Кенитская гипотеза

Кенеяне - кениты , или мидианитяне это гипотеза о происхождении культа Яхве — . Будучи формой критики библейских источников , он утверждает, что изначально был мадианитянским (то есть иностранным ) богом, чей культ распространился на север к протоизраильтянам Яхве .
Эта гипотеза впервые стала известна в конце девятнадцатого века. Он основан на четырех ключевых моментах:
- интерпретация , библейских текстов касающихся мадианитянских связей Моисея ;
- аллюзии в древних поэтических произведениях на первоначальное местопребывание Яхве ;
- Древнеегипетские топографические тексты четырнадцатого-двенадцатого веков до нашей эры; и
- Каин как одноименный прародитель кенеевского колена Мадиамского.
Таким образом, эта гипотеза ставит под сомнение этническое происхождение Иудеи. [ 1 ] и утверждает, что географическое происхождение Яхве и, в более широком смысле, Яхвизма , лежит не в библейском Ханаане, как его традиционно понимают, а, скорее, лежит южнее, в регионе, который Танах называет « Мадиамским », на восточном берегу Акабского залива на Красное море . Эту землю населяли народы, в том числе кенеи . [ 2 ]
История
[ редактировать ]Фридрих Вильгельм Гиллани в 1862 году был первым, кто предположил, что Яхве первоначально поселился в месте, исторически известном как царство Эдом (район непосредственно к югу от Мертвого моря ). [ 3 ] цитируя многочисленные отрывки, в которых божество описывается как пришедшее из южных земель. Десять лет спустя аналогичную теорию независимо поддержал Корнелис Петрус Тиле . [ 4 ] и более полно Бернхардом Штаде (1887). [ 5 ] Гипотеза в том виде, в котором она принимается в настоящее время, была более полно разработана Карлом Бадде ; [ 6 ] и позже был принят Х. Гутом , Герритом Вильдебуром, Генри Пресервом Смитом и Джорджем Аароном Бартоном . [ 7 ]
Поначалу эта теория получила широкое признание, особенно среди немецких и англоязычных ученых. Эдуард Мейер , Бернхард Стаде , Карл Бадде , Хьюго Грессманн , Джордж Аарон Бартон , Томас Келли Чейн и Генри Пресервед Смит поддержали его. [ 8 ] К 20 веку теория стала спорной. Среди недоброжелателей были Теофил Джеймс Мик , Фредерик Виннетт , [ 9 ] Мартин Бубер и Ролан де Во , [ 8 ] помимо «Штор» (1907), [ 10 ] Кениг (1912), [ 11 ] Киттель (1917), [ 12 ] Фольц (1947), [ 13 ] и Прокш (1950). [ 14 ]
Совсем недавно Бленкинсопп (2008), вновь рассматривая имеющиеся данные, пришел к выводу, что «эта гипотеза обеспечивает лучшее доступное в настоящее время объяснение соответствующих литературных и археологических данных». [ 8 ] Напротив, Тебес (2021), сосредотачиваясь на внебиблейских свидетельствах из Южного Леванта и Северной Аравии , представляет «мидианитянское» влияние на Ханаан как длительный процесс передачи культуры , происходящий в течение 10-6 веков до нашей эры. [ 15 ]
Базовая модель
[ редактировать ]Кенитская гипотеза опирается на четыре основы: интерпретацию библейских текстов, посвященную мадианитянским связям Моисея , намеки в древних поэтических сочинениях на первоначальное место жительства Яхве , Древнего Египта топографические тексты XIV-XII веков до н.э. и Каин как одноименный предок кенеев .
Критическое рассмотрение повествования Книги Бытия о встрече Моисея с Итро и событий, которые развернулись после этого, представляет собой первое подтверждение теории Кенеев. Моисей, сын левитов родителей- [ 16 ] но принят в семью фараона , убивает египетского рабовладельца за жестокое избиение израильского раба. Чтобы избежать наказания, он бежит в землю Мадиамскую, где спасает мадианитянку по имени Сепфора и ее сестер от воюющих, берущих воду из их колодца. В качестве награды он берет Сепфору в жены и живет в Мадиаме достаточно долго, чтобы иметь от нее двух сыновей. [ 17 ]
В это время Моисей находился на службе у своего тестя, священника (возможно, священника ) Мадиамского по имени оба Рагуила. [ 18 ] и Джетро. [ 19 ] В священном месте, «горе Божией» , расположенной за пределами обычных пастбищ мадианитян, но, тем не менее, очевидно часто посещаемой мадианитянами, Моисей получил откровение от божества, ранее известного ему лишь условно, если вообще было известно. [ 20 ] предположительно божество, которому поклонялись мадианитяне, учитывая ранее существовавшую сакральность горы, имя которой, как выяснилось, было «Яхве».
