Кениты
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2023 г. ) |
Согласно еврейской Библии , кенеи/кениты ( / ˈ k iː n aɪ t / или / ˈ k ɛ n aɪ t / ; иврит : קֵינִי Кени ) — племя в древнем Леванте . [1] Они поселились в городах и поселках северо-восточного Негева в районе, известном как «Негев кенеев» недалеко от Арада , и сыграли важную роль в истории древнего Израиля . Одним из наиболее известных кинеевцев является Иофор , тесть Моисея, который был пастырем и священником в земле Мадиамской ( Судьи 1:16 ). [2] Определенные группы кенеев поселились среди израильского населения, в том числе потомки зятя Моисея, [1] хотя кениты, происходящие из Рехава , какое-то время вели особый кочевой образ жизни.
Другими известными кенитами были: Хевер, муж Иаиля , библейской героини, убившей генерала Сисару ; и Рехав , предок рехавитов . [1]
Этимология [ править ]
Слово Кай-ни (qênî / Кай-ни) [3] было отчеством, происходящим от слова קַיִן (каин). [4] Существует несколько конкурирующих интерпретаций значения этимологии.
Ранние современные критические библеисты предположили, что это имя было переводом еврейского слова קֵינִי Кейний . По мнению немецкого востоковеда Вильгельма Гезениуса , имя происходит от имени Каин (קַיִן Каин ), [4] то же имя, что и Каин, сын Адама и Евы . Однако это может быть просто древнееврейская транслитерация или фонетизация имени кенеев на их родном языке.
Слово пишется קַיִן (каин/Ках-инь). [4] также может означать копье или копье קַיִן (каин/Ках-инь). [5] образовано от слова קוֹנֵן (qônēn / Koon) [6] что означало «ударить» (это слово также использовалось для обозначения удара по ноте на музыкальном инструменте; в более поздних книгах Библии это слово стало существительным для обозначения типа плача , панихиды или печального пения. Позже стало глагол, обозначающий пение или плач на похоронах) [6]
Другие ученые связали это имя с термином «кузнец». По мнению Арчибальда Генри Сейса , имя «Кенит» или Кени идентично арамейскому слову, означающему « кузнец» , которое, в свою очередь, является родственным еврейскому слову «Каин» , означающему «копье». [7] Однако к концу жизни Сэйса считали скорее любителем, чем специалистом, и подвергались критике за недостаток интеллектуальной проницательности и устаревшее противодействие работам континентальных востоковедов. [8]
Историческая идентичность [ править ]

Кенеи — это клан, упомянутый в Библии и поселившийся на южной границе Иуды. Согласно Библии, во времена Давида кенеи тогда поселились среди колена Иуды . [9] [ нужен лучший источник ]
В Иеремии 35:7-8 рехавиты описаны как обитатели палаток, которым категорически запрещено заниматься земледелием; однако другие кенеи в других местах описаны как горожане ( 1 Царств 30:29 , 1 Паралипоменон 2:55 ). [ нужна ссылка ]
Ипполит Римский в своем «Хрониконе» (234 г. н. э.), по-видимому, отождествляет кинаидоколпитаев Центральной Аравии с библейскими кенитами. [10]
В современных источниках кенеи часто изображаются как технологически развитые кочевые кузнецы, распространившие свою культуру и религию в Ханаане. Предположение о том, что кениты были странствующими кузнецами, впервые было высказано Б. Д. Штаде в книге Beiträge zur Pentateuchkritik: dasKainszeichen в 1894 году и с тех пор получило широкое распространение. [11] Этот взгляд на кенитов зародился в Германии в середине 1800-х годов и не отражен ни в каких древнееврейских, греческих, латинских или арабских источниках.
