Судей 13
Судей 13 | |
---|---|
← глава 12 глава 14 → | |
![]() Страницы Книги Судей Ленинградского кодекса (1008 г. н.э.). | |
Книга | Книга судей |
Часть еврейской Библии | Невиим |
Порядок в еврейской части | 2 |
Категория | Бывшие Пророки |
Христианская часть Библии | Ветхий Завет ( Семикнижие ) |
Порядок в христианской части | 7 |
Книга Судей 13 — тринадцатая глава Книги Судей Ветхого Завета или еврейской Библии . [ 1 ] Согласно еврейской традиции, книга приписывалась пророку Самуилу . [ 2 ] [ 3 ] но современные ученые рассматривают это как часть Девтерономической истории, которая охватывает книги от Второзакония до 2 Царств, приписываемые националистическим и преданным яхвистским писателям во времена реформатора иудейского царя Иосии в 7 веке до нашей эры. [ 3 ] [ 4 ] В этой главе зафиксирована деятельность судьи Самсона . [ 5 ] принадлежащие к секции, состоящей из Судей с 13 по 16 и Судей с 6:1 по 16:31 . [ 6 ]
Текст
[ редактировать ]Эта глава изначально была написана на иврите . Оно разделено на 25 стихов.
Текстовые свидетели
[ редактировать ]Некоторые ранние рукописи, содержащие текст этой главы на иврите , относятся к традиции масоретских текстов , в которую входят Кайренский кодекс (895 г.), Алеппский кодекс (10 век) и Ленинградский кодекс (1008 г.). [ 7 ]
Сохранившиеся древние рукописи перевода на греческий койне, известный как Септуагинта (первоначально сделанный в последние несколько столетий до нашей эры), включают Ватиканский кодекс ( B ; Б ; IV век) и Александрийский кодекс ( A ; А ; V век). [ 8 ] [ а ]
Анализ
[ редактировать ]Лингвистическое исследование Чисхолма показывает, что центральную часть Книги Судей (Судьи 3:7–16:31) можно разделить на две части, основанные на шести припевах, в которых говорится, что израильтяне творили зло в глазах Яхве: [ 10 ]
Панель первая
- А 3:7 И делали сыны Израиля то, что было злом в очах Иеговы
- И делали сыны Израилевы зло пред очами Господа ( KJV) [ 11 ]
- Б 3:12 И решили сыны Израилевы сделать зло в очах Господа
- И сыны Израилевы снова стали делать зло пред очами Господа
- Б 4:1 И решили сыны Израилевы сделать зло в очах Господа
- И сыны Израилевы снова стали делать зло пред очами Господа
Панель вторая
- А 6:1 И сыны Израилевы делали зло пред очами Господа
- И сыны Израилевы делали зло пред очами Господа
- Б 10:6 И решили сыны Израилевы сделать зло в очах Господа
- И сыны Израилевы снова стали делать зло пред очами Господа
- Б 13:1 И решили сыны Израилевы сделать зло в очах Господа
- И сыны Израилевы снова стали делать зло пред очами Господа
Кроме того, согласно лингвистическим данным, глаголы, используемые для описания ответа Господа на грех Израиля, имеют хиастический образец и могут быть сгруппированы, чтобы соответствовать приведенному выше разделению: [ 12 ]
Панель первая
- 3:8 וימכרם , «и он продал их», от корня מָכַר , макар
- 3:12 от «и укрепил», хазак корня .
- 4:2 וימכרם , «и он продал их», от корня מָכַר , макар
Панель вторая
- 6:1 Витнам — «и дал им», от корня натан , натан.
- 10:7 וימכרם , «и он продал их», от корня מָכַר , макар
- 13:1 Витнам — «и дал им», от натан корня .
Главы 13–16 содержат «Повествование о Самсоне» или «Цикл Самсона», высокоструктурированную поэтическую композицию с «почти архитектонической теснотой» с литературной точки зрения. [ 13 ] Весь раздел состоит из 3 песен , 10 субкантов и 30 песнопений следующим образом: [ 13 ]
- Песнь I: история рождения Самсона (Судей 13:2–25).
- Песнь II: подвиги Самсона в Тимне и Иудее (Судей 14:1–16:3)
- Песнь III: Подвиги Самсона в долине Сорек и храме Дагона (Судей 16:4–31).
Распределение 10 субкантов на 3 песни происходит по правилу 2 + 4 + 4, при этом количество кантиков на субканто следующее: [ 13 ]
- Песнь I: 3 + 3
- Песнь II: 3 + 3 + 3 + 5 (3 + 2?)
