Jump to content

Элиша

(Перенаправлено с Аль-Ясы )
Элиша
Пророк
Елисей воспитывает сына сонамитянки , иллюстрация библейской карточки начала 1900-х годов.
Рожденный в. 910 г. до н. э.
Умер в. 800 г. до н.э.

Елисей ( / ə ˈ l ʃ ə / ; [1] Иврит : אֱלִישָׁע , современный :   «Элиша» , тиверийский :   «Элиша » , «Мой Бог — спасение» или «Бог — мое спасение»; Койне по-гречески : Ἐλισ[σ]αῖος Elis[s]aîos или Ἐλισαιέ Elisaié ; Латинское : Елисей ) был, согласно еврейской Библии , еврейским пророком и чудотворцем . Его имя обычно транслитерируется на английский язык как Элиша через иврит , Елисей через греческий и латынь , или Аляса через арабский язык , и Элиаса или Элиеса через турецкий язык . Также упоминается в Новом Завете [2] и Коран , [ 6:86 ] [ 38:48 ] Елисея почитают как пророка в иудаизме , христианстве и исламе , и в писаниях веры Бахаи он упоминается по имени. [3]

Прежде чем поселиться в Самарии , Елисей некоторое время провел на горе Кармил . [4] Он служил с 892 по 832 год до нашей эры советником третьего - царей восьмого Иудеи , занимая должность «пророка в Израиле». Его называют патриотом из-за его помощи солдатам и королям. [5]

В библейском повествовании он — ученик и протеже Илии , а после того, как Илия был унесен в вихре , Елисей получил двойную порцию своей власти и был принят вождём сыновей пророков. Затем Елисей совершил вдвое больше чудес, чем Илия.

Ученые придерживаются разных мнений относительно исторической подоплеки, состава и социального контекста повествований о Елисее. [6] Эти истории дают уникальное представление о народной религии Королевства Израильского . [7]

Библейские истории

[ редактировать ]
Карта Палестины во времена Елисея.

История Елисея рассказана в еврейской Библии / Ветхом Завете в 3 Царств 19 и 2 Царств 2–2 Царств 9 , заканчиваясь в 2 Царств 13 . Он снова упоминается в Новом Завете в Луки 4 ( Лк. 4:27 ). [8]

Помазание

[ редактировать ]

История Елисея описана в Книге Царств (Второй свиток, главы 2–14). [ сомнительно обсудить ] в еврейской Библии (часть Невиим ). Согласно этой истории, он был пророком и чудотворцем Израильского царства, действовавшим во времена правления Иорама , Ииуя , Иоахаза и Иоаса (Иоаса). [5] Елисей был сыном Шафата , богатого землевладельца Авел-Мехолы ; он стал помощником и учеником Илии. [9]

Его имя впервые встречается в 19-й главе «Книги Царств» в повелении, данном Илии, помазать его своим преемником. Узнав в пещере на горе Хорив , что Елисей, сын Сафата, избран Яхве своим преемником на пророческом служении, Илия отправился на его поиски. По пути от горы Хорив в Дамаск Илия нашел Елисея пашущим на двенадцати парах волов. [10] Илия подошел к нему, накинул свою мантию на плечи Елисея, наделив его пророческим служением. [9] Елисей медлил лишь на время, достаточное для того, чтобы убить пару волов, мясо которых он сварил дровами своего плуга. Разделив эту прощальную трапезу со своим отцом, матерью и друзьями, новоизбранный пророк «пошёл за Илией и служил ему». [11] Елисей стал близким помощником Илии до тех пор, пока Илия не вошел на небеса живым , хотя никаких подробностей о Елисее в те годы не приводится.

Илия попал в вихрь

[ редактировать ]
Эйн-эс-Султан в Иерихоне (также известный как «Источник Елисея»), который считается источником, очищенным Елисеем во 2 Царств 2 : 19–22, теперь находится внутри защитного здания.

Елисей сопровождал Илию в Иерихон , где, согласно 4 Царств 2:3–9 , «сыны пророков» говорят Елисею, что Господь « сегодня отнимет господина твоего от головы твоей».

