2 короля 19
2 короля 19 | |
---|---|
← глава 18 глава 20 → | |
![]() Страницы, содержащие Книги царей (1 и 2 королей) Ленинградского кодекса (1008 г. н.э.). | |
Книга | Вторая книга Царств |
Часть еврейской Библии | Невиим |
Порядок в еврейской части | 4 |
Категория | Бывшие Пророки |
Христианская часть Библии | Ветхий Завет |
Порядок в христианской части | 12 |
19 — девятнадцатая глава второй части Книги Царств в еврейской Библии или Второй Книги Царств в Ветхом Завете христианской 2 Царств Библии . [ 1 ] [ 2 ] Книга представляет собой сборник различных летописей, в которых записаны деяния царей Израиля и Иудеи, составленный составителем Второзакония в седьмом веке до нашей эры, с дополнением, добавленным в шестом веке до нашей эры. [ 3 ] В этой главе рассказывается о вторжении ассирийцев в Иудею во время правления Езекии , царя Иудеи ; это часть раздела, включающего Царств 18:1–20 : 21 , с параллельной версией в Исаии 36–39 4 . [ 4 ]
Текст
[ редактировать ]Эта глава изначально была написана на иврите . Он разделен на 37 стихов.
Текстовые свидетели
[ редактировать ]Некоторые ранние рукописи, содержащие текст этой главы на иврите , относятся к традиции масоретских текстов , в которую входят Кайренский кодекс (895 г.), Алеппский кодекс (10 век) и Ленинградский кодекс (1008 г.). [ 5 ]
Существует также перевод на греческий койне, известный как Септуагинта , сделанный в последние несколько столетий до нашей эры. Сохранившиеся древние рукописи версии Септуагинты включают Codex Vaticanus ( B ; Б ; IV век) и Александрийский кодекс ( A ; А ; V век). [ 6 ] [ а ]
Анализ
[ редактировать ]Последняя часть предыдущей главы (4 Царств 18:17–37) и эта глава составляют часть повествования о царе Езекии (4 Царств 18–20), в котором основное внимание уделяется избавлению ЯХВЕ Иерусалима от вторжения Сеннахирима. [ 8 ] Он начинается во 4 Царств 18:13 с соединительного слова и ссылкой на четырнадцатый год правления Езекии, продолжая «форму пророческого повествования о конфронтации» с участием Сеннахирима, представленного его офицерами, которые пытались запугать Иерусалим, чтобы он сдался, против Езекии. и ЯХВЕ, представленный пророком Исайей. [ 8 ] [ 9 ]
Все повествование представлено в параллельной структуре: [ 10 ]
- Ассирийцы прибывают в Иерусалим (18:13–16).
- Б. Посланники из Ассирии обращаются к народу (18:17–37)
- В. Езекия ищет пророка и молится (19:1–5).
- D Пророчества Исаии (19:6–7)
- В. Езекия ищет пророка и молится (19:1–5).
- Б. Посланники из Ассирии обращаются к народу (18:17–37)
- Ассирийцы уходят (19:8–9а) (обрыв в тексте)
- Б' Ассирийское письмо в Иерусалим (19:9б–13)
- В ответ Езекия входит в храм для молитвы (19:14–19).
- Пророчества Д'Исаии (19:20–34)
- В ответ Езекия входит в храм для молитвы (19:14–19).
- Б' Ассирийское письмо в Иерусалим (19:9б–13)
- А» Ассирийцы уходят навсегда (19:35–37).
