Jump to content

2 короля 18

2 короля 18
Страницы, содержащие Книги царей (1 и 2 королей) Ленинградского кодекса (1008 г. н.э.).
Книга Вторая книга Царств
Часть еврейской Библии Невиим
Порядок в еврейской части 4
Категория Бывшие Пророки
Христианская часть Библии Ветхий Завет
Порядок в христианской части 12

18 — восемнадцатая глава второй части Книги Царств в еврейской Библии или Второй Книги Царств в Ветхом Завете христианской 2 Царств Библии . [ 1 ] [ 2 ] Книга представляет собой сборник различных летописей, в которых записаны деяния царей Израиля и Иудеи, составленный составителем Второзакония в седьмом веке до нашей эры, с дополнением, добавленным в шестом веке до нашей эры. [ 3 ] В этой главе описываются события во время правления Езекии , царя Иудеи , и это часть раздела, включающего Царств 18:1–20 : 21 , с параллельной версией в Исаии 36–39 4 . [ 4 ]

Эта глава изначально была написана на иврите . Он разделен на 37 стихов.

Текстовые свидетели

[ редактировать ]

Некоторые ранние рукописи, содержащие текст этой главы на иврите, относятся к традиции масоретских текстов , в которую входят Кайренский кодекс (895 г.), Алеппский кодекс (10 век). [ а ] ) и Ленинградский кодекс (1008). [ 6 ]

Существует также перевод на греческий койне, известный как Септуагинта , сделанный в последние несколько столетий до нашей эры. Сохранившиеся древние рукописи версии Септуагинты включают Codex Vaticanus ( B ; Б ; IV век) и Александрийский кодекс ( A ; А ; V век). [ 7 ] [ б ]

В этой главе Езекия представлен как «сверхправедный царь», который полагался на ЯХВЕ ( стихи 1–8 ). [ 9 ] самый похожий на Давида царь со времен Давида (стих 3, ср. стих 7 с 1 Царств 18:14). [ 10 ] Оно контрастирует с отступническим северным царством, которое затем было разрушено ассирийцами (стихи 9–12). Под влиянием восстания Езекии (стих 7) Сеннахирим, ассирийский царь, напал на Иудею. [ 11 ] и даже после того, как ему была дана большая сумма (стихи 13–16), он все равно потребовал сдачи Иерусалима, приводя убедительные аргументы (стихи 17–37). [ 12 ]

Повествование об осаде Иерусалима ассирийцами в главах 18 и 19 представлено в параллельной структуре: [ 13 ]

Ассирийцы прибывают в Иерусалим (18:13–16).
Б. Посланники из Ассирии обращаются к народу (18:17–37)
В. Езекия ищет пророка и молится (19:1–5).
D Пророчества Исаии (19:6–7)
Ассирийцы уходят (19:8–9а) (обрыв в тексте)
Б' Ассирийское письмо в Иерусалим (19:9б–13)
В ответ Езекия входит в храм для молитвы (19:14–19).
Пророчества Д'Исаии (19:20–34)
А» Ассирийцы уходят навсегда (19:35–37).

Начиная с 18:17, редакторы, кажется, вставляют еще один источник, который также используется в Книге Исайи , который указывает на то, что ассирийцы нарушили свое слово после получения дани и оказали дальнейшее давление на Езекию в Иерусалиме (ср. 3 Царств 20:1). –7 для эквивалентной цепочки событий). [ 14 ]

Езекия, царь Иудеи (18:1–12)

[ редактировать ]

В этом разделе освещаются религиозные реформы Езекии, которые могут способствовать исключительной оценке: только он и Иосия ( 4 Царств 22:2 ) сравнимы с Давидом . [ 15 ] Разрушение Нехуштана , культового изображения в форме змеи, восходящего к Моисею (ср. Числа 21:9 ), действительно можно приписать Езекии, несмотря на то, что о нем сообщалось мало подробностей, среди других актов благочестия (стихи 6–7). [ 15 ] Далее следует ранняя внешнеполитическая деятельность Езекии: он освободил Иудейское царство от ассирийского подчинения и провел успешные походы против филистимлян (стихи 7–8). Ассирийский источник отметил, что Езекия был «лидером антиассирийской коалиции с 705 г. до н. э.» и даже «арестовал в этом качестве проассирийского царя Экрона». [ 15 ] Редакторы включили описание поражения Северного Израильского царства от ассирийцев (ср. стихи 9–11 с 4 Цар. 17:3–6 ), а также причину этого поражения, а именно: «неверность всего населения ассирийцам». Тора (стих 12). [ 15 ]

