Ефрем
Ефрем | |
---|---|
אֶפְרַיִםЕфрем | |
![]() Ефрем, сын Иосифа (1843) Франческо Хайеса | |
Рожденный | 2200 г. ( ок. 1560 г. до н. э. ) |
Умер | неизвестный |
Родители | |
Родственники |
Ефрем ( / ˈ iː f r i ə m / ; [1] Иврит : Эпраим паузе , в : אֶפְרָיִם ʾEp̄rāyīm ) был, согласно Книге Бытия , вторым сыном Иосифа бен Иакова и Асенафы , а также приёмным сыном своего биологического деда Иакова , что сделало его прародителем Колена Ефремова . Асенаф была древнеегипетской женщиной, которую фараон дал Иосифу в жены, и дочерью Потифера , священника Авена . [2] Ефрем родился в Египте до прихода израильтян из Ханаана . [3]
В Книге чисел перечислены три сына Ефрема: Шутела, Бекер и Тахан. [4] Однако в 1-й книге Паралипоменон 7 перечислены восемь сыновей, в том числе Езер и Елеад, которые были убиты при попытке украсть скот у местных жителей. После их смерти у него родился еще один сын Берия. [5] Он был предком Иисуса Навина , сына Нуна бен Элишамы , вождя израильских племен при завоевании Ханаана . [6]
Согласно библейскому повествованию, Иеровоам , ставший первым царем Северного израильского царства , также был из дома Ефрема. [7]
Библейская критика
[ редактировать ]
В Книге Бытия имя «Ефрем» связано с еврейским корнем פָּרָה (пара), что означает «приносить плод». [8] Это относится к способности Иосифа производить детей, особенно во время пребывания в Египте (называемом в Торе землей его страданий ). [9] Таким образом, имя Ефрем можно перевести как «Я буду плодотворен», с приставкой алеф (א), указывающей на первое лицо , единственное число , будущее время . [10]
В библейском повествовании Манассия другой сын Иосифа — , а сам Иосиф — один из двух детей Рахили и Иакова , второй — Вениамин . Исследователи Библии считают очевидным, исходя из их географического совпадения и трактовки в старых отрывках, что первоначально Ефрем и Манассия считались одним коленом – коленом Иосифа . [11] По мнению некоторых библеистов, Вениамин изначально был частью предполагаемого единого племени «Иосиф» Ефрема и Манассии, но библейское повествование об Иосифе как о его отце утеряно. [12] [13] Ряд библеистов подозревают, что отличие колен Иосифа (включая Вениамина) состоит в том, что они были единственными израильтянами, которые пошли в Египет и вернулись , в то время как основные израильские племена просто возникли как субкультура из хананеев и оставались в Ханаане на протяжении всего времени. . [13] [14] Согласно этой точке зрения, история визита Иакова к Лавану , чтобы получить жену, возникла как метафора этого переселения, при этом имущество и семья, полученные от Лавана, представляют собой доходы колен Иосифа к моменту их возвращения из Египта; [13] По мнению исследователей текстов, в яхвистской не упоминаются другие племенные матриархи . версии повествования о Лаване упоминаются только племена Иосифа и Рахиль и вообще [14] [15]
В Торе утверждается, что окончательное первенство колена Ефремова происходит от Иакова, полуслепого и лежащего на смертном одре, благословляющего Ефрема раньше Манассии . [9] [16] В тексте, описывающем это благословение, присутствует hapax legomenon – слово שכל ( sh-kl ) – которое классическая раввинская литература интерпретирует в эзотерической манере; [17] некоторые раввинские источники связывают этот термин с секелем , означающим ум / мудрость , и рассматривают это как указание на то, что Иаков полностью осознавал, кого он на самом деле благословляет; [16] другие раввинские источники связывают этот термин с шиккелем , рассматривая его как означающее, что Иаков грабил Манассию в пользу Ефрема; [16] однако другие раввинские источники утверждают, что это относится к силе Иакова наставлять и направлять Святого Духа . [16] В классических раввинских источниках Ефрем описывается как скромный и не эгоистичный человек. [17] из-за скромности и самоотверженности, а также из-за пророческого видения Иисуса Навина ; Эти раввинские источники утверждают , что Иаков дал Ефрему преимущество перед Манассией, старшим из двоих, [16] в этих источниках Иаков рассматривается как достаточно справедливый человек, поэтому Бог поддерживает благословение в его честь и делает Ефрема ведущим коленом. [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ефрем» . Словарь Merriam-Webster.com .
- ^ Бытие 41: 50–52.
- ^ Бытие 48:5
- ^ Числа 26:35
- ^ 1 Паралипоменон 7: 20–23.
- ^ 1 Паралипоменон 7: 20–27.
- ^ 3 Царств 11:26
- ^ «Еврейская симфония Стронга - 6509. парах» .
- ^ Jump up to: а б Бытие 41:52
- ^ «Спряжение коров» . Пилим .
- ^ Еврейская энциклопедия , «Ефрем».
- ^ Еврейская энциклопедия (1906)
- ^ Jump up to: а б с Комментарий Пика к Библии .
- ^ Jump up to: а б Исраэль Финкельштейн , «Раскопанная Библия» .
- ^ Ричард Эллиот Фридман , Кто написал Библию?
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бытие 48:1
- ^ Jump up to: а б Еврейская энциклопедия
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Истон, Мэтью Джордж (1897). « Ефрем ». Библейский словарь Истона (новое и исправленное издание). Т. Нельсон и сыновья.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Картина Дж. Франклина.
Иаков благословляет детей Иосифа (Ефрема и Манассию) ., гравюра Дж. Пресбери для альбома для вырезок в гостиной Фишера, 1839 год, с поэтической иллюстрацией Летиции Элизабет Лэндон .