Загадка Самсона
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на иврите . (Октябрь 2016 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |

Загадка Самсона встречается в библейской Книге Судей , где она включена в более обширное повествование о Самсоне , последнем из судей древних израильтян . Загадка , которой Самсон забрасывает своих тридцати свадебных гостей, такова: «Из ядущего вышло ядое, и из сильного вышло сладкое».
Решение, очевидно, невозможно найти только путем дедукции, поскольку оно основано на частном опыте Самсона, который ранее убил молодого льва-самца и нашел в его трупе медоносных пчел и мед. Однако гости на свадьбе вымогают ответ у жены Самсона; проиграв пари, Самсон обязан раздать своим гостям тридцать хороших костюмов, которые он приобретает, убив тридцать человек.
Современные комментаторы предложили и другие возможные решения загадки. Аспекты окружающего повествования также интерпретировались по-разному: проводились параллели с греческими мифами о героях-убийцах львов и с древней верой в то, что живые существа могут спонтанно возникать из мертвой плоти.
Библейское повествование
[ редактировать ]
История загадки Самсона составляет 14 главу Книги Судей . Все начинается с того, что Самсон встречает филистимлянку в городе Тимне и решает жениться на ней, несмотря на возражения своих родителей. Во время путешествия в Тимну, чтобы встретиться с женщиной, на Самсона нападает молодой лев. Дух Господень сходит на него, и он разрывает льва голыми руками.
Некоторое время спустя Самсон возвращается в Тимну, чтобы взять замуж филистимлянку. По пути он проходит место, где убил льва, и обнаруживает, что рой пчел создал улей внутри туши. Самсон собирает мед из улья для себя и своих родителей, но не рассказывает родителям о льве.
На свадебном пиру Самсон предлагает своим гостям-филистимлянам следующую загадку: [ 1 ]
Еда вышла из еды |
Из едока вышло что-то есть, |
Самсон держит пари, что филистимляне не смогут отгадать загадку в течение семи дней (продолжительность пира); Ставка пари — тридцать льняных одежд и тридцать комплектов одежд. Филистимляне вынуждают новую жену Самсона найти для них решение, угрожая сжечь ее и дом ее отца, если она потерпит неудачу. Соответственно, она умоляет Самсона сказать ей ответ на загадку, и на седьмой день Самсон капитулирует. Жена Самсона передает решение свадебным гостям, которые перед заходом солнца седьмого дня повторяют его Самсону, говоря: «Что слаще меда? И что сильнее льва?» [ 2 ] Самсон отвечает: «Если бы ты не пахал с моей телицей, ты бы не разгадал мою загадку». [ 2 ]
Дух Господень снова сходит на Самсона, и он идет в Ашкелон и убивает тридцать филистимлян, забирая их одежду, чтобы выплатить долг своим свадебным гостям. Тогда, разгневанный предательством жены, Самсон возвращается в свою семью, а женщину отдают вместо нее одному из гостей. Этот инцидент запускает серию жестоких конфликтов между Самсоном и филистимлянами, как описано в последующих главах.
Интерпретация
[ редактировать ]В тексте есть несколько трудностей, особенно касающихся участия родителей Самсона в этапах, предшествующих свадьбе, а также хронологических аспектов описания пира и загадки. [ 3 ] Традиционная экзегеза имеет тенденцию гармонизировать трудности, но в критической экзегезе эти трудности обычно решаются, предполагая, что текст прошел несколько этапов редактирования.
Некоторые ученые, такие как Отниэль Маргалит, [ 4 ] Думаю, что цикл Самсона в целом, а также загадка Самсона и окружающее ее повествование в частности находились под сильным влиянием филистимской культуры, которая, как обычно считается, связана с древнегреческой культурой через микенцев . [ 5 ] Соответственно, некоторые ученые рассматривают повествование или определенные в нем мотивы в свете параллельных историй греческой мифологии и фольклора.
