Иеффай
Иеффай | |
---|---|
откроется | |
![]() Иеффай, изображенный здесь в Promptuary Iconum Insigniorum Гийома Руйля. | |
Предшественник | Джаир |
Преемник | Ибзан |
Иеффай (произносится / ˈ dʒ ɛ f θ ə / ; на иврите : יִפְתָּח , Йифтах ) появляется в Книге Судей как судья, который председательствовал над Израилем в течение шести лет ( Судьи 12:7 ). По словам Судьи, он жил в Галааде . Имя его отца также указано как Галаад, и, поскольку его мать описана как проститутка, это может указывать на то, что его отцом мог быть любой из мужчин из этой местности. [1] Иеффай возглавил израильтян в битве против Аммона и в обмен на победу над аммонитянами дал обет принести в жертву все, что первым выйдет из дверей его дома. Когда его дочь первой вышла из дома, он сразу же пожалел об обете, который обязывал его в жертву принести дочь Богу . Иеффай выполнил свой обет.
Традиционно Иеффай причисляется к числу главных судей из-за продолжительности библейского повествования, относящегося к нему, но его история также имеет общие черты с историями второстепенных судей, например, его короткий срок пребывания в должности — всего шесть лет — на этом посту. [2]
История
[ редактировать ]Судьи в еврейской Библии שופטיםСудьи |
---|
Курсивом выделены лица, явно не названные судьями. |
Книга Исхода |
Книга Иисуса Навина |
Книга судей |
Первая книга Царств |
История Иеффая находится в Судей , главы 11–12 . Книге Израильтяне «опять делали злое в очах Господних... оставили Господа и не служили Ему. И возгорелся гнев Господень на Израиля, и Он продал их в руки Филистимлян и в рука Аммонитян ... ». [3]
Иеффай, родившийся незаконно, был изгнан своими сводными братьями и поселился в Тове , к востоку от Галаада. «Преступники собрались вокруг Иеффая и совершили набег вместе с ним». [4] Старейшины Галаада просят его возглавить кампанию против аммонитян, но он настаивает на более постоянной и широкой позиции, и старейшины соглашаются, что, если Иеффаю удастся победить Аммона, он будет их постоянным вождем. От имени Израиля в целом и, полагаясь на мощь Бога-Судии, Иеффай бросает вызов аммонитянам. Иеффай дает клятву:
«... и все [сноска: или кто-либо ] выйдет из дверей дома моего навстречу мне, когда я с миром возвращусь от Аммонитян, будет принадлежать Господу , и я принесу это [сноску: или ему ] для всесожжения .
- - Судьи 11:31 , английская стандартная версия
По возвращении победоносного Иеффая встречает его единственный ребенок, дочь . Иеффай рвет свою одежду и плачет: «Увы, дочь моя! Ты очень унизила меня!» но связан своим обетом: «Я открыл уста мои Господу и не могу отказаться от своего обета». [5] Девушка просит двухмесячную отсрочку, «...чтобы я могла ходить вверх и вниз по горам и оплакивать свою девственность». [6] И Иеффай «поступил с ней согласно своему обету, который он дал». [7] История заканчивается рассказом о том, как «дочери Израиля из года в год ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина четыре дня в году». [8]
Позже Иеффай был вынужден сражаться против ефремлян , которые отказались помочь ему в борьбе с аммонитянами. Эта история запомнилась убийством беглых ефремлян, которых можно было опознать по акценту; они произнесли еврейское слово «шибболет» как «сибболет» . «В то время пало из Ефремлян сорок две тысячи» ( Судьи 12:5–6 ).
Иеффай упоминается один раз в Послании к Евреям 11:32.
Комментарий
[ редактировать ]Жертвоприношение дочери
[ редактировать ]
Жертвоприношение Иеффаем своей дочери резко контрастирует со Связыванием Исаака в Книге Бытия , в котором Авраам собирался принести в жертву своего сына по божественному порядку, когда ангел Божий прямо вмешался и остановил жертвоприношение.
