Jump to content

Сатана

Изображение шайтана Сией Каламом , ок . 14/15 век. Художественный стиль уйгурского или среднеазиатского происхождения использовался тюрками-мусульманами для изображения различных легендарных существ. [1]

Шайтан « или шайтан ( арабский : شَيْطَان , латинизированный : шайтан ; мн.: شَيَاطِين shayāṭīn ; иврит : שָׂטָן ; турецкий : Шейтан или Семум , букв. дьявол » , « демон » или « сатана »). ) — злой дух в исламе , подстрекая людей и джиннов к греху, нашептывая (وَسْوَسَة, васваса ) в их сердцах (قَلْب qalb ). [2] [3] невидимы для людей, Хотя шаятины они представляются уродливыми и гротескными существами, созданными из Адского Пламени . [4] [5] (стр. 21) В исламской традиции, в отличие от христианской , дьяволы — это не сверхъестественное проявление, а психологический феномен. [6]

Коран шаятины говорит о различных способах, которыми склоняют людей к греху. Они могут обучать колдовству , летать под небесами, чтобы украсть новости от ангелов , или незаметно скрываться рядом с людьми. Несколько хадисов повествуют о том, как шаятины несут ответственность за различные бедствия, влияющие на личную жизнь. И хадисная литература, и арабский фольклор обычно говорят о шаятинах в абстрактных терминах, описывая только их злое влияние. Согласно хадису , во время Рамадана их заковывают в ад .

В исламской теологии влияние шаятина на человека рассматривается как внутренняя борьба против благородных ангелов , часто описываемая в невидимой реальности, называемой алам аль-митал или алам аль-малакут .

Этимология и терминология

[ редактировать ]

Арабский термин šayṭān ( араб . شَيْطَان ) произошел от трехбуквенного корня š-ṭ-n («далекий, заблудший») и является родственным слову Сатана . Оно имеет богословский подтекст, обозначая существо, далекое от божественного милосердия. [7]

Этот термин засвидетельствован в Геэзе . В Книге Еноха «ангелы наказания готовят инструменты для сайəṭанə ». [8] Как и в Коране, этот термин относится к воинству Сатаны. [9] В Книге Юбилеев упоминается шайтан Мастема , повелевающий злыми духами ( manafəsəta ). [8]

В более поздних сурах Корана шаятины могли быть заменены джиннами . Пауль Арно Эйхлер описывает теорию о том, что дьяволы были взяты из языческих верований, как неубедительную, поскольку идея множества дьяволов уже присутствует в иудео-христианской традиции. [а] Как правило, термин шайтан встречается в традициях, связанных с еврейскими и христианскими повествованиями, тогда как термин джинны представляет собой существ политеистического происхождения . [б]

Исламская традиция расходится во мнениях относительно того, являются ли шайятины подкатегорией джиннов или образуют отдельную группу существ сами по себе. [12]

Взятый из исламских литературных источников , термин шайатин можно перевести как « демоны », «сатаны» или «дьяволы». [13]

В Коране

[ редактировать ]

В Коране и шаятины упоминаются так же часто, как ангелы . Шаятины чем Шайтан упоминаются реже , . [14] (стр. 278) но они в равной степени враждебны порядку Бога ( шариату ). Они учат колдовству людей ( 2:102 ), [14] (стр. 278) вдохновлять своих друзей на спор с верующими ( 6:121 ), [14] (стр. 278) делать злые предложения ( 23:97 ) [14] (стр. 278) по отношению как к людям, так и к джиннам ( 6:112 ), [15] и тайно слушать совет ангелов ( Коран   15:16–18 ). [10] В Коране   26:95 говорится о джунудах Иблисе , невидимых воинствах Иблиса (сравнимых с джунудами ангелов, сражающихся вместе с Мухаммедом в Коране   9:40 ). [16]

