Дебора
Дебора | |
---|---|
Другие имена | Дебора, Дебора, Двора, Дебра |
Род занятий | Пророчица Божья, Четвертый Судья Израиля |
Предшественник | Шамгар |
Преемник | Гидеон |
Супруг | Лапидот (возможно) |
Судьи в еврейской Библии שופטיםСудьи |
---|
Курсивом выделены лица, явно не названные судьями. |
Книга Исхода |
Книга Иисуса Навина |
Книга судей |
Первая книга Царств |
Согласно Книге Судей , Девора ( иврит : דְּבוֹרָה , Dəḇōrā ) была пророчицей иудаизма , четвертым судьей домонархического Израиля и единственной женщиной -судьей, упомянутой в еврейской Библии . Многие ученые утверждают, что фраза «женщина из Лапидофа», переведенная с библейского иврита в книге Судей 4:4, обозначает ее семейное положение как жены Лапидофа . [1] Альтернативно, «лапид» [1] переводится как «факел» или «молния», поэтому фраза «женщина из Лаппидота» может относиться к Деборе как к «пламенной женщине». [2] Девора рассказала Бараку , израильскому генералу [1] из Кедеша в Неффалиме , что Бог повелел ему возглавить атаку на силы Иавина, царя Ханаанского , и его военачальника Сисару (Судьи 4:6–7); все повествование изложено в главе 4 .
Книга Судей 5 рассказывает ту же историю в поэтической форме . Этот отрывок, часто называемый «Песнью Деворы» , может быть датирован уже двенадцатым веком до нашей эры. [3] и, возможно, является самым ранним образцом еврейской поэзии . [4]
Библейское повествование
[ редактировать ]В Книге Судей сказано, что Девора была пророчицей , судьей Израиля и женой Лапидофа. [5] [6] Она выносила свои приговоры под финиковой пальмой между Рамой в Вениамине и Вефилем в земле Ефремовой . [7]
Народ Израиля был угнетен Иавином , царем Ханаана , столицей которого был Асор , в течение двадцати лет. Взволнованная бедственным положением Израиля, она посылает весть Вараку , сыну Авиноама, в Кедеш в Неффалиме , и сообщает ему, что Господь Бог повелел ему собрать десять тысяч войск Неффалима и Завулона и сосредоточить их на горе Фавор . гора на северном углу великой равнины Есдраэлона . В то же время она заявляет, что Господь Бог Израиля увлечет Сисару , командующего войском Иавина, к реке Киссон . Варак отказывается идти без пророка. Дебора соглашается, но заявляет, что слава победы будет принадлежать женщине. Как только весть о восстании достигает Сисары, он собирает девятьсот железных колесниц и множество людей. [6]
Тогда Девора сказала, согласно Судей 4:14 :
«Идите! Это тот день, когда Господь отдал Сисару в ваши руки. Разве Господь не пошел впереди вас?» И сошел Варак с горы Фавор, и за ним следовали десять тысяч человек.
Как и предсказывала Девора, происходит битва (возглавляемая Вараком), и Сисара терпит полное поражение. Он убегает пешком, а его армию преследуют до Харошет Хаггойима и уничтожают. Сисара приходит в шатер Иаиля и ложится отдохнуть. Он просит пить, она дает ему молока, и он засыпает. Пока он спит, она протыкает ему висок булавкой от палатки. [6]
Библейское повествование о Деворе заканчивается утверждением, что после битвы на земле царил мир в течение 40 лет ( Судьи 5:31 ).