Некоторые авторы отмечали, что израильтяне того времени широко не уважали закон Моисея , запрещавший человеческие жертвоприношения; и что есть еще несколько примеров необдуманных обетов , некоторые из которых имеют такие же ужасные последствия (например, 2 Царств 21:6–9 ). [9] Дэвид Янзен утверждал, что эта история была неотъемлемой частью девтерономистской картины морального падения через принятие неизраильских практик, таких как принесение в жертву детей. [10] Соломон Ландерс считал, что отсутствие явного суждения подразумевает, что жертва была неприемлема для Бога, несмотря на то, что жертвоприношение все же произошло. [11]
Псевдо-Фила имя В «Liber Antiquitatum Biblicarum» дочери Иеффая — Сейла. Ее характер разработан и подчеркнут; [12] [13] "автор сделал все возможное, чтобы поставить эту женщину на один уровень с патриархами, в данном случае особенно с Исааком". [14] Иоанн Златоуст считал, что Бог позволил Иеффаю убить свою дочь, чтобы предотвратить подобные опрометчивые клятвы в будущем, и что именно с этой целью ежегодное оплакивание этого события было постоянным напоминанием. [15] Эмброуз привел эту историю как пример того, как «иногда выполнить обещание или сдержать клятву противоречит долгу». [16]
Один мидраш характеризует Ифтаха (Иеффая) как человека недальновидного, который дает «неподходящие» обеты без должного учета последствий ( Брейшит Раба , 60:3). Другой мидраш (Танхума Бехукотай 7) утверждает, что если бы Иеффай прочитал законы обетов в Торе, он бы не потерял свою дочь. [17] Раввины также приписывают смерть Иеффая его действиям как наказанию: «Наказание Иеффая состоит в том, что он лишился своих членов, которые были закопаны во многих местах, как это известно из Суд. 12:7: «Тогда Иеффай Галаадитянин умер, и он был похоронен в городах Галаадских». Одна конечность отваливалась и закапывалась в одном месте, а другая отваливалась где-то еще и закапывалась там». [17] Раши также цитирует Мидраш Рабба , в котором говорится, что он был наказан за то, что не пошел к первосвященнику, чтобы добиться аннулирования обета, и был поражен болезнью, из-за которой его конечности разлагались, и в этот момент его хоронили там, где оно упало. объясняя стих, в котором говорится, что он был похоронен в городах, а не в городе Галаад. [18] По мнению некоторых раввинских комментаторов, Финеас также согрешил, не сумев удовлетворить потребность в освобождении Иеффая от его клятвы принести в жертву свою дочь. [19] Как следствие, первосвященство было отнято у него и временно передано потомкам Ифамара , по сути Илию и его сыновьям.
По крайней мере, с XII или XIII века еврейские ученые, в том числе составитель и обобщатель Давид Кимхи (1160–1235) и Леви Бен Гершон (1288–1344), считали выполнение обета Иеффая означающим, что он всего лишь держал ее в уединении. . [20] Эту точку зрения выдвигают и христианские учёные XIV века. [21] и продолжает обсуждаться сегодня, например, Соломоном Ландерсом, который считает наиболее вероятным, что судьбой дочери Иеффая была вечная девственность или одиночное заключение. [22] [23]
Этельберт Уильям Буллинджер , [24] смотрит на слово «и» в обете Иеффая (Судьи 11:31: «Все, что выйдет из дверей дома моего навстречу мне, когда я вернусь с миром от Аммонитян, будет принадлежать Господу, и я принеси его во всесожжение»). Как он объясняет [25] еврейский префикс «ו», который в приведенном выше отрывке переводится как «и», часто используется как разделительный союз и означает «или», когда есть второе предложение. Действительно, такой перевод предлагается на полях А. В. Буллингера, который приводит примеры из Библии, где одно и то же слово было переведено как «или». По его мнению, правильный перевод этого отрывка таков: «Все, что выйдет из дверей дома моего навстречу мне, когда я вернусь с миром от Аммонитян, непременно будет принадлежать Господу, или я принесу это в жертву как всесожжение». Дочь Иеффая, первая вышедшая из дома, таким образом, по мнению Буллинджера, была посвящена Богу. Он также говорит:
В любом случае было бы противозаконно и противно Иегове приносить Ему человека во всесожжение для Его принятия. Такие жертвоприношения были обычным явлением для языческих народов того времени, но примечательно, что Израиль выделяется среди них той важной особенностью, что человеческие жертвоприношения были неизвестны в Израиле.
Однако в еврейской Библии то же слово, обозначающее «всесожжение» (ивр. Ола ), использованное по отношению к Иеффаю и его дочери в Судей 11:31, также используется в других библейских историях, намекающих на человеческие жертвоприношения, таких как история о Авраам и Исаак (Бытие 22) и Меша Моава и его сын (4 Царств 3:27). Более того, Ола в еврейской Библии является примером чистого дара божеству. [26] Таким образом, Иеффай не предлагает альтернативу между посвящением чего-либо Богу и принесением этого во всесожжение, но ясно связывает эти два понятия.
