Jump to content

Библия с раскрытыми источниками

Библия с раскрытыми источниками
Автор Ричард Эллиот Фридман
Предмет Пятикнижие
Издатель ХарперСанФранциско
Дата публикации
2003
Место публикации Соединенные Штаты
Страницы 382
ISBN 978-0-06-053069-3
ОКЛК 53914150
222/.1066 22
Класс ЛК БС1223.Ф75 2003 г.
Схема документальной гипотезы ХХ века.

«Библия с раскрытыми источниками» (2003) — книга американского библеиста Ричарда Эллиота Фридмана, посвященная процессу пяти книг Торы или Пятикнижия написания с четырьмя источниками («Пять книг Моисея»). Фридман следует модели документальных гипотез , но существенно отличается от Юлиуса Веллхаузена модели в нескольких отношениях.

В частности, Фридман соглашается с Веллхаузеном относительно даты Второзакония ( двор Иосии , ок. 621 или 622 г. до н.э.), но помещает священнический источник при дворе Езекии ; поэтому его последовательность источников выглядит следующим образом: Яхвист Элохист Священник Девтерономист называет ее Яхвист Элохист [JEPD] (в то время как Веллхаузен в своей модели документальной гипотезы – Девтерономист – Священник [JEDP]). Как и Вельхаузен, он видит окончательную редакцию во времена Ездры , ок. 450 г. до н.э.

Краткое содержание

[ редактировать ]

Ядро книги, занимающее почти 300 из примерно 380 страниц в издании в мягкой обложке, представляет собой собственный перевод Фридмана пяти книг Пятикнижия, в котором четыре источника плюс вклад двух редакторов (объединенного источника JE и более поздний редактор итогового документа) указаны типографски. Остальные разделы включают краткое введение, излагающее диссертацию Фридмана, «Сборник доказательств» и библиографию.

Версия документальной гипотезы Фридмана может быть резюмирована следующим образом: Первым записанным источником был Яхвист, или Дж. Это произошло в Иудейском царстве , южном из двух израильских царств, в период между 922 и 722 годами до нашей эры. . (Аргументы Фридмана рассматриваются ниже). «Элохист», или «Э», был составлен примерно в тот же период, но, вероятно, немного позже, чем «Дж», в северном царстве Израиля. В 722 г. до н.э. в результате ассирийского завоевания Израиля Е. прибыл в Иудею вместе с беженцами из северного царства.

Вскоре после этого редактор объединил их в стандартный текст JE, причем сам редактор был известен как RJE. Затем, во время правления Езекии , около 715–687 гг. до н.э., иерусалимское священство создало текст, который они рассматривали как замену JE, богословие которого противоречило их проекту религиозной реформы: это был Священнический источник, или P. Программа реформ Езекии провалилась, но была возрождена во время правления его правнука Иосии , ок. 640–609 гг. до н. э., создав последний источник, «Второзаконие», или D. Три источника (теперь JE считается одним источником) существовали независимо до возвращения из вавилонского изгнания , когда последний редактор Р. объединил их.

В разделе «Сборник доказательств» излагаются аргументы Фридмана в пользу документальной гипотезы в целом и его собственной версии в частности. Он отмечает семь аргументов:

  • Лингвистический: каждый источник (рассматривая JE как единый источник) отражает иврит своего периода.
  • Терминология: Определенные слова и фразы встречаются непропорционально или исключительно в определенных источниках.
  • Единообразное содержание: определенные концепции, объекты и практики специфичны для определенных источников.
  • Непрерывность текстов: при разделении на источники по лингвистическим, терминологическим и контекстуальным признакам каждый источник представляет собой связное, автономное повествование.
  • Связи с другими частями Библии. Каждый источник имеет прямое, неизбирательное сходство с другими конкретными частями Библии.
  • Отношения источников друг с другом и с историей: Каждый источник связан с конкретными обстоятельствами в истории Израиля/Иудеи и друг с другом.