И было, в третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царь Иудейский. [ 16 ]
Ему было двадцать пять лет, когда он начал царствовать, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме. Имя его матери было Ави, дочь Захарии. [ 25 ]
  • Перекрестные ссылки: 2 Паралипоменон 29:1.
  • «Царствовал 29 лет»: согласно хронологии Тиле, Езекия стал единоличным царем после того, как его отец умер до 1 нисана (апреля) 715 г. до н. э., [ 26 ] до его смерти между сентябрем 687 и сентябрем 686 г. до н.э., всего 29 лет. [ 18 ] До этого Езекия стал соправителем своего отца с сентября 729 г. до н.э. примерно до 1 нисана (апреля) 715 г. до н.э. [ 18 ] [ 27 ] [ 28 ]
  • «Ави»: написано как «Авия» в параллельном стихе 2 Паралипоменон 29:1 . [ 29 ]
И сделал он то, что было угодно в очах Господних, во всем, что делал Давид, отец его. [ 30 ]
  • «Он сделал то, что было правильно»: похвала, которая приписывается только двум другим царям Иуды: Асе ( 3 Царств 15:11 ) и Иосии ( 4 Царств 22 :2); все три короля были сыновьями нечестивых отцов. С раннего возраста Езекию, вероятно, обучал пророк Исаия , который был в близких отношениях со своим отцом, царем Ахазом ( Исаия 7 :3–16). [ 31 ]
Медный змей (акварель Джеймса Тиссо, около 1896–1902 гг .)
Памятник бронзовому змею (которого Моисей воздвиг в пустыне Негев) на горе Нево , перед церковью Святого Моисея (2018 г.).
Он разрушил высоты и сокрушил священные столбы, срубил деревянное изображение и разбил медного змея, которого сделал Моисей; ибо до тех дней сыны Израилевы возжигали на нем фимиам и называли его Нехуштан. [ 32 ]
  • « Высокие места »: это «места языческого поклонения». [ 33 ]
  • «Деревянное изображение»: от еврейского: Ашера , также имя ведущей ханаанской богини. [ 34 ] Этот термин употребляется в единственном числе в масоретском тексте , но во множественном числе в греческих текстах Септуагинты и других древних версиях, но также можно рассматривать «единственное число как собирательное единственное число». [ 35 ] Местами поклонения Ашере были святыни в рощах вечнозеленых деревьев или рядом с ними или в местах, отмеченных деревянными столбами, все из которых должны были быть сожжены или срублены израильтянами ( Второзаконие 12:3 ; 16:21 ; Судей 6:25). , 28 , 30 ; 4 Царств 18:4 ). [ 35 ]
  • « Нехуштан »: буквально «Бронзовая вещь», также похоже на еврейское слово «нахаш» , означающее «змей». [ 36 ] [ 37 ] или , что означает Нехаш Ханнехошет «бронзовый змей». [ 38 ] Моисей сделал бронзовый змеиный шест, следуя повелению ЯХВЕ остановить нападение « огненных змей » после того, как израильтяне жаловались на ЯХВЕ и Моисея во время блуждания по пустыне ( Числа 21:4–9 ). [ 39 ] [ 40 ] Иисус использовал событие, когда Моисей поднял медный змеиный шест, как предзнаменование своего собственного акта спасения через вознесение на крест, заявив: «И как Моисей поднял змея в пустыне, так надлежит Сыну Человеческому быть вознесся: Дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Иоанна 3: ) 14–16 . [ 41 ]
Он доверял Господу Богу Израиля; и после него не было подобного ему среди всех царей Иудеи, и никто из бывших до него. [ 42 ]
  • «Нет подобного ему среди всех царей Иудеи»: подобные слова используются в отношении Иосии во 4 Царств 23:25 , но контекст показывает, что превосходство не одинаково для двух царей: Езекия находится в «доверении». в Господе»; для Иосии – это «точное соблюдение Закона». [ 31 ]
Он крепко держался за Господа и не переставал следовать за Ним; он соблюдал повеления, данные Господом Моисею. [ 43 ]
Господь был с ним, и куда бы он ни пошел, он преуспевал. Он восстал против ассирийского царя и не стал ему служить. [ 44 ]
Езекия разбил филистимлян на всем пути до Газы и ее границ, включая сторожевые башни и крепкие города, окруженные стенами. [ 45 ]
В четвертый год царя Езекии, то есть седьмой год Осии, сына Илы, царя Израильского, Салманасар, царь Ассирийский, подошел к Самарии и осадил ее. [ 46 ]
И по прошествии трех лет взяли его. В шестой год Езекии, то есть девятый год Осии, царя Израильского, была взята Самария. [ 48 ]
  • «По истечении трех лет»: согласно хронологии Тиле-Макфолла осада Самарии длилась с 725 по 723 год до нашей эры. [ 47 ]
  • «В 4-й год царя Езекии»: согласно хронологии Тиле-Макфолла, это был период его сорегентства между Тишреем (сентябрь) 724 г. и Тишреем 723 г. до н. э., и поскольку «9-й год Осии» начался в Нисане (апрель). ) 723 г. до н. э., это означает, что падение Самарии произошло между Нисаном (апрелем) и Тишреем. (Сентябрь) 723 г. до н.э. [ 47 ] Саргон II взошел на ассирийский престол 12 Тебета (конец декабря) 722 г. до н. э., не менее чем через 15 месяцев после последней возможной даты падения Самарии; [ 49 ] поэтому, когда это произошло, Саргон не был царем, хотя мог быть командующим ассирийской армией, взявшей Самарию. [ 50 ]
  • «Самария была взята»: Это событие отмечено и в одной из вавилонских хроник ( Азбука 1; «От Набу-Насира до Шамаш-шума-укина»). [ 51 ]
И отвел царь Ассирийский Израиля в плен в Ассирию, и поместил их в Хале и на Хаворе, на реке Гозан и в городах Мидийских, [ 52 ]
Ибо они отказались слушать Господа, Бога своего, и делать то, что Он хотел от них. Вместо этого они нарушили его завет и не повиновались всем законам, данным им Моисеем, рабом Господним. [ 53 ]

