2 короля 2
2 короля 2 | |
---|---|
← глава 1 глава 3 → | |
![]() Страницы, содержащие Книги царей (1 и 2 королей) Ленинградского кодекса (1008 г. н.э.). | |
Книга | Вторая книга Царств |
Часть еврейской Библии | Невиим |
Порядок в еврейской части | 4 |
Категория | Бывшие Пророки |
Христианская часть Библии | Ветхий Завет |
Порядок в христианской части | 12 |
2 Царств 2 вторая глава второй части Книги Царств в еврейской Библии или Второй Книги Царств в Ветхом Завете христианской — Библии . [ 1 ] [ 2 ] Книга представляет собой сборник различных летописей, в которых записаны деяния царей Израиля и Иудеи, составленный составителем Второзакония в седьмом веке до нашей эры, с дополнением, добавленным в шестом веке до нашей эры. [ 3 ] В первой части этой главы (стихи 1–18) рассказывается о назначении Елисея преемником Илии и о вознесении Илии на небо , а во второй части (стихи 19–25) рассказывается о некоторых чудесных деяниях Елисея, показывающих, что ему была дарована власть. похож на Илию. [ 4 ]
Текст
[ редактировать ]Эта глава изначально была написана на иврите и с XVI века разделена на 25 стихов.
Текстовые свидетели
[ редактировать ]Некоторые ранние рукописи, содержащие текст этой главы на иврите , относятся к традиции масоретских текстов , в которую входят Кайренский кодекс (895 г.), Алеппский кодекс (10 век) и Ленинградский кодекс (1008 г.). [ 5 ]
Существует также перевод на греческий койне, известный как Септуагинта , сделанный в последние несколько столетий до нашей эры. Сохранившиеся древние рукописи версии Септуагинты включают Codex Vaticanus ( B ; Б ; 4 век [ а ] ) и Александрийский кодекс ( A ; А ; V век). [ 7 ] [ б ]
Анализ
[ редактировать ]История о наследовании Елисеем пророческой силы Илии помещена в этой главе после завершения правления Охозии, но до начала правления Иорама, что подчеркивает ее важность как единственного рассказа о пророческой преемственности, записанного в Танахе. [ 9 ] Это также один из двух случаев (второй — при смерти Елисея; 13:14-21), когда история находится вне повествоваемого времени (среди последовательных и взаимосвязанных формул царской преемственности, но отдельно от них). ), ставя «пророчество против царской власти». [ 9 ]
Повествования этой главы напоминают прошлую историю Израиля, где Илия был новым Моисеем , Елисей — его Иисусом Навином, Ахав — фараоном, а когда один сын умер (Пасха), Илия ушел на другую сторону Иордана (как это делает Моисей). , в то время как Елисей пересекает Иордан обратно на западный берег, «чтобы продолжить завоевание, начиная с Иерихона». [ 10 ]
Структура
[ редактировать ]Вся эта глава имеет хиастическую структуру, [ с ] нанесение на карту сцен путешествия и возвращения: Илия и Елисей отправились из Галгала в Вефиль, в Иерихон, а затем на другую сторону Иордана, где происходит кульминационное восхождение Илии. Затем Елисей вернулся один через Иерихон, Вефиль, гору Кармил и остановился в Самарии . [ 9 ]
Схема повествований следующая: [ 11 ]
- Илия и Елисей покидают Галгал (2:1-2)
- Б Илия и Елисей в Вефиле (2:3-4)
- C Илия и Елисей в Иерихоне (2:5-6)
- D Илия и Елисей покидают сыновей пророков и переходят реку Иордан (2:7-8).
- X Восхождение Илии (2:9-12а)
- Д'Елисей пересекает реку Иордан и противостоит сыновьям пророков (2:12б-18)
- D Илия и Елисей покидают сыновей пророков и переходят реку Иордан (2:7-8).
