Моав
Королевство Моав 𐤌𐤀𐤁 | |
---|---|
в. 13 век до н.э. – ок. 400 г. до н.э. | |
Статус | Монархия |
Капитал | Притворяться |
Общие языки | моавитянин |
Религия | Ханаанская религия |
История | |
• Учредил | в. 13 век до н.э. |
• Свернутый | в. 400 г. до н.э. |
Сегодня часть | Иордания |
Моав [а] ( / ˈm oʊ æ королевство , b / ) — древнее левантийское территория которого сегодня расположена на юге Иордании . Земля гористая и расположена вдоль большей части восточного берега Мертвого моря . О существовании Моавитского царства свидетельствуют многочисленные археологические находки, в первую очередь Стела Меша , описывающая победу моавитян над неназванным сыном царя Омри израильского 2 , эпизод, также отмеченный во Царств 3 . Столицей Моавитян был Дибон . Согласно еврейской Библии , Моав часто конфликтовал со своими израильскими соседями на западе.
Этимология
[ редактировать ]Этимология слова Моав неясна. Самый ранний толкование можно найти в греческой Септуагинте койне ( Бытие 19:37 ), которая объясняет это имя, явно намекая на рассказ о происхождении Моава, как ἐκ τοῦ πατρός μου («от моего отца»). Другие предложенные этимологии рассматривают это слово как искажение слова «семя отца» или как причастную форму от «желать», что означает «желаемое (землю)». [1]
Раши объясняет, что слово Моав означает «от отца», поскольку аб на иврите, арабском и остальных семитских языках означает «отец». Он пишет, что из-за нескромности имени Моава Бог не повелел израильтянам воздерживаться от причинения боли моавитянам так, как Он сделал это в отношении аммонитян . Фриц Хоммель считает Моав сокращением от Иммо-аб = «его мать — его отец». [2]
История
[ редактировать ]История Иордании |
---|
Предыстория |
Древняя история |
Классический период |
Исламская эпоха |
Эмират и мандат |
Пост-независимость |
Иорданский портал |
Бронзовый век
[ редактировать ]Несмотря на нехватку археологических свидетельств, о существовании Моава до возникновения израильского государства можно судить по колоссальной статуе, воздвигнутой в Луксоре фараоном Рамсесом II в 13 веке до нашей эры. Статуя включает Муаба в ряд народов, завоеванных во время кампании. [3]
В четырех надписях времен Рамсеса II Муджбв упоминается как мятежное место, которое отказывается признавать контроль Египта над Ханааном и вместе с шасу горы Сеир совершало набеги на Египет. Фараон послал в этот район войска и подавил восстание - в надписях Рамсеса II моавитяне показаны с прическами, идентичными прическам местных хананеев (длинные волосы собраны и уложены), а не с заплетенной прической, как у Шасу с более поздних рельефов. который содержал имя Моав, и исследователи спорят, указывает ли это на демографические изменения в Моаве или на изменение образа жизни моавитян. [4]
В другой надписи из Луксора упоминается, что Рамзес и его старший сын называли египтян «вождем Моава» и упрекали его за попытку заключить союз с Хеттской империей , чтобы они помогли ему выйти из-под контроля Египта. [5]
Железный век
[ редактировать ]Надпись 8-го века до нашей эры, по-видимому, указывает на то, что Моавское царство расширилось на восточную часть долины реки Иордан после успешной кампании против аммонитян . [6]
В Нимруда глиняной надписи Тиглатпаласара III (годы правления 745–727 до н.э.) моавитянский царь Салману (возможно, Салман, разграбивший Беф-Арбель в Осии 10:14 ) упоминается как данник Ассирии . Саргон II упоминает на глиняной призме восстание против него Моава вместе с Филистимлянами , Иудой и Эдомом; но на призме Тейлора , рассказывающей о походе против Езекии , Каммусу-Надби ( Хемош-Надав ), царь Моава, приносит дань Саргону как своему сюзерену. [ нужна ссылка ]
Мусури, царь Моава, тоже платил дань Асархаддону одновременно с Манассией Иудейским , Косгабаром Эдомским и другими царями Леванта . Они отправляют строительные материалы в Ниневию . Моав поддержал Ашшурбанипала в военном отношении во время его кампании против Египта и фараона Тахарки . Статус вассала Ассирии позволяет Моаву получать взамен поддержку Ассирии против кочевых племен Аравийской пустыни , и в частности против кедаритов. Царь Камош-аша, казалось, победил Аммулади, царя Кедара . [7]
Отклонить
[ редактировать ]После завоевания римлянами Леванта Помпеем в 63 г. до н.э. [8] Моав потерял свою самобытность в результате ассимиляции. [9]
Путешественники XIX века
[ редактировать ]Среди первых современных путешественников в этом регионе были Ульрих Джаспер Зитцен (1805 г.), Иоганн Людвиг Буркхардт (1812 г.), Чарльз Леонард Ирби и Джеймс Манглс (1818 г.) и Луи Фелисьен де Солси (1851 г.). [10]
Библейские повествования
[ редактировать ]Согласно библейскому повествованию, Моав и Аммон родились у Лота и старшей и младшей дочерей Лота соответственно после разрушения Содома и Гоморры . Библия называет моавитян и аммонитян сыновьями Лота, рожденными от кровосмешения с его дочерьми ( Бытие 19:37–38 ).