История ухода Илии и унаследования его сил Елисеем рассказана во 4 Царств 6–15 . Илия и Елисей пошли к реке Иордан . Илия скатывает свою мантию и ударяет по воде, воды которой разделились так, что обе могли пройти по суше. Елисей просит «наследовать двойную часть» духа Илии. Внезапно появилась огненная колесница и огненные кони, и Илия был поднят вихрем. Когда Илия был поднят, его милоть упала на землю, и Елисей поднял ее. Это второй раз, когда Елисей соприкасается с мантией своего учителя, которая как культовое облачение ассоциируется с пророческой мощью и властью. [12]

Некоторые ученые считают это показателем обычаев наследования собственности того времени, когда старший сын получал вдвое больше наследства отца, чем каждый из младших сыновей. В этой интерпретации Елисей просит, чтобы его считали «законным наследником» и преемником Илии. [13] Критики этой точки зрения отмечают, что Елисей уже был назначен преемником Илии ранее в повествовании и что Елисей описывается как совершивший вдвое больше чудес, чем Илия. В этой интерпретации «двойная доля» — это не просто намек на первенство в преемственности, но вместо этого это просьба о большей пророческой силе, даже чем у Илии. [14]

Елисей отказывается от даров Неемана , Питер де Греббер , 1630 г.

Благодаря мантии, упавшей с Илии, Елисей чудесным образом пересек Иордан и вернулся в Иерихон, где заслужил благодарность народа, очистив нездоровую воду их источника и сделав ее пригодной для питья. [15]

Когда армии Иуды , Израиля и Эдома , объединившиеся тогда против Меши , моавитянского царя, страдали от засухи в Идумейской пустыне, Елисей согласился вмешаться. Его двойное предсказание относительно облегчения засухи и победы над моавитянами исполнилось на следующее утро. [9]

Когда группа мальчиков (или юношей) [а] из Вефиля насмехались над пророком за его лысину, Елисей проклял их именем Яхве , а две медведицы вышли из леса и растерзали сорок два мальчика. [4]

Чтобы помочь вдове пророка, которой надоел суровый кредитор, Елисей увеличил немного масла, чтобы она могла не только выплатить свой долг, но и обеспечить нужды своей семьи. [16] Еврейская традиция идентифицирует мужа вдовы как Авдию , слугу царя Ахава , который спрятал 100 пророков Яхве в двух пещерах. [17]

Согласно 3 Царств 17 , Илия воскресил финикийского мальчика в городе Сарепта . Во второй Книге Царств Елисей добился для богатой женщины из Сунема рождения сына . Когда через несколько лет ребенок умер, Елисей успешно реанимировал его . [18]

Голод в Самарии (иллюстрация Гюстава Доре из Библии La Sainte 1866 года )

Чтобы накормить сыновей пророков, страдающих от голода, Елисей превратил похлебку из ядовитых тыкв в полезную пищу. [15] Он накормил сто человек двадцатью хлебами молодого ячменя , оставив немного остатков, [19] в истории, которую можно сравнить с чудесами Иисуса в Новом Завете . [20]

Елисей исцелил сирийского военачальника Неемана от проказы , но наказал своего слугу Гиезия , который взял деньги у Неемана. [18] Нееман, поначалу сопротивлявшийся, повиновался Елисею и семь раз омылся в реке Иордан . Обнаружив, что его плоть «восстановилась, как плоть маленького ребенка», генерал был настолько впечатлен этим свидетельством Божьей силы и бескорыстием своего пророка, что выразил свое глубокое убеждение в том, что «нет другого Бога во всем мире». земле, но только в Израиле». [21] Елисей позволил Нееману продолжать службу сирийскому царю и поэтому присутствовать при поклонении Риммону в сирийском храме. Согласно Евангелию от Луки , Иисус имел в виду исцеление Неемана, когда сказал: «И было много прокаженных в Израиле во времена пророка Елисея, и никто из них не очистился, кроме Неемана Сириянина». [22]

Действия Елисея включали неоднократное спасение израильского царя Иорама от засады, запланированной Венададом , [4] приказав старейшинам закрыть дверь перед посланником неблагодарного царя Израиля, [23] странной слепотой сбивая с толку воинов сирийского царя, [24] заставить железо плавать, чтобы избавить от смущения сына пророка, [15] и уверенно предсказывая внезапное бегство врага при осаде Самарии и последующее прекращение голода в городе, [25]

Затем Елисей отправился в Дамаск и предсказал, что Азаил будет царем Сирии. [10] Елисей приказывает одному из сыновей пророков помазать Ииуя, сына Иосафата , на царство Израиля, и поручает ему истребить дом Ахава. [12] Смерть Иорама, пронзенного стрелой из лука Ииуя, конец Иезавели , [26] и убийство семидесяти сыновей Ахава доказало, как он выполнил это требование. [27]

Последние дни Елисея

[ редактировать ]
Чудо на могиле Елисея. ( Ян Нагель , 1596 г.)