Позже, выведя израильтян из египетского плена , Моисей снова оказывается у священной горы, и к нему приходит Иофор, услышав о великих подвигах Яхве. [ 21 ] Эти двое входят в шатер с Иисусом Навином , и Моисей рассказывает о великих деяниях Яхве, а Иофор благословляет Божество, провозглашая Его, как никто другой. [ 22 ] Рассматриваемый отрывок можно интерпретировать двояко: Иофор либо признает Яхве выше своих собственных (неупомянутых) богов и тут же обращается в израильскую религию, либо празднует демонстрацию могущества Яхве и подтверждает ему подразумеваемую мадианитянскую веру.
Общая интерпретация первая; что Иофор, нееврей, признал истинного Бога в Яхве, Боге Израиля , и воздает ему должное. Сторонники кенитской гипотезы, с другой стороны, интерпретируют этот отрывок как второй; что Иофор выражает свою гордую радость тем, что Бог, которому он и его народ уже поклонялись, Яхве, доказал, что он могущественнее всех других богов. [ 23 ] Таким образом, этот отрывок фактически показывает не обращение Иофора в Яхвизм , а первое включение израильских лидеров в поклонение Яхве.
Связь мадианитян с кинеянами производится несколько предположительно. «Джетро» — лишь одно из многих имен, которые Тора и более поздние книги Танаха приписывают тестю Моисея. Впервые его называют «Руил», когда он представлен в Исходе 2:18, однако в оставшейся части Книги Исход он упоминается только как «Иофор». И в Книге Чисел, и в Книге Судей тесть Моисея называется не «Иофор» или «Руил», а «Ховав».
Было предпринято несколько неудовлетворительных попыток гармонизации: Ховав и Иофор — альтернативные имена одного и того же человека; что Иофор/Ховав — сын Рагуила, что требует, чтобы в Исходе 2:16 было слово «отец» ( евр .: אָב ʾāḇ ) означает «дедушка» ( ʾāḇ может также означать «предок мужского пола»), а в Исходе 2:18 «дочь» (ивр.: בַּת летучая мышь ) означает «внучка» ( летучая мышь также может означать «потомок женского пола»); что Ховав на самом деле является зятем Моисея, а слово «тесть» в Книге Чисел и Книге Судей является результатом ошибки переписчика (еврейские слова, означающие «шурин», закон» и «тесть» пишутся одинаково — חתן — но произносится по-разному, ḵātān vs. ḵōtēn соответственно); или что имя «Руил» было просто вставлено в Исход 2 писцом по неизвестным причинам.
Сторонники кенитской гипотезы объясняют это несоответствие следующим образом: поскольку названия кланов и топонимы имеют гораздо больше шансов выжить в коллективной памяти , чем личные имена, наиболее вероятным, хотя и частичным, решением является то, что «Руэл» — это имя клан или род, к которому принадлежал Ховаб. В Книге Бытия «Руил» указан как один из сыновей Исава. [ 24 ] — т.е. как идумейское племя — а также это название, присвоенное группе конфедеративных кланов. [ 25 ] клан, известный как Итран В тех же списках упоминается и . Позже, во Второй книге Царств и Первой книге Паралипоменон , два измаильтянских (арабских) имени, Джитра [ 26 ] и Джетер , [ 27 ] упоминаются. Итран , Джитра и Иетер считаются вариантами имени Джитро , то есть Джетро. Предполагая, что этот «джитро» сохранился в коллективной памяти, Уильям Ф. Олбрайт утверждал, что тестем и мадианитянским священником действительно был Иофор, а Ховав был зятем Моисея, членом клана Рауила и по профессии слесарь. [ 28 ]
Ранняя яхвистская поэзия является следующим основанием для поддержки кенитской гипотезы. [ 29 ] В пяти отдельных случаях Яхве явно получал место жительства в землях к югу от библейского Иудейского царства . Это Второзаконие 33 :2, Судей 5 :4, Аввакум 3 :3 и 3:7 и Исаия 63 :1. В каждом отрывке Яхве описывается как пришедший из земель Мадиама и Эдома, иногда в определенных местах, таких как Восор , гора Сеир и гора Фаран , а иногда в общих терминах, где божество описывается как пришедшее из Фемана , слово буквально означает "юг." Гора Сеир, в частности, стала синонимом эдомитян как внутри, так и за пределами еврейской