Кодекс Кайренсис

Codex Cairensis (также: Codex Prophetarum Cairensis , Каирский кодекс пророков ) — это еврейская рукопись , содержащая полный текст Библии » (Пророков) еврейской «Невиим . Его традиционно называют «самым старым датированным еврейским кодексом Библии, дошедшим до нас». [ 1 ] но современные исследования, похоже, указывают на дату 11-го века, а не на дату 895 года нашей эры, указанную в его колофоне . [ 2 ] Он содержит книги бывших пророков ( Иисуса Навина , судей , Самуила и царей ) и поздних пророков ( Исаии , Иеремии , Иезекииля и книгу Двенадцати малых пророков ). Он состоит из 575 страниц, включая 13 ковровых страниц . [ 3 ]
История
[ редактировать ]Согласно колофону, он был написан с пунктуацией Моисеем бен Ашером в Тверии «в конце 827 года после разрушения второго храма ». [ 4 ] (это соответствует 895 году нашей эры, во время правления Аль-Мутадида ). Он был подарен караимской общине в Иерусалиме и взят в качестве добычи крестоносцами в 1099 году. Позже [ когда? ] он был выкуплен и перешел во владение караимской общины Каира . Когда евреи-караимы покинули Египет, в 1983 году они передали кодекс в Еврейский университет в Иерусалиме , где он хранится в охраняемой комнате на этаже под коллекцией еврейских рукописей. [ 5 ] Кодекс был возвращен в Иерусалим комитетом из шести человек.
Научная оценка
[ редактировать ]Хотя, согласно колофону, кодекс был написан членом семьи Бен Ашера, Лазар Липшюц и другие заметили, что в рамках масоретской традиции Кодекс Кайренсис, кажется, ближе к Бену Нафтали, чем к Аарону бен Моисею бен Ашеру .
Хотя некоторые ученые считают это аргументом против его подлинности, Моше Гошен-Готштейн предположил, что бен Нафтали более верно придерживался системы Моисея бен Ашера, чем собственный сын последнего, Аарон бен Моисей бен Ашер, который исправил Кодекс Алеппо и добавил его пунктуация.
Совсем недавно дополнительные сомнения в его подлинности возникли в результате радиоуглеродного датирования и других научных методов. [ 2 ] После научного исследования было установлено, что писец, должно быть, был другим человеком, чем вокализатор , и рукопись должна быть датирована 11 веком, а не 9 веком. [ 2 ]
Умберто Кассуто в значительной степени полагался на этот кодекс при создании своего издания Масоретского текста , а это означает, что в Пророках его издание ближе к традиции Бен-Нафтали, чем в Торе или Писаниях.
В период с 1979 по 1992 год группа испанских ученых опубликовала издание «Принцепс» кодекса (текст и масоры). См. Ф. Перес Кастро и др., Кодекс пророков Каира, Тексты и исследования «Кардинал Сиснерос» , CSIC, 8 томов, Мадрид, 1979–92.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хорошо 1959 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б с Библейский проект Еврейского университета: Иезекииль, стр.xli, примечание 116: «Переписчик и накдан (вокалист) Каирского Кодекса Пророков не может быть идентифицирован как Моше Бен-Ашер, и его нельзя датировать 895 годом, а скорее 11-м веком. век н.э. См. Лионс, Кумулятивная Масора: текст, форма и передача (Беэр-Шева: Издательство Университета Бен-Гуриона, 1999 [4]-7 (иврит).
- ^ Город и книга I
- ^ Хорошо 1959 , с. 96.
- ^ колонка обозревателя и редактора «Джерузалем Пост» Дж. Зеля Лурье. [1]
Источники
[ редактировать ]- Эрнст Вюртвейн, Текст Ветхого Завета, Штутгарт, 1974 г. (4-е издание), ISBN 3-438-06006-X
- Библейский проект Еврейского университета: Иезекииль, изд. Шемарьягу Тальмон ; паб. Издательство Еврейского университета Magnes Press , Иерусалим, 2004 г.; ISBN 965-493-186-9
- Исраэль Йейвин, пер. Э. Дж. Ревелл : Введение в Тиверийскую Масору 1980 г., ISBN 0-89130-373-1
- Кале, Пол Э. (1959). Каирская гениза (2-е изд.). Оксфорд: Бэзил Блэквелл. И: B0024YG33S
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Факсимильное издание , Иерусалим, 1971 г.