Пока Елисей лежал на смертном одре в своем собственном доме, Иоас Израильтянин , внук Ииуя, пришел оплакивать его приближающийся уход и произнес те же слова, что и Елисей, когда Илия был уведен, показывая свою ценность для него. : «Отец мой, отец мой! Колесница Израиля и всадники его». [28] Иоас помогает Елисею пустить стрелу на восток из окна его комнаты, предсказывая, когда она приземляется:

Стрела избавления Господня и стрела избавления из Сирии; ибо вы должны поражать сирийцев в Афеке , пока не уничтожите их. [29]

Елисей предсказал три успешных сражения с арамейцами, но не абсолютную победу. [10] Во 2 Царств 13:25 записаны три победы Иоаса, в результате которых были возвращены города, потерянные арамейцами, вероятно, на западном берегу Иордана. [30]

Согласно «Книгам Царств», через год после смерти и погребения Елисея (или следующей весной) тело было помещено в его могилу. Как только тело коснулось останков Елисея, человек «ожил и встал на ноги». [31]

Почитание

[ редактировать ]
Елисей воспитывает сына сунамитянки , гравюра на дереве Юлиуса фон Карольсфельда (1794–1872).

Елисей почитается как святой во многих христианских церквях. Его праздник приходится на 14 июня по восточно-православному и восточно-католическому литургическому календарям (для тех церквей, которые используют традиционный юлианский календарь , 14 июня приходится на 27 июня по современному григорианскому календарю ). Армянская Апостольская Церковь отмечает его праздник в четверг, следующий за пятым воскресеньем после Пятидесятницы (1 июля 2021 года). [32] Иоанн Дамаскин составил канон была построена церковь в честь Елисея, и в его честь в Константинополе .

В западном христианстве Елисей поминается в календаре святых кармелитов , католического религиозного ордена . [33] которые заявляют о своем духовном происхождении от него, согласно указу Генерального капитула кармелитов 1399 года. [15] Он также отмечен как пророк в Календаре святых Лютеранской церкви Синода Миссури . Оба календаря также отмечают его 14 июня. И православные, и католики считают, что он не был женат и хранил целомудрие. [34]

Юлиан Отступник (361–363) приказал сжечь мощи пророков Елисея, Авдия и Иоанна Крестителя , похороненных рядом друг с другом в Себастии , [35] но они были спасены христианами, и часть их была перенесена в Александрию . [18] Сегодня мощи Елисея предположительно находятся среди владений Коптского православного монастыря Святого Макария Великого в Скетах , Египет . [36]

День памяти Елисея отмечается 20 июня – перенесение мощей и одежд апостолов Луки , Андрея и Фомы , пророка Елисея и мученика Лазаря Персидского, найденного ок. 960 , во времена императора Романа Лакапина (919–944) в монастыре святой Августы в церковь Святых Апостолов в Константинополе при императоре Константине Багрянородном ( ок. 956–970 ) святым Патриархом Константинопольским Полиевктом (956–970 ). 970). [37]

Память Елисея также совершается 20 июля вместе с Аароном , Илией и Моисеем. [38]

В исламе

[ редактировать ]

Елисей ( араб . اليسع , латинизированный : аль-яса ) почитается как пророк во всем исламе и является пророческим преемником Илии (араб. Ильяс ). Елисей дважды упоминается в Коране как пророк: [39] наряду с другими пророками. [40] Согласно Корану, Елисей превознесен «над » мирами или над народом ) ( своим [41] и находится «в числе превосходных» ( араб . «Среди хороших» , латинизировано : мина л-акхьяр (и) ). [42] Исламские источники, отождествляющие Элишу с Хидром, ссылаются на прочные отношения между аль-Хидром и Илией в исламской традиции. [43]

Некоторые мусульмане полагают, что могила Елисея находится в Аль-Авджаме в восточном регионе Саудовской Аравии . Святыня была удалена правительством Саудовской Аравии , поскольку такое почитание не соответствует реформаторскому движению ваххабитов или салафитов, доминирующему в Саудовской Аравии. [44] [45] Он был важной достопримечательностью на протяжении многих веков во времена Османской Аравии и был очень популярным местом паломничества мусульман всех сект на протяжении всего досовременного периода. [46]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Иврит наар , в Новой международной версии переведено как «молодёжь» . В статье Еврейской энциклопедии об Елисее говорится: «Преступники не были детьми, но назывались так ( «неарим» ), потому что у них не было ( «меноарим» ) никакой религии ( Сота 46б)». [9] Хотя в «Официальной версии короля Иакова» использовались слова «маленькие дети», теолог Джон Гилл заявил в своем «Изложении Библии» , что это слово «использовалось в отношении людей тридцати или сорока лет».