Ассирийцы нападают и заставляют платить дань (18:13–16).

[ редактировать ]
Лахишские рельефы , Британский музей

Ассирийцы штурмовали Иудею, вероятно, в ответ на восстание Езекии (стих 7) в 701 году до н.э. [ 11 ] За короткое время многие города Иудеи были оккупированы, а Иерусалим осажден. Царь Сеннахирим изобразил свою победу над Лахишем на каменном рельефе в своем дворце в Ниневии ( Лахисские рельефы , сейчас находятся в Британском музее ) и описал отчаянное положение Езекии на нескольких победных памятниках ( Анналы Сеннахирима ): [ 15 ]

«Что касается Езекии-еврея, то он не подчинился моему игу, я осадил 46 его крепких городов... Самого себя я сделал узником в Иерусалиме, своей царской резиденции, как птицу в клетке. Я окружил его земляными валами, чтобы приставать к тем, кто выходил за ворота его города» ( АНЕТ 288)». [ 54 ]

В тексте Библии говорится, что Езекия первоначально пытался освободиться от ассирийского давления, признав поражение и заплатив тяжелую дань, что также соответствует рассказу Сеннахирима:

«Езекия... послал меня позже в Ниневию, мой властный город, вместе с 30 талантами золота, 800 талантами серебра, драгоценными камнями... [и] всякими ценными сокровищами, своими [собственными] наложницами, музыканты мужского и женского пола» ( ANET 288). [ 54 ]
И в четырнадцатый год царя Езекии выступил Сеннахирим, царь Ассирийский, на все укрепленные города Иудеи и взял их. [ 55 ]
  • «В 14-й год царя Езекии»: согласно хронологии Тиле-Макфолла, единоличный правитель находился между сентябрем 702 и сентябрем 701 года до нашей эры. [ 56 ] в этот период Езекии также было даровано жить еще 15 лет ( 4 Царств 20:1–6 ; Исаия 38:1–6 ). [ 56 ]

Речи Рабсака (18:17–37)

[ редактировать ]