Разрыв льва
[ редактировать ]
Растерзание льва можно рассматривать как легендарное описание, призванное прославить Самсона как сверхчеловеческого героя, как и другие описания в цикле Самсона, демонстрирующие его огромную физическую силу. Мотив героя, побеждающего льва, широко распространен в мировом фольклоре и встречается в других местах еврейской Библии; аналогичные истории рассказаны о Давиде (1 Царств 17:36) и Ванее (2 Царств 23:20). [ 6 ]
По мнению Пола Каруса , лев — мифический символ солнечного тепла, а Самсон олицетворяет солнечное божество , способное «убить льва», то есть уменьшить солнечное тепло. [ 7 ] Гипотеза Каруса коренится в старом научном подходе, не принятом в современных исследованиях, который рассматривает Самсона как мифологического «солнечного героя» – то есть бога или полубога, связанного с солнцем – и интерпретирует истории о нем с этой точки зрения. вид.
Гофониэль Маргалит указывает на тот факт, что в других случаях мотива поражения льва в Библии, да и на древнем Ближнем Востоке вообще, герой охотится на льва, а не убивает его голыми руками, как в истории о Самсоне. . С другой стороны, эта деталь убийства льва голыми руками широко распространена в греческих источниках. Это указывает, по мнению Маргалита, на микенскую подоплеку библейской истории. Маргалит сравнивает историю о Самсоне, разрывающем льва, с историей о том, как Геракл убил Немейского льва голыми руками ; и другим героям греческой мифологии, которые, подобно Самсону, убивают льва голыми руками на пути к жене. [ 8 ]
В 2012 году археологи, проводившие раскопки в Тель-Бейт-Шемеше на Иудейских холмах недалеко от Иерусалима, обнаружили древнюю каменную печать, которая, возможно, изображает историю битвы Самсона со львом. [ 9 ] На тюлене диаметром 1,5 сантиметра изображено большое животное с кошачьим хвостом, нападающее на человеческую фигуру с длинными волосами. Его датируют примерно 11 веком до нашей эры, периодом, который многие ученые считают временем библейских судей. Печать была обнаружена возле реки Сорек , которая обозначала границу между израильтянами и их врагами-филистимлянами, что указывает на то, что фигура на печати потенциально может представлять Самсона или может свидетельствовать об истории происхождения битвы Самсона со львом.
Мед в трупе льва
[ редактировать ]Обнаружение Самсоном улья в туше льва трудно объяснить реалистично, поскольку пчелы обычно избегают разлагающейся плоти. Иногда высказывают предположение, что слово, обычно переводимое как «туша», на самом деле должно читаться как «скелет», или что насекомые, найденные Самсоном, на самом деле были мухами-падальщиками , но ни одно из объяснений не дает удовлетворительного прочтения. [ 10 ]
Происшествие чаще считают чудесным явлением, [ 11 ] или вдохновиться древней верой в самозарождение , возникновение живых существ из неживой материи. Многочисленные греческие и римские литературные источники описывают ритуал, известный как бугония , который, как говорят, был способом производства пчел из туши быка, и это, возможно, было основой повествования о Самсоне. [ 12 ]
Загадка
[ редактировать ]
Загадка Самсона - единственный явный пример загадки в еврейской Библии. [ 13 ] – был описан как несправедливый, поскольку, по-видимому, невозможно угадать ответ, не зная встречи Самсона со львом, которую он держал в секрете от всех. [ 14 ] [ 15 ] Поэтому многие комментаторы пытались доказать, что загадка допускает и другие решения.
Хейман Штейнталь , писавший в конце 19-го века, заметил, что пчелы в древней Палестине были наиболее продуктивными, когда солнце находилось в знаке Льва , - факт, который гости Самсона должны были знать. [ 16 ] [ 17 ] Ганс Бауэр предположил, что загадка была игрой слов, утверждая, что в оригинальном тексте истории использовалось арабское слово, обозначающее «мед», которое на иврите было бы идентично слову «лев». Согласно этой теории, загадка была этимологической, а решение заключалось в следующем: «слово «мед» произошло от слова «лев » . [ 18 ] Однако более поздние учёные не смогли подтвердить существование рассматриваемого арабского слова. [ 19 ]
Джеймс Л. Креншоу утверждал, что возможные решения загадки включают «рвоту» и «сперму», которые связаны с обстоятельствами свадебного пира. В поддержку интерпретации «спермы» Креншоу цитирует несколько других отрывков из библейских текстов, в которых еда и питье используются как метафоры полового акта. [ 20 ]
Решение, предложенное гостями свадьбы – «Что слаще меда и что сильнее льва?» – тоже имеет вид загадки. Герман Стан предположил, что это могла быть традиционная свадебная загадка, ответ на которую - «любовь». [ 21 ] Другие потенциальные решения этой второй загадки включают «яд», «смерть» и «знание». [ 19 ]
Одна христианская интерпретация гласит, что история загадки раскрывает «всю божественную логику, управляющую жизнью Самсона». Сила Самсона на протяжении всей его истории используется для достижения насильственных целей, но в конечном итоге из его действий возникает «что-то приятное»; то есть уничтожение врагов Израиля. [ 22 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]
Иллюстрация трупа льва с медоносными пчелами и вторая половина загадки заметно выделяется на банке с золотым сиропом Лайла . Слоган выбрал Абрам Лайл , изобретатель золотого сиропа.
