2 короля 4
2 короля 4 | |
---|---|
← глава 3 глава 5 → | |
Книга | Вторая книга Царств |
Часть еврейской Библии | Невиим |
Порядок в еврейской части | 4 |
Категория | Бывшие Пророки |
Христианская часть Библии | Ветхий Завет |
Порядок в христианской части | 12 |
2 Царств 4 четвертая глава второй части Книги Царств в еврейской Библии или Второй Книги Царств в Ветхом Завете христианской — Библии . [ 1 ] [ 2 ] Книга представляет собой сборник различных летописей, в которых записаны деяния царей Израиля и Иудеи, составленный составителем Второзакония в седьмом веке до нашей эры, с дополнением, добавленным в шестом веке до нашей эры. [ 3 ] некоторые деяния Елисея В этой главе записаны : первая часть ( стихи 1–7 ) — как он помог бедной вдове пророка вернуть ее семейные долги, вторая часть ( стихи 8–37 ) — как он помог семье, чтобы родился сын, а третья часть ( стихи 38–44 ) рассказывает о том, как он помог сделать еду своих учеников безвредной для еды, а также умножить небольшое количество еды, чтобы накормить примерно одного человека. сто гостей с остатками еды. [ 4 ]
Текст
[ редактировать ]Эта глава изначально была написана на иврите и с XVI века разделена на 44 стиха.
Текстовые свидетели
[ редактировать ]Некоторые ранние рукописи, содержащие текст этой главы на иврите , относятся к традиции масоретских текстов , в которую входят Кайренский кодекс (895 г.), Алеппский кодекс (10 век) и Ленинградский кодекс (1008 г.). [ 5 ]
Существует также перевод на греческий койне, известный как Септуагинта , сделанный в последние несколько столетий до нашей эры. Сохранившиеся древние рукописи версии Септуагинты включают Codex Vaticanus ( B ; Б ; IV век) и Александрийский кодекс ( A ; А ; V век). [ 6 ] [ а ]
Анализ
[ редактировать ]Повествование резко переходит от истории войны с участием Израиля и Иуды к серии из четырех небольших эпизодов, в которых Елисей творит чудеса для отдельных людей или своих учеников, в первых двух из которых участвуют женщины, одна бедная и одна богатая. [ 8 ] В целом, эта глава дает представление о том, как живут группы пророков, например, сообщество вокруг Елисея. Казалось, они вели «отшельническое существование» в пустынных местах, с чрезвычайно скромными потребностями, но имели последователей в городах, откуда принимали посетителей, а иногда совершали проповеднические поездки в сами города. [ 9 ]
Сам Елисей действует как «передвижной храм, человеческая «скиния», несущая животворящую славу Яхве», снабжая северный Израиль тем, что они могли бы получить от храма в Иерусалиме: воду жизни и очищения, пищу, доступ в присутствие Бога. [ 10 ] Вода является важным объектом, символизирующим жизнь от ЯХВЕ, благодаря вкладу Елисея вода в Иерихоне была очищена ( 4 Царств 2 :19-22), вода пришла из ниоткуда, чтобы поддерживать армии и животных трех царей ( 4 Царств 3 : 20); Неемана направили к воде очищения ( 4 Царств 5 ), железный инструмент был плавающим по воде ( 4 Царств 6 :1-7), а Иораму было поручено дать еду и воду арамейским солдатам (4 Царств 6: 22-23). [ 10 ] Сунамитянка даже устраивает для Елисея небольшой «храм» в «горнице» ( стих 10 ), где она ставит кровать, стол, стул и светильник (иврит: менора ); набор мебели, сравнимый с набором мебели в Иерусалимском храме («стол» для « хлебов предложения »; «стул»/«трон» для «ковчега»; «ложе» для «алтаря»). Елисей разговаривает с женщиной через своего «священника» Гиезия (4 Царств 4:12–13), сонамитянка посещает пророка по субботам и новолуниям (4:23; в северном царстве обычно соблюдаются суббота и новолуния, как свидетельствует Амос 8:5), и сыновья пророков приносят ему свои первые плоды (4:42), и то, что Израиль обычно ожидает в храме, доступно от Елисея; то, что израильтяне ожидают сделать в храме, они делают в присутствии Елисея. [ 10 ]