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Элисей ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

  1. ^ Уэллс, Джон К. (1990). «Элиша». Словарь произношения Лонгмана . Харлоу, Англия: Лонгман. п. 239. ИСБН  0-582-05383-8 .
  2. ^ Луки 4:27 «И было много прокаженных в Израиле во времена пророка Елисея. Но ни один из них не очистился, а только Нееман Сиринин».
  3. ^ Пересмотр священного: новые взгляды на теологию бахаи , том 8. с. 32. Джек Маклин. 1997.
  4. ^ Jump up to: а б с Даффи, Д. (1909). «Элисей» . Католическая энциклопедия . Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 7 января 2014 г.
  5. ^ Jump up to: а б Ахтемейер, редактор Пола Л., и Деннис Р. Братчер, доктор философии. «Элиша». Библейский словарь ХарперКоллинза. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство HarperCollins, 1996.
  6. ^ Дж. К. Мид, «Елисей» в книге Билла Т. Арнольда и Х. Г. Уильямсона (ред.), Словарь Ветхого Завета: Исторические книги (InterVarsity Press, 2005), стр. 254–258.
  7. ^ Коллинз, Джон Дж. Введение в еврейскую Библию . Миннеаполис: Крепость, 2004. стр. 268–269.
  8. ^ 103 библейских результата по слову «Елисей» из New International Version , Bible Gateway. По состоянию на 21 апреля 2024 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д «Элиша». Еврейская энциклопедия .
  10. ^ Jump up to: а б с «Библейские персонажи: Елисей, Чудотворец», Базилика Национального храма Непорочного Зачатия, 1 февраля 2021 г.
  11. ^ Доти, Уильям Пласкетт (1872). Доти, Уильям Пласкетт. История пророка Елисея .
  12. ^ Jump up to: а б Британика, Редакторы энциклопедии. «Элиша». Британская энциклопедия , 7 февраля 2024 г.
  13. ^ «Вальд, Джек, «Просьба о двойной доле», Международная церковь Рабата, 2 ноября 2003 г.» .
  14. ^ Фрэнсис, RW. «Пророческое двойное помазание» . Вестник евангельской веры . gospel.org.nz.
  15. ^ Jump up to: а б с д «Элисей» . Орден Кармелитов. Архивировано из оригинала 26 мая 2020 г. Проверено 7 января 2014 г.
  16. Цукер, Дэвид Дж., «Илия и Елисей», Часть II, Jewish Bible Quarterly , том 41, № 1, 2013 г.
  17. ^ 3 Царств 18:3–16 ; ср. Комментарий кафедры к 2 Царств 4 , по состоянию на 22 декабря 2017 г.
  18. ^ Jump up to: а б с «Элиша» . Православная Церковь в Америке.
  19. ^ 2 Царств 4: 42–44.
  20. ^ Матфея 14:15–21 , Матфея 15:32–38 , Иоанна 6:5–14.
  21. ^ 2 Царств 5:15
  22. ^ Луки 4:27
  23. ^ 2 Царств 6: 25–32.
  24. ^ 2 Царств 6: 13–23.
  25. ^ 2 Царств 7: 1–20.
  26. ^ 2 Царств 9:30–34.
  27. ^ 2 Царств 9:11–10:30
  28. ^ 2 Царств 2:12 , 2 Царств 13:14.
  29. ^ 2 Царств 13:17
  30. ^ Комментарий кафедры к 2 Царств 13 , по состоянию на 9 января 2018 г.
  31. ^ 2 Царств 13: 20–21.
  32. ^ Домар: календарный и литургический цикл Армянской Апостольской Православной Церкви , Армянский православный теологический научно-исследовательский институт, 2003, с. 446.
  33. ^ Кармелитский календарь. Архивировано 13 июля 2007 г., в Wayback Machine.
  34. ^ Пол Л. Ротермель (19 августа 2010 г.). «Иисус никогда не был женат» . Подробные ответы на вопросы о христианстве . Святитель Игнатий читает. Архивировано из оригинала 28 июля 2011 г.
  35. ^ Денис Прингл, Церкви Иерусалимского королевства крестоносцев: Корпус. Том. 2: LZ (исключая Тир) , с. 283.
  36. ^ «Монастырь Святого Макария Великого» . Архивировано из оригинала 9 июля 2011 г. Проверено 22 декабря 2006 г.
  37. ^ "ЕЛИСЕЙ, ПРОРОК - Древо" . drevo-info.ru (in Russian) . Retrieved 2022-07-16 .
  38. ^ «Моисей» . DEON.pl (на польском языке) . Проверено 3 сентября 2021 г.
  39. ^ Тоттоли, Роберто, «Элиша», в: Энциклопедия Корана , главный редактор: Джейн Даммен Маколифф, Джорджтаунский университет, Вашингтон, округ Колумбия. Брилл Онлайн.
  40. ^ Тоттоли, Роберто, «Элиша», в: Энциклопедия ислама , ТРИ, под редакцией: Кейт Флит, Гудрун Кремер, Денис Матриндж, Джон Навас, Эверетт Роусон. Брилл Онлайн.
  41. ^ Коран 6:86.
  42. ^ Коран 38:48.
  43. ^ аль-Рабгузи, Истории пророков , изд. Хендрик Э. Боешотен, М. Вандам и Семих Тезкан [Лейден 1995], 2:460
  44. ^ «Религиозные ограничения в Саудовской Аравии – репортаж: Jafariya News, новости от 12 декабря» . Архивировано из оригинала 6 мая 2012 г. Проверено 31 января 2013 г. Опубликовано на shiachat.com, цитата: «Правительство разрушило храм Пророка Елисея в Аль-Авджаме к западу от Катифа несколько десятилетий назад». По состоянию на 21 апреля 2024 г.
  45. ^ «Салафитский бидат в уважении знамений Аллаха» . Проверено 21 апреля 2024 г. Они разрушили много чего, например... могилу Пророка Елисея в Аль-Авджаме.
  46. ^ ( Аль-Яса на арабском языке)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Исламский взгляд

