Jump to content

Аарон бен Моисей бен Ашер

Аарон бен Моисей бен Ашер ( ивр .: אַהֲרוֹן בֶּן משֶׁה בֶּן אָשֵׁר ‎; Тиверийский иврит : Ахарон бен Моше бен Ашер ; X век, умер около 960 года) — софер (еврейский писец), живший в Тверии . Он усовершенствовал тиверийскую систему написания гласных звуков на иврите . Система используется до сих пор и служит основой для грамматического анализа.

Биография

[ редактировать ]

Аарон бен Моисей бен Ашер жил и работал в городе Тверия , на западном берегу Галилейского моря . Он происходил из длинной линии масоретов , начиная с человека по имени Ашер, но о них ничего не известно, кроме их имен. Его отцу, Моисею бен Ашеру, приписывают написание Каирского кодекса пророков (895 г. н. э.). Если она подлинная, то она входит в число старейших рукописей, содержащих значительную часть еврейской Библии .

Вопросы о возможном караимском происхождении

[ редактировать ]

Ученые уже давно спорят о том, был ли Аарон бен Ашер караимом . Хотя многие современные ученые склоняются к тому, что это правда, [1] [2] [3] [4] четкого консенсуса нет, поэтому вопрос остается открытым. [5]

Идея была впервые предложена в 1860 году Симхой Пинскером , который утверждал, что масоретов в целом следует «подозревать» в том, что они караимы, поскольку они, похоже, посвятили все свое время Библии и не проявили никакого интереса к раввинским Мидрашам или Талмуду, которые в раз противоречит масоретскому тексту. Было представлено множество других косвенных доказательств, чтобы обосновать веские аргументы, однако недостаточно убедительных, чтобы склонить чашу весов и положить конец дебатам. [3] [6]

Некоторые примеры доказательств этого утверждения включают в себя:

  • Сильные параллели с караимской теологией в том, как Аарон и его отец Моше пишут о том, что все три части еврейской Библии одинаково авторитетны с точки зрения галахи (классическая караимская позиция);
  • Масоретский текст не следует порядку, установленному в Талмуде ( Исаия после Иезекииля ), который был принят как авторитетный раббанитами , но отвергнут караимами (Масоретский текст также отличается от стихов, цитируемых в Талмуде);
  • В Кодексе содержится молитва о защите храма (предположительно, относящаяся к караимскому храму, поскольку в то время у раббанитов не было храма);
  • В писаниях того времени Бен Ашеры упоминаются с почетными знаками, которые чаще используются караимами (например, меламед (учитель) и маскал («просветленный»);
  • Признаки того, что Кодекс Кайренсис , предположительно написанный его отцом, был спонсирован караимом (на основании языка, использованного спонсором);
  • Кодекс находился во владении караимов со времени его написанного посвящения (еще до того, как они выкупили его у крестоносцев ) . [5]

Поворотный момент наступил в 1950-х годах, когда Бенджамин Клар обнаружил, что в антикараимском полемическом стихотворении Саадиа Гаона критикуется караимский масорет по имени «Бен Ашер». [3] [5] [6] [а] Это согласуется с отказом Саадиа от бен Ашера в пользу конкурирующей школы бен Нафтали . [9] а также тот факт, что бен Ашера стали принимать, поскольку отношения между караимами и раббанитами улучшились. Арон Дотан рассмотрел многие аргументы, в том числе аргументы Клара, а также заявил, что одобрение Маймонида является доказательством против этого утверждения. [3] [5] [6] [б] Однако, по словам Зера, немногие исследователи выразили поддержку позиции Дотана. [3]

Работает

[ редактировать ]
Кодекс Алеппо

Бен Ашер был первым систематическим грамматистом иврита. В эпоху, когда грамматические принципы иврита не считались достойными независимого изучения, он был первым, кто серьезно отнесся к этой дисциплине. Его «Сефер Дикдукей ха-Теамим» («Грамматический анализ акцентов») представлял собой оригинальное собрание грамматических правил и масоретской информации.

Бен Ашер добавил месору ( ноты огласовки и кантилляции ) в Кодекс Алеппо , исправив его буквенный текст в соответствии с масоретским текстом .Ценность этой работы в том, что грамматические правила, представленные Беном Ашером, впервые раскрывают лингвистическую основу вокализации.

Наследие

[ редактировать ]

На протяжении более тысячи лет евреи всех убеждений считали бен Ашера автором наиболее точной версии масоретского текста. Со времени его существования рукописные рукописи и печатные версии еврейской Библии по большей части следовали его системе.

