Событие Мубахала
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
Портал шиитского ислама |
Событие мубахала « ( араб . مُبَاهَلَة , латинизированное : мубахала , букв. взаимное проклятие») было неудавшейся попыткой разрешить богословский спор между мусульманами и христианами в ок. 632 г. н.э., назвав проклятие Божие на лжецов. Эти дебаты происходили в Медине , расположенной на Аравийском полуострове , между христианской делегацией из Наджрана , города в Южной Аравии , и исламским пророком Мухаммедом , который предложил это решение, вероятно, когда их рассуждения зашли в тупик относительно природы Иисуса . человеческое или божественное.
Христианская делегация отказалась от вызова и заключила мирный договор либо немедленно, либо, когда Мухаммед прибыл на мубахалу согласно большинству исламских традиций, со своей семьей. Этот эпизод связан с некоторыми стихами Корана , центрального религиозного текста ислама , в частности со стихом 3:61. Это событие особенно важно для мусульман-шиитов, поскольку Мухаммеда сопровождали его дочь Фатима , ее муж Али и двое их сыновей, Хасан и Хусейн , которые являются ключевыми представителями шиитских верований . В то время это событие, должно быть, повысило их религиозный статус как партнеров Мухаммеда в его пророческих заявлениях.
Этимология
[ редактировать ]Слово мубахала ( مُبَاهَلَة ) происходит от корневого глагола бахала , что означает «проклинать», тогда как существительное аль-бахль может означать либо «проклятие», либо нехватку воды. [1] Слово мубахала также может означать «лишение милости тому, кто лжет или занимается ложью». [2] Таким образом, акт мубахала ( букв. « взаимное проклятие, проклятие » ) включает в себя произнесение условного проклятия, например: «Пусть я буду проклят, если...» вместе с очистительной клятвой. [3] В крайнем случае, мубахала остается законным вариантом разрешения споров в исламской юриспруденции ( фикх ). [3]
Событие
[ редактировать ]С появлением ислама Хиджазе в [4] [5] Мухаммед написал ближайшим людям и пригласил их принять ислам. Примерно в 9 году хиджры (631–632 гг. н.э. ) [6] Одно из таких писем, очевидно, было адресовано епископам христианской общины Наджрана. [7] Делегация христиан Наджрани позже прибыла в Медину, чтобы встретиться с Мухаммедом в 8 г. [8] 9, [9] [10] или 10 Ач, [8] [11] [3] возможно, чтобы подтвердить его претензии на пророчество. [12] Ввиду их слабых связей с Сасанидской империей эти и другие христиане юга, вероятно, были в состоянии самостоятельно вести переговоры с Мухаммедом. [7] По одной из версий, делегацию возглавляли Абд аль-Масих, Абу аль-Харит ибн Алькама и Сайид ибн аль-Харис. [7] [13] Там наконец был заключен мирный договор, по которому христиане согласились платить ежегодный подушный налог ( джизья ), но не были обязаны принимать ислам или участвовать в военных кампаниях мусульман. [14] и продолжали заниматься своими делами. [10] Возможно, это был первый подобный договор в мусульманской истории. [4] [10] но также напоминало обращение Мухаммеда с христианами в других местах. [15] Лишь при халифате Умара ( годы правления 634–644 ) христиане Наджрана были изгнаны с Аравийского полуострова. [4]
Споры
[ редактировать ]В Медине Мухаммед и христианская делегация, возможно, также обсуждали природу Иисуса , человеческую или божественную, хотя в конечном итоге делегация отвергла исламскую веру в то, что Иисус был просто человеком. [16] как представлено в стихе 3:59 Корана , который признает чудесное рождение Иисуса, но отвергает веру христиан в его божественность: «Воистину подобие Иисуса в глазах Бога есть подобие Адама ; Он создал его из праха, затем сказал ему: «Будь!» и он был». [17] Действительно, этот и некоторые другие аяты третьей главы ( суры ), возможно, даже ее первые семьдесят-восемьдесят аятов, [3] Говорят, что именно в этом случае Мухаммеду было ниспослано. [18] Среди них есть стих 3:61, иногда известный как стих мубахала , который предписывает Мухаммаду бросить вызов своим противникам на мубахалу . [19] возможно, когда дебаты зашли в тупик: [20]
И тому, кто будет спорить с тобой по этому поводу, после того, как к тебе придет знание, скажи: «Приди! Призовем наших сыновей и твоих сыновей, наших женщин и твоих женщин, нас самих и вас самих. как наложить проклятие Божие на тех, кто лжет». [18]
Следующий стих 3:63: «А если они отвратятся, то Бог знает делателей развращения» [10] было истолковано как последующее отвержение христианской делегацией таухида , то есть исламской веры в единство Бога. [21]
Участники