Моавитяне сначала заселили богатые высокогорья на восточной стороне пропасти Мертвого моря, простирающиеся от Вади-Муджиба до Вади-Хасы . [11] из этой страны они изгнали эмимов , коренных жителей ( Второзаконие 2:11 ), но впоследствии сами были изгнаны на юг воинственными племенами аморреев , переправившимися через реку Иордан . Эти амореи, описанные в Библии как находящиеся под властью царя Сигона , заперли моавитян в стране к югу от реки Арнон, которая образовывала их северную границу ( Числа 21:13 ; Судей 11:18 ).
Бог возобновил свой завет с израильтянами в Моаве до того, как израильтяне вошли в землю обетованную ( Второзаконие 29:1 ). Там умер Моисей ( Второзаконие 34:5 ), которому Бог не позволил войти в землю обетованную. Он был похоронен в неизвестном месте в Моаве, и израильтяне провели там тридцать дней в трауре ( Второзаконие 34:6–8 ).
Согласно Книге Судей, израильтяне не прошли через землю Моавитян ( Судьи 11:18 ), а завоевали царство Сигона и его столицу Есевон . После завоевания Ханаана отношения Моава с Израилем носили смешанный характер, то воинственный, то мирный. С коленом Вениамином у них произошла по крайней мере одна жестокая борьба в союзе со своими собратьями аммонитянами и амаликитянами ( Судьи 3:12–30 ). Вениаминитский шофет Эхуд бен Гера убил моавитянского царя Эглона и повел израильскую армию против моавитян у переправы через реку Иордан, убив многих из них.
Книга Руфь свидетельствует о дружеских отношениях между Моавом и Вифлеемом , одним из городов колена Иуды . , происходивший от Руфи, Можно сказать, что Давид был частично моавитянином. Он поручил своих родителей защите царю Моава (который, возможно, был его родственником), когда на него сильно давил царь Саул . (1 Царств 22:3,4) Но здесь все дружеские отношения прекращаются навсегда. В следующий раз это имя упоминается в рассказе о войне Давида, который сделал моавитян данниками ( 2 Царств 8:2 ; 1 Паралипоменон 18:2 ). Возможно, в этот период Моав находился под властью израильского правителя; среди изгнанников, вернувшихся в Иудею из Вавилонии, был род, произошедший от Пахаф-Моава , имя которого означает «правитель Моава». Моавитянка в Руфь считается прототипом обращенной иудаизм . [12]
После распада царства под властью Ровоама Моав, по-видимому, был поглощен северным царством. Оно продолжало находиться в вассальной зависимости от Израильского царства до смерти Ахава , которая, по подсчетам Э. Р. Тиле, произошла примерно в 853 году до нашей эры. [13] когда моавитяне отказались платить дань и отстояли свою независимость, начав войну с Иудейским царством ( 2 Паралипоменон 22:1 ).
После смерти Ахава примерно в 853 году до нашей эры моавитяне под предводительством Меши восстали против Иорама , который объединился с Иосафатом , царем Иудейского царства , и с царем Эдома. Согласно Библии, пророк Елисей приказал израильтянам вырыть ряд рвов между собой и врагом, и ночью эти каналы чудесным образом наполнились водой, которая в утреннем свете казалась красной, как кровь.