[ редактировать ]
  • Амина Адиль, Дары Света. Чудесные истории посланников Бога (Кандерн в Шварцвальде, 1999), 563–73.
  • аль-Фаррах, Маани аль-Коран , изд. Ахмад Юсуф Наджати и Мухаммад Али ан-Наджар (Каир, 1955–71), 2: 407–8
  • Йозеф Горовиц, Исследования Корана (Берлин и Лейпциг, 1926), 99, 101.
  • аль-Хушаби, Араис аль-Коран ва-нафаис аль-фуркан ва-фарадис аль-джинан , изд. Саид Абд аль-Фаттах (Бейрут, 2007 г.), 167–9.
  • аль-Кисаи, Кишаш аль-анбия , изд. Исаак Айзенберг (Лейден 1922–3), 199–205, пер. Уилер М. Такстон-младший, Рассказы о пророках аль-Кисаи (Бостон, 1978), 269.
  • аль-Маджлиси, Бихар аль-анвар (Бейрут, 1983), 13: 396–403.
  • аль-Макдиси, аль-Мутаххар б. Тахир, аль-Бадъ ва-л-тарих , изд. Клеман Юарт (Париж, 1903), 3:100
  • ар-Рабгузи, Истории пророков , изд. Хендрик Э. Боешотен, М. Вандам и Семих Тезкан (Лейден, 1995), 2:460
  • Сибт б. аль-Джаузи, Мират аз-заман фи тарих аль-айян , изд. Ихсан Аббас (Бейрут, 1985), 1: 460, 466
  • ат-Табари, Тахрих ар-русул ва-ль-мулук , изд. MJ de Goeje et al. (Лейден 1879–1901), 1:542–4, пер. Уильям М. Бриннер, История ат-Табари, том. 4, Дети Израиля (Олбани, 1991), 124–5.
  • аль-Тхалаби, Кишаш аль-анбия (Каир, 1954), 259–61, пер. Уильям М. Бриннер, «Арахис аль-Маджалис фи Кишаш аль-Анбия, или Жизнеописания пророков, изложенные Абу Исхаком Ахмадом ибн Мухаммадом ибн Ибрахимом аль-Салаби» (Лейден, 2003–5.432).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 43bdab711bec0ef8ed2bfa155fba9b2f__1721456520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/43/2f/43bdab711bec0ef8ed2bfa155fba9b2f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elisha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)