Елисей помогает бедной вдове (4:1–7)
[ редактировать ]Жена пророка-ученика из группы пророков Элизы осталась с неплатежеспособным долгом после смерти мужа и столкнулась с давлением со стороны кредитора, требующего отдать ее сыновей во временное рабство в качестве оплаты долгов. Это законное соглашение для народа Израиля (ср. Исход 21:2-4; Второзаконие 15:12), которое также встречается на древнем Ближнем Востоке. Однако во времена Елисея это систематически использовалось как метод ограбления земли фермеров (Исайя 5:8; Амос 2:6; Михей 2:2). В случае вдовы потеря поддержки со стороны сыновей после потери защиты со стороны мужа серьезно разрушила бы ее жизнь. Елисей, очевидно, считающийся духовным лидером братства пророков, а также «своего рода главой клана, несущим социальную ответственность за своих членов», возможно, не имеет материальных, финансовых или юридических средств, чтобы помочь ей, но он может творить чудеса. ; на этот раз сверх всякой меры преумножая то немногое, что у нее есть, при активной помощи ее и ее детей. Вдова проявила свою веру в пророка и его Бога (ср. аналогичную структуру в 3 Царств 17:7–16 и Марка 6:35–44; 8:1–10) и получила несколько полных кувшинов с маслом, стоящих достаточно денег. избавить женщину и ее детей от тяжелого положения. [ 9 ] Как и в более ранней истории об очищении воды (2:19-22), Елисей заручается помощью человека, для которого должно быть совершено чудо. [ 8 ]
Стих 1
[ редактировать ]- Некая женщина из жен сыновей пророков крикнула Елисею и сказала: «Раб твой, муж мой, умер, и ты знаешь, что раб твой боялся Господа. И придет кредитор, чтобы взять двух моих сыновей себе. рабы." [ 11 ]
- «Боятся»: относится к «послушанию и преданности», как «здоровому уважению к власти Господа». [ 12 ]
Елисей помогает бездетной женщине родить сына (4:8–37)
[ редактировать ]По сравнению с предыдущим чудесным предоставлением масла, второй эпизод обнаруживает интересные контрасты: «Бедная вдова была с двумя детьми, но не имела еды, а вот богатая матрона была без детей, но много могла предложить Елисею. Бедная женщина обратилась к Елисею Сунамитянка ничего не просит. Чудо елея спасает детей бедной женщины; чудо ребенка Сунамитянки приводит к его смерти. берет дело в свои руки и заставляет Елисея воскресить ее мертвого сына». [ 13 ] В этом эпизоде Елисей «дважды застигнут врасплох и должен быстро найти решение возникших перед ним ситуаций». [ 13 ] История женщины и ее сына завершится в главе 8. [ 14 ]
Структура 4:8–37
[ редактировать ]Главным действием является обращение сонамитянки к Елисею и его ответ, которому предшествуют три фоновые сцены, каждая из которых начинается фразой «один день». [ 13 ] Эпизод можно охарактеризовать следующим образом: [ 15 ]
- I. Предыстория
- Женщина-сонамитянка готовит место для Елисея – «однажды» (стихи 8–10).
- Б. Елисей противостоит женщине и обещает родить сына «однажды» (стихи 11–17).
- C Сын умирает – «однажды» (стихи 18–20).
- II. передний план
- А' Сунамитянка готовится к походу к Елисею (стихи 21–25а)
- Б. Женщина противостоит Елисею (стихи 25б–30).
- Гиезий терпит неудачу, и Елисею удается оживить сына (стихи 31–37).
