Симха Пинскер
Симха Пинскер ( иврит : שמחה פינסקר , 17 марта 1801 — 29 октября 1864) — польско-еврейский учёный и археолог, родившийся в Тарнополе , Габсбургская Западная Галиция (ныне Тернополь , Украина). Раннее образование на иврите он получил в хедере у своего отца, Шебаха ха-Леви, известного проповедника, который также обучал его математике и немецкому языку. Он был отцом Леона Пинскера .
Ранние годы
[ редактировать ]В юности Пинскер был горячим поклонником хасидского иудаизма , но вскоре оставил его. Сначала он занимался бизнесом, но, не имея к нему способностей, был вынужден его оставить. Затем он отправился в свободную экономическую зону и Одессы благодаря своему каллиграфическому мастерству стал секретарем раввина. Здесь, совместно с Исааком Горовицем из Бродов и Литтенфельда, Пинскеру удалось основать государственную школу для еврейских детей, директором которой он сам был до 1840 года.
Исследовать
[ редактировать ]В это время учёный Авраам Фиркович караимский привез в Одессу ряд древних рукописей, раскопанных в Крыму . Среди них был один из Поздних Пророков, у которого была особая пунктуация, сильно отличавшаяся по форме гласных и певческим ударениям от той, которая использовалась тогда. Эта рукопись дала Пинскеру широкие возможности удовлетворить свою склонность к исследованиям. Он сразу же взялся за расшифровку системы пунктуации и успешно с ней справился. Он уже стал известен как выдающийся археолог благодаря своему вкладу в изучение Востока , но с этим открытием его слава укрепилась. За это он был удостоен Российским правительством двух золотых медалей и звания «Почетный гражданин», а одесская община наградила его пожизненной пенсией в размере 300 рублей в год.
Кадмонийот Ликкуте
[ редактировать ]Затем Пинскер ушел с общественной работы и отправился в Вену, чтобы посвятить остаток своей жизни исследованиям, а также систематизации и публикации своих работ. Из них первым и самым важным был Liqquṭe Qadmoniyyot ( иврит : ליקוטי קדמוניות , Вена, 1860 г.), в котором он описывает различные периоды развития в истории караимского иудаизма. Он утверждает, что термин «караимы» происходит от еврейского «кара» ( קרא ) «призывать», «приглашать», и что его использование датируется первым периодом раскола, когда члены этой секты посылали гонцов. по всему еврейству «приглашать» людей вступить в их ряды. [1] Более того, Пинскер на протяжении всей работы пытается показать, что ученым этой секты, которые предшествовали ортодоксальным библеистам и грамматикам, принадлежит правильная система библейской орфографии, грамматики и лексикографии; и что даже в своей поэзии караимы были образцом для еврейских поэтов средневековья , таких как ибн Габироль и Иуда ха-Леви . (там же, стр. 107). «Ликкуте Кадмонийот» произвела такое впечатление на ученый мир, что Исаак Маркус Йост и Генрих Грец публично признали свою признательность автору, причем первый даже изменил, как следствие, некоторые взгляды, выраженные в его истории еврейских сект.
Мабо эль ха-Никкуд ха-Ашшури веха-Бабли
[ редактировать ]Другой великой работой Пинскера, опубликованной при его жизни, была «Мабо эль ха-Никхуд ха-Ашшури веха-Бабли» (Вена, 1863 г.), введение в вавилонско-еврейскую систему пунктуации; в нем содержатся результаты рассмотрения им рукописей Одесской библиотеки. В качестве приложения к нему напечатана « Йесод Миспар» Авраама ибн Эзры еврейскими цифрами .
Другие работы
[ редактировать ]Другие работы Пинскера:
- издание Сефер Михлол (Лик, 1862 г.), грамматики иврита Дэвида Кимхи , с поправками Пинскера и других.
- Сефер ха-Эхад (Одесса, 1867 г.), о девяти кардинальных числах, работы Авраама ибн Эзры , с комментариями.
- Мишле хаГезера вехаБиньян (Вена, 1887 г.), о еврейском глаголе.
Пинскер оставил, кроме того, значительное количество рукописей по еврейскому языку и литературе. В Вене Пинскер некоторое время читал лекции в бет-мидраше ; но, поскольку здоровье его вскоре пошатнулось, дети привезли его обратно в Одессу, где он умер 29 октября 1864 года.
Еврейской энциклопедии Библиография
[ редактировать ]- Зедербаум , в Мицпе , iv. 13–14;
- то же самое в Ха-Мелике , 1864, № 42;
- Ха-Маггид , 1865, №№ 7-10;
- Ежемесячный журнал , х. 176 и последующие;
- Хе-Халух , ст. 56 и далее;
- Мазкир ли-Бене Решеф , в Ха-Шахаре , т.е. 46 и последующие;
- Х. С. Мораис , «Выдающиеся израильтяне девятнадцатого века» , стр. 279 и последующие, Филадельфия, 1880 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пинскер, Симха. Коллекции древностей . п. 16.
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- в Еврейской энциклопедии о Симхе Пинскере Статья Германа Розенталя и А.С. Вальдштейна .