2 короля 18
2 короля 18 | |
---|---|
← глава 17 глава 19 → | |
![]() Страницы, содержащие Книги царей (1 и 2 королей) Ленинградского кодекса (1008 г. н.э.). | |
Книга | Вторая книга Царств |
Часть еврейской Библии | Невиим |
Порядок в еврейской части | 4 |
Категория | Бывшие Пророки |
Христианская часть Библии | Ветхий Завет |
Порядок в христианской части | 12 |
18 — восемнадцатая глава второй части Книги Царств в еврейской Библии или Второй Книги Царств в Ветхом Завете христианской 2 Царств Библии . [ 1 ] [ 2 ] Книга представляет собой сборник различных летописей, в которых записаны деяния царей Израиля и Иудеи, составленный составителем Второзакония в седьмом веке до нашей эры, с дополнением, добавленным в шестом веке до нашей эры. [ 3 ] В этой главе описываются события во время правления Езекии , царя Иудеи , и это часть раздела, включающего Царств 18:1–20 : 21 , с параллельной версией в Исаии 36–39 4 . [ 4 ]
Текст
[ редактировать ]Эта глава изначально была написана на иврите . Он разделен на 37 стихов.
Текстовые свидетели
[ редактировать ]Некоторые ранние рукописи, содержащие текст этой главы на иврите, относятся к традиции масоретских текстов , в которую входят Кайренский кодекс (895 г.), Алеппский кодекс (10 век). [ а ] ) и Ленинградский кодекс (1008). [ 6 ]
Существует также перевод на греческий койне, известный как Септуагинта , сделанный в последние несколько столетий до нашей эры. Сохранившиеся древние рукописи версии Септуагинты включают Codex Vaticanus ( B ; Б ; IV век) и Александрийский кодекс ( A ; А ; V век). [ 7 ] [ б ]
Анализ
[ редактировать ]В этой главе Езекия представлен как «сверхправедный царь», который полагался на ЯХВЕ ( стихи 1–8 ). [ 9 ] самый похожий на Давида царь со времен Давида (стих 3, ср. стих 7 с 1 Царств 18:14). [ 10 ] Оно контрастирует с отступническим северным царством, которое затем было разрушено ассирийцами (стихи 9–12). Под влиянием восстания Езекии (стих 7) Сеннахирим, ассирийский царь, напал на Иудею. [ 11 ] и даже после того, как ему была дана большая сумма (стихи 13–16), он все равно потребовал сдачи Иерусалима, приводя убедительные аргументы (стихи 17–37). [ 12 ]
Повествование об осаде Иерусалима ассирийцами в главах 18 и 19 представлено в параллельной структуре: [ 13 ]
- Ассирийцы прибывают в Иерусалим (18:13–16).
- Б. Посланники из Ассирии обращаются к народу (18:17–37)
- В. Езекия ищет пророка и молится (19:1–5).
- D Пророчества Исаии (19:6–7)
- В. Езекия ищет пророка и молится (19:1–5).
- Б. Посланники из Ассирии обращаются к народу (18:17–37)
- Ассирийцы уходят (19:8–9а) (обрыв в тексте)
- Б' Ассирийское письмо в Иерусалим (19:9б–13)
- В ответ Езекия входит в храм для молитвы (19:14–19).
- Пророчества Д'Исаии (19:20–34)
- В ответ Езекия входит в храм для молитвы (19:14–19).
- Б' Ассирийское письмо в Иерусалим (19:9б–13)
- А» Ассирийцы уходят навсегда (19:35–37).
Начиная с 18:17, редакторы, кажется, вставляют еще один источник, который также используется в Книге Исайи , который указывает на то, что ассирийцы нарушили свое слово после получения дани и оказали дальнейшее давление на Езекию в Иерусалиме (ср. 3 Царств 20:1). –7 для эквивалентной цепочки событий). [ 14 ]
Езекия, царь Иудеи (18:1–12)
[ редактировать ]В этом разделе освещаются религиозные реформы Езекии, которые могут способствовать исключительной оценке: только он и Иосия ( 4 Царств 22:2 ) сравнимы с Давидом . [ 15 ] Разрушение Нехуштана , культового изображения в форме змеи, восходящего к Моисею (ср. Числа 21:9 ), действительно можно приписать Езекии, несмотря на то, что о нем сообщалось мало подробностей, среди других актов благочестия (стихи 6–7). [ 15 ] Далее следует ранняя внешнеполитическая деятельность Езекии: он освободил Иудейское царство от ассирийского подчинения и провел успешные походы против филистимлян (стихи 7–8). Ассирийский источник отметил, что Езекия был «лидером антиассирийской коалиции с 705 г. до н. э.» и даже «арестовал в этом качестве проассирийского царя Экрона». [ 15 ] Редакторы включили описание поражения Северного Израильского царства от ассирийцев (ср. стихи 9–11 с 4 Цар. 17:3–6 ), а также причину этого поражения, а именно: «неверность всего населения ассирийцам». Тора (стих 12). [ 15 ]
Стих 1
[ редактировать ]- И было, в третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царь Иудейский. [ 16 ]
- Перекрестные ссылки: 2 Паралипоменон 29:1.