Первое пророчество Исаии (19:1–8)
[ редактировать ]В этом разделе записан ответ царя Езекии и пророка Исайи на речи Рабсака в предыдущей главе . Осознавая серьезность затруднительного положения ассирийского нападения, Езекия отправил делегацию к Исайе за советом от ЯХВЕ . Ответ Исайи — это классическое начало: «Не бойтесь», за которым следует положительное пророчество о том, что ЯХВЕ пошлет «дух» ассирийскому царю (ср. 3 Царств 22 :21–22), и царь будет в панике, просто услышав слух, и отступить в Ассирию, там он будет убит. Каждая часть этого пророчества записана как «исполненная» во 4 Царств 19:8 , 9а, 36–37. В тексте Библии говорится, что появилось египетское войско и заставило Сеннахирима отступить. В его анналах ( АНЕТ 287 [ 11 ] ), ассирийский царь также упоминает о наступлении египетской армии, хотя и утверждает, что разбил ее при Елтеке, недалеко от границы Филистимлян и Египта (ср. Иисус Навин 19:44). [ 12 ]
Стих 2
[ редактировать ]- И послал Елиакима, начальника дома, и Севну писца, и старейшин священников, покрытых вретищем, к пророку Исаии, сыну Амосову. [ 13 ]
- «Старейшины священников» или «главные священники». [ 14 ]
Стих 7
[ редактировать ]- [Исаия передал, что Господь сказал:] «Вот, Я вложу в него дух, и он услышит молву и вернется в свою землю, и Я повергну его от меча на его собственной земле». " [ 15 ]
- «Дух»: от иврита : רוּחַ , руах , может относиться к «духовному существу, которое возьмет под контроль свой разум» (ср. 3 Царств 22:19 ), или «расположению к беспокойству и страху»; в любом случае показано верховенство Господа над царем. [ 16 ]
Стих 8
[ редактировать ]- И возвратился Рабсак и нашел царя Ассирийского воюющим против Ливны, ибо он слышал, что он ушел из Лахиса. [ 17 ]
После захвата Лахиша , большого города в регионе, Сеннахирим атаковал более мелкие цели, такие как Ливна , идентифицируемая как «Телль Борнат», в 5 милях (8,0 км) к северо-востоку от Лахиша. [ 18 ]
Письмо Сеннахирима и молитва Езекии (19:9–19)
[ редактировать ]Ассирийцы все еще находились в Сирии и Палестине, и даже после того, как он услышал сообщение о Сеннахирим нападении Тахарки, стал смелее, чем Рабсак, высмеивая ЯХВЕ, чтобы он был на том же уровне, что и бесполезные боги других побежденных народов. Езекия казался более благочестивым, чем в стихах: 1–4, признавая, что ЯХВЕ — единственный существующий, в отличие от всех других богов. [ 12 ]
Стих 9
[ редактировать ]
- И услышал царь о Тиргахе, царе Эфиопии: «Вот, он вышел воевать с тобой». И снова послал послов к Езекии сказать: [ 19 ]
- Перекрестные ссылки: Исаия 37:9.
- «Царь»: настоящее еврейское слово означает «он»; имея в виду Сеннахирима. [ 20 ]
- « Тирхака »: отождествляется с Тахаркой . [ 21 ]
- « Эфиопия »: иврит: Куш . [ 22 ]
Нельсон предполагает, что рассказчик использует двусмысленность еврейского глагола «шуб», чтобы «поддразнить читателей» надвигающейся конфронтацией, поскольку можно было ожидать, что, когда ассирийский царь услышит «сообщение» (о Тирхаке), как и было предсказано, он вскоре «вернулся» ( шуб ) домой, но вместо этого «еще раз» (еще одно использование слова шуб ) отправил послов к Езекии. [ 23 ] Следовательно, это будет не «отход без происшествий», как в 4 Царств 7:6–7 , а более выраженное отступление. [ 23 ]
Второе пророчество Исайи и освобождение Иерусалима (19:20–37)
[ редактировать ]
Второй ответ Исайи гораздо более подробный, чем его первый, и на этот раз содержит три пророчества в послании Исайи: [ 24 ]
- выступая против высокомерия и богоподобной претенциозности Сеннахирима в «длинной насмешливой поэме» (стихи 21–28)
- предлагая Езекии знак того, что слово Божье сбудется (стихи 29–31)
- обещая, что осада закончится, если Бог будет действовать ради Себя или ради Давида (стихи 32–34)
Речь имеет структуру ABCBA, заключенную в вводную и заключительную формулу («так говорит Господь — говорит Господь»), содержащую центральное послание с двойной уверенностью, что враг не войдет в этот город: его оружие не причинит вреда. Иерусалим и он отступят, потерпев неудачу. [ 12 ] Стих 34 считается включением позднего Второзакония (ср. 3 Царств 11:12–13). [ 12 ]