Песня Деборы
[ редактировать ]Песня Деворы находится в книге Судей 5:2–31 и представляет собой победный гимн , исполненный Деворой и Вараком, о поражении ханаанских противников некоторыми коленами Израиля. Сама песня немного отличается от событий, описанных в Судьях 4 . В песне упоминаются шесть участвующих колен: Ефрем , Вениамин , Махир — группа, связанная с коленом Манассии — Завулоном , Иссахаром и Неффалимом , в отличие от двух колен в Судей 4:6 (Неффалим и Завулон) и не упоминается роль Иавина ) (царя Хацора . [8] Песня также упрекает три других племени ( Рувима , Дэна и Ашера ) в отсутствии патриотизма. [9] Майкл Куган пишет, что для редакторов «Песни Деворы» тот факт, что ханаанский полководец Сисара в конечном итоге был убит женщиной ( Иаэль ) – высшее унижение – «является еще одним признаком того, что Яхве в конечном итоге несет ответственность за победу». [10]
Хотя присутствие победных гимнов в еврейской Библии является общепринятым, «Песнь Деворы» необычна тем, что это гимн, прославляющий военную победу двух женщин: Деборы-пророчицы и Иаиль-воительницы. [11] Иаэль — героиня «Песни о Деворе» — разделяет параллели с главной героиней «Книги Юдифи» , которая использует свою красоту и обаяние, чтобы убить ассирийского полководца , осадившего ее город Вифулию .
Песнь Деворы обычно относят к числу древнейших текстов Библии. [12] но дата его составления спорна. Многие ученые утверждают, что это датируется еще XII веком до нашей эры. [3] в то время как другие утверждают, что это произошло еще в III веке до нашей эры. Некоторые считают, что песня была написана не ранее VII века до нашей эры. [13]
Традиционная хронология
[ редактировать ]Традиционная еврейская хронология относит 40 лет суда Деворы к Израилю ( Судьи 5:31 ) с 1107 года до нашей эры до ее смерти в 1067 году до нашей эры. [14] В «Словаре мировой биографии: Древний мир» утверждается, что она могла жить в период между 1200 и 1124 годами до нашей эры. [15] Основываясь на археологических находках, различные исследователи Библии утверждали, что война Деворы с Сисарой лучше всего соответствует контексту второй половины XII века до нашей эры. [16] или вторая половина 11 века до н.э. [17]
Галерея
[ редактировать ]- Иаэль, Дебора и Варак (ок. 1630 г.), автор Саломон де Брей .
- Статуя Деборы (1792 г.) в Экс-ан-Провансе , Франция.
- Дебора судит Израиль , панель, обращенная на запад, в северо-западном углу Капитолия штата Небраска.
См. также
[ редактировать ]- Битва при горе Фавор (библейский)
- Число Деборы
- Дебора Генделя (Гендель)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ван Вейк-Бос, Йоханна WH. Конец начала: Иисус Навин и судьи . Вм. Издательство Б. Эрдманс, 2019.
- ^ Гарсия Бахманн, Мерседес Л., Ахида Э. Пиларски и Барбара Э. Рид. «Судьи». Комментарий мудрости , Литургическая пресса, 2018.
- ^ Jump up to: а б Куган, Майкл Дэвид (2006). Краткое введение в Ветхий Завет: Еврейская Библия в ее контексте . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. п. 216. ИСБН 978-0195139112 .
- ^ Кук, Стэнли (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 904.
- ^ Судей 4:4
- ^ Jump up to: а б с «Дебора» , Еврейская энциклопедия .
- ^ Судьи 4:5
- ^ Нельсон, Ричард (2006). «Судьи». Учебная Библия Харпер Коллинз , ред. ред. Ред. Атридж, Гарольд и Уэйн Микс. Нью-Йорк: ХарперКоллинз, с. 353.
- ^ Певец, Исидор , изд. (1912). «Дебора, Песня» . Еврейская энциклопедия . Том. 4 (3-е изд.). Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. п. 490.
- ^ Куган, Майкл Дэвид (2006). Краткое введение в Ветхий Завет: Еврейская Библия в ее контексте . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. п. 217. ИСБН 978-0195139112 .
- ^ Нидич, Сьюзен (2011). «Сказания о Деборе и Иаиль, женщинах-воинах» . Судьи: комментарий . Библиотека Ветхого Завета. Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 59–67. ISBN 978-1611644937 .
