Судьи 4
Судьи 4 | |
---|---|
← глава 3 глава 5 → | |
![]() Страницы Книги Судей Ленинградского кодекса (1008 г. н.э.). | |
Книга | Книга судей |
Часть еврейской Библии | Невиим |
Порядок в еврейской части | 2 |
Категория | Бывшие Пророки |
Христианская часть Библии | Ветхий Завет ( Семикнижие ) |
Порядок в христианской части | 7 |
Книга Судей 4 — четвертая глава Книги Судей Ветхого Завета или еврейской Библии . [ 1 ] Согласно еврейской традиции, книга приписывалась пророку Самуилу . [ 2 ] [ 3 ] но современные ученые рассматривают ее как часть Девтерономической истории , которая охватывает книги от Второзакония до 2 Царств , приписываемые националистическим и преданным яхвистским писателям во времена реформатора иудейского царя Иосии в 7 веке до нашей эры. [ 3 ] [ 4 ] В этой главе зафиксирована деятельность судьи Деворы , [ 5 ] принадлежащий к разделу, включающему Судей от 3:1 до 5:31 . [ 6 ]
Текст
[ редактировать ]Эта глава изначально была написана на иврите . Оно разделено на 24 стиха.
Текстовые свидетели
[ редактировать ]Некоторые ранние рукописи, содержащие текст этой главы на иврите , относятся к традиции масоретских текстов , в которую входят Кайренский кодекс (895 г.), Алеппский кодекс (10 век) и Ленинградский кодекс (1008 г.). [ 7 ] Фрагменты, содержащие части этой главы на иврите, были найдены среди свитков Мертвого моря, включая XJudges (XJudg, X6; 50 г. до н.э.) с дошедшими до нас стихами 5–8. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Сохранившиеся древние рукописи перевода на греческий койне, известный как Септуагинта (первоначально сделанный в последние несколько столетий до нашей эры), включают Ватиканский кодекс ( B ; Б ; IV век) и Александрийский кодекс ( A ; А ; V век). [ 11 ] [ а ]
Анализ
[ редактировать ]Лингвистическое исследование Чисхолма показывает, что центральную часть Книги Судей (Судьи 3:7–16:31) можно разделить на две части, основанные на шести припевах, в которых говорится, что израильтяне творили зло в глазах Яхве: [ 13 ]
Панель первая
- А 3:7 И делали сыны Израиля то, что было злом в очах Иеговы
- И делали сыны Израилевы зло пред очами Господа ( KJV) [ 14 ]
- Б 3:12 И решили сыны Израилевы сделать зло в очах Господа
- И сыны Израилевы снова стали делать зло пред очами Господа
- Б 4:1 И решили сыны Израилевы сделать зло в очах Господа
- И сыны Израилевы снова стали делать зло пред очами Господа
Панель вторая
- А 6:1 И сыны Израилевы делали зло пред очами Господа
- И сыны Израилевы делали зло пред очами Господа
- Б 10:6 И решили сыны Израилевы сделать зло в очах Господа
- И сыны Израилевы снова стали делать зло пред очами Господа
- Б 13:1 И решили сыны Израилевы сделать зло в очах Господа
- И сыны Израилевы снова стали делать зло пред очами Господа
Кроме того, согласно лингвистическим данным, глаголы, используемые для описания ответа Господа на грех Израиля, имеют хиастический образец и могут быть сгруппированы, чтобы соответствовать приведенному выше разделению: [ 15 ]
Панель первая
- 3:8 וימכרם , «и он продал их», от корня מָכַר , макар
- 3:12 от «и укрепил», хазак корня .
- 4:2 וימכרם , «и он продал их», от корня מָכַר , макар
Панель вторая
- 6:1 Витнам — «и дал им», от корня натан , натан.
- 10:7 וימכרם , «и он продал их», от корня מָכַר , макар
- 13:1 Витнам — «и дал им», от натан корня .
Девора (4:1–16)
[ редактировать ]Эта глава открывается традиционным повествовательным образцом книги, соединяющимся с Аодом без упоминания Шамгара (который позже упоминается в книге Судей 5 ), чтобы представить пророка Дебору как спасительницу (стих 4) после шаблонного воззвания Израиля к Богу о помощи. от угнетения. [ 16 ]
военные инструкции, полученные непосредственно от Бога Девора передала Вараку , очевидному лидеру израильтян, , чтобы противостоять армии Иавина , возглавляемой Сисарой (его полководцем), и тем самым показала, что ЯХВЕ является высшим военачальником в священных войнах, которые ведет его люди. [ 16 ]
Структура раздела из стихов 6–16 следующая: [ 17 ]
- A Повеление Деворы и ответ Варака (4:6–9)
- а. Девора приказывает Вараку собрать армию и заверяет его в победе (4:6–7).
