Jump to content

2 короля 13

2 короля 13
Страницы, содержащие Книги царей (1 и 2 королей) Ленинградского кодекса (1008 г. н.э.).
Книга Вторая книга Царств
Часть еврейской Библии Невиим
Порядок в еврейской части 4
Категория Бывшие Пророки
Христианская часть Библии Ветхий Завет
Порядок в христианской части 12

13 — тринадцатая глава второй части Книги Царств в еврейской Библии или Второй Книги Царств в Ветхом Завете христианской 2 Царств Библии . [ 1 ] [ 2 ] Книга представляет собой сборник различных летописей, в которых записаны деяния царей Израиля и Иудеи, составленный составителем Второзакония в седьмом веке до нашей эры, с дополнением, добавленным в шестом веке до нашей эры. [ 3 ] В этой главе описывается правление Ииуя сына , Иоахаза , и внука Ииуя, Иоаса , в Израильском царстве во время правления Иоаса, царя Иудеи , а также события, связанные со смертью Елисея. [ 4 ] Повествование является частью основного раздела 4 Царств 9:1–15:12, охватывающего период династии Ииуя. [ 5 ]

Эта глава изначально была написана на иврите и с XVI века разделена на 25 стихов.

Текстовые свидетели

[ редактировать ]

Некоторые ранние рукописи, содержащие текст этой главы на иврите , относятся к традиции масоретских текстов , в которую входят Кайренский кодекс (895 г.), Алеппский кодекс (10 век) и Ленинградский кодекс (1008 г.). [ 6 ]

Существует также перевод на греческий койне, известный как Септуагинта , сделанный в последние несколько столетий до нашей эры. Сохранившиеся древние рукописи версии Септуагинты включают Codex Vaticanus ( B ; Б ; IV век) и Александрийский кодекс ( A ; А ; V век). [ 7 ] [ а ]

Эта глава содержит основную типологию Исхода и Завоевания, а также ссылки на отрывки из Книги Судей с повторяющейся моделью: поклонение идолам, вызывающее зависть и гнев ЯХВЕ , затем Израиль отдается в руки иностранных народов, пока не люди взывают о помощи, поэтому ЯХВЕ посылает спасителя, чтобы избавить их, возвращая их к истинному поклонению, пока спаситель (или «судья») не умрет и цикл не начнется снова ( Судей 2:6–23 ). [ 9 ] Этот образец «основан на основополагающем образце исхода»: ЯХВЕ отвечает на крик народа, вспоминает об их завете с Ним, воскрешает Моисея как спасителя и освобождает Израиль из Египта. [ 9 ]

Иоахаз, царь Израиля (13:1-9)

[ редактировать ]

Сын Ииуя Иоахаз стал царем Израиля во время долгого правления Иоаса, царя Иудеи. [ 10 ] Это период относительно продолжительной и внутренне стабильной династии, но резко контрастирующий с проблемами из-за границы, когда Арам-Дамаск стал сверхдержавой в регионе, что имело горькие последствия для Израиля (ср. стих 7 ). [ 10 ] Угнетение сирийских царей, Азаила и его сына Венадада, рассматривается как результат гнева Бога на неверие Израиля, точнее, «на грехи Иеровоама» (ср. стихи 2–3 с Судьей 2:13–14 ; 3:7–8, 11–12 ; 4:1–2 и т. д.). [ 4 ] [ 11 ] Как и Израиль во времена судей, Иоахаз попросил Бога о помощи и получил «спасителя» ( стихи 4–6 ). Однако Израиль продолжал придерживаться «грехов Иеровоама» и дополнительно поклонялся Ашере в Самарии. [ 12 ]

В двадцать третий год Иоаса, сына Охозии, царя Иудеи, Иоахаз, сын Ииуя, воцарился над Израилем в Самарии, и царствовал семнадцать лет. [ 13 ]

Иоас, царь Израиля, и смерть Елисея (13:10-25)

[ редактировать ]

Отрывок о сыне Иоахаза, Иоасе, царе Израиля (в 13:12 и 14:1 его имя пишется как «Иоас» ) построен необычно:

