Аарон бен Моисей бен Ашер
Аарон бен Моисей бен Ашер ( ивр .: אַהֲרוֹן בֶּן משֶׁה בֶּן אָשֵׁר ; Тиверийский иврит : Ахарон бен Моше бен Ашер ; X век, умер около 960 года) — софер (еврейский писец), живший в Тверии . Он усовершенствовал тиверийскую систему написания гласных звуков на иврите . Система используется до сих пор и служит основой для грамматического анализа.
Биография
[ редактировать ]Аарон бен Моисей бен Ашер жил и работал в городе Тверия , на западном берегу Галилейского моря . Он происходил из длинной линии масоретов , начиная с человека по имени Ашер, но о них ничего не известно, кроме их имен. Его отцу, Моисею бен Ашеру, приписывают написание Каирского кодекса пророков (895 г. н. э.). Если она подлинная, то она входит в число старейших рукописей, содержащих значительную часть еврейской Библии .
Вопросы о возможном караимском происхождении
[ редактировать ]Ученые уже давно спорят о том, был ли Аарон бен Ашер караимом . Хотя многие современные ученые склоняются к тому, что это правда, [1] [2] [3] [4] четкого консенсуса нет, поэтому вопрос остается открытым. [5]
Идея была впервые предложена в 1860 году Симхой Пинскером , который утверждал, что масоретов в целом следует «подозревать» в том, что они караимы, поскольку они, похоже, посвятили все свое время Библии и не проявили никакого интереса к раввинским Мидрашам или Талмуду, которые в раз противоречит масоретскому тексту. Было представлено множество других косвенных доказательств, чтобы обосновать веские аргументы, однако недостаточно убедительных, чтобы склонить чашу весов и положить конец дебатам. [3] [6]
Некоторые примеры доказательств этого утверждения включают в себя:
- Сильные параллели с караимской теологией в том, как Аарон и его отец Моше пишут о том, что все три части еврейской Библии одинаково авторитетны с точки зрения галахи (классическая караимская позиция);
- Масоретский текст не следует порядку, установленному в Талмуде ( Исаия после Иезекииля ), который был принят как авторитетный раббанитами , но отвергнут караимами (Масоретский текст также отличается от стихов, цитируемых в Талмуде);
- В Кодексе содержится молитва о защите храма (предположительно, относящаяся к караимскому храму, поскольку в то время у раббанитов не было храма);
- В писаниях того времени Бен Ашеры упоминаются с почетными знаками, которые чаще используются караимами (например, меламед (учитель) и маскал («просветленный»);
- Признаки того, что Кодекс Кайренсис , предположительно написанный его отцом, был спонсирован караимом (на основании языка, использованного спонсором);
- Кодекс находился во владении караимов со времени его написанного посвящения (еще до того, как они выкупили его у крестоносцев ) . [5]
Поворотный момент наступил в 1950-х годах, когда Бенджамин Клар обнаружил, что в антикараимском полемическом стихотворении Саадиа Гаона критикуется караимский масорет по имени «Бен Ашер». [3] [5] [6] [а] Это согласуется с отказом Саадиа от бен Ашера в пользу конкурирующей школы бен Нафтали . [9] а также тот факт, что бен Ашера стали принимать, поскольку отношения между караимами и раббанитами улучшились. Арон Дотан рассмотрел многие аргументы, в том числе аргументы Клара, а также заявил, что одобрение Маймонида является доказательством против этого утверждения. [3] [5] [6] [б] Однако, по словам Зера, немногие исследователи выразили поддержку позиции Дотана. [3]
Работает
[ редактировать ]Бен Ашер был первым систематическим грамматистом иврита. В эпоху, когда грамматические принципы иврита не считались достойными независимого изучения, он был первым, кто серьезно отнесся к этой дисциплине. Его «Сефер Дикдукей ха-Теамим» («Грамматический анализ акцентов») представлял собой оригинальное собрание грамматических правил и масоретской информации.
Бен Ашер добавил месору ( ноты огласовки и кантилляции ) в Кодекс Алеппо , исправив его буквенный текст в соответствии с масоретским текстом .Ценность этой работы в том, что грамматические правила, представленные Беном Ашером, впервые раскрывают лингвистическую основу вокализации.
