Сатана
Шайтан « или шайтан ( арабский : شَيْطَان , латинизированный : шайтан ; мн.: شَيَاطِين shayāṭīn ; иврит : שָׂטָן ; турецкий : Шейтан или Семум , букв. дьявол » , « демон » или « сатана »). ) — злой дух в исламе , подстрекая людей и джиннов к греху, нашептывая (وَسْوَسَة, васваса ) в их сердцах (قَلْب qalb ). [2] [3] невидимы для людей, Хотя шаятины они представляются уродливыми и гротескными существами, созданными из Адского Пламени . [4] [5] (стр. 21) В исламской традиции, в отличие от христианской , дьяволы — это не сверхъестественное проявление, а психологический феномен. [6]
Коран шаятины говорит о различных способах, которыми склоняют людей к греху. Они могут обучать колдовству , летать под небесами, чтобы украсть новости от ангелов , или незаметно скрываться рядом с людьми. Несколько хадисов повествуют о том, как шаятины несут ответственность за различные бедствия, влияющие на личную жизнь. И хадисная литература, и арабский фольклор обычно говорят о шаятинах в абстрактных терминах, описывая только их злое влияние. Согласно хадису , во время Рамадана их заковывают в ад .
В исламской теологии влияние шаятина на человека рассматривается как внутренняя борьба против благородных ангелов , часто описываемая в невидимой реальности, называемой алам аль-митал или алам аль-малакут .
Этимология и терминология
[ редактировать ]Арабский термин šayṭān ( араб . شَيْطَان ) произошел от трехбуквенного корня š-ṭ-n («далекий, заблудший») и является родственным слову Сатана . Оно имеет богословский подтекст, обозначая существо, далекое от божественного милосердия. [7]
Этот термин засвидетельствован в Геэзе . В Книге Еноха «ангелы наказания готовят инструменты для сайəṭанə ». [8] Как и в Коране, этот термин относится к воинству Сатаны. [9] В Книге Юбилеев упоминается шайтан Мастема , повелевающий злыми духами ( manafəsəta ). [8]
В более поздних сурах Корана шаятины могли быть заменены джиннами . Пауль Арно Эйхлер описывает теорию о том, что дьяволы были взяты из языческих верований, как неубедительную, поскольку идея множества дьяволов уже присутствует в иудео-христианской традиции. [а] Как правило, термин шайтан встречается в традициях, связанных с еврейскими и христианскими повествованиями, тогда как термин джинны представляет собой существ политеистического происхождения . [б]
Исламская традиция расходится во мнениях относительно того, являются ли шайятины подкатегорией джиннов или образуют отдельную группу существ сами по себе. [12]
Взятый из исламских литературных источников , термин шайатин можно перевести как « демоны », «сатаны» или «дьяволы». [13]
В Коране
[ редактировать ]Часть серии о |
ислам |
---|
В Коране и шаятины упоминаются так же часто, как ангелы . Шаятины чем Шайтан упоминаются реже , . [14] (стр. 278) но они в равной степени враждебны порядку Бога ( шариату ). Они учат колдовству людей ( 2:102 ), [14] (стр. 278) вдохновлять своих друзей на спор с верующими ( 6:121 ), [14] (стр. 278) делать злые предложения ( 23:97 ) [14] (стр. 278) по отношению как к людям, так и к джиннам ( 6:112 ), [15] и тайно слушать совет ангелов ( Коран 15:16–18 ). [10] В Коране 26:95 говорится о джунудах Иблисе , невидимых воинствах Иблиса (сравнимых с джунудами ангелов, сражающихся вместе с Мухаммедом в Коране 9:40 ). [16]
Несмотря на свой неохотный характер, шаятины в конечном итоге находятся под командованием Бога и не образуют своей собственной партии. [14] (стр. 278) Согласно исламскому учению таухид , и добро, и зло предписаны Богом. [14] (стр. 279) Коран 2:168 прямо предупреждает людей не следовать за Шайтаном , подразумевая, что люди свободны выбирать между путем Бога или путем Шайтана . [14] (стр. 277) Однако Шайтан обещает лишь заблуждение, и следовать его путем не удастся ( 4:120 ). [14] (стр. 276) В коранической истории Иблис, который представляет шаятинов в изначальном падении, показывает, что они подчинены Богу и созданы Им, действуя как искусители. [14] (стр. 277–278) [17] (стр. 459) Шайтан может действовать только с позволения Бога ( 58:10 ). [14] (стр. 276) Бог назначает шаятинов спутниками неверующих ( 7:27 ), [14] (стр. 278) [17] (стр. 452) и настраивать их друг против друга ( 19:83 ). [14] (стр. 278) Убедив грешников оставаться в неверии, шаятины предают своих последователей, столкнувшись с Божьим судом ( Коран 3:175 ; 8:48 ; 43:38 ). [14] (стр. 277) [17] (стр. 452)
