Самсон и Далила (Рубенс)
Самсон и Далила | |
---|---|
![]() | |
Художник | Питер Пауль Рубенс |
Год | в. 1609–1610 гг. |
Тип | Дерево, масло |
Размеры | 185 см × 205 см (73 × 81 дюйм) |
Расположение | Национальная галерея , Лондон |
«Самсон и Далила» — картина, долгое время приписываемая эпохи барокко фламандскому художнику Питеру Паулю Рубенсу (1577–1640) и хранящаяся в Национальной галерее в Лондоне. Датируется примерно с 1609 по 1610 год.
Сегодня существуют две предварительные копии картины: рисунок тушью на бумаге и эскиз маслом на деревянной панели. Эскиз маслом находится в Художественном музее Цинциннати , а эскиз тушью хранится в частной коллекции в Амстердаме.
Самсон и Далила (эскиз) | |
---|---|
![]() | |
Художник | Питер Пауль Рубенс |
Год | в. 1609 г. |
Середина | Масло на панели |
Размеры | 52,1 см × 50,5 см (20,5 × 19,9 дюйма) |
Расположение | Художественный музей Цинциннати , Цинциннати |
Описание
[ редактировать ]Рубенс изображает момент, когда Самсон , заснувший на коленях Далилы , молодой человек стрижет Самсону волосы. Самсон и Далила находятся в темной комнате, которая в основном освещена свечой, которую держит старуха слева от Далилы. Далила изображена полностью одетой, но с обнаженной грудью. Ее левая рука лежит на правом плече Самсона, а его левая рука обхватывает ее ноги. Мужчина, стригущий волосы Самсона, скрещивает руки, что является признаком предательства. -филистимлян . На правом заднем плане картины можно увидеть воинов [ 1 ] В нише за Далилой находится статуя Венеры , богини любви, и ее сына Купидона . Примечательно, что у Купидона связан рот, а не глаза. Эту статую можно считать причиной судьбы Самсона и орудием действий Далилы.
На картине изображен эпизод из ветхозаветной истории о Самсоне и Далиле ( Судьи 16 ). Самсон был еврейским героем, известным борьбой с филистимлянами. Влюбившись в Далилу, подкупленную филистимлянами, Самсон открывает ей секрет своей великой силы: свои нестриженные волосы. Лишившись сил, Самсон попадает в плен к филистимлянам. Старуха, стоящая позади Далилы и дающая дополнительный свет сцене, не появляется в библейском повествовании о Самсоне и Далиле. Считается, что она сводница , и соседние профили ее и Далилы могут символизировать прошлое старухи и будущее Далилы.
Провенанс
[ редактировать ]Первоначально картина была заказана Николаасом II Рококсом , лорд-мэром Антверпена , для дома Рококс в этом городе. Рококс был не только покровителем, но и близким другом Рубенса. Картина была специально предназначена для размещения над каминной полкой высотой 7 футов, где картину можно было бы видеть снизу. [ 2 ] Картина была публично продана на благотворительность после смерти Рококса в 1640 году, но личность покупателя неизвестна. В 1700 году панно под названием «Самсон и Далила» было куплено Гансом-Адамом I, принцем Лихтенштейна . Вероятно, это картина Рубенса. Однако, когда панно было частью коллекции Лихтенштейна в Вене в восемнадцатом веке, художник был идентифицирован как Ян ван ден Хекке , который был главным помощником Рубенса в 1630-х годах. Затем картина была продана в 1880 году в Париже, где позже была обнаружена Людвигом Бурхардом в 1929 году. В конце концов, в 1980 году она была продана на аукционе Christie's и куплена Национальной галереей за 5 миллионов долларов. [ 3 ]
Ранее картину приписывали голландскому художнику Герарду ван Хонтхорсту , художнику, который, как и Рубенс, работал в Риме в тени Караваджо в начале 17 века.
