Племя Гада
Племена Израиля |
---|
Согласно Библии , Колено Гада ( еврейское : גָּד , современное : Гад , тиверийское : Gāḏ , «воин» или «удача») было одним из Двенадцати колен Израиля , которые после Исхода из Египта поселились на восточной берег реки Иордан . Это одно из десяти потерянных племен .
Библейское повествование [ править ]
После завоевания этой земли Иисусом Навином и до образования первого Израильского царства в ок. В 1050 году до нашей эры Колено Гада входило в состав свободной конфедерации израильских племен. Никакого центрального правительства не существовало, и во времена кризиса людьми руководили специальные лидеры, известные как судьи (см. Книгу Судей ). В Первой книге Царств царь Аммонитянский Нахаш внезапно появляется как нападавший на Иавиш-Галаад , находившийся за пределами территории, на которую он претендовал. Подвергнув оккупантов осаде , население потребовало условий капитуляции , и Нахаш сказал им, что у них есть выбор: смерть (от меча) или выкалывание правого глаза. Население получило от Нахаша семидневную отсрочку, в течение которой им будет разрешено обратиться за помощью к израильтянам , после чего им придется подчиниться условиям капитуляции. Оккупанты обратились за помощью к народу Израиля, рассылая гонцов по всей территории, и Саул , пастух в то время, в ответ собрал армию, которая решительно разбила Нахаша и его когорту при Безек .
объяснил Необычайно жестокие условия капитуляции, данные Нахашем, Иосиф Флавий как обычную практику Нахаша. Более полное объяснение появилось с открытием свитков Мертвого моря : хотя он не присутствует ни в Септуагинте , ни в масоретском тексте , вводный отрывок, предшествующий этому повествованию, был найден в копии «Книг Самуила» среди свитков, найденных в пещера 4 : [1]
[Н]ахаш, царь Аммонитян, оказывал сильное давление на потомков Гада и потомков Рубена и выкалывал всем правый глаз, но никакого спасения Израилю не было предоставлено и не осталось никого среди детей Израиля в Транс-Иордане, которому Нахаш, царь Аммонитян, правый глаз не выколол, но взял (удержал) семь тысяч человек (избежал власти) Аммонитян, и они прибыли в (Йа) беш Галаад. Примерно через месяц Нааш Аммонитянин подошел и осадил Иавиш-Галаад.
С ростом угрозы со стороны филистимлянских вторжений израильские племена решили сформировать сильную централизованную монархию, чтобы ответить на этот вызов, и колено Гада присоединилось к новому царству с Саулом в качестве первого царя. После смерти Саула все племена, кроме Иуды, остались верны дому Саула, но после смерти сына Саула Иевосфея , преемника престола Израиля, колено Гада присоединилось к другим северным израильским племенам в создании Иудейский царь Давид, царь воссоединенного Израильского царства. Однако по вступлении на престол внука Давида Ровоама , в ок. В 930 г. до н. э. северные племена отделились от дома Давида и от колена Саула Вениамина, чтобы преобразовать Израиль в Северное царство . Гад был членом Северного царства, пока царство не было завоевано Ассирией в ок. 723 г. до н. э., население депортировано.
С этого времени Колено Гада считается одним из Десяти потерянных колен Израиля.
Генеалогия «детей Гада» изложена в 1 Паралипоменон 5:11–17 .
Гад также упоминается на стеле Меша : «И люди Гада жили в земле Атарот с древних времен, и царь Израильский построил себе Атарот, и я воевал против города, и захватил его, и убил весь народ из города в жертву за Кемоса и Моава, и я принес оттуда очаг дяди его, и вытащил его пред лицом Кемоша в Кериоте, и поселил там жителей Сарона. , а также люди Махарита».
Племенная территория [ править ]
После завершения завоевания Ханаана израильскими н.э. племенами примерно в 1200 г. до [2] Иисус Навин распределил землю между двенадцатью коленами. Однако в случае с коленами Гада, Рувима и половины Манассии Моисей выделил им землю на восточном берегу реки Иордан и Мертвого моря ( Иисус Навин 13:24–28 ). Колену Гада был выделен центральный регион из трех, к востоку от Ефрема и к западу от Манассии, хотя точное местоположение неясно. [3]
- «Границей был Иазер и все города Галаадские , и половина земли Аммонитян до Ароера, что пред Раввой , и от Есевона до Рамат-Мицпе и Бетонима, и от Маханаима до предела Лидбира и в долине Беф-Харам, Беф-Нимра, Сокхоф и Цафон, остальная часть царства Сигона , царя Есевона , граница его — Иордан, до края моря Киннерефа , за Иорданом, к востоку. ."
Среди городов, упомянутых в Числах 32:34 как которые когда-то были частью территории Колена Гада, были Рамоф , Иазер , Ароер и Дивон , хотя некоторые из них отмечены в Иисусе Навине 13:15–16 как принадлежащие Рувиму. .
Это место никогда не было защищено от вторжений и нападений, поскольку с юга оно было открыто для моавитян , а, как и другие племена к востоку от Иордана, с севера и востока было открыто для Арам-Дамаска , а затем и ассирийцев .