Несмотря на свой неохотный характер, шаятины в конечном итоге находятся под командованием Бога и не образуют своей собственной партии. [14] (стр. 278) Согласно исламскому учению таухид , и добро, и зло предписаны Богом. [14] (стр. 279) Коран   2:168 прямо предупреждает людей не следовать за Шайтаном , подразумевая, что люди свободны выбирать между путем Бога или путем Шайтана . [14] (стр. 277) Однако Шайтан обещает лишь заблуждение, и следовать его путем не удастся ( 4:120 ). [14] (стр. 276) В коранической истории Иблис, который представляет шаятинов в изначальном падении, показывает, что они подчинены Богу и созданы Им, действуя как искусители. [14] (стр. 277–278) [17] (стр. 459) Шайтан может действовать только с позволения Бога ( 58:10 ). [14] (стр. 276) Бог назначает шаятинов спутниками неверующих ( 7:27 ), [14] (стр. 278) [17] (стр. 452) и настраивать их друг против друга ( 19:83 ). [14] (стр. 278) Убедив грешников оставаться в неверии, шаятины предают своих последователей, столкнувшись с Божьим судом ( Коран   3:175 ; 8:48 ; 43:38 ). [14] (стр. 277) [17] (стр. 452)

В хадисной литературе

[ редактировать ]
Изображение Шаятина в тюрко-исламском фильме ужасов «Семум» (2008). [18]

Хадисы как о говорят о шаятинах злых силах, связанных с психологической жизнью человека. [19] (стр. 46) [20] (стр. 254) Акцент на злой природе дьяволов иногда завуалирует кораническое изображение шаятинов как сил, находящихся под контролем Бога. [20] (стр. 255) Однако хадис разъясняет, что Бог в конечном итоге контролирует как ангелов, так и дьяволов, и что только Бог решает, кого дьяволы могут забрать в ад. [18]

Иногда считается, что конкретным дьяволам поручено нарушать определенные сферы человеческой деятельности. [21] Среди них наиболее выдающиеся: Дасим , которому поручено создавать ссоры между супружескими парами; Авар , подстрекающий людей к незаконным половым сношениям ( зина ); Сут , вдохновляющий ложь и сплетни; Тир причиняет травмы; и Заламбур , назначенный на рынок и руководивший нечестными и мошенническими деловыми операциями. [22]

Хотя хадисы описывают дьяволов в основном как злых сил, они указывают, что они состоят из тела. едят Говорят, что шаятины левой рукой , поэтому мусульманам рекомендуется есть правой рукой (Сахих Муслим, Книга 23, № 5004). [23] Шаятины , хотя и невидимы, но изображены чрезвычайно уродливыми (Сахих Муслим, Книга 26, № 5428). Говорят, что солнце садится и восходит между рогами шайтана , и в этот момент двери в ад открыты, поэтому мусульманам не следует молиться в это время (Сахих Муслим 612d Книга 5, Хадис 222). [19] (стр. 45–60) Сатана и его приспешники сражаются с ангелами милосердия за душу грешника; однако их называют « ангелами наказания », а не шайатинами (Сахих Муслим 612d: Книга 21, Хадис 2622). [19] (стр. 56)

Однако хадисы также описывают пределы шаятина . Говорят, что ритуальная чистота привлекает ангелов и отгоняет шаятин , в то время как шаятин привлекает нечистота, грязные и десакрализованные места. [24] Прежде чем читать Коран, мусульмане должны совершить вуду/абдест и искать убежища у Бога от шаятинов . [14] (стр. 279) Чтение конкретных молитв [с] Кроме того, считается, что он защищает от шаятинов . [25] Если шайтан успешно прерывает ритуальную мусульманскую молитву , мусульманин должен совершить два земных поклона и продолжить (Сахих Бухари 4:151). [19] (стр. 51) Во время Рамадана шаятины . закованы в аду (Сахих аль-Бухари, 1899) [11] : 229  Шаятины посланы Иблисом, чтобы причинить страдания людям и вернуться к нему для отчета (Муслим 8:138). [19] (стр. 54) искушает людей через их вены (Муслим 2174). шайтан Говорят, что [19] (стр. 74) [21]

Визуальное представление исламской модели души, показывающее положение « нафса » относительно других концепций, основанное на консенсусе 18 опрошенных академических и религиозных экспертов. [26]