Песня презрения в стихах 21–28, в которой сам ЯХВЕ бросает вызов царю Ассирии за его ошибочную богословскую логику: [ 12 ] [ 25 ]
- царь хвалится своей властью (стихи 22–24; ср. Исаия 10:7–10)
- хотя именно Бог даровал ему это (стихи 25–27)
- теперь Бог отнимет это у него (стих 28)
Пророчество сбылось немедленно: за одну ночь ангел, несущий чуму, убивает 185 000 ассирийских солдат в их лагере (стих 35), вынуждая Сеннахирима отступить и никогда не возвращаться (стих 36б). [ 12 ] «Великая армия» (4 Царств 18:17) была уничтожена в одночасье, оставив после себя трупы (ср. Исход 14:30). [ 26 ] Даже собственный (псевдо-)бог Сеннахирима «Нисрох» не может защитить его в его собственном храме (#Стих 37|стих 37). [ 26 ] [ 27 ]

Стих 35
[ редактировать ]- И в ту ночь вышел ангел Господень и поразил 185 000 в стане Ассирийском. И когда люди встали рано утром, вот, все это трупы. [ 28 ]
Рассказ о вторжении Сеннахирима в Иудею подтверждается некоторыми внебиблейскими источниками:
- Ассирийская литература: включая призмы, цилиндры и лахисские рельефы периода Сеннахирима. Естественно, потеря многих солдат в Иерусалиме не упоминается в отчетах, но осада Иерусалима ясно отмечена в « Анналах» Сеннахирима . [ 29 ]
- Греческая литература, основанная на египетских повествованиях, в сочинении Геродота , «Истории» (II.141, 5а), упоминает о стае мышей в ассирийском лагере в одну ночь, жевавших оружие воина, поэтому они понесли огромный урон На следующий день, [ 30 ] [ 31 ] хотя он поместил место разрушения в Пелусий, а не в Иерусалим, и противником Сеннахирима был Сетос Египтянин, а не Езекия. [ 32 ] Его заявления были расценены некоторыми учеными-библеистами как намек на то, что ассирийская армия была уничтожена болезнью, переносимой мышами или крысами, такой как бубонная чума . [ 33 ] [ 34 ]
- Еврейская литература, такая как Вавилонский Талмуд , приписывает уничтожение ассирийской армии молнии, как повторяют некоторые Таргумы, имея в виду сочетание горячих ветров и молний, которые часто уничтожали караваны в Аравийской области. [ 32 ]
- Флавий Иосиф Флавий , еврейский римский историк (37-100 гг. н.э.), писал в « Иудейских древностях» , что Сеннахирим отозвал свою армию из-за чумы или эпидемии, которую послал им Бог. [ 35 ] [ 36 ]
Стих 36
[ редактировать ]
- И пошел Сеннахирим, царь Ассирии, домой и жил в Ниневии. [ 37 ]
Этот момент знаменует собой конец ассирийской угрозы Иудейскому царству, хотя ассирийцы утверждали, что контролировали Иудею в середине седьмого века до нашей эры. [ 4 ] Сеннахирим действительно украсил свой дворец в Ниневии изображением своего вторжения, в частности, своей победы над Лахишем в каменном рельефе ( Lachish рельефы , ныне в Британском музее ) и описал отчаянное положение Езекии, хотя каким-то образом оставшегося в живых, при нескольких победах памятники ( Анналы Сеннахирима ): [ 29 ]
- «Что касается Езекии-еврея, то он не подчинился моему игу, я осадил 46 его крепких городов… Самого себя я сделал узником в Иерусалиме, своей царской резиденции, как птицу в клетке. Я окружил его земляными валами, чтобы приставать к тем, кто выходил за ворота его города» ( АНЕТ 288)». [ 38 ]
Сеннахирим никогда не утверждал, что захватил Иерусалим или сверг Езекию с престола, что нетипично для царя, возглавившего восстание против Ассирийской империи, но его записи все еще показывают успехи, типичные для ассирийских анналов. С другой стороны, записи Иуды подчеркивают защиту ЯХВЕ над Иерусалимом и домом Давида (ср. Псалом 2 , Псалом 46 , Псалом 47 , Псалом 48 ). [ 39 ]
Стих 37
[ редактировать ]- И было, когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, поразили его мечом, и они убежали в землю Армянскую. И воцарился вместо него Асархаддон, сын его. [ 40 ]
- Перекрестные ссылки: Исаия 37:38.