Библии, в письмах Амарны упоминается «народ Шери », а в топографическом списке XIII века до нашей эры, составленном Рамсесом II в Западной Амаре, упоминается « Шасу». Сеира». [ 30 ] Тексты « Благословения Моисея » и « Песни Деворы », кажется, цитируют друг друга , в зависимости от того, что было написано первым, и хотя оба говорят, что Яхве «воссиял» с горы Фаран, «Благословение Моисея» уникально. в нем конкретно упоминается, что Яхве на самом деле пришел с горы Синай. Сторонники кенитской гипотезы объясняют это, ссылаясь на доказательства искажения текста в этом отрывке. Рассматриваемый отрывок, Второзаконие 33:2, гласит следующее:
английский перевод | Транслитерация | иврит |
---|---|---|
(Моисей) сказал: «Господь пришёл от Синая и воссиял им от Сеира; Он явился с горы Фаран и пришёл с некоторыми из святых мириад; из правой руки Его был огненный Закон для них. | ваймар Яхве миссинаи ба вазарах мишеʿир долгая надеждаʿ мехр паран вəʾwah meriḇöḯ qösh; мемино ʾshḏṯ ламо | И сказал Господь с Синая, пришёл он и восстал из волос его, появился от горы Фаран, и из правой руки . его вышел источник воды |
Еврейский термин « אשדת » — это hapax legomenon : оно не встречается больше нигде в еврейской Библии или где-либо еще во всем корпусе еврейского языка на протяжении всей истории. Еврейские ученые объяснили это загадочное слово, посчитав его эзотерическим соединением еврейских слов ʾeš. (огонь) и dāṯ (закон), что дает «жесткий Закон». Однако сторонники кенитской гипотезы вместо этого утверждают, что это слово вовсе не сложное слово, а преднамеренное изменение слова «. אשרת », вариация имени Ашера , богини, которой поклонялись как супруге Яхве в первые века существования израильских царств. Делая шаг дальше, они постулируют, что упоминание о «святых мириадах» ( mērīḇəḇōṯ qōḏeš ) на самом деле является изменение топонима « Мерибат-Кадеш » ( mərīḇaṯ qāḏēš ), который в Числах 13:26 помещен в окрестностях Парана. Таким образом, «Он появился с горы Фаран и пришел с некоторыми из священных мириад; из Его десницы был для них огненный Закон ». становится столь же связным: «Он явился с горы Фаран и пришел в Мерибат-Кадеш; из Его правой руки была его Ашера». Более того, таблички из Кунтиллет Аджруд благословляют своего получателя «Яхве Темана и его Ашерой», соединяя стихи Танаха, связывающие Яхве с Теманом и его супругой Ашерой. Таким образом, делается вывод, что точка Отправление для триумфального выхода Яхве и, следовательно, его первоначальная резиденция среди своих приверженцев — это та часть Эдома (Сеир, Феман), которая лежала к западу от Арабах . Согласно библейским текстам, это была страна кенеев.
Также допускалась возможность того, что библейская версия истории раннего человечества сохранила в истории Каина и его рода (Быт. 4:1-24) отголосок роли кинеев в ранней истории человечества. Израиль. Название племени Кенеи происходит от имени Каина. Кенеи, как и Каин, были кочевниками. Кенеи были мастерами по металлу - наука, которую, как утверждает Книга Бытия, изобрели потомки Каина. Библейское повествование гласит, что сразу после того, как Каин был изгнан Яхве в пустыню за убийство Авеля, во времена детей Адама и Евы, нового сына Сифа, люди впервые начали призывать имя Яхве. Однако в эпизоде с горящим кустом Яхве заявляет , что его имя, Яхве, не было известно предыдущим поколениям.
Сторонники кенитской гипотезы объясняют это несоответствие сохранившимся предположением о том, что культ Яхве, который, как утверждается, был создан Моисеем, имел известную предысторию. Дальнейшее косвенное подтверждение того, что кениты являются истинными носителями яхвистской веры, взято из положительного изображения кенитов в остальной части Танаха. Кениты и некоторые тесно связанные с ними группы, по-видимому, были известны как пылкие приверженцы своего бога Яхве даже в те времена, когда избранный Яхве народ, израильтяне, в целом отказался от его поклонения.