- й год Осии »: Согласно Тиле хронологии «В 3 - , [ 17 ] Следуя « методу года воцарения », Езекия стал соправителем своего отца Ахаза в Иудейском царстве в сентябре 729 г. до н.э. [ 18 ] Согласно хронологии Тиле-Макфолла, Осия начал царствовать в Самарии между сентябрем 732 года и апрелем 731 года до нашей эры. [ 19 ]
- « Езекия, сын Ахаза , אחז מלך יהדה царь Иудейский» : оттиск буллы (печати), датируемый 727–698 гг. до н. э., с надписью «לחזקיהו [בן] » , что означает «принадлежащий Езекии [хезекии] царю Иудейскому» , который обнаружен при раскопках Офеля в Иерусалиме. [ 20 ] [ 21 ] Оттиск этой надписи был выполнен древнееврейским письмом. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]
Стих 2
[ редактировать ]- Ему было двадцать пять лет, когда он начал царствовать, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме. Имя его матери было Ави, дочь Захарии. [ 25 ]
- Перекрестные ссылки: 2 Паралипоменон 29:1.
- «Царствовал 29 лет»: согласно хронологии Тиле, Езекия стал единоличным царем после того, как его отец умер до 1 нисана (апреля) 715 г. до н. э., [ 26 ] до его смерти между сентябрем 687 и сентябрем 686 г. до н.э., всего 29 лет. [ 18 ] До этого Езекия стал соправителем своего отца с сентября 729 г. до н.э. примерно до 1 нисана (апреля) 715 г. до н.э. [ 18 ] [ 27 ] [ 28 ]
- «Ави»: написано как «Авия» в параллельном стихе 2 Паралипоменон 29:1 . [ 29 ]
Стих 3
[ редактировать ]- И сделал он то, что было угодно в очах Господних, во всем, что делал Давид, отец его. [ 30 ]
- «Он сделал то, что было правильно»: похвала, которая приписывается только двум другим царям Иуды: Асе ( 3 Царств 15:11 ) и Иосии ( 4 Царств 22 :2); все три короля были сыновьями нечестивых отцов. С раннего возраста Езекию, вероятно, обучал пророк Исаия , который был в близких отношениях со своим отцом, царем Ахазом ( Исаия 7 :3–16). [ 31 ]
Стих 4
[ редактировать ]

- Он разрушил высоты и сокрушил священные столбы, срубил деревянное изображение и разбил медного змея, которого сделал Моисей; ибо до тех дней сыны Израилевы возжигали на нем фимиам и называли его Нехуштан. [ 32 ]
- « Высокие места »: это «места языческого поклонения». [ 33 ]
- «Деревянное изображение»: от еврейского: Ашера , также имя ведущей ханаанской богини. [ 34 ] Этот термин употребляется в единственном числе в масоретском тексте , но во множественном числе в греческих текстах Септуагинты и других древних версиях, но также можно рассматривать «единственное число как собирательное единственное число». [ 35 ] Местами поклонения Ашере были святыни в рощах вечнозеленых деревьев или рядом с ними или в местах, отмеченных деревянными столбами, все из которых должны были быть сожжены или срублены израильтянами ( Второзаконие 12:3 ; 16:21 ; Судей 6:25). , 28 , 30 ; 4 Царств 18:4 ). [ 35 ]
- « Нехуштан »: буквально «Бронзовая вещь», также похоже на еврейское слово «нахаш» , означающее «змей». [ 36 ] [ 37 ] или , что означает Нехаш Ханнехошет «бронзовый змей». [ 38 ] Моисей сделал бронзовый змеиный шест, следуя повелению ЯХВЕ остановить нападение « огненных змей » после того, как израильтяне жаловались на ЯХВЕ и Моисея во время блуждания по пустыне ( Числа 21:4–9 ). [ 39 ] [ 40 ] Иисус использовал событие, когда Моисей поднял медный змеиный шест, как предзнаменование своего собственного акта спасения через вознесение на крест, заявив: «И как Моисей поднял змея в пустыне, так надлежит Сыну Человеческому быть вознесся: Дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Иоанна 3: ) 14–16 . [ 41 ]