Сеннахирим решил, что дани от Иуды недостаточно, поэтому он послал свои «большие пушки», своих главных офицеров, состоящих из: « Тартана , Рабсариса и Рабсака », чтобы заставить Иерусалим капитулировать ( стих 17) . [ 57 ] Ассирийцы начали с использования психологической войны. [ 14 ] Рабсак обращался непосредственно к жителям Иерусалима у стены города, используя иврит и используя проницательную риторику об израильской вере, одновременно подрывая ее. [ 13 ]

Рабсак не является обычным посланником, поскольку он является «пропагандистом и умелым переговорщиком», способным говорить на «языке дипломатических споров» с целью разделить народ Иуды по линиям призывов ( стих 27 ). Посланник произнес две речи: одну обращенную к царю Езекии и его военачальникам/переговорщикам, включая Севну и Елиакима (стихи 19–25), а другую – к «(воюющим) людям на городских стенах» (стихи 27–35). В хорошо продуманных речах Рабсака чередуются обещания блага от ассирийского царя и предупреждения не доверять ЯХВЕ и Езекии в своей защите: [ 13 ]

Не доверяйте Египту (18:19–21)
Не доверяйте ЯХВЕ и Езекии (18:22)
Царь Ассирии даст колесницы и лошадей (Египет не будет этого делать) (18:23–25)
Б' не доверяй Езекии и ЯХВЕ (18:29–30)
Ассирийский царь приведет их в землю обетованную (18:31–31).
Б» ЯХВЕ не может защитить больше, чем другие боги (18:33–35).

Он приводит четыре, казалось бы, превосходных аргумента в пользу капитуляции: [ 58 ]

  1. Полагаться на Египет глупо и опасно, как уже показала история (стих 21).
  2. Полагаться на Бога неразумно, поскольку Езекия разрушил Божьи святыни (стих 22).
  3. Полагаться на военную мощь Иуды было бы нелепо (стихи 23–24).
  4. Ассирийцы — посланники Бога, которым поручено уничтожить Иуду (стих 25).

Рабсак затрагивает вопрос доверия, который является ключевым вопросом во 4 Царств 17 , как говорили пророки, но здесь он предлагает богословский вызов: действия Езекии по разрушению мест поклонения вызывают недовольство ЯХВЕ, и из этого следует: ни Езекии, ни Египту, ни ЯХВЕ нельзя доверять в избавлении людей. Он заканчивает свою речь дерзким заявлением о том, что Сеннахирим, а не Езекия, исполняет волю Божию (стих 25) и что ассирийский царь будет царем-пастухом Израиля, смесью Моисея , Иисуса Навина и Соломона , чтобы привести народ в землю, полную процветания (стих 32). [ 59 ] Брюггеманн отмечает структуру речи, высмеивающую власть ЯХВЕ, чтобы подчеркнуть, что «ЯХВЕ — лишь один среди многих богов»: [ 60 ]

А избавит ли Яхве?
B освободил ли какой-нибудь бог?
C боги Хамата и Арпада и т. д.
Б' что боги доставили?
А может ли Яхве избавить?

Аргумент Рабсака исходит из политеистической системы поклонения империи, хвастающейся тем, что у Ассирии есть царь, «перед которым не могут устоять никакие боги». [ 59 ] Это приводит к конфронтации и демонстрации силы ЯХВЕ в главе 19. [ 61 ]

И послал царь Ассирийский Тартана, Рабсариса и Рабсака из Лахиша к царю Езекии с большим войском против Иерусалима. И они пошли и пришли в Иерусалим. И подойдя, они пришли и стали у канала верхнего пруда, который на дороге к сукнульному полю. [ 62 ]
  • « Тартан »: ассирийский титул, вероятно, «главнокомандующий»; [ 63 ] [ 64 ] или «второй по рангу»; [ 11 ] командующий армией стоял рядом с королем. [ 65 ] Кажется, существуют различные виды тартана, такие как тартану имни или «тартан справа», а также тартану шумели или «тартан слева», а позже титул стал территориальным, например, тартан «Куммух». ( Commagene ), или может быть также применено к командирам иностранных армий, как, например, Саргон, говорящий о тартане Мусурае , или «египетском тартане». [ 66 ] Саргон II , царь Ассирии до Сеннахирима, посылает тартана, который берет Ашдод во времена правления царя Езекии во времена пророка Исайи ( Исаия 20:1 ). [ 67 ]
  • « Рабсарис »: ассирийский титул, вероятно, «главный офицер»; [ 68 ] «начальник штаба»; [ 69 ] «главнокомандующий». [ 57 ]
  • « Рабсак »: ассирийский титул, вероятно, «начальник штаба» или «правитель»; [ 70 ] «командующий генерал»; [ 71 ] или «главный дворецкий», отвечающий за дела короля; [ 72 ] «царская особа». [ 73 ]

