Яннес и Жамбрес

В еврейской и христианской традициях Яннес и Джамбрес (ивр. יניס Яннис, ימבריס Ямбрес ) — имена, данные магам, упомянутым в Книге Исход . Эта традиция именования хорошо засвидетельствована в древней и средневековой литературе. В латинских рукописях Нового Завета и в традициях латинского письма их имена известны как Jamnes и Mambres. [ 1 ]
Еврейская Библия
[ редактировать ]Яннес и Джамбрес конкретно не упоминаются в Танахе (« Еврейской Библии »), но египетские «мудрецы и волхвы » (двое из которых отождествлялись с Яннесом и Джамбресом в еврейской и христианской традициях) упоминаются в Исходе 7:10. 12 ( КЯВ )
И Моисей и Аарон вошли к фараону , и сделали так, как повелел Господь : и бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами своими , и он стал змеем . Тогда фараон призвал также мудрецов и волхвов; теперь и волхвы Египетские сделали то же самое со своими чарами . Ибо они свергли каждый свой жезл, и они сделались змеями, а жезл Аарона поглотил их жезлы.
Литература Нового Завета и Второго Храма
[ редактировать ]Имена Яннес и Ямбрес ( греч . ΙΑννης, Ιαμβρῆς; Яннес, Ямбрес ) встречаются во 2 Тимофею. [ 2 ] в Новом Завете . Ориген говорит, что существовала апокрифическая книга под названием «Книга Янна и Ямбреса» , содержащая подробности их подвигов, и что апостол Павел цитировал ее. Эта книга, известная как « Яннеса и Джамбреса Апокриф магов » , существует в некоторых греческих фрагментах, присутствующих в папирусах Честера Битти № XVI (который был отредактирован и переведен Альбертом Питерсмой). [ 3 ] ), а также в обширном эфиопском фрагменте, обнаруженном в 2014 году. [ 4 ] Вероятно, оно было известно и кумранской общине, поскольку кумранская община называет одного из магов по имени Яннес. [ 5 ] В Завете Соломона также упоминаются волхвы по имени Яннес и Джамбрес.
Греко-римская литература
[ редактировать ]Имя Яннеса не как имя магического противника Моисея, а как создателя Моисея и некоего Лотапеи. [ 6 ] (или Lotapes [ 7 ] ) секты магов встречается в Плиния Старшего » «Естественной истории (XXX, II, 11) ; [ 8 ] упоминается у Апулея. Цитата Плиния также Нумений Апамейский , неопифагорейец философ- , называл их священными египетскими писцами. В Евангелии от Никодима также упоминаются волхвы по имени Яннес и Ямбрес.
В кратком отрывке, цитируемом в « Евсевия » Praeparatio evangelica , Нумений сказал, что «Яннес и Ямбрес смогли публично отменить даже величайшее из бедствий, которые Моисей нанес Египту». Это утверждение противоречит библейскому повествованию, согласно которому волхвы смогли проследить за действиями Моисея только до второй казни включительно ( Исх 8:18 ). [ 9 ]
Раввинистическая литература
[ редактировать ]Вавилонский Талмуд называет «Иохану и Мамре» двумя колдунами фараона. [ 10 ] «Яннис и Джамбрес» несколько раз упоминаются по имени в Таргуме Псевдо-Ионатане . [ 11 ] [ 12 ] Еврейские традиции в Таргумах хранят и другие легендарные предания об этой паре. Их называют сыновьями Валаама , невольного нееврейского пророка Пеора. [ 13 ] [ 14 ] Также утверждалось, что они обратились в иудаизм и покинули Египет во время Исхода, чтобы сопровождать Моисея и израильтян; однако они погибли в пути, то ли при Красном море , то ли при уничтожении Золотого Тельца , то ли при заклании Корея и его последователей. [ нужна ссылка ]
Помимо их противостояния Моисею, существуют и другие агадические предания и легенды о египетских колдунах; Говорили, что в конце своих дней они обладали необходимыми оккультными знаниями, чтобы отправиться в путешествие в будущий еврейский мир . Их не приветствовали, и ангелы первых небес яростно сражались с ними, но не смогли изгнать их из-за мощных талисманов , которые носили волшебники. Когда они вошли на четвертое небо, их встретили Михаил и Гавриил ; легенды гласят, что битва была очень равной, но в конце концов именно ангелам пришлось отступить. При входе на пятое небо их встретил никто иной, как Метатрон , который не подошел к ним с вызовом или гневом, но оказался сговорчивым, учитывая обстоятельства; после недолгого разговора ангелу удалось убедить Яннеса и Джамбреса снять свои талисманы, сделав их уязвимыми. Метатрон поспешил действовать и взмахом руки сбросил их с небес. Говорят, после этого они потеряли всякую память об этом событии. [ нужна ссылка ]
Союз с Дьяволом
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о «Яннесе и его брате» в Дамасском документе утверждает, что эти двое были в союзе с « Белиалом », который позже будет персонифицирован как дьявол в христианских текстах. [ 15 ] В « Завете Соломона » демон , имеющий некую связь с « Красным морем », отвечает царю: «Я тот, кого призвали Яннес и Иамврес, сражавшиеся против Моисея в Египте» (25:4). [ 9 ] Подобным же образом и в позднем тексте «Вопросов святого Варфоломея» (VI-VII века) сатана говорит, что « Симон Волхв , Зароид, Арфаксир, Яннес и Мамврес — мои братья» (Лат. 2, 4:50). [ 9 ] В « Покаянии Киприана» (V век?) великий антиохийский маг рассказывает, как Дьявол назвал его «умным юношей, новым Иамбресом, обученным для служения и достойным общения с самим собой». [ 9 ] В своей «Истории Лаузиака» (5 век) Палладий рассказывает, что Макарий Александрийский (4 век) однажды посетил садовую гробницу Янна и Джамбреса и по прибытии был встречен семьюдесятью обитавшими там демонами. [ 9 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- В фильме «Десять заповедей » (1956) Дуглас Дамбрилль играет Яннеса как постоянно капризного и напыщенного первосвященника Египта и преданного последователя нильского бога Хнума , а также придворного мага и одного из главных советников фараона.
