Jump to content

Дебора

(Перенаправлено из «Песни Деворы »)
Дебора
Рельеф Деборы ок. 1847 – ок. 1849 г. в Донском монастыре.
Другие имена Дебора, Дебора, Двора, Дебра
Род занятий Пророчица Божья, Четвертый Судья Израиля
Предшественник Шамгар
Преемник Гидеон
Супруг Лапидот (возможно)

Согласно Книге Судей , Девора ( иврит : דְּבוֹרָה , Dəḇōrā ) была пророчицей иудаизма , четвертым судьей домонархического Израиля и единственной женщиной -судьей, упомянутой в еврейской Библии . Многие ученые утверждают, что фраза «женщина из Лапидофа», переведенная с библейского иврита в книге Судей 4:4, обозначает ее семейное положение как жены Лапидофа . [1] Альтернативно, «лапид» [1] переводится как «факел» или «молния», поэтому фраза «женщина из Лаппидота» может относиться к Деборе как к «пламенной женщине». [2] Девора рассказала Бараку , израильскому генералу [1] из Кедеша в Неффалиме , что Бог повелел ему возглавить атаку на силы Иавина, царя Ханаанского , и его военачальника Сисару (Судьи 4:6–7); все повествование изложено в главе 4 .

Книга Судей 5 рассказывает ту же историю в поэтической форме . Этот отрывок, часто называемый «Песнью Деворы» , может быть датирован уже двенадцатым веком до нашей эры. [3] и, возможно, является самым ранним образцом еврейской поэзии . [4]

Библейское повествование

[ редактировать ]
Дебора под пальмой (ок. 1896–1902), Джеймс Тиссо
Могила возле Кедеша, приписываемая Вараку или Деворе

В Книге Судей сказано, что Девора была пророчицей , судьей Израиля и женой Лапидофа. [5] [6] Она выносила свои приговоры под финиковой пальмой между Рамой в Вениамине и Вефилем в земле Ефремовой . [7]

Народ Израиля был угнетен Иавином , царем Ханаана , столицей которого был Асор , в течение двадцати лет. Взволнованная бедственным положением Израиля, она посылает весть Вараку , сыну Авиноама, в Кедеш в Неффалиме , и сообщает ему, что Господь Бог повелел ему собрать десять тысяч войск Неффалима и Завулона и сосредоточить их на горе Фавор . гора на северном углу великой равнины Есдраэлона . В то же время она заявляет, что Господь Бог Израиля увлечет Сисару , командующего войском Иавина, к реке Киссон . Варак отказывается идти без пророка. Дебора соглашается, но заявляет, что слава победы будет принадлежать женщине. Как только весть о восстании достигает Сисары, он собирает девятьсот железных колесниц и множество людей. [6]

Тогда Девора сказала, согласно Судей 4:14 :

«Идите! Это тот день, когда Господь отдал Сисару в ваши руки. Разве Господь не пошел впереди вас?» И сошел Варак с горы Фавор, и за ним следовали десять тысяч человек.

Как и предсказывала Девора, происходит битва (возглавляемая Вараком), и Сисара терпит полное поражение. Он убегает пешком, а его армию преследуют до Харошет Хаггойима и уничтожают. Сисара приходит в шатер Иаиля и ложится отдохнуть. Он просит пить, она дает ему молока, и он засыпает. Пока он спит, она протыкает ему висок булавкой от палатки. [6]

Библейское повествование о Деворе заканчивается утверждением, что после битвы на земле царил мир в течение 40 лет ( Судьи 5:31 ).

Песня Деборы

[ редактировать ]
Дебора, изображенная на иллюстрациях Гюстава Доре к La Grande Bible de Tours (1865).

Песня Деворы находится в книге Судей 5:2–31 и представляет собой победный гимн , исполненный Деворой и Вараком, о поражении ханаанских противников некоторыми коленами Израиля. Сама песня немного отличается от событий, описанных в Судьях 4 . В песне упоминаются шесть участвующих колен: Ефрем , Вениамин , Махир — группа, связанная с коленом Манассии Завулоном , Иссахаром и Неффалимом , в отличие от двух колен в Судей 4:6 (Неффалим и Завулон) и не упоминается роль Иавина ) (царя Хацора . [8] Песня также упрекает три других племени ( Рувима , Дэна и Ашера ) в отсутствии патриотизма. [9] Майкл Куган пишет, что для редакторов «Песни Деворы» тот факт, что ханаанский полководец Сисара в конечном итоге был убит женщиной ( Иаэль ) – высшее унижение – «является еще одним признаком того, что Яхве в конечном итоге несет ответственность за победу». [10]

Хотя присутствие победных гимнов в еврейской Библии является общепринятым, «Песнь Деворы» необычна тем, что это гимн, прославляющий военную победу двух женщин: Деборы-пророчицы и Иаиль-воительницы. [11] Иаэль — героиня «Песни о Деворе» — разделяет параллели с главной героиней «Книги Юдифи» , которая использует свою красоту и обаяние, чтобы убить ассирийского полководца , осадившего ее город Вифулию .