Вместе с Гофониилом и Иерахмеилом , Халев является кенизеянином а потому тесно связан с кенеянами. В повествованиях о поселении в Ханаане Халев выделяется своим религиозным рвением . Это тот, кто после первоначальной разведки местности призывает к немедленной атаке и считается обладающим «иным духом». Его племянник Гофониил , один из судей , спас Израиль после того, как на него сошел дух Яхве. Иаиль , убийца Сисары и по этой причине провозглашенная «благословеннейшей из женщин», была одной из кенеев, которые переселились на север и поселились недалеко от Кедеша в Неффалиме . Рехавиты , , о которых впервые услышали во время правления Ииуя но которые, несомненно, существовали гораздо раньше, были фанатичными яхвистами, которые отвергали культуру Ханаана, даже вплоть до того, что жили в палатках и воздерживались от одурманивающих веществ, также принадлежали к кенеям, согласно 1 Паралипоменон 2:55.
Эти примеры дают повод для размышлений о том, какие еще проявления того, что можно было бы назвать разновидностью яхвистского примитивизма, которому нет очевидного объяснения, могут быть остатками аборигенного, доизраильского яхвизма, связанного с кенитами и родственными группами. [ 8 ]
Критика
[ редактировать ]Кенитская гипотеза не лишена недостатков. Мадианито-кенитское происхождение культа Яхве имеет очевидные последствия для этнического происхождения, в частности происхождения Иуды, и поднимает дальнейший вопрос о том, как этот культ оказался принят первыми израильскими поселенцами в центральных палестинских нагорьях. Теория постулировала, что иудеи были частью арабского торгового союза многочисленных кланов, которые в конечном итоге мигрировали на север, в Палестину, однако за 250 лет, прошедших с тех пор, как было предложено это объяснение, ряд генетических и археологических исследований пришли к выводу, что люди это станет израильтянами, происходящими из Ханаана. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ]
Другие критики не согласны с приписыванием кенеев Каину. А. Х. Сэйс , например, указывает на то, что еврейская форма единственного числа «кенит» (иврит: קֵינִי Qeiniy ) идентична или поразительно похожа на арамейские слова, означающие « кузнец », [ 34 ] этимология, которая отказывается от подразумеваемой связи металлургии с Каином и его потомками и вместо этого напрямую и недвусмысленно связывает ее с ремеслом. Определение термина киним как «кузнецы по металлу» или «народ Каина » одинаково последовательно.
Другие не согласны с тем, что эта теория опирается на предполагаемую историческую основу повествований о Моисее. Большинство ученых, хотя и допускают, что фигура, подобная Моисею, существовала в 13 веке до нашей эры, [ 35 ] [ 36 ] Согласитесь, что Моисей, изображенный в Танахе, является легендарной фигурой. [ 37 ] [ 38 ] Существует также проблема временных рамок составления нарративов. По общему мнению, несмотря на крах документальной гипотезы , Книга Исхода была составлена около 600 г. до н.э. и завершена к 400 г. до н.э. [ 39 ] Через 800-1000 лет после того, как Моисей существовал бы, и произошел бы Исход. Однако это не исключает идеи о том, что Моисей и Исход были уже существовавшими мотивами в израильской мысли — повествования определенно основывались на обширной устной традиции, возраст которой невозможно определить с какой-либо достоверностью. Но даже это не было единообразным. Северные , об пророки Амос и Осия в своих проповедях опираются на Исход, тогда как из южных современных им пророков, Михея и Исайи Исходе упоминает только Михей, причем лишь вкратце. Однако южные израильтяне не были совершенно невежественны по-видимому, древнего повествования об Исходе, поскольку оно подробно описано в Псалме 78 и Псалме 114 : [ 40 ] и Моисей упоминается по имени в Псалме 77 , Псалме 90 , Псалме 99 и Псалме 105 , а также у Иеремии . [ 41 ] Тем не менее, это является убедительным свидетельством того, что повествование об Исходе было гораздо более развито в условиях северного царства, чем южного, что поднимает вопрос о том, как люди могли реально допустить знание такой центральной и священной части своей жизни. собственную историю разделить политическими границами. Таким образом, история Исхода могла возникнуть всего на несколько столетий раньше, возможно, в IX или X веках до нашей эры, и принять разные формы в Израиле и Иудее. [ 42 ] В сочетании с твердым консенсусом среди ученых о том, что повествование об Исходе во многом легендарно, это создает проблемы для самого широкого круга сторонников кенитской гипотезы.