[ редактировать ]По некоторым сообщениям, делегация не приняла вызов и вместо этого заключила мирный договор с Мухаммедом, либо потому, что они считали возможным, что он был правдив в своих утверждениях, либо потому, что они считали возможным, что он был правдив в своих утверждениях, [22] [3] или потому, что они были напуганы военной мощью мусульман. [22] [23] Об этом сообщает суннитский экзегет Мукатиль ибн Сулейман ( ум. 767 ), [24] и суннитский историк Ибн Саад ( ум. 845 ) в своем «Табакате» . [13] В традиции, цитируемой Мукатилем, Мухаммад гипотетически размышляет о том, что он взял бы с собой в мубахалу свою дочь Фатиму, ее мужа Али и двух их сыновей Хасана и Хусейна. [24] Ибн Саад пишет, что два руководителя делегации позже вернулись в Медину и приняли ислам. [13] что могло бы объяснить их более ранний отказ от мубахалы . [25]
Тем не менее, согласно другим сообщениям, Мухаммад действительно явился по случаю мубахала в сопровождении своей семьи, как указано в аяте мубахала : [22] [26] очевидно, на хатибе ахмаре ( букв. « красная дюна » ) на кладбище аль-Баки , позже переименованном в джабаль аль-мубахала ( букв. « гора мубахала » ) . [3] [27] Тех, кто сопровождал его, часто называют Али, Фатимой, Хасаном и Хусейном. [8] [28] [29] Такие сообщения дают шиитский историк Ибн Исхак ( ум. 767 ) в своем «Ас-Сира ан-Набавия» , суннитский экзегет Фахр ад-Дин ар-Рази ( ум. 1210 ) в своем «Тафсире » [8] мусульманин -суннит-традиционалист ибн аль-Хаджадж ( ум. 875 ) в своем каноническом «Сахих Муслим» , суннитский традиционалист Хаким ан-Нишапури ( ум. 1014 ) в своем «Аль-Мустадраке» , [30] и выдающийся суннитский экзегет Ибн Касир ( ум. 1373 ). [10] Действительно, похоже, что это точка зрения большинства в экзегетических трудах. [31] Здесь исламист Вильферд Маделунг утверждает, что термин «наши сыновья» ( абнаана ) в стихе Мубахала должен относиться к внукам Мухаммеда, а именно, Хасану и Хусейну. В таком случае, продолжает он, было бы разумно включить в это дело и их родителей, а именно Али и Фатиму. [16]
Добро пожаловать в мир
[ редактировать ]Некоторые традиции о мубахале добавляют, что Мухаммед, Али, Фатима, Хасан и Хусейн стояли под плащом Мухаммеда, и поэтому эти пятеро стали известны как ахл аль-киса ( букв. « Люди в плаще » ). [32] [33] [34] в том же случае Мухаммед, возможно, определил своего ахл аль-байт ( букв. « Люди дома » ) как Али, Фатима, Хасан и Хусейн. Согласно шиитским и некоторым суннитским источникам, [31] в том числе канонические сборники Сахих Муслима , Сунан ат-Тирмизи , [35] и Муснад Ахмад ибн Ханбал . [36] С другой стороны, некоторые предполагают, что эти утверждения, возможно, были более поздними дополнениями. [36] [3] В любом случае, включение Мухаммедом этих четверых в качестве своих свидетелей и гарантов в ритуал мубахала , [37] [38] должно быть, повысили свой религиозный статус в обществе. [16] [39]
Значение в шиитском исламе
[ редактировать ]сопровождали То, что Мухаммеда на мубахалу вышеупомянутые четверо, также является шиитской точкой зрения. [40] и шиитские источники единодушны в том, что термин «наши сыновья» ( абнаана ) в аяте Мубахала относится к Хасану и Хусейну, термин «наши женщины» ( нисаана ) в нем относится к Фатиме, и что термин «мы сами» ( анфусана ) — это отсылка к Али. [41] Напротив, большинство отчетов, представленных суннитским экзегетом ат-Табари ( ум. 923 ), ничего не говорят по этому поводу, тогда как некоторые другие суннитские авторы согласны с шиитскими сообщениями. [16] [12] [27]
Аят Мубахала часто цитируется шиитскими учеными в поддержку своих утверждений относительно прерогатив ахль аль-кисы . [19] [3] В частности, если слово «мы» в этом стихе относится к Али и Мухаммеду, как утверждают шиитские авторы, то первый, естественно, пользуется таким же авторитетом, как и второй. [42] [23] Точно так же шиитский экзегет Мухаммад Хусейн Табатабаи ( ум. в 1981 г. ) утверждает, что участие этих четверых, за исключением других мусульман, требует их партнерства с Мухаммедом в его пророческих заявлениях, поскольку в противном случае не могло бы быть никаких негативных последствий для их участие, поскольку стих Мубахала нацелен только на лжецов. [43]
Ид Мубахала
[ редактировать ]Ид мубахала ( عِيْد ٱلْمُبَاهَلَة ) — шиитское празднование мубахалы с христианами Наджрани , отмечаемое ежегодно 21 числа. [3] или 24 зу аль-хиджа по исламскому календарю , [23] хотя дата в григорианском календаре меняется из года в год, потому что первый календарь лунный , а второй солнечный . Ниже показана дата, эквивалентная по григорианскому календарю 24 зу аль-хиджа за несколько лет.