Стих 5
[ редактировать ]- Он доверял Господу Богу Израиля; и после него не было подобного ему среди всех царей Иудеи, и никто из бывших до него. [ 42 ]
- «Нет подобного ему среди всех царей Иудеи»: подобные слова используются в отношении Иосии во 4 Царств 23:25 , но контекст показывает, что превосходство не одинаково для двух царей: Езекия находится в «доверении». в Господе»; для Иосии – это «точное соблюдение Закона». [ 31 ]
Стих 6
[ редактировать ]- Он крепко держался за Господа и не переставал следовать за Ним; он соблюдал повеления, данные Господом Моисею. [ 43 ]
Стих 7
[ редактировать ]- Господь был с ним, и куда бы он ни пошел, он преуспевал. Он восстал против ассирийского царя и не стал ему служить. [ 44 ]
Стих 8
[ редактировать ]- Езекия разбил филистимлян на всем пути до Газы и ее границ, включая сторожевые башни и крепкие города, окруженные стенами. [ 45 ]
Стих 9
[ редактировать ]- В четвертый год царя Езекии, то есть седьмой год Осии, сына Илы, царя Израильского, Салманасар, царь Ассирийский, подошел к Самарии и осадил ее. [ 46 ]
- «В 4-й год правления царя Езекии»: согласно хронологии Тиле-Макфолла, это был период его сорегентства с сентября 726 по сентябрь 725 года до нашей эры. [ 47 ] Предел синхронности с 7-м годом правления Осии, последнего царя Израиля, помещает начало Салманасаром V в период с апреля по сентябрь 725 г. до н.э. осады Самарии [ 47 ]
Стих 10
[ редактировать ]- И по прошествии трех лет взяли его. В шестой год Езекии, то есть девятый год Осии, царя Израильского, была взята Самария. [ 48 ]
- «По истечении трех лет»: согласно хронологии Тиле-Макфолла осада Самарии длилась с 725 по 723 год до нашей эры. [ 47 ]
- «В 4-й год царя Езекии»: согласно хронологии Тиле-Макфолла, это был период его сорегентства между Тишреем (сентябрь) 724 г. и Тишреем 723 г. до н. э., и поскольку «9-й год Осии» начался в Нисане (апрель). ) 723 г. до н. э., это означает, что падение Самарии произошло между Нисаном (апрелем) и Тишреем. (Сентябрь) 723 г. до н.э. [ 47 ] Саргон II взошел на ассирийский престол 12 Тебета (конец декабря) 722 г. до н. э., не менее чем через 15 месяцев после последней возможной даты падения Самарии; [ 49 ] поэтому, когда это произошло, Саргон не был царем, хотя мог быть командующим ассирийской армией, взявшей Самарию. [ 50 ]
- «Самария была взята»: Это событие отмечено и в одной из вавилонских хроник ( Азбука 1; «От Набу-Насира до Шамаш-шума-укина»). [ 51 ]
Стих 11
[ редактировать ]- И отвел царь Ассирийский Израиля в плен в Ассирию, и поместил их в Хале и на Хаворе, на реке Гозан и в городах Мидийских, [ 52 ]
Стих 12
[ редактировать ]- Ибо они отказались слушать Господа, Бога своего, и делать то, что Он хотел от них. Вместо этого они нарушили его завет и не повиновались всем законам, данным им Моисеем, рабом Господним. [ 53 ]
Ассирийцы нападают и заставляют платить дань (18:13–16).