В 1988 году Мейндерт Дейкстра утверждал, что древняя надпись на металлическом руднике на Синайском полуострове содержит упоминание о «вожде кенитов» ( rb bn qn ). [12]
В Библии [ править ]
![]() | В этом разделе используются тексты из религиозной или религиозной системы без ссылки на вторичные источники , которые их критически анализируют. ( февраль 2023 г. ) |


Эпоха Патриархов [ править ]
Библия или упоминает кенеев, живших в Ханаане вокруг него еще во времена Авраама . ( Бытие 15:18–21 )
Во время Исхода [ править ]
Тесть Моисея, Иофор, был кенеянином ( Судьи 1:16 ) и жителем земли Мадиамской. Во время Исхода Иофор . окрестностях горы Синай и Хорива и его клан жили в ( Исход 3:1 )

В Исходе 3:1 говорится, что Иофор был «священником в земле Мадиамской » и жителем Мадиама ( Числа 10:29 ). Это заставило многих ученых поверить, что термины «кениты» и «мидианитяне» предназначены (по крайней мере, в некоторых частях Библии) для использования как взаимозаменяемые, или что кинетяне составляли часть мадианитянской племенной группы.
Кенеи отправились вместе с израильтянами в Ханаан ( Судьи 1:16 ); и их стан, кроме стана последнего, заметил Валаам . [13]
Кенеи были тесно связаны с Моисеем, и не упоминается, что они участвовали в первом вторжении в Ханаан ( Числа 14:39–45 , Второзаконие 1:41–46 ), которое было проведено вопреки приказу Моисея.
Во время второго вторжения в Ханаан ( Числа 21:1–4 ) кенеи увидели территорию вокруг города Арад, область Ханаана, которую следующее поколение кенеев позже выберет в качестве своего места для поселения после завоевания.
Когда израильтяне и кенеи расположились лагерем у подножия горы Пеор, царь Моава Валак объединился с пятью царями Мадиама, но, видя, что у них нет сил победить израильтян, вожди Моава и Мадиама собрались вместе и заплатил большую плату Валааму , чтобы тот наложил проклятие на израильский стан с высоты (своего рода религиозной святыни) на горе Пеор ( Числа 22:1–21 ). Валаам не смог проклясть Израиль, но пророчествовал о кинеянах, говоря, что они устоят, но предсказал, что когда-нибудь они будут уведены в плен в качестве рабов в Ассур ( Числа 24:21–22 ), с вопросом, как долго они будут будущее рабство останется без ответа.
Война между Израилем и Мадианитом [ править ]
Пока лагерь все еще располагался лагерем на западном склоне горы Пеор, местные моавитяне попытались привлечь израильтян к поклонению своему богу Ваалу Пеору. Во время волнений и кровопролития внучатый племянник Моисея Финеес убил мадианитянскую царевну Козби, дочь царя Цура, одного из пяти царей Мадиама ( Числа 25:14–18 ). После этого Моисей послал ударный отряд из 12 000 человек (по 1000 от каждого израильского колена, кенеи не включены), которым удалось убить пять царей Евия (אֱוִי), [14] Рекем (רֶקֶם), [15] Как (חוּר), [16] Реба (четвертый), [17] и Зур [18] отец Козви ( Числа 31:8 , Иисус Навин 13:21 ) и сжег все мадианитянские города и все их станы, забрав их скот ( Числа 31:1–12 ). Кенеи не участвовали во вторжении в Мадиам, неясно, как кенеи отреагировали на падение мадианитянских царей, которому они ранее подвергались.