Исламский год | 1440 | 1441 | 1442 | 1443 | 1445 |
---|---|---|---|---|---|
Ид Мубахала | 14 августа 2020 г. | 3 августа 2021 г. | 23 июля 2022 г. | 12 июля 2023 г. | 1 июля 2024 г. [44] |
Сноски
[ редактировать ]- ^ С 2006 года , с. 419.
- ^ Массиньон 1999 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Шмукер 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шахид .
- ^ Никель 2006 .
- ^ Момент 1985 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с Ватт 1956 , стр. 127.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шах-Каземи 2015 .
- ^ Момент 1985 , стр. 13–14.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Наср и др. 2015 , с. 380
- ^ Строка 2000 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Момент 1985 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с Никель 2006 , с. 181.
- ^ Ватт 1956 , стр. 127–128.
- ^ Ватт 1956 , стр. 126.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маделунг 1997 , с. 16.
- ^ Наср и др. 2015 , стр. 378–379.
- ^ Перейти обратно: а б Наср и др. 2015 , с. 379.
- ^ Перейти обратно: а б Хайдер 2014 , с. 35.
- ^ Осман 2015 , с. 110.
- ^ Никель 2006 , с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б с Наср и др. 2015 , стр. 379–380.
- ^ Перейти обратно: а б с Билл и Уильямс 2002 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б Никель 2006 , стр. 179–180.
- ^ аль-Хасан 1977 , с. 370.
- ^ Ламменс 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б Бар-Ашер и Кофски 2002 , с. 141.
- ^ Шах-Каземи 2007 , с. 61н18.
- ^ Листы 2008 .
- ^ Осман 2015 , с. 140н42.
- ^ Перейти обратно: а б Хайдер 2014 , с. 36.
- ^ Момент 1985 , стр. 14, 16–7.
- ^ Алгар 1974 .
- ^ Триттон 2012 .
- ^ Момент 1985 , стр. 16, 325.
- ^ Перейти обратно: а б Суфий 1997 , с. 11н36.
- ^ Маколифф .
- ^ Феделе 2018 , с. 56.
- ^ Строка 2006 , с. 29.
- ^ Теркилл 2007 , с. 20.
- ^ Мавани 2013 , стр. 71–2.
- ^ Мавани 2013 , с. 72.
- ^ Теркилл 2007 , с. 110.
- ^ «Исламский календарь в Иране 1444, 2022-2023 гг.» . Исламский Cal.com . Проверено 10 июля 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Алгар, Х. (1974). «Аль-е Аба» . Энциклопедия Ираника . Том. Я/7. п. 742.
- Бар-Ашер, Меир М.; Кофски, Арье (2002). Религия Нусайри-Алави: исследование ее теологии и литургии . Брилл. ISBN 978-9004125520 .
- Бержак, Рафик (2006). «Мубахала» . В Лимане, Оливер (ред.). Коран: Энциклопедия . Рутледж. п. 419. ИСБН 9780415326391 .
- Билл, Джеймс; Уильямс, Джон Олден (2002). Католики и мусульмане-шииты: молитва, страсть и политика . Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 0807826898 .
- Дафтари, Фархад (2008). «Ахль аль-Киса » . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Стюарт, Девин Дж. (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). дои : 10.1163/1573-3912_ei3_SIM_0311 . ISBN 9789004161658 .
