Бетуэль
Бетуэль в Туэле | |
---|---|
![]() Ребекка и Элиэзер прощаются с ее отцом Вафуэлем, действие происходит на фоне пейзажа. | |
Рожденный | |
Дети |
|
Родители) | Нахор (отец/дедушка) и Милка (мать/двоюродная сестра) |
Бетуэль ( иврит : בטואל – Bəṯūʾēl ), в еврейской Библии , был арамейцем , [ 1 ] младший сын Нахора и Милки , [ 2 ] племянник Авраама и отец Лавана и Ревекки . [ 3 ]
Ватуил также был городом на территории колена Симеона , к западу от Мертвого моря . [ 4 ] Некоторые ученые [ 5 ] отождествить его с Бетулом [ 6 ] и Вефиль в южной Иудее , [ 7 ] которому Давид отдает часть добычи, полученной в битве с амаликитянами . [ 8 ]
Еврейская Библия
[ редактировать ]Вафуил появляется девять раз в девяти стихах еврейской Библии, все в Книге Бытия . Приверженцы документальной гипотезы часто приписывают большую часть этих стихов яхвистскому источнику : [ 9 ] а остальное - священническому источнику . [ 10 ]
Бетуэль жил в Паддан-Араме , известном как область Харрана в Верхней Месопотамии . [ 11 ] Он был потомком Фарры . Дядя Вафуила Авраам послал своего старшего слугу к Паддан-Араму найти жену для своего сына Исаака . У колодца за пределами Нахора в Арам-Нахараиме слуга встретил Ревекку, дочь Вафуила. Слуга рассказал домашним Ревекки, что ему повезло встретиться с дочерью Вафуила, родственницей Авраама. Лаван и Вафуил отвечают: «Это решено Господом ; мы не можем говорить с тобою ни плохо, ни хорошо. Вот Ревекка перед тобой; возьми ее и пойди, и пусть она будет женой сыну господина твоего, как Господь сказал . '" [ 12 ]
Встретившись со слугой Авраама, Ревекка «побежала и рассказала все это дому матери своей », что «брат Ревекки и мать ее сказали: «Пусть девица побудет у нас дней десять, а потом можешь идти»... И они отослал их сестру Ревекку и ее кормилицу, а также слугу Авраама и его свиту». Некоторые ученые [ ВОЗ? ] таким образом, можно предположить, что упоминание о Вафуиле в Быт. 24:50 было поздним дополнением к существовавшей ранее истории. Другие ученые [ ВОЗ? ] утверждают, что эти тексты указывают на то, что Бетуил каким-то образом был выведен из строя. Другие ученые объясняют акцент на роли матери матрилинейной структурой семьи. Несмотря на важность матери Ревекки в повествовании этого библейского отрывка, ее имя не упоминается.
Поколение спустя Исаак и Ревекка отправили своего сына Иакова обратно в Паддан-Арам, чтобы тот взял себе жену из числа дочерей Лавана, внучек Вафуила, а не из числа хананеев .
Раввинистическая интерпретация
[ редактировать ]В Талмуде раввин Исаак назвал Вафуила злым человеком. [ 13 ] Мидраш назвал Вафуила царем. [ 14 ]
В «Книге Яшера» , собрании высказываний мудрецов периода Амораимов , детьми Вафуила названы Сахар, Лаван и их сестра Ревекка. [ нужна ссылка ]
В Талмуде авва Ариха от имени Рувима бен Стробила привел ответ Лавана и Вафуила слуге Авраама как доказательство утверждения о том, что Бог предназначает женщину и мужчину друг для друга в браке в Моэде. [ 15 ]
Иисус Навин бен Неемия от имени Ханины бар Исаака сказал, что указ относительно Ревекки, который признали Лаван и Вафуил, пришел с горы Мориа в Бытие Раба 60:10.
Отмечая, что в Бытии 24:55 сообщается, что на следующий день «брат Ревекки и ее мать сказали: «Пусть девица останется с нами дней на десять»» ( Быт. 24:55 ), раввины спросили: «Где был Вафуил?» Мидраш пришел к выводу, что Бетуэль хотел помешать замужеству Ревекки, и поэтому ночью он был поражен. (Бытие Раба 60:12.) Раввины сказали, что слуга Авраама не раскрыл Исааку судьбу Вафуила. [ 16 ]
Пересказывая эту историю, Иосиф Флавий сообщил, что Ревекка сказала слуге Авраама: «Отцом моим был Вафуил, но он умер; и Лаван — мой брат; и вместе с моей матерью заботится обо всех наших семейных делах и является хранителем моей девственности». [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]- Бетуэль М. Вебстер (1900–1989), американский юрист и основатель Webster & Sheffield
Примечания
[ редактировать ]- ^ Gen. 28:5
- ^ Gen. 22:21-22
- ^ Быт. 22:23 ; Быт. 28:5.
- ^ 1 Хрон. 4:30.
- ^ например Олбрайт
- ^ Джош. 19:4
- ^ Джош. 8:17 ; 12:16
- ^ 1 Сэм. 30:26-27.
- ^ Например, Ричард Эллиот Фридман «Библия с раскрытыми источниками» , 66, 68, 69. Нью-Йорк: HarperSanFrancisco, 2003; Бытие с выделенными источниками в Wikisource
- ^ Например, Фридман в 71, 76 лет.
- ^ Бромили, Джеффри В., Международная стандартная библейская энциклопедия , Wm. Издательство Б. Эрдманс, стр.627, 1915 г. ISBN 9780802837851
- ^ «Бытие 24:50-51» . www.sefaria.org .
- ^ Вавилонский Талмуд Евамот 64а; см. также Бытие Раба 60:12 (нечестивый); 63:4 (обманщик); Левит Раба 23:1 (обманщик); Песнь Песней Раба 2:2 (обманщик); Зоар 1:136б (греховный); Раши к Быт. 25:20 (нечестивый).
- ^ Числа Раба 14:11.
- ^ «Моэд Катан 18б:15» . www.sefaria.org .
Из Торы, и из Пророков, и из Писаний; подразумевается, что указ о том, что конкретной женщине суждено выйти замуж за конкретного мужчину, исходит от Бога. Откуда это взято? Это из Торы, как написано: «Тогда Лаван и Вафуил ответили и сказали: дело исходит от Господа, мы не можем говорить с вами ни худо, ни хорошо» (Бытие 24:50). У Пророков, как написано: «Но отец его и мать его не знали, что это от Господа» (Судьи 14:4). В Писаниях написано: «Дом и богатство — наследие отцов; а разумная женщина – от Господа» (Притчи 19:14).
- ^ Бытие Раба 60:15.
- ^ Еврейские древности 1:16:2:248.