Бен Нафтали
Бен Нафтали ( иврит : Абу Имран Моисей бен Давид бен Нафтали , латинизированный : Аббу Имран, Моше бен Давид бен Наптали ) был раввином и масоретом , который процветал около 890-940 гг. н. э., вероятно, в Тверии . О его жизни мало что известно.
Его имя является спорным. Некоторые средневековые авторитеты называли его «Иаковом»; в двух рукописях Чуфут-Кале есть «Моисей б. Давид»; третий содержит его эпиграф , который неполный, осталось только « бен Давид бен Нафтали». Его имя, скорее всего, Абу Имран, Моше бен Давид бен Нафтали, как оно сохранилось в трактате Мишаэля бен Уззиэля XI века и во фрагменте Каирской Генизы TS K27.36 в университетской библиотеке Кембриджа.
Бен Нафтали и Бен Ашер
[ редактировать ]Бен Нафтали написал Библию с гласными , акцентами и Масорой, которая в некоторых отношениях отличалась от Библии его современника и соперника Аарона бен Моисея бен Ашера (обычно называемого Бен Ашером). Этот библейский кодекс не сохранился, но различия между ним и версией Бена Ашера обнаруживаются в неполных масоретских списках, найденных в цитатах Давида Кимхи , Норзи и других средневековых писателей, а также в рукописях, таких как Британский музей MS. Харлей 1528. [ 1 ] Эти списки напечатаны в « Микраот Гедолот» (раввинской Библии), в текстах Баэра-Делича и «Масоры» Христиана Дэвида Гинзбурга , том. iii. [ 2 ] Полный список этих различий можно найти в Мишаэля Бен Уззиэля трактате «Китаб аль-Хилаф» , книге « Хиллуфим» («Различия»), которая, как полагают, была написана до 1050 года. [ 3 ]
Он был реконструирован по фрагментам и критически отредактирован Лазаром Липшюцем в 1965 году. Различий между Бен-Нафталимом и Бен-Ашером насчитывается около 860, [ 4 ] около девяти десятых из них относятся к расстановке ударений מתג и געיא. Остальные относятся к דגש и רפה, гласным, акцентам и написанию согласных. [ 5 ]
Отношение к полученному тексту
[ редактировать ]Различия между двумя масоретами не представляют собой исключительно личные мнения; два соперника представляют разные школы. Подобно Бен-Ашерам, похоже, было несколько Бен-Нафталисов. Заявление Элиа Левиты [ 6 ] что вестерны [ нужны разъяснения ] следуйте за Беном Ашером и восточными [ нужны разъяснения ] Бен-Нафтали не лишен многих исключений. Так, например, в разногласиях относительно 3 Царств 3. 20 [ 7 ] Говорят, что жители Запада согласны с Беном Нафталимом, а жители Востока следуют за Беном Ашером. Правило Бен-Нафтали, данное под № 5, повторяется в большинстве рукописей и печатных изданий словами ביקרותיך ( Пс. xlv. 10). [ 8 ] и ליקהת ( Прит. xxx. 17) и т. д. Масоретские списки часто не сходятся во мнении относительно точного характера различий между двумя соперничающими авторитетами; поэтому невозможно точно определить их различия во всех случаях; и, вероятно, именно из-за этого полученный текст не следует единообразно системе Бен-Ашера или Бен-Нафтали. Тщетна и попытка описать один кодекс как Западный или Восточный.
Библиография Еврейской энциклопедии
[ редактировать ]- Дикдуке ха-Теамим , изд. Баер и Страк, с. 11; [6]
- Харрис, The Jewish Quarterly Review i. 250; [7]
- Гинзбург, Введение в масоретско-критическое издание еврейской Библии , стр. 241 и след. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Оцифрованные рукописи» .
- ^ [начало страницы 6, [1]
- ^ см. [2] Архивировано 21 сентября 2013 г. на Wayback Machine для английской версии, [3] Архивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine и [4] Архивировано 21 сентября 2013 г. на Wayback Machine для Еврейские версии издания Липшюца трактата Мишаэля Бен Уззиэля XI века.
- ^ У Липшютца есть некоторые проблемы с подсчетом в английской версии, и в какой-то момент эту ссылку необходимо заменить правильным подсчетом.
- ^ Простой список различий между Бен Нафтали и Бен Ашером см. Бен Нафтали в Еврейской энциклопедии . Полный список различий между Бен-Нафталимом и Бен-Ашером см. выше в «Китаб аль-Хилаф» , опубликованном Еврейским университетом Иерусалима .
- ^ Еще. ха-Масоретский, изд. Гинзбург, с. 144
- ^ см . Бен Нафтали , No. 7
- ^ Примеры ביקרותיך после Бен-Нафтали можно увидеть в 1) традиции Алеппо (Сирия) в книге Теилим «Техилат Йешарим» под редакцией Х. Салеха Джейкоба Мансура (1946) на [5] или «תהלת ישרים - מנצור, צאלח בן יעקב (Страница 86 из 254)» . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 г. Проверено 1 мая 2015 г. и 2) константинопольская традиция (ныне Турция) в File:Tehillim_45_Constantinople_1836.jpg с образцом титульного листа в File:Title_Page_Tehillim_Constantinople_1836.jpg . Примеры ביקרותיך в честь Бена Ашера можно увидеть в 1) традиции Пизы (Италия) в честь Хаима Джозефа Давида Азулаи в файле: Tehillim_45_Pisa_1803.jpg с титульной страницей в файле: Title_Page_Tehillim_Pisa_1803.jpg , 2) в традиции Джербы (Тунис) в файле: Tehillim_45_Djerba_1951.jpg с титульным листом в файле:Title_Page_Tehillim_Djerba_1951.jpg с титульным листом в файле:Title_Page_Tehillim_Djerba_1951.jpg и 3) традиция Касабланки (Марокко) в файле:Tehillim_45_Casablanca_1972.jpg с титульным листом в файле:Title_Page_Te Hillim_Casablanca_1972.jpg .
Другие источники
[ редактировать ]- Кале, Поль, Masoreten des Westens I : 1927, репр. 1967 и 2005 годы
- Кале, Пауль, масореты Запада II : 1930 [9]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- о Бене Нафтали в Еврейской энциклопедии Статья Луи Гинзберга и Каспара Левиаса .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто |title=
( помощь )