Были некоторые сомнения относительно приписывания картины Рубенсу во главе с Евфросиньей Доксиадис , художницей и исследователем портретов фаюмских мумий . Она утверждает, что картина Национальной галереи в деталях отличается от копий оригинала, сделанных при жизни Рубенса, что в ней не используется техника послойного лессирования, распространенная в масляной живописи того времени и освоенная Рубенсом, и что ее происхождение не может быть документально подтверждено. с уверенностью между 1641 и 1929 годами. Дендрохронологическое исследование картины, однако, подтверждает, что картина относится к правильному периоду, и атрибуция была принята большинством научного сообщества, занимающегося историей искусства.
Однако в сентябре 2021 года анализ искусственного интеллекта, проведенный доктором Кариной Поповичи и швейцарской компанией Art Recognition , базирующейся недалеко от Цюриха, похоже, подтвердил убеждения сомневающихся, когда было объявлено, что с вероятностью 91% картина не была работой художника. Рубенс. [ 4 ]
Лакокрасочные материалы
[ редактировать ]Картина была очищена и исследована в Национальной галерее в 1983 году. [ 5 ] Он примечателен мастерской и тщательной росписью драпировок, отсутствием синих пигментов. Рубенс использовал кармин ( кермес ), свинцово-оловянно-желтый , киноварь и охру в дополнение к свинцовым белилам и угольно-черному цвету. [ 6 ] Однако химический анализ пигментов в то время все еще находился на ранней стадии, и образцов для других работ Рубенса было недостаточно по сравнению с тем, что доступно сегодня. [ нужна ссылка ]
Производные работы
[ редактировать ]
Джейкоб Мэтем , гравер из Харлема, использовал масляный набросок Самсона и Далилы из Цинциннати в качестве модели для гравюры, которую он сделал ок. 1613 г. Гравюра представляет собой обратное изображение Самсона и Далилы . [ 7 ]
Изображение Самсона и Далилы можно увидеть на Франса Фракена Младшего « картине Банкет в доме бургомистра Рококса» , где картина висит над каминной полкой. Примечательно, что на этом изображении оригинальной картины Рубенса 17-го века нога Самсона полностью включена в рамку композиции. По сравнению с ним версия Национальной галереи обрезана как с левой, так и с правой стороны. Кроме того, в дверном проеме стоят пять солдат по сравнению с тремя на картине Франкена и на ранних гравюрах.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Рубенс, Питер Пауль, Марджори Э. Виземан, Бернард Ван Хаут и Питер С. Саттон. Нарисовано кистью: масляные зарисовки Питера Пауля Рубенса . Нью-Хейвен: Йельский университет, 2004. 88-93. Распечатать.
- ^ Плестерс, Джойс. «Самсон и Далила: Рубенс и искусство живописи на панели». Технический бюллетень Национальной галереи , том. 7, 1983, стр. 30–49.
- ^ Де Стален, Кэролин. «Картина Рубенса «Самсон и Далила» в Национальной галерее: новые факты, касающиеся ее происхождения». Журнал Берлингтон , том. 146, нет. 1216, 2004, стр. 467–469.
- ^ The Guardian, «Был ли знаменитый Самсон и Далила действительно написан Рубенсом? Нет, говорит AI», [1]
- ^ Плестерс, Дж. «Самсон и Далила»: Рубенс и искусство живописи на панели». Технический бюллетень Национальной галереи, том. 7, 1983, стр. 30–49.
- ^ Рубенс, Самсон и Далила , ColourLex
- ^ Логан, Энн-Мари С., Мишель К. Пломп и Питер Пол. Рубенс. Питер Пауль Рубенс: Рисунки . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2005. 124–27. Распечатать.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ксения Рессос, Самсон и Далила в искусстве Средневековья и раннего Нового времени (= исследования по международной истории архитектуры и искусства, том 108) , Имхоф, Петерсберг, 2014 г., ISBN 978-3-86568-843-9
- Кристофер Браун, «Самсон и Далила» Рубенса , Лондон: Национальная галерея, 1983.