- Песнь III: 2 + 2 + 3 + 3
Количество строф на кантику в каждой песне довольно равномерное, а числовые закономерности в Песне II демонстрируют «концентрическую симметрию»: [ 13 ]
- Песнь I: 4 + 4 + 4 | 4 + 4 + 4
- Песня Ила: 4 + 3 + 3 | 4 + 4 + 4 | 3 + 3 + 4 (концентрические)
- Песнь IIb: 4 + 4 + 3 + 4? + 4 (концентрические)
- Песнь III: 4 + 4 | 4 + 4 | 4 + 4 + 4 3 + 3 + 4
Закономерность структуры всего раздела позволяет отнести это произведение к «нарративной поэзии» или «поэтическому повествованию». [ 14 ]
Израиль, угнетаемый филистимлянами (13:1)
[ редактировать ]- И сыны Израилевы снова стали делать зло пред очами Господа; и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет. [ 15 ]
Угнетение израильтян филистимлянами было кратко упомянуто в Суд. 10:7, здесь оно снова изложено в постоянной формуле: «И сыны Израилевы снова сделали зло пред очами Господа» (ср. Суд. 10:6; Судей 4:1; Судей 3:12). [ 16 ]
- «Сорок лет»: поскольку Самсон судил Израиль 20 лет во время 40-летнего угнетения (Судьи 15:20; Судьи 16:31), он, должно быть, начал свое судейство примерно в 20 лет, сразу после случая, когда он женился на филистимлянка (Суд. 14). [ 16 ] Конец 40-летнего угнетения филистимлян стал решающей победой под предводительством Самуила ( 1 Царств 7 ), спустя двадцать лет после того, как филистимляне вернули обратно Ковчег Завета , который они отобрали у израильтян в течение семи месяцев в свою территорию ( 1 Царств 6 :1, 1 Царств 7 :2). [ 16 ] Таким образом, двадцать лет Самсона в качестве судьи Израиля пришлись на этот период времени, вскоре после смерти Илия ( 1 Царств 4:18 ), вплоть до момента окончательной победы в Авен-Езере ( 1 Царств 7:12 – 13 ) [ 16 ]
Рождение Самсона (13:2–25)
[ редактировать ]
Повествование о рождении Самсона следует образцу рождения героев в израильской традиции, начиная с бесплодной матери (ср. Сарра , Ревекка , Рахиль и Анна ), получающей благовещение (стих 3), особую теофанию, обычно с женщинами в качестве «основные получатели» (ср. Мария в Луки 1 ), сопровождаемые конкретными инструкциями для матери и сына (стихи 4-6), вызывающие выражение страха или трепета (стих 22; ср. Бытие 25 22–23 Агарь Бытие 16 : 11–12 ; в : в ; Ревекку [ 5 ] Назорейская идентичность Самсона (стихи 4–6; 7; 14) соответствует описанию в священническом тексте Чисел 6 :1–21, но среди характеристик назирита особый мотив волос занимает особенно центральное место в «Повествовании о Самсоне». [ 5 ] Имя матери Самсона не было названо, хотя именно она получила важное сообщение о рождении и особенно о волосах (стих 5), и кажется более спокойной (и с большей готовностью верит этому сообщению), чем ее названный муж ( Маной ), который был напуган. и не уверен (ср. стихи 8, 12, 16 и 21 с 6–7, 10, 23). [ 5 ] В подтверждение своей важности в повествовании она дает мальчику имя Самсон («человек Солнца»; на иврите: Симсон , тогда как семес означает «солнце»), следуя традиции давать ребенку имя в Еврейская Библия (ср. Анну в 1 Царств 1:20; Еву в Бытие 4 :1 и матриархов Лию и Рахиль ). [ 5 ]
Повествование в стихах 3–24 имеет структуру, которая почти параллельна книге Судей 16 : с точки зрения расположения текста [ 17 ] [ 18 ]
- Женщина бесплодна (13:2)
- 1) включение
- является вестник (ивр.: wyr ) (13:3–5). 1. Женщине
- 2. Б. женщина рассказывает мужу (13:6–8)
- 3. C. он молится, чтобы посланник пришел снова (13:9)
- 4. А'. посланник снова приходит к женщине (13:9)
- 5. Б'. она говорит, что появился мужчина (иврит: нр'х ) (13:10)
- 2) четырехчастная беседа с вопросами и ответами (13:11–18)
- 1. Первый вопрос и ответ (13:11)
- 2. Второй вопрос и ответ (13:12–14)
- 3. Просьба и ответ (13:15–16)
- 4. Четвертый вопрос и ответ (13:17–18)
- 3) включение
- 1. Маной берет (иврит: викх ) дар и хлебное приношение (13:19).