- С Елисей в Иерихоне (2:19-22)
- C Илия и Елисей в Иерихоне (2:5-6)
- Б Елисей в Вефиле (2:23-24)
- Б Илия и Елисей в Вефиле (2:3-4)
- А'Елисей возвращается в Самарию (2:25)
Назначение Елисея и вознесение Илии (2:1–18)
[ редактировать ]
Жизнь Илии подходила к концу с вознесением на небеса, одним из очень немногих прорывов «стены смерти» в еврейской Библии/Ветхом Завете. [ 4 ] Поскольку он «только ушел, но не умер», ожидалось, что он вернется без необходимости воскресения, чтобы «возвестить о приходе Мессии», как отмечалось во времена Нового Завета ( Марка 6:15 ; 8:28 ). Стихи 2–6 показывают, что Илия, Елисей и многие ученики Пророка знали о предстоящем отъезде Илии. В то время как Илия, кажется, хочет побыть один, когда придет время, Елисей хочет сопровождать его: он должен быть «свидетелем чуда и наследником господина». Елисей просил и получил в наследство «дух» Илии (как «двойную долю, причитающуюся старшему сыну», стих 9 , ср. Второзаконие 21:17 ), который считается наиболее близким к «сфере Божией» (ср. Судей). 3:10; 14:6; 1 Царств 10:10; Исайя 11:2 и др.). [ 12 ] Елисей также унаследовал мантию Илии, один из отличительных признаков старшего пророка (3 Царств 19:13, 19; ср. 2 Царств 1:8), которая, как также доказано, обладает магической силой (и Илия, и Елисей могли разделить ею реку Иордан). , напоминая нам о разделе Красного моря Моисеем в Исходе 14:21). [ 12 ] Военный почетный титул «колесница Израиля и всадники на ней» (стих 12; или «кони») также применяется к Елисею (4 Царств 13:14) в связи с военными успехами, достигнутыми Израильским царством с его помощью. (более поздние деяния Елисея записаны главным образом во 4 Царств 3 ; 6–7). [ 12 ]
Стих 1
[ редактировать ]- Затем, когда Господь собирался в вихре взять Илию на небо, Илия пошел с Елисеем из Галгала. [ 13 ]
Первое предложение вступительного стиха подводит итог предстоящим событиям, тогда как второе описывает начало пути, ведущего к ним. С самого начала ЯХВЕ «назван субъектом этого происшествия», а сарах («буря, вихрь»; часто ассоциируется с теофанией , например, в Иов 38:1 ) как посредником вознесения Илии. [ 11 ] Елисей упоминается впервые с тех пор, как Илия избрал его ( 3 Царств 19:19–21 ), сопровождая пророка из Галгала (вероятно, к северу от Вефиля) и создавая конфликт между ними в следующих трех сценах, как настаивает Илия. что он пойдет один, а Елисей клянется следовать за ним. [ 11 ]
Стих 9
[ редактировать ]- И когда они переправились, Илия сказал Елисею: проси! Что мне сделать тебе, прежде чем я буду отнят от тебя?
- Елисей сказал: «Пожалуйста, пусть двойная часть твоего духа будет на мне». [ 14 ]
- «Двойная порция»: с иврита : пи-шанс , пи - ш-на-йим , [ 15 ] «двойной рот», относящийся к части, унаследованной первенцем ( Второзаконие 21:17 ), отмечая Елисея как выдающегося среди «сынов пророка». [ 16 ] По еврейской традиции, Елисей совершил вдвое больше чудес, чем Илия (по одному счету: 16 к 8). [ 16 ]
Стих 11
[ редактировать ]- Потом случилось, пока они шли и разговаривали, что внезапно появилась огненная колесница с огненными конями и разлучила их двоих; и Илия в вихре вознесся на небо. [ 17 ]
- "То вдруг появилась огненная колесница с огненными конями": с иврита: и вот огненная колесница и огненные кони , wə- hi-nêh re-ḵeḇ - 'êš wə- sū-sê 'êš , [ 18 ] «И вот, огненная колесница и огненные кони». [ 19 ]
Первые действия Елисея: принесение жизни и смерти (2:19-25)
[ редактировать ]
В этом разделе описаны некоторые из первых действий Елисея, подтверждающие, что «Елисей имеет ту же силу творить чудеса, что и Илия до него». [ 12 ] Источник, названный в честь Елисея (приписываемый чуду, описанному в стихах 19–22), и сегодня можно увидеть в оазисе в Иерихоне с его свежей и обильной живительной водой. [ 12 ] В отличие от этого, высмеивание пророков может стоить жизни (стихи 23–24; ср. 4 Царств 1 :9–14; еще 42 смерти приходится на Ииуя во 2 Царств 10:12–14 ). [ 12 ]
Стих 23,24.