Дополнительная библейская документация

[ редактировать ]
Текст Таблички Нимруда K.3751 в Editio Princeps сэра Генри Роулинсона , которая содержит имя «Ахаз (написано как «Ио-Ахаз») Иуды».

Помимо « Книг Царств» , Ахаз упоминается в Книге Исайи , Книгах Паралипоменон , Евангелии от Матфея ( 1:9 ) и ассирийских надписях ( ANET 282–284) . [ 74 ] ), такие как « Таблица Нимруда К.3751 », которая является первой древней записью имени «Иуда» (Яудая или КУР.иа-у-да-аа) и «Ахаз» (написанного как «Ио-ахаз» ). [ 75 ]

несколько булл Было найдено с напечатанным именем Ахаза:

  1. царская булла с надписью: «Принадлежащая Ахазу (сыну) Иотама, царю Иудеи». [ 76 ] [ 77 ]
  2. каменная печать в форме жука-скарабея с надписью: «Принадлежит Ушне, служанке Ахаза ». [ 78 ]
  3. царская булла с надписью: «Принадлежащая Езекии [сыну] Ахаза, царю Иудейскому» (между 727 и 698 гг. до н.э.). [ 79 ]
Отпечатанная булла, запечатанная слугой царя Езекии, предварительно прижатая к веревке; без происхождения Редондо-Бич коллекция древностей
Клинописная надпись, в которой подробно упоминается дань, отправленная Езекией, царем Иудеи, Сеннахириму. Британский музей

Внебиблейские источники указывают Езекию по имени, а также его правление и влияние. «Историографически его правление примечательно сочетанием множества библейских источников и разнообразных внебиблейских свидетельств, часто касающихся одних и тех же событий. Значительные данные о Езекии появляются в « Второзаконной истории», Летописце, Исайе, ассирийских летописях и рельефах, израильской эпиграфике, и все чаще стратиграфия». [ 80 ] Археолог Амихай Мазар считает напряженность между Ассирией и Иудой «одним из наиболее хорошо задокументированных событий железного века» и «история Езекии является одной из лучших для перекрестных ссылок с остальными историческими документами ближневосточного мира». [ 81 ]

Было найдено несколько булл с именем Езекии:

  1. царская булла с надписью древнееврейским шрифтом: «Принадлежит Езекии [сыну] Ахаза, царю Иудейскому» (между 727 и 698 гг. до н. э.). [ 82 ] [ 83 ] [ 21 ] [ 22 ]
  2. печати с надписью: «Принадлежит [слуге] Езекии »

Другие артефакты, носящие имя «Езекия», включают кувшины, хранящиеся ЛМЛК вдоль границы с Ассирией, «демонстрирующие тщательную подготовку к противодействию вероятному маршруту вторжения Сеннахирима» и демонстрируют «заметную степень царского контроля над городами, что могло бы способствовать уничтожению Езекией сельских жертвенных объектов». места и его централизация богослужения в Иерусалиме", [ 80 ] со свидетельствами, свидетельствующими об использовании на протяжении всего правления Езекии, [ 84 ] и Силоамская надпись . [ 85 ]

« Надпись Себны » на перемычке гробницы «Себна-яху», сейчас находится в Британском музее. [ 86 ]

Надпись с именем «Шебнаягу» была обнаружена на перемычке над входом в высеченную в скале гробницу, что предполагает связь с Севной , придворным чиновником, упомянутым в 4 Царств 18:18 и 2 Царств 19:2 . [ 86 ] [ 87 ] [ 88 ]

Сеннахирим

[ редактировать ]
Британский музей
Тейлор Призм, Лондон
Музей Восточного института Чикагского университета
Призма Восточного института, Чикаго
Музей Израиля
Иерусалимская Призма, Израиль
Анналы Сеннахирима о его военной кампании (704–681 гг. До н.э.), включая его вторжение в Иудейское царство.