- б. Варак требует присутствия Деворы (4:8)
- в. Барак выигрывает свою просьбу, но теряет славу (4:9)
- Б. Барак выводит войска (4:10)
- а. Варак созывает ( z'q ) войска в Кедеш (4:10а) 1 )
- б. Варак поднимается ( ʼlh ) с войском (4:10а) 2 –б)
- Б'Сисара выводит войска (4:12–13)
- а. Сисара слышит, что Варак поднялся ( ʼlh ) (4:12)
- б. Сисара вызывает ( z'q ) войска в Вади-Кишон (4:13)
- А' Повеление Деворы и ответ Варака (4:14–16)
- а. Девора приказывает Вараку идти в бой и заверяет его в победе (4:14а)
- б. Барак идет сражаться (4:14б)
- в. Варак выигрывает битву, но проигрывает Сисаре (4:15–16)
В стихах 12-16 образец искупления Израиля завершается победой проигравших, как предсказывала пророчица. [ 16 ]
Стих 4
[ редактировать ]- И Девора, пророчица, жена Лапидофа, она была судьей Израиля в то время. [ 18 ]
- « Пророчица »: или «женщина-пророк», такая как « Олда », которая передала важное пророчество о необходимости реформы во времена царя Иосии ( 4 Царств 22 : 14–20); «Ноадия» упоминается в Неемии 6:14; и жена Исайи ( Исаия 8:3 ). [ 16 ]
- «Жена Лапидофа » на иврите также может быть переведена как «женщина огня» или «женщина факелов/вспышек молний», параллельно слову « Барак », чье имя означает «молния». [ 16 ]
Иаиль убивает Сисару (4:17–24)
[ редактировать ]
Структура этого раздела следующая: [ 19 ]
Сисара пришел в шатер Иаиль (4:17)
- Иаиль умоляет Сисару войти в ее шатер (4:18а)
- Входит Сисара и просит о помощи (4:18б–20).
- C Иаиль убивает Сисару (4:21)
- Входит Сисара и просит о помощи (4:18б–20).
Варак пришел в шатер Иаиль (4:22а). 1 )
- А'Иаиль умоляет Варака войти в ее шатер (4:22а). 2 )
- Б'Барак отвечает входом (4:22б 1 )
- К'Иаэль представляет убитого Сисару Бараку (4:22б). 2 )
- Б'Барак отвечает входом (4:22б 1 )
На этом участке Сисара искал место, где можно было бы спрятаться от преследователей израильтян, и случайно наткнулся на шатер Иаиль . Иаиль намеренно вышла навстречу Сисаре и обманом заставила его думать, что она сможет оказать услугу (ср. Аод с Эглоном в Судей 3 ). [ 19 ] [ 20 ] Сисар попросил воды, но Иаэль продемонстрировала древнее ближневосточное гостеприимство, вместо этого подав ему молоко («Иаэль» ( иврит : יָעֵל Yāʿēl ) означает «горный козел» (« козерог »); возможно, она дала Сисару козье молоко. [ 19 ] ) и укрыл его, чтобы он заснул, после чего Иаиль ударил его колышком от палатки и молотком. [ 21 ] Это действие было воспето с некоторыми подробностями и нюансами в древней поэме Судей 5:22 как исполнение предсказания Деворы (4:9). [ 21 ]
Последние два стиха (23–24) содержат напоминание о том, что ЯХВЕ контролирует битву и освобождает Израиль от угнетателей. [ 21 ]
Стих 20
[ редактировать ]- И сказал ей: стань у входа в шатер, и если кто-нибудь придет и спросит тебя и скажет: есть ли здесь кто-нибудь? вы скажете: «Нет». " [ 22 ]
Последние слова Сисары, обращенные к Иаилю (до того, как Сисара был убит Иаилью), содержат иронию с игрой слова «любой человек» (ивр. ʼiš ): первое употребление относится к пришедшему в шатер, которым был Варак , тогда как второе использование относится к тому, кто находился в шатре, то есть Сисаре , и ответ должен быть «Нет», потому что Сисары уже не было бы в живых к тому времени, когда пришел Варак. [ 23 ] [ 19 ]
Археология
[ редактировать ]
- Адам Зерталь предположил, что Харошет Хаггойим , крепость или кавалерийская база Сисары , командующего армией царя Джабина , может быть Эль-Ахватом , между Кацир-Харишем и Нахаль-Айроном , на основании находки причудливой опоры колесницы , археолог Орен Коэн. [ 24 ] [ 25 ] Раскопки этого места, проведенные в 1993–2000 годах группами из Хайфского университета и Университета Кальяри на Сардинии, выявили укрепленное место, относящееся к позднему бронзовому веку и раннему железному веку (13-12 века до н.э.) с уникальным стилем укреплений. , стены, проходы в стенах и округлые хижины, указывающие на оккупацию Шардана , одного из народов моря , вторгшихся в Левант в позднем бронзовом веке. [ 25 ] [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Вся книга Судей отсутствует в дошедшем до нас Синайском кодексе . [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Галлей 1965 , с. 172.
