Jump to content

2 короля 3

2 короля 3
Страницы, содержащие Книги царей (1 и 2 королей) Ленинградского кодекса (1008 г. н.э.).
Книга Вторая книга Царств
Часть еврейской Библии Невиим
Порядок в еврейской части 4
Категория Бывшие Пророки
Христианская часть Библии Ветхий Завет
Порядок в христианской части 12

2 Царств 3 третья глава второй части Книги Царств в еврейской Библии или Второй Книги Царств в Ветхом Завете христианской Библии . [ 1 ] [ 2 ] Книга представляет собой сборник различных летописей, в которых записаны деяния царей Израиля и Иудеи, составленный составителем Второзакония в седьмом веке до нашей эры, с дополнением, добавленным в шестом веке до нашей эры. [ 3 ] После краткого введения в царствование последнего царя Израиля из Омриды , Иорама Израилева , сына Ахава , в этой главе рассказывается о войне коалиции царей Израиля , Иуды и Эдома против Меши , царя Израиля. Моав с некоторым вкладом Елисея . пророка [ 4 ] Другой взгляд на события в этой главе дает, в частности, надпись на стеле Меша, сделанная вышеупомянутым царем Моава в ок. 840 г. до н.э. [ 5 ] [ 6 ]

Эта глава изначально была написана на иврите и с XVI века разделена на 27 стихов.

Текстовые свидетели

[ редактировать ]

Некоторые ранние рукописи, содержащие текст этой главы на иврите , относятся к традиции масоретских текстов , в которую входят Кайренский кодекс (895 г.), Алеппский кодекс (10 век) и Ленинградский кодекс (1008 г.). [ 7 ]

Существует также перевод на греческий койне, известный как Септуагинта , сделанный в последние несколько столетий до нашей эры. Сохранившиеся древние рукописи версии Септуагинты включают Codex Vaticanus ( B ; Б ; IV век) и Александрийский кодекс ( A ; А ; V век). [ 8 ] [ а ]

2 Kings 3 имеет довольно связный синтаксис, практически без каких-либо признаков редакционной работы на синтаксическом уровне. [ 10 ] Однако, исходя из топографических соображений, повествование могло иметь как минимум два пласта: первоначальная традиция, сохранившаяся в стихах 4–6 и 24–27, описывает карательную войну Израиля против Моава с севера через некоторое время после восстания Меши, которая находится в согласуется с внебиблейскими свидетельствами и историей заселения Трансиордании в девятом веке до нашей эры; и еще одна история в стихах 7–23, дополняющая этот основной слой и предвещающая формирование союза между Израилем, Иудой и Эдомом; оракул Елисея; и нападение на Моав с юга. Несмотря на некоторые нестыковки, проиудейский редактор умело соединил это расширение истории в связную информацию. [ 11 ] Повествование в 4-й главе 3 Царств имеет тематические и лексические параллели с другими отрывками Библии, такими как 3-я Царств 22 или Числа 20. [ 12 ]

Царь Израиля Иорам (3:1–3)

[ редактировать ]

Иорам — последний правитель династии Омри , и, как и другие монархи династии, он получил отрицательную оценку перед Богом, хотя и более благоприятную, чем его родители Ахав и Иезавель, потому что «говорят, что он упразднил «столп Ваала », культовый камень, установленный его отцом» (хотя в 3 Царств 16:32 он не упоминается). [ 13 ] Тем не менее, позже он был убит Ииуем (4 Царств 9:24), и его семейная династия была полностью уничтожена, как и было предсказано. [ 13 ]

Иорам, сын Ахава, воцарился над Израилем в Самарии в восемнадцатый год Иосафата, царя Иудейского, и царствовал двенадцать лет. [ 14 ]
И он делал зло пред очами Господа, но не так, как его отец и мать; ибо он убрал священный столб Ваала, который сделал его отец». [ 19 ]
  • «Пред Господом»: букв. «в глазах Господа». [ 20 ]

Война против Моава (3:4–27)

[ редактировать ]
Карта с изображением королевств Леванта ок. 830 г. до н.э. Царства, относящиеся к этой главе: Израиль (синий), Иуда (бордовый), Моав (фиолетовый) и Эдом (желтый).