В хадисной литературе
[ редактировать ]Хадисы как о говорят о шаятинах злых силах, связанных с психологической жизнью человека. [19] (стр. 46) [20] (стр. 254) Акцент на злой природе дьяволов иногда завуалирует кораническое изображение шаятинов как сил, находящихся под контролем Бога. [20] (стр. 255) Однако хадис разъясняет, что Бог в конечном итоге контролирует как ангелов, так и дьяволов, и что только Бог решает, кого дьяволы могут забрать в ад. [18]
Иногда считается, что конкретным дьяволам поручено нарушать определенные сферы человеческой деятельности. [21] Среди них наиболее выдающиеся: Дасим , которому поручено создавать ссоры между супружескими парами; Авар , подстрекающий людей к незаконным половым сношениям ( зина ); Сут , вдохновляющий ложь и сплетни; Тир причиняет травмы; и Заламбур , назначенный на рынок и руководивший нечестными и мошенническими деловыми операциями. [22]
Хотя хадисы описывают дьяволов в основном как злых сил, они указывают, что они состоят из тела. едят Говорят, что шаятины левой рукой , поэтому мусульманам рекомендуется есть правой рукой (Сахих Муслим, Книга 23, № 5004). [23] Шаятины , хотя и невидимы, но изображены чрезвычайно уродливыми (Сахих Муслим, Книга 26, № 5428). Говорят, что солнце садится и восходит между рогами шайтана , и в этот момент двери в ад открыты, поэтому мусульманам не следует молиться в это время (Сахих Муслим 612d Книга 5, Хадис 222). [19] (стр. 45–60) Сатана и его приспешники сражаются с ангелами милосердия за душу грешника; однако их называют « ангелами наказания », а не шайатинами (Сахих Муслим 612d: Книга 21, Хадис 2622). [19] (стр. 56)
Однако хадисы также описывают пределы шаятина . Говорят, что ритуальная чистота привлекает ангелов и отгоняет шаятин , в то время как шаятин привлекает нечистота, грязные и десакрализованные места. [24] Прежде чем читать Коран, мусульмане должны совершить вуду/абдест и искать убежища у Бога от шаятинов . [14] (стр. 279) Чтение конкретных молитв [с] Кроме того, считается, что он защищает от шаятинов . [25] Если шайтан успешно прерывает ритуальную мусульманскую молитву , мусульманин должен совершить два земных поклона и продолжить (Сахих Бухари 4:151). [19] (стр. 51) Во время Рамадана шаятины . закованы в аду (Сахих аль-Бухари, 1899) [11] : 229 Шаятины посланы Иблисом, чтобы причинить страдания людям и вернуться к нему для отчета (Муслим 8:138). [19] (стр. 54) искушает людей через их вены (Муслим 2174). шайтан Говорят, что [19] (стр. 74) [21]
Калам
[ редактировать ]Исламская теология обычно принимает три типа невидимых существ: ангелов ( малаика ), джиннов и дьяволов ( шаятин ). Хотя добрые джинны редко привлекают внимание исследователей Корана ( муфассирун ), предполагаемое негативное влияние злых джиннов и дьяволов на людей изучается глубоко. [27] (стр. 21) Злые джинны отличаются от шаятинов своими атрибутами: в то время как джинны имеют общие характеристики с людьми (т.е. они смертны и умирают, следуют разным религиям и могут, по крайней мере теоретически, быть обращены в ислам), шаятины исключительно злы и бессмертен до Судного Дня. [28] [27] Кроме того, отцом джиннов является аль-Джанн , а отцом шайятинов – Иблис. [д] Как и джинны, шаятины должны быть созданы из огня, поскольку их лидер утверждает, что создан из огня ( нар ). [31] [32] [33] Вероятно, именно это предполагаемое вещество, которое они разделяют с джиннами, позволяет им подниматься в воздух в попытке услышать ангелов. [17] (стр. 182)