Во время завоевания Ханаана [ править ]
После смерти Моисея Иисус Навин возглавил вторжение израильтян в Ханаан; завоевание значительной части центрального Ханаана. После смерти Иисуса Навина израильские колена Иуды и Симеона предприняли действия по завоеванию южного Ханаана, победив хананеев и феризеев в битве при Безеке (ныне Ибзик ) в Судей 1:5 . говорится, что после осады Иудой Иерусалима и Давира В книге Судей 1:16 кенеи, потомки Иофора, «вышли из Пальмового города (который, судя по всему, является Сигором или Фамарью в верхней части Аравии). [19] ), с людьми Иуды, чтобы жить среди людей Иудейской пустыни в Негеве близ Арада ». [19]
После поселения в Ханаане [ править ]
После завоевания израильтяне начали ассимилироваться с более широкой ханаанской культурой и начали обращаться в ханаанскую религию ( Судьи 2:11–13 , Судьи 3:1–7 ), вернувшись к своей национальной религии только тогда, когда столкнулись с 8-летним вторжение и оккупация северных месопотамцев (из Арам-Нахараима ) при царе Кушан-Ришатаиме . Израильтяне восстали под предводительством Гофониила, сына Кеназа (таким образом, племянника Халева, предыдущего военачальника Иуды), который был соседом кенеев и жил в той же местности ( Судьи 3:9–11 ). Хотя текст краток, вполне вероятно, что Гофониил имел наготове надежную политическую поддержку со стороны своих родственников, Калевитов и Кенизеев , а также, вероятно, со стороны своих соседей-кенитов, что, вероятно, дало ему большую базу поддержки для колена Иуды, чтобы объединиться вокруг.
Позже царь Моава Эглон царством объединился с Аммонитянским и народом Амалика , чтобы вторгнуться на территорию Израиля. ( Судей 3:12–15 ) После победы над израильтянами Моав и Амалек взяли Город Пальм (считается, что это более поздний город Сигор или Фамарь). [19] ), из кенеев.
Во время взлета и падения Асора [ править ]

В этот момент, примерно через 180 или 190 лет после вторжения Иисуса Навина, хананеи в северном Ханаане под руководством царя Иавина, правившего из Асора, вновь подтвердили свое господство над Ханааном ( Судьи 4:1–3 ). Израильский лидер Шамгар, судя по всему, в то время сражался с филистимлянами на юге Ханаана и был либо застигнут врасплох, либо не смог предотвратить рост ханаанской военной, экономической и политической мощи. (Небиблейские источники изображают царя Асора, подтвердившего лояльность египетскому фараону и присоединившегося к городам Катна и Мари , чтобы создать торговый путь, который связал Египет с Экаллатумом. [22] )
В этот период Хевер Кенеянин и его жена Иаиль отделились от своих братьев-кенитов на юге и отправились жить в северный Ханаан ( Судьи 4:11 ).
После двух десятилетий господства Северного Ханаана в регионе пророчица Девора, которая теперь возглавляла Израиль, поручила Вараку, сыну Авиноама , своим командиром, чтобы повести израильтян против хананеев. ( Судьи 4:4–10 ) царя Иавина Полководец Сисара узнал, что Варак собирает войска на горе Фавор , расположенной между базой Сисары в Харошет-Гагоиме (считается, что теперь это Ахват ) и ханаанской столицей в Асоре, и двинулся на север, чтобы встретите его с 900 колесницами. Погода стала неблагоприятной для армии Сисары, небо затуманилось ( Судьи 5:4–5 ), а река, которую нужно было пересечь его колесницам, была разлита. В то время как Сисара пытался переправить свои колесницы через бурную реку Киссон у переправы через реку недалеко от тогдашнего ханаанского города Таанаха (ныне известного как Тииник ) возле Мегиддо ( Судьи 5:19–21 ), 10 000 человек Варака двинулись на юго-запад. от горы Фавор ( Суд. 4:14 ), чтобы дать сражение на равнине и реках. Сисара оставил свою колесницу и ушел из битвы пешком, а Варак преследовал колесницы, бежавшие обратно к ханаанской базе в Харошет Аггойим ( Судей 4:15–16 )

Когда Сисара бежал пешком возле Кедеш-Нафтали, он проходил мимо шатра Хивера Кенеянина , и Иаиль предложила ему приютить. Приняв ее предложение, он попросил ее встать у входа в палатку и скрыть свое присутствие от всех, кто его преследует. Однако, когда он уснул, Иаиль вбила колышек от палатки Сисаре в голову, и он умер. ( Судей 4:17–22 , Судей 5:24–30 )
С этого момента Израиль стал сильнее и продолжал оказывать более сильное давление на Асор, пока царь Иабин не потерпел поражение. ( Судей 4:23–24 )