Песнь Деворы обычно относят к числу древнейших текстов Библии. [12] но дата его составления спорна. Многие ученые утверждают, что это датируется еще XII веком до нашей эры. [3] в то время как другие утверждают, что это произошло еще в III веке до нашей эры. Некоторые считают, что песня была написана не ранее VII века до нашей эры. [13]

Традиционная хронология

[ редактировать ]

Традиционная еврейская хронология относит 40 лет суда Деворы к Израилю ( Судьи 5:31 ) с 1107 года до нашей эры до ее смерти в 1067 году до нашей эры. [14] В «Словаре мировой биографии: Древний мир» утверждается, что она могла жить в период между 1200 и 1124 годами до нашей эры. [15] Основываясь на археологических находках, различные исследователи Библии утверждали, что война Деворы с Сисарой лучше всего соответствует контексту второй половины XII века до нашей эры. [16] или вторая половина 11 века до н.э. [17]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Ван Вейк-Бос, Йоханна WH. Конец начала: Иисус Навин и судьи . Вм. Издательство Б. Эрдманс, 2019.
  2. ^ Гарсия Бахманн, Мерседес Л., Ахида Э. Пиларски и Барбара Э. Рид. «Судьи». Комментарий мудрости , Литургическая пресса, 2018.
  3. ^ Jump up to: а б Куган, Майкл Дэвид (2006). Краткое введение в Ветхий Завет: Еврейская Библия в ее контексте . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. п. 216. ИСБН  978-0195139112 .
  4. ^ Кук, Стэнли (1911). «Дебора» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 904.
  5. ^ Судей 4:4
  6. ^ Jump up to: а б с «Дебора» , Еврейская энциклопедия .
  7. ^ Судьи 4:5
  8. ^ Нельсон, Ричард (2006). «Судьи». Учебная Библия Харпер Коллинз , ред. ред. Ред. Атридж, Гарольд и Уэйн Микс. Нью-Йорк: ХарперКоллинз, с. 353.
  9. ^ Певец, Исидор , изд. (1912). «Дебора, Песня» . Еврейская энциклопедия . Том. 4 (3-е изд.). Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. п. 490.
  10. ^ Куган, Майкл Дэвид (2006). Краткое введение в Ветхий Завет: Еврейская Библия в ее контексте . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. п. 217. ИСБН  978-0195139112 .
  11. ^ Нидич, Сьюзен (2011). «Сказания о Деборе и Иаиль, женщинах-воинах» . Судьи: комментарий . Библиотека Ветхого Завета. Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 59–67. ISBN  978-1611644937 .
  12. ^ Хендель, Рональд; Йоостен, Ян (2018). Сколько лет еврейской Библии?: лингвистическое, текстологическое и историческое исследование . Издательство Йельского университета. п. 104. ИСБН  978-0-300-23488-6 . Большинство ученых признают архаичный характер «Песни Деворы». [...] Сочетание лингвистических и исторических данных указывает на то, что это очень ранний текст, составленный в домонархический или раннемонархический период. Оно принадлежит к древнейшему веку библейской литературы.
  13. ^ Фролов, С. (2011). «Сколько лет Песне Деворы?». Журнал для изучения Ветхого Завета . 36 (2): 163–84. дои : 10.1177/0309089211423720 . S2CID   170121702 . «Конечно, консенсус, изложенный здесь, ни в коем случае не идеален; несколько публикаций, появившихся в 1980-х и 1990-х годах, расходятся с ней, иногда в существенной степени. В частности, Альберто Соггин , Ульрике Шорн и Барнабас Линдарс рассматривают Песню или, по крайней мере, ее большую часть, как продукт ранней монархии; Ульрике Бехманн и Манфред Гёрг относят это к позднему периоду, предшествовавшему изгнанию; Майкл Уолтисберг выступает за раннее происхождение после изгнания (пятый-третий века до нашей эры); и Б.-Ж. Дибнер переносит дату создания композиции на рубеж эпох». (с. 165); «При систематическом рассмотрении внутренних параметров текста и внешних условий его существования мы знаем, что Суд. 5.2–31a представляют собой неотъемлемую часть девтерономического творчества и должны быть датированы, соответственно, ок. 700 и ок. 450 г. до н. э.». (стр. 183)
  14. ^ Еврейская история: Пророчица Дебора , Хабад.
  15. ^ Нортен Мэгилл, Фрэнк и Кристина Дж. Мус (23 января 2003 г.). «Дебора» . Словарь мировой биографии: Древний мир . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-57958040-7 . Проверено 1 апреля 2013 г.
  16. ^ Олбрайт, ВФ (1937). «Дальнейший свет на историю Израиля из Лахиса и Мегиддо». Бюллетень американских школ восточных исследований . 68 (68): 22–26. дои : 10.2307/3218855 . JSTOR   3218855 . S2CID   163435967 .
  17. ^ Мэйс, ADH (1969). «Исторический контекст битвы против Сисары». Ветус Заветум . 19 (3): 353–360. дои : 10.2307/1516506 . JSTOR   1516506 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Предшественник Судья Израиля Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0157e232b3c2ab52d9ae9131e04747dc__1718878860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/dc/0157e232b3c2ab52d9ae9131e04747dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Deborah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)