Маймонид принял точку зрения бен Ашера только в отношении открытых и закрытых разделов . [ нужна ссылка ] но, видимо, в целом восхищался его работой и помог установить и распространить его авторитет. Ссылаясь на рукопись Библии, находившуюся тогда в Египте, Маймонид писал: «Все полагались на нее, поскольку она была исправлена ​​бен Ашером, обрабатывалась и анализировалась им в течение многих лет и многократно вычитывалась в соответствии с масорой, и я основывался на этой рукописи из Сефер Торы , которую я написал». [10]

Умберто Кассуто использовал Кодекс Алеппо как основу своего издания еврейской Библии. [11]

См. также

[ редактировать ]
  1. Гейтс, похоже, уже установил эти связи примерно 60 лет назад. [7] [8]
  2. Хотя этот аргумент приписывают Дотану, почти 100 лет назад Исидор Харрис тоже перечислил аргументы за и против, включая аргумент одобрения Маймонида. [8]
  1. ^ Боукер, Джон (2000). «Аарон бен Моисей бен Ашер». Краткий Оксфордский словарь мировых религий . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-172722-1 .
  2. ^ Бен-Хайим, Зеев (2007). «Бен-Ашер, Аарон бен Моисей» . В Беренбауме, Майкл ; Скольник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 3 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. стр. 319–321. ISBN  978-0-02-866097-4 – через Виртуальную справочную библиотеку Гейла.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Зер, Рафаэль Исаак (Певец) (19 августа 2009 г.). «Был ли масорет из Кодекса Алеппо раббанитского или караимского происхождения?» . Текстус . 24 (1): 239–262. дои : 10.1163/2589255X-02401014 . ISSN   2589-255X .
  4. ^ Фридманн, Джонатан Л. (2015). «Обзор: Г. Хан, Краткое введение в Тиверийскую масоретскую Библию и традицию ее чтения» . Журнал Еврейских Писаний . 15 . дои : 10.5508/jhs.2015.v15.r5 . Архивировано из оригинала 25 апреля 2021 г. Проверено 22 февраля 2021 г. он делает тонкие намеки на свое мнение о том, что семья бен Ашера не была караимской, вопреки распространенному мнению.
  5. ^ Jump up to: а б с д Тавил, Хаим; Шнайдер, Бернард (2010). Корона Алеппо: Тайна древнейшего еврейского библейского кодекса . Еврейское издательское общество. стр. 33–37. ISBN  978-0-8276-0957-0 .
  6. ^ Jump up to: а б с Хан, Джеффри (30 июля 2020 г.). «Роль караимов в передаче еврейской Библии и их практика ее переписывания арабской вязью» . Интеллектуальная история исламского мира . 8 (2–3): 233–264. дои : 10.1163/2212943X-20201013 . ISSN   2212-9421 .
  7. ^ Грец, Генрих (1894). История евреев: от восстания против зендиков в 511 г. н.э. до захвата магометанами Сен-Жан-д'Акра в 1291 г. н.э. Еврейское издательское общество Америки. п. 207.
  8. ^ Jump up to: а б Харрис, Исидор (1889). «Возникновение и развитие Массоры (завершение)» (PDF) . Еврейский ежеквартальный обзор . 1 (3): 247. дои : 10.2307/1450219 . JSTOR   1450219 .
  9. ^ «МАСОРА – JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com .
  10. ^ Коэн, Менахем. «Идея святости библейского текста» . users.cecs.anu.edu.au .
  11. ^ «Странствующая Библия: Кодекс Алеппо» . Музей Израиля, Иерусалим . Архивировано из оригинала 3 ноября 2016 года . Проверено 15 мая 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аарон Дотан, «Был ли Аарон Бен Ашер действительно караимом?» (иврит), в С. З. Леймане , «Канон и Масора еврейской Библии: вводный читатель» (Нью-Йорк: Ктав, 1974).
  • Аарон Дотан, «Кредо Бена Ашера» (Миссула, Монтана: Scholars Press, 1977).
  • Рафаэль Зер, «Был ли масорет Кетера раббанитом или караимом?», Sefunot 23 (2003), страницы 573–587 (иврит)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a3ecb9f01d1d2d6fe38644020b054972__1706629320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/72/a3ecb9f01d1d2d6fe38644020b054972.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aaron ben Moses ben Asher - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)