- Феделе, Валентина (2018). «Фатима (605/615–632 гг. Н. Э.)» . В де-Гайя, Сьюзен (ред.). Энциклопедия женщин в мировых религиях: вера и культура в истории . АВС-КЛИО. п. 56. ИСБН 9781440848506 .
- Гриффит, Сидни Х. (2012). Церковь в тени мечети: христиане и мусульмане в мире ислама . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400834020 .
- Хайдер, Наджам (2014). Шиитский ислам: Введение . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107031432 .
- аль-Хасан, Шариф (1977). «Свежий взгляд на древних христиан Наджрана и современные религиозные диалоги» . Исламские исследования . 16 (4): 367–375. JSTOR 20847053 .
- Лалани, Арзина Р. (2000). Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира . ИБ Таурис. ISBN 1850435928 .
- Лалани, Арзина Р. (2006). « Али ибн Аби Талиб» . В Лимане, Оливер (ред.). Коран: Энциклопедия . Рутледж. стр. 28–32. ISBN 9780415326391 .
- Ламменс, Х. (2012). «Фатима» . Ин Хоутсма, магистр естественных наук; Арнольд, ТВ; Бассет, Р.; Хартманн, Р. (ред.). Энциклопедия ислама (Первое изд.). дои : 10.1163/2214-871X_ei1_SIM_2328 . ISBN 9789004082656 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521561817 .
- Массиньон, Луи (1999). Мубахала Медины и гипердулия Фатимы на ( персидском языке). Перевод Эфтехара Заде, Махмуда Резы. Иран: Ресалат-е Галам.
- Массиньон, Луи (2012). «Мубахала» . Ин Хоутсма, магистр естественных наук; Арнольд, ТВ; Бассет, Р.; Хартманн, Р. (ред.). Энциклопедия ислама (Первое изд.). дои : 10.1163/2214-871X_ei1_SIM_4979 . ISBN 9789004082656 .
- Мавани, Хамид (2013), Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни , Исследования Рутледжа в политическом исламе, Рутледж, ISBN 9780415624404
- Маколифф, Джейн Дэммен . «Фатима» . В розовом, Джоанна (ред.). Энциклопедия Корана . дои : 10.1163/1875-3922_q3_EQSIM_00153 . Проверено 12 июня 2023 г.
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300035315 .
- Наср, Х. ; Дагли, СК; Дакаке, ММ ; Ламбард, JEB; Рустом, М., ред. (2015). Исследование Корана: новый перевод и комментарий . Харпер Коллинз. ISBN 9780061125867 .
- Никель, Гордон (2006). « Мы заключим с вами мир»: христиане Наджрана в тафсире Мукаталя » . Collectanea Christiana Orientalia . 3 : 171–188. ISSN 1697-2104 .
- Осман, Раванд (2015). Женские личности в Коране и Сунне: изучение основных источников имамитского шиитского ислама . Рутледж. ISBN 9781315770147 .
- Шмукер, В. (2012). «Мубахала» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5289 . ISBN 9789004161214 .
- Шахид, Ирфан А. «Наджран» . В розовом, Джоанна (ред.). Энциклопедия Корана . дои : 10.1163/1875-3922_q3_EQSIM_00296 . Проверено 13 июня 2023 г.
- Шах-Каземи, Реза (2007). Справедливость и память: представление о духовности имама Али . ИБ Таурис. ISBN 9781845115265 .
- Шах-Каземи, Реза (2015). «Али б. Аби Талиб 2. Биография» . В Дафтари, Фархад (ред.). Исламская энциклопедия . Перевод Мелвина-Кушки, Мэтью. дои : 10.1163/1875-9831_isla_COM_0252 .
- Суфи, Дениз Луиза (1997). Образ Фатимы в классической мусульманской мысли (кандидатская диссертация). Принстонский университет. ПроКвест 304390529 .
- Стюарт, Девин Дж. «Проклятие» . В розовом, Джоанна (ред.). Энциклопедия Корана . дои : 10.1163/1875-3922_q3_EQSIM_00102 . Проверено 12 июня 2023 г.
- Теркилл, Мэри Ф. (2007). Избранные среди женщин: Мария и Фатима в средневековом христианстве и шиитском исламе . Издательство Университета Нотр-Дам. ISBN 9780268042318 .
- Триттон, А.С. (2012). «Ахль аль-Киса » . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_0382 . ISBN 9789004161214 .
- Ватт, В. Монтгомери (1956). Мухаммед в Медине . Кларендон Пресс.