Адама Кларка В «Комментарии» раскрываются вопросы, затронутые в этом отрывке, и утверждается, что клятва, данная Иеффаем, не была такой опрометчивой, как кажется. [27]
В Ордене Восточной Звезды она именуется Ада. [28]
Возможное происхождение
[ редактировать ]Исраэль Финкельштейн предположил, что за многочисленными и крупномасштабными девтерономистскими и постдевтерономистскими дополнениями и редакциями может скрываться устная история, отражающая конфликт на границе между израильскими и аммонитянскими поселениями в Трансиордании, вокруг городов Галаад и Мицпа. Возможно, впервые оно было записано в VIII веке до нашей эры, когда Северное Израильское царство (Самария) начало собирать свои героические сказания, царские истории и основополагающие мифы. [29] Финкельштейн также предположил, что история обета Иеффая могла быть добавлена к этой истории еще в эллинистический период. [30]
Некоторые наблюдатели отметили сходство между Иеффаем и мифическим критским полководцем Идоменеем . [31] как сообщает Сервий Грамматик в своем комментарии к «Энеиде» Вергилия . [32] Идоменей попросил богов успокоить бурю, пообещав взамен, что принесет в жертву первое живое существо, которое увидит по возвращении, которым оказался его сын. Это сходство заставило некоторых задуматься, есть ли у них общий предок.
Аналогичный рассказ о Меандре приводит Псевдо-Плутарх . [33]
Историю дочери Иеффая также иногда сравнивают с историей Агамемнона дочери Ифигении . (1506–1582) в своей пьесе «Иеффас sive votum» — «Джепфа или обет Шотландский ученый и драматург Джордж Бьюкенен » назвал дочь Иеффая «Ифис», очевидно, намекая на Ифигению. [34] [35] и Генделя 1751 года оратория , «Иефта» основанная на пьесе Бьюкенена, использует то же имя.
Похороны
[ редактировать ]Согласно ранней еврейской традиции, Иефтах был похоронен в Аджлуне , городе на территории современной Иордании. [36]
Культурное влияние
[ редактировать ]История Иеффая повлияла на ряд литературных произведений. [37]
- «История Джефты» — оратория Джакомо Кариссими .
- «Иефтес, sive Votum» , трагедия Джорджа Бьюкенена (1554 г.).
- Джепта из Оффербелофте , пьеса Йоста ван ден Вонделя (1659), переработка на голландском языке пьесы Бьюкенена.
- Два трактата о правительстве . Политическая и теологическая книга. Джон Локк (1689 г.), оспаривающий божественное право царей, используя Иеффая для демонстрации своего «обращения к небесам» с просьбой изменить правительство путем применения силы в отсутствие земной власти для подачи петиций. . См. Книгу II, раздел 21. Эта концепция чрезвычайно важна в судебной практике с первыми поправками и является одним из самых сильных аргументов против временных запретительных приказов, запрещающих высказывания, также известных как предварительное ограничение , из-за того, насколько они опасны. См., например, Milk Wagon Drivers v. Meadowmoor Dairies, Inc. 312 US 287,293 (1941).
- «Джефте» , трагедия Шарля Пиройе (1703).
- «Джефте» — опера Мишеля Пиньоле де Монклера (1732).
- «Иефта» , оратория Мориса Грина (1737).
- «Иефта» — оратория Георга Фридриха Генделя (1751).
- «Джефтас Гелюбде» — опера Мейербера (1812).
- Иеффай [38] оратория Джона Х. Хьюитта (1846).
- «Клятва» — одноактная опера по рассказу Колина Макэлпина (1915).
- История Иеффая и его дочери является предметом Лиона Фейхтвангера исторического романа «Jefta und seine Tochter» (1957), английский перевод «Иефта и его дочь» , также известного как «Иеффай и его дочь» , опубликованного в 1958 году.
- В «Гамлете » Полоний говорит Гамлету: «Если вы назовете меня Иеффаем, милорд, у меня есть дочь, которую я очень люблю».
- Победитель премии BP Portrait Award 2015 года , картина Матана Бен-Хнаана «Аннабель и Гай» была вдохновлена историей Иеффая и его дочери. [39]
- Роман Всегда « Гейл Карсон Левин » 2008 года основан на истории дочери Иеффая; Книга Судей 11:34 цитируется в предисловии, а сюжет следует за историей девушки из общества бронзового века, вдохновленного Ближним Востоком, чей отец обещает принести в жертву своему богу первого человека, который поздравит его с выздоровлением его жены от болезни.
- Песня «Burn, Baby Burn» группы The Residents (из их альбома Wormwood: Curious Stories from the Bible ) вдохновлена историей Иеффая.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бомбах, Карла (2009). «Дочь Иеффая: Библия» . Еврейский женский архив .
- ^ Хаузер, Алан Дж. (1975). «Незначительные судьи» - переоценка». Журнал библейской литературы . 94 (2). Алан Дж. Хаузер: 190–200. дои : 10.2307/3265729 . JSTOR 3265729 .
- ↑ Судьи 10:6–7 , стандартная английская версия.