Рассказы о Сеннахириме Ассирийском, в том числе о его вторжении в Иудейское царство , особенно о взятии Лахиша и осаде Иерусалима , записаны в ряде древних документов и артефактов: [ 89 ]

Иллюстрация

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  • Связанные части Библии : 2 Царств 17 , 2 Царств 19 , 2 Царств 20 , 2 Паралипоменон 29 , 2 Паралипоменон 32 , Исаия 36 , Исайя 37 , Иеремия 39
  • Примечания

    [ редактировать ]
    1. С 1947 года в текущем тексте Кодекса Алеппо отсутствует 2 Царств 14:21–18 :13 . [ 5 ]
    2. Вся книга «2 Царств» отсутствует в дошедшем до нас Синайском кодексе . [ 8 ]
    1. ^ Галлей 1965 , с. 201.
    2. ^ Коллинз 2014 , с. 288.
    3. ^ Маккейн 1993 , с. 324.
    4. ^ Суини 2007 , с. 397.
    5. ^ П.В. Скехан (2003), «БИБЛИЯ (ТЕКСТЫ)», Новая католическая энциклопедия , том. 2 (2-е изд.), Гейл, стр. 355–362
    6. ^ Вюртвайн 1995 , стр. 35–37.
    7. ^ Вюртвайн 1995 , стр. 73–74.
    8. ^ В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Синайский кодекс ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
    9. ^ Нельсон 1987 , с. 235.
    10. ^ Лейтхарт 2006 , с. 254.
    11. ^ Перейти обратно: а б с Фретхайм 1997 , с. 201.
    12. ^ Нельсон 1987 , стр. 235–236.
    13. ^ Перейти обратно: а б с Лейтхарт 2006 , с. 255.
    14. ^ Перейти обратно: а б Дитрих 2007 , с. 261.
    15. ^ Перейти обратно: а б с д и Дитрих 2007 , с. 260.
    16. ^ 2 Царств 18:1 KJV
    17. ^ Тиле, Эдвин Р. , Таинственные числа еврейских королей (1-е изд.; Нью-Йорк: Macmillan, 1951; 2-е изд.; Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1965; 3-е изд.; Гранд-Рапидс: Зондерван / Крегель, 1983). ). ISBN   0-8254-3825-X , 9780825438257
    18. ^ Перейти обратно: а б с Макфолл 1991 , вып. 51.
    19. ^ Макфолл 1991 , вып. 46, 49.
    20. ^ Бен Сион, Илан (2 декабря 2015 г.). « царю Иудейскому» Принадлежит Езекии [ сыну ] Ахаза , Времена Израиля . Проверено 2 декабря 2015 г.
    21. ^ Перейти обратно: а б «Первый в истории оттиск печати израильского или иудейского царя, обнаруженный возле Храмовой горы» .
    22. ^ Перейти обратно: а б Алисса Наварро и археологи нашли в Иерусалиме печать библейского царя Езекии «Tech Times», 6 декабря
    23. ^ «Отпечаток королевской печати царя Езекии, обнаруженный при раскопках Офела к югу от Храмовой горы в Иерусалиме | Еврейский университет в Иерусалиме» . новый.huji.ac.il. Проверено 14 марта 2018 г.
    24. ^ Фридман, Джулия (14 марта 2018 г.). «Печать Езекии доказывает, что древний Иерусалим был крупной иудейской столицей» . Гаарец . Проверено 14 марта 2018 г.
    25. ^ 2 Царств 18:2 ESV
    26. ^ Макфолл 1991 , вып. 48.
    27. ^ Киднер, Ф.Д. «Обзор Эдвина Р. Тиле, Таинственные числа еврейских царей», Churchman 8 (1967) 68; Хорн, «Хронология правления царя Езекии», стр. 40–52; и Глисон Л. Арчер-младший, «Обзор Эдвина Р. Тиле, Таинственные числа еврейских царей», «Христианство сегодня», 15 апреля 1966 г., стр. 34-36.
    28. ^ Оуэн К. Уайтхаус, Исайя I-XXXIX, Библия нового века (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1905), стр. 23, и Джордж У. Уэйд, Книга Пророка Исайи (Лондон: Methuen & Co., 1911), стр. 23. XLII. Эти работы отмечены в «Хронологии правления царя Езекии», с. 49 н. 15.