Наследие
[ редактировать ]На протяжении более тысячи лет евреи всех убеждений считали бен Ашера автором наиболее точной версии масоретского текста. Со времени его существования рукописные рукописи и печатные версии еврейской Библии по большей части следовали его системе.
Маймонид принял точку зрения бен Ашера только в отношении открытых и закрытых разделов . [ нужна ссылка ] но, видимо, в целом восхищался его работой и помог установить и распространить его авторитет. Ссылаясь на рукопись Библии, находившуюся тогда в Египте, Маймонид писал: «Все полагались на нее, поскольку она была исправлена бен Ашером, обрабатывалась и анализировалась им в течение многих лет и многократно вычитывалась в соответствии с масорой, и я основывался на этой рукописи из Сефер Торы , которую я написал». [10]
Умберто Кассуто использовал Кодекс Алеппо как основу своего издания еврейской Библии. [11]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Боукер, Джон (2000). «Аарон бен Моисей бен Ашер». Краткий Оксфордский словарь мировых религий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-172722-1 .
- ^ Бен-Хайим, Зеев (2007). «Бен-Ашер, Аарон бен Моисей» . В Беренбауме, Майкл ; Скольник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 3 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. стр. 319–321. ISBN 978-0-02-866097-4 – через Виртуальную справочную библиотеку Гейла.
- ^ Jump up to: а б с д и Зер, Рафаэль Исаак (Певец) (19 августа 2009 г.). «Был ли масорет из Кодекса Алеппо раббанитского или караимского происхождения?» . Текстус . 24 (1): 239–262. дои : 10.1163/2589255X-02401014 . ISSN 2589-255X .
- ^ Фридманн, Джонатан Л. (2015). «Обзор: Г. Хан, Краткое введение в Тиверийскую масоретскую Библию и традицию ее чтения» . Журнал Еврейских Писаний . 15 . дои : 10.5508/jhs.2015.v15.r5 . Архивировано из оригинала 25 апреля 2021 г. Проверено 22 февраля 2021 г.
он делает тонкие намеки на свое мнение о том, что семья бен Ашера не была караимской, вопреки распространенному мнению.
- ^ Jump up to: а б с д Тавил, Хаим; Шнайдер, Бернард (2010). Корона Алеппо: Тайна древнейшего еврейского библейского кодекса . Еврейское издательское общество. стр. 33–37. ISBN 978-0-8276-0957-0 .
- ^ Jump up to: а б с Хан, Джеффри (30 июля 2020 г.). «Роль караимов в передаче еврейской Библии и их практика ее переписывания арабской вязью» . Интеллектуальная история исламского мира . 8 (2–3): 233–264. дои : 10.1163/2212943X-20201013 . ISSN 2212-9421 .
- ^ Грец, Генрих (1894). История евреев: от восстания против зендиков в 511 г. н.э. до захвата магометанами Сен-Жан-д'Акра в 1291 г. н.э. Еврейское издательское общество Америки. п. 207.
- ^ Jump up to: а б Харрис, Исидор (1889). «Возникновение и развитие Массоры (завершение)» (PDF) . Еврейский ежеквартальный обзор . 1 (3): 247. дои : 10.2307/1450219 . JSTOR 1450219 .
- ^ «МАСОРА – JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com .
- ^ Коэн, Менахем. «Идея святости библейского текста» . users.cecs.anu.edu.au .
- ^ «Странствующая Библия: Кодекс Алеппо» . Музей Израиля, Иерусалим . Архивировано из оригинала 3 ноября 2016 года . Проверено 15 мая 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аарон Дотан, «Был ли Аарон Бен Ашер действительно караимом?» (иврит), в С. З. Леймане , «Канон и Масора еврейской Библии: вводный читатель» (Нью-Йорк: Ктав, 1974).
- Аарон Дотан, «Кредо Бена Ашера» (Миссула, Монтана: Scholars Press, 1977).
- Рафаэль Зер, «Был ли масорет Кетера раббанитом или караимом?», Sefunot 23 (2003), страницы 573–587 (иврит)