- ^ Хендель, Рональд; Йоостен, Ян (2018). Сколько лет еврейской Библии?: лингвистическое, текстологическое и историческое исследование . Издательство Йельского университета. п. 104. ИСБН 978-0-300-23488-6 .
Большинство ученых признают архаичный характер «Песни Деворы». [...] Сочетание лингвистических и исторических данных указывает на то, что это очень ранний текст, составленный в домонархический или раннемонархический период. Оно принадлежит к древнейшему веку библейской литературы.
- ^ Фролов, С. (2011). «Сколько лет Песне Деворы?». Журнал для изучения Ветхого Завета . 36 (2): 163–84. дои : 10.1177/0309089211423720 . S2CID 170121702 .
«Конечно, консенсус, изложенный здесь, ни в коем случае не идеален; несколько публикаций, появившихся в 1980-х и 1990-х годах, расходятся с ней, иногда в существенной степени. В частности, Альберто Соггин , Ульрике Шорн и Барнабас Линдарс рассматривают Песню или, по крайней мере, ее большую часть, как продукт ранней монархии; Ульрике Бехманн и Манфред Гёрг относят это к позднему периоду, предшествовавшему изгнанию; Майкл Уолтисберг выступает за раннее происхождение после изгнания (пятый-третий века до нашей эры); и Б.-Ж. Дибнер переносит дату создания композиции на рубеж эпох». (с. 165); «При систематическом рассмотрении внутренних параметров текста и внешних условий его существования мы знаем, что Суд. 5.2–31a представляют собой неотъемлемую часть девтерономического творчества и должны быть датированы, соответственно, ок. 700 и ок. 450 г. до н. э.». (стр. 183)
- ^ Еврейская история: Пророчица Дебора , Хабад.
- ^ Нортен Мэгилл, Фрэнк и Кристина Дж. Мус (23 января 2003 г.). «Дебора» . Словарь мировой биографии: Древний мир . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-57958040-7 . Проверено 1 апреля 2013 г.
- ^ Олбрайт, ВФ (1937). «Дальнейший свет на историю Израиля из Лахиса и Мегиддо». Бюллетень американских школ восточных исследований . 68 (68): 22–26. дои : 10.2307/3218855 . JSTOR 3218855 . S2CID 163435967 .
- ^ Мэйс, ADH (1969). «Исторический контекст битвы против Сисары». Ветус Заветум . 19 (3): 353–360. дои : 10.2307/1516506 . JSTOR 1516506 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берд, Филлис (1974). «Образы женщин в Ветхом Завете» . В Рютере, Розмари Рэдфорд (ред.). Религия и сексизм: образы женщин в еврейской и христианской традициях . Саймон и Шустер. ISBN 0-671-21692-9 .
- Браун, Шерил Энн (1992). Больше не молчим: еврейские портреты библейских женщин первого века: исследования библейских древностей Псевдо-Филона и еврейских древностей Иосифа Флавия . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Дж. Нокс Пресс. ISBN 0-664-25294-Х .
- Дин, Эдит (1955). Все женщины Библии . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Лакс, Рослин (1979). Женщины и иудаизм: миф, история и борьба . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 0-385-02313-8 .
- Отвелл, Джон Х. (1977). И Сарра смеялась: статус женщины в Ветхом Завете . Филадельфия: Вестминстер Пресс. ISBN 0-664-24126-3 .
- Фиппс, Уильям Э. (1992). Напористые библейские женщины . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 0-313-28498-9 .
- Шредер, Джой А. (2014). Дочери Деборы: гендерная политика и библейская интерпретация . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-999104-4 .
- Уильямс, Джеймс Г. (1982). Рассказы женщин: повествовательное мышление и Бог Израиля . Шеффилд: Миндальная пресса. ISBN 0-907459-18-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статья в Книге Судей , Еврейская энциклопедия
- Дебора , Католическая энциклопедия
- Библейская поэзия на иврите – реконструкция оригинального устного, слухового и визуального опыта
- Песнь Деворы (Судьи 5) Реконструированная