Следующие отрывки по-прежнему связаны с Иоасом, а заключительная формула повторяется во 4 Царств 14:15–16 . Эта особенность могла быть результатом включения двух легенд о Елисее (стихи 14–19 и 20–21) в контекст повествования с помощью стихов 12–13 и 22–25. что Елисей выступал в качестве военной поддержки против арамейцев (ср. 4 Царств 6–7 ) Первая легенда показывает , . [ 12 ] Иоас почитал пророка Елисея и плакал у его постели, когда он умирал, обращаясь к нему теми словами, которые сам Елисей произнес, когда Илия был вознесен на небо ( 4 Царств 2:12 ): «Отец мой, отец мой! колесница Израиля и всадники ее» ( 4 Царств 13:14 ; 4 Царств 14 ), [ 17 ] Во время визита Елисей поручил Иоасу выполнить определенные пророческие задания. Король не знал, что делает, и ему дали объяснения только после содеянного. Стрела, выпущенная на восток, является указанием на будущую победу над Арамом, существенно показывает, «как далеко на юг продвинулись арамейцы» на территорию Израиля на восточном берегу (ср. 4 Царств 10:32–33 ) и точку, откуда их нужно отодвинуть назад. [ 12 ] Использование непонятного языка жестов в пророчествах встречается и в других книгах пророков (например, 8:1–4 ; 20 ; Иеремия 27–28 ; Исайя Иезекииль 4–5 ; . 12 и другие) Пророчество исполнилось благодаря последовательным победам Иоаса над сирийцами, что позволило ему отвоевать у них города, которые Азаил захватил у Израиля. [ 18 ]

Нападение отряда моавитян во второй короткой легенде указывает на то, что северное царство было настолько сильно ослаблено после переворота Ииуя, что ситуацией воспользовались не только арамеи, но и другие соседние племена. Поспешное захоронение тела в могиле Елисея (вероятно, в погребальной пещере) приводит к воскресению , которое демонстрирует чудесные смертоносные силы Елисея даже после его собственной смерти, как и при его жизни ( 4 Царств 13:20–21 ). [ 12 ]

Стихи 22–25 поясняют, что эта история соответствует Иоасу, а не Иоахазу, потому что Иоахаз всю жизнь страдал от давления со стороны Азаила и Венадада (13:3), а Иоас – нет (ср. 13:10–12 ; 14:15–16 ). . [ 12 ]

В тридцать седьмой год правления Иоаса, царя Иудеи, Иоас, сын Иоахаза, стал царствовать над Израилем в Самарии, и правил он шестнадцать лет. [ 19 ]
  • «В 37-й год правления Иоаса, царя Иудеи»: согласно хронологии Тиле, следуя «методу года невступления на престол», Иоас, сын Иоахаза, стал соправителем на троне Израиля вместе со своим отцом в апреле 799 г. до н. э. затем царствовать единолично после смерти своего отца, начиная с сентября 798 г. до н.э. по апрель 797 г. до н.э., до его смерти между сентябрем 782 г. до н.э. и апрелем 781 г. до н.э. [ 20 ] Он умер вскоре после битвы с Амасией, царем Иудеи, и был похоронен в Самарии . [ 21 ]
  • « Иоас (сын Иоахаза)» ( иврит : יהואש Yəhō'āš ): альтернативное написание слова «Иоас» ( יואש Йоаш ; Латинское : Иоас ) в 9 стихе, [ 22 ] 12–14; также стих 25. [ 23 ] Имя означает « Яхве дал». [ 24 ]

Археология

[ редактировать ]
На стеле Адад-Нирари III из Телль-ар-Римы , ныне находящейся в Иракском музее , упоминается имя Иоаса Самарианца.

В ходе раскопок в Телль-ар-Риме обнаружена стела Адад -Нирари III , на которой упоминается «Иоас Самаритянин». [ 25 ] [ 26 ] и содержит первое клинописное упоминание о Самарии под этим названием. [ 27 ] Надписи на этой «Стеле Телль ар-Рима» могут служить доказательством существования царя Иоаса, свидетельствовать об ослаблении Сирийского царства (ср. 4 Царств 13:5 ) и показывать вассальный статус северного царства Израиля ассирийцы. [ 28 ]

Предполагаемый образ Иоаса реконструирован по гипсовым останкам, найденным в Кунтиллет-Аджруде . [ 29 ] [ 30 ] Руины были частью храма, построенного северным Израильским царством, когда Иоас Израильский получил контроль над Иудейским царством во время правления Амасии Иудейского. [ 31 ]

См. также

[ редактировать ]
  • Связанные части Библии: 2 Царств 9 , Осия 1.
  • Примечания