[ редактировать ]
Ассирийцы штурмовали Иудею, вероятно, в ответ на восстание Езекии (стих 7) в 701 году до н.э. [ 11 ] За короткое время многие города Иудеи были оккупированы, а Иерусалим осажден. Царь Сеннахирим изобразил свою победу над Лахишем на каменном рельефе в своем дворце в Ниневии ( Лахисские рельефы , сейчас находятся в Британском музее ) и описал отчаянное положение Езекии на нескольких победных памятниках ( Анналы Сеннахирима ): [ 15 ]
- «Что касается Езекии-еврея, то он не подчинился моему игу, я осадил 46 его крепких городов... Самого себя я сделал узником в Иерусалиме, своей царской резиденции, как птицу в клетке. Я окружил его земляными валами, чтобы приставать к тем, кто выходил за ворота его города» ( АНЕТ 288)». [ 54 ]
В тексте Библии говорится, что Езекия первоначально пытался освободиться от ассирийского давления, признав поражение и заплатив тяжелую дань, что также соответствует рассказу Сеннахирима:
- «Езекия... послал меня позже в Ниневию, мой властный город, вместе с 30 талантами золота, 800 талантами серебра, драгоценными камнями... [и] всякими ценными сокровищами, своими [собственными] наложницами, музыканты мужского и женского пола» ( ANET 288). [ 54 ]
Стих 13
[ редактировать ]- И в четырнадцатый год царя Езекии выступил Сеннахирим, царь Ассирийский, на все укрепленные города Иудеи и взял их. [ 55 ]
- «В 14-й год царя Езекии»: согласно хронологии Тиле-Макфолла, единоличный правитель находился между сентябрем 702 и сентябрем 701 года до нашей эры. [ 56 ] в этот период Езекии также было даровано жить еще 15 лет ( 4 Царств 20:1–6 ; Исаия 38:1–6 ). [ 56 ]
Речи Рабсака (18:17–37)
[ редактировать ]Сеннахирим решил, что дани от Иуды недостаточно, поэтому он послал свои «большие пушки», своих главных офицеров, состоящих из: « Тартана , Рабсариса и Рабсака », чтобы заставить Иерусалим капитулировать ( стих 17) . [ 57 ] Ассирийцы начали с использования психологической войны. [ 14 ] Рабсак обращался непосредственно к жителям Иерусалима у стены города, используя иврит и используя проницательную риторику об израильской вере, одновременно подрывая ее. [ 13 ]
Рабсак не является обычным посланником, поскольку он является «пропагандистом и умелым переговорщиком», способным говорить на «языке дипломатических споров» с целью разделить народ Иуды по линиям призывов ( стих 27 ). Посланник произнес две речи: одну обращенную к царю Езекии и его военачальникам/переговорщикам, включая Севну и Елиакима (стихи 19–25), а другую – к «(воюющим) людям на городских стенах» (стихи 27–35). В хорошо продуманных речах Рабсака чередуются обещания блага от ассирийского царя и предупреждения не доверять ЯХВЕ и Езекии в своей защите: [ 13 ]
- Не доверяйте Египту (18:19–21)
- Не доверяйте ЯХВЕ и Езекии (18:22)
- Царь Ассирии даст колесницы и лошадей (Египет не будет этого делать) (18:23–25)
- Б' не доверяй Езекии и ЯХВЕ (18:29–30)
- Ассирийский царь приведет их в землю обетованную (18:31–31).
- Б» ЯХВЕ не может защитить больше, чем другие боги (18:33–35).
Он приводит четыре, казалось бы, превосходных аргумента в пользу капитуляции: [ 58 ]
- Полагаться на Египет глупо и опасно, как уже показала история (стих 21).
- Полагаться на Бога неразумно, поскольку Езекия разрушил Божьи святыни (стих 22).
- Полагаться на военную мощь Иуды было бы нелепо (стихи 23–24).
- Ассирийцы — посланники Бога, которым поручено уничтожить Иуду (стих 25).
Рабсак затрагивает вопрос доверия, который является ключевым вопросом во 4 Царств 17 , как говорили пророки, но здесь он предлагает богословский вызов: действия Езекии по разрушению мест поклонения вызывают недовольство ЯХВЕ, и из этого следует: ни Езекии, ни Египту, ни ЯХВЕ нельзя доверять в избавлении людей. Он заканчивает свою речь дерзким заявлением о том, что Сеннахирим, а не Езекия, исполняет волю Божию (стих 25) и что ассирийский царь будет царем-пастухом Израиля, смесью Моисея , Иисуса Навина и Соломона , чтобы привести народ в землю, полную процветания (стих 32). [ 59 ] Брюггеманн отмечает структуру речи, высмеивающую власть ЯХВЕ, чтобы подчеркнуть, что «ЯХВЕ — лишь один среди многих богов»: [ 60 ]
- А избавит ли Яхве?
- B освободил ли какой-нибудь бог?
- C боги Хамата и Арпада и т. д.
- Б' что боги доставили?
- B освободил ли какой-нибудь бог?
- А может ли Яхве избавить?