Сравнение с Веллхаузеном

[ редактировать ]

Как говорит сам Фридман в своей книге « Кто написал Библию?» , когда ученый соглашается с документальной гипотезой, он соглашается с Веллхаузеном; когда он желает предложить новую модель гипотезы, он сравнивает ее с Веллхаузеном. [ 1 ] Фридман согласен с Веллхаузеном в отношении идентичности четырех источников и идентификации некоторых возможных или вероятных авторов: Иеремии и/или его писца Баруха бен Нерии как автора D, Ездры как редактора. (На самом деле эти отождествления были сделаны задолго до Вельхаузена: отождествление Редактора с Эзрой можно проследить до Спинозы в 17 веке или даже до Иеронима в IV веке). [ нужна ссылка ] Наиболее радикально он отходит от Вельхаузена, когда датирует Р временем Езекии, почти за столетие до Иосии и источника D. Помещение Велльхаузеном буквы P после D, так что последовательность источников была JEDP, имела решающее значение для взгляда на развитие израильской религии от первоначального политеизма к иудейскому монотеизму; Изменение порядка источников Фридманом, таким образом, является его главным вызовом модели Велльхаузена, поскольку оно подрывает тезис Веллхаузена о том, что Священнический кодекс представляет собой окончательное развитие религиозной практики, ориентированной на священников. Датировка J, предложенная Фридманом, временем разделенного королевства (Велльхаузен отнес ее к 10 веку до нашей эры, а не к 8 веку) также является новой, но в меньшей степени, чем его упорядочение источников.

Критическая оценка

[ редактировать ]

Документальная гипотеза, как она определена Веллхаузеном, доминировавшая в критическом мышлении о происхождении Пятикнижия, стала подвергаться все большему сомнению с конца 1960-х годов, когда были выдвинуты альтернативные модели - дополнительные и фрагментарные, а не отдельные документы парадигмы ЦХ. Таким образом, книга Фридмана в некотором смысле является ответом этим критикам, и, возможно, особенно Р. Н. Уайбрею , чья книга «Создание Пятикнижия» 1987 года пришла к выводу, что инструменты, с помощью которых документальная модель отличала предполагаемые документы, были фундаментально ошибочными: как они могли предполагать, он спросил, что авторы каждого из четырех так называемых исходных документов не допустили несоответствия, но что у двух редакторов не было с этим проблем?

Такие выдающиеся ученые, как Барух Халперн и Майкл Д. Куган (редактор «Новой Оксфордской аннотированной Библии ») приветствовали Библию с раскрытыми источниками как незаменимый инструмент обучения; тем не менее, уход Фридмана из Веллхаузена подвергся критике со стороны его коллег-профессионалов по нескольким причинам, не в последнюю очередь за игнорирование всех других моделей и всех достижений в науке, выходящих за рамки его любимой документальной модели.

Например, в обзоре «Обзора библейской литературы» отмечалось:

«Основным для понимания истории библейской литературы является то, что дополнительная гипотеза является «нормальной гипотезой» (даже в рамках Пятикнижия), а документальная гипотеза (т. е. слияние двух литературных источников) является лишь заметным исключением».

Также некоторые учёные [ ВОЗ? ] защищал «фрагментарную гипотезу» как еще один важный текстово-критический подход к авторству Пятикнижия .

Более того, Фридмана критиковали за игнорирование доказательств того, что P не предшествовал Второзаконию, за произвольный подход к назначению источников, а также за неспособность отметить или опровергнуть научные данные, которые не поддерживают его аргументы.

С другой стороны, его пристальное изучение R (и RJE) было встречено как новаторское и полезное, равно как и его схематизация аргументов в пользу документальной модели. [ 2 ]

  1. ^ Парафраз из книги Фридмана «Кто написал Библию?», стр. 26–27 издания 1997 года (исходное издание 1987 года).
  2. ^ Обзор Кристофа Левина, Обзор библейской литературы , RBL06/2006 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ba0eb5914801bacab0913a35cd5e37bd__1719534780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/bd/ba0eb5914801bacab0913a35cd5e37bd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Bible with Sources Revealed - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)