Самсон в раввинской литературе
Аллюзии в раввинской литературе на библейского персонажа Самсона , древнего израильского героя, сражавшегося с филистимлянами со сверхъестественной силой, содержат различные расширения, уточнения и выводы, выходящие за рамки того, что представлено в тексте самой Библии.
тело
[ редактировать ]Самсон отождествляется с Беданом (1 Царств 12:11); его называли «Бедан», потому что он происходил из племени Дана , причем «Бедан» объясняется как «Бен Дан». [ 1 ]
Родословная
[ редактировать ]Однако по материнской линии он был потомком колена Иуды ; для его матери, которую звали Зелпонит [ 2 ] или Хазелелпонит , [ 3 ] был членом этого рода (ср. 1 Паралипоменон 4:3).
Его имя
[ редактировать ]Имя «Самсон» происходит от слова «шемеш» («солнце»), так что Самсон носил имя Бога , который также является «солнцем и щитом» ( Псалом 84:12 ); и как Бог защищал Израиль, так и Самсон охранял его в своем поколении, судя людей так же, как это делал Бог. Сила Самсона была получена от Бога, [ 4 ] и еще он походил на Бога, не нуждаясь ни в помощи, ни в помощи. [ 5 ]
Благословение Иакова Дана
[ редактировать ]В благословениях, которые Иаков произнес над коленом Дановым (Бытие 49:16-17), он имел в виду Самсона, [ 6 ] которого он считал даже Мессией . [ 7 ] Джейкоб сравнил его со змеей [ 8 ] потому что, как и змея, сила Самсона целиком заключалась в его голове, то есть в его волосах, тогда как он также был мстительным, как змей; и как змея убивает своим ядом даже после того, как умерла, так и Самсон в час своей смерти убил больше людей, чем за всю свою жизнь; и он также жил одиноко, как змей. [ 9 ]
Его сила
[ редактировать ]Плечи Самсона были шириной в шестьдесят локтей. Он был хромым на обе ноги, [ 4 ] но когда дух Божий сошел на него, он мог одним шагом шагнуть из Цореи в Естаол , в то время как волосы на его голове поднимались и сталкивались друг с другом так, что их можно было услышать на таком же расстоянии. [ 10 ] Он был настолько силен, что мог поднять две горы и растереть их друг о друга, как два комья земли. [ 11 ] однако его сверхчеловеческая сила, как и сила Голиафа , принесла горе своему обладателю. [ 12 ] По распутству его сравнивают с Амноном и Зимри , оба из которых были наказаны за свои грехи. [ 13 ] [ 14 ] Глаза Самсона были выколоты, потому что он слишком часто «следовал за ними». [ 15 ] (т.е. поскольку его глаза сбили его с пути похоти, это и было причиной его ослепления). [ 16 ] Когда Самсон жаждал (сравните Судей 15:18-19), Бог вызвал из его зубов источник воды. [ 17 ]
За двадцать лет, в течение которых Самсон судил Израиль, [ 18 ] он никогда не требовал ни малейшего обслуживания от израильтянина , [ 19 ] и он благочестиво воздерживался от произнесения имени Божия всуе. Итак, как только он сказал Далиле, что он назорей Божий [ 20 ] она сразу поняла, что он сказал правду. [ 15 ] Когда он разрушил храм Дагона и убил себя и филистимлян , [ 21 ] конструкция упала назад, так что он не был раздавлен, и таким образом его семья получила возможность найти его тело и похоронить его в могиле его отца. [ 22 ]
В период Талмуда многие, похоже, отрицали, что Самсон был исторической фигурой, считая его чисто мифологическим персонажем. Очевидно, это еретическая теория, которую Талмуд пытается опровергнуть, называя имена его сестры (по имени Нишьян или Нашиан) и матери. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рош ха-Шана 25а.
- ^ Jump up to: а б Бава Батра 91а
- ^ Числа Раба 10:13
- ^ Jump up to: а б Сота 10а
- ^ Бытие Раба 98:18
- ^ Сота 9б
- ^ Бытие Раба LC § 19
- ^ Бытие 49:17
- ^ Бытие Раба LC §§ 18-19
- ^ Левит Раба 8:2
- ^ там же; Сота 9б
- ^ Экклезиаст Раба 1, конец
- ^ Левит Раба 23:9
- ^ «Одиннадцатая язва, сноска 12»... «Я — Господь» подразумевает: Я — Тот, кто наказал Самсона, Амнона и Зимри, и кто накажет любого, кто будет действовать в соответствии с их обычаями. ." " . 24 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б ООО «Сота»
- ↑ Ответ раввина Элиэзера Залманова 19.08.2022.
- ^ Бытие Раба LC § 18
- ^ Сравните Судей 15:20, 16:31.
- ^ Числа Раба 9:25
- ^ Сравните Судей 16:17.
- ^ Судьи 16:30
- ^ Бытие Раба LC § 19
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Самсон» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.