Аргумент Рабсака исходит из политеистической системы поклонения империи, хвастающейся тем, что у Ассирии есть царь, «перед которым не могут устоять никакие боги». [ 59 ] Это приводит к конфронтации и демонстрации силы ЯХВЕ в главе 19. [ 61 ]
Стих 17
[ редактировать ]- И послал царь Ассирийский Тартана, Рабсариса и Рабсака из Лахиша к царю Езекии с большим войском против Иерусалима. И они пошли и пришли в Иерусалим. И подойдя, они пришли и стали у канала верхнего пруда, который на дороге к сукнульному полю. [ 62 ]
- « Тартан »: ассирийский титул, вероятно, «главнокомандующий»; [ 63 ] [ 64 ] или «второй по рангу»; [ 11 ] командующий армией стоял рядом с королем. [ 65 ] Кажется, существуют различные виды тартана, такие как тартану имни или «тартан справа», а также тартану шумели или «тартан слева», а позже титул стал территориальным, например, тартан «Куммух». ( Commagene ), или может быть также применено к командирам иностранных армий, как, например, Саргон, говорящий о тартане Мусурае , или «египетском тартане». [ 66 ] Саргон II , царь Ассирии до Сеннахирима, посылает тартана, который берет Ашдод во времена правления царя Езекии во времена пророка Исайи ( Исаия 20:1 ). [ 67 ]
- « Рабсарис »: ассирийский титул, вероятно, «главный офицер»; [ 68 ] «начальник штаба»; [ 69 ] «главнокомандующий». [ 57 ]
- « Рабсак »: ассирийский титул, вероятно, «начальник штаба» или «правитель»; [ 70 ] «командующий генерал»; [ 71 ] или «главный дворецкий», отвечающий за дела короля; [ 72 ] «царская особа». [ 73 ]
Дополнительная библейская документация
[ редактировать ]Ахаз
[ редактировать ]
Помимо « Книг Царств» , Ахаз упоминается в Книге Исайи , Книгах Паралипоменон , Евангелии от Матфея ( 1:9 ) и ассирийских надписях ( ANET 282–284) . [ 74 ] ), такие как « Таблица Нимруда К.3751 », которая является первой древней записью имени «Иуда» (Яудая или КУР.иа-у-да-аа) и «Ахаз» (написанного как «Ио-ахаз» ). [ 75 ]
несколько булл Было найдено с напечатанным именем Ахаза:
- царская булла с надписью: «Принадлежащая Ахазу (сыну) Иотама, царю Иудеи». [ 76 ] [ 77 ]
- каменная печать в форме жука-скарабея с надписью: «Принадлежит Ушне, служанке Ахаза ». [ 78 ]
- царская булла с надписью: «Принадлежащая Езекии [сыну] Ахаза, царю Иудейскому» (между 727 и 698 гг. до н.э.). [ 79 ]
Езекия
[ редактировать ]

Внебиблейские источники указывают Езекию по имени, а также его правление и влияние. «Историографически его правление примечательно сочетанием множества библейских источников и разнообразных внебиблейских свидетельств, часто касающихся одних и тех же событий. Значительные данные о Езекии появляются в « Второзаконной истории», Летописце, Исайе, ассирийских летописях и рельефах, израильской эпиграфике, и все чаще стратиграфия». [ 80 ] Археолог Амихай Мазар считает напряженность между Ассирией и Иудой «одним из наиболее хорошо задокументированных событий железного века» и «история Езекии является одной из лучших для перекрестных ссылок с остальными историческими документами ближневосточного мира». [ 81 ]
Было найдено несколько булл с именем Езекии:
- царская булла с надписью древнееврейским шрифтом: «Принадлежит Езекии [сыну] Ахаза, царю Иудейскому» (между 727 и 698 гг. до н. э.). [ 82 ] [ 83 ] [ 21 ] [ 22 ]
- печати с надписью: «Принадлежит [слуге] Езекии »
Другие артефакты, носящие имя «Езекия», включают кувшины, хранящиеся ЛМЛК вдоль границы с Ассирией, «демонстрирующие тщательную подготовку к противодействию вероятному маршруту вторжения Сеннахирима» и демонстрируют «заметную степень царского контроля над городами, что могло бы способствовать уничтожению Езекией сельских жертвенных объектов». места и его централизация богослужения в Иерусалиме", [ 80 ] со свидетельствами, свидетельствующими об использовании на протяжении всего правления Езекии, [ 84 ] и Силоамская надпись . [ 85 ]
Шебна
[ редактировать ]
Надпись с именем «Шебнаягу» была обнаружена на перемычке над входом в высеченную в скале гробницу, что предполагает связь с Севной , придворным чиновником, упомянутым в 4 Царств 18:18 и 2 Царств 19:2 . [ 86 ] [ 87 ] [ 88 ]
Сеннахирим
[ редактировать ]Рассказы о Сеннахириме Ассирийском, в том числе о его вторжении в Иудейское царство , особенно о взятии Лахиша и осаде Иерусалима , записаны в ряде древних документов и артефактов: [ 89 ]
- Лахисские рельефы из его дворца в Ниневии
- Призмы, содержащие летописи ассирийцев ( Анналы Сеннахирима )
- Следы ассирийской осады вокруг древнего Лахиша и обнаруженные стены возле раскопок Тель-Лахиш , которые соответствуют описаниям, представленным на лахишских рельефах. [ 90 ]
Иллюстрация
[ редактировать ]-
Езекия приказал разрушить места идолопоклонства
-
Сеннахирим вторгся в Иудею
-
Езекия отправил Сеннахириму дань
-
Придворные чиновники Езекии встретились с ассирийскими офицерами
-
Придворные чиновники Езекии разговаривали с ассирийскими офицерами
-
Рабсак насмехался над Богом
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ С 1947 года в текущем тексте Кодекса Алеппо отсутствует 2 Царств 14:21–18 :13 . [ 5 ]
- ↑ Вся книга «2 Царств» отсутствует в дошедшем до нас Синайском кодексе . [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Галлей 1965 , с. 201.