Исламская теология обычно принимает три типа невидимых существ: ангелов ( малаика ), джиннов и дьяволов ( шаятин ). Хотя добрые джинны редко привлекают внимание исследователей Корана ( муфассирун ), предполагаемое негативное влияние злых джиннов и дьяволов на людей изучается глубоко. [27] (стр. 21) Злые джинны отличаются от шаятинов своими атрибутами: в то время как джинны имеют общие характеристики с людьми (т.е. они смертны и умирают, следуют разным религиям и могут, по крайней мере теоретически, быть обращены в ислам), шаятины исключительно злы и бессмертен до Судного Дня. [28] [27] Кроме того, отцом джиннов является аль-Джанн , а отцом шайятинов Иблис. [д] Как и джинны, шаятины должны быть созданы из огня, поскольку их лидер утверждает, что создан из огня ( нар ). [31] [32] [33] Вероятно, именно это предполагаемое вещество, которое они разделяют с джиннами, позволяет им подниматься в воздух в попытке услышать ангелов. [17] (стр. 182)

Подробности о негативном влиянии дьяволов во многом взяты из Корана и хадитов . Дьяволы пропагандируют среди людей свои греховные качества, включая гордость, зависть, корыстолюбие, гнев, похоть и обжорство. [21] Некоторые ученые объяснили свое влияние с рационалистической точки зрения. Аль-Газали (ок. 1058–1111) согласовывает буквальное значение ( захир ) с космологией Авиценна , основанной на разуме. По мнению философов ( фальсафа ), слово «ангел» относится к «небесным разумам» или «нематериальным душам». Газали полагал, что дьяволы могут иметь аналогичную природу, то есть что они представляют собой небесные нематериальные объекты, влияющие на человеческий разум. [34] : 101  Под этим Газали не имеет в виду отрицание реальности дьяволов, скорее, что дьяволов можно узнать только по их влиянию. [35]

концептуализируются как существа с тонким телом (то есть либо падшие ангелы, либо злые джинны), В своем ответе на вопрос, как дьяволы, которые в раннем каламе могут пробегать через тело человека, он объясняет, что это не сам дьявол, но эффекты дьявола ( атхар аш-шайтан ), которые проходят через человеческое тело и влияют на душу. [34] : 102  Людям предстояло обнаружить в себе искушения, называемые дьявольским шепотом ( васвас ). [34] : 103  Такие дьявольские шепоты имеют ту же природу, что и вдохновение ( ильхам ) ангелов. Единственная разница между ильхамом и васвасом заключается в причине: ильхам вызывается ангелом и вдохновляет добро, приносящее пользу человечеству, тогда как васвас вызывается дьяволом ( шайтаном ) и вдохновляет грех в основном для обогащения эго. [34] : 104  [36] Согласно исламской концепции космоса , такое вдохновение не является мирским, а считается исходящим из небесного царства ( малакут ). [34] : 104  Однако черти пытаются отвлечь разум человека на земные дела, возвращая его в материальный мир. [37] [38] Аналогичную концепцию ангелов и дьяволов дает Али Худжвири . [39]

Некоторые ученые различают васвас аль-шайтан и васвас ан-нафс («пороки», также называемые див в персидской литературе). [40] [41] Аль-Хаким ат-Тирмизи утверждает, что последние являются внутренними для человека и являются результатом страсти ( хава ). [21] Другие приравнивают нафс к шепоту шаятина . Наджм ад-Дин Кубра утверждает, что «низшая душа, Сатана и ангелы не являются для вас внешними вещами; скорее, они и есть вы ». [21]

Ученый асари ( аль-атария ) Ибн Кайим аль-Джавзия (1292–1350) подробно останавливается на трех возможных состояниях человеческой души (сердца) в зависимости от ее отношений с дьяволами: первое лишено шимана (веры), дьявола. не шепчет, поскольку он уже полностью контролирует эту душу; второе сердце освещается Шиманом , шепчет ему дьявол, иногда побеждая, а иногда проигрывая; третье сердце наполнено иманом и светом ( нуром ), подобным небесам, с которых подняты завесы страсти, поэтому всякий раз, когда дьявол приближается к этому сердцу, при приближении дьяволы сжигаются метеором. [42]

[ редактировать ]