Согласно ассирийским записям, Сеннахирим был убит в 681 г. до н.э., через двадцать лет после вторжения в Иудею в 701 г. до н.э. [ 41 ]
- « Адраммелех »: Идентифицирован как убийца своего отца Сеннахирима в ассирийском письме к Асархаддону ( ABL 1091), в котором он назван Арда-Мулисси . [ 42 ] [ 43 ]
- «Армения»: или Арарат . [ 44 ]
Внебиблейская документация
[ редактировать ]Езекия
[ редактировать ]

Внебиблейские источники указывают Езекию по имени, а также его правление и влияние. «Историографически его правление примечательно сочетанием множества библейских источников и разнообразных внебиблейских свидетельств, часто касающихся одних и тех же событий. Значительные данные о Езекии появляются в « Второзаконной истории», Летописце, Исайе, ассирийских летописях и рельефах, израильской эпиграфике, и все чаще стратиграфия». [ 45 ] Археолог Амихай Мазар называет напряженные отношения между Ассирией и Иудой «одним из наиболее хорошо задокументированных событий железного века», а история Езекии является одной из лучших для перекрестных ссылок с остальными историческими документами ближневосточного мира. [ 46 ]
Было найдено несколько булл с именем Езекии:
- царская булла с надписью древнееврейским шрифтом: «Принадлежит Езекии [сыну] Ахаза, царю Иудейскому» (между 727 и 698 гг. до н. э.). [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
- печати с надписью: «Принадлежит [слуге] Езекии»
Другие артефакты, носящие имя «Езекия», включают кувшины, хранящиеся ЛМЛК вдоль границы с Ассирией, «демонстрирующие тщательную подготовку к противодействию вероятному маршруту вторжения Сеннахирима» и демонстрируют «заметную степень царского контроля над городами, что могло бы способствовать уничтожению Езекией сельских жертвенных объектов». места и его централизация богослужения в Иерусалиме». [ 45 ] Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что они использовались на протяжении всего его 29-летнего правления. [ 51 ] и Силоамская надпись . [ 52 ]
Шебна
[ редактировать ]
Надпись с именем «Шебнаягу» была обнаружена на перемычке над входом в высеченную в скале гробницу, что предполагает связь с Севной , придворным чиновником, упомянутым в 4 Царств 18:18 и 2 Царств 19:2 . [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]
Сеннахирим
[ редактировать ]
Рассказы о Сеннахириме Ассирийском, в том числе о его вторжении в Иудейское царство , особенно о взятии Лахиша и осаде Иерусалима , записаны в ряде древних документов и артефактов: [ 56 ]
- Лахисские рельефы из его дворца в Ниневии
- Призмы, содержащие летописи ассирийцев ( Анналы Сеннахирима )
- Следы ассирийской осады вокруг древнего Лахиша и обнаруженные стены возле раскопок Тель-Лахиш , которые соответствуют описаниям, представленным на лахишских рельефах. [ 57 ]
Иллюстрация
[ редактировать ]-
Царь Езекия просил помощи у Бога
-
Пророк Исаия передал Божий ответ Езекии
-
Исайя пророчествовал, что Бог примет меры
-
Многие ассирийские солдаты погибли в своем лагере.
-
Сеннахирим был убит собственными сыновьями.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Вся книга «2 Царств» отсутствует в дошедшем до нас Синайском кодексе . [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Галлей 1965 , с. 201.
- ^ Коллинз 2014 , с. 288.
- ^ Маккейн 1993 , с. 324.
- ^ Перейти обратно: а б Суини 2007 , с. 397.
- ^ Вюртвайн 1995 , стр. 35–37.
- ^ Вюртвайн 1995 , стр. 73–74.
- ^
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Синайский кодекс ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Перейти обратно: а б Суини 2007 , с. 398.
- ^ Фретхайм 1997 , с. 202.
- ^ Лейтхарт 2006 , с. 255.
- ^ Причард 1969 , с. 287.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дитрих 2007 , с. 261.
- ^ 2 Царств 19:2 KJV
- ↑ Примечание к 2 Царств 19:2 в NET Bible.
- ^ 2 Царств 19:7 ESV
- ↑ Примечание к 2 Царств 19:7 в NET Bible.
- ^ 2 Царств 19:2 KJV
- ^ Суини 2007 , с. 417.
- ^ 2 Царств 19:9 NKJV
- ↑ Примечание [а] к 2 Царств 19:9 в NET Bible.
- ^ "Тирхака" . Еврейская энциклопедия
- ↑ Примечание [b] к 2 Царств 19:9 в NET Bible.
- ^ Перейти обратно: а б Нельсон 1987 , с. 239.
- ^ Нельсон 1987 , стр. 240–241.
- ^ Нельсон 1987 , с. 240.