- ^ Коллинз 2014 , с. 288.
- ^ Маккейн 1993 , с. 324.
- ^ Суини 2007 , с. 397.
- ^ П.В. Скехан (2003), «БИБЛИЯ (ТЕКСТЫ)», Новая католическая энциклопедия , том. 2 (2-е изд.), Гейл, стр. 355–362
- ^ Вюртвайн 1995 , стр. 35–37.
- ^ Вюртвайн 1995 , стр. 73–74.
- ^
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Синайский кодекс ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Нельсон 1987 , с. 235.
- ^ Лейтхарт 2006 , с. 254.
- ^ Перейти обратно: а б с Фретхайм 1997 , с. 201.
- ^ Нельсон 1987 , стр. 235–236.
- ^ Перейти обратно: а б с Лейтхарт 2006 , с. 255.
- ^ Перейти обратно: а б Дитрих 2007 , с. 261.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дитрих 2007 , с. 260.
- ^ 2 Царств 18:1 KJV
- ^ Тиле, Эдвин Р. , Таинственные числа еврейских королей (1-е изд.; Нью-Йорк: Macmillan, 1951; 2-е изд.; Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1965; 3-е изд.; Гранд-Рапидс: Зондерван / Крегель, 1983). ). ISBN 0-8254-3825-X , 9780825438257
- ^ Перейти обратно: а б с Макфолл 1991 , вып. 51.
- ^ Макфолл 1991 , вып. 46, 49.
- ^ Бен Сион, Илан (2 декабря 2015 г.). « царю Иудейскому» Принадлежит Езекии [ сыну ] Ахаза , Времена Израиля . Проверено 2 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Первый в истории оттиск печати израильского или иудейского царя, обнаруженный возле Храмовой горы» .
- ^ Перейти обратно: а б Алисса Наварро и археологи нашли в Иерусалиме печать библейского царя Езекии «Tech Times», 6 декабря
- ^ «Отпечаток королевской печати царя Езекии, обнаруженный при раскопках Офела к югу от Храмовой горы в Иерусалиме | Еврейский университет в Иерусалиме» . новый.huji.ac.il. Проверено 14 марта 2018 г.
- ^ Фридман, Джулия (14 марта 2018 г.). «Печать Езекии доказывает, что древний Иерусалим был крупной иудейской столицей» . Гаарец . Проверено 14 марта 2018 г.
- ^ 2 Царств 18:2 ESV
- ^ Макфолл 1991 , вып. 48.
- ^ Киднер, Ф.Д. «Обзор Эдвина Р. Тиле, Таинственные числа еврейских царей», Churchman 8 (1967) 68; Хорн, «Хронология правления царя Езекии», стр. 40–52; и Глисон Л. Арчер-младший, «Обзор Эдвина Р. Тиле, Таинственные числа еврейских царей», «Христианство сегодня», 15 апреля 1966 г., стр. 34-36.
- ^ Оуэн К. Уайтхаус, Исайя I-XXXIX, Библия нового века (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1905), стр. 23, и Джордж У. Уэйд, Книга Пророка Исайи (Лондон: Methuen & Co., 1911), стр. 23. XLII. Эти работы отмечены в «Хронологии правления царя Езекии», с. 49 н. 15.
- ↑ Примечание к 2 Царств 18:2 в Библии NKJV и NET.
- ^ 2 Царств 18:3 ESV
- ^ Перейти обратно: а б Экселл, Джозеф С.; Спенс-Джонс, Генри Дональд Морис (редакторы). О «2 Королях 18». В: кафедры Комментарий . 23 тома. Первая публикация: 1890 г. По состоянию на 24 апреля 2019 г.
- ^ 2 Царств 18:4 NKJV
- ↑ Примечание [а] к 2 Царств 18:4 в NKJV.
- ↑ Примечание [b] к 2 Царств 18:4 в NKJV.
- ^ Перейти обратно: а б Примечание [a] к 2 Царств 18:4 в NET Bible.
- ↑ Примечание [c] к 2 Царств 18:4 в NKJV.
- ↑ Примечание к 2 Царств 18:4 в ESV.
- ^ Примечание [c] к 2 Царств 18:4 в NET Bible.
- ↑ Шанкс, Гершель , «Тайна Нехуштана», Biblical Archeology Review , стр. 58–63, март/апрель 2007 г.