В 2008 году Хасан Каракадаг опубликовал фильм «Семум» об одном из шаятинов . [и] Шайтан был освобожден из ада. Завидуя людям, шайтан стремится причинить вред и мучить людей и завладевает телом женщины. [44] В фильме рассматриваются вопросы добра и зла в исламской мысли. Шайтан . в фильме описывает себя как верного слугу Азазиля (еще одно имя сатаны в исламской традиции), которого он почитает как божество, чувствуя себя забытым Богом Однако, в соответствии с учением Корана, Азазиль оказывается ненадежным, а Бог в конечном итоге вмешивается в защиту тех, кто остался верным. Таким образом, фильм подтверждает веру в основную исламскую доктрину таухида при столкновении с неизвестными вызовами и злом. [18]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ ПЕРЕВОД: (на английском языке)
    «Идея о том, что сатана вовлек в свое падение целое войско, известна как еврейская концепция, и христианские секты до сих пор читают ее из Библии. джиннов в исламскую идею сатаны, как предложил Гольдзихер, Мухаммед взял идею о множественных сатанах из библейских религий. Она просто нашла поддержку в некоторых идеях о джиннах, но при этом учитываются только [некоранические] демонические джинны. В Коране нет ни одного отрывка, который давал бы основание предположить, что неверующие джинны станут «шайтанами»; это могут показать только демонические джинны.
    ОРИГИНАЛ: (на немецком языке)
    «Идея о том, что сатана привлек целую толпу к своему свержению, известна как еврейская концепция и до сих пор читается из Библии христианскими сектами. Что идея большинства сатаны указывает на включение джиннов в идею Сатаны Как полагает Гольдзихер, Мухаммед взял идею о большинстве сатаны из библейских религий и нашел подтверждение этому во включении в нее определенных джиннов. «В Коране нет ни одного отрывка, который давал бы повод для предположения что неверующие джинны станут «шайтанами», и это могут показать только демонические джинны». [10] : 59 
  2. ^ Из Т. Нюнлиста (2015) Вера в демонов в исламе. [11] : 286 
    ПЕРЕВОД: (на английском языке)
    «Упрощенно можно сказать, что дьяволы и Иблис появляются в сообщениях еврейского происхождения. Изображения, актеры которых называются джиннами , обычно располагаются в стороне от иудео-христианских традиций». [11] : 48, 286 
    ОРИГИНАЛ: (на немецком языке)
    «Проще говоря, можно сказать, что сатаны и Иблис появляются в репортажах с еврейским прошлым. Изображения, актеры которых называются джиннами , обычно находятся за пределами иудео-христианской традиции». [11] : 48, 286 
  3. ^ например «Аузу Биллахи Минеш шайтанир Раджиим» или отдельные суры Корана, такие как «Ан-Наас» или « Аль-Фалак ».
  4. Меньшинство учёных, таких как Хасан Басри и Мукатиль ибн Сулейман , не согласились с этой точкой зрения, считая, что Иблис является одновременно отцом джиннов и шаятинов и, соответственно, приравнивается к Аль-Джанну . [29] , Говорят, что мутазилы вдохновленные учениками Хасана Басри, считают, что не шаятины , а джинны шепчут людям. Одновременно отвергается одержимость демонами, обычно ассоциируемая с джиннами. [30]
  5. ^ ПЕРЕВОД: (на английском языке)
    «Основываясь на хадисе, Каракадаг утверждал, что Семум не был джинном и происходил из того же рода, что и сатана». ОРИГИНАЛ: (на турецком языке)
    Основываясь на хадисе, Каракадаг утверждал, что Семум не был джинном и происходил из того же рода, что и сатана. [43]
  1. ^ Чорухлу, Яшар. «Злые духи в турецком искусстве». MSGSÜ Социальные науки 1.21 (2020): 59-88.
  2. ^ RM Savory Введение в исламскую цивилизацию Издательство Кембриджского университета, 1976 ISBN   978-0-521-09948-6 стр. 42