- 1998 года «Принц Египта В анимационном DreamWorks фильме » Стив Мартин и Мартин Шорт озвучивают Хотепа и Хай, персонажей, основанных на Яннесе и Джамбресе. Это несколько комичные персонажи, несмотря на общий серьезный тон фильма.
- В фильме 2014 года « Исход: Боги и короли» Индира Варма играет египетскую верховную жрицу, характер которой примерно параллелен роли Яннеса и Джамбреса.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Спаркс, HFD (1 июля 1939 г.). «О ФОРМЕ МАМБРЫ В ЛАТИНСКИХ ВЕРСИЯХ 2-го ТИМОФЕЮ iii 8» . Журнал богословских исследований . ОС – XL (3): 257–258. дои : 10.1093/jts/os-XL.3.257 . ISSN 0022-5185 .
- ^ 3:8
- ^ Питерсма А. Апокриф Яннеса и Жамбреса
- ^ Эрхо, Тед; Крюгер, Фредерик; Хоффманн, Матиас (2016). «Вести от волхвов фараона» . Мир и окружающая среда Библии . 2 :70–72 . Проверено 29 января 2018 г.
- ^ «Ибо в прошлые времена Моисей и Аарон стояли во власти Князя Света, а Велиал поднял Яннеса и его брата своей хитростью, когда они впервые пытались причинить зло Израилю». Свитки Мертвого моря: новый перевод; Майкл Уайз, Дамасский документ, стр. 56)
- ^ Соответствующая глава проекта «Персей».
- ^ Торри, Чарльз К. «Магия лотерей». Журнал библейской литературы, том. 68, нет. 4, Общество библейской литературы, 1949, стр. 325–27, https://doi.org/10.2307/3262101 .
- ^ «Естественная история Плиния» . www.masseiana.org . Архивировано из оригинала 1 января 2017 г. Проверено 3 мая 2017 г. ХХХ
- ^ Jump up to: а б с д и А. Питерсма и Р.Т. Лутц, Яннес и Джамбрес (первый-третий века нашей эры. Новый перевод и введение , в книге Джеймса Х. Чарльзворта (1985), Псевдоэпиграфы Ветхого Завета , Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Company Inc., Том 2) , ISBN 0-385-09630-5 (Том 1), ISBN 0-385-18813-7 (Том 2), стр. 427-428
- ^ Менахот 85а
- ^ Таргум Йерушалми (Йонатан), Исход 1:15 , Таргум Йерушалми (Йонатан), Исход 7:10–12 , Таргум Йерушалми (Йонатан), Числа 22:22
- ^ Клонц, Т.Э. и Дж., «Комплексный Новый Завет с полным сопоставлением текстовых вариантов и ссылками на Свитки Мертвого моря, Филон, Иосиф Флавий, Библиотека Наг-Хаммади, Псевдепиграфы, Апокрифы, Платон, Египетская Книга Мертвых, Талмуд, Ветхий Завет». , Святоотеческие сочинения, Дхаммапада, Тацит, Эпос о Гильгамеше», Cornerstone Publications, 2008, стр. 680, ISBN 978-0-9778737-1-5
- ^ «Иудейские легенды: Глава IV: Моисей в Египте» . www.sacred-texts.com . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ «Книга Джашера, глава 79» . www.sacred-texts.com . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ Лонг, Филипп (22 мая 2018 г.). «Книга Янна и Жамбреса» . readacts.com . Проверено 18 февраля 2023 г.