В какой-то момент Израиль при династии Омри был признан «региональной сверхдержавой», и «царства Иуды и Эдома были послушны» (стихи 7–8), «царство Моава было вассалом, обязанным платить дань» (стих 4). ), и любые восстания грозят военными репрессиями. [ 13 ] Однако успех войн Израиля не был достигнут без вмешательства ЯХВЕ , как показано в этом разделе. Когда коалиция царей Израиля, Иуды и Эдома против Моава оказалась под угрозой провала из-за того, что в пустыне Эдома закончились запасы воды, Иосафат, царь Иуды, попросил призвать пророка ЯХВЕ. Появился Елисей, израильский пророк, но хотел иметь дело только с царем Иудеи (стихи 11–14). Пророк обеспечил успех кампании с чудесной помощью ЯХВЕ. Наступление союзной армии против Моава привело к уничтожению всего региона (стихи 24б–26), пока царь Моава в отчаянии не принес ужасную жертву своего первенца своему богу, что заставило Израиль быть поражен «великим ударом». гнев» и заставил атакующие войска отступить (стих 27). [ 13 ]

Меша, царь Моава, был пастухом и отдал царю Израильскому сто тысяч ягнят и сто тысяч баранов вместе с шерстью. [ 21 ]
Но было так, что после смерти Ахава царь Моава восстал против царя Израиля. [ 22 ]

Этот и последующие стихи развивают утверждение вступительного стиха 4 Царств о восстании Моава. [ 23 ] Точно так же, как единое царство Израиля разделилось во дни сына Соломона, образовавшееся в результате царство Израиля разделилось (с потерей Моава) во дни сына Ахава, что указывает на то, что Ахава изображают извращённым Соломоном (сравнивая 4 Царств 3: 5–1 Царств 12:19). [ 24 ]

И пошел царь Израиля с царем Иудеи и царем Эдома. И когда они совершили семидневный обходной путь, не было воды ни для войска, ни для животных, шедших за ними. [ 25 ]
  • «Царь Эдома»: в 3 Царств 22:47 говорится, что «не было тогда царя в Эдоме: царем был заместитель» во времена Иосафата до Иорама Иудейского. Коган и Тадмор объясняют, что «однако не было бы ничего необычного в том, что одно и то же должностное лицо упоминается как «заместитель» в хронистическом источнике (например, 3 Царств 22:48) и «царь» в пророческом повествовании». [ 26 ] Более того, во 4 Царств 8:20 («Во дни [Иорама Иуды] Едом восстал против власти Иуды и поставил своего царя») не утверждает, что до того времени в Едоме не было царя; это могло просто означать, что они заменили марионеточного царя/наместника, одобренного Иудой, на кого-то по своему вкусу. Низший статус этого царя Эдома подчеркивается во 2 Царств 3 тем фактом, что у него нет ни диалога, ни действий, ни даже имени. [ 27 ]

Это единственный стих в главе, в котором упоминается Илия. В нем упоминается царь, ищущий пророка Елисея , который омыл голову Илии.

И он сказал: «Так говорит Господь: «Сделай эту долину рвами». [ 28 ]
  • «Канавы» (KJV/NKJV): можно перевести как «водяные каналы». [ 29 ] «траншеи» (NASB), «бассейны с водой» (NIV) или «цистерны» (ESV), от иврита : גבים גבים gê-ḇîm gê-ḇîm , на основе множественного числа еврейского существительного גֵּב , geb или gev (« яма, траншея, канава»), повторенный дважды для выразительности. [ 30 ] [ 31 ] В Иеремии 14:3 это существительное означает «цистерна» (ср. Иеремия 39:10). [ 30 ] Эти траншеи предназначены для захвата села , который представляет собой «внезапный наводнение, возникающее в результате невидимого дождя, выпавшего на Моавитских холмах». [ 32 ]

Отношение к стеле Меша

[ редактировать ]
Стела Меша на своем нынешнем месте в Лувре , Париж, Франция.

