Ахлама

Ахламу ; или Ахламу , были группой или обозначением семитских полукочевников. Их ареал обитания находился к западу от Евфрата между устьем Хабура и Пальмирой .
Впервые они упоминаются в источниках Рим-Анума, царя Урука , ок. 1800 г. до н.э., а затем в текстах из Мари и, наконец, в 14 веке до н.э. в египетских источниках в одном из Амарнских писем во времена Эхнатона , в котором утверждается, что Ахламу дошли до Евфрата. [1] [2]
Этимология
[ редактировать ]Хотя этимология и значение в конечном итоге неясны, можно с уверенностью сказать, что оно происходит из семитского языка . Однажды он был предложен как « компаньон или сообщник » из-за ошибки ученого Уэйна Т. Питарда, сравнившего его с несвязанным арабским корнем, предположительно ح ل ف ( ḥ-lf ), который действительно означает так. Более позднее предложение Эдварда Липинского вместо этого связывает его с غ ل م ( ḡ-lm ), обозначающим мальчика, парня, юношу после полового созревания, молодого человека, человека, полного мужественности или доблести, расцвета своей жизни, полного тестостерона, дикого или похотливого. Ощущение полового созревания и достижения сексуальной, а также физической зрелости можно найти и в варианте ح ل م ( ḥ-lm ). Далее он сравнивает эту форму слова с разорванным образцом множественного числа, который часто встречается в арабском языке : группы диких молодых людей.
Также ведутся научные споры о том, является ли этот термин собственным названием группы или, скорее, обозначением типа группы. Важность заключается в выявлении возможного генеалогического происхождения и связей некоторых групп, получивших это название, таких как арамейцы и даже некоторые племена, которые в других местах назывались амореями . Это подразумевало бы либо подплемена всеобъемлющего народа «ахламитов», либо, скорее, отдельные народы, идентифицированные как таковые по схожему образу жизни. Это было бы кочующее обозначение бродячих набеговых сил, которые совершали набеги и раззиасы с целью захвата стад, рабов и запасов продовольствия из пустынных регионов к югу и западу от Месопотамии.
История
[ редактировать ]Отчасти Ахламу наверняка имели в виду амореев . Одним из племен ахламу были арамейцы , часто действовавшие вместе с сутеанцами . Набеги Ахламу также совершаются в Персидском заливе и, возможно, нарушили или прервали торговлю в Дилмуне .
В одной из своих надписей ассирийский царь Адад-нирари II утверждает, что его отец Ашур-дан II побеждал разные народы гор, в том числе и кочевников Ахламу. Согласно надписи другого ассирийского царя, I , ахламу при митаннийской поддержке Шаттуары II Ханигальбата Салманасара потерпели поражение в своем восстании против ассирийцев.
Ахламу даже препятствовали общению между царствами, о чем упоминал вавилонский царь Кадашман-Энлиль II в своих отношениях с хеттским царем Хаттушили III, в которых первый жаловался на перерыв в отправке гонцов между двумя дворами под предлогом нападений бандитов Ахламу. С XII века до нашей эры жители Месопотамии все чаще называли одни и те же мобильные группы « арамейцами ». [3]
Они также известны как враги ассирийцев. Когда Ассирия вновь появляется на поверхности, уже во времена царя Ашур-решиши I , он намекал на победы над ахламу и кутианами , как и его преемник Тиглатпаласар I. [4]
Ассирийский царь Арик-ден-или повернул на запад, в Левант (ныне Сирия и Ливан ), где ему удалось подчинить себе сутеев , ахламу и яуру , в районе Катмухи, в среднем Евфрате . [5]
Тиглатпаласар III упоминает в своих царских надписях Ахламу земли Уллуба, [6] а также « LÚ.aḫ -la-am-ak-ka-<di>» (Ахлам-Аккади). [7] Саргон II писал, что во время войны с Мардук-апла-иддиной II он построил канал, чтобы утопить авангард Мардук-апла-иддина и «ахламу, степняков, идущих рядом с ним», а затем разложил их, чтобы высушить. и наполнил ими окрестности своего города. [8] Сеннахирим писал, что искоренил всех Ахламу и Сутеан . [9]
Социальная жизнь
[ редактировать ]Ахламу могли сражаться самостоятельно, действуя в качестве наемников вместе с другими народами, такими как хетты или митаннисы . Например, сутяне, известная группа ахламу, ценились как способные и свирепые воины и как таковые фигурировали в угаритских текстах . Кроме того, из-за прекрасного знания сирийских пустынных степей их иногда нанимали в качестве проводников караванов или погонщиков , так же, как и кочевников -сутеанцев, для крупных торговых экспедиций.
Более того, они жили в палатках под юрисдикцией шейха Раба Зарати, хозяина палаточного лагеря. В касситском Ниппуре они выполняли функцию стражников. Некоторые из них имели касситские или вавилонские имена, хотя история говорит, что они не всегда были достоверными.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ К. Лоусон Янгер (2007). Угарит на Семьдесят Пятом . Айзенбрауны. п. 135. ИСБН 9781575061436 .
- ^ Снелл, Дэниел К. (15 апреля 2008 г.). Спутник Древнего Ближнего Востока — Google Książki . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781405137393 .
- ^ Марк Ван Де Миеруп (2009). Восточное Средиземноморье в эпоху Рамсеса II . Джон Уайли и сыновья. п. 63. ИСБН 9781444332209 .
- ^ Тревор Брайс (2009). Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии: Ближний Восток от раннего бронзового века до падения Персидской империи . Рутледж. п. 11-12. ISBN 9781134159079 .
- ^ А. К. Грейсон (1972). Ассирийские царские надписи, Том . Отто Харрасовиц. стр. 100-1 54–57, 58, 67.
- ^ Тадмор, Хаим ; Ямада, Сигео (2011). Царские надписи Тиглатпаласара III, царя Ассирии (744–727 до н.э.) и Салманасара V (726–722 до н.э.), царей Ассирии . Железо-коричневый. п. 91.
- ^ Тадмор, Хаим ; Ямада, Сигео (2011). Царские надписи Тиглатпаласара III, царя Ассирии (744–727 до н.э.) и Салманасара V (726–722 до н.э.), царей Ассирии . Железо-коричневый. п. 43.
- ^ Фрейм, Грант (2021). Царские надписи Саргона II, царя Ассирии (721–705 до н.э.) . Том. 2. Айзенбрауны. с. 333 (и снова на с. 429, 434). дои : 10.5325/j.ctv1g8092k . ISBN 978-1-64602-149-9 . JSTOR 10.5325/j.ctv1g8092k .
- ^ Кирк Грейсон, А.; Новотный, Джейми (2014). Царские надписи Сеннахирима, царя Ассирии (704–681 до н. э.). Часть 2 . Айзенбрауны. п. 48.