Хотя точно неизвестно, почему был выбран этот образ и слоган, Абрам Лайл был глубоко религиозным человеком, и было высказано предположение, что они относятся либо к силе компании Lyle, либо к банкам, в которых продается золотой сироп, либо просто к процессу очистки сладкого сиропа от горькой («крепкой») патоки. [ 23 ]
В 1904 году они были зарегистрированы вместе как торговая марка. [ 23 ] а в 2006 году Книга рекордов Гиннеса объявила этот знак старейшим в мире брендом и упаковкой. [ 24 ]
В 2024 году был обновлен логотип разливной бутылки. В новом логотипе по-прежнему используется мотив льва и пчелы, но он явно отличается от изображения туши льва. Консервированные сорта сиропа сохранят оригинальный логотип.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Судей 14:14 (NKJV). Библейские ворота.
- ^ Перейти обратно: а б Судей 14:18 (NKJV). Библейские ворота.
- ^ Соггин 1981 , стр. 239–242.
- ^ Маргарет 1987 , стр. 66–68; Маргарет 1986 , стр. 228–229
- ^ Ядин 2002 , с. 416.
- ^ Амит 1999 , с. 234.
- ^ Дорогой 1907 год , стр. 42–43.
- ^ Маргарет 1987 , стр. 66–68.
- ^ Уэллс 2012 .
- ^ Маргарет 1986 , с. 227.
- ^ Например, Мур 1895 , с. 332.
- ^ Берни 1918 , стр. 359–360.
- ^ Маргарет 1986 , с. 226.
- ^ Соггин 1981 , с. 241.
- ^ Мур 1895 , с. 335.
- ^ Штейнталь 1877 , с. 396.
- ^ Стан 1908 , стр. 39–40.
- ^ Портер 1962 , стр. 106–109.
- ^ Перейти обратно: а б Сассон 2021 , с. 586.
- ^ Креншоу 1978 , стр. 114–116.
- ^ Стан 1908 , стр. 36–37.
- ^ Моррисси, CS (3 октября 2018 г.). «Загадка Самсона дает представление о божественной логике» . Католик до нашей эры .
- ^ Перейти обратно: а б «Лайл – прошлое и настоящее» . Тейт и Лайл . 2008. Архивировано из оригинала 20 февраля 2008 года . Проверено 9 апреля 2008 г.
- ^ «Сладкий успех «старейшего бренда» » . Новости Би-би-си . 28 сентября 2006 г.
Источники
[ редактировать ]- Амит, Яира (1999). : Со Судьи вступительным словом и переводом (на иврите). Иерусалим: Ам Овед: Магнес Пресс, Еврейский университет. ISBN 978-965-13-1325-7 .
- Берни, CF (1918). Книга судей . Ривингтоны.
- Карус, Пол (1907). «Мифические элементы в истории Самсона» . Монист . 17 (1): 33–83. дои : 10.5840/monist190717130 . JSTOR 27900018 .
- Креншоу, Джеймс Л. (1978). Самсон: раскрытая тайна, проигнорированная клятва . Атланта: Джон Нокс. ISBN 0804201706 .
- Маргалит, Гофониил (1986). «Загадка Самсона и волшебные замки Самсона» Ветус Заветум 36 (2): 225–234. дои : 10.1163/156853386X00050 . JSTOR 1518382 .
- Маргалит, Гофониил (1987). «Легенды о Самсоне/Геракле». Ветхий Завет 37 (1): 63–70. дои : 10.1163/156853387X00077 . JSTOR 1517811 .
- Мур, Джордж Ф. (1895). Критический и экзегетический комментарий о судьях . Т. и Т. Кларк. ISBN 978-0-567-05004-5 .