    29. Примечание к 2 Царств 18:2 в Библии NKJV и NET.
    30. ^ 2 Царств 18:3 ESV
    31. ^ Перейти обратно: а б Экселл, Джозеф С.; Спенс-Джонс, Генри Дональд Морис (редакторы). О «2 Королях 18». В: кафедры Комментарий . 23 тома. Первая публикация: 1890 г. По состоянию на 24 апреля 2019 г.
    32. ^ 2 Царств 18:4 NKJV
    33. Примечание [а] к 2 Царств 18:4 в NKJV.
    34. Примечание [b] к 2 Царств 18:4 в NKJV.
    35. ^ Перейти обратно: а б Примечание [a] к 2 Царств 18:4 в NET Bible.
    36. Примечание [c] к 2 Царств 18:4 в NKJV.
    37. Примечание к 2 Царств 18:4 в ESV.
    38. ^ Примечание [c] к 2 Царств 18:4 в NET Bible.
    39. Шанкс, Гершель , «Тайна Нехуштана», Biblical Archeology Review , стр. 58–63, март/апрель 2007 г.
    40. ^ Джойнс, Карен Рэндольф (1968). Бронзовый змей в израильском культе Медный змей в израильском культе . ЖОБЛ, 87. с. 245, примечание 1.
    41. ^ Сперджен, CH , «Тайны медного змея» , 1857.
    42. 2 Царств 18:5 KJV
    43. 2 Царств 18:6 NIV
    44. ^ 2 Царств 18:7 HCSB
    45. ^ 2 Царств 18:8 NCV
    46. ^ 2 Царств 18:9 MEV
    47. ^ Перейти обратно: а б с д Макфолл 1991 , вып. 52.
    48. ^ 2 Царств 18:10 NKJV
    49. ^ Тиле 1951 , стр. 163–64.
    50. ^ Макфолл 1991 , вып. 53.
    51. ^ ABC 1 (Хроники правления от Набу-Насира до Шамаш-шума-укина) . Ливиус.орг. Доступ осуществлен 4 июня 2020 г. Английский перевод адаптирован из А. К. Грейсона, Ассирийских и Вавилонских хроник (1975 г.) и Жан-Жака Гласснера, Месопотамских хроник (Атланта, 2004 г.). Цитата: «[i.27] Двадцать пятого числа месяца Тебету, Салманесар в Ассирии. [i.28] и Аккад взошел на трон. Он опустошил Самарию. [i.29] Пятый год: Салманесар пошел к своему судьба в месяце Тебету [i.30] В течение пяти лет Салманесар правил Аккадом и Ассирией. [i.31] В двенадцатый день месяца Тебету Саргон взошел на трон в Ассирии».
    52. ^ 2 Царств 18:11 NASB1995
    53. ^ 2 Царств 18:12 TLB
    54. ^ Перейти обратно: а б Причард 1969 , с. 288.
    55. 4 Царств 18:13 NKJV
    56. ^ Перейти обратно: а б Макфолл 1991 , вып. 55.
    57. ^ Перейти обратно: а б Фретхайм 1997 , стр. 201–202.
    58. ^ Нельсон 1987 , стр. 237–238.
    59. ^ Перейти обратно: а б Лейтхарт 2006 , с. 256.
    60. ^ Брюггеманн, Вальтер (2000) 1 и 2 короля . Библейский комментарий Смита и Хелвиса, Смит и Хелвис. АСИН: B019NROD08, с. 498; апуд Лейтхарт 2006, с. 256.
    61. ^ Лейтхарт 2006 , с. 258.
    62. 4 Царств 18:17 KJV
    63. Примечание [а] к 2 Царств 18:17 в NKJV.
    64. Примечание [а] к 2 Царств 18:17 в MEV.
    65. ^ Уайзман, ди-джей , «Тартан», в Новом библейском словаре – третье издание , час. фон Дж. Д. Дугласа (первое издание), Н. Хиллера (второе издание), DRW Wood (третье издание) с редакторами-консультантами третьего издания И. Х. Маршаллом, А. Р. Миллардом, Дж. И. Пакером, DJ Wiseman, Nottingham 14. Edition 2013, С. 1154б.
    66. ^ Джонс, CHW и др., Ассирийские дела , заархивировано 15 апреля 2018 г. в Wayback Machine . Deighton, Bell and Company, 1901, стр. 68. (Отсканированная книга, веб-сайт библиотеки Университета Торонто)
    67. ^ Заметки Барнса к Исайе 20 , по состоянию на 4 апреля 2018 г.