- ^ Джойнс, Карен Рэндольф (1968). Бронзовый змей в израильском культе Медный змей в израильском культе . ЖОБЛ, 87. с. 245, примечание 1.
- ^ Сперджен, CH , «Тайны медного змея» , 1857.
- ↑ 2 Царств 18:5 KJV
- ↑ 2 Царств 18:6 NIV
- ^ 2 Царств 18:7 HCSB
- ^ 2 Царств 18:8 NCV
- ^ 2 Царств 18:9 MEV
- ^ Перейти обратно: а б с д Макфолл 1991 , вып. 52.
- ^ 2 Царств 18:10 NKJV
- ^ Тиле 1951 , стр. 163–64.
- ^ Макфолл 1991 , вып. 53.
- ^ ABC 1 (Хроники правления от Набу-Насира до Шамаш-шума-укина) . Ливиус.орг. Доступ осуществлен 4 июня 2020 г. Английский перевод адаптирован из А. К. Грейсона, Ассирийских и Вавилонских хроник (1975 г.) и Жан-Жака Гласснера, Месопотамских хроник (Атланта, 2004 г.). Цитата: «[i.27] Двадцать пятого числа месяца Тебету, Салманесар в Ассирии. [i.28] и Аккад взошел на трон. Он опустошил Самарию. [i.29] Пятый год: Салманесар пошел к своему судьба в месяце Тебету [i.30] В течение пяти лет Салманесар правил Аккадом и Ассирией. [i.31] В двенадцатый день месяца Тебету Саргон взошел на трон в Ассирии».
- ^ 2 Царств 18:11 NASB1995
- ^ 2 Царств 18:12 TLB
- ^ Перейти обратно: а б Причард 1969 , с. 288.
- ↑ 4 Царств 18:13 NKJV
- ^ Перейти обратно: а б Макфолл 1991 , вып. 55.
- ^ Перейти обратно: а б Фретхайм 1997 , стр. 201–202.
- ^ Нельсон 1987 , стр. 237–238.
- ^ Перейти обратно: а б Лейтхарт 2006 , с. 256.
- ^ Брюггеманн, Вальтер (2000) 1 и 2 короля . Библейский комментарий Смита и Хелвиса, Смит и Хелвис. АСИН: B019NROD08, с. 498; апуд Лейтхарт 2006, с. 256.
- ^ Лейтхарт 2006 , с. 258.
- ↑ 4 Царств 18:17 KJV
- ↑ Примечание [а] к 2 Царств 18:17 в NKJV.
- ↑ Примечание [а] к 2 Царств 18:17 в MEV.
- ^ Уайзман, ди-джей , «Тартан», в Новом библейском словаре – третье издание , час. фон Дж. Д. Дугласа (первое издание), Н. Хиллера (второе издание), DRW Wood (третье издание) с редакторами-консультантами третьего издания И. Х. Маршаллом, А. Р. Миллардом, Дж. И. Пакером, DJ Wiseman, Nottingham 14. Edition 2013, С. 1154б.
- ^ Джонс, CHW и др., Ассирийские дела , заархивировано 15 апреля 2018 г. в Wayback Machine . Deighton, Bell and Company, 1901, стр. 68. (Отсканированная книга, веб-сайт библиотеки Университета Торонто)
- ^ Заметки Барнса к Исайе 20 , по состоянию на 4 апреля 2018 г.
- ↑ Примечание [b] к 2 Царств 18:17 в NKJV.
- ↑ Примечание [b] к 2 Царств 18:17 в MEV.
- ↑ Примечание [c] к 2 Царств 18:17 в NKJV.
- ^ Примечание [c] к 2 Царств 18:17 в MEV.
- ^ Фретхайм 1997 , с. 202.
- ^ Коган и Тадмор 1988 , стр. 230.
- ^ Причард 1969 , стр. 282–284.
- ↑ Кувшин разбит: мемориальные очерки Госты В. Альстрома, Стивена В. Холлоуэя, Лоуэлла К. Хэнди, Континуум, 1 мая 1995 г. Цитата: «Для Израиля описание битвы при Каркаре в Курхском монолите Салманасара III ( середина девятого века), а для Иуды — текст Тиглатпаласара III, в котором упоминается (Ио-) Ахаз из Иуды (IIR67 = K. 3751), датированные 734–733 гг., являются самыми ранними из опубликованных на сегодняшний день».
- ^ «Библейская археология 15: Ахаз Булла» . 12 августа 2011 г.
- ^ Первое впечатление. Архивировано 22 сентября 2017 г. в Wayback Machine : Дойч, Роберт. Что мы узнаем из печати царя Ахаза . Археологический центр.
- ^ Древние печати из вавилонской коллекции . Library.yale.edu. По состоянию на 6 июня 2020 г.