- ^ Перейти обратно: а б Нельсон 1987 , с. 241.
- ^ Фретхайм 1997 , с. 204.
- ^ 2 Царств 19:35 ESV
- ^ Перейти обратно: а б Дитрих 2007 , с. 260.
- ^ Калими, Исаак; Ричардсон, Сет, ред. (2014). Сеннахирим у ворот Иерусалима: повесть, история и историография . Культура и история Древнего Ближнего Востока. БРИЛЛ. стр. 448–449. ISBN 9789004265622 .
- ^ История Геродота , Книга 2, Стих 141. Цитата: «После этого Санахариб, царь арабов и ассирийцев, выступил с большим войском против Египта. Тогда воины египтян отказались прийти на помощь, и священник , будучи загнанным в пролив, вошел в святилище храма и оплакивал образ бога об опасности, нависшей над ним, и таким образом он был; скорбя, на него напал сон, и в видении ему показалось, что бог подошел и стал рядом с ним и ободрил его, сказав, что он не потерпит никакого зла, если выйдет навстречу армии арабов, ибо он сам того пожелает; пошли ему помощников, надеясь на эти вещи, увиденные во сне, он взял с собой, по их словам, тех из египтян, которые были готовы следовать за ним, и расположился станом в Пелузии, ибо именно этим путем пришло вторжение, и ни одного из воинов. класс последовал за ним, но лавочники, ремесленники и торговцы. После того, как они пришли, ночью на врагов их напали полевые мыши и съели их колчаны и луки, а также рукоятки их щитов, так что на следующий день. день они бежали, и, не имея оружия, большое число пало. И в настоящее время этот царь стоит в каменном храме Гефеста, держа в руке мышь, и написанными буквами произносит такие слова: «Пусть тот, кто смотрит на меня, научится бояться богов».
- ^ Перейти обратно: а б Белое, Уильям (1839) Геродот , Том 1, классическая семейная библиотека Джонса. В переводе с греч. Джонс. п. 119.
- ^ «История Израиля», Джон Брайт , SCM 1980, стр.200
- ^ «Сеннахирим», Новый библейский словарь, InterVarsity Press , 2nvid Edition, Ed. Дж. Д. Дуглас, Н. Хиллер, 1982 г.
- ^ Иосиф Флавий. Муравей. . Книга X, 1.5.21. Цитата: «Когда Сеннахирим возвращался из своей египетской войны в Иерусалим, он нашел свою армию под предводительством Рабсака, своего полководца, в опасности [из-за чумы, ибо] Бог наслал чумную болезнь на его армию: и в первую же ночь осада сто восемьдесят пять тысяч с их капитанами и генералами были уничтожены. Итак, король был в великом страхе и ужасной агонии от этого бедствия и в великом страхе за всю свою армию. он бежал с остальными своими войсками в свое царство и в свой город Ниневию…»
- ^ Фельдман, Луи Х (1992). «Портрет Езекии работы Иосифа». Журнал библейской литературы . 111 (4). Общество библейской литературы: 597–610. дои : 10.2307/3267434 . JSTOR 3267434 .
- ^ 2 Царств 19:36 ESV
- ^ Причард 1969 , с. 288.
- ^ Суини 2007 , с. 413.
- ↑ 2 Царств 19:37 KJV
- ^ Дуглас, доктор медицинских наук, изд., Новый библейский словарь (Гранд-Рапидс, Мичиган: Eerdmans, 1965) 1160.
- ^ Де Брейкер, Герт, в Оксфордском справочнике по клинописной культуре [1] под редакцией Карен Рэднер, Элеоноры Робсон, Oxford University Press, 2011, стр. 643
- ^ Калими, Исаак; Ричардсон, Сет (редактор), Сеннахирим у ворот Иерусалима [2] , Брилл, 2014, стр. 45
- ↑ Примечание к Исаии 37:38 в NKJV.
- ^ Перейти обратно: а б «Езекия». Библейский словарь Anchor . 1992. Печать.
- ^ Финкельштейн, Израиль и Амихай Мазар. В поисках исторического Израиля: обсуждение археологии и истории раннего Израиля . Лейден: Брилл, 2007.
- ^ Эйзенбуд, Дэниел К. (2015). «Первое в истории отпечаток печати израильского или иудейского царя, обнаруженный возле Храмовой горы» . Иерусалим Пост . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ Бен Сион, Илан (2 декабря 2015 г.). « царю Иудейскому» Принадлежит Езекии [ сыну ] Ахаза , Времена Израиля . Проверено 2 декабря 2015 г.