Происхождение [ править ]
Согласно Торе , племя состояло из потомков Гада, седьмого сына Иакова , от которого оно и получило свое название. Однако некоторые исследователи Библии рассматривают это также как постдикт , одноименную метафору, объясняющую этиологию связи этого племени с другими членами израильской конфедерации. [4] В библейском повествовании Гад — один из двух потомков Зелфы , служанки Иакова, другой потомок — Ашер ; ученые считают это указанием на то, что авторы считали Гада и Ашера не полностью израильскими по происхождению (следовательно, потомками служанок, а не полных жен). [5] Общим с Ашером является возможность того, что название племени происходит от божества, которому поклонялось племя, причем ученые полагают, что Гад, вероятно, взял свое имя от Гада , семитского бога удачи; [5]
Как и у Ашера, географические детали Гада разнообразны и расходятся. [5] с городами, которые иногда указываются как часть Гада, а иногда как часть других колен, [6] и с непостоянными границами, [5] [7] с Галаадом, иногда включая Гада [8] а иногда нет. [9] Более того, Моавитский камень, по-видимому, проводит различие между царством Израиля и коленом Гада, говоря, что «люди Гада жили в стране Атарот с древних времен, а царь Израиля укрепил Атарот», неявно представляя Гада как предшественника Израиля в земли к востоку от Иордана. [5] Эти детали, кажется, указывают на то, что Гад племенем, мигрировавшим на север изначально был кочевым , в то время, когда другие племена уже окончательно обосновались в Ханаане. [5]
В библейском повествовании присутствие Гада на востоке от Иордана объясняется желанием племени получить эту землю, как только они ее увидели, еще до того, как они пересекли Иордан под руководством Иисуса Навина и завоевали Ханаан . Классическая раввинская литература рассматривает этот выбор Гадом другой стороны как нечто, за что их следует винить, отмечая, что, как упоминается в Экклезиасте , полный желудок богатых лишает их сна . [5] [10] Когда они пришли к Иордану и увидели плодородие земли, они сказали: «Одна горсть наслаждений на этой стороне лучше, чем две на другой» ( Лев. Р. 3:1). Однако, поскольку они пересекли реку, чтобы помочь своим братьям в завоевании Палестины, как это сделал Симеон, когда он взял свой меч и воевал против жителей Сихема, они были признаны достойными последовать за коленом Симеона при жертвоприношениях по этому случаю. об освящении скинии ( Числ. Р. 13. 19). Моисей был похоронен на территории Гада ( Сота 13б; Ялкут Шимони , Везот Хабраха, разд. 961). По некоторым данным, Илия был потомком Гада ( Быт. Р. 71). Колена Гада и Рувима были первыми, ушедшими в изгнание ( Плач. Р. 1:5). [5]
Генеалогическое древо [ править ]
Гад | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зефон | Хагги | Вот и все | Об этом | Другой | Ароди | Арели | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Судьба [ править ]
Хотя первоначально оно входило в состав Израильского царства , из библейского повествования следует, что при Озии и Иотаме колено Гада вместо этого присоединилось к царству Иуды. Тем не менее, когда Тиглатпаласар III присоединил Израильское царство примерно в 733–731 гг. до н. э., Гад также пал жертвой действий ассирийцев , и племя было изгнано; в Талмуде именно Гад вместе с коленом Рувима изображаются первыми жертвами этой судьбы. Манера изгнания привела к тому, что дальнейшая история племени затерялась , и согласно Книге Иеремии , их прежние земли были (вновь) завоеваны аммонитянами . [11]
Эфиопские евреи , также известные как Бета-Исраэль , заявляют о своем происхождении от колена Дана, члены которого мигрировали на юг вместе с членами колен Гада, Ашера и Неффалима , в царство Куш , ныне Эфиопию и Судан . [12] во время разрушения Первого Храма . Игбо в Нигерии заявляют, что произошли от Гада через его сына Эри, также имя их первого короля. [13]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Фрэнк Мур Кросс, Дональд В. Парри, Ричард Дж. Сейли и Юджин Ульрих, Кумранская пещера 4 – XII, 1-2 Царств (Серия «Открытия в Иудейской пустыне», XVII ), Оксфорд: Clarendon Press, 2005
- ^ Китчен, Кеннет А. (2003), «О достоверности Ветхого Завета» (Гранд-Рапидс, Мичиган. Издательская компания Уильяма Б. Эрдманс) ( ISBN 0-8028-4960-1 )
- ^ Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Гад» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Комментарий Пика к Библии
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Еврейская энциклопедия
- ^ сравните Числа 33:45 с Иисусом Навином 13:15 и след.
- ^ сравните Иисус Навин 13:24–27 с Иисусом Навином 13:15.
- ^ например, в Судей 5:17.
- ^ 2 Царств 24:5 и Иисус Навин 13:24–27.
- ^ Экклезиаст 5:12б.
- ^ Иеремия 49:1
- ^ «От трагедии к триумфу: политика спасения эфиопского еврейства» , Митчелл Джеффри Бард. Издательская группа Гринвуд, 2002. ISBN 0-275-97000-0 , ISBN 978-0-275-97000-0 . п. 2
- ^ Хаскель, Адам (5 декабря 2022 г.). «Представители развивающихся африканских общин, находящихся «под еврейским радаром», соберутся» . JNS.org .
Внешние ссылки [ править ]
- Карта территории племени Гад, 1650 год . Томас Фуллер. Картографическая коллекция Эрана Лаора, Национальная библиотека Израиля.