Подробности о негативном влиянии дьяволов во многом взяты из Корана и хадитов . Дьяволы пропагандируют среди людей свои греховные качества, включая гордость, зависть, корыстолюбие, гнев, похоть и обжорство. [21] Некоторые ученые объяснили свое влияние с рационалистической точки зрения. Аль-Газали (ок. 1058–1111) согласовывает буквальное значение ( захир ) с космологией Авиценна , основанной на разуме. По мнению философов ( фальсафа ), слово «ангел» относится к «небесным разумам» или «нематериальным душам». Газали полагал, что дьяволы могут иметь аналогичную природу, то есть что они представляют собой небесные нематериальные объекты, влияющие на человеческий разум. [34] : 101 Под этим Газали не имеет в виду отрицание реальности дьяволов, скорее, что дьяволов можно узнать только по их влиянию. [35]
концептуализируются как существа с тонким телом (то есть либо падшие ангелы, либо злые джинны), В своем ответе на вопрос, как дьяволы, которые в раннем каламе могут пробегать через тело человека, он объясняет, что это не сам дьявол, но эффекты дьявола ( атхар аш-шайтан ), которые проходят через человеческое тело и влияют на душу. [34] : 102 Людям предстояло обнаружить в себе искушения, называемые дьявольским шепотом ( васвас ). [34] : 103 Такие дьявольские шепоты имеют ту же природу, что и вдохновение ( ильхам ) ангелов. Единственная разница между ильхамом и васвасом заключается в причине: ильхам вызывается ангелом и вдохновляет добро, приносящее пользу человечеству, тогда как васвас вызывается дьяволом ( шайтаном ) и вдохновляет грех в основном для обогащения эго. [34] : 104 [36] Согласно исламской концепции космоса , такое вдохновение не является мирским, а считается исходящим из небесного царства ( малакут ). [34] : 104 Однако черти пытаются отвлечь разум человека на земные дела, возвращая его в материальный мир. [37] [38] Аналогичную концепцию ангелов и дьяволов дает Али Худжвири . [39]
Некоторые ученые различают васвас аль-шайтан и васвас ан-нафс («пороки», также называемые див в персидской литературе). [40] [41] Аль-Хаким ат-Тирмизи утверждает, что последние являются внутренними для человека и являются результатом страсти ( хава ). [21] Другие приравнивают нафс к шепоту шаятина . Наджм ад-Дин Кубра утверждает, что «низшая душа, Сатана и ангелы не являются для вас внешними вещами; скорее, они и есть вы ». [21]
Ученый асари ( аль-атария ) Ибн Кайим аль-Джавзия (1292–1350) подробно останавливается на трех возможных состояниях человеческой души (сердца) в зависимости от ее отношений с дьяволами: первое лишено шимана (веры), дьявола. не шепчет, поскольку он уже полностью контролирует эту душу; второе сердце освещается Шиманом , шепчет ему дьявол, иногда побеждая, а иногда проигрывая; третье сердце наполнено иманом и светом ( нуром ), подобным небесам, с которых подняты завесы страсти, поэтому всякий раз, когда дьявол приближается к этому сердцу, при приближении дьяволы сжигаются метеором. [42]
Популярная культура
[ редактировать ]В 2008 году Хасан Каракадаг опубликовал фильм «Семум» об одном из шаятинов . [и] Шайтан был освобожден из ада. Завидуя людям, шайтан стремится причинить вред и мучить людей и завладевает телом женщины. [44] В фильме рассматриваются вопросы добра и зла в исламской мысли. Шайтан . в фильме описывает себя как верного слугу Азазиля (еще одно имя сатаны в исламской традиции), которого он почитает как божество, чувствуя себя забытым Богом Однако, в соответствии с учением Корана, Азазиль оказывается ненадежным, а Бог в конечном итоге вмешивается в защиту тех, кто остался верным. Таким образом, фильм подтверждает веру в основную исламскую доктрину таухида при столкновении с неизвестными вызовами и злом. [18]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ ПЕРЕВОД: (на английском языке)
«Идея о том, что сатана вовлек в свое падение целое войско, известна как еврейская концепция, и христианские секты до сих пор читают ее из Библии. джиннов в исламскую идею сатаны, как предложил Гольдзихер, Мухаммед взял идею о множественных сатанах из библейских религий. Она просто нашла поддержку в некоторых идеях о джиннах, но при этом учитываются только [некоранические] демонические джинны. В Коране нет ни одного отрывка, который давал бы основание предположить, что неверующие джинны станут «шайтанами»; это могут показать только демонические джинны.