- ^ «Первый в истории оттиск печати израильского или иудейского царя, обнаруженный возле Храмовой горы» .
- ↑ Алисса Наварро, археологи нашли в Иерусалиме печать библейского царя Езекии «Tech Times», 6 декабря.
- ^ Грена, генеральный менеджер (2004). LMLK - Тайна, принадлежащая королю, том. 1 (1-е изд.). 4000 лет истории письменности. п. 338. ИСБН 978-0974878607 .
- ^ Библия археологического исследования . Гранд-Рапидс: Зондерван, 2005. Печать.
- ^ Перейти обратно: а б «Надпись Севны / Надпись королевского наместника» - Коллекция Британского музея.
- ^ Надпись королевского управляющего из Сильвана, недалеко от Иерусалима, 7 век до н. э. Архивировано 15 ноября 2018 г. в Wayback Machine («Inskripsi Kepala Istana, dari Silwan, dekat Yerusalem, abad ke-7 SM»)
- ^ «Погребальные обычаи и гробницы Древнего Иерусалима: Часть вторая», Л. И. Рахмани, Библейский археолог, Том 44, № 4 (осень 1981 г.), стр. 229-235.
- ^ «Еврейская история» . Cojs.org. Архивировано из оригинала 4 ноября 2013 г. Проверено 3 октября 2012 г.
- ^ Как запечатлеть город Профессор Исраэль Эфаль, Библиотека Центра образовательных технологий (иврит)
Источники
[ редактировать ]- Коган, Мордехай; Тадмор, Хаим (1988). II Kings: Новый перевод . Ведущие библейские комментарии Йельского университета. Том. 11. Даблдей. ISBN 9780385023887 .
- Коллинз, Джон Дж. (2014). «Глава 14: 3 Царств 12 – 2 Царств 25». Введение в Еврейские Писания . Крепость Пресс. стр. 277–296. ISBN 9781451469233 .
- Куган, Майкл Дэвид (2007). Куган, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн; Перкинс, Фем (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами: новая исправленная стандартная версия, выпуск 48 (дополненное 3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195288810 .
- Дитрих, Вальтер (2007). «13. 1 и 2 Короля». В Бартоне, Джон ; Маддиман, Джон (ред.). Оксфордский библейский комментарий (первое издание (в мягкой обложке)). Издательство Оксфордского университета. стр. 232–266. ISBN 978-0199277186 . Проверено 6 февраля 2019 г.
- Фретхайм, Теренс Э. (1997). Первый и Второй короли . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25565-7 .
- Галлей, Генри Х. (1965). Библейский справочник Галлея: сокращенный библейский комментарий (24-е (переработанное) изд.). Издательство Зондерван. ISBN 0-310-25720-4 .
- Лейтхарт, Питер Дж. (2006). 1 и 2 короля . Бразос Богословский комментарий к Библии. Бразос Пресс. ISBN 978-1587431258 .
- Макфолл, Лесли (1991), «Руководство по переводу хронологических данных в царях и хрониках» (PDF) , Bibliotheca Sacra , 148 : 3–45, заархивировано из оригинала (PDF) 27 августа 2010 г.
- Маккейн, Уильям (1993). «Короли, Книга». В Мецгере, Брюс М ; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета. стр. 409–413 . ISBN 978-0195046458 .
- Нельсон, Ричард Дональд (1987). Первый и Второй короли . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22084-6 .
- Причард, Джеймс Б. (1969). Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету (3-е изд.). Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691035031 .
- Суини, Марвин (2007). I и II короли: комментарий . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22084-6 .
- Тиле, Эдвин Р. (1951). Загадочные числа еврейских царей: реконструкция хронологии царств Израиля и Иуды . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Вюртвейн, Эрнст (1995). Текст Ветхого Завета . Перевод Роудса, Эрролла Ф. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. ISBN 0-8028-0788-7 . Проверено 26 января 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейские переводы:
- Мелахим II - II Царств - Перевод главы 19 (Judaica Press) [с Раши ] на Chabad.org комментарием
- Христианские переводы:
- Интернет-Библия на сайтеGospelHall.org (ESV, KJV, Darby, американская стандартная версия, Библия на базовом английском языке)
- 4 Царств, глава 19. Библейские ворота