В ранней израильской монархии [ править ]

Во времена царя Саула жили кенеи Амалика на территории . Когда израильский царь Саул пошел войной на Амалика, с благодарностью вспомнили о доброте, которую кинеяне оказали Израилю в пустыне. «Вы оказали милость всем сынам Израилевым, когда они вышли из Египта», — сказал им Саул ( 1 Царств 15:6 ); и поэтому не только царь Саул пощадил их, но и позже во время войны Давид также отправил часть добычи, которую он взял у амаликитян , старейшинам городов кенеев. [13] ( 1 Царств 30:26–31 )
Хотя кенеитская территория в Негеве ранее рассматривалась как отдельная территория от частей Негева, принадлежавших Иудее и симеонитянам, по мере роста власти израильтян, Негев будет упоминаться в более поздних историях как единый регион, и неотъемлемая часть Иудейского царства.
В северном Негеве город Арад служил ключевым административным и военным оплотом Иудейского царства. Он защищал путь от Иудейских гор до Аравы и далее к Моаву и Эдому . Он претерпел многочисленные реконструкции и расширения. [23]
Археология [ править ]

Кенеи были предложены как причина появления мадианитянской керамики, импортированной в Негев кенеев в 1200-х и 1100-х годах до нашей эры. [24] Петрографические исследования, проведенные на некоторых изделиях из Тимны, привели к выводу, что они возникли в Хиджазе , скорее всего, на месте Курайи в Саудовской Аравии. [25]
Дж. Гунневег проанализировал образцы керамики с помощью Еврейского университета и Боннского университета в 1991 году. Мадианитская керамика, найденная в Негеве, была связана с печью, обнаруженной в Курайе, Саудовская Аравия, с помощью нейтронно-активационного анализа. [24]
Раскопки на месте Хорват-Уза , вероятном месте города Кина, упомянутом в Иисусе Навине 15:22 и в остраке из Арада , по-видимому, указывают на присутствие кенитских групп в Негеве в монархической Иудее. [26] Израильский историк Надав Нааман утверждает, что отсутствие антропоморфных и других фигурок на этом месте указывает на то, что кенитские поселенцы практиковали аниконизм . [27]
Верхние и нижние районы Тель-Арада были раскопаны в течение 18 сезонов Рут Амиран и Йохананом Ахарони в период с 1962 по 1984 год. [28] [29] Еще 8 сезонов было проведено в водной системе железного века. [30]
стипендия Критическая
гипотеза Кенитская
Согласно кенитской гипотезе, немецким писателем Фридрихом Вильгельмом Гиллани , Яхве исторически был мадиамским божеством, а ассоциация тестя Моисея с мадианитянами отражает историческое принятие мадианитянского культа евреями предложенной . [31] [32] [33] Моисей, по-видимому, отождествлял концепцию бога Иофора , Яхве, с богом израильтян Эль-Шаддаем . [31] Кенитская гипотеза предполагает, что евреи переняли культ Яхве от мадианитян через кенеев. Эта точка зрения, впервые предложенная Фридрихом Вильгельмом Гиллани в 1862 году, впоследствии независимо голландским религиоведом Корнелисом Тиле в 1872 году и более полно немецким ученым-критиком Бернхардом Штаде , была более полно разработана немецким теологом Карлом Будде ; [34] его признают немецкий ученый-семитист Герман Гут , Геррит Вильдебур , Х. П. Смит и Джордж Аарон Бартон . [35] Другая теория состоит в том, что конфедерация региональных племен была связана с монотеистическими ритуалами на Синае. [36]
Ссылки на мифологию Каина [ править ]
Некоторые библеисты постулировали, что кенеи были потомками мифического Каина . [31] Немецкий востоковед Вильгельм Гезениус утверждал, что имя каббалистически (мистически) происходит от имени Каин (קַיִן Каин ). [4]
Немецкий востоковед Вальтер Бельц в качестве альтернативы предположил, что история Каина и Авеля изначально была не об убийстве брата, а мифом об убийстве божьего ребенка. Читая Бытие 4:1, Ева зачала Каина от Адама, а своего второго сына Авеля от другого мужчины, это был Яхве. [37] Таким образом, Еву сравнивают со Священной царицей древности, богиней-матерью. Следовательно, Яхве обращает внимание на приношения Авеля, а не на приношения Каина. После того, как Каин убивает Авеля, Яхве приговаривает Каина, убийцу его сына, к самому жестокому наказанию, которое только можно себе представить среди людей: изгнанию.