ОРИГИНАЛ: (на немецком языке)
«Идея о том, что сатана привлек целую толпу к своему свержению, известна как еврейская концепция и до сих пор читается из Библии христианскими сектами. Что идея большинства сатаны указывает на включение джиннов в идею Сатаны Как полагает Гольдзихер, Мухаммед взял идею о большинстве сатаны из библейских религий и нашел подтверждение этому во включении в нее определенных джиннов. «В Коране нет ни одного отрывка, который давал бы повод для предположения что неверующие джинны станут «шайтанами», и это могут показать только демонические джинны». [10] : 59 - ^ Из Т. Нюнлиста (2015) Вера в демонов в исламе. [11] : 286
ПЕРЕВОД: (на английском языке)
«Упрощенно можно сказать, что дьяволы и Иблис появляются в сообщениях еврейского происхождения. Изображения, актеры которых называются джиннами , обычно располагаются в стороне от иудео-христианских традиций». [11] : 48, 286
ОРИГИНАЛ: (на немецком языке)
«Проще говоря, можно сказать, что сатаны и Иблис появляются в репортажах с еврейским прошлым. Изображения, актеры которых называются джиннами , обычно находятся за пределами иудео-христианской традиции». [11] : 48, 286 - ^ например «Аузу Биллахи Минеш шайтанир Раджиим» или отдельные суры Корана, такие как «Ан-Наас» или « Аль-Фалак ».
- ↑ Меньшинство учёных, таких как Хасан Басри и Мукатиль ибн Сулейман , не согласились с этой точкой зрения, считая, что Иблис является одновременно отцом джиннов и шаятинов и, соответственно, приравнивается к Аль-Джанну . [29] , Говорят, что мутазилы вдохновленные учениками Хасана Басри, считают, что не шаятины , а джинны шепчут людям. Одновременно отвергается одержимость демонами, обычно ассоциируемая с джиннами. [30]
- ^ ПЕРЕВОД: (на английском языке)
«Основываясь на хадисе, Каракадаг утверждал, что Семум не был джинном и происходил из того же рода, что и сатана». ОРИГИНАЛ: (на турецком языке)
Основываясь на хадисе, Каракадаг утверждал, что Семум не был джинном и происходил из того же рода, что и сатана. [43]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чорухлу, Яшар. «Злые духи в турецком искусстве». MSGSÜ Социальные науки 1.21 (2020): 59-88.
- ^ RM Savory Введение в исламскую цивилизацию Издательство Кембриджского университета, 1976 ISBN 978-0-521-09948-6 стр. 42
- ^ Сомбати, Золтан. «Экзорцизм» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_26268 . ISSN 1873-9830 .
- ^ Оксфордский центр исламских исследований
- ^ Эль-Зейн, Амира (2009). Ислам, арабы и разумный мир джиннов. Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-5070-6 .
- ^ Бенусси, Маттео. «Общественные пространства и внутренние миры: распространенные аскесы и архитектуры души среди мусульман Татарстана». Этносы 20.4 (2020): 698.
