Ричард Эллиот Фридман
Ричард Эллиот Фридман (родился 5 мая 1946 г.) [1] — американский библеист, богослов и переводчик, который в настоящее время является профессором иудаики Энн и Джея Дэвис в Университете Джорджии .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Фридман родился в Рочестере, штат Нью-Йорк . [2] Он учился в Университете Майами (бакалавр, 1968 г.), Еврейской теологической семинарии (MHL, 1971 г.) и Гарвардском университете (магистр еврейской Библии, 1974 г.; доктор философии еврейской Библии, ближневосточных языков и цивилизаций, 1978). Он был профессором Кацина по еврейской цивилизации: еврейской Библии; Ближневосточные языки и литература в Калифорнийском университете в Сан-Диего с 1994 по 2006 год. [3] [4] после чего он поступил на факультет факультета религии Университета Джорджии, где в настоящее время является профессором иудаики имени Энн и Джея Дэвис. [5] Фридман преподает курсы иврита, Библии и иудаики. [5]
Он является обладателем множества наград и наград, в том числе стипендиатом Американского совета научных обществ . [6] Он был приглашенным научным сотрудником в Кембриджском и Оксфордском университетах ; и старший научный сотрудник Американской школы восточных исследований в Иерусалиме. Он участвовал в археологических раскопках библейского Иерусалима в рамках проекта «Город Давида». В своей работе «Кто написал Библию?» он предоставляет обновленный анализ документальной гипотезы .
Происхождение источника P и D
[ редактировать ]Фридман придерживается мнения, что «Источник Библии» был составлен во времена Езекии . P, например, «подчеркивает централизацию религии: один центр, один жертвенник, одна скиния, одно место жертвоприношения. Кто был царем, который начал централизацию? Царь Езекия». [7]
По мнению Фридмана и других, которые следуют теориям Юлиуса Велльхаузена относительно формирования религии Израиля, Р — это дело священства Ааронидов . Они являются священниками, имеющими власть у центрального жертвенника, а не Моисей, не Корей или какие-либо другие левиты . Священниками могут быть только потомки Аарона. Затем Фридман сказал: «П всегда говорит о двух различных группах: священниках и левитах. Кто был царем, который формализовал разделение между священниками и левитами? Царь Езекия». Летописи прямо сообщали:
- «Езекия распределил (ивр. יעמד ) священников и левитов по отделениям — каждому из них в соответствии с их обязанностями священников или левитов». ( 2 Паралипоменон 31:2 )
Фридман писал, что «священство Ааронидов, породившее P, имело противников, левитов, которые видели в качестве образца Моисея, а не Аарона. Что было самым явным напоминанием о власти Моисея, которое было видно в Иудее? Медный змей Нехуштан ». Согласно традиции, , как ясно сказано в Е, это сделал Моисей. Он имел власть спасти людей от укуса змеи. Кто был царем, который разбил Нехуштана? [ нужна ссылка ]
Фридман также предположил, что пророк Иеремия , работавший вместе со своим писцом Варухом , был также человеком, который является D-источником, Второзаконием, который написал/переписал книги Второзакония, Иисуса Навина, Судей, Самуила и Царств. В своей книге « Кто написал Библию?» он привел подтверждающие доказательства, указывающие на эту идентификацию, а также отметил, что в Талмуде Иеремия уже рассматривается как автор « Книг царей» . По его мнению, эту часть Библии следует рассматривать как одну важную богословскую историю, в центре которой находится завет между евреями и Яхве, обещающий вечное процветание Израилю, но требующий, чтобы они поклонялись только Яхве. В длинном цикле неверности-поражения-покаяния-прощения пишется еврейская история. По его словам, история сначала закончилась царем Иосией как самым богобоязненным царем, а позже была переписана после падения царства в 586 г. ... Но Яхве не отступил от великой ярости Своей, пылавшей на Иуду из-за всего, чем прогневал его Манассия» (4 Царств 23:25–26). [ нужна ссылка ]
Об исходе
[ редактировать ]В своей книге 2017 года « Исход: как это произошло и почему это важно » Фридман утверждает, что в исходе участвовало всего несколько тысяч человек, покинувших Египет во время правления либо фараона Рамсеса II , либо его сына фараона Мернептаха .