Стих 8
[ редактировать ]- И случилось однажды, что Елисей пришел в Сунем, где была одна знатная женщина, и она уговорила его поесть немного еды. Так что всякий раз, проходя мимо, он заходил туда, чтобы поесть. [ 16 ]
- «Примечательный»: букв. "большой"; [ 17 ] возможно, в смысле «богатый». [ 18 ]
- «Убедил его» (NKJV; KJV: «принудил его»): букв. «схватил его». [ 19 ]
Стих 10
[ редактировать ]- [Женщина сказала мужу своему:] «Пожалуйста, сделаем небольшую горницу на стене, и поставим ему там постель, и стол, и стул, и светильник; так будет, когда бы он ни придет к нам, он может сдаться там». [ 20 ]
- «Маленькая горница на стене»: можно перевести как «маленькая горница, обнесенная стеной». [ 21 ] или «полностью обнесенная стенами верхняя комната». [ 22 ]
- «Светильник»: от иврита : менора , mə-nō-w-rāh , « менора ». [ 23 ]
Елисей помогает ученикам с едой (4:38–44).
[ редактировать ]Группе пророков из общины Елисея приходится буквально с трудом зарабатывать себе на жизнь в бесплодной местности нижней части долины реки Иордан, но их доверие к ЯХВЕ позволяет им наслаждаться божественной заботой. Здесь описаны два их чудесных события. Один явно неопытный человек находит незнакомый ему овощ и кладет его в большую кастрюлю для еды, но оказывается, что он оказывает токсическое воздействие. Елисей совершает чудо, чтобы обезвредить его, добавив немного муки (стихи 38–41). [ 4 ] Другой короткий эпизод в стихах 42–44 включает в себя увеличение количества еды (например, известной в Новом Завете) от небольшого количества, которое у них есть, до такого количества, что все голодные могут быть удовлетворены, и при этом еще остается немного. [ 24 ]
Стих 39
[ редактировать ]- И вышел один в поле собирать травы, и нашел дикую виноградную лозу, и набрал с нее кучу диких тыкв, и пришел, и нарезал их в котел с похлебкой, хотя они и не знали, что это такое. [ 25 ]
- «Дикие тыквы»: идентифицируются как «дикие тыквы» ( Citrullus colocynthis ), которые «растут на плоских побегах в засушливых местах и используются в качестве лекарственного средства», но при употреблении в больших количествах оказывают токсическое действие. [ 26 ]
Стих 42
[ редактировать ]- И пришел человек из Баал-Шалиши и принес человеку Божию хлеб первых плодов, двадцать хлебов ячменя и полные колосья в мешке его. И сказал он: дайте людям, чтобы они съели. [ 27 ]
- «первые плоды»: Иерусалимский Талмуд ( Синедрион 1:2 , стр. 6а в издании Оз ве-Хадар ) говорит, что в Баал-Шалише плоды там созревают раньше, чем в других местах, и что им разрешалось есть урожай ячменя. после 16-го числа лунного месяца нисана , когда в Храме приносят первый урожай ячменя. [ 28 ]
Дом Елисея?
[ редактировать ]Во время раскопок в Тель-Рехове в 2013 году группа под руководством Еврейского университета в Иерусалиме археолога Амихая Мазара обнаружила фрагмент керамики (черепок) с именем «Елисей», стол и скамейку в определенной комнате, раскопанные из руин, датируемых вторым веком. половина девятого века до н. э. (период деятельности пророка Елисея), что связано с Царств 4: 8–10 4 . [ 29 ] Кроме того, кувшин для хранения того же периода был найден среди руин другого здания в Тель-Рехове с надписью «Нимши», того же имени, что и отец или дед царя Ииуя 9-го века . [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Вся книга «2 Царств» отсутствует в дошедшем до нас Синайском кодексе . [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Галлей 1965 , с. 201.
- ^ Коллинз 2014 , с. 285.
- ^ Маккейн 1993 , с. 324.
- ^ Перейти обратно: а б Дитрих 2007 , стр. 250–251.
- ^ Вюртвайн 1995 , стр. 35–37.
- ^ Вюртвайн 1995 , стр. 73–74.
- ^ В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Синайский кодекс ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Перейти обратно: а б Кон 2000 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б Дитрих 2007 , с. 250.