По этим причинам, среди прочего, многие ученые категорически отвергают кенитскую гипотезу. [ 43 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 44 ] [ 9 ] [ 14 ] [ чрезмерное цитирование ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бленкинсопп, Джозеф (декабрь 2008 г.). «Возвращение к мадианитянско-кенитской гипотезе и происхождению Иуды» . Журнал для изучения Ветхого Завета . 33 (2): 131–153. дои : 10.1177/0309089208099253 . ISSN 0309-0892 .
- ^ Ван дер Тоорн, Карел (1999). «Яхве» . В Ван дер Тоорне, Карел; Бекинг, Боб; Ван дер Хорст, Питер Виллем (ред.). Словарь божеств и демонов в Библии . Эрдманс. п. 912. ИСБН 978-0-8028-2491-2 .
- ^ Рихард фон дер Альм [Ф. В. Гиллани], Богословские письма к образованным представителям немецкой нации , I (Лейпциг: Отто Виганд, 1862), стр. 320–22, 480–83.
- ^ Сравнительная история египетских и месопотамских религий , I (Амстердам: Ван Кампен, 1872), стр. 558-60.
- ^ История народа Израиля , I, в Вильгельме Онкене (ред.), Всеобщая история в отдельных представлениях (Берлин: Г. Гроте, 1887), стр. 130-31, и Библейское богословие Ветхого Завета , I (Геттинген : Ванденхук и Рупрехт, 1905), стр. 42-43.
- ^ Джозеф Бленкинсопп, соч. цит., с. 132-133.
- ^ Джордж Аарон Бартон (1859–1942), американский библеист и профессор семитских языков. онлайн. Архивировано 26 апреля 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д Бленкинсопп, Дж. (2008). Возвращение к мадианитянско-кенитской гипотезе и происхождению Иудеи. Журнал изучения Ветхого Завета, 33(2), 131–153 (здесь стр. 132 и далее). дои : 10.1177/0309089208099253 .
- ^ Jump up to: а б Ф. В. Виннетт, Мозаичная традиция, 1949, с. 69
- ^ Jump up to: а б А. Р. Горден, Ранние традиции Книги Бытия , 1907, стр. 106 и далее.
- ^ Jump up to: а б Э. Кениг, История религии Ветхого Завета , 1912, стр. 162 и далее.
- ^ Jump up to: а б Р. Киттель, Geschichte des Vokes Israel I , 6-е изд., с. 392н
- ^ Фольц, Моисей и его работа , 2-е изд., М. Бубер, Моисей, 1947, стр. 94 и далее.
- ^ Jump up to: а б Прокш, Богословие Ветхого Завета , стр. 76 и след.
- ^ Хуан Мануэль Тебес, Археология культа южных соседей древнего Израиля и мадианитянско-кенитская гипотеза. В JM Tebes & Ch. Фревель (ред.), «Происхождение Бога в пустыне: появление Яхве и ранняя история в Южном Леванте и Северной Аравии». Специальный том «Запутанные религии», 12/2 (2021 г.). дои : 10.46586/er.12.2021.8847 .
- ^ Исход. 2:1-2
- ^ Исход. 2:11-22
- ^ Исход. 2:18
- ^ Исход. 3:1; 4:18
- ^ Исход. 3:13
- ^ Исход. 18:7
- ^ Исход 18:8
- ^ Миллер II 2021 , с. 19.
- ^ Gen. 36:4, 10
- ^ Быт. 36:13, 17; 1 Лет. 1:41
- ^ 2 Сэм. 17:25
- ^ 1 Хрон. 2:17
- ^ У. Ф. Олбрайт, «Иофор, Ховав и Рауил в ранней еврейской традиции», CBQ 25 (1963), стр. 1–11 и «Яхве и боги Ханаана» (Лондон: Athlone Press, 1968), стр. 33-37.
- ^ Пфитцманн 2020 , с. 1.
- ^ Флеминг 2020 , стр. 40, 53.