Согласно библейскому повествованию, багряный цвет обманул моавитян, заставив их думать, что израильтяне и их союзники напали друг на друга. Стремясь награбить, они попали в засаду и были разбиты израильтянами ( 4 Царств 3 ). Однако, согласно надписи Меши на стеле Меша , он одержал полную победу и вернул себе всю территорию, которой его лишил Израиль. Эта битва — последняя важная дата в истории моавитян, записанная в Библии. В год смерти Елисея они вторглись в Израиль ( 4 Царств 13:20 ) и позже помогли Навуходоносору в его походе против Иоакима ( 4 Царств 24:2 ).
Намеки на Моава часто встречаются в пророческих книгах ( Исаия 25:10 ; Иезекииля 25:8–11 ; Амос 2:1–3 ; Софония 2:8–11 ). Две главы Исайи (15 и 16) и одна из Иеремии (48) посвящены «бремени Моава». Его процветание и гордость, которые, по мнению израильтян, навлекли на себя гнев Божий , часто упоминаются ( Иса 16:6 ; Иер 48:11–29 ; Софония 2:10 ), а однажды прямо отмечается их презрение к Израилю ( Иер. 48). :27 ). Согласно пророкам, с Моавом будет покончено во времена правления Мессии. [14] В книге Софонии говорится, что Моав станет «вечным запустением». [15]
Моав также упоминается в книге « 2 Мекабьян» , которая считается канонической в Тевахедо . Эфиопской православной церкви [16] В этом тексте моавитянский царь по имени Маккавей объединяет силы с Эдомом и Амаликом, чтобы напасть на Израиль, позже раскаявшись в своих грехах и приняв израильскую религию.
В еврейской традиции
[ редактировать ]Согласно еврейской Библии, моавитяне не были гостеприимны к израильтянам, которые вышли из Египта и наняли Валаама, чтобы проклясть их. Как следствие, моавитяне мужского пола были исключены Торы . законом [17] от женитьбы на еврейках. [18]
Термин «десятое поколение», используемый в связи с этим запретом, считается идиомой, используемой неограниченное время, в отличие от третьего поколения, которое позволяет новообращенному египтянину вступать в брак с общиной. Талмуд . выражает мнение, что запрет распространялся только на моавитян мужского пола, которым не разрешалось вступать в брак с рожденными евреями или законными новообращенными Моавитянкам, обращенным в иудаизм, разрешалось вступать в брак с применением только обычного запрета на вступление новообращенной в брак с коэном (священником). запрет не соблюдался Однако во время вавилонского плена , и Ездра и Неемия пытались заставить вернуться к закону, поскольку мужчины женились на женщинах, которые вообще не были обращены ( Ездра 9:1–2 , 12; Неемия 13: 23–25 ). Наследником царя Соломона был Ровоам , сын аммонитянки Наамы ( 3 Царств 14:21 ).
С другой стороны, браки вифлеемских ефратян (из колена Иудина ) Махлона и Хилиона с моавитянками Орфой и Руфи ( Руфь 1:2–4 ), а также брак последней после смерти мужа с Вооз ( Руфь 4:10–13 ), который по ее словам был прадедом Давида , упоминается без тени упрека. Талмудическое объяснение, однако, состоит в том, что язык закона применим только к моавитянам и аммонитянам ( иврит, как и все семитские языки, имеет грамматический род ). Талмуд также утверждает, что пророк Самуил написал Книгу Руфь, чтобы разрешить спор, поскольку это правило было забыто со времен Вооза . Другая интерпретация состоит в том, что Книга Руфь просто беспристрастно сообщает о событиях, оставляя читателю право хвалить или осуждать.
Вавилонский Талмуд в Евамоте 76B объясняет, что одной из причин было то, что аммонитяне не приветствовали детей Израиля дружелюбно, и моавитяне наняли Валаама, чтобы проклясть их. Разница в ответах двух людей привела к тому, что Бог позволил еврейскому народу преследовать моавитян (но не идти на войну), но запретил им даже преследовать аммонитян ( Второзаконие 23:3–4 ).
Иоас был одним из четырех человек, выдававших себя за богов. [19] В этом его особенно убедили князья, которые сказали ему. «Если бы ты не был богом, ты не смог бы выйти живым из Святая Святых» (Исх Р. VIII. 3). Он был убит двумя своими слугами, один из которых был сыном аммонитянки, а другой — потомком моавитянки ( 2 Пар. 24:26 ); ибо Бог сказал: «Пусть потомки двух неблагодарных семей накажут неблагодарного Иоаса» ( Ялк. , Исх. 262). Моав и Аммон были двумя потомками кровосмешения Лота с двумя его дочерьми, как описано в Быт. 19:30–38 .