Надпись на стеле Меша (Надпись Меша или « МИ ») подтверждает некоторые вещи, записанные во 2 Царств 3, и делает другие вещи в библейском тексте более понятными: [ 33 ]

  1. Жил-был « Меша, царь Моава » (МИ строка 1: «Я Меша, сын Чемош-ята, [ 34 ] царь Моава Дивонитянин»; 4 Царств 3:4 ). [ 33 ]
  2. Меша подчинялся Израилю при Омридах (строка МИ 6 относится к сыну Омри, который сказал: «Я угнету Моава»; 4 Царств 3:5 (также 2 Царств 1:1 ) утверждает, что Меша восстал после смерти Ахав [сын Омри]) и в конце концов добился независимости от Омридов. [ 35 ] [ 36 ]
  3. Израильским богом был Яхве (строка 18 MI относится к «сосудам Яхве», украденным у Нево; во 4 Царств 3:10 записаны жалобы Иорама о том, что Яхве намеревался отдать их в руки Моава: «Тогда царь Израиля сказал: «Увы, ! Господь призвал этих трёх царей отдать их в руки Моава». [ 37 ]
  4. Меша отвечал за стада (строка 31 MI: «Я водил туда [пастухов моих] [чтобы пасти] овец земли»; 4 Царств 3:4 ). [ 37 ]
  5. Меша был человеком, который мог отнять человеческую жизнь как религиозный акт преданности своему богу (строки MI 11–12, 15–17: «Я убил всех жителей города [Атарота], зрелище для Чемоша и Моава… .. Я убил в нем [городе Нево] семь тысяч мужчин и женщин, туземцев и чужеземцев, и рабынь, ибо я посвятил его Аштар-Хемошу»; 2 Царств; 3:27 описывает принесение Мешей своего сына во всесожжение). [ 37 ]
  6. Меша подтвердил силу своего бога отгонять вражеские армии (строка MI 19: «Хемос изгнал [царя Израиля] передо мной»; во 4 Царств 3:27 записано, что он принес в жертву своего сына Чемошу, за чем последовали израильтяне). отводя атаку на Мешу). [ 37 ]
  7. Колено Гада (гадитяне) занимало территорию непосредственно к северу от реки Арнон задолго до 9-го века (строка 10 МИ говорит, что гадитяне были там «издавна»; Библия не отрицает, что Моав часто занимал территорию к северу от реки Арнон). Арнон напротив Иерихона (например, Еглон, Судей 3:12-20), территория, которую он называет « равнинами Моава » ( Числа 22:1 ; Второзаконие). 34:1, 8 ; Иисус Навин 13:32 ), даже когда он не находился под властью Моава). В стеле Меша записано, что Меша злонамеренно убивал и порабощал гадитян (строки МИ 10–12, 25), что не упоминается в Библии, но дает лучшее понимание того, почему израильская армия применяла «мстительную военную тактику, такую ​​​​как уничтожение города, затыкают колодцы, забивают поля камнями и срубают фруктовые деревья» (4 Царств 3:24-25). [ 38 ]
  8. Меша проводил военные кампании к югу от реки Арнон (строки МИ 31–33 в несколько отрывочном тексте описывают кампанию против Хоронаима, хотя в более ранней части подчеркивается север; 4 Царств 3 описывает поход Меши в направлении Эдома), хотя это трудно определить, когда это было связано с вторжением в 4 Царств 3. Помимо знаменитого Моавитского камня, существует также вторая, менее известная и очень поврежденная надпись, обнаруженная в 1958 году в Эль-Кераке (часто отождествляемая с библейским Кир-Харесетом). ), который, по-видимому, посвящен святилищу Чемоша в Эль-Кераке, тем самым доказывая, что Меша занимал территорию значительно южнее Арнона, как предполагает Библия. [ 38 ]
  9. Готовность царя Эдома участвовать в походе с Израилем и Иудой против Моава более понятна в свете южного похода Меши (строки 31-33 МИ предполагают, что одним из мотивов участия идумеян ​​был страх, но, скорее всего, это связано с развитием Меши к быть независимым, чем Иуда). [ 38 ] Более того, если бы иностранное население Хоронаима, которое вытеснил Меша (МИ в прерывистом тексте, строка 31), было идумеянами, и если бы это произошло до вторжения союзников, у Эдома был бы дополнительный мотив мести. [ 27 ]

С другой стороны, в надписи Меши говорилось о победе над Израилем, в отличие от сообщения о победе Израиля над Моавом в 2 Царств 3, но библейский рассказ о вторжении Моава помогает объяснить, почему «Моав нигде не упоминается в надписях Салманасара III». (858-824)», то есть «карательный набег Израиля сделал их не заслуживающими упоминания в военном отношении». [ 27 ] Поэтому, хотя детальная синхронизация надписи Меша и 2 Царств 3 может быть проблематичной, Германн утверждает, что «в целом тексты дополняют друг друга». [ 39 ]

См. также

[ редактировать ]
  • Связанные части Библии: 2 Царств 1 , 2 Царств 8.
  • Примечания