- 2. посланник больше не появляется (13:20–21)
- 3. Маной знал, что он посланник ЯХВЕ (13:21–22).
- 4. ЯХВЕ не принял бы (иврит: lqh ) всесожжения (13:23).
- 1) включение
- Женщина рожает сына (13:24)
Стих 25
[ редактировать ]- И начал Дух Господень соходить на него в Махане Дане, между Цорой и Естаолом. [ 19 ]
- «Махане Дан»: буквально «стан Дана» (ср. Суд. 18:12 ). [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Вся книга Судей отсутствует в дошедшем до нас Синайском кодексе . [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Галлей 1965 , с. 173.
- ^ Талмуд , Баба Батра 14б-15а)
- ^ Jump up to: а б Гилад, Илон. Кто на самом деле написал библейские книги царей и пророков? «Гаарец» , 25 июня 2015 г. Краткое содержание: Песнь царю Иосии и возвышенные описания древних израильских империй наводят на мысль, что именно он и его писцы лежат в основе Девтерономической истории.
- ^ Нидич 2007 , с. 177.
- ^ Jump up to: а б с д и Нидич 2007 , с. 185.
- ^ Чисхолм 2009 , стр. 251–252.
- ^ Вюртвайн 1995 , стр. 35–37.
- ^ Вюртвайн 1995 , стр. 73–74.
- ^
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Синайский кодекс ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Чисхолм 2009 , с. 251.
- ^ Судей 3:7 Анализ текста на иврите . Библияхаб
- ^ Чисхолм 2009 , с. 252.
- ^ Jump up to: а б с д Ким 1993 , с. 424.
- ^ Ким 1993 , стр. 424, 426.
- ^ Судей 13:1 KJV
- ^ Jump up to: а б с д Кейл, Карл Фридрих; Делич, Франц. Комментарий к Ветхому Завету (1857-1878). 2 Самуэль 3 . По состоянию на 24 июня 2018 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Эксум, Дж. Шерил (1980). Литературные модели в саге о Самсоне: исследование риторического стиля в библейской прозе . Университетские микрофильмы. п. 70.
- ^ Ким 1993 , с. 104.
- ^ Судьи 13:25 NKJV
- ↑ Примечание к Судьям 13:25 в NKJV.
Источники
[ редактировать ]- Чисхолм, Роберт Б. младший (2009). «Хронология Книги Судей: лингвистический ключ к решению надоедливой проблемы» (PDF) . Журнал Евангелического богословского общества . 52 (2): 247–55.
- Куган, Майкл Дэвид (2007). Куган, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн; Перкинс, Фем (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами: новая исправленная стандартная версия, выпуск 48 (дополненное 3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-528881-0 .
- Галлей, Генри Х. (1965). Библейский справочник Галлея: сокращенный библейский комментарий (24-е (переработанное) изд.). Издательство Зондерван. ISBN 0-310-25720-4 .
- Хейс, Кристина (2015). Введение в Библию . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-18827-1 .
- Ким, Джичан (1993). Структура цикла Самсона . Издательство Кок Фарос. ISBN 978-90-390-0016-8 .
- Нидич, Сьюзен (2007). «10. Судьи». В Бартоне, Джон ; Маддиман, Джон (ред.). Оксфордский библейский комментарий (первое издание (в мягкой обложке)). Издательство Оксфордского университета. стр. 176–191. ISBN 978-0-19-927718-6 . Проверено 6 февраля 2019 г.
- Уэбб, Барри Г. (2012). Книга судей . Новый международный комментарий к Ветхому Завету . Издательство Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2628-2 .
- Вюртвейн, Эрнст (1995). Текст Ветхого Завета . Перевод Роудса, Эрролла Ф. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. ISBN 0-8028-0788-7 . Проверено 26 января 2019 г.
- Младший, К. Лоусон (2002). Судьи и Рут . Комментарий к заявлению NIV. Зондерван. ISBN 978-0-310-20636-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейские переводы:
- Шофтим - Судьи - Глава 13 (Judaica Press) . Текст на иврите и английский перевод [с Раши ] на Chabad.org комментарием
- Христианские переводы:
- Интернет-Библия на сайтеGospelHall.org (ESV, KJV, Darby, американская стандартная версия, Библия на базовом английском языке)
- Книга Судей, глава 13. Библейские ворота