  3. ^ Сомбати, Золтан. «Экзорцизм» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_26268 . ISSN   1873-9830 .
  4. ^ Оксфордский центр исламских исследований
  5. ^ Эль-Зейн, Амира (2009). Ислам, арабы и разумный мир джиннов. Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. ISBN   978-0-8156-5070-6 .
  6. ^ Бенусси, Маттео. «Общественные пространства и внутренние миры: распространенные аскесы и архитектуры души среди мусульман Татарстана». Этносы 20.4 (2020): 698.
  7. ^ Мустафа ОЗТЮРК Трагическая история Иблиса (Сатаны) в Коране Университет Чукурова, факультет богословия ЖУРНАЛ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Ислам Араштырмалары Том 2 № 2, декабрь 2009 г., стр. 134
  8. ^ Jump up to: а б Грассо, Валентина А. «Историзация онтологий: коранические сверхъестественные существа между древними топосами и новыми традициями». Журнал поздней античности 16.1 (2023): 160-188.
  9. ^ Джеймс Уиндроу Свитман Ислам и христианское богословие: подготовительный исторический обзор раннего периода. т.2. Богословская позиция в конце периода христианского господства на Ближнем Востоке. Lutterworth Press, 1945 г., Мичиганский университет в цифровом формате: 26 июня 2009 г., с. 24
  10. ^ Jump up to: а б Эйхлер, Пауль Арно, 1928 г. Джинны, дьяволы и ангелы в Коране [микроформа], с. 31. (Английский)
  11. ^ Jump up to: а б с д Нюнлист, Тобиас, изд. (2015). Дамоненглаубе в исламе . Исследования по истории и культуре Ближнего Востока (на немецком языке). Том. 28. Берлин и Бостон : Де Грюйтер . дои : 10.1515/9783110331684 . ISBN  978-3-110-33168-4 .
  12. ^ Леблинг, Роберт. Легенды о духах огня: Джинны и джинны от Аравии до Занзибара. Издательство Блумсбери, 2010.
  13. ^ Мехмет Явуз Секер Остерегайтесь! Сатана: Стратегия защиты Tughra Books 2008 ISBN   978-1-59784-131-3 стр. 3
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н МОЛОДОЙ, МЮЛ (1966). «ЛЕЧЕНИЕ ПРИНЦИПА ЗЛА В КОРАНЕ» . Исламские исследования . 5 (3): 275–281. JSTOR   20832847 . Проверено 7 ноября 2021 г.
  15. ^ Теума, Э. (1984). Подробнее о коранических джиннах. Мелита Теологика, 39 (1–2), 37–45.
  16. ^ РОЛЬ АЛЬ-Акла в ранней исламской мудрости со ссылкой на имама Джафара аль-Садика.
  17. ^ Jump up to: а б с д Синай, Николай. «Ключевые термины Корана: критический словарь». (2023): 1-840.
  18. ^ Jump up to: а б с Эрдаги, Дениз Озкан (1 февраля 2024 г.). «Зло в турецком мусульманском фильме ужасов: демоническое в «Семуме» » . С. Н. Общественные науки . 4 (2). дои : 10.1007/s43545-024-00832-w . ISSN   2662-9283 .
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж Оун, Пи Джей (1983). Трагедия и искупление сатаны: Иблис в суфийской психологии. Нидерланде: Э.Дж. Брилл.
  20. ^ Jump up to: а б Спронк, Аннемик. «Благий план Бога и силы зла в этом мире: место дьявола в традиционном исламе». Исследование глубин зла и добра. Брилл, 2007. 249–256.
  21. ^ Jump up to: а б с д и Ланге, Кристиан. «Дьявол (Сатана)» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_25991 . ISSN   1873-9830 .
  22. ^ Муртада аль-Забиди (01 января 2016 г.). Итаф ас-Сада аль-Муттакин би сйарх ихйа улумиддин 14-1 (на арабском языке). Дар Аль Котоб Аль Ильмия, Дом научной книги. п. 534. Архивировано из оригинала 15 мая 2020 г. Проверено 23 ноября 2023 г.
  23. ^ Актуальные проблемы афро-азиатской лингвистики. (2014). Великобритания: Издательство Cambridge Scholars Publishing. п. 143
  24. ^ Мэрион Холмс Кац Основная часть текста: появление суннитского закона ритуальной чистоты SUNY Press, 2012 ISBN   978-0-7914-8857-7 стр. 13
  25. ^ Рудольф Макух «И жизнь победоносна!»: Мандейская и самаритянская литература; памяти Рудольфа Мачуха (1919–1993) Отто Харрассовица Verlag 2008 г. ISBN   978-3-447-05178-1 стр. 82
