулачи, Жужанна (2008). «Манихейское искусство» . Энциклопедия Ираника . Колумбийский университет . Проверено 19 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б ГУЛАЧИ, ЗСУЖСАННА (2010). «Печать Пророка: контекстуальный взгляд на хрустальный камень-печать Мани (216–276 гг. Н. Э.) в Национальной библиотеке Франции» (PDF) . Бюллетень Азиатского института . 24 : 164. ISSN 0890-4464 . JSTOR 43896125 .
- ^ Грене, Франц (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. п. 93. ИСБН 978-8412527858 .
- ^ Гулачи, Жужанна (2015). Картины Мани: дидактические изображения манихеев от Сасанидской Месопотамии до уйгурской Средней Азии и Тан-Минского Китая . Серия «Наг-Хаммади и манихейские исследования». Том. 90. Лейден: Издательство Brill. п. 62. ИСБН 9789004308947 .
- ^ ГУЛАЧИ, ЗСУЖСАННА (2010). «Печать Пророка: контекстуальный взгляд на хрустальный камень-печать Мани (216–276 гг. Н. Э.) в Национальной библиотеке Франции» (PDF) . Бюллетень Азиатского института . 24 : 166. ISSN 0890-4464 . JSTOR 43896125 .