- ^ Эйзенбуд, Дэниел К. (2015). «Первое в истории отпечаток печати израильского или иудейского царя, обнаруженный возле Храмовой горы» . Иерусалим Пост . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Езекия». Библейский словарь Anchor . 1992. Печать.
- ^ Финкельштейн, Израиль и Амихай Мазар. В поисках исторического Израиля: обсуждение археологии и истории раннего Израиля . Лейден: Брилл, 2007.
- ^ Эйзенбуд, Дэниел К. (2015). «Первое в истории отпечаток печати израильского или иудейского царя, обнаруженный возле Храмовой горы» . Иерусалим Пост . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ Бен Сион, Илан (2 декабря 2015 г.). « царю Иудейскому» Принадлежит Езекии [ сыну ] Ахаза , Времена Израиля . Проверено 2 декабря 2015 г.
- ^ Грена, генеральный менеджер (2004). LMLK - Тайна, принадлежащая королю, том. 1 (1-е изд.). 4000 лет истории письменности. п. 338. ИСБН 978-0974878607 .
- ^ Библия археологического исследования . Гранд-Рапидс: Зондерван, 2005. Печать.
- ^ Перейти обратно: а б «Надпись Севны / Надпись королевского наместника» - Коллекция Британского музея.
- ↑ Надпись королевского управляющего из Сильвана, недалеко от Иерусалима, VII век до нашей эры. Архивировано 15 ноября 2018 г. в Wayback Machine . Библейская археология.
- ^ «Погребальные обычаи и гробницы Древнего Иерусалима: Часть вторая», Л. И. Рахмани, Библейский археолог, Том 44, № 4 (осень 1981 г.), стр. 229-235.
- ^ «Еврейская история» . Cojs.org. Архивировано из оригинала 4 ноября 2013 г. Проверено 3 октября 2012 г.
- ^ Как запечатлеть город Профессор Исраэль Эфаль, Библиотека Центра образовательных технологий (иврит)
Источники
[ редактировать ]- Коган, Мордехай; Тадмор, Хаим (1988). II Kings: Новый перевод . Ведущие библейские комментарии Йельского университета. Том. 11. Даблдей. ISBN 9780385023887 .
- Коллинз, Джон Дж. (2014). «Глава 14: 3 Царств 12 – 2 Царств 25». Введение в Еврейские Писания . Крепость Пресс. стр. 277–296. ISBN 9781451469233 .
- Куган, Майкл Дэвид (2007). Куган, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн; Перкинс, Фем (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами: новая исправленная стандартная версия, выпуск 48 (дополненное 3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195288810 .
- Дитрих, Вальтер (2007). «13. 1 и 2 Короля». В Бартоне, Джон ; Маддиман, Джон (ред.). Оксфордский библейский комментарий (первое издание (в мягкой обложке)). Издательство Оксфордского университета. стр. 232–266. ISBN 978-0199277186 . Проверено 6 февраля 2019 г.
- Фретхайм, Теренс Э. (1997). Первый и Второй короли . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25565-7 .
- Галлей, Генри Х. (1965). Библейский справочник Галлея: сокращенный библейский комментарий (24-е (переработанное) изд.). Издательство Зондерван. ISBN 0-310-25720-4 .
- Лейтхарт, Питер Дж. (2006). 1 и 2 короля . Бразос Богословский комментарий к Библии. Бразос Пресс. ISBN 978-1587431258 .
- Макфолл, Лесли (1991), «Руководство по переводу хронологических данных в царях и хрониках» (PDF) , Bibliotheca Sacra , 148 : 3–45, заархивировано из оригинала (PDF) 27 августа 2010 г.
- Маккейн, Уильям (1993). «Короли, Книга». В Мецгере, Брюс М ; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета. стр. 409–413. ISBN 978-0195046458 .
- Нельсон, Ричард Дональд (1987). Первый и Второй короли . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22084-6 .
- Причард, Джеймс Б. (1969). Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету (3-е изд.). Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691035031 .
- Суини, Марвин (2007). I и II короли: комментарий . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22084-6 .
- Тиле, Эдвин Р. (1951). Загадочные числа еврейских царей: реконструкция хронологии царств Израиля и Иуды . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Вюртвейн, Эрнст (1995). Текст Ветхого Завета . Перевод Роудса, Эрролла Ф. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. ISBN 0-8028-0788-7 . Проверено 26 января 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейские переводы:
- Мелахим II - II Царств - Перевод главы 18 (Judaica Press) [с Раши ] на Chabad.org комментарием
- Христианские переводы:
- Интернет-Библия на сайтеGospelHall.org (ESV, KJV, Darby, американская стандартная версия, Библия на базовом английском языке)
- 4 Царств, глава 18. Библейские ворота