[ редактировать ]
- Затем он пошел оттуда в Вефиль; И когда он шел по дороге, пришли из города какие-то юноши, насмехались над ним и говорили ему: «Подойди, плешивый! Подойди, плешивый!» И он обернулся, посмотрел на них и проклял их именем Господним. И две медведицы вышли из леса и растерзали сорок два юноши. [ 20 ]
- «Юноши»: от еврейского словосочетания: маленькие мальчики , nə-'ā-rîm qə-ṭa-nîm , [ 21 ] что может означать «юноши» или «подчиненные», а поскольку в Вефиле находится святилище золотого тельца, построенное Иеровоамом , контекст предполагает, что эта фраза относится не к «детям», а к тем, кто служит (аналогично «левитам ") в идолопоклоннической святыне. [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ 2 Царств 2:5–7, 10–13 отсутствуют в дошедшем до нас Ватиканском кодексе из-за разрыва одной из его страниц. [ 6 ]
- ↑ Вся книга «2 Царств» отсутствует в дошедшем до нас Синайском кодексе . [ 8 ]
- ^ «Хиастическая структура располагает элементы концентрически вокруг центра, меняя порядок элементов после центрального элемента», например, в этом отрывке: ABCDXD'C'B'A'. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Галлей 1965 , с. 201.
- ^ Коллинз 2014 , с. 285.
- ^ Маккейн 1993 , с. 324.
- ^ Перейти обратно: а б Дитрих 2007 , стр. 248–249.
- ^ Вюртвайн 1995 , стр. 35–37.
- ^ Свит, Генри Барклай (1902). Введение в Ветхий Завет на греческом языке . Кембридж. п. 104 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Вюртвайн 1995 , стр. 73–74.
- ^
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Синайский кодекс ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кон 2000 , с. 10.
- ^ Лейтхарт 2006 , с. 172.
- ^ Перейти обратно: а б с Кон 2000 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дитрих 2007 , с. 249.
- ^ 2 Короля 2:1 MEV
- ↑ 2 Царств 2:9 KJV
- ^ Анализ еврейского текста: 4 Царств 2:9 . Библейский центр
- ^ Перейти обратно: а б Лейтхарт 2006 , с. 174.
- ↑ 2 Царств 2:11 NKJV
- ^ Анализ еврейского текста: 4 Царств 2:11 . Библейский центр
- ^ Примечание [b] к 2 Царств 2:11 в NET Bible.
- ^ 2 Царств 2:23 NKJV
- ^ Анализ еврейского текста: 4 Царств 2:23 . Библейский центр
- ^ Лейтхарт 2006 , с. 175.
Источники
[ редактировать ]- Кон, Роберт Л. (2000). Коттер, Дэвид В.; Уолш, Джером Т.; Франке, Крис (ред.). 2 короля . Берит Олам (Вечный завет): исследования еврейского повествования и поэзии. Литургическая пресса. ISBN 9780814650547 .
- Коллинз, Джон Дж. (2014). «Глава 14: 3 Царств 12 – 2 Царств 25». Введение в Еврейские Писания . Крепость Пресс. стр. 277–296. ISBN 9781451469233 .
- Куган, Майкл Дэвид (2007). Куган, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн; Перкинс, Фем (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами: новая исправленная стандартная версия, выпуск 48 (дополненное 3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195288810 .
- Дитрих, Вальтер (2007). «13. 1 и 2 Короля». В Бартоне, Джон ; Маддиман, Джон (ред.). Оксфордский библейский комментарий (первое издание (в мягкой обложке)). Издательство Оксфордского университета. стр. 232–266. ISBN 978-0199277186 . Проверено 6 февраля 2019 г.
- Галлей, Генри Х. (1965). Библейский справочник Галлея: сокращенный библейский комментарий (24-е (переработанное) изд.). Издательство Зондерван. ISBN 0-310-25720-4 .
- Лейтхарт, Питер Дж. (2006). 1 и 2 короля . Бразос Богословский комментарий к Библии. Бразос Пресс. ISBN 978-1587431258 .
- Маккейн, Уильям (1993). «Короли, Книга». В Мецгере, Брюс М ; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета. стр. 409–413 . ISBN 978-0195046458 .
- Вюртвейн, Эрнст (1995). Текст Ветхого Завета . Перевод Роудса, Эрролла Ф. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. ISBN 0-8028-0788-7 . Проверено 26 января 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейские переводы:
- Мелахим II - II Царств - Перевод главы 2 (Judaica Press) [с Раши ] на Chabad.org комментарием
- Христианские переводы:
- Интернет-Библия на сайтеGospelHall.org (ESV, KJV, Darby, американская стандартная версия, Библия на базовом английском языке)
- 2 Царств. Глава 2. Библейские ворота