Впоследствии Иосафет присоединился к Иораму Израильскому в войне против моавитян, которые находились под данью Израиля. Моавитяне были покорены, но вид того, как Меша принес своего сына (и единственного наследника) в качестве умилостивительной человеческой жертвы на стенах Кира Моава, наполнил Израиль ужасом, и они отступили и вернулись в свою землю. [20]
Согласно Книге Иеремии , Моав был сослан в Вавилон за свое высокомерие и идолопоклонство. По мнению Раши , это произошло также из-за их грубой неблагодарности, хотя Авраам , предок Израиля, спас Лота , предка Моава, от Содома . Иеремия пророчествует, что плен Моава будет возвращен в конце дней . [21]
В книге Софонии говорится, что «Моав несомненно будет подобен Содому, а сыны Аммона подобны Гоморре: земля, заросшая бурьяном, полная соляных копей и вечное запустение». (2:9). Пророчество об их поражении от израильтян связано с завоеваниями еврейского хасмонейского царя Александра Яннея . В тот период моавитян называли «аравийскими моавитянами». [22]
Границы в еврейской Библии
[ редактировать ]В Иезекииля 25:9 границы обозначены Беф-Иешимофом (север), Ваал-Меоном (восток) и Кириафаимом (юг). Однако то, что эти пределы не были установлены, ясно видно из списков городов, приведенных в Исаии 15–16 и Иеремии 48 , где Хешбон , Элеале и Иазер к северу от Беф-Ишимофа упоминаются ; Мадаба , Бет-Гамул и Мефаат к востоку от Ваалмеона ; и Дибон , Ароер , Безер , Иахаз и Кирхаресет к югу от Кириафаима. Главные реки Моава, упомянутые в Библии, — это Арнон , Димон или Дибон и Нимрим . На севере находится ряд длинных и глубоких ущелий и гора Нево , известная как место смерти Моисея ( Второзаконие 34:1–8 ).
Территория, оккупированная Моавом в период его наибольшего расширения, до вторжения амореев , естественным образом разделилась на три отдельные и независимые части: закрытый угол или кантон к югу от Арнона, упоминаемый в Библии как «поле Моава». ( Руфь 1:1,2,6 ). Более открытая холмистая местность к северу от Арнона, напротив Иерихона и до холмов Галаада , называемая «землей Моава» ( Второзаконие 1:5; 32:49 ), и местность ниже уровня моря в тропических глубинах Иордана . долина ( Числа 22:1 ).
Религия
[ редактировать ]Ссылки на религию Моава скудны. Большинство моавитян следовали древней семитской религии, как и другие древние семитоязычные народы , и в Книге Чисел говорится, что они побуждали израильтян участвовать в их жертвоприношениях ( Числа 25:2 ; Судей 10:6 ). Их главным богом, кажется, был Чемош . [23] и Библия называет их «народом Хамоша» ( Числа 21:29 ; Иер 48:46 ). Во время железного века несколько моавитянских культовых объектов были найдены в таких местах, как Дейр Алла , Дамия , Атаруз или Хирбет аль-Мудайна. [24]
Согласно II Царств , временами, особенно в страшной опасности, Чемошу приносились человеческие жертвы , как это сделал Меша, отдавший ему своего сына и наследника ( 4 Цар. 3:27 ). Тем не менее, царь Соломон построил для Чемоса «высоту» на холме перед Иерусалимом ( 3 Царств 11:7 ), что Библия описывает как «ненависть Моава». Алтарь не был разрушен до правления Иосии ( 4 Царств 23:13 ). В Моавитянском камне также упоминается (строка 17) женский аналог Чемоша, Аштар-Чемош .
Язык
[ редактировать ]моавитянском языке В Моаве говорили на . Это был ханаанский язык, тесно связанный с библейским ивритом , аммонитянским и идумейским языком . [25] и был написан с использованием варианта финикийского алфавита . [26] Большая часть наших знаний об этом исходит из Стелы Меша , [26] это единственный известный обширный текст на этом языке. Кроме того, есть трехстрочная надпись Эль-Керак и несколько печатей.
Список правителей
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |
Ниже приводится список правителей древнего царства Моава.