- ^ Талмуд , Баба Батра 14б-15а)
- ^ Jump up to: а б Гилад, Илон. Кто на самом деле написал библейские книги царей и пророков? «Гаарец» , 25 июня 2015 г. Краткое содержание: Песнь царю Иосии и возвышенные описания древних израильских империй наводят на мысль, что именно он и его писцы лежат в основе Девтерономической истории.
- ^ Нидич 2007 , с. 177.
- ^ Нидич 2007 , с. 179.
- ^ Чисхолм 2009 , стр. 251–252.
- ^ Вюртвайн 1995 , стр. 35–37.
- ^ Ульрих 2010 , стр. 254.
- ^ Свитки Мертвого моря - Судьи
- ^ Фитцмайер 2008 , с. 162.
- ^ Вюртвайн 1995 , стр. 73–74.
- ^
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Синайский кодекс ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Чисхолм 2009 , с. 251.
- ^ Судей 3:7 Анализ текста на иврите . Библияхаб
- ^ Чисхолм 2009 , с. 252.
- ^ Jump up to: а б с д и Нидич 2007 , с. 180.
- ^ Младший 2002 , стр. 140, 142.
- ^ Судей 4:4 KJV
- ^ Jump up to: а б с д Младший 2002 , с. 144.
- ^ Нидич 2007 , стр. 180–181.
- ^ Jump up to: а б с Нидич 2007 , с. 181.
- ^ Судей 4:20 NKJV
- ^ Мюррей, «Повествовательная структура и техника в истории Деборы-Барака», 180, 183. Шёкель, Алонсо, «Erzählkunst», стр. 180, 183. 166, апуд Уэбб 2012, стр.184
- ^ Сигел-Ицкович, Джуди (2 июля 2010 г.). «Давно археологическая загадка решена: ханаанский генерал базировался в Вади Ара» . Иерусалим Пост.
- ^ Jump up to: а б «Археологическая загадка раскрыта» . Университет Хайфы. 1 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 5 июля 2010 г.
- ^ Зерталь, Адам (2010) «Тайна Сисары, путешествие вслед за народами моря и песнь Деворы», (Двир, Тель-Авив)
Источники
[ редактировать ]- Чисхолм, Роберт Б. младший (2009). «Хронология Книги Судей: лингвистический ключ к решению надоедливой проблемы» (PDF) . Журнал Евангелического богословского общества . 52 (2): 247–55.
- Куган, Майкл Дэвид (2007). Куган, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн; Перкинс, Фем (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами: новая исправленная стандартная версия, выпуск 48 (дополненное 3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-528881-0 .
- Фитцмайер, Джозеф А. (2008). Путеводитель по свиткам Мертвого моря и сопутствующей литературе . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Уильяма Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6241-9 .
- Галлей, Генри Х. (1965). Библейский справочник Галлея: сокращенный библейский комментарий (24-е (переработанное) изд.). Издательство Зондерван. ISBN 0-310-25720-4 .
- Хейс, Кристина (2015). Введение в Библию . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-18827-1 .
- Нидич, Сьюзен (2007). «10. Судьи». В Бартоне, Джон ; Маддиман, Джон (ред.). Оксфордский библейский комментарий (первое издание (в мягкой обложке)). Издательство Оксфордского университета. стр. 176–191. ISBN 978-0-19-927718-6 . Проверено 6 февраля 2019 г.
- Ульрих, Евгений, изд. (2010). Библейские кумранские свитки: транскрипции и текстовые варианты . Брилл.
- Уэбб, Барри Г. (2012). Книга судей . Новый международный комментарий к Ветхому Завету . Издательство Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2628-2 .
- Вюртвейн, Эрнст (1995). Текст Ветхого Завета . Перевод Роудса, Эрролла Ф. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. ISBN 0-8028-0788-7 . Проверено 26 января 2019 г.
- Младший, К. Лоусон (2002). Судьи и Рут . Комментарий к заявлению NIV. Зондерван. ISBN 978-0-310-20636-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейские переводы:
- Шофтим - Судьи - Глава 4 (Judaica Press) . Текст на иврите и английский перевод [с Раши ] на Chabad.org комментарием
- Христианские переводы:
- Интернет-Библия на сайтеGospelHall.org (ESV, KJV, Darby, американская стандартная версия, Библия на базовом английском языке)
- Судьи, глава 4. Библейские ворота