Бельц считал, что это основополагающий миф о кенитах, клане, поселившемся на южной границе Иуды, который в конечном итоге переселился среди колен Иуды. Ему казалось ясным, что целью этого мифа было объяснение разницы между кочевым и оседлым населением Иуды, с живущими за счет своего скота (скотоводы, не занимающиеся земледелием) под особой защитой Яхве. [38]
Рональд Хендель считает, что израильтяне связали кенеев с Каином, чтобы дать им «позорное, жестокое наследственное происхождение». [39]
как мастера металлу по Кениты
Согласно критической интерпретации библейских данных , кениты — род, расселявшийся на южной границе Иуды, первоначально отличавшийся полукочевым образом жизни и занимавшийся медной промышленностью в районе Аравы . [40]
Арчибальд Сейс предположил, что кениты были племенем кузнецов . [7] Однако к концу жизни Сэйса считали скорее любителем, чем специалистом, и подвергались критике за недостаток интеллектуальной проницательности и устаревшее противодействие работам континентальных востоковедов. [8]
Основываясь на библейских ссылках, предполагаемой этимологической связи имени «кениты» с кузнечным делом и других свидетельствах, различные ученые пытались связать кенеев с медным делом и работой по металлу. [41] [42] [43]
См. также [ править ]
- Кинаидоколпитаи , идентифицированные как кениты в 100-х и 200-х годах нашей эры.
- Мадианитяне , возможная супергруппа кенеев.
- Кенизеи , союзники кенеев в южном Ханаане.
- Калевиты , клан со смешанным иудейским и кенизитским наследием, находятся в дружеских отношениях с кенеями.
- Гассаниды , племя к югу от кенитов и более поздних кинаидоколпитаитов.
- Иуда , большое израильское племя, союзное кенеям в южном Ханаане, позже Иудейском царстве.
- Симеонитяне , израильское племя, союзное Иудее, Кенеи жили в палатках к югу и востоку от них.
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бутин, Ромен. «Чинитес». Католическая энциклопедия Том. 3. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1908 г., 27 декабря 2018 г.
В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Мондриан, Марлен Э. (2011). «Кто такие кениты?» . Очерки Ветхого Завета . 24 (2): 414–430. hdl : 2263/18658 . ISSN 1010-9919 .
- ^ Согласие Стронга № 7017.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Согласие Стронга № 7014. Архивировано 22 февраля 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Согласие Стронга № 7013
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Согласие Стронга № 6969
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б в Сэйс, AH (1899). «Кениты» . В Джеймсе Гастингсе (ред.). Библейский словарь . Том. II. п. 834.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ганн, Баттискомб (2004). «Сейс, Арчибальд Генри (1845–1933)». Оксфордский национальный биографический словарь . doi : 10.1093/ref:odnb/35965 .
- ^ 1 Царств 30:29; комп. там же 27:10.