  26. ^ Ротман, Абдалла; Койл, Адриан (2018). «К основам исламской психологии и психотерапии: исламская модель души» . Журнал религии и здоровья . 57 (5): 1731–1744. дои : 10.1007/s10943-018-0651-x . ISSN   0022-4197 . ПМК   6132620 . ПМИД   29907906 .
  27. ^ Jump up to: а б Эгдунас Рациус ИСЛАМСКАЯ ЭКГЕЗИЯ О ДЖИННАХ: ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ВИДЫ И СУЩНОСТЬ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ СУЩЕСТВАМ стр. 132–135
  28. ^ «Человек ангелам 禄 Ислам с вопросами» . 24 июня 2008 г.
  29. ^ "ЖИЗНЬ" . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке).
  30. ^ аль-Шиммари, Мудхи (2021). «Физическая реальность одержимости джиннами согласно комментариям к Корану (2:275)». Ислам, миграция и джинны . Чам: Международное издательство Springer. стр. 65–76. дои : 10.1007/978-3-030-61247-4_4 . ISBN  978-3-030-61246-7 .
  31. ^ АНТОН М. ХЕЙНЕН ИСЛАМСКАЯ КОСМОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЕ АС-СУЙУТИ аль-Хайа ас-самья фи л-хайа ас-сунмья с критическим изданием, переводом и комментариями АНТОН М. ХЕЙНЕН БЕЙРУТ 1982 стр. 143
  32. ^ Фахд Т. и Риппин А. (1960–2005). «Сайтан» . Энциклопедия ислама, второе издание (12 томов) . Лейден: Э. Дж. Брилл. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_1054 .
  33. ^ Маршалл Г.С. Ходжсон. Исламское предприятие, Том 2: Распространение ислама в средние периоды, Том 2 University of Chicago Press, 2009 г. ISBN   978-0-226-34687-8 стр. 449
  34. ^ Jump up to: а б с д и Тамер, Жорж. Ислам и рациональность: влияние аль-Газали. Документы, собранные к его 900-летию. Том. 1. Том. 94. Брилл, 2015. с. 103
  35. ^ Рассел, Джеффри Бертон (1986). Люцифер: Дьявол в Средневековье . Издательство Корнельского университета. ISBN  978-0-8014-9429-1 . п. 60
  36. ^ Заруг, Абдуллахи Хасан (1997). «Суфизм Аль-Газали: критическая оценка» . Интеллектуальный дискурс . 5 (2): 150.
  37. ^ Трулья, Крейг. «АЛЬ-ГАЗАЛИ И ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА К ВОПРОСУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СВОБОДЫ И ЦЕПИ БЫТИЯ». Философия Востока и Запада, т. 60, нет. 2, 2010, стр. 143–166. JSTOR   40666556
  38. ^ Журнал Ильмии ИСЛАМ ФУТУРАТом. 17. № 2, февраль 2018 г., ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ НАФС (ПЛОСТСКОЙ ДУШОЙ), AQL (РАЗУМАНИЕМ) QALB (СЕРДЦЕМ) Хайдер ГуламомАвстралийский национальный совет имамов с. 207
  39. ^ СИГЭРУ КАМАДА* ИЗУЧЕНИЕ ТЕРМИНА СИРР (СЕКРЕТ) В СУФИЙСКИХ ТЕОРИЯХ ЛАТАИФ с. 18
  40. ^ Чакин, Мехмет Бурак (2019). «ДИВЫ КАК МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В СУЛЕЙМАН-НЭМЕ» . Турецковедение языка и литературы . 14 (3): 1137–1158. doi : 10.29228/TurkishStudies.22895 . ISSN   2667-5641 .
  41. ^ Майкл Энтони Селлс. Ранний исламский мистицизм: суфий, Коран, Мирадж, поэтические и теологические сочинения . Паулист Пресс, 1996. ISBN   978-0-809-13619-3 . стр. 143
  42. ^ Брики, Валид; Амара, Махфуд (2018). «Перспектива исламского «я»: переосмысление модели трех сердец Ибн аль-Кайима с точки зрения динамической социальной психологии». Журнал религии и здоровья . 57 (3): 836–848. дои : 10.1007/s10943-017-0414-0 . ISSN   0022-4197 .
  43. ^ « Семум» будет говорить на древнеегипетском коптском языке | Текущие новости» .
  44. ^ Словарь турецкого кино Routledge , Гонул Донмез-Колин, Routledge, 2013 ISBN   978-1-317-93726-5 стр. 130
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1a45f8502e1e35bfe86dabd47542a556__1716292860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/56/1a45f8502e1e35bfe86dabd47542a556.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shaitan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)