Князь Тьмы (манихейство)
![]() |
В манихейской космологии миром тьмы, вторгшимся в мир света в похотливом желании смешаться со светом, правят пять злых Архонтов ( демон , дракон , орел , рыба и лев ), которые вместе составляют Князя Тьма . [1] Отец Величия парирует нападение, вызывая несколько сущностей, которые жертвуют собой и поглощаются Князем Тьмы; однако, обманутые Отцом Величия, их существование теперь зависит от света, который они поглотили. [1] Чтобы не дать частицам света вернуться к своему божественному происхождению, они противостоят этому, рождая двух демонических существ: Саклу и Неброэля . Будучи строгой противоположностью чистого света, Князь Тьмы не может творить ex nihilo , а только путем совокупления. [1]
Политеизм и дуализм
[ редактировать ]Августин Гиппопотамский , перешедший из манихейства в христианство , критиковал манихеев за многобожие и язычество , заявляя, что манихеи в силу своей дуалистической космологии верят в двух разных божеств . Манихейский епископ Фауст Милевский защищает манихейство, заявляя, что католики ошибочно полагают, что Князь Тьмы имел божественную сущность, хотя на самом деле Князь Тьмы не имеет никаких общих атрибутов с Божественным, поэтому манихейство не будет поклоняться множеству богов, но скорее один истинный бог. [2] Это два разных принципа: хотя они существуют вечно, но четко различны. Только частицы света внутри людей единосущны Божественному.
Альтернативные названия
[ редактировать ]Манихейские миссионеры корректировали имя Князя Тьмы в зависимости от аудитории. По отношению к христианам они обычно использовали имя Сатаны . [3] Применительно к исламу выражение Иблис аль-Кадим ( «Древний Иблис »): можно встретить [3] но его также называют аль-Шайтан . [4] В иранском манихействе его звали Ариман . [5] На старотурецком его зовут šmnw . [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Уиллис Барнстон, Марвин Мейер Гностическая Библия: переработанное и расширенное издание Shambhala Publications, 2009 г. ISBN 978-0-834-82414-0 страницы 575–577
- ^ Йоханнес ван Оорт Августин и манихейское христианство: Избранные статьи Первой южноафриканской конференции по Августину Гиппопотамскому, Университет Претории, 24–26 апреля 2012 г. BRILL 2013 ISBN 9789004255067 с. 210
- ^ Jump up to: а б Питер Дж. Оун Трагедия и искупление сатаны: Иблис в суфийской психологии BRILL 1983 ISBN 9789004069060
- ^ http://www.iranicaonline.org/articles/asrestar-in-middle-persian-manichean-texts-a-kind-of-demons-often-associated-with-the-mazans , второй абзац.
- ^ Юрий Стоянов Другой Бог: дуалистические религии от древности до катарской ереси Издательство Йельского университета, 2000 9780300082531 с. 108
- ^ Вернер Сундерманн, «МАНИХЕЙЗМ III. МАНИХЕЙСКИЙ ПАНДЕМОНИЙ», Encyclopædia Iranica, онлайн-издание, 2018 г., доступно по адресу http://www.iranicaonline.org/articles/manicheism-pandaemonium (по состоянию на 12 апреля 2018 г.).