    [ редактировать ]
    1. Вся книга «2 Царств» отсутствует в дошедшем до нас Синайском кодексе . [ 8 ]
    1. ^ Галлей 1965 , с. 201.
    2. ^ Коллинз 2014 , с. 288.
    3. ^ Маккейн 1993 , с. 324.
    4. ^ Jump up to: а б Дитрих 2007 , стр. 256–257.
    5. ^ Дитрих 2007 , с. 253.
    6. ^ Вюртвайн 1995 , стр. 35–37.
    7. ^ Вюртвайн 1995 , стр. 73–74.
    8. ^ В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Синайский кодекс ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
    9. ^ Jump up to: а б Лейтхарт 2006 , с. 232.
    10. ^ Jump up to: а б Дитрих 2007 , с. 256.
    11. ^ Кон 2000 , с. 85.
    12. ^ Jump up to: а б с д и ж Дитрих 2007 , с. 257.
    13. ^ 2 Царств 13:1 ESV
    14. ^ Тиле, Эдвин Р. , Таинственные числа еврейских королей (1-е изд.; Нью-Йорк: Macmillan, 1951; 2-е изд.; Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1965; 3-е изд.; Гранд-Рапидс: Зондерван / Крегель, 1983). ). ISBN   0-8254-3825-X , 9780825438257
    15. ^ Макфолл 1991 , вып. 33.
    16. Примечание к 2 Царств 13:1 в NKJV.
    17. ^ Комментарий Адама Кларка к Библии. Кларк, Адам. 1967. Beacon Hill Press, Канзас-Сити, Канзас, США. стр. 372-373
    18. ^ «Иоас», Еврейская энциклопедия.
    19. ^ 2 Царств 13:10 ESV
    20. ^ Макфолл 1991 , вып. 35.
    21. ^ 4 Царств 13:13; Иоас, Иоас. Иллюстрированный словарь и согласование Библии. Вигодер, Джеффри, редактор, 1986. GG The Иерусалимский издательский дом Ltd. ISBN   0-89577-407-0
    22. Примечание к 2 Царств 13:10 в NKJV.
    23. ^ Примечание к 2 Царств 13:10 в ESV.
    24. ^ Иоас, Иоас; Новый библейский словарь. Дуглас, JD, изд. 1982 г. (второе издание). Издательство Tyndale House, Уитон, Иллинойс, США. ISBN   0-8423-4667-8 , с. 597-598
    25. ^ Уильям Х. Ши, Хадад-Нирари III и Иоас Израильский, Журнал клинописных исследований, том. 30, нет. 2, с. 101–113,
    26. Стела Телль аль-Рима (797 г. до н.э.): надпись ассирийского царя Адад-Нирари III, в которой он описывает свои успехи на западе. Ливиус.орг. Цитата: "...[4] Я получил 2000 талантов серебра, 1000 талантов меди, 2000 талантов железа, 3000 льняных одежд с разноцветной отделкой - дань Мари' - земли Дамасской. Я получил дань Иоас Самарянин , владетель Тирский и владетель Сидонский».
    27. ^ Пейдж, Стефани (1968). «Стела Адад-Нирари III и Нергаль-эреша из Телль-аль-Римы» Ирак 30 (2): 139–153. дои : 10.2307/4199848 . JSTOR   4199848 .
    28. ^ "Скажите стеле аль-Риме: найден царь Иоас!" Ассирийские надписи доказывают избавление Израиля от сирийцев благодаря царю Иоасу . Уоррен Рейнш. Смотрите Иерусалим , 27 июня 2019 г.
    29. ^ Пирхия Бек (1982) Рисунки Хорвата Теймана (Кунтиллет Аджруд), Тель-Авив, 9: 1, 3-68, DOI: 10.1179/033443582788440827
    30. ^ Таллай Орнан (2016) Эскизы и последние произведения искусства: рисунки и настенные росписи Кунтиллет 'Аджруд, новый взгляд, Тель-Авив, 43: 1, 3-26, DOI: 10.1080/03344355.2016.1161374
    31. ^ Нир Хассон. Странный рисунок, найденный на Синае, может подорвать все наше представление об иудаизме : это 3000-летняя картина бога, его пениса и жены, изображенная ранними евреями в Кунтиллет Аджруд? Гаарец.com. 4 апреля 2018 г.

    Источники

    [ редактировать ]
    [ редактировать ]
    Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
    Arc.Ask3.Ru
    Номер скриншота №: a3ab7c0a53891d32741ad1e10155eb36__1715215800
    URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/36/a3ab7c0a53891d32741ad1e10155eb36.html
    Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
    2 Kings 13 - Wikipedia
    Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)