- Портер, младший (1962). «Загадка Самсона: Судьи XIV. 14, 18». Журнал богословских исследований . 13 (1): 106–109. дои : 10.1093/jts/XIII.1.106 . JSTOR 23958120 .
- Сассон, Джек М. (2021). «Самсон как Загадка» (PDF) . В «Машинисте», Питер; Харрис, Роберт А.; Берман, Джошуа А.; Самет, Нили; Аяли-Даршан, Нога (ред.). Вед-'ед Яале (Быт. 2:6): Очерки библейских и древних исследований Ближнего Востока, представленные Эдварду Л. Гринштейну . Том. 1. СБЛ Пресс. ISBN 978-0-88414-484-7 .
- Соггин, Дж. Альберто (1981). Судьи: комментарий . Пресвитерианская издательская корпорация. ISBN 978-0-664-21368-8 .
- Стан, Герман (1908). Сага о Самсоне: религиозно-историческое исследование Судей 13–16 (на немецком языке). Ванденхук и Рупрехт.
- Штейнталь, Хейманн (1877). «Легенда о Самсоне» . В Гольдцихере, Игнац (ред.). Мифология евреев и ее историческое развитие . Перевод Рассела Мартино. Лонгманс, Грин и Ко.
- Уэллс, Чарли (31 июля 2012 г.). «Израильские археологи обнаружили печать, подтверждающую существование библейского Самсона» . Нью-Йорк Дейли Ньюс .
- Ядин, Аззан (2002). «Хида Самсона». Ветхий Завет 52 (3): 407–426. дои : 10.1163/156853302760197539 . ISSN 0042-4935 . JSTOR 1585062 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ашман, Ахува, История Евы: дочери, матери и странные женщины в Библии , Тель-Авив: Мискаль, 2008, ISBN 9789654826822 (иврит)
- Бал, Мике , «Риторика субъективности» , Poetics Today 5/2 (1984), стр. 337–376.
- Кэмп, Клаудия В. , Мудрая, странная и святая: странная женщина и создание Библии , Шеффилд, Великобритания: Sheffield Academic Press, 2000, ISBN 1841271667 (ткань), ISBN 1841271675 (мягкая обложка)
- Кэмп, Клаудия В. и Фонтейн, Кэрол Р., «Слова мудрых и их загадки», в Сьюзен Нидич (ред.), Текст и традиция: Еврейская Библия и фольклор , Атланта: Scholars Press, 1990, ISBN 1555404413 , стр. 127–151.
- Эммрих, Мартин, «Символизм льва и пчел: еще один иронический поворот в цикле Самсона» , Журнал Евангелического теологического общества 44 (2001), стр. 67-74.
- Гастер, Теодор Герцль, Миф, легенда и обычаи в Ветхом Завете: сравнительное исследование с главами из фольклора сэра Джеймса Дж. Фрейзера в Ветхом Завете , Нью-Йорк: Harper & Row, 1969.
- Геландер, Шамай, «Самсон над тобой», Beit Mikra 184 (2005), стр. 107–1. 63-71 (иврит)
- Копф, Лотар, «أَريٌ = Мед?», Tarbiẕ 23 (1952), стр. 240–252 (иврит)
- Нел, Филип, «Загадка Самсона», Biblica 66 (1985), стр. 534–545
- Ной, Дов, «Загадки на свадебном банкете», Маханаим 83 (1963), стр. 64–71 (иврит)
- Пол, Шалом М., «Пахота с телицей» в книге Судей 14:18», в книге Шоны Долански (редактор), « Священная история, священная литература: очерки о древнем Израиле, Библии и религии в честь Р.Э. Фридмана» его шестидесятилетие , Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс, 2008 г., ISBN 9781575061511 , стр. 163–167.
- Портер, младший, «Загадка Самсона: Судьи XIV. 14, 18», Journal of Theological Studies 13 (1962), стр. 106–109, дои : 10.1093/jts/XIII.1.106
- Куинн, Артур, «Загадки Самсона: риторическая интерпретация судей 14–16», Pacific Coast Philology 18 (1983), стр. 84–91 ( доступно в JSTOR )
- Шиппер, Джереми, «Неясность повествования о חידה Самсона в Судей 14.14 и 18», Журнал по изучению Ветхого Завета 27 (2003), стр. 339–353, дои : 10.1177/030908920302700304