- ^ Табб, Джонатан Н. (1998). Хананеи . Университет Оклахомы Пресс. стр. 13–14. ISBN 0-8061-3108-Х .
- ^ МакНатт, Паула (1999). Реконструкция общества Древнего Израиля . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 33 . ISBN 978-0-664-22265-9 .
- ^ К.Л. Нолл, Ханаан и Израиль в древности: Введение, A&C Black, 2001, стр. 164: «Кажется, что в глазах ремесленников Мернептаха Израиль был ханаанской группой, неотличимой от всех других ханаанских групп». «Вполне вероятно, что Израиль Мернептаха представлял собой группу хананеев, находившуюся в Изреельской долине».
- ^ Сэйс, AH (1899). «Кениты» . В Гастингсе, Джеймс (ред.). Библейский словарь . Том. II. п. 834.
- ^ Девер, Уильям Г. (2001). Что знали библейские писатели и когда они это знали?: Что археология может рассказать нам о реальности Древнего Израиля . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 99. ИСБН 978-0-8028-2126-3 .
- ^ Фауст, Авраам (2015). Исход Израиля в трансдисциплинарной перспективе: текст, археология, культура и геонауки . Спрингер. п. 476. ИСБН 978-3-319-04768-3 .
- ^ Девер, Уильям Г. (1993). «Что осталось от дома, который построил Олбрайт?». Библейский археолог . 56 (1). Издательство Чикагского университета: 25–35. дои : 10.2307/3210358 . ISSN 0006-0895 . JSTOR 3210358 . S2CID 166003641 .
подавляющее большинство ученых сегодня согласны с тем, что Моисей — мифическая фигура.
- ^ Миллер II, Роберт Д. (25 ноября 2013 г.). Освещая Моисея: история восприятия от Исхода до эпохи Возрождения . БРИЛЛ. п. 21. ISBN 978-90-04-25854-9 .
Ван Сетерс заключил: «Поиски исторического Моисея — бесполезное занятие. Теперь он принадлежит только легенде».
- ^ Макинтайр, Марк (2008). Борьба с Богом: Введение в Пятикнижие . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780881461015 .
- ^ Нааман 2011 , с. 40.
- ^ Иеремия 15
- ^ Рассел, Стивен С. (2009). Образы Египта в ранней библейской литературе . Вальтер де Грюйтер. п. 1. ISBN 978-3-11-022171-8 .
- ^ Мик, соч. цит. стр. 86-99.
- ^ Фольц, Моисей и его работа , 2-е изд., М. Бубер, Моисей, 1947, стр. 94 и далее.
Библиография
[ редактировать ]- Кросс, Фрэнк Мур (1973). Ханаанский миф и еврейский эпос: Очерки истории религии Израиля . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-09176-0 .
- Дэй, Джон (2002). Яхве и боги и богини Ханаана . Журнал по изучению Ветхого Завета: серия дополнений . Том. 265. Шеффилд Академик Пресс. ISBN 978-0-567-53783-6 .
- Флеминг, Дэниел Э. (2020). Яхве перед Израилем: взгляд на историю в божественном имени . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-83507-7 .
- Китц, Энн Мари (2019). «Глагол *yahway» . Журнал библейской литературы . 138 (1): 39–62. дои : 10.15699/jbl.1381.2019.508716 . ISSN 0021-9231 .
- Льюис, Теодор Дж. (2020). Происхождение и характер Бога . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-007254-4 .
- Миллер, Патрик Д. (2000). Религия Древнего Израиля . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22145-4 .
- Миллер II, Роберт Д. (2021). Яхве: Происхождение бога пустыни . Исследования религии и литературы Ветхого и Нового Заветов. Том 284. Ванденхук и Рупрехт. ISBN 978-3-647-54086-3 .
- Нааман, Надав (2011). «История исхода: между исторической памятью и историографической композицией». Журнал древних религий Ближнего Востока . 11 : 39–69. дои : 10.1163/156921211X579579 .
- Стоун, Роберт Э. II (2000). «Я тот, кто я есть». Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Пфицманн, Фабиан (2020). ЯХВЕ приходит с юга?: О восприятии Ветхим Заветом южных традиций и связи между Мадиамом, Негевом и исходом (Исх-Nb; Суд 5; Пс 68; Ха 3; Втор. 33) . Orientalische Religionen in Der Antike (на французском языке). Полет. 39. Мор Зибек. ISBN 978-3-16-159122-8 .