Мар Аммо

Мар Аммо в III веке был манихейским учеником пророка Мани . [1] Согласно манихейской традиции, он распространил манихейство на восток, в Согдиану , в период жизни Мани. [2] Мар Аммо хорошо известен как апостол Востока в манихейской литературе, однако его точное происхождение неизвестно. [3] Его сирийское имя (от Аммануэль ) может означать, что он был сирийцем по происхождению. Однако парфянское происхождение, о котором упоминают некоторые ученые. можно также увидеть [4] [5] особенно из-за его выдающейся роли в утверждении парфянского языка в качестве официального языка восточной манихейской церкви, который позже был заменен согдийским . в шестом веке [3] Кроме того, Мар Аммо широко известен как композитор манихейских парфянских циклов гимнов ( Хувидагман и Ангад Рошнан ). [6] [7]
Миссионерская работа
[ редактировать ]По пути в восточный Иран Мара Аммо сопровождал парфянский князь Ардаван. [8] Согласно манихейской традиции, когда он достиг реки Окс на согдийской границе, дух, охранявший ее, запретил Мару Аммо переправиться через нее. [1] [2] Мар Аммо постился и молился два дня, после чего либо столкнулся с Мани, либо [1] или видел его [2] который посоветовал ему прочитать главу из его книги « Сокровищница жизни». [1] который обычно считается компонентом манихейского канона . [9] Когда дух вернулся, она спросила, почему он отправился в путешествие, он ответил, что хочет научить посту и воздержанию от вина, плоти и женщин. [1] [2] Дух ответил, что в ее землях есть такие же люди. [1] возможно, имеется в виду буддисты в Согдиане. [2] Однако, когда Мар Аммо прочитала одну из книг Мани, она поняла, что он был носителем «истинной религии», и позволила ему пройти. [1] [10] Духа можно отождествить с богиней Ардвахш, связанной с рекой. Однако отрывочные тексты из Турфана рассказывают несколько иную историю, в которой сам Мани сталкивается с духом пограничья. [1]
Более поздняя жизнь и влияния
[ редактировать ]Благодаря Мар-Аммо в Согдиане утвердилось манихейство. Он также был тесно связан с Мани. Мани также провел свои последние часы своей жизни с Маром Аммо, которого он называл «своим самым дорогим сыном». [3] После смерти Мани в 276 году н.э. [11] по приказу сасанидского царя Бахрама I Согдиана стала домом для большой манихейской общины. Это произошло вдвойне из-за работы Мар Аммо и миграции манихеев на восток из-за их преследований в Персии. [12] Хотя манихейство было довольно единой религией, через триста лет после смерти Мара Аммо произошел раскол между манихейской церковью в Вавилонии и согдийскими манихеями. Согдийские манихеи, известные как денавары. [3] ( среднеперсидский Денавар) считали Мар Аммо основателем своей секты и называли себя «Чистыми». другой глава манихейской общины, Шад Ормазд . Однако фактическим основателем школы денвари упоминается [13] (Динавария). Раскол между восточными и западными манихеями не был вызван какими-либо доктринальными вопросами. Столица секты к VIII веку была сосредоточена в Кочо , на северном Шелковом пути . В то время оно действовало, по крайней мере, от Самарканда до Чанъаня . Раскол между восточной и западной церквями разрешился и завершился к восьмому веку. [12] Манихейство, после его проникновения в Согдиану, частично распространилось согдийцами на восток, в бассейн Тарима и Китай . [14]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Велберн 1998 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б с д и Уитфилд 1999 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с д Асмуссен 1985 , стр. 979.
- ^ Ричард Фольц . Религии Шелкового пути: сухопутная торговля и культурный обмен от древности до пятнадцатого века . Пэлгрейв Макмиллан, 2000. ISBN 0312233388 .
- ^ Дэвид А. Скотт. Манихейские взгляды на буддизм в: История религий. Том. 25, № 2, ноябрь 1985 г. Издательство Чикагского университета.
- ^ Мэри Бойс. Циклы манихейских гимнов на парфянском языке. Издательство Оксфордского университета, 1954.
- ^ Б. А. Литвинский. Манихейство в: История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций. ЮНЕСКО, 1996. ISBN 9231032119 .
- ^ Сэмюэл Н.К. Лью. Манихейство в Поздней Римской империи и средневековом Китае . Дж. С. Б. Мор, 1992 г. ISBN 3161458206 .
- ^ Велберн 1998 , с. 55.
- ^ Уитфилд 1999 , стр. 19–20.
- ^ Вуд 2002 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б Уитфилд 1999 , с. 20.
- ^ HJ Климкейт. Манихейство и несторианское христианство в: История цивилизаций Центральной Азии, Vol. IV, Часть 2. Мотилал Банарсидасс, 2003. ISBN 8120815963 .
- ^ Вуд 2002 , с. 66.
Источники
[ редактировать ]- Асмуссен, Джес Питер (1985), «Мар Аммо», Энциклопедия Ираника, том. Я , Коста Меса: Mazda Press .
- БеДун, Джейсон (2000), Манихейское тело: в дисциплине и ритуале , издательство Университета Джона Хопкинса, ISBN 0-8018-7107-7
- Велберн, Эндрю (1998), Ангел Мани и Колонна Славы , Floris Books, ISBN 0-86315-274-0
- Уитфилд, Сьюзен (1999), Жизнь вдоль Шелкового пути , Калифорнийский университет Press, ISBN 0-520-22472-8
- Вуд, Фрэнсис (2002), Шелковый путь: две тысячи лет в сердце Азии , University of California Press, ISBN 0-520-23786-2