    [ редактировать ]
    1. Вся книга «2 Царств» отсутствует в дошедшем до нас Синайском кодексе . [ 9 ]
    2. 18-й год единоличного правления Иосафата совпадает с 20-м годом его правления с начала его совместного регентства со своим отцом Асой, что позже будет засчитано в его общее правление в 25 лет. [ 18 ]
    1. ^ Галлей 1965 , с. 201.
    2. ^ Коллинз 2014 , с. 286.
    3. ^ Маккейн 1993 , с. 324.
    4. ^ Дитрих 2007 , стр. 249–250.
    5. ^ Стерн 1993 , с. 1.
    6. ^ Спринкл 1999 , с. 247.
    7. ^ Вюртвайн 1995 , стр. 35–37.
    8. ^ Вюртвайн 1995 , стр. 73–74.
    9. ^ В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Синайский кодекс ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
    10. ^ Гасс 2009 , с. 81.
    11. ^ Гасс 2009 , с. 84.
    12. ^ Гасс 2009 , с. 83.
    13. ^ Перейти обратно: а б с д и Дитрих 2007 , с. 249.
    14. ^ 2 Царств 3:1 KJV
    15. ^ Тиле, Эдвин Р. , Таинственные числа еврейских королей (1-е изд.; Нью-Йорк: Macmillan, 1951; 2-е изд.; Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1965; 3-е изд.; Гранд-Рапидс: Зондерван / Крегель, 1983). ). ISBN   0-8254-3825-X , 978-0825438257
    16. ^ Макфолл 1991 , вып. 23.
    17. ^ Перейти обратно: а б Макфолл 1991 , вып. 22.
    18. ^ Тетли 2005 , с. 110.
    19. ^ 2 Царств 3:2 NKJV
    20. Примечание к 2 Царств 3:2 в ESV.
    21. ^ 2 Царств 3:4 KJV
    22. ^ 2 Царств 3:5 KJV
    23. ^ Лейтхарт 2006 , с. 166.
    24. ^ Лейтхарт 2006 , с. 182.
    25. ^ 2 Царств 3:9 ESV
    26. ^ М. Коган и II. Тадмор, II Kings (AB 11; Нью-Йорк: Doubleday, 1988) 44,258
    27. ^ Перейти обратно: а б с Посыпка 1999 , с. 257.
    28. ^ 2 Царств 3:16 NKJV
    29. Примечание к 2 Царств 3:16 в NKJV.
    30. ^ Перейти обратно: а б Примечание к 2 Царств 3:16 в ESV.
    31. ^ Анализ еврейского текста: 4 Царств 3:16 . Библияхаб
    32. ^ См. Дональд Джон Уайзман, «1 и 2 короля: введение и комментарии» (TynOTC; Лестер: Inter Varsity, 1993), стр. 201; Пол Р. Хаус, 1, 2 Kings (NAC 8; Нэшвилл: Broadman & Holman, 1995), стр. 263–64; апуд Гасс 2009, с. 67.
    33. ^ Перейти обратно: а б Посыпка 1999 , с. 254.
    34. В свете надписи Эль-Керак имя отца Меши обычно читается как «кмш[ыт]», то есть «Чемош-ыт». По мнению Х. Л. Гинзберга , второй элемент мог бы произноситься как yatti , сокращение от yattin , глагольной формы, происходящей от семитского корня ntn , «давать». См. Уильям Л. Рид и Фред В. Виннетт, «Фрагмент ранней моавитянской надписи из Керака», Бюллетень американских школ восточных исследований 172 (1963), с. 8 н. 20а.
    35. ^ Спринкл 1999 , стр. 254–255.
    36. ^ Стерн 1993 , с. 2.
    37. ^ Перейти обратно: а б с д Посыпка 1999 , с. 255.
    38. ^ Перейти обратно: а б с Посыпка 1999 , с. 256.
    39. ^ С. Херрманн, С., «История Израиля во времена Ветхого Завета» (2-е изд.; пер. Дж. Боуда, Филадельфия: Крепость, 1981), с. 216.

    Источники

    [ редактировать ]
    [ редактировать ]
    Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
    Arc.Ask3.Ru
    Номер скриншота №: 8f7a07ef0e486054f7e963bc8d3f1999__1715214300
    URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/99/8f7a07ef0e486054f7e963bc8d3f1999.html
    Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
    2 Kings 3 - Wikipedia
    Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)