    68. Примечание [b] к 2 Царств 18:17 в NKJV.
    69. Примечание [b] к 2 Царств 18:17 в MEV.
    70. Примечание [c] к 2 Царств 18:17 в NKJV.
    71. ^ Примечание [c] к 2 Царств 18:17 в MEV.
    72. ^ Фретхайм 1997 , с. 202.
    73. ^ Коган и Тадмор 1988 , стр. 230.
    74. ^ Причард 1969 , стр. 282–284.
    75. Кувшин разбит: мемориальные очерки Госты В. Альстрома, Стивена В. Холлоуэя, Лоуэлла К. Хэнди, Континуум, 1 мая 1995 г. Цитата: «Для Израиля описание битвы при Каркаре в Курхском монолите Салманасара III ( середина девятого века), а для Иуды — текст Тиглатпаласара III, в котором упоминается (Ио-) Ахаз из Иуды (IIR67 = K. 3751), датированные 734–733 гг., являются самыми ранними из опубликованных на сегодняшний день».
    76. ^ «Библейская археология 15: Ахаз Булла» . 12 августа 2011 г.
    77. ^ Первое впечатление. Архивировано 22 сентября 2017 г. в Wayback Machine : Дойч, Роберт. Что мы узнаем из печати царя Ахаза . Археологический центр.
    78. ^ Древние печати из вавилонской коллекции . Library.yale.edu. По состоянию на 6 июня 2020 г.
    79. ^ Эйзенбуд, Дэниел К. (2015). «Первое в истории отпечаток печати израильского или иудейского царя, обнаруженный возле Храмовой горы» . Иерусалим Пост . Проверено 16 января 2018 г.
    80. ^ Перейти обратно: а б «Езекия». Библейский словарь Anchor . 1992. Печать.
    81. ^ Финкельштейн, Израиль и Амихай Мазар. В поисках исторического Израиля: обсуждение археологии и истории раннего Израиля . Лейден: Брилл, 2007.
    82. ^ Эйзенбуд, Дэниел К. (2015). «Первое в истории отпечаток печати израильского или иудейского царя, обнаруженный возле Храмовой горы» . Иерусалим Пост . Проверено 16 января 2018 г.
    83. ^ Бен Сион, Илан (2 декабря 2015 г.). « царю Иудейскому» Принадлежит Езекии [ сыну ] Ахаза , Времена Израиля . Проверено 2 декабря 2015 г.
    84. ^ Грена, генеральный менеджер (2004). LMLK - Тайна, принадлежащая королю, том. 1 (1-е изд.). 4000 лет истории письменности. п. 338. ИСБН  978-0974878607 .
    85. ^ Библия археологического исследования . Гранд-Рапидс: Зондерван, 2005. Печать.
    86. ^ Перейти обратно: а б «Надпись Севны / Надпись королевского наместника» - Коллекция Британского музея.
    87. Надпись королевского управляющего из Сильвана, недалеко от Иерусалима, VII век до нашей эры. Архивировано 15 ноября 2018 г. в Wayback Machine . Библейская археология.
    88. ^ «Погребальные обычаи и гробницы Древнего Иерусалима: Часть вторая», Л. И. Рахмани, Библейский археолог, Том 44, № 4 (осень 1981 г.), стр. 229-235.
    89. ^ «Еврейская история» . Cojs.org. Архивировано из оригинала 4 ноября 2013 г. Проверено 3 октября 2012 г.
    90. ^ Как запечатлеть город Профессор Исраэль Эфаль, Библиотека Центра образовательных технологий (иврит)

    Источники

    [ редактировать ]
    [ редактировать ]
    Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
    Arc.Ask3.Ru
    Номер скриншота №: 8864221b08ab121a73391d1cc09b85ae__1715215560
    URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/ae/8864221b08ab121a73391d1cc09b85ae.html
    Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
    2 Kings 18 - Wikipedia
    Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)