Железный век
[ редактировать ]- Камош-стих, [ нужна ссылка ] в. 900–870 гг. до н. э. [ нужна ссылка ]
- Меша , гр. 870–840 гг. до н.э. [ нужна ссылка ]
- Салман , гр. 744–727 гг. до н. э. [ нужна ссылка ]
- Камош-надаб , ок. 704 г. до н.э. [27]
Ассирийский период
[ редактировать ]- Мусури , эт. в. 670–668 гг. до н. э. [ нужна ссылка ]
- Камош-Аша , ок. 668–633 гг. до н.э. [ нужна ссылка ]
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Моавитяне : 𐤌𐤀𐤁 Мааб ; Библейский иврит : מוֹאָב Mōʾāḇ ; Древнегреческий : Μωάβ Моав ; Ассирийский : 𒈬𒀪𒁀𒀀𒀀 Муаба , 𒈠𒀪𒁀𒀀𒀀 Маба , 𒈠𒀪𒀊 Мааб ; Египетский : 𓈗𓇋𓃀𓅱𓈉 Муибу.
См. также
[ редактировать ]- Равнины Моава , регион вдоль Иордана напротив Иерихона.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дирман, Дж. Эндрю (1989). Исследования надписи Меша и Моава . Атланта: Scholars Press. п. 1. ISBN 9781555403577 .
- ^ Лейден (1904 г.). Материалы Двенадцатого международного конгресса востоковедов . п. 261.
- ^ Кухня, Калифорния (декабрь 1964 г.). «Некоторый новый свет на азиатские войны Рамсеса II» . Журнал египетской археологии . 50 : 47–70. дои : 10.2307/3855742 . JSTOR 3855742 .
- ^ Нааман, Надав (2006). «Вел ли Рамсес II кампанию против земли Моава?» . Геттингер Мицеллен . 209 : 63–69.
- ^ Дарнелл, Джон Коулман; Яснов, Ричард (1993). «О моавитянских надписях Рамсеса II в Луксорском храме» . Журнал ближневосточных исследований . 52 (4): 263–274. ISSN 0022-2968 .
- ^ Гасс, Эразмус (2012). «Новые моавитянские надписи и их историческая значимость» (PDF) . Журнал северо-западных семитских языков . 38 (1): 45–78. hdl : 10520/EJC126353 . ISSN 0259-0131 .
- ^ Джеймс Б. Притчард, Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету, 1969 г.
- ^ Паркер, Сэмюэл; Бетлион, Джон (2006). Римская граница в Центральной Иордании: итоговый отчет по проекту Limes Arabus . Думбартон-Оукс. п. 573. ИСБН 9780884022985 . Архивировано из оригинала 10 апреля 2023 года . Проверено 3 июля 2018 г.
- ^ ЛаБьянка, Эйстейн С.; Юнкер, Рэндалл В. (1995). «Царства Аммона, Моава и Эдома: археология общества в Трансиордании позднего бронзового / железного века (ок. 1400–500 до н.э.)» . В Томасе Леви (ред.). Археология общества на Святой Земле . Издательство Лестерского университета. п. 114. Архивировано из оригинала 9 августа 2021 года . Проверено 16 июня 2018 г.
- ^ Миллер, Макс (1997). «Древний Моав: все еще во многом неизвестен». У Джорджа Эрнеста Райта; Фрэнк Мур Кросс; Эдвард Фэй Кэмпбелл (ред.). Библейский археолог . Том. 60. Американские школы восточных исследований. стр. 194–204. дои : 10.2307/3210621 . JSTOR 3210621 . S2CID 163824020 . Архивировано из оригинала 06 августа 2020 г. Проверено 19 марта 2018 г.
Среди путешественников, пересекших все Моавитское плато, включая собственно Моав, до 1870 г. и чьи опубликованные наблюдения заслуживают особого упоминания, - Ульрих Зетцен (1805 г.), Людвиг Буркхардт (1812 г.), Чарльз Ирби и Джеймс Манглс (1818 г.) и Луи де Солси (1851 г.). ). И Зитцен, и Буркхардт умерли во время своих путешествий, а их путевые журналы редактировались и публиковались посмертно редакторами, которые не всегда понимали детали. Журнал Буркхардта был опубликован первым в 1822 году и послужил основой для сегмента Моава на карте Палестины Эдварда Робинсона, опубликованной в 1841 году. На карте Робинсона изображено несколько странных особенностей сегмента Моава, большинство из которых можно отнести к редакционным ошибкам в книге Буркхардта. журнал и/или совершенно понятные неверные интерпретации журнала со стороны Робинсона. К сожалению, эти странные особенности сохранялись на картах Палестины на протяжении всего девятнадцатого века.