- ^ Мустафа ОЗТЮРК Трагическая история Иблиса (Сатаны) в Коране Университет Чукурова, факультет богословия ЖУРНАЛ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Ислам Араштырмалары Том 2 № 2, декабрь 2009 г., стр. 134
- ^ Jump up to: а б Грассо, Валентина А. «Историзация онтологий: коранические сверхъестественные существа между древними топосами и новыми традициями». Журнал поздней античности 16.1 (2023): 160-188.
- ^ Джеймс Уиндроу Свитман Ислам и христианское богословие: подготовительный исторический обзор раннего периода. т.2. Богословская позиция в конце периода христианского господства на Ближнем Востоке. Lutterworth Press, 1945 г., Мичиганский университет в цифровом формате: 26 июня 2009 г., с. 24
- ^ Jump up to: а б Эйхлер, Пауль Арно, 1928 г. Джинны, дьяволы и ангелы в Коране [микроформа], с. 31. (Английский)
- ^ Jump up to: а б с д Нюнлист, Тобиас, изд. (2015). Дамоненглаубе в исламе . Исследования по истории и культуре Ближнего Востока (на немецком языке). Том. 28. Берлин и Бостон : Де Грюйтер . дои : 10.1515/9783110331684 . ISBN 978-3-110-33168-4 .
- ^ Леблинг, Роберт. Легенды о духах огня: Джинны и джинны от Аравии до Занзибара. Издательство Блумсбери, 2010.
- ^ Мехмет Явуз Секер Остерегайтесь! Сатана: Стратегия защиты Tughra Books 2008 ISBN 978-1-59784-131-3 стр. 3
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н МОЛОДОЙ, МЮЛ (1966). «ЛЕЧЕНИЕ ПРИНЦИПА ЗЛА В КОРАНЕ» . Исламские исследования . 5 (3): 275–281. JSTOR 20832847 . Проверено 7 ноября 2021 г.
- ^ Теума, Э. (1984). Подробнее о коранических джиннах. Мелита Теологика, 39 (1–2), 37–45.
- ^ РОЛЬ АЛЬ-Акла в ранней исламской мудрости со ссылкой на имама Джафара аль-Садика.
- ^ Jump up to: а б с д Синай, Николай. «Ключевые термины Корана: критический словарь». (2023): 1-840.
- ^ Jump up to: а б с Эрдаги, Дениз Озкан (1 февраля 2024 г.). «Зло в турецком мусульманском фильме ужасов: демоническое в «Семуме» » . С. Н. Общественные науки . 4 (2). дои : 10.1007/s43545-024-00832-w . ISSN 2662-9283 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Оун, Пи Джей (1983). Трагедия и искупление сатаны: Иблис в суфийской психологии. Нидерланде: Э.Дж. Брилл.
- ^ Jump up to: а б Спронк, Аннемик. «Благий план Бога и силы зла в этом мире: место дьявола в традиционном исламе». Исследование глубин зла и добра. Брилл, 2007. 249–256.
- ^ Jump up to: а б с д и Ланге, Кристиан. «Дьявол (Сатана)» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_25991 . ISSN 1873-9830 .
- ^ Муртада аль-Забиди (01 января 2016 г.). Итаф ас-Сада аль-Муттакин би сйарх ихйа улумиддин 14-1 (на арабском языке). Дар Аль Котоб Аль Ильмия, Дом научной книги. п. 534. Архивировано из оригинала 15 мая 2020 г. Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ Актуальные проблемы афро-азиатской лингвистики. (2014). Великобритания: Издательство Cambridge Scholars Publishing. п. 143
- ^ Мэрион Холмс Кац Основная часть текста: появление суннитского закона ритуальной чистоты SUNY Press, 2012 ISBN 978-0-7914-8857-7 стр. 13
- ^ Рудольф Макух «И жизнь победоносна!»: Мандейская и самаритянская литература; памяти Рудольфа Мачуха (1919–1993) Отто Харрассовица Verlag 2008 г. ISBN 978-3-447-05178-1 стр. 82
- ^ Ротман, Абдалла; Койл, Адриан (2018). «К основам исламской психологии и психотерапии: исламская модель души» . Журнал религии и здоровья . 57 (5): 1731–1744. дои : 10.1007/s10943-018-0651-x . ISSN 0022-4197 . ПМК 6132620 . ПМИД 29907906 .