- ^ Х. Кювиньи и Си Джей Робин, «Кинаидоколпиты в греческом остраконе из Восточной пустыни (Египет)» , Topoi. Восток-Запад 6–2 (1996): 697–720, 706–707.
- ^ Калими, Исаак. «Три предположения о кенитах», т. 100, нет. 3, 1988, стр. 386–393. https://doi.org/10.1515/zatw.1988.100.3.386 , внизу страницы 1.
- ^ Дейкстра, М. (1988). «Статуя SR 346 и племени Кенеев». В Огюстене, Матиас; Шунк, Клаус-Дитрих (ред.). Вюншет Иерусалим Фриден: Сборник сообщений к XII Конгрессу Международной организации по изучению Ветхого Завета, Иерусалим, 1986 г. Питер Лэнг. стр. 96–97. ISBN 978-3820498875 . OCLC 463560331 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Хирш, Эмиль Г.; Пик, Бернхард; Бартон, Джордж А. (1901–1906). «Кениты» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ «Библия с синими буквами - H189 'ĕvî - Еврейский лексикон Стронга» . /www.blueletterbible.org .
- ^ «Библия с синими буквами - H7552 reqem - Еврейский лексикон Стронга» . /www.blueletterbible.org .
- ^ «Библия с синими буквами - H2354 ḥûr - Еврейский лексикон Стронга» . /www.blueletterbible.org .
- ^ «Библия с синими буквами - H7254 reḇaʿ - Еврейский лексикон Стронга» . /www.blueletterbible.org .
- ^ «Библия с синими буквами - H6698 ṣaûār - Еврейский лексикон Стронга» . /www.blueletterbible.org .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Йоханан Кените Ахарони В Энциклопедии иудаики, 2-е издание. Редактор С.Д. Сперлинг. Группа Гейл, 2008 г.
- ^ Моран, стр.xxxiv
- ^ Шломо Изреэль. «Таблетки Амарны» . Тель-Авивский университет . Проверено 13 января 2019 г.
- ^ Горовиц, Уэйн и Натан Вассерман. «Старое вавилонское письмо Асора с упоминанием Мари и Экаллатума». Израильский журнал исследований, том. 50, нет. 3/4, 2000, стр. 169–74.
- ^ Рокка, Сэмюэл (2010). Укрепления древнего Израиля и Иуды, 1200-586 гг . до н.э. Адам Хук. Оксфорд: Оспри. стр. 29–40. ISBN 978-1-84603-508-1 . ОСЛК 368020822 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б bible.ca – Мадианитская керамика https://www.bible.ca/archeology/bible-archeology-midianite-pottery.htm
- ^ Б. Ротенберг и Дж. Гласс, «Мадианитская керамика», в JFA Sawyer и DJA Clines (ред.) Мадиан, Моав и Эдом: история и археология позднего бронзового и железного века в Иордании и Северо-Западной Аравии , JSOT Supl . 24, Шеффилд: JSOT Press., 1983, 65–124; П. Дж. Парр, «Керамика конца второго тысячелетия до нашей эры из Северо-Западной Аравии и ее исторические последствия», в DT Potts (ред.) Araby the Blest. Исследования арабской археологии , Паб Института древних исследований Ближнего Востока Карстена Нибхура. 7, Копенгаген: Museum Tusculanum Press, 1988, 73–89; там же. «Курайя», в Anchor Bible Dictionary , vol. 5, 1992, 594-596; Дж. М. Тебес, «Гончары и досовременный обмен на окраинах Египта: приближение к распространению мидианитовой керамики железного века», Buried History 43 (2007), 11-26.
- ^ Нааман, Надав (2012). «Новый взгляд на эпиграфические находки из Хорвата Узы» . Тель-Авив . 39 (2): 84–101. дои : 10.1179/033443512X13424449373542 . ISSN 0334-4355 .