- ^ Министерство образования. История. Часть 1. 8 класс (изд. 2021 г.). Иорданское Хашимитское Королевство: учебная программа и управление книгами. п. 8.
- ^ Остмайер, Карл-Генрих (2021). «Нет гражданства для Рут? Имена как права доступа в Свитке Рут» . Религия, гражданство и демократия . Религия и права человека. Том. 8. стр. 245–272. дои : 10.1007/978-3-030-83277-3_13 . ISBN 978-3-030-83277-3 . S2CID 245688505 .
- ^ Эдвин Тиле, Таинственные числа еврейских царей (1-е изд.; Нью-Йорк: Macmillan, 1951; 2-е изд.; Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1965; 3-е изд.; Гранд-Рапидс: Зондерван/Крегель, 1983). ISBN 0-8254-3825-X , 9780825438257.
- ^ «Отрывок из Библейских ворот: Числа 24:14, Числа 24:17, Исайя 11:14 — Новая американская стандартная Библия» . Библейский шлюз . Архивировано из оригинала 08.11.2021 . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Софония 2:9
- ^ «Тора Иешуа: Книга Мекабьяна I-III» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2019 г. Проверено 10 ноября 2019 г.
- ^ Второзаконие 23:4
- ^ Кляйн, Реувен Хаим (2015). «Беззакония Аммона и Моава» (PDF) . Еврейская Библия Ежеквартально . 43 (2): 93–100. ISSN 0792-3910 .
- ^ Остальные трое были фараоном; Хирам и Навуходоносор («Иудейские легенды от Моисея до Эстер» Луи Гинзберга; примечания к третьему и четвертому томам (стр. 423)
- ^ Библия 2 Царств 3: 4–27.
- ^ Иеремия 48, Танах . Бруклин, Нью-Йорк: ArtScroll. п. 1187.
- ^ «Комментарий к главе Софонии 2: объяснение Гилла» . Библейский центр . 2023.
- ^ Холм, Тони Л. (2005). «Моавитянская религия» . Энциклопедия религии . 30 июля 2022 г. https://www.encyclepedia.com .
- ^ Штайнер, Маргрит Л. (2019). «Культовые памятники железного века в Трансиордании» . Религии . 10 (3): 145. дои : 10.3390/rel10030145 . ISSN 2077-1444 .
- ^ Хаммарстрем, Харальд; Форк, Роберт; Хаспельмат, Мартин; Банк, Себастьян (2020). «Моавитянин» . Глоттолог 4.3 . Архивировано из оригинала 11 декабря 2018 г. Проверено 24 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Бромили, Джеффри В. (2007). «Моав» . Международная стандартная библейская энциклопедия . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 395. ИСБН 9780802837851 . Архивировано из оригинала 28 июня 2014 г. Проверено 1 марта 2016 г.
- ^ «Проект виртуальных ресурсов Карака: историческое исследование» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2012 г. Проверено 16 мая 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бьенковский, Петр (1992). Ранний Эдом и Моав: начало железного века в Южной Иордании . Дж. Р. Коллис. ISBN 9780906090459 .
- Дирман, Джон Эндрю (1989). Исследования надписи Меша и Моава . Ученые Пресс. ISBN 9781555403577 .
- сравнения библейского иврита языком надписи Меша встречаются в Гезениуса иврита §2d , , §5d , , §7b Многие , §7f §49a , §54l , , например грамматике Вильгельма §87e , с §88c и , §117b т . д.
- Джейкобс, Джозеф и Луи Х. Грей . «Моав» . Еврейская энциклопедия . Funk and Wagnalls, 1901–1906, где цитируется следующая библиография:
- Тристрам, HB (1874). Земля Моава: путешествия и открытия на восточной стороне Мертвого моря и Иордана (второе изд.). Лондон: Джон Мюррей.
- Макдональд, Бертон (2020). История Древнего Моава с девятого по первый век до нашей эры . СБЛ Пресс. ISBN 978-1-62837-268-7 .
- Рутледж, Брюс (2004). Моав в железном веке: гегемония, государственное устройство, археология . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9780812238013 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Электронный текст Гутенберга о Патриархальной Палестине Арчибальда Генри Сэйса (1895 г.)
- Запись о Моаве в Библейском словаре Смита