- ^ Jump up to: а б Эгдунас Рациус ИСЛАМСКАЯ ЭКГЕЗИЯ О ДЖИННАХ: ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ВИДЫ И СУЩНОСТЬ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ СУЩЕСТВАМ стр. 132–135
- ^ «Человек ангелам 禄 Ислам с вопросами» . 24 июня 2008 г.
- ^ "ЖИЗНЬ" . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке).
- ^ аль-Шиммари, Мудхи (2021). «Физическая реальность одержимости джиннами согласно комментариям к Корану (2:275)». Ислам, миграция и джинны . Чам: Международное издательство Springer. стр. 65–76. дои : 10.1007/978-3-030-61247-4_4 . ISBN 978-3-030-61246-7 .
- ^ АНТОН М. ХЕЙНЕН ИСЛАМСКАЯ КОСМОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЕ АС-СУЙУТИ аль-Хайа ас-самья фи л-хайа ас-сунмья с критическим изданием, переводом и комментариями АНТОН М. ХЕЙНЕН БЕЙРУТ 1982 стр. 143
- ^ Фахд Т. и Риппин А. (1960–2005). «Сайтан» . Энциклопедия ислама, второе издание (12 томов) . Лейден: Э. Дж. Брилл. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_1054 .
- ^ Маршалл Г.С. Ходжсон. Исламское предприятие, Том 2: Распространение ислама в средние периоды, Том 2 University of Chicago Press, 2009 г. ISBN 978-0-226-34687-8 стр. 449
- ^ Jump up to: а б с д и Тамер, Жорж. Ислам и рациональность: влияние аль-Газали. Документы, собранные к его 900-летию. Том. 1. Том. 94. Брилл, 2015. с. 103
- ^ Рассел, Джеффри Бертон (1986). Люцифер: Дьявол в Средневековье . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-9429-1 . п. 60
- ^ Заруг, Абдуллахи Хасан (1997). «Суфизм Аль-Газали: критическая оценка» . Интеллектуальный дискурс . 5 (2): 150.
- ^ Трулья, Крейг. «АЛЬ-ГАЗАЛИ И ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА К ВОПРОСУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СВОБОДЫ И ЦЕПИ БЫТИЯ». Философия Востока и Запада, т. 60, нет. 2, 2010, стр. 143–166. JSTOR 40666556
- ^ Журнал Ильмии ИСЛАМ ФУТУРАТом. 17. № 2, февраль 2018 г., ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ НАФС (ПЛОСТСКОЙ ДУШОЙ), AQL (РАЗУМАНИЕМ) QALB (СЕРДЦЕМ) Хайдер ГуламомАвстралийский национальный совет имамов с. 207
- ^ СИГЭРУ КАМАДА* ИЗУЧЕНИЕ ТЕРМИНА СИРР (СЕКРЕТ) В СУФИЙСКИХ ТЕОРИЯХ ЛАТАИФ с. 18
- ^ Чакин, Мехмет Бурак (2019). «ДИВЫ КАК МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В СУЛЕЙМАН-НЭМЕ» . Турецковедение языка и литературы . 14 (3): 1137–1158. doi : 10.29228/TurkishStudies.22895 . ISSN 2667-5641 .
- ^ Майкл Энтони Селлс. Ранний исламский мистицизм: суфий, Коран, Мирадж, поэтические и теологические сочинения . Паулист Пресс, 1996. ISBN 978-0-809-13619-3 . стр. 143
- ^ Брики, Валид; Амара, Махфуд (2018). «Перспектива исламского «я»: переосмысление модели трех сердец Ибн аль-Кайима с точки зрения динамической социальной психологии». Журнал религии и здоровья . 57 (3): 836–848. дои : 10.1007/s10943-017-0414-0 . ISSN 0022-4197 .
- ^ « Семум» будет говорить на древнеегипетском коптском языке | Текущие новости» .
- ^ Словарь турецкого кино Routledge , Гонул Донмез-Колин, Routledge, 2013 ISBN 978-1-317-93726-5 стр. 130