Лаван (Библия)
Против | |
---|---|
לָבָןБелый | |
![]() Столкновение Лавана с Иаковом (1873 г.) | |
Рожденный | |
Умер | Паддан Арам, Арам-Нахараим (ныне Харран, Турция) |
Супруг | Адина |
Дети | |
Отец | Бетуэль (троюродный брат) |
Родственники |
|

Лаван ( арамейский : ��������������; иврит : לָבָן , современный : Лаван , тиверийский : Lāḇān , «Белый»), также известный как Лаван Арамейский , — фигура в Книге Бытия еврейской Библии . Он был братом Ревекки , женщины, вышедшей замуж за Исаака и родившей Иакова . Лаван приветствовал своего племянника и назначил ему условие семи лет работы, прежде чем он позволит ему жениться на своей дочери Рахили . Вместо этого Лаван обманом заставил Иакова жениться на его старшей дочери Лии . Затем Иаков взял Рахиль в качестве своей второй жены с условием отсидки еще семи лет.
Описано, что Лаван и его семья жили в Паддан-Араме в Месопотамии .
Еврейская Библия
[ редактировать ]
Лаван впервые появляется в еврейской Библии в Бытие 24:29–60 как взрослый представитель дома своего отца Вафуила ; он был впечатлен золотыми украшениями, подаренными его сестре от имени Исаака, и сыграл ключевую роль в организации их брака. Двадцать лет спустя у Исаака и Ревекки родился племянник Лавана Иаков.
Став взрослым, Иаков приходит работать к Лавану. Библейское повествование дает основу для датировки этих событий: Иаков родил Иосифа через 14 лет после его бегства к Лавану; Иосиф поступил на службу к фараону в 30 лет; и с этого момента, после семи лет изобилия и двух лет голода, Иаков встретил фараона и назвал свой возраст 130 лет. Вычитание дает возраст 77 лет (Иаков во время его бегства к Лавану). Лаван был более чем на 30 лет старше Иакова и нанял его на работу на 20 лет.
Лаван пообещал Иакову свою младшую дочь Рахиль в обмен на семилетнюю службу, но вместо этого обманом заставил его жениться на своей старшей дочери Лии . Затем Иаков служил еще семь лет в обмен на право жениться и на своей избраннице Рахили ( Бытие 29 ). Стада и состояние Лавана увеличились под умелой опекой Иакова, но между ними было еще много хитростей. Через шесть лет после окончания обещанной службы Джейкоб, преуспевший во многом благодаря тому, что оказался более хитрым, чем его тесть, наконец ушел. Лаван преследовал его, но в конце концов они расстались по-хорошему ( Бытие 31 ).
Интерпретации
[ редактировать ]Хотя сам библейский текст не подтверждает этого, раввинские источники также идентифицируют Лавана как отца Валлы и Зелпы , двух наложниц, от которых у Иакова также есть дети. [ 1 ] Согласно Седер а-Дорот , женой Лавана и матерью Лии и Рахили была Адина. [ 2 ] Сефер ха-Яшар сообщает, что Лаван также был отцом Беора, отца Валаама , а сыновьями Валаама были Яннес и Джамврес . [ 3 ]
Лавана можно рассматривать как символ тех, чья забота о благополучии своих ближайших родственников, номинально являющаяся добродетелью, доведена до такой степени, что имеет долгосрочные негативные последствия. Стремление Лавана позаботиться о том, чтобы его старшая дочь не осталась незамужней, можно истолковать как ведущее к изгнанию в Египет; его тревога по поводу того, что его зять откажется от удобного положения своей семьи в Араме в поисках рискованного нового начала в Ханаане, заставляет его противостоять возвращению детей Израиля в Землю Обетованную . [ 4 ] Его имя также можно рассматривать как символическое в этом вопросе: оно означает «белый», визуальное представление чистоты, без видимых пятен, символизирующее тех, у кого нет явных злых мотивов, чьи действия, тем не менее, приводят к нежелательным результатам.
Лаван и Пасха
[ редактировать ]Лаван много раз упоминается в Пасхальной Агаде в контексте ответа на традиционный детский вопрос : «Почему эта ночь отличается от всех других ночей?» Предписанный ответ начинается с цитаты из Второзакония 26:5 : « арами овед ави »: обычно переводится как «странствующий арамеянин был моим отцом», намекая либо на Аврама , либо на Иакова , но здесь интерпретируется необычно как « иббед Арами эт-ави ». «арамеянин уничтожил моего отца», как это ясно видно из раввинской экзегезы, прочитанной в Седере :
- Придите и узнайте, что Лаван Арамеянин хотел сделать, наш отец Иаков. Ибо фараон издал свой указ только против мужчин, а Лаван стремился искоренить всех, как сказано: «Арамеянин хотел уничтожить моего отца, и он пошел в Египет и стал там народом, великим, могучим и многочисленным». '
Здесь также может быть игра слов, когда арами используется в двух значениях – как арами , «арамеянин», и как рамаи , «обманщик», поскольку Лаван обманул Иакова ( Бытие Раба 70:19). В этой интерпретации арами олицетворяет заклятого врага израильского народа. [ 5 ]
Вопрос о том, какая связь между явно непересекающимися рассказами о Лаване и фараоне, раввинистические авторитеты интерпретируют по-разному.
Раввин Азриэль Хильдесхаймер объясняет в своем «Хуккат ха-Песах» , что Лаван фактически был движущей силой всей саги об изгнании и Исходе . женой Иакова Рахиль была задуманной Богом и гипотетически могла родить Иосифа Иакова как первенца с правом первородства . В этом противоречии поддержка Иаковом преемственности Иосифа на посту лидера молодого народа Израиля могла бы рассматриваться как совершенно нормальная и уместная, учитывая обычаи того времени. Ни один из старших братьев не почувствовал бы себя обманутым и не завидовал бы, а Иосиф не был бы продан в рабство. Таким образом, семье Иакова не было необходимости отправляться в Египет для воссоединения с Иосифом.
На самом деле Лаван сначала женил Иакова на Лии, в результате чего сыновья Лии предшествовали Иосифу в порядке рождения, так что они чувствовали оправданное возмущение, когда их отец, казалось, нарушал социальные нормы, относясь к своему второму младшему сыну как к своему наследнику, отдавая предпочтение старшему сыну. естественные и законные права сыновей. Таким образом, Лавана можно рассматривать как «стремящегося искоренить все», пытающегося разорвать генеалогическое древо Патриархов смогут стать чем-то большим , между Иаковом и Иосифом, прежде чем Дети Израиля чем одна маленькая семья.
Девора Штайнмец, в Еврейской доцент Талмуда теологической семинарии Америки , говорит, что история Иакова и Лавана также перекликается с заветом с Авраамом , который чаще интерпретируется как применимый к Исходу: « Семя твое будет пришельцем на земле это не их, и будут служить им, и они будут угнетать их... Потом они выйдут с большим богатством » ( Бытие 15:13–16). Иаков жил в чужой земле Арамейской, служил Лавану и страдал от него; затем он ушел с большим богатством и вернулся в Землю Обетованную. Таким образом, эта история усиливает одно из центральных посланий Пасхальной Агады; что ветхозаветный цикл изгнания, гонений и возвращения повторяется снова и снова и связывает соблюдающего еврея в диаспоре с Землей Израиля.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бытие Раба 24
- ^ Седер ха-Дорот
- ^ Сефер Хаяшар, Вайетце
- ^ «Лаван — образец для подражания?» . Архивировано из оригинала 9 июня 2011 г.
- ^ «Арами Овед Ави (Втор. 26:5): П'шат и Д'раш» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]