- ^ Нааман, Надав (2016). «Кенитские гипотезы в свете раскопок в Хорват-Уззе» . В Бартолони, Джильда; Бига, Мария Джованна (ред.). Не только история: Материалы конференции в честь Марио Ливерани . Айзенбрауны. стр. 171–182. ISBN 978-1-57506-456-7 .
- ^ Йоханан Ахарони и Рут Амиран, «Раскопки в Тель-Араде: предварительный отчет о первом сезоне, 1962 год», Israel Exploration Journal , том. 14, нет. 3, стр. 131–147, 1964 г.
- ^ Ахарони, Ю. «Раскопки в Тель-Араде: предварительный отчет о втором сезоне, 1963 г.». Журнал исследований Израиля , том. 17, нет. 4, 1967, стр. 233–49.
- ^ Талис, Светлана. «Тель Арад: Заключительный отчет». Хадашот Археологийот : Раскопки и исследования в Израиле , том. 127, 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Харрис, Стивен Л. , Понимание Библии. Пало-Альто: Мэйфилд. 1985.
- ^ «Некоторые ученые, на основании Исхода, XVIII, заходят даже так далеко, что утверждают, что именно от Иофора израильтяне получили большую часть своего монотеистического богословия». Католическая энциклопедия
- ^ Джозеф Бленкинсопп, Возвращение к мадианитянско-кенитской гипотезе и происхождение Иуды , Журнал по изучению Ветхого Завета , 33 (2) 131-153 (2008). дои : 10.1177/0309089208099253
- ^ Джозеф Бленкинсопп, соч. цит., с. 132-133.
- ^ Джордж Аарон Бартон (1859–1942), американский библеист и профессор семитских языков. онлайн. Архивировано 26 апреля 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ Мондриан, Марлен Элизабет. «Возникновение яхвизма: роль маргинализированных групп». Дисс. Университет Претории. 2010. с. 413. Проверено 3 апреля 2024 г. Веб-сайт Archive.org .
- ^ Бельц 1990 , с. 65.
- ^ Бельц, Уолтер (1990). Бог и боги библейской мифологии (на немецком языке). Берлин. ISBN 978-3-351-00976-2 . OCLC 75166232 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Хендель, Рональд (2005). Вспоминая Авраама: культура, память и история в еврейской Библии . Издательство Оксфордского университета. стр. 3–30. ISBN 978-0-19-978462-2 .
- ^ Лейенбергер, Мартин (2017). «Кениты I. Еврейская Библия/Ветхий Завет» . В Хельмере, Кристина; Маккензи, Стивен Л.; Ремер, Томас; Шретер, Йенс; Дов Уолфиш, Барри; Циолковски, Эрик Дж. (ред.). Энциклопедия Библии и ее прием . Том. 15 Калам – Лекцио Божественное. Вальтер де Грюйтер. п. 112. doi : 10.1515/ebr.kenites . ISBN 978-3-11-031332-1 .
- ^ «ЯХВЕ: Исходное арабское значение имени — TheTorah.com» . www.thetorah.com .
- ^ ЯХВЕ: Происхождение Бога пустыни, Роберт Миллер II
- ^ «Металлургия, забытое измерение древнего яхвизма | Интерпретация Библии» .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Кениты». Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Хирш, Эмиль Г., Бернхард Пик и Джордж А. Бартон. «Кениты». Еврейская энциклопедия . Фанк и Вагналлс, 1901–1906; который цитирует следующую библиографию:
- Стаде, «История народа Израиля», т. 126 и последующие, Берлин, 1889 г.;
- Мур, «Судьи», в International Critical Commentary, стр. 51–55, Нью-Йорк, 1895 г.;
- Бадде, «Религия Израиля в изгнании», стр. 17–38, Нью-Йорк;
- Бартон, «Семитское происхождение», стр. 271–278, ib. 1902.
Внешние ссылки [ править ]
- «Кените» . Британская энциклопедия Интернет. 2009.