- ^ Перейти обратно: а б с Лейтхарт 2006 , с. 189.
- ^ 2 Царств 4:1 NKJV
- ↑ Примечание [c] к 2 Царств 4:1 в NET Bible.
- ^ Перейти обратно: а б с Кон 2000 , с. 27.
- ^ Лейтхарт 2006 , с. 211.
- ^ Кон 2000 , стр. 27–28.
- ^ 2 Царств 4:8 NKJV
- ↑ Примечание [а] к 2 Царств 4:8 в NKJV.
- ^ Примечание к 2 Царств 4:8 в NET Bible.
- ↑ Примечание [б] к 2 Царств 4:8 в NKJV.
- ^ 2 Царств 4:10 NKJV
- ↑ Примечание к 2 Царств 4:10 в NKJV.
- ^ Согласно HALOT 832 св Алии; Примечание apud к 2 Царств 4:10 в NET Bible
- ^ Анализ еврейского текста: 4 Царств 4:10 . Библейский центр
- ^ Дитрих 2007 , с. 251.
- ^ 2 Царств 4:39 NKJV
- ^ Зохари, Н. (1983), Библейские растения (Штутгарт: Кольхаммер), стр. 185; апуд Дитрих 2007, с. 251.
- ↑ Корен Танах, 4 Царств 4:42.
- ^ Розенбойм, Дэвид Йона, изд. (2010). Иерусалимский Талмуд Иерусалимский Талмуд Оз и Хадар [ Талмуд Йерушалми ]. Том. 9 (Синедрион) (ред. Оз ве-Хадар). Нью-Йорк: Фридман – Оз ве-Хадар . п. 6а (Синедрион 1:2). OCLC 695123759 . , Комментарий Пнея Моше
- ^ Перейти обратно: а б Винер, Ной (23 июля 2013 г.). «Дом Тель-Рехова, связанный с библейским пророком Елисеем» .
Источники
[ редактировать ]- Кон, Роберт Л. (2000). Коттер, Дэвид В.; Уолш, Джером Т.; Франке, Крис (ред.). 2 короля . Берит Олам (Вечный завет): исследования еврейского повествования и поэзии. Литургическая пресса. ISBN 9780814650547 .
- Коллинз, Джон Дж. (2014). «Глава 14: 3 Царств 12 – 2 Царств 25». Введение в Еврейские Писания . Крепость Пресс. стр. 277–296. ISBN 9781451469233 .
- Куган, Майкл Дэвид (2007). Куган, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн; Перкинс, Фем (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами: новая исправленная стандартная версия, выпуск 48 (дополненное 3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195288810 .
- Дитрих, Вальтер (2007). «13. 1 и 2 Короля». В Бартоне, Джон ; Маддиман, Джон (ред.). Оксфордский библейский комментарий (первое издание (в мягкой обложке)). Издательство Оксфордского университета. стр. 232–266. ISBN 978-0199277186 . Проверено 6 февраля 2019 г.
- Галлей, Генри Х. (1965). Библейский справочник Галлея: сокращенный библейский комментарий (24-е (переработанное) изд.). Издательство Зондерван. ISBN 0-310-25720-4 .
- Лейтхарт, Питер Дж. (2006). 1 и 2 короля . Бразос Богословский комментарий к Библии. Бразос Пресс. ISBN 978-1587431258 .
- Маккейн, Уильям (1993). «Короли, Книга». В Мецгере, Брюс М ; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета. стр. 409–413 . ISBN 978-0195046458 .
- Вюртвейн, Эрнст (1995). Текст Ветхого Завета . Перевод Роудса, Эрролла Ф. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. ISBN 0-8028-0788-7 . Проверено 26 января 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейские переводы:
- Мелахим II - II Царств - Перевод главы 4 (Judaica Press) [с Раши ] на Chabad.org комментарием
- Христианские переводы:
- Интернет-Библия на сайтеGospelHall.org (ESV, KJV, Darby, американская стандартная версия, Библия на базовом английском языке)
- 2 Царств, глава 4. Библейские ворота