Позднее эта группа объединилась с израильтянами, внедрив в Ханаане культ Яхве вместе с идеей единобожия / монолатрии , возможно, вдохновленной религиозными реформами фараона Эхнатона . Попав в Израиль, культ Яхве вытеснил культ хаананского бога Эла , и два бога стали в религиозном менталитете израильтян одним и тем же. Эта группа мигрантов позже сформировала Племя Леви . Фридман утверждает, что это было жизненно важно для формирования монотеизма.
Одним из доказательств, которые Фридман использует для обоснования своей гипотезы, являются египетские имена, которые носят библейские левиты. Такие имена, как Моисей , Аарон , Финес и другие, могут иметь египетское происхождение. Фридман также отмечает сходство Скинии с боевым шатром Рамсеса II. Фридман упоминает, что левитские источники Торы часто ссылаются на заповедь хорошо обращаться с чужаками на своей земле, поскольку «вы были чужими в земле Египетской».
Имя Яхве, по мнению Фридмана, вероятно, было вдохновлено божеством Шасу Яхве, присутствие которого подтверждается двумя египетскими текстами времен фараонов Аменхотепа III (14 век до н.э.) и Рамсеса II (13 век до н.э.). Фридман также предполагает, что левиты могли встретиться с Яхве в Мадиаме .
Фридман также отвергает идею о том, что еврейский монотеизм зародился во время вавилонского плена (см. Второзаконие-Исаия ) и утверждает, что концепция единобожия/монолатрии присутствовала в израильском народе с XII века до н.э., хотя на протяжении многих веков она встречала сильное сопротивление со стороны политеистические сектора Израиля. [8]
Книга получила положительные отзывы от нескольких ученых-библеистов и археологов, таких как Томас Рёмер , Кэрол Мейерс и Томас Э. Леви, а также от таких изданий, как Publishers Weekly , The Christian Century и The Jewish Journal . [9]
Сочинения
[ редактировать ]- Ричард Эллиот Фридман, Кто написал Библию? , Harper San Francisco , 1987 (второе издание, 1997 г.).
- Ричард Эллиот Фридман, «Исчезновение Бога: божественная тайна» , «Литтл, Браун и компания» , 1995.
- Ричард Эллиот Фридман, «Скрытый лик Бога» , Harper San Francisco, 1996.
- Ричард Эллиот Фридман, «Скрытая книга в Библии» , Harper San Francisco, 1999.
- Ричард Эллиот Фридман, «Комментарий к Торе» , Harper San Francisco, 2003.
- Ричард Эллиот Фридман, Библия с раскрытыми источниками , HarperOne, 2009.
- Ричард Эллиот Фридман и Шона Долански , Библия сегодня , Oxford University Press , 2011.
- Ричард Эллиот Фридман, «Исход» , HarperOne, 2017.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сандра С. Барнс, «Кто есть кто в религии» (маркиз «Кто есть кто», 1992), с. 170.
- ^ Барнс, Кто есть кто в религии , стр. 170.
- ^ «Выпуск новостей Калифорнийского университета в Сан-Диего» (PDF) .
- ^ «Регистратор Калифорнийского университета в Сан-Диего» .
- ^ Jump up to: а б «Справочник Университета Джорджии» .
- ^ «Страница участников ACLS» .
- ^ Фридман, Ричард Эллиот (1997). Кто написал Библию? (2-е изд.). Нью-Йорк: ХарперКоллинз. п. 210 . ISBN 0-06-063035-3 .
- ^ Фридман, Ричард Э. (2017). Исход: как это произошло и почему это важно . ХарперУан .
- ^ Фридман, Ричард Эллиотт (11 сентября 2018 г.). Исход: как это произошло и почему это важно . ХарперКоллинз. ISBN 978-0062565259 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1946 года рождения
- Живые люди
- Американские богословы XX века
- Еврейские учёные-библеисты XX века
- Американские евреи XXI века
- Американские богословы XXI века
- Еврейские учёные-библеисты XXI века
- Выпускники Гарвардской школы богословия
- Американские ученые-евреи
- Еврейские учёные-библеисты
- Выпускники Еврейской теологической семинарии Америки
- Еврейские переводчики Библии
- Ученые Ветхого Завета
- Калифорнийский университет, факультет Сан-Диего
- Факультет Университета Джорджии
- Выпускники Университета Майами
- Писатели о религии и науке