- ^ Судей 11:3
- ^ Судьи 11:35 , английская стандартная версия
- ^ Судьи 11:37 , английская стандартная версия
- ↑ Судьи 11:39 , английская стандартная версия.
- ^ Судьи 11:40
- ^ «Иефт» , Католическая энциклопедия , Новое пришествие.
- ^ «Почему девтерономист рассказал о жертвоприношении дочери Иеффая», Журнал по изучению Ветхого Завета , Sage Publications, стр. 7
- ↑ Соломон Ландерс «Убил ли Иеффай свою дочь?», Обзор библейской археологии , август 1991 г.
- ^ Филип Александер (1988), «Пересказ Ветхого Завета», в книге « Это написано: Писание, цитирующее Писание» , Кембридж, Кембриджшир: Кембридж.
- ^ Фредерик Мерфи (1993), Псевдофило: Переписывание Библии , Нью-Йорк: Оксфорд.
- ^ Псевдо-Филона Питер Ван дер Хорст (1989), «Портреты библейских женщин в Liber Antiquitatum Biblicarum », Журнал по изучению псевдоэпиграфов , 5, 29–46, стр. 42.
- ^ Златоуст. «Проповедь 14 о статуях» . Отцы Церкви . Новое пришествие.
- ^ Амвросий, Об обязанностях духовенства , Книга I, глава 50: с. 141 в издании Шаффа.
- ^ Jump up to: а б Кадари, Тамар. «Дочь Иеффая: Мидраш и Агада» . Еврейская женская энциклопедия . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ «Ваикра Раба 37:4» . www.sefaria.org . Проверено 19 сентября 2020 г. .
- ^ Бытие Раба , 60,3
- ^ «Иеффай (יפתח)» , Еврейская энциклопедия .
- ^ Кэрол Энн Ньюсом и др. (ред.), Женский библейский комментарий (Westminster John Knox Press, 2012 г.) ISBN 978-0-66423707-3 ), с. 136.
- ^ «Убил ли Иеффай свою дочь?», Соломон Ландерс, Обзор библейской археологии , август 1991 г.
- ^ Стейвс, Сьюзен (2008). «Пересмотр клятвы Иефты». Ежеквартальный журнал библиотеки Хантингтона . 71 (4): 651–69. дои : 10.1525/hlq.2008.71.4.651 .
- ^ Великое облако свидетелей на иврите 11 (1911) ISBN 0-8254-2247-7 .
- ^ «Действительно ли Иеффай принес в жертву свою дочь? Анализ Судей 11:31» . ЖБА .
- ^ «Ола: Риторика всесожжений» , Vetus Testum , Vol. 56, Фаск. 1 (январь 2006 г.), стр. 125–37.
- ^ Судьи 11 . Комментарий Адама Кларка . Studylight.org. По состоянию на 17 февраля 2021 г.
- ^ Строитель: журнал для студента-масона . 1922 год.
- ^ Финкельштейн 2016 , с. 15.
- ^ Финкельштейн 2016 , с. 7.
- ^ Фрейзер, Джеймс (1921). Библиотека Аполлодора; с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера. т.2 . Издательство Гарвардского университета. стр. 394–395.
- ^ Уважаемый, Слуга. Комментарий к стихам Вергилия (на латыни). 11 264.
- ^ «Псевдо-Плутарх, На реках, IX. МЕАНДР» . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ Дебора Куллер Шугер, Библия эпохи Возрождения: стипендия, жертвоприношение и субъективность , 1998, стр. 136.
- ^ Джордж Бьюкенен , Священные драмы
- ^ Леви-Наум, Иегуда (1986). «Могилы отцов и праведников». Сефер Сохар ле-Хасифат гинзеи тейман (на иврите). Холон, Израиль: Мифал Хашифат гинзе Теман. п. 253. OCLC 15417732 .
- ^ Хануса, Рут Л. (1999). «Убийство дочери: судья Иеффай и мальтийский еврей Варавва» . Примечания и запросы . 46 (2): 199–200. дои : 10.1093/nq/46-2-199 . Архивировано 24 августа 2021 г. в Wayback Machine.
- ^ «Джефта (Хьюитт, Джон Хилл) — IMSLP: скачать бесплатно ноты в формате PDF» . imslp.org . Проверено 19 сентября 2020 г.
- ^ «Премия BP Portrait Award 2015 — Первая премия» . Национальная портретная галерея . Проверено 18 июня 2015 г. , Национальная портретная галерея
Библиография
[ редактировать ]- Финкельштейн, Израиль (2016), «Старая история Иеффая в судьях: географические и исторические соображения» , том. 97, Библейские исследования в Интернете
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Иеффаем, на Викискладе?
- Иеффай в Еврейской энциклопедии